Дхарма (в западных и в том числе русских переводах - с большой буквы) - это либо буддийское учение, либо собственно нирвана. Буддисты чаще всего обозначают этим словом буддийское учение. Вообще, слово "дхарма" многозначно (см. О.О.Розенберг "Проблемы буддийской философии", глава VI): Поэтому Дхарма (с большой буквы) в принципе может означать пункты 4, 5, 6. Слово "дхарма" с маленькой буквы это чаще всего п. 2 или 3 (см. ниже), но также может быть и пп. 1 и 7. Более простое перечисление значений приводится в Википедии - русскоязычной и англоязычной. Под словом "дхармы" (с маленькой буквы) - чаще всего имеют в виду элементарные кванты восприятия или составные элементы сознания. Согласно буддийскому учению восприятие, сознание, психика - дискретны. Это - непрерывный поток моментальных элементарных импульсов. Длительность "существования" одной дхармы неопределимо мала. В целом принимается, что она равна одной кшане. Понятие "дхарма" занимает в буддийском учении невероятно важно место. Поскольку нам не доступно что-либо вне восприятия, а всё восприятие - это не что иное как непрерывный поток дхарм, то всё существование для нас определяется свойствами дхарм. А именно - мимолётностью, бессущностностью, безличностностью. Более того, мы сами, то, что называется личность, есть не более чем непрерывная смена дхарм. Будда, исследовав свою психику, не обнаружил в ней ничего кроме дхарм, кажда из которой мимолётна, бессущностна и безличностна. Бессущностность дхарм заключается в том, что невозможно сказать откуда появляются дхармы, куда исчезают и какова их природа. Безличностность - в том, что в дхармах нет какого бы то ни было элемента или свойства, сообщавшего бы им "яшность". Каждая дхарма сама по себе не обладает какими-либо качествами, кроме вышеописанных, однако функционально дхармы могут быть классифицированы на особые группы в зависимости от тех комбинаций, в которые они входят. Эти группы называются скандхами. Фактически скандхи описывают всю психику человека, от и до. Всего скандх пять. Кроме этой классификации, есть ещё и другие. Например - разделение дхарм на санскрита-дхармы и асанскрита-дхармы, т.е. соответственно дхармы, подверженные бытию, причинно-обусловленные, участвующие в процессах с началом и концом, и дхармы, не участвующие в только что описанном. Первый вид дхарм это по сути и есть скандхи, сансара (существование, отмеченное дуккхой, см. ниже). Относительно же второго рода дхарм среди буддистов имеются расхождения и споры, но все они сходятся с тем, что асанскрита-дхармы относятся к просветлённому сознанию. Иными словами, если в обычном сознании асанскрита-дхармы относятся к разряду лишь потенциального восприятия, то в просветлённом сознании они являются актуальным восприятием. И наконец, следует сказать что в различных буддийских школах взгляд на природу дхарм несколько отличается. Если стхавиравадины (буддийское течение Тхеравада) считают дхармы истинно-реальными, то шуньявадины (Махаяна) считают, что дхармы принципиально неопределимы, и о них нельзя сказать что они есть или что их нет. Представители же Ваджраяны истинно-реальными считают лишь дхармы определённого вида (асанскрита) (см. О.О.Розенберг "Проблемы буддийской философии, глава VI"). Дуккха - этот термин как правило переводится как страдание, но на самом деле это не совсем верно, поскольку противоположностью дуккхи является покой, безмятежность, бесстрастность (что видно, например, из третьей Благородной Истины), а не блаженство. Поэтому правильнее было бы перевести это понятие как "маета, болезненное беспокойство, неудовлетворённость". В целом, слово "страдание" тоже вполне применимо, но оно имеет более узкую коннотацию как относительно острое негативное переживание. В то время как понятие "дуккха" вполне распространяется и на мирские удовольствия, скажем, да и вообще на каждое мгновение бытия. С понятия "дуккха" начинается первая Благородная Истина. Это именно тот диагноз, который ставит Будда жизни. И по сути весь буддизм посвящён тому, как излечиться от этой болезни. Во второй Благородной Истине Будда формулирует причину болезни, в третьей - показывает состояние вне болезни, к которому стоит стремиться, в четвёртой описывает путь к этому состоянию.