Дыхание - основа основ

Тема в разделе "Соня: конспекты интеграции", создана пользователем Соня, 5 янв 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.864
    Симпатии:
    526
    Раздел о благородных истинах

    И снова монах пребывает, снова и снова наблюдая явления ума в явлениях ума в отношении Четырех благородных истин. И как же монах пребывает, снова и снова наблюдая явления ума в явлениях ума в отношении Четырех благородных истин? Здесь монах распознает как есть: «Это страдание»; он распознает как есть: «Это причина страдания»; он распознает как есть: «Это прекращение страдания»; он распознает как есть: «Это путь, ведущий к прекращению страдания».
    4.5.2. Раздел о благородной истине причины страдания
    Что же такое благородная истина причины страдания? Это жажда (tanhA), которая приводит к новому рождению, и которая вместе с наслаждением и привязанностью находит великое удовольствие в том или этом. Это жажда чувственных удовольствий, жажда существования и жажда несуществования. Но когда эта жажда возникает, то где она возникает? Когда она пребывает, то где она пребывает? Эта жажда возникает и пребывает там, где в мире есть нечто приятное и притягательное. Что же такое это приятное и притягательное в мире? Глаз в мире является приятным и притягательным, и в нем жажда возникает и пребывает. Ухо … Нос … Язык … Тело … Ум в мире является приятным и притягательным, и в нем жажда возникает и пребывает. Видимые объекты … Звуки … Запахи … Вкусы … Осязаемое … Явления ума в мире являются приятными и притягательными, и в них жажда возникает и пребывает. Сознание глаза … Сознание уха … Сознание носа … Сознание языка … Сознание тела … Сознание ума в мире является приятным и притягательным, и в нем жажда возникает и пребывает. Контакт глаза … Контакт уха … Контакт носа … Контакт языка … Контакт тела … Контакт ума в мире является приятным и притягательным, и в нем жажда возникает и пребывает. Ощущение от контакта глаза … Ощущение от контакта уха … Ощущение от контакта носа … Ощущение от контакта языка … Ощущение от контакта тела … Ощущение от контакта ума в мире является приятным и притягательным, и в нем жажда возникает и пребывает. Восприятие глаза … Восприятие уха … Восприятие носа … Восприятие языка … Восприятие тела … Восприятие ума в мире является приятным и притягательным, и в нем жажда возникает и пребывает. Воление (saVcetanA) по отношению к видимым объектам … Воление по отношению к слышимым объектам … Воление по отношению к обоняемым объектам … Воление по отношению к вкушаемым объектам … Воление по отношению к осязаемым объектам … Воление по отношению к явлениям ума в мире является приятным и притягательным, и в нем жажда возникает и пребывает. Жажда по отношению к видимым объектам … Жажда по отношению к слышимым объектам … Жажда по отношению к обоняемым объектам … Жажда по отношению к вкушаемым объектам … Жажда по отношению к осязаемым объектам … Жажда по отношению к явлениям ума в мире является приятной и притягательной, и в ней жажда возникает и пребывает. Размышление (vitakka) о видимых объектах … Размышление о слышимых объектах … Размышление об обоняемых объектах … Размышление о вкушаемых объектах … Размышление об осязаемых объектах … Размышление об явлениях ума в мире является приятным и притягательным, и в нем жажда возникает и пребывает. Рассуждение (vicAra) о видимых объектах … Рассуждение о слышимых объектах … Рассуждение об обоняемых объектах … Рассуждение о вкушаемых объектах … Рассуждение об осязаемых объектах … Рассуждение о явлениях ума в мире является приятным и притягательным, и в нем жажда возникает и пребывает.
    Это называется благородной истиной причины страдания.

    4.5.3. Раздел о благородной истине прекращения
    Что же такое благородная истина прекращения? Это полное угасание и прекращение жажды, ее отбрасывание и отвержение, освобождение и отделение от нее. Когда, монахи, эта жажда отбрасывается, то где она отбрасывается? Когда она прекращается, то где она прекращается? Эта жажда отбрасывается или прекращается там, где в мире есть нечто приятное и притягательное. Что же такое это приятное и притягательное в мире? Глаз в мире является приятным и притягательным, и эта жажда отбрасывается и прекращается там (т.е. в глазах). Ухо … Нос … Язык … Тело … Ум в мире является приятным и притягательным, и эта жажда отбрасывается и прекращается там (т.е. в уме). Видимые объекты … Звуки … Запахи … Вкусы … Осязаемое … Явления ума в мире является приятным и притягательным, и эта жажда там отбрасывается и прекращается. Сознание глаза … Сознание уха … Сознание носа … Сознание языка … Сознание тела … Сознание ума в мире является приятным и притягательным, и эта жажда там отбрасывается и прекращается. Контакт глаза … Контакт уха … Контакт носа … Контакт языка … Контакт тела … Контакт ума в мире является приятным и притягательным, и эта жажда там отбрасывается и прекращается.
    Ощущение от контакта глаза … Ощущение от контакта уха … Ощущение от контакта носа … Ощущение от контакта языка … Ощущение от контакта тела … Ощущение от контакта ума в мире является приятным и притягательным, и эта жажда там отбрасывается и прекращается. Восприятие глаза … Восприятие уха … Восприятие носа … Восприятие языка … Восприятие тела … Восприятие ума в мире является приятным и притягательным, и эта жажда там отбрасывается и прекращается. Воление (saVcetanA) по отношению к видимым объектам … Воление по отношению к слышимым объектам … Воление по отношению к обоняемым объектам … Воление по отношению к вкушаемым объектам … Воление по отношению к осязаемым объектам … Воление по отношению к явлениям ума в мире является приятным и притягательным, и эта жажда там отбрасывается и прекращается. Жажда по отношению к видимым объектам … Жажда по отношению к слышимым объектам … Жажда по отношению к обоняемым объектам … Жажда по отношению к вкушаемым объектам … Жажда по отношению к осязаемым объектам … Жажда по отношению к явлениям ума в мире является приятной и притягательной, и эта жажда там отбрасывается и прекращается. Размышление о видимых объектах … Размышление о слышимых объектах … Размышление об обоняемых объектах … Размышление о вкушаемых объектах … Размышление об осязаемых объектах … Размышление о явлениях ума в мире является приятным и притягательным, и эта жажда там отбрасывается и прекращается. Рассуждение о видимых объектах … Рассуждение о слышимых объектах … Рассуждение об обоняемых объектах … Рассуждение о вкушаемых объектах … Рассуждение об осязаемых объектах … Рассуждение о явлениях ума в мире является приятным и притягательным, и эта жажда там отбрасывается и прекращается. Это называется благородной истиной прекращения страдания.

    (4.5.3.1.) Что же такое, монахи, правильный взгляд? Это знание страдания, знание причины страдания, знание прекращения страдания и знание пути, ведущего к прекращению страдания. Это, монахи, называется правильным взглядом. (4.5.3.2.) Что же такое, монахи, правильное мышление? Это мысли об отречении, мысли, свободные от враждебности и мысли, свободные от жестокости. Это, монахи, называется правильным мышлением.
    (4.5.3.6.) Что же такое, монахи, правильное усилие? Здесь, монахи, монах зарождает намерение, делает усилие, пробуждает энергию, прилагает свой разум и пылко усердствует. Он зарождает намерение, делает усилие, пробуждает энергию, прилагает свой разум и пылко усердствует, чтобы достичь еще не возникших благих состояний ума. Он зарождает намерение, делает усилие, пробуждает энергию, прилагает свой разум и пылко усердствует, чтобы поддержать уже возникшие благие состояния ума, чтобы противодействовать их ослаблению, чтобы усиливать их, чтобы заставить их развиваться и чтобы полностью их развить. Это, монахи, называется правильным усилием.
    (4.5.3.7.) Что же такое, монахи, правильное памятование? Здесь, монахи, монах пребывает, снова и снова наблюдая тело в теле, с пылким усердием, с бдительным осознаванием и памятованием, избавившись от желания и неприятия по отношению к миру; он пребывает, снова и снова наблюдая ощущения в ощущениях, с пылким усердием, с бдительным осознаванием и памятованием, избавившись от желания и неприятия по отношению к миру; он пребывает, снова и снова наблюдая ум в уме, с пылким усердием, с бдительным осознаванием и памятованием, избавившись от желания и неприятия по отношению к миру; он пребывает, снова и снова наблюдая явления ума в явлениях ума, с пылким усердием, с бдительным осознаванием и памятованием, избавившись от желания и неприятия по отношению к миру. Это, монахи, называется правильным памятованием.
    (4.5.3.8.) Что же такое, монахи, правильное сосредоточение? Здесь монах, отделенный от чувственных желаний и неблагих состояний ума, пребывает в первом погружении (jhAna), рожденном от отделенности, с размышлением и рассуждением, а также с восторгом (pIti) и блаженством (sukha). С угасанием размышления и рассуждения, монах достигает и пребывает во втором погружении, рожденном из сосредоточения, с внутренней безмятежностью и однонаправленным умом, без размышления и рассуждения, но с восторгом и блаженством. С угасанием восторга, монах пребывает в невозмутимости, памятовании в единстве с бдительным осознаванием, переживая блаженство. Так он достигает третьего погружения, и о нем благородные говорят как о том, кто с невозмутимостью и памятованием пребывает в блаженстве. С избавлением от блаженства и страдания и достигнутому ранее прекращению радостей и горестей, монах достигает и пребывает в четвертом погружении, которое полностью очищено памятованием и невозмутимостью.
    Это называется правильным сосредоточением. Это называется благородной истиной пути, ведущего к прекращению страдания. Так он пребывает, снова и снова наблюдая явления ума в явлениях ума внутренне, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления ума в явлениях ума внешне; или же он пребывает, снова и снова наблюдая явления ума в явлениях ума внутренне и внешне. Он пребывает, снова и снова наблюдая явление возникновения в явлениях ума, или он пребывает, снова и снова наблюдая явление исчезновения в явлениях ума, или он пребывает, снова и снова наблюдая явления возникновения и исчезновения в явлениях ума. И теперь он ясно памятует, что есть только явления ума. И мера знания соответствует мере памятования. Без зависти он пребывает, не цепляясь ни к чему в этом мире. Именно так монах пребывает, снова и снова наблюдая явления ума в явлениях ума в отношении четырех благородных истин.
    Результат установления основ памятования Это так, кто бы ни практиковал эти четыре памятования таким образом в течение семи лет, у него появятся два результата: состояние высшей мудрости (архатства) уже в этой жизни, или же, если останутся хоть какие-то следы привязанности, состояние невозвращения. Да что там семь лет кто бы ни практиковал эти четыре памятования таким образом в течение шести лет, … пяти лет, …четырех лет, … трех лет, … двух лет, … одного года, у него появятся два результата: состояние высшей мудрости уже в этой жизни, или же, если останутся хоть какие-то следы привязанности, состояние не-возвращения. Да что там один год кто бы ни практиковал эти четыре памятования таким образом в течение семи месяцев, … шести месяцев, … пяти месяцев, … четырех месяцев, … трех месяцев, … двух месяцев, … одного месяца, … половины месяца, у него появятся два результата: состояние высшей мудрости уже в этой жизни, или же, если останутся хоть какие-то следы привязанности, состояние не-возвращения. Да что там пол месяца кто бы ни практиковал эти четыре памятования таким образом в течение семи дней, у него появятся два результата: состояние высшей мудрости уже в этой жизни, или же, если останутся хоть какие-то следы привязанности, состояние невозвращения. Именно это я имею в виду, когда говорю: «Это единственный путь очищения существ, преодоления печали и стенаний, прекращения физической и ментальной боли, достижения благородных путей и достижения ниббаны. Этим [путем] являются четыре памятования». Так сказал Бхагава, и восхищенные монахи возрадовались от этих его слов.

    Карунадаса ТЕОРИЯ ДХАММ Краеугольный камень философии Абхидхаммы
    …................
    Комментарии
    Палийский термин sati соответствует санскритскому smRti и переводится как «памятование». Важно отметить, что в рамках буддийского дискурса под памятованием понимается способность нашего сознания удерживать в поле актуального осознавания ментальный объект прежнего опыта. Так, Васубандху определяет памятование как «неутрачивание ментального объекта». Т.е. основной контекст термина «памятование» в буддизме – это пристальное наблюдение, «инспектирование». Вполне очевидно, что «инспектирование» как удержание в поле внимания не есть память как таковая, поскольку оно не относится к прошлому, а лишь фиксирует специфику наличной перцептивной ситуации, стараясь сделать ее настолько константной, насколько возможно. Поэтому в восьмеричном пути памятование неразрывно связано с поддержанием ментальной дисциплины.
    5 С памятованием вдыхать и выдыхать – это значит непрерывно поддерживать осознавание установки, в соответствии с которой внимание направлено на вдохи и выдохи.
    6 ...имеется в виду подсчет выполненных кругов
    8 «прикосновение (осязание)» является простым пятном осязания у ноздрей или на верхней губе, где дыхание осознается; «наблюдение» – это медитация прозрения (insight).
    10 Чистота воззрения определяется как правильное видение ментальных и материальных явлений.

    Великая сутта основ памятования
    Палийский термин ...мы переводим здесь как «бдительное осознавание». Как уже отмечалось, памятование (sati) есть способность сохранять осознавание того или иного ментального объекта. В контексте рассматриваемой здесь сутры роль памятования – это поддержание осознавания определенной общей ментальной установки, которая устанавливает наше внимание по отношению к четырем основам – телу, ощущениям, уму, ментальным явлениям. Сампаджана (бдительное осознавание) выполняет функцию осознавания актуального состояния созерцаемой основы, то есть того, что происходит «здесь и сейчас».
    148 3 Слово «испытывает, чувствует, ощущает, переживает» подчеркивает неконцептуальный, прямой характер осознавания тела.
    Теория дхамм
    Термин «дхамма» означает не только абсолютный факт эмпирического существования, но также и необусловленное состояние Ниббаны. Однако в этом исследовании рассматривается лишь первый аспект этого термина.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.864
    Симпатии:
    526
    Садхана Путь к Богу - Энтони де Мелло

    [​IMG]

    Ощущения при дыхании

    В начале упражнения посвятите пять минут исследованию ощущений в разных частях собственного тела...
    Затем переключите внимание на дыхание. Ощутите, как воздух входит и выходит через ноздри...
    Не сосредоточивайтесь на том, как воздух попа-. дает в легкие- Ограничьтесь ощущением того, как воздух проходит через ноздри...
    Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, возвращайтесь к своим ощущениям. И никакого напряжения! Беззаботно погрузитесь в это упражнение и наслаждайтесь им как игрой!
    Выполняйте упражнение в течение десяти-пятнадцати минут.

    Ваша решимость не должна приводить к напряжению. Вы должны приготовиться к тому, что вначале ваш ум будет особенно блуждать. Поверьте, не важно, как часто вы отвлекаетесь, сам факт того, что вы снова и снова возвращаетесь к отслеживанию процесса дыхания, те усилия, которые вы для этого прилагаете, принесут благодатные плоды.

    Добившись видимых успехов в этом упражнении, переходите к немного более сложному и более эффективному его варианту:
    Ощутите, как воздух проходит через ваши ноздри. Отметьте, в какой части ноздрей вы чувствуете прикосновение вдыхаемого воздуха... и в какой части ноздрей вы чувствуете прикосновение выдыхаемого воздуха...
    Если сможете, почувствуйте температуру воздуха... насколько он холодный на вдохе и насколько теплый на выдохе...
    Вы также можете заметить, что объем воздуха, вдыхаемого через одну ноздрю, больше, чем объем воздуха, вдыхаемого через другую...
    Будьте готовы почувствовать любое, самое незаметное, самое легкое прикосновение воздуха к ноздрям во время вдоха и выдоха...
    Выполняйте данное упражнение в течение десяти-пятнадцати минут.
    Это минимальный срок, необходимый для того, чтобы оценить упражнение по достоинству. Однако чем больше времени вы посвятите подобной практике, тем весомее будут пожинаемые вами плоды.

    Один известный восточный учитель говорил своим ученикам: «Дыхание — ваш великий друг. Возвращайтесь к нему во всех ваших бедах, и вы обретете утешение и наставление».
     

Поделиться этой страницей