Древний Эфес

Тема в разделе "Путешествия и прогулки", создана пользователем Иоанн, 1 дек 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    250
    Симпатии:
    212
    Ангелу Ефесской церкви напиши:
    так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей,
    Ходящий посреди семи золотых светильников:
    Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое,
    и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех,
    которые называют себя апостолами,
    а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
    ты много переносил и имеешь терпение,
    и для имени Моего трудился и не изнемогал.
    Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою


    Откровение Иоанна Богослова

    В этом году мне довелось побывать в древнем Эфесе. На несколько километров среди невысоких гор и долин западной Турции раскинулся белый античный город.
    Впечатление от увиденного не менее сильное, чем от Италии или Греции.
    Пожалуй, здесь сильнее погружаешься в атмосферу античного мира.
    Происходит какой-то сдвиг не только в пространстве, но во времени. Ты ощущаешь — они жили вот так. И разница эта куда сильнее, чем разница между цивилизациями в наши дни.

    [​IMG]
    Проспект Куретов (Куреты — мифические существа.)

    Когда видишь целую улицу, сохранившуюся с античных времен, в начале просто дух захватывает. Улица была одной из центральных в городе, по левую и правую руку стояли ряды колонн.

    Здесь люди гуляли, торговали, посещали библиотеку, что находилась в конце проспекта.

    [​IMG]

    Здесь же люди молились в языческих храмах, посвящая обряды богам. Неподалеку находились два театра, бани и… публичный дом. )
    Вся жизнь, от самых высоких духовных ее сфер до низших была сосредоточена на маленьком пятачке…

    Что мы знаем об Эфесе?
    Кому-то вспомнится Храм Артемиды Эфесской — одно из семи чудес света.
    Кто-то припомнит из курса философии Гераклита Эфесского — автора одной из теорий первоначал — он считал, что в основе всего стихия огня…
    Для меня, когда ехал сюда, более всего значило, что здесь много лет жил Иоанн Богослов, любимый ученик Христа. Здесь он писал свое Евангелие, проповедовал, молился в уединении на холмах за городом. И вполне возможно, рядом с Эфесом на Соловьиной горе жила в последние годы жизни пресв. Дева Мария.

    В 19 веке были обнаружены остатки дома, точнее часовни, построенной на фундаменте 1 века.

    Домик Святой Марии на Соловьиной горе


    [​IMG]

    Именно с посещения домика на горе начинается экскурсия.

    [​IMG]

    Место тихое, здесь много красивых деревьев. Сохранился баптистерий (крестильня) 3 или 4 века….

    А история домика на горе такова.
    В 18 веке католическая монахиня Катарина Эмерик увидела это место во сне и подробно описала.

    206353_original.jpg
    Католическая монахиня Катарина Эммерих (1774 — 1824), августинка, почитается католиками как блаженная (канонизирована в 2004)

    …Мария жила не в самом Эфесе, недалеко от него, там, где жили некоторые ее друзья. Ее дом находился на вершине горы с левой стороны ведущей в Иерусалим дороги, на расстоянии 3,5 миль от Эфеса. С южной стороны этого города к вершине горы вели узкие, заросшие травой тропинки. Ближе к вершине находилась рельефная приблизительно в полмили шириной, поросшая травой полянка.

    Почти через 100 лет после этого, когда Катарины уже не было в живых, а в Эфесе начались археологические раскопки, и описанное место было обнаружено миссионерами.
    Увиденное миссионерами совпало с описаниями монахини.

    206972_1000.jpg
    Открытие домика св. Марии — фото 19 века

    Впоследствии домик был отреставрирован.
    Со второй половины 20 века сюда приезжали трое римских пап. И хотя официально ни католическая, ни православная церковь не признают этот домик, сюда приезжает множество паломников разных христианских конфессий.

    Православные, описывающие свои посещения Эфеса, относятся к домику с недоверием — именно по причине того, что место открыто католиками и поддерживается ими. При этом многие из них допускают, что св. Мария действительно жила в Эфесе.

    В пользу этого говорит, например, отрывок из сообщения 3 Собора в Константинополе «Святой Иоанн и Богоматерь Святая Мария, прибывшие в Эфес…»
    Существует также и устная традиция, связывающая св. Марию с Эфесом.

    (подробнее, например, здесь: http://marmara-calypso.livejournal.com/159261.html)

    [​IMG]
    Внутри домика (фото из сети)

    Почитают домик и мусульмане, для которых Иисус является пророком.

    [​IMG]

    Что касается собственных ощущений, место показалось тихим, уютным, намоленным, располагающим.
    Гора покрыта тенистым лесом, здесь не ощущается сильно жара.

    [​IMG]
    Лианы и дикий виноград оплетают деревья, в ветвях шмыгают многочисленные белки.

    И в родниках очень вкусная вода!…

    [​IMG]
    [​IMG]

    Жаль только, что здесь нет ни одного христианского храма!…
    Он был бы здесь уместнее, чем торговые лавки, в которых предприимчивые турки стараются нажиться на паломниках. (хотя и сувениры тоже нужны…)

    [​IMG]

    От домика на горе до самого Эфеса около 5 километров — спускаемся на автобусе вниз.
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    250
    Симпатии:
    212
    Древний Эфес Римской эпохи​


    Раскопки простираются на много километров.
    Открывающийся глазам Эфес не самый древний — город существовал с начала I тыс. до н.э.
    А то, что сохранилось, принадлежит Римской эпохе — с середины 2 в до. н.э. до начала 4 в. Н.э.

    Начал строить в этом месте Лисимах — полководец Александра Македонского. Дельта реки вблизи старого Эфеса была сильно заболочена — и он решил перенести город на новое место.
    Еще через сто лет Эфес вошел в состав Римской империи…

    В 27 г. до н. э., при Августе, город стал столицей римской провинции Азия, занимавшей западную половину полуострова Малой Азии (современная Турция).
    Вот как описывает Эфес Александр Мень:

    Эфес был одним из крупнейших городов Римской империи.
    то были морские ворота провинции, и далее все дороги шли по долине реки Кайстры, веером расходясь по всей Асии. Удачное географическое положение сказывалось на богатстве ефесских купцов и процветании ремесленников.


    Когда сюда приехал в 50-е годы 1 века Иоанн Богослов, здесь жило более 200 тыс. человек.

    На тот момент это был портовый город — в античном мире он играл почти ту же роль ворот между Европой и Азией, которую позже будет играть Константинополь.
    (Позже море отступило от Эфеса, что стало одной из причин его упадка…. )

    [​IMG]

    Так выглядел Эфес в древнюю эпоху. У зданий были красные черепичные крыши.
    Слева вверху располагалась гавань, которая соединялась проспектом с центральной улицей. В центре города находился большой театр.
    Далее, следуя рельефу местности, улица изгибалась и переходила в проспект Куретов.

    Второй театр, малый (одеон), был крытым и предназначался для городской знати. (на схеме он справа в верху)
    Заседали тут и сенаторы тогдашней «областной думы».

    Отсюда началась наша пешеходная прогулка.

    [​IMG]
    Ленка на ступенях Эфесского Одеона

    [​IMG]
    Приятно на время ощутить себя римским сенатором… :)

    От малого театра постепенно спускаемся вдоль проспекта Куретов. От эскурсии время от времени отстаем, чтобы полазить и пофотографироваться — благо эскурсия идет медленно, а группу видно издали.

    Вдоль проспекта Куретов стояли общественные здания и храмы, посвященные римским императорам.
    Обычай обожествлять их начался в Риме с Октавиана Августа, которому при жизни строили храмы по всей империи.
    Впрочем, исторически первым был Александр Македонский…

    [​IMG]

    Храм Адриана.
    Некоторые храмы чрезвычайно красивы — даже если судить по тому, что осталось.
    Храм интересен не только удивительно тонким орнаментом, но и сочетанием образов. Богиня на первой арке — Ника. На второй — Горгона Медуза! Возможно, в позднеримскую эпоху Горгона стала одним из защитных божеств, а может, в ее чертах проявилось что-то стихиальное (на эти мысли навевает растительный орнамент).

    [​IMG]

    А это колонны храма Домициана — из-за размеров не получается сфотографировать его весь.

    После этого нам показывают… хм… общественный туалет. Это городское новшество появилось в Риме и распространилось сюда. Тогда же, говорят, возникло и выражение «деньги не пахнут». Туалет предназначался для обеспеченных людей, прочие обходились кустами и канавами.

    Однако все это веселое разнообразие напрочь меркнет перед библиотекой Цельса.

    [​IMG]

    Библиотека построена в начале 2 века н.э. (как раз в те времена, когда в Эфесе активно зарождалось христианство) — в 114 — 117 годах.
    Она посвящена консулу Тиберию Юлию Цельсу, который был правителем области Малая Азия. Консул завещал часть своего состояния на библиотеку, а построена она была его детьми и внуками.
    Останки Тиберия Цельса покоились в здании библиотеки.
    Здесь хранилось около 12 тысяч книг.

    На этих ступенях можно было бы поразмыслить о вечном…

    [​IMG]

    Можно было — но формат экскурсии дает слишком мало времени! А хочется побольше облазить да еще сфотографироваться. И мраморные плиты — довольно скользкие.
    Нет, сюда лучше приезжать самостоятельно и на весь день!..

    После библиотеки, едва дав перевести дух, нам показывают большой театр.
    По современным понятиям это скорее стадион.

    085 театр в Эфесе.jpg

    Эфесский театр (фото из интернета).
    Вмещал 25 тысяч зрителей.

    Был одной из крупнейших римских построек этого вида.

    С театром связано возникновение слова «оболтус». Если на первых рядах во время представлений располагалась знать, то на последних сидели бродяги, безработные, бездельники. Власти города выдавали им на разные нужды мелкую монету — «обол».



    [​IMG]
    Римская агора (торговая площадь) вблизи портового проспекта

    С театром связана и история Нового Завета. В деяниях Апостолов описан эпизод, когда апостол Павел, проповедуя, столкнулся с сопротивлением жрецов Артемиды Эфесской.
    Конфликт, разгоревшийся во время проповеди в театре, привел к волнениям в городе, из-за которых апостол едва не лишился жизни и вынужден был покинуть город.

    Но для того, чтобы рассказать об этом, нужно вернуться еще на 500 лет раньше и поговорить о самом знаменитом эфесском здании, от которого, увы, не осталось почти ничего…
     
    La Mecha и list нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    250
    Симпатии:
    212
    Велика Артемида Эфесская!


    За 500 лет до того, как римляне строили свои красивые храмы вдоль проспекта Куретов, в Эфесе был создан шедевр, который обессмертил имя города и вошел в историю как одно из семи чудес света.

    097 храм Артемиды Эфесской.jpg
    Храм Артемиды Эфесской

    Храм создавали на протяжении почти ста лет. Начал строительство архитектор Херсифон из Кносса (первая половина VI в. до н.э), а деньги выделил Лидийский царь Крёз.
    Достраивал храм сын Херсифона Метаген, а после него уже в V в. до н.э. архитекторы Пеоний и Деметрий

    К сожалению, время не пощадило знаменитое здание, и сейчас на его месте стоит лишь одна колонна.

    098.jpg

    Более того, даже туристов не водят к этой колонне, а лишь показывают ее из окна автобуса.
    Поэтому все фотки, приведенные в этой главе, заимствованы из интернета.
    И все же я решил рассказать о храме подробно, поскольку он не отделим от города, да и сама его история драматична.

    Артемида, сестра близнец великого Аполлона, считалась богиней женского целомудрия, покровительницей всего живого, и как ни странно, охоты…

    классически ее изображают с луком, в сопровождении собак и оленя:

    The-Hunters-of-Artemis-image-the-hunters-of-artemis-36734199-580-905.jpg

    Но Артемида Эфесская выглядела несколько иначе

    7df39843fc5650fefa31fed203487497_i-1583.jpg

    артемида эфесская.jpg

    Ее изображали с множеством грудей, как бы питающей все живое.
    (именно такие статуэтки увозили из Эфеса на сувениры древние греки :) )
    в классическом греческом искусстве таких изображений не встречается. Возможно, сюда примешался культ более древней древней богини, или даже Матери-Земли.

    Артемида Эфесская считалась покровительницей деторождения и… покровительницей амазонок.

    Чтобы лучше понять второе, приведем одно из современных изображений Артемиды.

    1732677_bogi-drevnei-grecii-artemida.jpg

    В Эфесе культ этой богини был самым распространенным.

    Артемиду очень любили, а ее храм был излюбленным местом горожан и предметом их гордости. Тем удивительнее было, что храм в 4 в до н.э. (всего через сто лет после создания) сжег Герострат.
    Человек искал славы, но эфесцы его возненавидели и хотели навсегда забыть его имя, упоминая в летописях лишь как «одного безумца». Тем не менее, кто-то иногородний сохранил имя разрушителя ...

    Существует красивая легенда, что богиня Артемида отлучилась из своего храма, чтобы принять роды у матери Александра Македонского. И поэтому не смогла защитить здание. Действительно, храм был сожжен именно в ту ночь, когда в столице Македонии родился Александр.

    После того, как Македонский освободил от персов Малую Азию, он предложил восстановить храм. Но эфесяне вежливо отказались — Македонскому направили письмо «боги богам храмов не воздвигают…»
    Впоследствии храм все-таки был восстановлен, и вроде бы именно на средства Александра Македонского.

    Новый храм существовал в апостольскую эпоху, и служители его культа поучаствовали в конфликте с апостолами.

    Но зданию не везло и дальше.
    В 263 году храм был разграблен готами.
    А с приходом к власти христианских императоров античные храмы вовсе закрыли. Его пытались перестроить в христианскую церковь, но и она простояла недолго. Часть плит и конструкций эфесцы использовали на строительство других зданий, была разобрана крыша.
    К 6 веку, когда древний Эфес пришел в упадок, от храма почти ничего не осталось.
    Он был забыт более чем на 1000 лет, и открыт заново уже в 19 столетии.

    099.jpg
     
    Яник, La Mecha и list нравится это.
  4. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.452
    Симпатии:
    1.431
    Спасибо, отогрелась просто-таки южными видами.
    Потрясающее фото.

    Насколько, интересно, это может быть действительно связано - Горгона и стихиальность? Максим не подскажет ли?
     
    Иоанн нравится это.
  5. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.908
    Симпатии:
    6.486
    ну стихиальность разве что бурного ледяного моря )
    Горгона у входа это защита от сил зла, чтобы они не проникли в храм. примерно как свирепые стражи-защитники буддийских храмов.
     
    list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    250
    Симпатии:
    212
    Ира, рад, что нравится!

    по погоде было скорее приятно тепло, турок экскурсовод сказал, что мы выбрали очень правильное время для таких поездок (30 сентября было), потому что летом жара неописуемая, и на открытой местности народ просто валится с ног.
    А в тот день с утра было даже прохладно, видно, что на первой фотке я в кофте )

    мне тоже показалось, что скорее защита от зла, но поскольку сочетание интересное, я его еще с одним человеком обсуждал, и он сказал, что у римлян горгона могла несколько изменить свой первоначальный смыл...

    Интересно еще услышать комментарий по поводу статуй в фасаде Эфесской библиотеки:

    Статуи в нишах колонок сегодня — копии оригиналов. Статуи символизируют мудрость (Sophia), знание (Episteme), разведка (Ennoia) и доблесть (Arete). Они – одно из главных достоинств библиотеки Цельсия. Библиотека была восстановлена при помощи австрийского Археологического Института, и оригиналы статуй были помещены в Музее Эфеса в Вене в 1910

    София.jpg

    Эпистем.jpg

    Statuya-na-fasade-bibliote.jpg

    Арета.jpg

    (фото тоже, к сожалению, не мои)

    Я так понимаю, все это богини, но если о Софии все слышали, то остальные какие-то малоизвестные. Или уже тогда начался отход от персональных божеств к персонифицированным качествам, аллегориям?
    Интересно, что именно Энноя (символизирующая разведку) осталась без головы :)
     
    La Mecha нравится это.
  7. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.452
    Симпатии:
    1.431
    Ну, слава Богу, София при голове )
     
    Иоанн и La Mecha нравится это.
  8. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.908
    Симпатии:
    6.486
    не только начался, но и далеко зашёл ) но только для язычников это ещё не просто условность, это именно персонификация качеств достойных почитания, вплоть до религиозного. И София здесь ещё не христианская Божья Премудрость.
     
    list нравится это.
  9. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.733
    Симпатии:
    2.093
    Ванечка превосходный репортаж! Замечательный - от некоторых видов просто мурашки по коже идут.
    )
    Если ты это видел в реале, каковы же должны быть ощущения в этом случае?!!!
     
    Иоанн нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    250
    Симпатии:
    212
    Юля, спасибо!
    Виды там действительно завораживают. Я в начале стал фотографировать все подряд, а потом понял, что самое красивое было впереди!
    В древнем Эфесе мы гуляли где-то полтора часа, но этого все равно мало.
    Потом, было очень обидно, что базилику св. Иоанна, построенную на месте, где последние годы жил апостол (я еще про нее напишу), где находилась его могила, показали только мельком из окна автобуса. Как и колонны храма Артемиды!

    По сути дела, в Эфесе четыре места, посещать которые нужно по отдельности, у них разная энергетика, разные ощущения.
    Лучше ехать самостоятельно, на пару дней.
    Но для первого знакомства получилось неплохо!
     
  11. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.733
    Симпатии:
    2.093
    Ванечка, вид с амфитеатром сверху. Впечатляет.
    А то, что осталось от блистательного храма, тоже наводит на определенные размышления.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    250
    Симпатии:
    212
    последняя часть репортажа - про апостолов

    Апостолы в Эфесе​

    Апостол Павел

    Вот как описывает Александр Мень первый приезд Апостола Павла в Эфес
    (Плыл он из Греческого Коринфа, где уже была основана христианская община, — через Эгейское море).

    Целую неделю плыл парусник, лавируя среди островов Архипелага, пока не приблизился к берегам Малой Азии. Из гавани Павел и его спутники, идя пешком вверх по течению реки, добрались до Эфеса.
    …Эфес поражал всех, кто впервые оказывался на его улицах среди леса колонн, пышных памятников и статуй. Утонченность Афин, коммерческий дух Коринфа, размах многоязыкой Азии — все соединялось здесь подле гигантского святилища Артемиды, одного из семи чудес света. Толпы паломников, купцов, погонщиков мулов, моряков теснились вокруг лавок. Праздник в честь Артемиды уже миновал, и город жил кипучей деловой жизнью.
    Еврейский квартал Эфеса находился под непосредственным покровительством Рима; он был обширным и процветающим. Вопреки ожиданиям, миссионеров здесь встретили очень радушно; Павел уже отвык от столь почтительного отношения со стороны соплеменников. Его беседа в синагоге произвела хорошее впечатление (наветы врагов сюда еще не достигли). Павла даже просили остаться в Эфесе подольше. Но он объяснил, что связан обетом посетить Иерусалим на праздник Пятидесятницы и принести там жертву; только после этого он снова может сюда приехать.


    Хронология жизни апостола Павла и его путешествий хорошо известна из книги «Деяний апостолов». Согласно этой хронологии, он побывал в Эфесе впервые в 52 году н.э., затем, после очередного посещения Иерусалима вернулся — уже надолго.
    С 53 по 57 г. Павел постоянно жил в Эфесе и занимался развитием Эфесской общины — на тот момент, вероятно, наиболее значимой наряду с Иерусалимской и Коринфской.
    Этим событиям полностью посвящена 19 глава «Деяний».

    Пребывание Павла в Эфесе стало вдохновляющим мотивом для многих художников и скульпторов.
    Известна картина Александра Иванова (того самого, написавшего «Явление Христа народу»)

    Павел благословляет вновь крещенных.jpg
    Павел благословляет крестившихся в Эфесе

    Кроме того, целая серия художественных образов сложилась вокруг эпизода с сожжением книг.

    Сам эпизод этот упоминается в «Деяниях» скупо.
    На многочисленных знахарей и чародеев Эфеса произвела впечатление не столько проповедь Павла, сколько исцеления людей и другие чудеса. Некоторые из них уверовали и приняли крещение, а в знак принятия новой веры решили сжечь «чародейские» книги.
    Книги в те времена стоили недешево, переписывались вручную. Упоминается, что стоимость сожженных свитков составила 50 тысяч драхм!

    8_06_08.jpg

    Нетрудно представить, насколько это не понравилось многим горожанам.

    А. Мень считает, что апостол не призывал эфесцев сжигать книги. Что так проявился свойственным неофитам фанатизм — и это вполне вероятно.
    Однако после этого события вокруг новой религиозной общины стало сгущаться напряжение — ведь большинство эфесцев придерживалось эллинистической веры.

    В то время произошел немалый мятеж против пути Господня,
    ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,
    собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;
    А между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
    это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.
    Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!
    И весь город наполнился смятением

    (Деяния Апостолов)

    Как видим, мятеж имел не столько религиозные, сколько коммерческие причины — торговцы сувенирами стали терпеть из-за проповедей Павла убытки… :) Впрочем, исследователи считают, что торговцев могли использовать целители и знахари, которые видели в Павле идейного врага. Так, Александр Мень пишет, что число христиан в Эфесе на тот момент было слишком мало, чтобы как-то заметно повлиять на торговлю.

    Мень пишет: Речь Димитрия подействовала, как огонь на солому. Ремесленники шумной толпой высыпали на улицу, выкрикивая традиционный эфесский клич: «Велика Артемида Эфесская!» К ним мгновенно присоединились толпы горожан, всегда готовых к бурным демонстрациям. Пытались найти Павла, но дома его не оказалось. Тогда схватили Гая и Аристарха и потащили их силой в театр. Скамьи, рассчитанные на двадцать тысяч человек, сразу же заполнились. Воцарился хаос.


    Волнения в городе продолжались несколько часов. Апостол хотел пойти поговорить с собравшимися, но ученики удержали его от этого шага, опасаясь, что разъяренная толпа растерзает проповедника.
    В итоге за Павла заступились городские власти, и объяснив, что он не нарушает никаких законов, предложили по-хорошему разойтись.

    8_06_01.jpg

    Однако оставаться после этого в городе Павлу было уже небезопасно.
    Наученный горьким опытом, апостол предпочел покинуть Эфес. Сюда он уже больше не вернется…

    Апостол Иоанн​


    Апостол Иоанн оставил после себя в Эфесе более зримые следы, но само его пребывание осталось окутано атмосферой тайны. Любимый ученик Христа жил в городе долгое время, но в отличие от Павла, о нем не упоминается в «Деяниях». Жития основываются на церковном предании — и разнятся датировкой, да и самими событиями.
    Cогласно всем источникам, св. Иоанн жил в Эфесе дважды — до ссылки на остров Патмос и по возвращении.
    Скорее всего, первый отрезок пришелся на 60-е и 70-е. Иногда пишут, что Иоанн прибыл в Эфес около 50-го года, но тогда он оказался бы там одновременно с Павлом, и было бы трудно объяснить, почему его ни разу не упоминает св. Лука.

    О самих событиях в Эфесе жития упоминают столь эпично, что в некоторые трудно поверить:

    После их обращения в Ефесе отмечали языческий праздник богини Артемиды, Апостол Иоанн присоединился к толпе пирующих и, стоя на постаменте статуи богини, обратился к народу с проповедью о Христе. Разъяренная толпа язычников стала забрасывать его камнями, но благодать Божия покрывала его, и ни один камень его не коснулся, но пострадала статуя. Нападавшие пришли в бешенство и отказывались слушать увещевания Апостола, призывавшего их вести себя как подобает разумным людям, а не диким зверям. Толпа неистовствовала, и Иоанн в конце концов воздел руки к небу, прося Бога послать знамение, чтобы привести людей к покаянию. И вот разразилось сильное землетрясение, разверзлась земля, и из расселины вырвалась огромная, мощная струя пара. Из присутствовавших двести человек упали замертво от страха. После того как землетрясение прекратилось, святой Иоанн помолился о возвращении их к жизни. Они восстали из мертвых, после чего сотни ефесян приняли крещение.
    Через некоторое время святой Иоанн сам поднялся в храм и силой молитвы поверг главное изваяние богини этого города, а потом и весь храм. Видя все эти чудеса и знамения, тысячи людей обратились ко Христу


    Маловероятно, что храм Артемиды действительно был разрушен. Но так или иначе, апостол навлек на себя гнев римских властей, за что был схвачен и отправлен на суд в Рим. Это произошло в конце 60-х, а по другим источникам, в середине 80-х лет I века…
    В Риме апостола хотели казнить, но он чудесным образом выжил. Казнь была заменена ссылкой на остров Патмос.

    Prado1615.jpg

    Вместе с учеником Прохором Иоанн вел на Патмосе уединенный образ жизни, много постился и молился.
    Во время пребывания там с Иоанном произошло то, что Д.Андреев назвал бы метаисторическим озарением. Хотя, возможно, это было прямое духовное видение — и апостол в ясном сознании вышел за пределы этого мира.
    Наиболее важное из увиденного он продиктовал ученику — так появилось знаменитое «Откровение Иоанна Богослова»…

    Еще через несколько лет уже глубоким старцем апостол вернулся в Эфес. При императоре Невре гонения на христиан были закончены. У Иоанна появилась возможность возглавить Эфесскую церковь.
    Здесь он напишет четвертое Евангелие «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…»
    Он ушел из жизни в 100 г н.э., последним из апостолов и предпоследним из тех, кто видел живым Иисуса Христа (последним считается Игнатий Богоносец).
    Во многих из житий упоминается, что могилу Иоанна через несколько дней после смерти обнаружили пустой.


    …В наши дни мусульманский город Сельчук отстоит от древнего Эфеса километров на пять. Здесь находятся остатки храма Артемиды — и здесь же, менее в километре от них, христианская святыня — базилика св. Иоанна.
    Когда-то на ее месте был другой храм, 3 или 4 века, а в нем находилась могила Иоанна Богослова.

    А базилика, возведенная, в 6 веке при Юстиниане, выглядела так

    basilika-svyatogo-ioanna3.jpg
    Макет базилики св. Иоанна Богослова в Эфесе

    Это было внушительное здание, имевшее более 130 метров в длину и 45 в ширину — второй по величине храм Византийской империи.

    Сейчас базилика большей частью разрушена, но все же немало и сохранилось.

    Место, где находится могила св. Иоанна, помечено мраморными плитами, но сама она спрятана под полом и закрыта решеткой. Как пишут на форумах некоторые паломники, предприимчивые турки –смотрители музея могут открыть эту решетку за десять долларов…

    bazilika_sv_ioanna.jpg
    Базилика св. Иоанна Богослова.

    cerkov-svyatogo-ioanna-efes-selchuk-25.jpg

    К сожалению, экскурсия не предполагала посещения этого места. Нам показали святыню только из окна автобуса…

    Поэтому если доведется еще раз побывать в Эфесе, обязательно схожу туда.

    Литература и источники в интернете

    Александр Мень. Первые Апостолы
    https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/svja...zii-ehfes.2066/
    http://marmarisinfo.ru/cerkov-svyatogo-ioa...va-v-efese.html
    https://maximus101.livejournal.com/113651.html
     
    list и La Mecha нравится это.
  13. gregormichael

    gregormichael Автор

    Сообщения:
    668
    Симпатии:
    360
    Спасибо Вам за великолепный материал.
    Дам, с вашего позволения, на него ссылку в своём рассказе о Северном Кипре.

    По стечению обстоятельст мы с женой во время поездки на Северный Кипр 3 ночи провели в гостинице

    [​IMG]
    Храм? Нет. Гостиница с казино

    Кайя Артемис Резорт & Казино
     
    Последнее редактирование: 10 дек 2017
  14. gregormichael

    gregormichael Автор

    Сообщения:
    668
    Симпатии:
    360
    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]
    Kaya Artemis Resort & Casino


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]

    Видами казино оскорблять изысканный вкус читателей я не буду :)
     
    Иоанн нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    250
    Симпатии:
    212
    Да, конечно!

    крутая гостиница! :)

    приятно, что под эфесскую библиотеку даже стилизуют здания.

    Я думаю, при этом какая-никакая происходит популяризация древней культуры.

    Кстати, если интересно, я могу рассказать еще про Иераполис.
     
    La Mecha нравится это.
  16. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.908
    Симпатии:
    6.486
    Интересно.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    250
    Симпатии:
    212
    Что ж. Тогда продолжу!

    Речь пойдет о местах, находящихся несколько восточнее Эфеса, в глубине полуострова, в исторической области Фригия.
    Тут, в 150 километрах от побережья Эгейского моря и где-то так же от Средиземного, на вершине белой горы, стоял древний город Иераполис.
    Построил его царь Евмен II в 190 г. до н. э и нарек священным городом.

    А сегодня здесь находится Памуккале.

    Карта Западной Турции.jpg

    Многие из тех, кто бывали в Турции, ездили на эту экскурсию. У турков даже есть пословица "кто в Памуккале не ездил, тот в Турции не бывал". :) Хотя, возможно, ее придумали в рекламных целях.

    Но посмотреть тут и правда есть на что!

    [​IMG]

    Посещение Иераполиса идет как бы дополнительным бонусом к экскурсии в Паммукале.
    Но экскурсия построена так, что на древний город остается мало сил и времени. Полные впечатлений от травертинов и бассейна Клеопатры, туристы вяло воспринимают античность…

    Между этот Иераполис достоин внимания не меньше, чем термальный курорт.

    [​IMG]

    С древних времен людей манила Белая гора. Ее необычный вид и термальные источники вызывали желание остаться здесь, поселиться.

    [​IMG]

    Памуккале — дословно хлопковая крепость. В ее окрестностях до сего дня растет много хлопка, но белый цвет горы связан с карбонатом кальция, который здесь находится в виде минерала травертин.

    Травертин — известковый туф, по химическому составу сходный с мелом и мрамором.
    Образуется он в результате процессов, таких же, которые происходят в пещерах

    Ca(HCO3)2 → CaCO3+H2O+CO2

    Гидрокарбонат кальция, растворимый в воде, под действием ветра и солнечных лучей разлагается на углекислый газ и более устойчивый карбонат.

    В основном, процессы эти происходят под землей (или в стиральных машинах, где в результате этого образуется накипь) . Но в Паммукале они идут прямо на склонах горы.

    [​IMG]

    Многочисленные минеральные источники питают бассейны на террасах. Травертин остается нежно-белым, только пока сохраняет контакт с маточным раствором.

    Голубая вода бежит по террасам, переливаясь с одной на другую.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Множество людей, радуясь, гуляют по этим террасам босиком, фотографируются, смеются.

    [​IMG]

    Необычен сам вид этих выступов — созданных природой на протяжении столетий.

    Травертин остается нежно-белым, только пока сохраняет контакт с маточным раствором.
    В отсутствие его он начинает выветриваться, загрязняться, приобретая желтовато-серый оттенок. А потом и вовсе зарастает травой.

    Поэтому гора остается белой лишь там, где выходят минеральные источники.

    [​IMG]

    Естественно, такое место привлекало людей с древности.

    Судьба священного города оказалась непростой, поскольку он был построен в сейсмически активной зоне. Не раз город разрушался землетрясениями, но отстраивался вновь.
    В 133 г до н.э. он вошел в состав Римской империи.

    В 60-е годы первого века Иераполис стал известен как климаический курорт. Здесь строили многочисленные римские бани с термальной водой.
    Богатые римляне покупали в дома, чтобы отдыхать, приезжая на время.
    Население достигло 15 тысяч человек. Здесь были многочисленные храмы, бани, бассейны — и огромный театр, вмещавший почти все население города.

    [​IMG]

    В 395 г. город перешел под управление Византии. В 1097 г. Иераполис был передан турецкому султану в качестве военной компенсации и в последующие сто лет был спорной территорией. Окончательно город переходит под власть турок в 1210 г.
    В 1354 году мощное Фракийское землетрясение полностью разрушило город.

    [​IMG]
    Так выглядит сегодня центр античного города с окружающих театр холмов.

    Город был гораздо шире сохранившихся построек. На всей площади, где разбросаны камни — почти несколько километров — находились дома.

    Раскопки и реставрация, которыми с 50-х занимаются итальянские археологи, пока затронули лишь небольшую часть города.
    Наиболее ценные вещи собраны в археологическом музее:

    [​IMG]

    Археологический музей находится на месте нижних Римских бань

    А вот и сами бани, сохранились довольно неплохо:

    Римские бани в Иераполисе.jpg

    В музей требуется отдельный билет, и мы его не посещали (времени все равно на все не хватает). Но по пути к театру видны живописные развалины античных храмов:

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    250
    Симпатии:
    212
    Иераполис уже в силу своего названия должен был иметь множество храмов.

    Пожалуй, главным был храм Аполлона, находившийся в центре города:

    [​IMG]

    Рядом с храмом Аполлона находился фонтан Тритона (почти все древние святилища здесь были связаны с водой — ведь она била прямо из-под земли, чем не стихиальная иерархия?)

    [​IMG]
    Фонтан Тритона — сейчас находится в музее Иераполиса (фото с сайта marmarisinfo.ru)

    Но особенную известность придавал Иераполису храм… Плутона.
    Считалось, что тут находятся врата в преисподнюю.

    Это пространство заполнено парами столь туманными и плотными, что едва можно рассмотреть землю.
    Любое животное, которое попадает внутрь, встречает мгновенную смерть

    - писал Страбон .
    Римский историк не преувеличивал. Древние специально выпускали из клеток птиц в пещеру, и они погибали. Место и сегодня изобилует пещерами, заполненными углекислым газом с примесью сероводорода, так что во время раскопок археологи то и дело находили рядом с входом мертвых птиц

    храм Плутона.jpg
    Врата в преисподюю?

    К сожалению — или, к счастью! — к этому месту экскурсий не водят, поэтому фотографии взяты из интернета

    plutonium_6.jpg

    Так мог выглядеть храм Плутона в свое время — реконструкция с сайта http://www.hierapolis-info.ru

    plutonium.jpg

    Рядом с входом в подземное царство находился бассейн.

    И обряд вполне мог сочетать принесение в жертву ритуальных животных с очищающим омовением…

    Однако многочисленные жертвы богу подземного царства не спасли Иераполис от землетрясений.

    В конце двадцатого века рядом с Плутонием нашли тела двух немецких туристов. Они погибли, по неосторожности надышавшись газами…
    Теперь вход сюда огражден забором.

    (Более подробный рассказ о Плутониуме и история его открытия здесь http://www.hierapolis-info.ru/pluto.html)

    Стал Иераполис местом гибели и для одного из 12 Апостолов — Филиппа.

    Посмотреть вложение 73870
    Святой Филипп

    Святой Филипп, один из 12 апостолов Христа, прибыл в Иераполис в 70-х годах н.э. с двумя дочерьми. Здесь он проповедовал Евангелие и распространял христианство, за что был казнен. По одной из версий распят вниз головой, по другой — ему отрубили голову. На месте его гибели в V веке нашей эры был построен Мартирий
    (здание или усыпальница сооруженные над могилой святого или мученика).

    martirij-svyatogo-filippa-turciya.jpg
    Мартирий святого Филиппа

    Место это, правда, находится высоко на горе — гораздо выше театра. В рамках обычной туристической поездки попасть сложно, так как подъем и спуск займет около часа.

    16546_600.jpg
    Вид на Мартирий от театра (фото с сайта obereg-blag.livejourlal.com)

    между тем Википедия пишет, что:

    В 2011 г. при проведении раскопок в Иераполисе (Турция, область Денизли), среди развалин древнего храма итальянскими археологами под руководством Франческо Андриа было обнаружено захоронение Святого апостола Филиппа. О том, что данная гробница действительно принадлежит святому Филиппу, говорит и её устройство, и письмена, найденные на ней

    то есть здесь находится важнейшая христианская святыня.

    Остается в очередной раз пожалеть, что обычные туристические экскурсии в Турции делают слишком маленький акцент на посещение христианских святынь.

    А чтобы от Иераполиса не создавалось совсем уж мрачное впечатление, надо сказать, что место это дарило не только смерть, но и жизнь.

    Термальные источники Памуккале считались омолаживающими.
    На месте разрушенных римских бань сегодня работает бассейн Клеопатры.
    От желающих искупаться в нем нет отбоя — многие едут в Паммукале в первую очередь ради бассейна.

    Конечно, имя Клеопатры сюда приплели в рекламных целях — ведь бассейн создан в Византийские времена.

    Но теоретически царица египетская могла бывать в Иераполисе — как раз во время ее жизни он стал популярным курортом.

    [​IMG]

    Бассейн Клеопатры. Таким мы застали его утром, когда еще не было людей.

    На дне бассейна в большом количестве лежат осколки римских колонн и плит, затрудняющие купание, но придающие этому месту неповторимую прелесть.

    А так выглядит бассейн в разгар дня:

    бассейн Клеопатры.JPG

    И — напоследок — моя панорамная фотография, с видом Памуккале:

    [​IMG]

    Это хорошее место! Сюда хочется возвращаться снова и снова!

    Чтобы оценить красоту и атмосферу места, лучше брать экскурсию с ночевкой. Тогда будет возможность побыть в Памуккале 4 часа, причем с утра, когда еще мало туристов.
    К тому же в отелях, куда привозят ночевать, есть собственные термальные бассейны — а это почти как бассейн Клеопатры.
    Лучшее время для посещения Памуккале — вторая половина сентября (и май). Летом слишком жарко.

    А еще лучше, думаю, приезжать сюда самостоятельно. Правда, я пока на такое не отважился. Зато в этом случае времени будет больше — его хватит и на музей Иераполиса, и на мартирий св. Филиппа, и на то, чтобы посмотреть расположившийся у подножия горы турецкий городок.


    Источники

    http://www.hierapolis-info.ru сайт, посвященный Иераполису и Памуккале, для русских туристов

    http://sapr2000.livejournal.com/43564.html?thread=232492) о Римских банях в Иераполисе

    Археологические сенсации 2013 года
    http://poryvaev.ru/kladu_i_sokrovisha/sokr..._2013_goda.html
    Сайт Владимира Порываева — о Плутониуме

    http://www.liveinternet.ru/community/5241644/post299691109 Места силы — Мартирий святого Филиппа
     

    Вложения:

    La Mecha нравится это.
  19. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.733
    Симпатии:
    2.093
    Иван, вот именно Памуккале был и остается моей мечтой - уж очень он необычен. Я бы хотела попасть туда в отсутствие людей, но, боюсь, это уже невозможно.:)
    Вид этого места абсолютно экзотический. Там снимали Одиссея у Калипсо, фильм Кончаловского, если помнишь.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Иоанн

    Иоанн Автор

    Сообщения:
    250
    Симпатии:
    212
    Можно приехать, когда людей мало. Если остановиться в Паммукале с ночевкой, на террасы реально попасть где-то полдевятого утра.
    Кстати, Паммукале с Эфесом вполне совместимы - мы ездили на двухдневную экскурсию. Эфес был первый день, потом в Паммукале ночевка, и рано утром - мы на травертинах.
    Правда, вода, текущая по террасам, в это время еще немного прохладна - ходили в кофточках. )

    Можно приехать и самостоятельно, выбрать в Памуккале отель - и тогда сам себе хозяин!
     

Поделиться этой страницей