Дзанабадзар

Тема в разделе "Кочевье", создана пользователем La Mecha, 27 окт 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.810
    Симпатии:
    2.636
    А это Тара.

    Отсюда
    http://www.legendtour.ru

    Совершенно изумительные женские образы работы Дзанабадзара. Его статуи Белой и Зеленой Тары во всей полноте передают ощущение красоты. Белая Тара Дзанабадзара имеет облик девушки, еще не достигшей расцвета женственности, с совершенно детскими пальцами и почти плоской, неразвившейся грудью. Так через живые реалистичные черты великий мастер передает философскую символику образа: перед нами воплощение мудрости, отрешенной от всего телесного. Зеленая Тара считается одной из лучших работ Дзанабадзара. Богиня сидит, опираясь на левое бедро, верхняя часть ее тела слегка развернута вправо. Напряженное, скрытое движение тела обусловлено позицией правой ноги, спущенной с трона, это дополняется жестом правой руки, касающейся колена. Весь облик Тары дышит юностью; она стройная и изящная. В отличие от остальных Тар, изображаемых как богини, более чем далекие от земного мира, эта выглядит живой круглолицей монгольской девушкой. Эта жизненность образа Зеленой Тары - не вольность великого мастера, а точное следование канону, поскольку Зеленая Тара ближе других богинь к земным страданиям людей, и облик ее должен быть более земным. Все украшения Тары - корона, серьги, ожерелье, браслеты, драгоценности на талии и на ногах - не преуменьшают красоты ее тела, и оно, просвечивающее сквозь тонкие одежды, не кажется обнаженным.. Неудивительно, что среди монгол существует легенда, что эта статуя однажды заговорила. Критики сравнивают ее с классическими шедеврами европейского Возрождения, сак-рализовавших гармонию женственности и материнства.
    Работы Дзанабадзара легко узнать по их спинам - вид со спины проработан не менее тщательно. Верующим запрещено заходить за спину статуй, поэтому большой художник совершенно свободен в проработке спины.


    Рассказывают, впрочем, что Тара сделана с живой женщины - возлюбленной скульптора, с которой он вынужден был расстаться. Такая легенда.

    [​IMG]
     
  2. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.810
    Симпатии:
    2.636
    По возвращении из Тибета Дзанабадзар стал известен под этим именем как скульптор, а под именем Ундур-гэгэн (Великий Просветленный, Высокий Наставник) или Богдо-гэгэн – как глава церкви. Его дальнейшая деятельность протекала в основном в этих двух направлениях. Но не только в них. Так, он создал новый монгольский алфавит сонбо, построил множество храмов и монастырей. Будучи, как глава духовенства, еще и видным политическим деятелем, он много способствовал делу объединения Монголии.
    Однако более всего он интересен нам в ипостаси художника, творчество которого рассматривалось как одна из форм служения божеству. Именно Дзанабадзар стал основателем монгольского религиозного искусства, принадлежавшего к позднетибетской школе. Лепить из глины и рисовать Дзанабадзар начал с детства, а из Тибета вместе с его свитой прибыли профессиональные художники, обучившие юношу канонам тибетского искусства, строгое следование которым необходимо при изображении каждого божества. Но Дзанабадзар был гением, а потому сумел, ни в чем не нарушая канона, создать произведения, отмеченные печатью его глубокой индивидуальности. Он жил в одно время с Рубенсом, Веласкесом, Рембрандтом и превосходил их своей духовной одаренностью – они же превзошли его своей всемирной славой.
    Великий монгольский мастер создал за свою долгую жизнь большое количество иконописных и скульптурных изображений главных буддистских божеств, и эти изображения являются вполне совершенными в своей одухотворенности. Скульптуры, как и танки, всегда выполнялись в атмосфере глубокой мистической сосредоточенности, и глубина медитации творца нашла свое выражение во всех его творениях. Одной из особенных удач Дзанабадзара стал круг скульптурных изображений 21 формы богини Тары. Но с этой работой связана отдельная история.
    Дзанабадзар был не только главой духовенства Монголии, но и живым человеком, и у него была горячо любимая женщина. Она была женственно-прекрасна, добра, умна и искренне религиозна и отвечала художнику нежной и страстной любовью. Но окружение Дзанабадзара не могло простить ему этой связи, порочащей в глазах людей светлый образ Высокого Наставника, Ундур-гэгэна. Для хубилгана, которым был Дзанабадзар, пристрастие к женщинам считалось непростительным грехом. Причем монголы более снисходительно относятся к тем случаям, когда хутухтыа просто меняет женщин, не испытывая особой привязанности ни к одной из них. Если же хубилган живет лишь с одной женщиной, то есть открыто заводит себе наложницу, он теряет в народе всякое уважение.
    Дело в том, что добродетелью для высокого духовного лица в буддизме является отсутствие привязанности к чему-либо или кому-либо мирскому, одинаковое, равно сострадательное отношение ко всем живым существам. Отметим, что точно так же дело обстоит и в христианстве: монах не должен быть особенно привязан ни к одному предмету или живому существу, все его привязанности – в Боге. Знаменитый христианский авва Дорофей, обучая своего самого лучшего ученика, однажды заметил, что тот принес откуда-то красивый нож и очень любит им пользоваться, просто смотреть на него, то есть внутренне привязался к этому предмету. Тогда авва Дорофей категорически запретил ученику прикасаться именно к этому ножу, тогда как всем остальным позволялось делать с ним что угодно. Это запрещение действовало до тех пор, пока эмоционально окрашенная привязанность к красивому предмету не ушла из сердца послушника.


    [​IMG]
    Сита -Тара

    Окружение Ундургэгэна долго пыталось воздействовать на него, но Дзанабадзар был непоколебим в своем чувстве, он был уже не волен в нем, что делало его непригодным для служения Церкви. Тогда придворные, ревностные буддисты, отравили прекрасную возлюбленную своего Наставника. Правда, люди говорят, что дело было не в религиозном рвении, а в элементарной зависти: придворная челядь завидовала большому влиянию этой женщины на Дзанабадзара, ее молодости, красоте и уму.
    Дзанабадзар был убит горем, которое выплеснул в своем творчестве, создав 21 скульптурный образ Тары в ее гневных и мирных формах. Каждой форме он придал конкретные черты сходства с утраченной возлюбленной, а в форме Зеленой Тары полностью воссоздал портрет любимой, сделав ее прекрасным воплощением женственности. Художник вложил всю душу в эту скульптуру. И случилось так, что статуэтка заговорила и назвала имена своих убийц, попросив в своем великом сострадании не наказывать их. Дзанабадзар выполнил ее просьбу и не стал ничего предпринимать против негодяев. Однако те были достаточно наказаны: каждый раз во время религиозных служб они должны были теперь совершать поклонение 21 форме Тары, в каждой из которых узнавали черты своей жертвы.
    Так возлюбленная гения стала вечно живой богиней, из точки между бровями которой всегда исходят лучи света. Ибо Тара принадлежит к тем четырем божествам, которые испускают свет: это Будда, одиннадцатиликий Авалокита, бодхисаттва Майтрейя, будда грядущего века, и сама Тара. Как и других божеств высокого ранга, Тару изображают с диадемой из пяти зубцов, каждый из которых символизирует одного из пяти высших дхьяни-будд.
    В этой пятизубчатой короне синий дхьяни-будда Акшобхья искореняет гнев, белый Вайрочана – тупость и невежество, желтый Ратнасамбхава – гордыню и жадность, красный Амитабха – корысть и страсть, а зеленый Амогхасиддхи – зависть. Так что Зеленой Таре предназначено было уничтожить зависть в сердцах убийц.
    Дзанабадзар же продолжил свое высокое духовное служение, а также деятельность религиозного художника, которая тоже была служением. Скончался он на 89-м году жизни в Желтом храме в Пекине, куда его забросила судьба в силу политических перипетий, 14-го числа первого весеннего месяца года Водяного Зайца, то есть в 1723 году. И вот уже на протяжении почти 300 лет монголы почитают его как божество, как живого бурхана, живого будду. А танки и скульптуры Дзанабадзара при медленном и вдумчивом, сосредоточенном созерцании несут душе мир и покой, что важнее всего для верующего монгола, приветствие которого звучит как «Менду сайн вайно?», что значит: «Есть ли мир в твоей душе?».
    (Е.Н. Молодцова "Тибет. Сияние пустоты")​
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.854
    Симпатии:
    9.161
    тема очень популярна в литературе 20 века. Но ни один из источников этой истории не содержит.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.854
    Симпатии:
    9.161
    Будда Вайрочана

    [​IMG]

    Будда Амитабха
    [​IMG]

    Будда Акшобхья

    [​IMG]

    Будда Ратнасамбхава

    [​IMG]

    Ваджарасаттва

    [​IMG]



    Амитаюс

    [​IMG]
     
    list и La Mecha нравится это.
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.854
    Симпатии:
    9.161
    Зелёная Тара. вид со спины
    [​IMG]
     
    list нравится это.
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.854
    Симпатии:
    9.161
    письмо Соёмбо разработанное Дзанабадзаром

    [​IMG]
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.854
    Симпатии:
    9.161
    Очирдара (Ваджрадхара)

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.854
    Симпатии:
    9.161
    Амарбаясгалант - монастырь-усыпальница Дзанабадзара , возведённый по его проекту

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    list и La Mecha нравится это.
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.854
    Симпатии:
    9.161
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.854
    Симпатии:
    9.161
    Майтрейя и Манжушри

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.854
    Симпатии:
    9.161
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.854
    Симпатии:
    9.161
    Дзанабадзар (приписывается)

    Сита-Тара (и подготовительный рисунок)

    [​IMG]

    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей