"Ясной истине противостоит ложь, глубокой - другая истина, тоже глубокая." Н. Бор: "Ясной истине противостоит ложь, глубокой - другая истина, тоже глубокая." /в продолжение темы "Опасная тропа" см./ Что-то подустала я от себя: дам слово Г.С. Померанцу: ---------- Он пишет:"Я готов повторить то, что сказал когда-то Нильс Бор: бывают истины ясные и истины глубокие. Ясной истине противостоит ложь, глубокой - другая истина, тоже глубокая. Есть огромная область, где веками противостоят друг другу равно глубокие истины. И как раз эта область - королевский домен интеллигенции. Слишком большая захваченность борьбой за ясные истины сужает почву, на которой могут укорениться истины глубокие. Ты мне ври, да ври по-своему, и я тебя поцелую, - говорил на заре русской интеллигенции пьяный Разумихин. Соврать - по своему - это лучше, чем правда по-одному, по-чужому. Правда не уйдет, а жизнь заколотить можно. Примеры были... " ---------- Лет 10 назад я сама с юношеским азартом и запальчивостью доказывала и громила не вполне православные воззрения зело толковее (это теперь я стала гугонива и косноязычна; мне почти нечего сказать. А тогда вышивать по готовой православной канве было одно удовольствие от собственных громовых трелей) А уж инославие и ереси?! - В пух и перья. Знай я физику, логику или математику, то могла бы легче привести модель: мы абсолютно, полностью и безупречно правы! Православие обладает всей полнотой истины. Что не исключает ВОЗМОЖНОСТИ, что где-то. Как-то. В иных духовных измерениях и пространствах, текущих рядом, параллельно, но не пересекаясь, - возможны и другие пути спасения, невозможные и НЕ НУЖНЫЕ для нас. Как говорил об этом (даже и о вовсе неверующих) о. Иоанн Крестьянкин, "Спаси их, Господи, путями, еже Ты един веси". Мой способ - показать их во всей красе (или всей неприглядности) отрывками, цитатами. А также рьяной и неуклюжей (к моему тайному удовольствию) защитой. Так что только потом, написав, задуматься что же я такое сказала; а также прочтя ваши ответы (часто ГОРАЗДО интереснее написанного мной), - я и смогу со временем ответить на вопрос: что я и зачем делаю.* --- * вот типичный пример: "пишущая часть меня", видно в испуге, а вдруг я написала что-то убедительное, - окончило некой уязвимой нелепицей: видно в смысле: пусть бьют и потешаются, - главное: не дай мне Бог ненароком "прельстить" своей глупостью "одного из малых сих". Этот "встроенный в писалку механизм" делает все, чтобы сделать мои письмена хотя бы безвредными своей во всех отношениях уязвимостью. ------------ Интересно, что, выписывая цитату из Померанца, обнаружила, что он заключат одну из своих статей сходной мыслью: "Вступив в полемику, я мучительно сознаю опасность собственного красноречия (оно не раз уже толкало людей совсем не туда, куда мне хотелось). Я вспоминаю Тютчева: мысль изреченная есть ложь... И голос мой от этого пресекается. У меня нет уверенности, что каждое мое слово служит Добру. И я прошу читателя возвращаться от частных суждений к целому, от буквы к духу, против которого не дай мне Бог согрешить. "
Не хочу никому ничего навязывать: ни своих взглядов, ни вкусов, ни мнений, ни себя. А так как по Богом данной энергетике от меня всегда искрит, - то нахожу (тоже подсознательно: специально вообще ничего не делаю) способ компенсировать свое давление на окружающую среду: - уязвимостью позиции, резкостью и подбойностью излагаемых взглядов; - велеречивой напыщенной и насыщенной всяким интеллектуальным сором речью (язык у меня, возможно навечно, испорчен характером переводимой кучерявой литературы), - невообразимо длинными ветвящимися примечаниями фразами и разбегающейся сразу во всех направлениях мыслью, - явно жлобским и снобистским; - избыточным и не облегчающим, а затрудняющим восприятие инструментарием из ни-к-селу-ни-к-городу цитат и демонстрацией сразу всех интеллектуальных пожитков; - то есть того, что люди обычно держат при себе. Так что, как и положено предупредительным знакам, плакатик ОСТОРОЖНО! СОНЯ! - виден издалека.