Древний Восток

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 30 июн 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Мы подошли к исламу. Рубеж конечно важнейший. Но говорить о разрыве цивилизационной преемственности всё же не приходится. Ислам удивительно органично вошёл в ткань ближневосточной цивилизации ( в отличие от эллинизма). Настолько органично , что производит впечатление естественного этапа. Ближневосточный мир до этого так не обрёл единство - был разделён на Иран и Византию и по (несовпадающей с политической границе) на христианск0-иудейский и зороастрийский мир. Христианство как синтетическое учение не было полностью ближневосточным феноменом - оно несло слишком большое наследие эллинизма истараниями греческих теологов стало слишком сложным и многообразным. Ислам ставил своей задачей синтез и преодоление и иудаизма и христианства. В основу легло учение о периодической обновлении откровения : Адам- Ной - Авраам - Моисей - Иисус - Мухаммед (и действительно такое обновление примерно каждые 600 лет наблюдалось). Учение Мухаммеда с точки зрения философской и этической прогрессом конечно не являлось, но имело мощный демократический заряд (т.е. было общепонятным и неподлежащим символическому перетолкованию), было очень посюсторонним ( т.е, не разделяющим теологию, право и политику) и легко исполнимым ( в отличие от византийской теологии признающей только святость и грех без переходных стадий и стараниями фарисеев необычайно пеергруженного правилами еврейского закона). Т.е. именно потенции массовой религии (при этом без снижения основного содержания) в исламе были максимальны.
    И Аллах очень наглядно продемонстрировал новому учению свою поддержку. Когда Мухаммед послал всем державам приглашение принять ислам , согласился только наместник Йемена - В Иране и Византии послание было расценено как плохой анекдот. Через несколько десятилетий империи Сасанидов уже не было, а Византия потеряла 3/4 территории. На их месте была новая мировая империя - Халифат, превзошедший по маштабу и империю Ахеменидов-Александра.

    [​IMG]
     
  2. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.049
    Мухаммед, как известно, был провозглашён "печатью пророков", т.е. последним пророком. Однако весть о новом откровении появлялась. Как минимум в 1800-х - 1900-х годах очередным откровением стало учение Бахаи, как я понимаю. А примерно в 1200-х было что-то такое?
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    нет ) в 1200-е вместо этого было явление монголов )
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    ну и конечно вершина развития суфизма - Ибн Араби, Руми т.д.
     
  5. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.049
    Ибн Араби называли мастером мастеров и в общем его статус был где-то около того. Но до Мухаммеда конечно не дотягивал.
    И нового откровения не провозглашал.
     
  6. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.286
    Симпатии:
    2.114
    Вот тут пишут, что Мухаммед выдержал своеобразную конкуренцию среди других людей, провозглашавших себя пророками в то время. )
     
  7. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.049
    Да и Иисус в своё время тоже "посоревновался". Видимо, общество требовало новых религиозных форм и рождало веер возможностей, из которых выжили наиболее адекватные вызову.
     
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.286
    Симпатии:
    2.114
    Может быть, вернее сказать: всё это были предтечи, предвестники, формировавшие почву, настраивавшие сознание социума на нужную волну, на гребне которой и появляется тот, которого уже ждут. То есть новое откровение должно войти куда-то, и определённая готовность возникала, вероятно, именно благодаря таким вот псевдопророкам (или предпророкам).
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Когда описывают некий абстрактный "Восток", в отличие от "Запада" одним из главных признаков первого называют государственную собственность на всю землю. Для всего доисламского периода этот признак не работает. Но арабы действительно рассматривали всю землю как завоёванную и перешедшую в собственность уммы. С этой земли взимался государственный налог - харадж (кроме особых привилегированных владений с которой платилась десятина). Язычество было запрещено, но все "люди писания" (христиане, иудеи, зороастрийцы) имели полную свободу вероисповедания. Однако платили подушный налог - джизью.
    Завоевания и постоянные смуты очень сильно подорвали экономику, денег не хватало, и халифы из династии Омейядов, в погоне за деньгами, смотрело сквозь пальцы на очень многое (включая "идолопоклонство") лишь бы платили джизью. Когда многие стали принимать ислам, чтобы её не платить, Омейяды совсем не обрадовались и в 700 г. мусульманам- не-арабам (мавали) джизью было велено, таки, платить. Перед этим (в 691 г.) финасово-налоговая сфера была изъята из рук туземных чиновников, передана арабам, переведена на арабский язык и унифицирована (до этого канцелярским языками были на востоке персидский, на западе - греческий). Но денег всё равно не хватало - началось строительство новых городов, мечетей, дворцов, замков...
    Кончилось это тем, что один из мятежей оказался успешным, и Омейяды были свергнуты Аббасидами. Последние окончательно уравняли в правах всех мусульман. После этого довольно быстро произошла общая исламизация населения (особенно в Иране). Аббасиды опирались именно на восточные районы , поэтому иранцы стали преобладать и в управлении, и в армии. Двор Халифата стал больше напоминать прежний двор сасанидских шахиншахов. Столицей стал новый город Багдад в 32 км. от Ктезифона. Он быстро стал новым мегаполисом - столицей Вавилонии "и мира". (А Ктезифон повторил судьбу Вавилона и Селевкии).
     
    Последнее редактирование: 11 июл 2015
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    искусство 7-8 вв. не особо отличалось от предшествующего периода

    Иран, Средняя Азия

    7-8н31c326958511ab4d1a54cdb6da28ccac.jpg

    7-8в1024px-Silver_gilt_dish_Tabaristan_7th_8th_century.jpg

    7-8вCentral_Asia,_late_Sasanian_or_early_Islamic_period,_7th_or_8th_century_AD,_.JPG


    Сирия.мозаики церквей.
    1280px-Church_of_the_Lions.JPG

    Mosaic_in_the_Nave_of_the_Church_of_St._Stephen.jpg

    Jordan1617.jpg

    Jordan1615.jpg

    Umm_ar-Rasas_Mosaike_2.JPG

    Jordan1612.jpg
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    дворцы халифов и мусульманской знати




    8th_century_frescov_inside_Qasr_Amra,_Jordan.jpg
    800px-Quseir_Amra_Fresque.jpg


    0каср-амра_3e744_34090354_orig.jpg

    800px-Arabischer_Mosaizist_um_715_001.jpg

    1280px-Arabischer_Maler_um_730_001.jpg

    1280px-Arabischer_Mosaizist_um_735_001.jpg

    1280px-Model.JPG

    1280px-Qasr_Amra_4.jpg


    Fresco_Qasr_Amra_Jordan1057.jpg Fresco_Qasr_Amra_Jordan1064.jpg

    Amra5.jpg

    Jordanien_Qusair_Amra_Innen_12_Fresken.JPG

    Quseir_Amra_Fresque_femme.jpg

    каср мшатта 743-44 0_412d9_9205f2d0_orig.jpeg

    кирбат0_41355_1b35a989_orig.jpeg
     
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.049
    Изображения людей?
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    как видишь ) мозаики и росписи из синагог с библейским сценами тебя значит не смутила ? )
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    эпоха иконоборчества началась позднее ( и эпицентром была Византия 8 в.)
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    мечети (вполне византийской архитектуры)

    787px-Eagle_Dome4(js).jpg

    1280px-20100923_amman60.JPG

    Jericho_Ruinen_11.JPG

    1280px-Paris_Louvre_Kapitell_34.JPG

    1280px-Aqsa_1.jpg

    правда каменное узорочье теперь стало более пышным.

    такие формы как купол, арка и айван это из сасанидской архитектуры
     
    Последнее редактирование: 12 июл 2015
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.049
    То есть это самое иконоборчество вообще-то не свойственно исламу изначально?
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    По факту нет, хотя в Коране конечно указания есть, и в мечетях никаких портретов-скульптур не было. А в дворцовой бане почему не сделать? Омейяды, как я уже говорил, были не формалисты )
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    0_412cf_7ae22895_orig.jpeg

    вот это ворота из гораздо более позднего Румского султаната на картине 19 века
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    трудные времени настали , пожалуй, только для халкедонитов - их считали византийской агентурой. в итоге халкедонское православие стало на Ближнем Востоке и в Африке почти исключительно национальной религией греков.
    Якобитская церковь укрепила свои позиции, а несторианская Церковь Востока вступила в пору расцвета и экспансии на восток. Бывшие язычники массами переходят в несторианство, в Средней Азии по мере арабского завоевания множатся несторианские епархии и митрополии, значительная несторианская община возникает в Китае. Сирийцы-христиане составляют интеллектуальную элиту халифата (кроме области законоведения, естественно)
    Золотой век наступает для иудеев. По сравнению с византийцами арабы были образцом терпимости и либерализма. Национальная автономия евреев в Вавилонии сохраняется и укрепляется, ректоры двух тамошних академий - гаоны - становятся духовными лидерами всего мирового еврейства. В Испании евреи встречали арабских завоевателей как освободителей и оказывали им деятельную поддержку. евреи становятся хозяевами и на западном участке великого шёлкового пути - прошедшего через Восточную Европу - в 8 в. иудаизм начинает распротраняться в Хазарском каганате, и с нач. 9 в. становится там государственной религией. В Африке иудаизм принимает эфиопское княжество Загве - в 10 в. оно сокрушит христианское царство Аксум.
    Гностические общины (мандеи, йезиды) замыкаются на себе, но многие их сторонники номинально принимают ислам (т.н."лицимеры") и активно преобразуют шиитские секты. Манихейство, вытесненное из халифата, широко распространяется в городах Синьцзяна и тоже достигает Китая, В сер. 8 в. оно становится официальной религией Уйгурского каганата в Монголии.
    Так что Ближневосточная цивилизация ширит экспансию и приближается к апогею.)

    Византия тоже переживает пик ориентализации. в сер. 6 в. Косма Индикоплевст пишет "Христианскую топографию" это стало началом вытеснения античных наук из системы образования. В кон. 6. латынь перестала быть государсвтенным языком. в 7 в.импераотры стали именовать "василевсами роммев2 - т.е. царями римлян, а этикет был приближен к древнеперсидскому (с простираниями), ритуал стал уподоблять василевса Христу. наконец иконоборчество (две волны - 730-787 и 813-43) означало радикальный разрыв с античным наследием в искусстве.
    В халифате же Абасиды, напротив стали проявлять самый живой интерес к античному наследию и брать с Византии контрибуции книгами. В Багдаде учреждается Дом Мудрости (куда переехали и гундишапурские учёные). Расцветает интеллектуализм. Присутствие оранжевого мема несомненно.

    Эту эпоху иногда называют "исламским ренессансом". Но я полагаю, что речь стоит вести идёт о ближневосточной античности (начавшейся ещё в сасанидские времена и достигшей теперь пика). Уже не внешней и насильственной, как во времена эллинизма , а как естественного этапа собственного развития.
     
    La Mecha нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Но интересно, что крупнейший халкедонский богослов эпохи - Иоанн Дамаскин (8 в.) был родом из Дамаска -столицы омейядского халифата и жил на его территории . Именно его"Точное изложение православной веры" по сути завершило собой историю патристики.

    Что касается зороастризма, то конечно, при Аббасидах большинство элиты переходит в ислам. Но тем не менее на востоке в 9-нач. 11 в. была вспышка интереса к своим иранским корням (поддерживаемая эмирами Саманидами). И в эти века создаётся значительная зороастрийская литература энциклопедического содержания.

    в исламе 8- нач. 9 в. это время бурного развития правоведения и формирования основных мазхабов
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    в языковом плане :
    государственным являлся арабский язык, он же с 8 и особенно 9 века становится языком высокой культуры и межнационального общения. арамейский язык к кон. 8 в. по большей части вытесняется из обихода, но остаётся языком доисламских религий (местами бытует и как разговорный).
    среднеперсидский остаётся языком зороастризма, в 9 в. в Средней Азии возникает новоперсидский язык - фарси (с арабской письменностью). в сер. 9 в. на нём начинают писать поэзию, с сер. 10 в. и прозу.
     
  24. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.857
    Симпатии:
    2.049
    Ну в Иране-то всё это время народ всё же в основном говорил на различных вариациях персидского? Не совсем понятно, что значит - "остаётся языком зороастризма"? В смысле зороастрийские тексты писались на этом языке? То есть получается, именно зороастрийское учение оставалось в Иране в те времена как бы народным?
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    26.882
    Симпатии:
    9.202
    Народ сельский и раньше говорил на местных диалектах и теперь говорил. Среднеперсидский был языком религии, культуры, администрации, города. А теперь он стал языком на котором продолжали писать зороастрийцы. А функции языка культуры и города стал исполнять арабский. Кроме Средней Азии, где в 9 в. стали слагать стихи на бухарском диалекте и записывать их арабским письмом. Так возник новый литературный язык. Позднее он станет основным для всего ираноязычного населения , которое оформиться в новый этнос - таджики.

    а языком караванного мира Центральной Азии оставался согдийский.
     
    Последнее редактирование: 11 июл 2015
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей