Меня занимает вопрос: - Есть ли выбор у человека? Многие говорят, что есть. На мой взгляд выбора нет. А то, что называют выбором - это иллюзия выбора, своего рода потребность в том, ЧТО человек якобы выбирает, но другого он выбрать и не может. Это всё равно что человек, которому приспичило сходить "по-большому" делает выбор в пользу этого действа. Может ли человек выбрать то, что ему не нравится? А если он выбирает то, что ему нравится, то где здесь выбор? Он просто следует своим внутренним позывам. Таки что такое Выбор?
Если есть волеизъявление, то значит есть Некто это делающий. Или не обязательно существовать этому Некто, чтобы акт волеизъявления мог состояться?
Это просто обозначение определённого вида дхарм. Можно взять любое другое обозначение. В буддизме называются они самскарами, хотя, по-моему, значение понятия "самскары" в буддизме несколько шире (если что, старшие товарищи поправят). Ему не то чтобы не обязательно существовать, это просто не важно. Важно это только в особом состоянии восприятия, которое можно назвать "яшностью". Сам этот вопрос есть следствие пребывания в этом состоянии сознания.
Понятное дело, все вещи - это, можно сказать, различные состояния сознания. То есть ты предалагаешь просто этим состоянием не пользоваться?
Да нет, это в любом случае конкретная разновидность дхарм. Расширение семантического поля имеется в сторону "комплекса дхарм", но пока не радикальное.
Дык "самскара" - это название этой группы дхарм, "кучи" и есть. Впечатления от разных аспектов выбираемого кончается, и в ход идут самскары, подталкивающие виджняно-дхармы к формированию образа вроде "нет, кепочку сегодня надо одеть зелёную".
А КТО практикует практику? Или практика просто случается? Если практика просто случается, то чем она отличается от практики непрактики, которая тоже так же просто случается?
Вот сделай этот вопрос своей практикой. Кто практикует практику? Все остальные способы ответить на этот вопрос не стоят и ломаного гроша. Практика характеризуется совершенно определёнными дхармами.
Никто конкретно. Кто падает лист с дерева? Не просто. Так просто не случается никакая практика. И лист с дерева падает не просто. Дело в понимании, самма дитхи.
Выражу свое мнение Если представить, что наше тело – это всего лишь аватар для души, и напрямую управлять душа телом не может. Только на уровне подсказок, интуиции…. Есть выражение по душе, не по душе, бездушный человек – человек не слушающий свою душу… и прочее…. У всех у нас есть внутренний ответ на ту или иную ситуацию, вот и выбор…. Либо выбирать по душе, либо думать головой, иногда эти вещи совпадают…
На самом деле в этом вопросе с выбором и его свободой есть несколько уровней глубины. 1. (самый внешний) Мы имеем свободу выбора в каждом своём шаге. И осуществляем её. 2. (для сротапанны ) Все скандхи, и в том числе дхармы волеизъявления, обусловлены кармой и значит ни о какой свободе выбора речи быть не может. Однако, есть одно исключение: акты волеизъявления, сделанные в соответствии с Дхармой. Поскольку Дхарма находится вне обусловленности, то и такие акты волеизъявления обусловленными не являются, а значит по-настоящему свободны. Если переводить то же самое на христианский язык, то это вот что: для ветхого человека, порабощённого грехом, каждый его шаг, который кажется ему самостоятельным, является лишь очередным подтверждением его рабства по отношению к законам мира сего (сансары). И только волеизъявление, сделанное против этих самых законов, является истинно и единственно свободным. 3. (следующий по глубине) Всё это - дхармы. Вопрос о волеиъявителе и свободе воли не имеет смысла.
Как-то я тебе уже говорил, что есть причины (карма) и есть условия (её созревания), во втором случае зазор свободы значительно шире. Карма это не рок, а человек это не автомат, хотя чем более стереотипны его реакции, тем выше уровень предопределённости.
Зазор свободы в чём? Если человек, воспользовавшись этим зазором, делает выбор обусловленный, то это не свобода. А если не обусловленный, то это как раз и относится к Просто карма, как ты и сказал - не точный механизм, а предполагает определённый люфт, точки бифуркации и т.д. Но можно ли это назвать зазором свободы? Сомневаюсь я что-то. Зазор свободы - это возможность поступить в соответствии с Дхармой. Имхо. Как ты полагаешь? Нет никакого будущего. Нет никакого Бога, который бы что-либо ведал или не ведал.