Мы как раз к Исходу подошли. Пора стих про Исход. Как эпиграф. Игорь Иртеньев * * * Ух, как мы зажигали, Как ржали мы до слез, А тут он нам скрижали Какие-то принес. И каждая по пуду, А как бы не по два, Короче, сукой буду, Такая вот ботва. Ни уха и ни рыла Не поняли мы в них Там много букафф было И разных слов чудных. Да ты, видать, приятель, Сказали мы ему, Вконец с катушек спятил, Похоже по всему. Хоть мы не знаем, Моше, Кто их тебе там дал, Но так не делай больше – Нарвешься на скандал. Тащи-ка их обратно, Уж ты, мужик, прости, Но только аккуратно, Чтоб не помять в пути. .
Ближний Восток Мы поговорим о нём в узком смысле - как области распространения семитских языков. Для их носителей вероятно изнчальна была гаплогруппа J. Но в описываемое время, вероятно картина была уже более пестра (во всяком случае в развитых областях). Областью колонизации (земледельцами-скотоводами) здесь был лесистый Йемен. Очевидно там сохранялось и до-семитское население. Возможно оно имее тотношение к стране Пунт (где-то в Джибути-Эритрее), где были структуры типа вождества и жители не было чернокожими и носили бороды.
Периферия здесь это народы "живущие в шатрах". Страна их обитания (Аравия (предположительно) и степные районы Сирии-Ирака-Иордании. В описываемые времена области прилегающие к цивилизации занимали амореи. Но где-то поблизости (Синай - северо-запад Аравии) жили племена измаильтян (прото-арабы) из которых наиболее известны мадианитяне ( это они продали Иосифа в Египет, и у них позднее жил бежавший оттуда Моисей). Верблюда в то время ещё не приручили (кроме как в Омане м.б.), поэтому главным животным для всех них был осёл. Образ жизни был полукочевой - т.е. большую часть года они кочевали со скотом, но видимо имели и поля в оазисах - куда приходили для посева и сбора урожая. образ жизни у них был патриархальный ) (т.е. именно такой , какой описан в библейских рассказах про патриархов) - в основе род, включающий приёмных членов и рабов, с полной властью патриарха -родоначальника, он же нередко "священник" и даже, порой, пророк. Племена с общей генеалогией и аморфной структурой - управляемые советом этих патриархов и иногда выборным военным вождём.
Область цивилизации - это центр (Месопотамия) и субпериферия - земля Ханаанская - лесные/прибрежные /низменные районы Сирии-Палестины. Сирия в это время экспортировала лес (ливанские кедры и др) и слоновую кость, Палестина славилась своими дубравами. Междуречье было большей часть распахано.
Ханаан представлял собой совокупность городов-государств . Б.ч. это были городки (с населением менее 10 000), но встречались и настоящие города: на юге - в Палестине это был Хацор (50 га), на севере - в Сирии-Ливане таких городов было больше (например Катна - в 110 га). Все они были сильно укреплены и группировались вокруг царского дворца. Дворцы были серьёзные - в Телль-Кабри , например, площадью в 0,6 га. с главным залом расписанным минойским мастерами и с масштабным винным погребом. Вокруг были многокомнатные дома знати, а дальше тесно грудились дома обывателей. Южные города был под контролем гиксосов и влиянием египетской культуры, северные под властью Митанни и влиянием аккдской культуры, и пользовались , соответственно, египетскими иероглифами и клинописью. Была и собственная ханаанская письменность (даже несколько) - нерасшифрована. В торговом отношении они были младшими партнёрами критян. и местами видимо были критские фактории.
В ханаанской религии верховным богом был Илу (Эл, Элохим, Аллах) - это старый седобородый бог, не слишком активный в делах мира. Актуальным и популярным богом был громовник Балу (Баал) (отношения между этими богами не всегда были дружественными) подробней о пантеоне http://skazanie.info/bogi-ugarita Судя по Библии, ханаанцы были сексуально раскрепощёнными людьми . Во всяком случае у них в культе присутствовали и оргии.
Что касается Месопотамии то там было два больших государства. Государственным языком был аккадский. Мёртвым священным языком - шумерский. На юге было царство Приморье, где среди населения преобладали потомки шумеров. И цари там носили искусственно шумерские имена. На севере было более могущественное Вавилонское царство. Власть там принадлежала племени касситов - выходцев из Луристана . Собственный язык их неизвестен. В отличие от гиксосов, они вполне ужились с местным населением и почитали местную религию. Верховным богом Вавилона был Мардук. Это "мудрый бог" , животным которого является дракон (т.е.бог скорее варунического типа).
Города Месопотамии были больше и древней ханаанских. Но стадия развития этого общества может быть охарактеризована как спад. Даже своего рода "раннее средневековье" - власть у варваров, резкое снижение деловой активности, спад культуры. В это время завершает приватизация обширного государственного сектора экономики и идёт своего рода "феодализация" - царские земли раздаются в кормление касситским родам. Распространяется иммунное землевладение (такие земли выделяются из общины). Имения выдаются сначала как бенефеции, но с тенденцией к наследственности. Храмы получают права автономии и заводят свои дружины, но хозяйства не ведут , а свои огромные земли сдают в аренду. Появился даже автономный и свободный от налогов священный город - Сиппар (центр солнечного культа). Появилось профессиональное военное сословие (из касситов) - колесничих, лучников, впервые в истории начавшись носить металлические панцири. Ну мы ведь двигаемся не во времени, а в пространстве ) По одной дате. Шумеры это из более древних времён. Язык уже лет двести использовался исключительно в религиозных текстах. Он не был семитским (скорее сино-кавказским).
практически единственные памятники, дошедшие от этой эпохи - это камни, удостоверяющие земельные пожалования и иммунные права )
Для семитских государств характерно наличие нескольких секторов экономики - храмовый, царский, общинный, частный, и условные держания. а также служебная организация - т.е. царские люди получающие землю во владение за исполнение различных специализированных "служб" (типа царских рыболовов). Таки служебные люди могли передаваться в кормление сановникам и храмам. Частная собственность формировалась путём пожалований и покупок земель у общинников и даже у "служебных" (хотя это было сомнительно с точки зрения законности). Продажа общинных земель тоже была затруднена. Чаще всего их отчуждали за долги. Ростовщичество было чрезвычайно распространено. Хотя принимались различные законодательные меры, ограничивающие власть кредитора над должником. Должники легче отдавали родных в рабство , чем расставались с землёй. Но постепенно процесс концентрации земли в руках ростовщиков происходил. Занимались этим промыслом чаще всего лица занятые госзакупками (параллельно они вели и собственные торговые дела). Потерявшие землю общинники теряли статус свободных и становились арендаторами или царскими людьми. Или уходили в хапиру - это такие семитские казаки - их было очень много. Настолько , что хапирские шайки могли угрожать целым городам.
Переходя к Южной Азии мы обнаружим там г.о. обломки погибшей цивилизации. Впрочем, центр этой цивилизации не погиб, он де факто был поглощён соседней. Речь идёт о царстве Элам, занимавшем всю южную половину Ирана (раннее государство, столица Сузы). Господствующие в регионе языки были дравидские, а гаплогруппы предположительно L и Т (Т возможно имели и жители Пунта). Но язык Элама подвергся сильной семитизации. Государственным языком в описываемую эпоху стал аккадский, письменностью - клинопись, храмами - зиккураты. и даже древний культ Богини сменился культом местного аналога Мардука. В пантеон были включены и многие вавилонские боги. Социальный строй тоже мало отличался от происходившего в семитских государствах. Законами стали вавилонские законы Хамураппи ( с некоторым ужесточением наказаний) Правда сохранялись и некоторые местные особенности. Женщины имели гражданское равноправие и равную долю в наследстве , наследование постов начальников ("отцов") провинций шло по женской линии. Центральная власть была организована по удельно-лествичному принципу - было три правителя суккуля ("посланника"- богов?) разных рангов. главному - суккальмаху - наследовал его брат - суккаль Элама, а тому сын старшего - суккаль Суз. Следующий правитель женился на вдове предыдущего.
Субпериферия этой цивилизации погибла по неизвестным причинам (наиболее вероятная - иссушение), а население её мигрировало на восток - в область периферии (ныне Пакистан)
Жизнь на периферии - Пенджаб, верховья Ганга - тамошним обитателям наверно нравилась. Города были заброшены, торговля прекратилась, государство исчезло вместе с высокой культурой. Но деревни процветали, там продолжали строить из сырцового кирпича, даже использовались печати - как знак собственности. От австроазиатов долины Ганга была заимствована культура риса - которая быстро стала основной. Изготовлялось стекло, фаянс. Возможно был приручён слон. В принципе, с точки зрения материальной культуры это была уже классическая индийская деревня. печати Но места всем там не хватало. И мы видим масштабнейшую миграцию дравидоязычного населения на юг - в центральную индию - в области населённые австралоидами (гаплогруппа H и D). пришельцы принесли туда медную металлургию (для бронзы не было олова), керамику, земледелие. происходила быстрая метисация. Ну и наконец была первобытная аборигенная зона - остатки который современные андаманцы. Но в те времена, надо полагать, она была много обширней.
подробная карта для чуть более позднего времени https://d8v5jhqx5tv4l.cloudfront.net/wp-content/uploads/2017/09/bronze_age_middle_cut.jpg
Какой ужОс! Это я потрясён объёмам знаний об этих семитах. Вроде таких объёмов про всяких аккадцев и ахейцах не было. Какие источники, напр., про все эти отчуждения за долги? Расписки что ли на каменных скрижалях сохранились? хапиру - это такие семитские казаки - это наверное по-русски - Шапиро? У меня есть друг с такой фамилией - он типичный семитский казак.
именно ) все эти семиты в отличие от остальных фиксировали свои сделки письменно. на глиняных табличках. к аккадцам это тоже относится, они тоже семиты )
Литература описываемого времени. Из Египта папирус Весткар из Вавилона. Ниппурский бедняк вот этот как раз история о том как люди становились хапиру ханаанская литература (из угаритских текстов http://annales.info/mal_az/small/hanmyth.htm ) Но самым главным хитом, была эпическая поэма о Гильгамеше ("О всё видавшем"). Полная аккадская версия была создана в районе 18-17 вв до н.э. А к кон. 15 до н.э. была переведена-переложена на хеттский и хурритский языки.