1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Гностический миф и буддийский космос

    Неоднократные попытки сопоставления буддизма и гностицизма обычно признавались научным сообществом малоубедительными[1]. Возможно причина этого в существенных типологических отличиях этих учений и прежде всего в стремлении спасти все живые существа, психологизм и номинализм в буддизме, и ярко выраженная ориентация на избранных, подчёркнутый эзотеризм и мифологический реализм гностицизма. Из отмеченных Э. Конзе[2] признаков сходства один довольно существен, это «онтологическое обесценивание» фигуры Творца. Потянув за эту ниточку, постараемся выявить более существенное сходство.
    Итак, обобщённая гностическая модель развёртывания мироздания: 1.божественное ничто порождает плерому – симфонию совершенных эонов. 2. последний из эонов Пистис София обращается к тьме-материи, что приводит к возникновению материального мира. 3.Пистис оказывается границей божественного и низшего миров. 4. последний, удерживая отражение света, развивается по собственным законам. 5. его правитель – верховный архонт – сын Пистис Софии, считает себя единственным Богом и творцом мира, а узнав о своей ошибке, продолжает упорствовать. 6. высшие силы (Плерома и Пистис) вмешиваются в земные дела с целью освобождения заключённого в материи света – духовных людей. Именно это было целью миссии Христа (одного из эонов вошедшего в человека Иисуса).
    Наиболее подробную картину развёртывания материального (падшего) мира даёт интересный гностический текст «О происхождении мира[3]».
    Его вершина и граница Пистис София: «Она захотела стать работой, подобной свету, существующему изначала. И тотчас появилось ее желание, будучи образом неба, у которого (такая) величина, о какой невозможно помыслить, который между бессмертными и теми, которые возникли после них по образу вышнему, причем она (т. е. София) (таким образом) является завесой, простертой между людьми и принадлежащими вышней области». Результатом устремления Пистис становится рождение хаоса, и все её последующие усилия направлены на устранение первоначальной ошибки. «Когда Пистис увидела, что.произошло из (-за) ее ошибки, она затрепетала. Трепет же явил работу страшную, и она устремилась в Хаос. Она (т. е. Пистис) повернулась к ней, чтобы дунуть в ее лицо в Бездне, которая под небесами всеми.
    Пистис София же когда пожелала, чтобы тот, у которого нет духа, получил вид образа и правил материей и всеми силами, явился сначала Архонт из вод, имея образ львиный, причем андрогин это, имеющий великую силу в себе, не зная, однако, откуда он возник. Пистис София, когда увидела его в глубине вод движущимся, сказала ему: "Юноша, живи в этих местах", толкование чего - "Ялдаваоф"».
    «Когда Архонт увидел свое величие и увидел себя одного (букв, "он один - тот, которого он видел"), и не увидел ничего другого, кроме вод и тьмы, он подумал, что он один существует. Свою Мысль он выразил словом. Она явилась в духе, который поднимался и опускался над водами. Когда же тот дух явился, Архонт отделил водную субстанцию в одну часть, а суша была отделена в другую часть. И из материи он сотворил себе местопребывание и назвал его "небо", и из материи (же) Архонт сотворил подножие и назвал его "земля"».
    Ялдаваоф творит шесть сыновей-андрогинов (среди их мужских Йао (Йагве),Саваоф, Адонайос (Адонай), Элоайос (Элохим).).
    «Родоначальник Ялдаваоф, имея большие силы, словом сотворил каждому из своих сыновей небеса, прекрасные, как местопребывание, и по (этим) небесам - великие славы превосходные семикратно, престолы, и местопребывания, и храмы, и колесницы, и дев, духовных до невидимого (т. е. настолько духовных, что они уже невидимы), и их славы. Каждый имеет их на своем небе, и воинства сил божественных, и господ, и ангелов, и архангелов, десятки тысяч без числа, чтобы они служили».
    Далее следует рассказ вероятно о мятеже Денницы: «Они же были совершены от этого неба до шестого неба[4], принадлежащего Софии. Были опрокинуты небо и земля Потрясателем, который под ними всеми, и шестое небо задрожало, ибо не знали силы Хаоса, кто погубил небо под ними. Когда же узнала Пистис о посрамлении, нанесенном Потрясателем (небесам), она послала свое дуновение, сковала его и низвергла вниз в Тартар».

    В этот день небо было утверждено с его землей посредством Софии Ялдаваофа, той, которая под ними всеми. Когда небеса утвердились с их силами и устройством всем, Родоначальник возгордился и был прославляем всем воинством ангелов и всеми богами с их ангелами. Благословение и славу они воздали ему. Он же радовался в своем сердце и хвалился все время, говоря им: "Я не нуждаюсь ни в чем". Говорил он: "Я бог, и нет другого, кроме меня".
    Здесь первая примечательная параллель с буддийским мифом: в начале кальпы первым рождается духовное существо, исчерпавшее свои заслуги в высших небесах абхасса. Когда оно остаётся слишком долго одно ему становится не по себе, и оно желает чтобы появились и другие существа. «в это время и другие существа оторвались от небесной обители, поскольку по исчерпании заслуг их пребывание там закончилось, и возродились в обители Брахмы чтобы составить компанию этому существу. Тогда о бхиккху, существо которое было первым сказало себе: «Это я Брахман, великий Брахман, выше которого никого нет, глаз которого всевидящ, всемогущий господин, созидетель, демиург, творец судеб, автономный, прародитель всего, что есть и будет. Это я создал все существа. Для чего? Ибо я подумал: хорошо, если бы другие существа достигли этого состояния, и вот существа явились». Существа которые родились позже, говорят: Вот почтенный Брахман, великий Брахман, выше которого ничего нет…Это он почтенный создал нас». Тот кто родился первым, наделён долголетием красотой силой, в то время как родившиеся позже наделены меньшим долголетием, красотой, силой.»»– Брахмаджала-сутта (II.1 (31:) [5].
    Пистис София обличает Ялдаваофа и её зову следует его сын Саваоф, которого Пистис возносит на седьмое небо, выше всех архонтов где он создаёт своё царство[6], и сажает справа от себя, родоначальника же Ялдаваофа слева. (позиция двух колонн строгости и милосердия в Кабале). На его место на шестом небе Ядаваоф сажает сотворённую им Смерть. (в других вариантах гностического мифа просветлён был сам великий архонт).

    В буддийских источниках ниже мира Великого Брахмана (и миров его министров-жрецов и спутников) начинается Камалока, в высшем из миров (небес) которой правит Мара (демон иллюзии и смерти). В тексте Книги роль Мары играет в дальнейшем не столько смерть, сколько сам Ялдабаоф – Князь мира сего. Начиная от царства Мары небес-миров (девалока) шесть[7]. Последний соответствует видимому небу солнца и луны[8]. Аналогично:
    «София, которая на небе нижнем, возжелав, приняла силу от Пистис, и сотворила великие светила и все звезды, и поместила их на небе, чтобы они светили на землю. И они совершают приметы временные, и времена, и годы, и месяцы, и дни, и ночи, и все остальное. И таким образом место все было устроено на небе».

    Мир Брахмы и все нижележащие миры подвержены разрушению в конце кальпы. Тоже произойдёт и с миром "хаоса" ниже плеромы, включая и переходные миры "сокровища света".

    Поскольку буддийский миф сформировался раньше гностического, заимствование, если оно и было, шло с востока на запад. Однако, можно предположить и параллельную интерпретацию буддизмом и гностицизмом одной и той же архетипической модели реальности. Во всяком случае, познавательная модель направленная не на отрицание, а на переинтерпритацию известных мифологических моделей в рамках собственной парадигмы, несомненно, ещё одна черта роднящая меду собой обе традиции.

    [1] Подробнее Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998. С. 196-197
    [2] E. Conze Buddhism and Gnosis. Leiden,1967.
    [3] The Facsimile Edition of the Nag Hammadi Codices. Codex II, Leiden, 1974. Перевод "ОткровенияАдама" - no изданию F. Morard, U Apocalypse d'Adam (NH V, 5). - Bibliotheque copte de Nag Hammadi, Section "Textes", 15, Quebec, 1985. Перевод и комментарии А. И. Еланской на http://apokrif.fullweb.ru/nag_hammadi/
    [4] шесть небес созданных Ялдаваофом для своих детей.

    [5] Цит. по Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия. М.,1994. С. 150.
    [6] Царство Саваофа описывается в книге в тех же выражениях что и описание божьего престола в других христианских источниках: «Тогда Пистис София, увидев битву, послала Саваофу из своего света семь архангелов. Они восхитили его на седьмое небо и стали перед ним как служители. Снова она послала ему еще трех архангелов. Она установила царство ему над всем, чтобы он стал над двенадцатью богами Хаоса. Когда же Саваоф получил место отдохновения за свое покаяние, Пистис дала ему свою дочь Зою с великой силой, чтобы она сообщила ему о тех всех, которые существуют в Огдоаде7. Поскольку у него была власть, сначала он создал себе местопребывание. Оно великое, будучи весьма великолепным, в семь раз более всего, что существует на семи небесах. Перед своим местопребыванием он сотворил престол великий, (покоящийся) на колеснице,8 имеющей четыре лика, которую называют "Херувим"9. Херувим имеет восемь образов по четырем углам: образы львиные, и образы тельца, и образы человеческие, и образы орлиные,10 так что все образы составляют шестьдесят четыре образа, и семь архангелов, стоящих перед ним. Он же - восьмой, власть имущий. Образы все составляют семьдесят два, потому что от этой колесницы получили образ семьдесят два бога11. Они получили образ, чтобы им властвовать над семьюдесятью двумя языками народов.12 На этом же престоле он сотворил еще ангелов в образе драконьем, называемых "Серафим",13 которые постоянно воздают ему славу.
    После этого он сотворил Церковь ангельскую - тысячи и десятки тысяч, которым несть числа, - подобную Церкви, которая в Огдоаде14 и И Перворожденный, называемый "Израиль", то есть "Человек, видящий Бога", и другой, то есть Иисус Христос, подобный Спасителю, который в выси Огдоады, сидит справа от него на престоле великолепном. Слева от него на престоле сидит Дева Святого Духа15, славя его. И стоят перед ней семь дев, причем тридцать кифар в руках их, и арф, и труб, и они воздают славу ему. И все воинство ангелов воздают ему славу и благословляют его. Он же сидит на престоле в свете великого облака, покрывающего его, и нет никого с ним в облаке, кроме Софии Пистис, причем она поучает его о всех тех, которые находятся в Огдоаде, чтобы были сотворены подобия этих, чтобы царство продолжалось ему до скончания небес Хаоса и их Сил. Пистис София отделила его от Тьмы». Пистис София также дала Саваофу в жёны свою дочь Зою Софию.
    [7] Сверху– Паранирмита-васавартин, Нирманарати, Тушита, Яма, Траянистринса, и область четырёх хранителей. Из них интерес вызывает небо Ямы. Яма также бог смерти. Но более точно – бог мёртвых, первый из умерших, судья мёртвых, владыка нижнего мира. В буддийской мифологии Яма – царь претов, адские палачи именуются ракшасами Ямы. Небо Ямы явно след общеиндийского мифа о Яме судье, властном над всеми областями загробного мира включая райскую обитель благих предков. Таким образом Небо Ямы – аналог индусской Питрилоки (Махарлоки) (питри– благие предки, прета – проклятые, упыри). Ниже Сварлока (Индралока) царство Индры на вершине мировой горы, выше солнца, точно соответствует буддийской Траянистринсе. Выше Питрилоки может размещаться Джанарлока – обитель сыновей Брахмы, выше Тапарлока – пребывание Вирадж, высшего женского начала. И, наконец, Брахмалока (соответствует небу великого Брахмы), два нижележащих неба скорее найдет аналоги в гностическом мифе.
    [8] Ермакова Т.В. Островская Е.П. Рудой В.И. Классическая буддийская философия. Спб., 1999. С. 280, 289
    [9] Чтобы продемонстрировать архонтам реальность этого высшего мира
    [10] Снизу вверх
     
    Светлана нравится это.
  2. Мила

    Мила Guest

    Если нужны кликабельные номера сносок, то, наверное, надо после текста размещать каждую сноску в отдельном сообщении. Надо спросить потом у Володи, возможно ли будет на нашем движке делать ссылки на абзац, строчку, слово.
     

Поделиться этой страницей