Дороги и тропы

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем Ондатр, 30 окт 2013.

  1. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Вот интересно, насколько близко к неоплатонизму было то, чему учил Иисус? Как-то же это можно реконструировать. По ессеям там или ещё кому-то. Видимо, также не очевидно что он придерживался последовательной двайты. По его высказываниям скорее кажется обратное (я и Отец - одно).
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.259
    Симпатии:
    6.948
    едва ли сильно :) .

    риск большой )
     
  3. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.954
    Симпатии:
    2.205
    А пчму?
     
  4. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    В смысле - большой риск ошибиться, как я понимаю.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.259
    Симпатии:
    6.948
    Вообще может статься, что гностическое толкование учения Иисуса было значительно ближе к оригиналу, чем это принято считать... )
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.259
    Симпатии:
    6.948
    Ислам (Суфизм)



    «Высокая» суфийская мистическая традиция восходит к 9 в.н.э., когда жили такие знаменитые мастера как Хасан ал-Балхи, Баязид (Абу Йазид) Бистами и Джунайд.
    Как к авторитетному источнику по философии суфизма мы обратимся трудам Ибн ал-Араби (12 в.).
    Основная схема мироздания у него остаётся неоплатонической.


    Таблица 1

    Ибн Аль АрабиИндия неоплатонизм


    1.Земной мир — 1.бхурлока — {1-3 Природа

    2.Сфера стихий — 2.бхуварлока


    3.Восемь небес (7 планетных сфер и звёздная) — 3-4.сварлока

    4Рай


    5.Завесы (сфера башен, Атлас) — 5-6.махарлока — {4-8 Душа Разумная

    6.Трон благородный (Подножие трона)


    7.Трон милостивости (8 высших ангелов) — 7-8джаналока

    8.Трон великий (Скрижаль, Мировая Душа)



    9.Трон Славный (Калам, Мировой Ум) — 8-9 тапалока — {9-10 Ум

    10.Трон Жизни (Великий Элемент) — 10 сатьялока


    11.Аллах — 11.Брахман — {Единое

    Аллах здесь непостижимый Абсолют, открывающийся только через свои имена-атрибуты, воплощающие абсолютное совершенство. К нему, как к своему истоку, стремится всё сущее. Стремление это — любовь, и к чему бы не испытывалась любовь в этом мире, это лишь видоизменённая любовь к Аллаху в одном из его атрибутов. И нет иного бога кроме Аллаха, ибо он это все боги, подобно воде налитой в разноцветные сосуды:



    «Моё сердце стало восприимчивым к любому образу:

    Оно лужайка для газели и монастырь монахов,


    Капище идолов, и Кааба паломника,

    Оно – скрижали Торы и свитки Корана!

    Я следую религии любви, куда бы ни повернули ее караваны.

    Любовь – моя религия и моя вера!»

    Мир возник из-за стремления Аллеха к самопознанию — он создал его как зеркало. Человек — полировка зеркала, он микромир, вмещающий все прочие миры. Совершенная полировка — святой-вали, в котором Аллах видит самого себя.

    Т.о. сначала мироздание развёртывается-инволюционирует через Ум, Душу, и вплоть до мёртвого вещества, чтобы потом обратная эволюция создала растения, животных, человека и наконец вали, вновь достигшего Мирового Ума.

    Мировой Ум это средняя позиция между Богом — абсолютным бытием, и миром — существующим только через причастность к абсолютному. Ум — самосознание Абсолюта, универсальная реальность — ни сущая и ни не-сущая, ни извечная, ни временная, извечная с извечным, временная с временным, она и Бог и мир, и не то и не другое, она присутствует во всём сущем, но не делится, не целая, но не имеет частей. Это вечное теперь, состояние недвойственности.

    Вали достигает его, совершив 4 путешествия: 1. снятие покрова множественности с лица единства, 2. снятие покровов единства с лица множественности, 3. созерцание недуалистического единства и 4.созерцание единства во множестве и множества в единстве.

    Но в конечном итоге путей к Источнику столько же, сколько людей и нет ни одного, кто бы не шёл к нему.

    Путь

    Основным методом суфийской медитации является зикр — повторение божественных имён, со страстным устремлением к той сущности, которая за ними стоит.

    Существует множество описаний стоянок (макам, стадий пути). Наиболее известно учение о семи долинах, каждая из которых, впрочем, в различных школах может получать различные толкования. Впервые о них рассказал Фаридаддин Аттар (12 в.). Это долины поиска, любви, познания, отрешения, единения, удивления и уничтожения.


    Долина поиска. В ней путник, движимый страстью (ишк), экзистенциальной тоской, отправляется на поиски Друга (Аллаха).

    «Путник в сем странствии — всякой страны жилец, всякого края обитатель. Во всяком лике взыскует он красоты Друга, в каждой стране ищет он Возлюбленного. Он вхож в любое общество и открыт для беседы со всякой душою, ибо в чьем-то сознании может он обнаружить тайну Друга или в чьем-то лике может узреть красоту Возлюбленного.» (Бахаулла).

    Стремление, подвигшее его в путь, становится единственным, всё остальное он должен отринуть, у него не остаётся иных человеческих целей и стремлений, он должен отречься от всего, что услаждало его нафс (эго) и принять как должное страдания.

    Существуют весьма подробные руководства по суфийской аскетике, включающей стадии раскаяния (во всех делах, не ведуших к Богу), осмотрительности (дабы не совершить чего недозволенного, т.е. того, что ублажает нафс и отвлекает от мыслей о Боге), воздержания (от любой привязанности), бедности (ничего не иметь и не желать), терпения (принятия любого страдания, как испытания, посылаемого Аллахом), упования (полностью положиться на Божью волю), удовлетворения (любым, что будет послано на пути), ощущения себя постоянно пребывающим в руках Аллаха.

    Долина любви. В этой долине путник «замечает следы» Возлюбленного (Бога). Только здесь он реально и может разрешить задачи вставшие перед ним в первой долине, потому что все прочие страсти сгорают в одной и всепоглощающей: это вместе Любовь, Страх, Надежда, страстное устремление /желание

    Во всём мире для него существует только Аллах, и только с его волей он и соотносит своё поведение.

    Долина познания достигается когда путник понимает, что любовь это преграда между любящими и от экзальтации переходит к самопогружению. Здесь открывается духовное зрение и происходит первое «свидание» с Возлюбленным (экстатическое переживание). Здесь прерываются ложные мечтания и начинается духовное познание тайн мироздания.

    Это переживание оправданности мироздания, совершенства Божьей воли, ведущей каждого его собственным (и наилучшим) путём к Единой цели.



    Долина отрешения. (У Бахауллы последовательность несколько иная, там первой идёт долина Единения а затем Долина удовлетворения). Это стадия абсолютной интроверсии — достижения потаённых глубин сознания, где исчезают все признаки эмоциональной, волевой и ментальной активности. Состояние «успокоения».


    Долина единства. Соответствует состоянию фана («уничтожения») и «свидетельству» (мушахад) или «первому путешествию». Это встреча с Аллахом в сокровенных глубинах собственного сердца.

    Бахаулла: «Брат мой! Чистое сердце подобно зерцалу; очисти его жаром любви и отрешения от всего, кроме Бога, дабы воссияли в нем истинное солнце и вечный рассвет. Тогда ты уяснишь, что значит: "Не вместит Меня ни земля Моя, ни небо, но сердце верного слуги Моего вместит Меня". И сожмешь ты жизнь свою в горсти и в бесконечном томлении положишь к ногам нового Возлюбленного. А когда свет от Явления Царя Единственности утвердится на престоле сердца и души, сияние Его станет видимым в каждом члене и части тела. В сие время таинство славного предания воссияет из мглы: "Слуга тянется ко Мне в молитве, пока Я не отвечу ему, а когда отвечу, стану слухом его, коим он слышит..." Так Хозяин дома вошел к Себе, и все подпоры жилища озарились светом Его».



    Долина удовлетворения упоминается иногда как особая стадия. (Это уже «Рупалока» буддийской космографии). Вероятно в учении Джунайда именно оно и соответствовало состоянию «Бака» (как отрезвления после опьянения Божественным) а у Ибн Араби второму путешествию.

    Бахаулла: «на сей ступени путник видит красоту Друга во всякой вещи. Даже в огне видит он лик Возлюбленного. Во мнимости проницает он тайну истины и разгадывает в свойствах загадку Сущности. Ведь вздохом своим он сжег покровы и единым взором разоблачил пелены; проницательный взгляд вперяет он в новое творение; просветленным сердцем постигает он утонченные откровения. Сие засвидетельствовано словами: "И сделали Мы сегодня взор твой острым"». Это же состояние, видимо, называется «уверенностью» (йакин).


    Долина изумления (восхищения смятения). Связана с достижением небинарного восприятия, в т.ч. снятием бинарности существования и несуществования, божественного и профанического бытия. Это третье путешествие. Оно, несомненно, связано с плотиновским «мраком превысшего света», невозможности интеллектуального (различающего) постижения истинной сути.


    Навои:

    Если спросят: "Ты сущ или в вечном покое?" —

    Ни один и никто — ни единый, ни двое, —



    Не сумеют и слова найти для ответа, —

    Им неведома были и небыли мета.



    Где средина, где край, где наружный предел,

    Где конца и начала и грань, и раздел, —



    Там никто не узнает подобных различий, —

    Вихрь смятения рушит привычный обычай.



    Там меж тленным и вечным нет разницы вовсе,

    Там хмельной и поящий не разнятся вовсе.



    Жив ли, мертв он — там знать никому не дано,

    Знать свое естество там уму не дано.


    Долина смерти или 4-е путешествие. Это та самая долина, где, согласно поэме Аттара и находится дворец Симурга — царя пернатых, на поиски которого через семь долин и отправились 30 птиц. Здесь они постигают, что они сами и есть Симург (букавально «тридцать птиц»).

    Это достижение Ума (Логоса) (вспомним, что, по Плотину, Ум равно един и составляет совокупность умов). Это «бака» — цель пути, нерушимое единство с Богом.



    Навои:

    Там — одно лишь безмолвье над гладью пустою,

    Там рассудок и глух и объят немотою.



    Как потоп разверзает там море без дна —

    Сто мильонов миров в нем потонут сполна.



    Там морской ураган море пенит на кручах,

    Взмыв мильоны и тысячи волн премогучих.



    Миг за мигом там гибнут те волны, и снова

    Разом в тысяче красок нахлынут сурово.



    А посмотришь — и волны теряют там след, —

    Только море вокруг — и иного там нет.



    Вечной сути дано там быть морем бескрайным,

    И бурление волн взмыто промыслом тайным.



    Явь и суть восемнадцати тысяч вселенных —

    Все, что познано мыслью мужей просвещенных, -



    Все, что только явило свой облик и вид,

    Все, чему в мире сущего образ открыт,



    Все, что лику земли в ста диковинах суще,

    В ста мильонах цветов предиковинных суще, —



    Знай: все это — лишь море, источник всех сутей,

    Это — сад или степь без путей и распутий.





    Нетрудно заметить, что все эти стадии находят отражение и в христианской мистике (см. предыдущую главу).

    Например у Экхарта, долине поиска прямо соответствует поиск Бога, долинам любви и познания — стадия добродетели, долине отрешения — отрешённость, долине единения – рождение бога в душе, долинам изумления и уничтожения — отречение и истинная нищета духом.



    Таблица 2



    Суфизм_––––––––––––––––––––– христианство

    долина поиска — нафс — сфера стихий — добродетель

    долина любви — сердце — небесные сферы — концентрация

    долина познания —дух — рай — медитация

    долина отрешения —глубинное сознание — сфера башен — {созерцание

    долина единства (объединения) — фана — Подножие Трона

    долина восхищения — сокровенное сознание — Скрижаль (Душа)— восхищение

    долина уничтожения (смерти) — бака — Калам (Ум) — обожение
     
    Последнее редактирование: 2 мар 2014
    plot нравится это.
  7. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Это Алишер Навои.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.259
    Симпатии:
    6.948
    пардон )
    Ещё замечания/возражения есть?
     
  9. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Некоторые нюансы мне видятся чуток иначе. Например долина познания это имхо долина сердца, а сердце это не что иное как очищенный (успокоенный) нафс. А дух (рух) познаётся в долине Безразличия, когда познаётся "единый вкус" и состояния перестают вращаться между духом и нафсом. Особенность сердца - что оно то сжимается то расширяется. Т.е. в состоянии сердца человеку свойственны сжатия и расширения в суфийском смысле.
    Долина любви это переход к сердцу от нафса. Тут ещё имеет место грубая эмоциональность. Долина поиска это долина нафса, которого корёжит.
    Хоть и окрашенная духовными влияниями.
    Долина Единения - это глубинное сознание. Фана это скорее состояние пребывания в глубинном сознании. Переход через границу Камалока-Рупалока наверное происходит при переходе в эту долину. "Нет больше я".
     
  10. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Аналогичным образом, бака это скорее состояние пребывания в сокровенном сознании, если так можно выразиться. Когда капля становится океаном.
    Из Нурбахша.
    Поэтому долина Смятения/Восхищения это, похоже, переходное состояние от фана к бака, либо даже собственно фана. Т.е. либо глубинное сознание познаётся в долине Единения, а реализуется в долине Смятения (фана), либо оно реализуется в долине Единения, а долина Смятения - переходное состояние, когда капля исчезла, но ещё не стала Океаном.
    В Десяти картинках, как мне представляется, Долина Познания это "Усмиряю быка" и "Верхом на быке", Долина Безразличия это "Вернулся домой", Долина Единения это "Всё исчезло", долина Смятения это "Достиг источника", а долина Уничтожения это "В миру".
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.259
    Симпатии:
    6.948
    А что в таком случае ты думаешь о Долине поисков?
     
  12. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Долина Исканий начинается когда человек начинает ощущать духовное влечение. В суфийском лексиконе этому понятию соответствует термин "талаб". Это тот самый платоновский эрос, который является побудительным мотивом в духовном поиске. Суфии говорят, что появление талаба не зависит от человека. Бог привлекает кого захочет и в результате человек начинает ощущать экзистенциальную тоску, которой нет удовлетворения ни в чём в этом мире и в других мирах. Естественно, такой человек оказывается в мучении, беспокойстве, томлении. Человек, не вкусивший талаб, счёл бы это состояние несчастьем, однако для самого ищущего духовное влечение становится смыслом жизни. В притче, соответствующей описанию этой долины, Навои пишет об ищущих как о безумцах. И действительно, в определённом смысле это безумие, поскольку всё, что раньше для человека имело значение, теперь теряет свой смысл. Он перестаёт быть "нормальным человеком". Джавад Нурбахш, предыдущий глава ордена Ниматуллахи, на вопрос как так случилось, что он стал суфием, ответил - "я сошёл с ума".

    Именно на эту стадию приходится основная работа по очистке авгиевых конюшен нафса.

    Через какое-то время, более или менее длительное, человек вкушает первое прикосновение Высшего и это приводит его в радость и трепет. Суфии не спроста уподобляют духовный путь пути влюблённого: это "Высшее", Бог, проявляет себя зачастую как красавица, искусная в делах любви. Она сначала влюбляет человека в себя, потом чуть приближается, распаляя влюблённого, и снова отдаляется чтобы заставить человека искать её.

    Именно с талаб начинается тасаввуф. Суфии придавали ему настолько большое значение, что считали человека, не вкусившего талаб, мёртвым. Аттар пишет об этом в "Собрании птиц":

    Тот, кто не чувствует влечения, подобен стене,
    Он мертв, нет силы жизни в нем.



    В десяти картинках Дзэн этой долине соответствуют первые две - "Вышел на поиск быка" и "Увидел следы быка".
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.259
    Симпатии:
    6.948
    т.е. ты полагаешь, что последняя таблица должна выглядеть так:

    долина поиска - нафс
    долина любви
    долина познания - сердце
    долина отрешения - дух
    долина объединения - глубинное сознание - фана
    долина восхищения
    долина уничтожения -сокровенное сознание - бака
     
  14. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Примерно, да.
     
  15. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    С точки зрения теории Спиральной Динамики, непременным условием перехода в Долину Неразличения является пребывание на Втором Ярусе. Собственно, зачастую сам переход в эту долину совпадает с переходом личности на Второй Ярус. Однако, это не обязательно так. Человек может находиться на Втором Ярусе и в предыдущих долинах, однако в этом случае он проходит их быстро, как бы экстерном. С другой стороны, предыдущие долины совсем не подразумевают непременного нахождения на Втором Ярусе. По сути, человек может находиться на каком угодно цМеме первого яруса, пребывая в Долине Познания. Тем не менее, как уже говорилось, для перехода в Долину Неразличения, он должен сначала достигнуть зелёного цМема, а потом превзойти и его.

    Культивированию зелёного цМема способствует практика самоотверженного служения, альтруизма, не взирая на вероисповедание и прочие взгляды.
    Шаматха, видимо, впервые познаётся в Долине Неразличения, а Дхъяны начинаются в Долине Единения, как ты полагаешь?
    Порог, после которого человек становится анагамином, "находится" на входе в Долину Единения, как я понимаю. Собственно, вали, пребывающий в фана - это анагамин.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.259
    Симпатии:
    6.948
    собственно, я не уверен, что аналогии буквальны, и суфии на своём пути практикуют дхъяновую медитацию и становятся анагаминами.

    если чисто стадиально, то шаматха, видимо, должна стать условием пребывания в долине познания, а дхъяновая медитация практиковаться в долинах неразличения и единения. состояние анагамина, очевидно ,возможно на уровне долины удовлетворения. Ещё более достоверно ему соответвует джунайдовская бака . Я полагаю, что изменение терминологии произошло не в период между Баязидом и Джунайдом , а между Джунайдом и Ибн Араби, поскольку второй явно даёт описание более высокой цели , чем Джунайд.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.259
    Симпатии:
    6.948
    с мемами соотношение ещё более условное, в принципе да, долина отрешения/ неразличения теоретически может быть связана с переходом на второй ярус, но является ли это необходимым условием, не знаю.
    многие святые шейхи производят впечатление отчётливо "синих" )
     
  18. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    ...И при этом о них трудно сказать, пребывали ли они хотя бы в долине неразличения.
     
  19. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Вот относительно этого я сомневаюсь. Вот здесь например: http://www.tyurk.ru/file1_123.shtm
    Притчей для этой долины стала известная история про слепцов и слона. Я больше склоняюсь к тому, что Долина Познания - это всякого рода астральные скитания и прочее. Когда человек начинает заниматься медитацией и прочим таким более или менее углублённо, он сталкивается с разного рода чудесами и фенечками. Вот Долина Познания - это место таких фенечек.
     
  20. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Буду приводить здесь комментарии к долинам, которые сейчас пишу.

    Просматривается три уровня толкования данного текста:

    1. Уровень "внешний" - развитие человека в ходе углубления в некоем мастерстве

    2. Уровень "внутренний" - продвижение человека в ходе упражнений во внутреннем делании - медитации / молитве / зикре

    3. Уровень Пути - описание стадий суфийского мистического пути в целом.

    Долина Исканий.

    Здесь искатель вкушает духовное влечение.

    1. Долина Исканий представляет состояние человека, только что приступившего к изучению какого-либо искусства. Им овладевает интерес к этому занятию и желание достичь в нём совершенства. Но поначалу, естественно, у него ничего не получается и он сталкивается лишь с трудностями, казалось бы, без какой-либо отдачи. Единственное, что им движет в этот момент - лишь интерес к этому искусству.

    Через некоторое время он достигает первых робких успехов или скорее - намёков на продвижение. Эти проблески будущего мастерства действуют вдохновляюще и человек чувствует новый энтузиазм и удваивает усилия.

    2. Долина Исканий характеризует первый этап занятий медитацией, когда человек лишь пробует это искусство и сталкивается с множеством трудностей как физического, так и ментального плана. Его тело болит или чешется, или немеет, его ум постоянно скачет от одного предмета к другому как расшалившаяся обезьяна. В этой борьбе и попытках удержать внимание на объекте медитации человек буквально изнемогает и проходит зачастую все круги ада, но весь этот ад - лишь ад его собственного ума.

    В итоге он достигает некоторого успокоения ума и вкушает первые проблески внутреннего безмолвия и внимательности. Это вдохновляет его продолжать занятия.

    3. Долина Исканий начинается когда человек начинает ощущать духовное влечение. В суфийском лексиконе этому понятию соответствует термин "талаб". Это тот самый платоновский эрос, который является побудительным мотивом в духовном поиске. Суфии говорят, что появление талаба не зависит от человека. Бог привлекает кого захочет и в результате человек начинает ощущать экзистенциальную тоску, которой нет удовлетворения ни в чём в этом мире и в других мирах. Естественно, такой человек оказывается в мучении, беспокойстве, томлении. Человек, не вкусивший талаб, счёл бы это состояние несчастьем, однако для самого ищущего духовное влечение становится смыслом жизни. В притче, соответствующей описанию этой долины, Навои пишет об ищущих как о безумцах. И действительно, в определённом смысле это безумие, поскольку всё, что раньше для человека имело значение, теперь теряет свой смысл. Он перестаёт быть "нормальным человеком". Джавад Нурбахш, предыдущий глава ордена Ниматуллахи, на вопрос как так случилось, что он стал суфием, ответил - "я сошёл с ума".

    Именно на эту стадию приходится основная работа по очистке авгиевых конюшен нафса.

    Через какое-то время, более или менее длительное, человек вкушает первое прикосновение Высшего и это приводит его в радость и трепет. Суфии не спроста уподобляют духовный путь пути влюблённого: это "Высшее", Бог, проявляет себя зачастую как красавица, искусная в делах любви. Она сначала влюбляет человека в себя, потом чуть приближается, распаляя влюблённого, и снова отдаляется чтобы заставить человека искать её.

    Именно с талаб начинается тасаввуф. Суфии придавали ему настолько большое значение, что считали человека, не вкусившего талаб, мёртвым. Аттар пишет об этом в "Собрании птиц":

    Тот, кто не чувствует влечения, подобен стене,
    Он мертв, нет силы жизни в нем.


    В десяти картинках Дзэн этой долине соответствуют первые две - "Вышел на поиск быка" и "Увидел следы быка".
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.259
    Симпатии:
    6.948
    честно говоря не знаю на какие критерии здесь можно опереться
     
  22. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Долина Любви

    Здесь искатель сталкивается с новым для себя чувством.

    1. Продолжая заниматься выбранным делом, человек постепенно набирается опыта и однажды у него появляется новое чувство. Он начинает ощущать особый вкус этого занятия. Раньше у него такого не бывало. В Долине Исканий он лишь набивал шишки и вырабатывал базовые навыки, а тут он начинает испытывать настоящее удовольствие от процесса, он начинает чувствовать то дело, которым занимается. Так он становится фанатом своего дела.

    2. Здесь к практикующему в процессе медитации приходит особое чувство. Какое именно - тут могут быть варианты, но однозначно можно сказать одно: он такого раньше никогда не испытывал. Если это "кардиоцентрическая" практика наподобие зикра или иисусовой молитвы, то чувство это будет скорее всего интенсивной и горячей любовью. Настолько интенсивной и горячей, что человек будет плакать и эти слёзы будут сладкими. Если это медитация, скажем, слежения за дыханием (буддийская практика анапанасати), то это чувство будет несколько отличаться и представлять собой, скажем, интенсивное переживание Тишины или Сознания. Так или иначе - это чувство характеризуется во-первых принципиальной новизной для практикующего, во-вторых - интенсивностью, в-третьих - явственным ощущением, что это чувство есть результат проникновения в сознание чего-то Высшего, не относящегося к повседневным психическим процессам; религиозный человек однозначно интерпретирует это явление как прикосновение Бога: в-четвёртых - непредсказуемостью. Приступы этого чувства приходят в неожиданный момент и уходят так же внезапно. Однако, они дают прекрасный ориентир в практике. Мы начинаем ощущать, какие методы и действия приближают укрепляют нашу связь с этим чувством, а какие - ослабляют.

    3. В Долине Любви суфий приходит к стадии, когда его сердце как бы размягчается. Он становится чувствительным до такой степени, которой никогда раньше не знал. Вид летнего утра может спровоцировать у него слёзы любви - любви к бытию. На этой стадии суфий часто плачет во время зикра, а его любовь к Мастеру и к Истине становится горячей и бескомпромиссной.

    Нафс в основном очищен, и ищущий вступает в область сердца (калб).

    В Десяти картинках Дзэн этой стадии соответствует третья и четвёртая картинки - "Вижу быка" и "Ловлю быка".
    Что правда то правда. Чисто внешние признаки, видимо.
     
  23. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Долина Познания

    Здесь человек вкушает плоды трудов.

    1. Здесь человек приобретает значительный опыт в своём деле. Он становится по-настоящему хорошим ремесленником, у него вырабатывается свой стиль и метод. Сам процесс работы вошёл в стадию рутины. Проблема может возникнуть в том смысле что человек начинает считать себя мастером, хотя таковым не является. Он расценивает тот метод, который ему удалось освоить и в той или иной степени выработать - наилучшим, остальные же - так или иначе бьющими мимо цели.

    2. На этой стадии человек в занятиях медитацией сталкивается с разнообразными "чудесными" проявлениями сознания - видениями, осознанными сновидениями, световыми явлениями и т.д. "Вот оно!" - думает он и ошибается. В его практике вырабатывается определённый метод и он опять же считает его наилучшим для всех.

    3. Дервиш утверждается на духовном пути и становится "опытным". Он уже не подвержен грубым страстям и его жизнь протекает в основном в области сердца, успокоенного нафса. Горячка эмоций, свойственная предыдущей стадии, здесь утихает и дервиш достигает подобия трезвости, приступая к сосредоточенному и тщательному поиску, в котором он в виде состояний (хал) познаёт мельком довольно высокие состояния сознания. Зачастую на этой ступени дервишу свойственно думать, что он уже познал путь, что путь это просто ещё больше того же самого. Он видит, что помрачения ещё проявляют себя, причём иногда очень явно. но думает, что это лишь вопрос времени и работы. Кроме того, у дервиша здесь сохраняются некоторые убеждения, хоть и рафинированные и "выстраданные". Поскольку нафс его пребывает в очищенном состоянии, убеждения его имеют для него особый привкус истинности, от чего зачастую проистекает этакий миссионерский запал.

    В Десяти картинках Дзэн этой стадии соответствует пятая и шестая картинки - "Усмиряю быка" и "Верхом на быке".
     
  24. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Долина Безразличия или Неразличения

    Здесь человек становится мастером.

    1. Здесь человек вступает в стадию мастерства, но как правило сам не понимает этого: искусство стало его первой натурой, он просто живёт им, не задумываясь. Постепенно забываются уроки, информация (если он не обновляет её, занимаясь преподаванием), уходит сам смысл упражнений, поскольку вся жизнь человека становится сплошным упражнением. Формы и стиль его искусства теряют признаки школы, упрощаются, но становятся на порядок эффективнее, поскольку человек ясно видит суть за формой, то, чему форма учит.

    2. На этой стадии медитация становится как бы безвкусной: человек просто сидит, удерживая внимание на объекте сколько нужно. Его медитация сводится скорее к пребыванию в бодрствующем сознании и сознание это становится всё более чистым и ясным. Здесь впервые познаётся состояние шаматхи - совершенно тихого ума, причём эта тишина поддерживается без усилий, как нечто естественное и исконное. Практикующий пребывает в осознанности и тишине в своей медитации, просто отражая приходящие феномены подобно зеркалу.

    3. На этой стоянке дервиш совершенно внезапно для себя проваливается в Неразличение: однажды он вдруг ощущает Единый вкус Бытия. Это смещение точки мировосприятия с личностного на внеличностное. Выражается это по-разному, но в целом можно сказать, что дервиш видит, что все явления, в том числе - всё то, что он называл "я" - это абсолютно равные явления единого сознания. Таким образом резко ослабляется и сходит на нет фундаментальная личностная фиксация психики. Именно с этого момента происходит исчезновение самых глубинных, базовых помрачений. Те ситуации, которые раньше неизменно вызывали у дервиша вовлечённость, теперь его трогают всё меньше и наконец совсем перестают трогать.

    На этой стадии человек познаёт дух (рух), уровень психики, более глубокий чем сердце. Из этой позиции все явления внешнего мира оказываются как бы равноудалёнными. Именно с этой долины начинается собственно духовный путь.

    В Десяти картинках Дзэн этой стадии соответствует "Превзошёл быка". Приблизилась граница мира феноменального.
     
  25. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.999
    Симпатии:
    1.870
    Долина Единения

    Здесь человек становится магическим существом.

    1. Предыдущего уровня - уровня мастерства - достигают единицы, а Долины Единения достигают очень редкие люди. Здесь человек становится уже не просто мастером, а - чистым воплощением искусства. В том, что он делает, уже нет и следа человеческого. Переход к этому состоянию часто знаменуется неким фундаментальным озарением, в ходе которого человек как бы сгорает без остатка в своём искусстве, в его процессе.

    2. Здесь человек уже не только пребывает в шаматхи, но и переходит к дхъянам - более глубоким ступеням созерцания, сопровождающимся всё более утончающимся блаженством чистого сосредоточения. Если же речь идёт о практике зикра или молитвы, то на этой стадии сосредоточение на ней становится чистым, непрерывным и естественным. Здесь уже нет больше человека, памятующего об Атрибуте. Теперь есть только Атрибут. Различные традиции говорят, что на этой стадии у практикующего проявляются "чудесные способности".

    3. Граница феноменального перейдена. Она может ощущаться как некий Порог Бытия до того как перейдена, когда мы подходим к ней вплотную. При переходе же не остаётся никого, кто бы его перешёл. Поэтому не будет правомерным сказать, что кто-то переходит эту границу. За ней уже нет никакого "я". Капля, коснувшись океана, исчезает. Этот переход зачастую весьма драматичен как субъективно, так и для внешнего наблюдателя. В любом случае, после него человек уже никогда не будет прежним. Это, видимо, и есть фана - область глубинного сознания (сирр).

    В Десяти картинках Дзэн это картинка "Превзойдены бык и самость", на которой не изображено ничего. В буддийской традиции человек на этой стадии называется анагамином, невозвращающимся.
     

Поделиться этой страницей