В продолжение "ФЭНФИКА"

Тема в разделе "Человеческий опыт", создана пользователем Мила, 19 мар 2012.

Статус темы:
Закрыта.
  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Ветка о фэнфике исчерпала себя, так как была посвящена статье Линор Горалик, и эта статья в самых важных своих позициях процитирована там мною и освещена. Но тема народной любви к разным культурным продуктам могла бы быть продолжена. Не надоест - буду писать тут, в заповеднике.

    Народная любовь и нелюбовь - темы, занимающие не меня одну. Если я признаю место поп-культуры в едином пространстве культуры, стараясь при этом не терять объективности, многие искусствоведы и деятели искусства гораздо непримиримей меня. Культуру мрачно хоронят под грудой нечистот, извергаемых поп-культурой и профессиональными направлениями искусства, в которых авторы очень чутки к разным ветрам и поветриям.
    К примеру, так:

    "Недостаток живописи или скульптуры в том, - пишет многолетний директор музея Пикассо, - что они не развлекательны. Поэтому изобразительное искусство до сих пор не попадало в сферу «праздничной» культуры, которая нашей цивилизации представляется совершенством. Слава богу, подоспели Версаль с Такаси Мураками, Лувр с шутами и Палаццо Грасси с Джеффом Кунсом: музеи стали специализироваться на сочетании «низкой культуры» и «высокой культуры». Это - удовольствие оподления, как сказал бы Марсель Пруст, снобизм шпаны, свойственный упадочническим элитам эпохи декаданса. Когда произведение искусства превращается в объект финансовых махинаций и блестит позолотой, полученной от пребывания в салонах Короля-Солнце, оно как никогда повязывается с нижайшими функциями человеческого существа, выставляя напоказ те символические смыслы, которые подозревал за искусством доктор Фрейд. От культа к культуре, от культуры к культурности, от культурности к культу денег - мы совершенно естественно скатились к уровню нужника, - пишет французский академик. Перечисляя объекты (субъекты?) актуального искусства, где за полукоровой в формоле следует автопортрет художника из собственной замороженной крови и далее все более неприятные анатомические подробности, автор констатирует: унижение, экскременты, скатология".
    Я.Горбаневский, обзор статьи Жана Клера «Против трейдерского искусства»

    Репродукций работ Такаси Мураками и Джеффа Кунса вешать тут не буду, кому интересно - найдут в сети.
    У меня, скажу честно, не столько гранж или эпатаж вызывают отвращение, сколько штампы с манипуляторским прицелом, и туда легко вписывается гламур и сентиментальность, которые потребители нередко путают с красотой и чувством. Про живопись экскрементами читала... Было такое и в России. Это вне искусства, это психиатрия.

    Пока всё.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    А с какой стати они вообще оказались в одной упаковке с популярной культурой
    вполне самостоятельное явление. Раньше такое искусство называли "салонным".
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    А что вас задело, Максим? Популярное искусство бывает и грязным, и эпатирующим. Пожалуй, если я не могла упоминать гранж и эпатаж в этой ветке, то и про статью Жана Клера нельзя было говорить. Это ведь тоже не про попсу, а про дорогое и с большим замахом искусство.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    Демонстративное отвращение к салонному искусство безусловно входило в кодекс чести всех художников модернистов (а до них реалистов). Но надо сказать, в эпоху постмодерна выглядит несколько старомодно :) .
    Не знаю переживает ли сейчас салонное искусство 19 в. взлёт популярности, но удивлюсь если нет. Тиссо и Семирадский легко забъют весь нынешний гламур.
    —— добавлено: 19 мар 2012 в 17:36 ——
    а сейчас можно быть дорогим и непопулярным )
    —— добавлено: 19 мар 2012 в 17:39 ——
    Главное стать медийным фактом.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Брезгливое чувство возбуждается всякий раз, когда маячит перед глазами или звучит что-то бесталанное, но чрезмерное. Однако оно может и не относиться к популярным продуктам. Должна быть, видимо, какая-то "критическая масса", после достижения которой начинается "реакция", и люди это начинают любить.

    О "старомодности" что сказать? Само пренебрежение модой, конечно, может считаться старомодным, но это вряд ли сконфузит тех, кто сторонится модного.:smile2:

    Вот прямо только что прочитала: "Моя ошибка заключается в том, что в детстве я принял превосходное за норму". Жан-Поль Сартр
     
  6. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
    Надо будет посвятить ветку салонному искусству и китайскому гламуру :)
    —— добавлено: 19 мар 2012 в 20:05 ——
    Вообще степень "популярности" направления искусства меняется от поколения к поколению. Картинка "на стенку" уходит с поколением 60-летних. Современный "поп" для молодых это будет скорее компьютерная графика в жанре фэнтези.
     
  7. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.920
    Симпатии:
    1.805
    И аниме. Няшка няшка няшка.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Максим, мне о салонном искусстве и китайском гламуре лучше не рассуждать. Как показывает практика последней пары лет, ни разу мне не удавалось безнаказанно вникать в подобные темы - всегда тут же находятся доблестные защитники пошлости, кича и пр.

    Ни поддержать вас не могу, ни отговорить. Ну, думаю, собеседники и без меня найдутся.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Вот кстати, вспомнила, получив напоминание про Китай и думая о потребительских культурных запросах. Читала какое-то время назад:

    "...Некоторые подвергали сомнению тот факт, что Марко Поло действительно побывал в Китае, потому что он не упоминает ни о Великой китайской стене, ни о чае, ни об обычае бинтовать ноги женщинам. Однако можно очень долго прожить в Китае, на самом деле не зная, что пьют китайцы, ни разу не увидев ног женщины, хотя бы в плане самообразования (самое большее, отметив, что при дворе Великого хана дамы передвигаются мелкими шажками), и ни разу не пройдя мимо Великой китайской стены - или пройдя, но приняв ее за какую-то местную крепость.
    Я говорю все это к тому, что до XX века знания людей об искусстве других стран были весьма ограниченными. К тому же, рассматривая великолепные гравюры на китайскую тему отца Атанасиуса Кирхера, по этим визуальным воссозданиям (сделанным на основе устных описаний миссионеров) трудно опознать, например, пагоду.
    Сколько произведений искусства своей собственной цивилизации видел французский гражданин вплоть до XIX века? Доступ в частные коллекции и даже в музеи имела лишь элита, причем в любом случае элита городская; до изобретения фотографии, чтобы узнать, как выглядит то или иное произведение, хранящееся, к примеру, во Флоренции, пользовались гравюрами. Ах, эти прекрасные книги Лакруа, в которых мадонны всех столетий (как византийские, так и ренессансные) обладали лицами юных девушек, украшавших исторические рассказы эпохи романтизма!
    Вспомним о том, что одно из значений слова "китч" - хотя гипотез очень много - это набросок, эскиз, приблизительный и наскоро сделанный рисунок. Английские дворяне, путешествовавшие по Италии и желавшие сохранить память об увиденных ими памятниках и галереях, просили уличных художников сделать для них набросок, который зачастую создавался второпях, причем художник видел изображаемое произведение лишь однажды. Таким образом, даже воспоминание о непосредственном художественном опыте оформлялось в виде неточных изображений..."

    "Придем ли мы к какому-то обобществленному вкусу, до такой степени, что больше не сможем отличить китайский поп от американского? Или будут созданы некие формы "креолизации", при которых различные культуры будут давать различные интерпретации одного и того же стиля или художественной программы?
    В любом случае, на наш вкус будет влиять тот факт, что, кажется, теперь уже невозможно испытывать остолбенение (или непонимание) перед лицом неизведанного. В мире завтрашнего дня неизведанным - если таковое еще останется - будет только то, что находится по ту сторону звезд".

    Умберто Эко, "Искусство эпохи глобальной деревни"

    Одно из качеств, которое делает продукт культуры привлекательным для потребителя - его "удобство". Продукт может быть страшненьким или милым, объёмным или небольшим, но зритель или слушатель может использовать его как часть своего быта. Залиться слезами, думая о чём-то простом, испытать сладкое чувство мщения или обладания и пр. "Это моё", "это про меня", "какие они идиоты", "так им и надо" и т.д. Зритель, образно выражаясь, может сидеть перед неким произведением развалясь. Всякое ощущение, что разваливаться и класть на стол ноги не позволяется, напрягает и раздражает. "Остолбенение", названное так Эко, как чувство перед чем-то, "находящимся по ту сторону звёзд", обычно исключается, а если включается, то как элемент приятного ощущения интриги и предчувствия разгадки.
    —— добавлено: 20 мар 2012 в 11:55 ——
    Мистификация сама по себе может и не быть пошлой. Взять тот же "Тлен, Укбар, Orbis tertius" Борхеса. Невежество тоже может рождать красивые вещи, например, в наивном искусстве. Я стану защищать их с помощью оружия, которое может казаться деревянным или даже бумажным - тем, как я, читатель и зритель, ощущаю меру искренности и собственного "обогащения" с помощью этого вымысла. Мало находить в произведении искусства себя и нечто своё, необходимо найти нечто превосходящее.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    "В музей, в который раньше ходили только образованные люди, сегодня устремляются нескончаемые потоки посетителей всех социальных классов. Конечно, многие из них смотрят, но не видят, но в любом случае, что бы там ни было, они получают информацию об искусстве различных культур. К тому же, музеи путешествуют, произведения искусства переезжают с места на место. Организуются пышные выставки, посвященные экзотическим культурам, от Египта эпохи фараонов до скифов, музеи обмениваются экспонатами с головокружительной - и иногда опасной - быстротой.
    То же можно сказать и о спектаклях: нет никакого сомнения в том, что у жителя даже второстепенного города теперь больше шансов увидеть спектакль театра "Берлинер Ансамбль" или представление японского театра "Но", чем было у его родителей.
    Прибавим к этому виртуальную информацию: я не говорю о кино или телевидении, которые делают практически излишней поездку в Лос-Анджелес - по которому куда проще пройтись, глядя на экран, чем участвуя в сумасшедшей автогонке с препятствиями, перескакивая с одной автострады на другую, ни разу не выйдя из машины в жилом квартале. Я говорю об Интернете, который сегодня предоставляет в наше распоряжение все произведения Лувра, Галереи Уффици или Лондонской Национальной галереи.
    Это приводит к интернационализации вкуса, и доказательством тому является увлекательный опыт, который переживает тот, кто соприкасается с художественным миром Китая: недавно вышедшие из почти абсолютной изоляции китайские художники создают произведения, которые весьма непросто отличить от тех, что выставлены в Нью-Йорке или Париже. Я вспоминаю одну встречу между европейскими и китайскими критиками, на которой европейцы надеялись заинтересовать своих гостей, показывая им результаты европейских творческих поисков, а китайцы на это только улыбались: их это забавляло, потому что теперь они лучше них знакомы со всем этим".
    Умберто Эко

    Всё не так уж плохо.
    Я и не хоронила культуру под обильной плотью поп-культуры. Но из сора должны расти розы, если они не растут, не надо мне рассказывать, как нам нужен этот сор. Его ценность зависит от того, что из него вырастает.
     
  11. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.533
    Симпатии:
    1.187
    Мила, это еще вопрос, защищают ли защитники пошлость и кич (в их понимании), или все-таки что-то другое.
    Не могла бы ты дать нам свое рабочее определение пошлости, если не трудно? :)
    Желательно, в виде объективных критериев.
     
  12. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
     
  13. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.533
    Симпатии:
    1.187
    Например вот это, по-своему, интересный критерий. Но ценность его в "интерсубъектной коммуникации", очевидно, невелика. Твое личное "как я ощущаю (меру искренности и т.п.)" никто не сможет воспроизвести для себя для сличения с собственным "как я ощущаю". Нужны, наверно, более явные и ясные критерии.
    —— добавлено: 21 мар 2012 в 10:04 ——
    Если это предлагается как критерий, то нужно развернуть понятия "штамп", и пояснить, как точно установить, есть "манипуляторский прицел" или нету. "Гламур и сентиментальность" тоже надо четко описать, чтобы мы, не дай Бог, не спутали их с "красотой и чувством". :)
    —— добавлено: 21 мар 2012 в 10:05 ——
    Уточню на всякий случай - критерии сводящиеся к "так я вижу", объективными критериями в моем понимании не являются. :sorry:
    —— добавлено: 21 мар 2012 в 10:09 ——
    Тоже замечательное рассуждение, но, имхо, полно неясных моментов. "Удобство" относительно, кто-то и то, что Мила назовет произведением искусства, сочтет "страшненьким или милым, объёмным или небольшим", "использует как часть быта", "сядет перед произведением развалясь" и т.п. А кто-то "остолбенеет" перед кадром из комикса (вот и Мила этого не исключает полностью). В любом, случае, я не вижу к тому объективных препятствий. Если я ошибаюсь, прошу мне объяснить, в чем я не прав.
    Пока у меня ощущение более или менее субъективных критериев, оперирующих относительными, довольно расплывчатыми понятиями.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.705
    Симпатии:
    6.364
  15. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.533
    Симпатии:
    1.187
    может, и стоит, я не против (переноса)
    —— добавлено: 21 мар 2012 в 11:11 ——
    хотя, как видно, я отвечаю на сообщения этой ветки
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    В целом я обхожусь даже без суждений, определяя, много или мало пошлости несёт в себе некий продукт. Проговаривать какие-то критерии этого приходится редко. Обычно они не так многословны и обобщены, как на форуме, потому что обсуждаю я это чаще с коллегами или людьми, которые хорошо понимают меня и мой язык. Но вряд ли мои суждения в своём обычном виде удовлетворили бы тебя, Вася, так как наши "как я ощущаю", видимо, питаются из разных источников.:)
    Для чего мне нужны мои суждения о пошлом и не-пошлом в искусстве? Почти не для чего. А оценка нужна, потому что я не искусствовед-теоретик, а художник-практик, и в работе мне постоянно необходимо моё чутьё, чтобы не делать ошибок и не скатиться куда-то не туда.
    Относительно дискуссий о пошлости и вульгарности в искусстве.
    Они меня не заводят. Несколько раз я поддавалась на подначки других участников, и каждый раз дискуссия заканчивалась полным моим разгромом к удовлетворению моих оппонентов. Могу теперь, не тратя лишнего времени, сразу отдать победу.
    Ссылки на подобные дискуссии на ws, где вступали со мной, снобом и высокомерной эстеткой, в битву Нечто, Баядера и т.д., искать не буду, если нужно – ищите сами. Тогда я ещё пыталась разъяснять свою позицию. Теперь мне жалко времени.
    Мне приходилось на ws говорить и о том, что поп-культура – не синоним пошлости, что её исследование надо вытаскивать из болота обличения безвкусицы и плодов психиатрических проблем. Надеюсь, посмотрев внимательно на то, что я размещаю в подразделе "Поп-культура" на нашем форуме, вы поймёте это. Но меня постоянно стараются вовлечь в разговоры о том, что вообще находится вне сферы моего внимания – пошлости как чистого явления, сразу навязывая мне роль её обличителя. Подробный и долгий разговор об этом мне не интересен.
    Вася, вкус в искусстве – не объективное явление. Не нужно звать меня в поле логики и объективных критериев, чтобы там разобрать мой вкус. Если читать мои суждения без подробных выкладок неприятно – просто не читай то, что я пишу. Если своими субъективными суждениями на форуме я нарушаю Регламент – пожалуйста, выносите решение, я ему подчинюсь.

    Эту ветку я закрываю, но если участники, которые тут писали, не согласны с тем, что их сообщения будут находиться в закрытой ветке, через КС можно опротестовать закрытие ветки или разделить тему с переносом их сообщений в другой раздел.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Стало одному человеку плохо от одного из поветрий в сети. Конкретно - от "вишенки на торте". Я тоже перебарываю брезгливость, когда натыкаюсь на это выражение, так же, как и отвращение от "ниже плинтуса", от "Карла!", бесчисленных "светлых" и "солнечных человечков", от "я просто оставлю это здесь" и "тех же яиц, только в профиль".
    Но стоит подумать, зачем это всё.
    Раньше, во времена наших родителей, были настенные коврики с лебедями, мишками в лесу и оленями, картинки на стене, вырезанные из "Огонька", радиолы под ажурными салфетками, одни песни на всех под баян, потом пластмассовые пупсы в ряд на диване, картонный Шишкин на стене и телевизор под салфеткой, потом - хрусталь в стенках, эстампы и телевизор без салфетки, потом - корейские телевизор и магнитофон и огромные меховые медведи на полу, и наконец - компьютеры с интернетом. И всегда общие песни и общие словечки.
    Одно из определений пошлости, которые когда-то требовали с меня на форуме - это обстановка универсальной "зоны комфорта". Это то, что создаёт иллюзию защищённости и принадлежности к какому-то кругу или сообществу. Ведь есть не только пошлость для "плебеев", она есть и для "элиты". Когда говорят "совок" или "ватник", или "блин с лопаты" - это то же ритуальное действие, как и древнее "а ещё шляпу надел" или свежее "либерасты" с другой стороны. Эти действия провоцируют и регулируют: присоединяйся или будешь отторгнут.
    Так и художественный вкус, предпочтения в искусстве обычно явно групповые; даже оригинальность вкуса - тоже заявка на принадлежность к какой-то группе. Все сферы жизни могут служить и служат для идентификации: "я свой" или "я вон оттуда"; "нас много" или "мы избранные"...

    Согласитесь, трудно вырваться из этого заколдованного круга. Не заметишь, как к чему-то, да примкнёшь. Мне ведь тоже было приятно обнаружить, что не я одна не признаю всех этих "светлых человечков" и "Карлов".
    Что интересно (как я замечаю при таких беседах, и это обогащает старые дискуссии о массовых вкусах) - вульгарность, пошлость, как и большая часть стыдного и порицаемого, всегда рассматривается отдельно, с дистанции, как нечто, не имеющее отношения к участникам разговора. Вот это, то, пятое, десятое - совершенно пошлое, когда относится к чужому кругу, а в нашем кругу оно совсем другое, не то, что там, у тех, чужих... Оно наполнено особым смыслом, оно только кажется пошлым.
    Во-первых, я могу повторить то, что уже писала прежде (и что, видимо, всегда оставалось без внимания): когда временная дистанция между нами и пошлым предметом растёт, патина времени скрадывает пошлость и делает предмет всё более заслуживающим внимания, предметом культуры. Во-вторых, признать, что мы все в разной степени пошляки - это не так страшно, как кажется. В конце концов, всё вокруг человека - не декорация, сооружённая ради одного человека, а среда, пронизывающая его насквозь, вместе со своими самыми разными качествами.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Диалектика всегда привлекательна и даже соблазнительна - до того, что всякое движение может казаться "похвальным", самоценным, будь это движение к усложнению или к опрощению, в сторону трудности или прочь от неё. И в каждом явлении можно найти его "теневую" сторону. Так, фэнфикеры могут быть признаны более "прогрессивными", чем сторонники новизны. Ведь первые вдыхают жизнь в старые сюжеты, а вторые, ищущие новые формы, отказывают старому в жизни, консервируют его.
    Я где-то посередине. Цитирование источников - от мыслей писателей до вороны Брейгеля - нахожу занятием не стыдным, но и уязвимым для иронии. Не всякое движение для меня благо. Не всё можно признать движением - то же застревание в трогательной наивной неразвитости, скажем. Да и инволюции, как говорится, ещё никто не отменял.


    "В популярной культуре сегодня очевидны две взаимоисключающие тенденции, исход столкновения которых пока неясен. Первая, ностальгическая — все многообразие попыток вдохнуть новую жизнь в старые истории, переизобрести канон или бесконечно длить пришедшиеся массовой аудитории по вкусу сюжеты: ремейки, сиквелы, приквелы, кроссоверы, спиноффы, мешапы, ревайвалы и т. д.
    Эту первую линию можно условно назвать «консервативной» в силу ее обращенности назад, идеализации ушедших эпох, фетишизации материальной культуры прошлого и проч. Думаю, нет необходимости перечислять чудовищное количество перезапущенных и продолжающихся поныне франшиз. Ведущие киностудии (и афиллированные с ними книгоиздатели, разработчики видеоигр, одежные бренды, производители игрушек и сувениров) оперируют понятиями «вселенных» и мыслят десятилетями выпуска новых эпизодов. Параллельно развиваются все виды фан-арта, а рынок и аудитория подобно ненасытным детям требуют от авторов и производителей продолжения полюбившихся сюжетов. Вторая тенденция, прогрессисткая — глухое или открытое недовольство «сериализацией» культуры, ее неспособностью поставить точку в сделанном ранее, протест против любых попыток вернуться к отработанным сюжетам. Эта линия менее заметна и чаще проявляется в виде реакции на наибольшую интесивность хайпа вокруг того или иного события — будь то выход нового тома саги или премьера очередного эпизода экранизации.
    В отличие от гик-консерваторов, не желающих покидать пределы обжитых, доместицированных вымышленных миров, прогрессисты могут даже быть поклонниками тех или иных явлений массовой культуры, но продолжать настаивать на своем праве работать и осмыслять их как некие завершенные целостности. Эти целостности производятся и сегодня, порождая новые культурные мифы и культовые практики. Но если развитие современных сюжетов происходит одновременно с формированием особого языка и ритуалов в среде поклонников, то продолжение, а тем более пересмотр старых историй взламывает, революционизирует устойчивые нарративы и практики, то есть не позволяет мифам застыть и подвергнуться культурно-временно́й компрессии. Здесь уместна метафора геологических слоев, которые на языке археологов и называются «культурными». Различать их как раз и позволяет давление последующих наслоений. Но чтобы нечто оказывалось под спудом созданного позднее, оно должно быть завершено и защищено от вмешательства, от соблазна ретроспективных изменений.
    Современная популярная культура инфантильна, ее целевая аудитория стремительно молодеет как за счет прямого вовлечения детей в потребление новых продуктов, так и через сдвиг верхней возрастной границы (кидалты и далее). Ответить на вопрос о природе «франшизации» масскульта можно на языке интересов рынка, не готового жертвовать лояльной (и все более платежеспособной) аудиторией при достижении ей нового возрастного порога. Но такая вульгарная критика капитализма сколь разоблачительна, столь и иллюзорна. Видеть во взрослых людях, получающих искреннее удовольствие от новой серии «Мстителей» или нового тома «Гарри Поттера», невинных жертв бездушной машины капитализма мешает хотя бы собственный потребительский опыт. Наслаждаясь масштабом и многослойностью вселенной Marvel, я не готов признать себя всего лишь рабом ее маркетологов.
    Но возможен и психоаналитический взгляд на описанные процессы — через выделение двух радикально различных типов отношения современного потребителя с культурной ситуацией, в которую он вписан. Это «невротический» и «психотический» типы субъекта. Если первый извлекает наслаждение из дистанции по отношению к предмету потребления, настойчиво удерживаемом на расстоянии, то второй «реализует фантазм», то есть погружается и растворяется в объекте, становится его частью. Уже в этом грубом описании можно распознать две идеологии потребления масскульта: психотическая — гик-консервативная versus невротическая — прогрессисткая. Разумеется, в своих крайних формах каждая из них может быть разрушительна, а потому «нормализовать» одну из этих тенденций и «патологизировать» другую — неверно.
    Речь скорее может идти о некоем разумном соблюдении интересов обоих лагерей. В известном смысле «культурные психотики» имеют право знать, что случилось с любимыми героями до и после канонических сюжетов, а также углубить и расширить обжитый мир за счет кроссоверов, то есть превращения второстепенных персонажей в основных. Требование же «культурных невротиков» — сохранить созданный мир в неприкосновенности, позволить работать с завершенными сюжетными линиями.
    Диалектика точки и многоточия, франшизация против оригинальных сюжетов — таким видится один из важнейших расколов современной популярной культуры. Понять его — уже значит сделать шаг к примирению".


    Яков Охонько, "Франшизация популярной культуры: искусство ставить точку"


    Возможно, отрицание, что примирение между "психотиками" и "невротиками", между "простецами" и "мудрецами" от культуры возможно, - это такая примета. Знать, не дорос ещё? Но я надеюсь, что в определённое время она означает другое. Когда всё это в биографии уже было, отказ от части культуры означает, что на неё уже нет времени. Так и формируется представление о структуре среды искусства и около искусства. Поэтому и сложно - да и ни к чему (поскольку опыт сугубо личный) всё произносить вслух.
    И точка ставится в месте, которое тоже имеет сугубо личный смысл.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    "Коллизия - суть противоречие, - учит старый мастер. - Она может быть зашита как внутри произведения (Фродо из команды добрых борется против Саурона, капитана команды злых), так опираться на контекст, сидящий внутри зрителя ("мы думали, что индусы только под баньяном лежат, а на самом деле у них дошкольники программы пишут!"). Коллизия может быть формальной - конфликт черного с белым, острого с круглым, живого и теплого с мертвым и холодным (круглые теплые живые яйца Павленского прибиты острым длинным гвоздем к мертвой холодной брусчатке Красной площади). Конфликт может быть как в форме, так и в содержании, но должен быть. А если нет коллизии - получаем картинку для украшения номера в недорогой гостинице.
    И еще: мне кажется, свойством номер один хорошей фотографии является удивительность. Есть много плохих удивительных фотографий, но я не знаю ни одной хорошей НЕ удивительной. Отсюда следствие: посмотрите на свою фотографию, и спросите себя: "Сколько подобных изображений я уже видел?" И если ответ больше единицы, не думаю, что эту фотографию стоит включать в портфолио".
    Это здравое размышление Сергея Максимишина я хотела бы разместить в другой ветке и не спеша, подробно поговорить о теме, идее и композиции живописной, графической или фото-картинки. Но на этом форуме подобное не востребовано, я поняла это, пройдя долгий путь.
    Поэтому будет лишь реплика здесь - в ветке о культурной отрыжке общества.
    "...спросите себя: "Сколько подобных изображений я уже видел?" - вот совет старого художника. Над ним могут посмеяться люди эпохи развитого фейка и вышедшего в тираж искусства: когда всё уже стало вторичным, для них начинается самое интересное. Этим правилом в творчестве можно пренебречь и тиражировать любую идею и форму, не опасаясь осуждения.
    Но это не отменяет опыт старых мастеров. Как много приёмов и деталей, сколько сюжетов, проектов целиком было отвергнуто и отброшено мной по этому критерию. Думаю, не только я делала так.
    Должен, наверное, наступить момент перенасыщения в сфере культуры, чтобы её носители снова вспомнили об уникальности, штучности в искусстве. И это произойдёт, если культура сама до этого времени не закончится.
     
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей