1. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    [​IMG]Некоторое время назад Дьяк Кураев всполошил околоисторическую и околорелигиозную аудиторию своей статьей об истоках празднования Международного Женского Дня. По гипотезе Кураева, Клара Цеткин, будучи еврейкой, переупаковала старую историю праздника Пурим, и его главной героини Эсфирь, в новую революционную упаковку. В той старой истории Эсфирь, с помощью обмана и женских чар, получила от персидского царя (Арта)Ксеркса указ о разрешении евреям убить всех тех кого они посчитают своими врагами (книга Эсфири Ветхого Завета говорит о 75 тысячах убитых). В новой, революционной интерпретации, образ Эсфири, женщины-разрущительницы чуждых евреям цивилизаций, превратился в образ женщины-разрушительницы Старого Мира. Кураев отмечает что христианам неприличествует отмечать праздник безнаказанных массовых убийств евреями того народа который дал им кров, причем праздник с элементами символического каннибализма, не важно в какие новые одежды ни был он наряжен.

    В последовавшей резкой реакции на публикацию Кураеву справедливо указали на то что Клара Цеткин, урожденная Айсснер, если и была еврейкой, то только «по мужу», Осипу Цеткину, революционеру из России. Какое бы гипотетическое влияние он бы ни оказал на Клару, оно ни в какое сравнение не шло бы с тем кондиционированием которому подвергались дети в условиях традиционного еврейского воспитания и образования. Вопрос о еврейских корнях праздника предложенного «еврейкой» Кларой Цеткин вроде бы был закрыт. Однако лень, которая помешала Кураеву проверить генеалогию Клары Цеткин, также не дала ему заметить что первые празднования Международного Женского Дня были провозглашены и организованы отнюдь не Цеткин, хотя и вдохновлены ее стараниями обратить особое внимание рабочего движения на условия женского труда, и призвать поддержать борьбу женщин за равноправие.

    В кулуарах сьезда Второго Интернационала в Штуттгарте в августе 1907 года Клара Цеткин, Луиза Зайтц и другие социалистки обсуждали пути привлечения внимания общественности к их целям, среди которых в том числе было и проведение демонстраций. Эти разговоры из теоретической плоскости в практическую перевели Социалисты США, создавшие в 1908 году Женский Национальный Комитет по Кампании за Эмансипацию, цель которого была организовать соответсвующие демонстрации. Первый такой митинг был организован как раз 8 марта 1908 года Нью-Йоркским Женским Социал-Демократическим Обществом (Пурим в 1908 году отмечался 17/18 марта (первая дата для сельского, а вторая для городского, Иерусалимского празднования:) . Позже американские Социалисты обьявили последнее воскресенье февраля Международным Женским Днем, и на следующий год, 23 февраля 1909 года провели митинги сразу в нескольких местах Нью-Йорка (Пурим — 7/8 марта). В 1910 году, 27 февраля, митинг, с пением Марсельезы и речами о решениях Штуттгартского сьезда Интернационала, был проведен в Карнеги-Холе (Пурим — 25/26 марта).

    И только на сьезде Второго Интернационала в Копенгагене в августе 1910 года, Клара Цеткин и Кэйт Дюнкер предложили провести празднование Международного Женского Дня и в Европе, хотя дата ими была еще не определена. И наконец 18 марта 1911 года, в день годовщины Парижской Коммуны, Международный Женский День впервые был отпразднован в Европе, хотя в Америке он так и продолжал отмечаться в последнее воскресенье февраля (Kaplan 1985).

    [​IMG]
    [​IMG]

    В отличии от своего аграрного и популистского крыла, социалистическое движение Америки в городских центрах, и особенно в Нью-Йорке, к началу двадцатого века стало в огромной степени движением евреев. Популярность социалистической партии в городских избирательных округах наиболее сильно, по сравнению с другими этническими группами, коррелировала с количеством еврейского населения. Интернациональные традиции свойственные германской иммигрантской социал-демократической мысли, доминировавшей в Нью-Йорке до начала двадцатого века, сменились националистическими тенденциями принесенными новым поколением идише-язычных иммигрантов из Восточной Европы. Еще в большей степени этот национально-культурный перекос присутствовал в профсоюзном, и особенно женском движении.

    [​IMG]
    Роза Шнайдерман на митинге, 1910 г.

    Подавляющее большинство рядовых членов и лидеров Международного Профсоюза Женщин Работниц Легкой Промышленности были еврейками с корнями в Восточной Европе. Самыми знаменитыми лидерами этого профсоюза была Роза Шнайдерман, Фаня Кон, Клара Лемлих Шавельсон и Паулин Ньюман. А из 20 тысяч работниц легкой промышленности Нью-Йорка участвовавших в знаменитой Всеобщей Стачке 1910 года организованной этим профсоюзом, порядка 70% были еврейками. (Orleck 1995, Michels 2009, Vorspan&Gartner 1970, Goldman 1996, Marks&Burbank 1990).

    Роза Шнайдерман, к примеру, была одним из организаторов первых празднований Международного Женского Дня в Нью-Йорке. Она родилась в Польше в семье религиозных ортодоксальных евреев. Уже в 4 года ее родители отправили ее в хедер — религиозную школу — учить иврит и основы иудаизма. Присоединившись с ранних лет к рабочему движению и став профсоюзной активистской, Роза не забыла о своей самоидентификации. Рассказывая о самом сильном детском воспоминании, Роза Шнайдерман упоминает первый Пейсах в Америке, и какое огромное символическое значение освобождения из рабства в Восточной Европе он имел для нее и всей ее семьи, и как важна неассимиляция для евреев. Кроме Международного Профсоюза Женщин Работниц Легкой Промышленности, Роза работала и на Женскую Профсоюзную Лигу, представлявшую интересы белых протестантских женщин среднего класса, и координировала действия обоих профсоюзов. В своей переписке с Паулин Ньюман Роза Шнайдерман отмечает как далеки еврейские женщины от «языческих», и как последние не понимают первых. К примеру, не могут осознать того что нельзя назначать митинги и демонстрации на неподходящие для этого еврейские праздники, тем более на Йом-Кипур. Межэтнические отношения Роза Шнайдерман рассматривала через ту же призму еврейский-»языческий», оставаясь равнодушной к прочим этническим проблемам, к примеру противясь приему чернокожих работниц в профсоюз (Kaplan 1985, Baker-Benfield&Clinton 1998, Goldman 1996).

    Несмотря на рассуждения о согласовании рабочих акций и еврейских праздников, Роза не ассоциирует рабочее движение с событиями отмечаемыми во время Пурима. И не мудрено — практически все владельцы фабрик, против которых была организована упомянутая выше Всеобщая Стачка в Нью-Йорке в 1910 году, были теми же евреями из Восточной Европы, только более предприимчивыми мужчинами приехавшими в Америку чуть пораньше основной массы иммигрантов.

    [​IMG]
    Аллисон Маттана — автор урока «Рабочее движение и Пурим», JWAhttp://www.flickr.com/photos/jewishwomensarchive

    Однако интересен взгляд современной еврейской общины на события тех лет. К примеру, организация Еврейский Женский Архив, ставящая целью «находить, документировать и распространять богатую историю американских еврейских женщин на насколько возможно широкую аудиторию» присудил премию учительнице из Балтимора Аллисон Маттана с формулировкой:

    [​IMG]
    На уроке Аллисон Маттаны «Рабочее движение и Пурим», JWAhttp://www.flickr.com/photos/jewishwomensarchive

    «…за урок в котором Аллисон Маттана демонстрирует параллели между женщинами в истории Пурима и еврейскими женщинами которые участвовали в американском рабочем движении. Для своего урока «Кеми вы будете: Эсфирями или Вашти в рабочем движении», Маттана создала три обучающих экспозиции Клары Лемлих Шавельсон, Паулин Ньюман и Розы Шнайдерман — еврейских женщин которые были активны в борьбе за женские права».

    Несмотря на торопливость и неряшливость аргументов Дьяка Кураева, частично его тезис остается верным: 23 февраля это фантомная проекция 8 марта, у истоков праздника Международного Женского Дня стояли, в том числе, и традиционно воспитанные еврейские активистки, а современная американская еврейская община до сих пор видит в них Эсфирей Пурима.

    Ссылки:

    Kaplan, Temma, «On the Socialist Origins of International Women’s Day», Feminist Studies, Vol. 11, No. 1 (Spring, 1985), pp. 163-171

    Orleck, Annelise, Common Sense and a Little Fire: Women and Working-Class Politics in the United States, 1900-1965. Chapel Hill, The University of North Carolina Press, 1995

    Michels, Tony, A Fire in Their Hearts: Yiddish Socialists in New York. Harvard University Press, 2009

    Vorspan, Max, Gartner, Lloyd P. History of the Jews of Los Angeles. Jewish Publication Society of America, 1970

    Marks, Gary, Burbank, Matthew, «Immigrant Support for the American Socialist Party, 1912 and 1920″, Social Science History, Vol. 14, No. 2 (Summer, 1990), pp. 175-202

    Goldman, Anne E., Take My Word: Autobiographical Innovations of Ethnic American Working Women.University of California Press, 1996

    Baker-Benfield, G.J., Clinton, Catherine, Portraits of American Women: From Settlement to the Present. Oxford University Press, 1998

    Jewish Women’s Archive. «JWA News Release: February 14, 2012.» (Viewed on March 8, 2014) http://jwa.org/news/2012/120214-jwa...t-of-inaugural-natalia-twersky-educator-award
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    какого приказа-то дьяк? )
     
  3. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Ну диакон, для терминологической чистоты :)
     
  4. Нафаня

    Нафаня Гость

    Сообщения:
    331
    Симпатии:
    207
    Знамо дело, если о таких делах ведает, то посольского, хотя, может и разбойного.
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    скорее уж Тайных дел... )
     
  6. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.578
    Симпатии:
    600
    Истинное понимание возможно только в духе уважительного внимания, а желательно, и любви.
    Маленький Принц лучше понимал, что такое "роза", чем любой ботаник.
    Это относится к культурам и религиям в той же мере, что и к цветам и людям.


    А если душу доглядеть до Бога ...
    I

    Но если розу доглядеть до чуда ...
    А как не видеть?! Как же не понять:
    откуда эта розовость, откуда,
    каким потоком льется благодать?!

    Упругость лепестков ... Какая сила
    в одном зерне была заключена
    и так безмолвно лепестки раскрыла
    и держит ... держит ... Боже, - вот Она!

    А как благоухает! Неужели
    весь этот вал не опрокинул вас?
    И вы не услыхали, не прозрели? ...
    Но как же так? ... Ведь вот же ... Вот сейчас...

    II

    А если душу доглядеть до Бога ...
    Но как не видеть?! Как же это - нет?..
    Нас в этом мире бесконечно много,
    Но если - насквозь, если на просвет ...

    Но если в грудь волной неодолимой
    навзрыд и навзничь ... если суждено
    до дна себя ... О, только бы не мимо,
    а в глубину, в которой мы - одно.

    (З.Миркина)
     

Поделиться этой страницей