Гонения на первых христиан

Тема в разделе "Христианство и иудаизм", создана пользователем plot, 7 июл 2012.

  1. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Я уже говорил - ключевое имя для поиска - Stephen Benko. Он полагает что некоторые первые христианские общины, в частности Гностики, в том числе могли и слишком дословно воспринимать Иоанна 6:53. В добавок ко всему остальному, в чем Христиан обвиняли Римляне.

    И если это действительно имело место, особо извращенной фантазией для этого не надо было обладать, учитывая наследие родственных Христианству религий, особенно в их простонародных формах. Которые были очень хорошо известны (и давимы именно за это) Римлянами.
     
  2. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Обще-ближневосточный. К христианству прямое и непосредственное отношение сомнительно. Бла-бла-бла...
    Накладывается не в большей степени, чем фракийский обычай хороводы водить. Божественность-не божественность совершенно не при делах. Которая, к тому же, в первые века христианства вообще скорее всего особо актуальной не была и вопроса о статусе Иисуса-мешиаха касалась весьма не прямо.
    Куда ходят, как ходят...:haha: Гностические заморочки - особенность весьма и весьма узкого слоя тогдашних псевдоинтеллектуалов. Идеологическое влияние мизерно и неоднозначно.
    Полнейшая ерунда. Языческие источники говорят о том же вполне однозначно. Признал себя христианином - добро пожаловать под топор.
    Поэтому искореняли только одиозные особенности обрядовой практики, к религиям вцелом относясь скорее индифферентно.
     
  3. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Одна грубая натяжка на другой, однако... Моск обрабатываем?
    Совершенно зауженным понятием. Соблюдением "ли" - и только. Прочее - вне сферы учёта и интереса.
    Древний второсортный тележник, "продукт эпохи". Хорош только тем, что вообще эту тему поднял. За авторитет не катит никак.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А как государство может контролировать прочее? И должно ли?
     
  5. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Я что, употреблял слово "контролировать"?:afftar zhzhet:А интересоваться и учитывать и должно и может вполне. Практически любое государство.
     
  6. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619

    Да, да, "если кто-то, кое-где, у нас порой".

    Между тем и Петр во 2-м послании еретиков (верятно Гностиков) шерстит: Ибо, если, избегши сквери мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
    Лучше бы им не познавать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
    Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи.

    И первые Отцы Церкви, Ириней Леонский, Евсевий Кесарийский, Климент Александрийский, Иустин Философ, Ориген, опровергая обвинения в жертвоприношении, колдовстве и непристойностях, отнюдь не утверждали что их не было, или что аллегорические слова были поняты неправильно, а валили все на еретиков-Гностиков или происки Иудеев.

    Языческие источники говорят нам о возмущении рядовых граждан попустительством властей, которые все эти злодеяния не наказывают. И как раз восприятия Христиан в Пуническом ряду.
     
  7. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Да, да, знаем, знаем, лицо неправильной идеологической ориентации. Но Василий хотел ссылок, и у Бенко их вагон. А уж как их интерпретировать - воля каждого.
     
  8. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Естественно, очень популярная была богиня. Тем более еще для Шумеров она была Старая-старая богиня.

    Тем не менее имела специальное место и в Ветхом Завете. Вон, Илия не только с Бааловскими священниками состязался, но и с Ашеровцами-Дубровниками. И если Бааловцев он потом саморучно зарезал, Ашеровцев же пощадил.
     
  9. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Естественно. Если гром не грянет... Вон, Карфагеняне, за которыми не только летописный, но и археологический след остался, применяли такое жертвоприношение по необходимости.

    Тем не менее, пророк за пророком, на протяжении столетий, говорит Иудеям не о том что елочку на новый год не надо наряжать, а что не надо заниматься младенческими жертвоприношениями (колдовством, дубровничеством).
     
  10. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    На что власти и реагировали примером указаний Марка Аврелия. Если не признаёт обвиняемый себя христианином - дела не заводить. Мало ли чего не наклевещут. Ну, а уж если признаёт...
    Вероятность незначительна.
    Ну да, именно гностиков, больше, типа, не на кого было.:lol:
    Пунов по религиозным мотивам масштабно не преследовали.
    И все одна другой стоят. Ничего кроме надуманных и весьма примитивных спекуляций.
     
  11. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Во первых, отождествление поминаемых культовых действий с убиением младенцев очевиднейше надуманно.
    Во вторых, есть все основания полагать что и пророческие обличения были с тяжкими временами связаны, прямо и непосредственно.
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Рауха, то есть ты утверждаешь, что нет никаких оснований предполагать, что в рядах первых христиан практиковались непотребства?
     
  13. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Плохо анализируешь, однако. Примитивно и грубо.
    Непотребства случались, и не редко. По этой причине и эволюция церкви пошла по линии усиления епископов-завхозов. Однако для утверждений типа того, что этими непотребствами христиане как-то особо сильно отличались от многих прочих античных верующих и что это была одна из основных причин репрессий против них, серьёзные основания отсутствуют напрочь.
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    :) Я просто пытаюсь выяснить твою точку зрения. Не более того.
    Ты имеешь в виду кого именно? Запрещённые секты или те, которые запрещены не были и были общепринятыми?
     
  15. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Пытаешся. Примитивно и грубо. Не внимательно знакомясь с написанным, и, вполне можно предположить, предвзято.
    Запрещённая группа сект известна только одна - христиане. Прочие верования не преследовались, пресекались, порою очень жёстко, только отдельные "варварские" культовые практики. Об этом писалось выше.
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    ОК. :)
    Я ничего об обсуждаемом не знаю. :dunno:
    ОК. Значит, по-твоему (я с тобой не спорю), основная причина того, что христиан преследовали - это "фанатический нон-конформизм". Мы уже об этом как-то соглашались. Для проформы: неужели кроме христиан не было других таких фанатических нон-конформистов?
     
  17. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    С одной стороны более ортодоксальные иудейские течения, с другой, пожалуй, киники. Однако ни те ни другие не были столь успешны в своей идеологической экспансии и потому оказавшись ограниченными своими локальными зонами культурного влияния, как большая угроза властью не воспринимались.
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Видимо они ей, экспансией, и не занимались особо.
    Это власти. А население? Тоже реагировало на фанатический нон-конформизм? Впрочем, вполне возможно. Население таких традиционно не любит.
     
  19. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Занимались, и достаточно старательно.
    Реагировало, и по большей части неприязненно. Однако в начале эры иудеи воспринимались как "особая категория людей", а проповедники кинизма виделись "привычным элементом пейзажа".
     
  20. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    ... то это еще ничего не значит.

    Следим за руками. То что подозреваемый освобождался при непризнании или отказе от христианства, совсем не значит что те кто наказывались, наказывались за одну принадлежность к христианству.

    Вот взять знаментую переписку Плиния Младшего и императора Траяна. Плиний, будучи новоиспеченым губернатором Антолии, столкнулся с незнакомыми ему (по цивилизованной части Империи) проблемами: большой христианской общиной, и ярко выраженной негативной реакцией на нее остального населения, подозревающей и обвиняющей ее во всяких преступлениях. Сначала он повелся на доминирующие настроение, ожидая обнаружить всякие злодеяния за Христианами, но во время расследования конкретных обвинений предьявляемых против них, обнаружил отсутсвие реальных преступлений.

    И он обращается к Траяну за разьяснениями есть или были ли какие-нибудь законы специфически касающиеся Христиан, и надо ли их преследовать за только одну принадлежность к Христианству, или за конкретные преступления.
    Ответ Траяна весьма характерен - законов относительно Христиан нет и не было, специально их преследовать не надо, если их приведут в суд - расследовать их конкретные преступления, а отказ от Христианства можно использовать как отмазку, и анонимки не принимать.

    В аналогичном ответе уже императора Адриана Минуциусу Фонданусу, подчеркивается что наказывать Христиан только за конкретные преступления, а тех кто делает ложные наветы на них - самих отдавать под суд:

    "Я получил письмо от твоего предшественника Серениуса Граниануса, весьма прославленного человека. Я не думаю что это хорошая идея оставлять эти дела (по Христианам) без расследования [состава преступления] - ни [невиновные] люди не должны страдать, ни информаторам не надо помогать в их злодеяниях. Если же люди провинции способны подтвердить свои обвинения против Христиан доказательствами, и предоставить их суду, они должны следовать этой процедуре, а не просто выкрикивать [пустые] обвинения. Если кто-то выдвигает обвинения, ты должен их расследовать. Если, кто-либо подтверждает обвинения доказательствами что они [Христиане] совершили противозаконные действия, выноси обвинение за конкретные преступления, но, именем Геркулеса!, если чье-либо обвинение окажется клеветой, арестуй его за это преступление, и обязательно накажи".

    Этой же линии следовал и Марк Аврелий. И что ж там такое при нем было, что ежели Христианин - то этого уже достаточно чтобы голова слетела с плеч?
     
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Плиний императору Траяну.
    Для меня привычно, владыка, обращаться к тебе со всеми сомнениями. Кто лучше может направить меня в нерешительности или наставить в неведении?
    Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах [1]: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. (2) Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых [2]: прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем [3].
    Пока что с теми, на кого донесли [4] как на христиан, я действовал так. (3) Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз [5], угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство [6] (4) Были и такие безумцы [7], которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.
    (5) Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной [8], призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.
    (6) Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа.

    (7) Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день [9] собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно [10] обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной [11], но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. (8) Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами [12], что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия.
    (9) Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу. (10) Достоверно установлено, что храмы, почти покинутые, опять начали посещать; обычные службы, давно прекращенные, восстановлены, и всюду продается мясо жертвенных животных, на которое до сих пор едва-едва находился покупатель. Из этого легко заключить, какую толпу людей можно исправить, если позволить им раскаяться.



    Письмо 97

    Траян Плинию.
    Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем [13]: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением. Безымянный донос о любом преступлении не должно приобщать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Т.о. "противозаконные действия" заключаются в непочитании богов и участии в тайном обществе.
     
  23. Рауха

    Рауха Гость

    Сообщения:
    3.495
    Симпатии:
    19
    Ондатр, спасибо.
    Полагаю, вопрос исчерпан. Слежение за руками, действительно, необходимо.
     
  24. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Да, бытует такая интерпретация, что под преступлением в письмах Траяна и Адреана подразумевается сама принадлежность к Христианству. Интерпретация без малейшей попытки анализа текста, и в целях натянуть уши на догму исключительного преследования Христианства.

    Между тем _половина_ письма Плиния сосотоит в описании расследования а не числятся ли за Христианами реальные преступления. В частности упоминание "принятия пищи, обычной и невинной" - это не просто так, а ответ на обвинения в принесении в жертву младенцев и их каннибализма на тайных собраниях.

    Расследование серьезное, влоть до "Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами [12], что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия."

    В Леоне же, при Марке Аврелии, такое расследование и признание рабов что их хозяева практиковали детское жертвоприношение и непотребство, привело к казням обвиняемых.

    У Плиния же бывшие Христиане отпущены. То есть Христианство как таковое не наказывается. Сравним что было бы если "бывший" вор или убийца признался в преступлении, но, типа, это было давно - год назад...

    Наказывается, как это тут называется, "obstruction of justice" или "неуважение к суду" в Росии: "их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство".
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    за то что они настаивали на том, что они христиане, несмотря на добрую волю следователя )
     

Поделиться этой страницей