Дзэн-буддизм

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 4 авг 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Здесь в последнем пассаже про "не давать ей развиваться", имеется в виду навык наблюдения вместо вовлечения. Мысль, желание, эмоция, если они отмечены помрачением, сопровождаются вовлечением и развиваются только при условии вовлеченности. Соответственно, отступая на шаг и наблюдая за ними точно как мы наблюдаем за явлениями природы, мы не даем им развиваться. Мы признаем их существование, но лишаем опоры, жизненной среды.
     
    Vinni и La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    У Сэкиды Кацуки в "Практике Дзэн" читаем интереснейший пассаж (вообще рекомендую эту книгу всем интересующимся):
    Это - довольно известная дзэн-буддийская притча. Я встречал ее трактовки в том духе, что Тодзан де пребывал в абсолютном безмыслии, и потому божество не могло его увидеть. А когда мысль появилась - тут-то Тодзана и сфотографировали. Однако Сэкида дает иную трактовку, которая полностью согласуется с буддийским учением, как оно может быть найдено источниках, а именно - у Тодзана отсутствовали не столько мысли, сколько вовлеченность в них, и не только в них, а вообще в воспринимаемое. Мысли это такое же воспринимаемое как облака или рассыпанные зерна. Обычно нам свойственен глубоко личностный режим восприятия. В этом режиме все наше восприятие до малейших элементов отмечено цеплянием, или, как это называет Сэкида далее, напряжением. Это и есть то самое "я", о котором говорилось в предыдущем посте. Оно проявляет себя в виде трех подрежимов -заинтересованности, отвращения или равнодушия во всем разнообразии их оттенков. На самом деле, трудно определить эту "яшность" как-то иначе. Это не какой-то элемент, который следует удалить, а скорее определенная конфигурация сознания или режим его существования.

    Режим восприятия Тодзана был не-личностным (не путать с безличным, которое существует только в глазах личностного существа - этакая чисто умозрительная аберрация). На языке дзэн это называется "му-син" - не-ум. Это то самое "я без я", о котором опять же говорилось в предыдущем посте.

    На мгновение в сознании Тодзана появилось напряжение, появилась "яшность" в виде заинтересованости. И тогда он стал виден. До того он не был виден просто потому, что его действительно не было как "кого-то".
     
    La Mecha нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Бросается в глаза, что Сэкида Кацуки придаёт очень большое значение физическому аспекту в практике. По его словам, к самадхи можно придти только через регуляцию дыхания и создание тем самым "напряжения" в нижней части тела (тандэн). Приостановкой дыхания достигается приостановка ума, фактически - остановка внутреннего диалога.

    Однако, в других буддийских школах можно найти и другие подходы. Во-первых, складывается впечатление, что взаимодействие физики и ума скорее обоюдное и работать здесь можно с обеих концов. Иными словами, если мы развиваем достаточную степень сосредоточения, успокоения ума, то дыхание и тело автоматически затихают. Вообще, как правило в буддийской традиции можно встретить точку зрения, в которой положению тела и дыханию придаётся скорее вспомогательная роль. Мол, да, помогает, но в принципе второстепенно. При этом Сэкида Кацуки и сам периодически оговаривается, что самадхи может быть достигнуто и без соблюдения соответствующей позы и нарочитого контроля дыхания.

    Более того, акцентированный контроль дыхания может быть опасен для здоровья.

    Тут можно также заметить и следующее: если мы практикуем контроль дыхания, то ЧТО ИМЕННО осуществляет этот контроль? То есть в сознании есть нечто, иерархически стоящее выше дыхания, подпитывающего наше бодрствующее состояние. Своего рода сверх-бодрствование. В традиционном буддизме это нечто зовётся Сати, осознанностью, или вниманием, наблюдающим за вниманием. Уоллес называет Сати "метавниманием". Так вот, в классическом буддизме первоочередной задачей в психопрактике является именно развитие Сати. В этом контексте контроль за дыханием оказывается лишь одним из методов развития Сати. Далеко не единственным. На поверку оказывается, что достижение самадхи оказывается возможным не столько благодаря остановке дыхания и внутреннего диалога, сколько за счёт развития Сати.
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В той же книге в главе 4 "Дыхание во время Дзадзэн" автор подробнейшим образом рассматривает механизм дыхания во время медитации. Как бы то ни было, придерживаемся ли мы методов, описываемых Сэкидой Кацуки, или нет, но дыхание во время медитации нам нужно успокаивать, иначе ум успокоить будет очень трудно. И в успокоенном своём виде дыхание приходит именно к тому режиму, что описывается у Кацуки. Т.е. это описание подходит для любой медитации в положении сидя, стоя и во время ходьбы (в других позах есть свои особенности).

    Суть сводится к следующему. Кацуки рассматривает три основных положения дыхательной системы: максимальный вдох, максимальный выдох и промежуточное положение, когда дыхательные мышцы полностью расслаблены. Промежуточное состояние он условно называет "горизонтом дыхания". В дыхании участвует два комплекса мышц - грудные и брюшные. Грудные расширяют или сужают грудную клетку, брюшные поднимают или опускают диафрагму, уменьшая или увеличивая объём лёгких. Так вот, обычно дыхание происходит выше горизонта, в основном за счёт дыхательных мышц грудной клетки. Во время медитации дыхание в основном происходит ниже горизонта и чуть-чуть выше него. При этом задействованы только брюшные мышцы. Грудные дыхательные мышцы остаются расслабленными.

    Выдох мы делаем за счёт плавного и ненавязчивого сокращения брюшных мышц. При этом не нужно насильно втягивать живот, а скорее живот должен оставаться как бы опущенным книзу, чтобы в области солнечного сплетения оставалась как бы ямка. Если такой выдох делается правильно, то в его конце непроизвольно происходит пауза и система задерживается в таком вот слегка напряжённом состоянии.

    После этого следует вдох: сначала за счёт плавного расслабления брюшных мышц, а затем, выше горизонта - за счёт плавного же выпячивания живота. Тоже абсолютно без насилия, спокойно. Если всё сделано правильно, опять же происходит естественная пауза. "Ямка" в солнечном сплетении сохраняется всё время. После этого опять следует выдох, сначала за счёт расслабления живота до горизонта, а затем, ниже горизонта, так, как уже было описано выше.

    Ещё раз: всё должно происходить максимально плавно и естественно. В результате дыхание становится очень тихим и плавным, через какое-то время практики - почти незаметным. Это помогает поддерживать сознание в нерассеянном состоянии.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А вот трактовки от Сэкида Кацуки по поводу десяти быков и пяти положений:
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Положительное самадхи у Кацуки, как я понимаю, это медитация с объектом, а абсолютное - без объекта. Термин у него кажется несколько размытым по сравнению с классическим трактованием. Иногда кажется, что под абсолютным самадхи он описывает просто чистую шаматху. Абсолютная нерассеянность, безусильность и т.д. Потом описывает "радостную дрожь", напоминающую первую дхьяну, и говорит, что она предшествует самадхи. И т.д.
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Несмотря на своеобразие трактовок, метод, описываемый Сэкида Кацуки, является, судя по всему, вполне классической дхьяновой медитацией. Сначала практикуется сосредоточение ("положительное самадхи", в терминах Сэкида Кацуки), т.е. дхарана. В конце концов достигается шаматха ("абсолютное самадхи"). Затем с помощью випашьяны - коанов - происходит реализация дхьян. Сэкида Кацуки описывает метод школы Риндзай.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В главе о трёх нэн Сэкида Кацуки подробно рассказывает о концепции восприятия в Дзэн-буддизме его школы, используя для этого терминологию "трёх нэн". В кратце речь здесь вот о чём. Слово "нэн" можно перевести как "мысленный импульс". В ходе восприятия первая стадия этого процесса заключается в непосредственном восприятии тех или иных внутренних или внешних феноменов. Например, когда раздаётся резкий звук, то в самый первый момент мы просто воспринимаем его, ещё даже не поняв что это такое. Такое первичное восприятие это первый нэн. Второй нэн - это распознавание воспринимаемого. Оно следует прямо за первичным восприятием, как правило настолько быстро, что первичное восприятие оказывается совершенно задавлено. Когда раздался резкий звук, уже через мгновение у нас появляется мимолётная мысль: "это - то-то". Третий нэн - это самосознание. Осознавание факта наличия восприятия. Как бы включение данного восприятия в общую систему или поток "я-сознания". То есть вслед за распознаванием природы резкого звука идёт осознание, что это "я" сейчас услышал звук. Нэн-импульсы идут чередой, т.е. в каждое мгновение времени появляется лишь один какой-то нэн-импульс.

    Далее автор показывает, что происходит в ходе дзэн-буддийской медитации. Во-первых, искусственно устраняются второй и третий нэн. Человек возвращается к непосредственному восприятию. Дыхание ли это или мысленное произнесение "му", не важно. Человек приходит к полной поглощённости сугубо первичным восприятием, без рефлексии. На определённом этапе этот процесс переходит в качественно новое состояние, которое автором названо "нэн протяжённостью в вечность". Сэкида Кацуки отождествляет это состояние с абсолютным самадхи. В этом состоянии внимание непрерывно пребывает в состоянии отсутствия трёх нэн (есть только вот это "нэн протяжённостью в вечность", которая является чем-то вроде основы сознания) и при этом отсутствуют какие бы то ни было иные виды восприятия. В частности, исчезает и чувство времени.

    Автор говорит, что такое состояние есть основа и отправная точка для трансформации сознания. Когда оно достигнуто, используется положительное самадхи (т.е. сосредоточение на определённой концепции) чтобы достичь состояния Будды.
    Таким образом, то, что Сэкида Кацуки называет "абсолютным самадхи", более всего напоминает то, что в других буддийских школах называется шаматхой, "однонаправленное сосредоточение". А "положительное самадхи" более всего напоминает випашьяну.
     
    Последнее редактирование: 3 сен 2014
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Надо сказать, что концепция трех нэн и абсолютного самадхи, как её описывает Сэкида Кацуки, вносит некоторую путаницу. А поскольку автор один из современных классиков в этой области, то эта путаница отразилась и на понимании буддизма в целом. Речь идёт о нахождении в здесь-и-сейчас. Корни этой пресловутой концепции видимо растут из текстов дзэн-буддийских мастеров, которые следовали своей традиции и не слишком отчётливо рефлексировали по поводу этой темы.

    Дело вот в чём. Слово "нэн" вообще-то соответствует санскритскому слову "сати" и именно это слово используется для обозначения седьмой ступени Восьмеричного пути. Означает оно памятование, осознавание, внимательность. Но у Сэкиды Кацуки - и можно предположить что так же и у всей его традиции - нэн означает нечто иное.

    Согласно автору, во время медитации мы сначала сводим восприятие к непосредственному, первичному, а затем - приходим и к его завершению, переходя к тому, что он называет абсолютным самадхи. Однако, казалось бы, если такое абсолютное безмолвие есть абсолютное самадхи, то чем оно отличается от совершенно бессознательного состояния? Вот тут и возникает путаница. Автор делает упор на пребывании в здесь-и-сейчас как основе практики. Однако реально во время такой практики мы развиваем то самое сати в классическом смысле. То есть внимательность, бодрствующее сознание. И именно его актуализация отличает "абсолютное самадхи" Сэкиды от бессознательного состояния.

    И по сути получается, что основа практики не столько в остановке всякой психической деятельности, сколько в укреплении сати. Поэтому мы и видим такие практики - как описывает Йонге Мингьюр Ринпоче - в которых мы не останавливаем психическую деятельность, а наблюдаем за ней равностно (подобную практику кстати можно встретить и в некоторых дзэн-буддийских школах). В итоге в конце концов остаётся только это бодрствующее, беспримесное, нерассеянное, бескачественное сознание.

    В своей практике Сэкида Кацуки, судя по всему, приходит к тому же. Разница тут в интерпретациях, которые повлекли за собой расхожее убеждение, что "просветление это просто быть здесь и сейчас". Всё не только не так просто, но ещё и само это состояние, описанное в предыдущем абзаце - лишь необходимая почва для следующего шага. Впрочем, сам Кацуки об этом тоже пишет.
     
    Ондатр нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Примечательный отрывок из "Практики Дзэн" Сэкиды Кацуки:
    Изначальный посыл Чань (Дзэн) буддизма на отрицание какой бы то ни было теории и "книжного знания" в противовес голой практике на определённом этапе завёл многие школы этого направления в тупик, как я понимаю. Произошло это потому, что люди банально не знали что делать, приступая к практике. И в результате традиция начала вырождаться. Определённое возрождение наблюдается начиная со второй половины 20-го века и Сэкида Кацуки - один из представителей этого возрождения. И возрождение это связано именно с возвращением рефлексии и теории. Это к вопросу о важности теории.
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Всё вышеописанное приводит к тому, например, что Сэкида утверждает, что животные пребывают в "положительном самадхи" (поскольку у них активирован только "первый нэн").
    А также - "просветление = внутреннее безмолвие", разного рода неистовых гуру, приверженцев спонтанного животного состояния и проч. Но это уже видимо по большей части в прошлом, поскольку с тех пор (середина 20-го века) Запад познакомился со всей полнотой буддийского наследия. Кроме того, в самой Японии появились буддийские мыслители, внимательно изучающие и теорию, и практику, и первоисточники.

    Подход в классическом Дзэн - абсолютно лобовой. По типу: "хочешь постичь Дхарму? Сядь носом к стенке и сиди пока не постигнешь! Не постигается? Мало сидишь! Сиди до кровавых мозолей на заднице! Сиди до смерти!"
    Мужественно, конечно, но...
     
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    классический дзэн это не совсем то )
    он прошёл минимум несколько стадий становления.
    1 стадия - это опора на просветлённое сознание учителя - прямая передача.
    2. стадия - теоретическая (да-да) с обширной литературой "пяти гор"
    3. стадия - формальная (не повсеместная) - когда притчи были поняты буквально
     
    plot нравится это.
  14. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    А как же развился все-таки приоритет сидения (дза-дзен) по отношению ко всему остальному?
     
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    ну, собственно, это был основной метод изначально.

    но роковую роль в поздней истории дзэн вероятно сыграл парадоксальный тезис: "обычное состояние ума это и есть просветлённое состояние"
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Не помню какой из патриархов жёг сутры... В общем, эта направленность против какого бы то ни было теоретизирования в Чань была изначально, просто со временем кое-где она зашкалила и привела к вырождению некоторых линий.
     
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    зашкаливала она как раз в самом начале ) когда дзэн противопоставил себя рафинированному интеллектуализму других школ. Хотя вообще не было тайной , что в качестве теоретической базы чань выступала школа Хуаянь.
    В дальнейшем же (особенно в Японии) дзэн стал самым теоретически нагруженным учением, а его монастыри главным центром буддийского образования в стране.
     
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Четыре принципа Дзэн:
    1. Особая передача вне священных писаний;
    2. Не опираться на слова и тексты;
    3. Прямое указание на сознание человека;
    4. Созерцая свою природу, становиться буддой.
     
  19. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    Последнее редактирование модератором: 9 сен 2014
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    да, японцы обожают дедовщину )
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    И садо-мазо, видимо. )
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    не без этого )
     
  24. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    А у чаньцев этого не было?
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.376
    Симпатии:
    13.700
    я ещё раз говорю, что те или иные школы не оставались в течение веков неизменными. в раннем чань практически всё зависело от того или иного учителя. главным была спонтанноть. в дальнейшем те или иные приёмы могли формализоваться, становится предметом подражания . Тот или иной монастырь создавал собственные традиции.
    Например метод внезапных ударов в формализованном виде мог превратится просто в регулярные колотушки, и некоторые китайские сомнительные учителя этим злоупотребляли )
     

Поделиться этой страницей