Ещё раз о серебряном веке

Тема в разделе "Искусство и литература", создана пользователем Ондатр, 4 мар 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792


     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    В своё время моя преподовательница уверяла , что изначально термин Серебряный век русской поэзии вообще не был связан с мифологической градацией, а был связан конкретно с серебром, как с популярным символистским образом. :)

    Границы его действительно зависят от настроения литературоведов, или шире искусствоведов (если серебряный век выодится за рамки поэзии).
    Но всё же поиграться с дефинициями можно, исходя из того, что всеми относится к нему совершенно однозначно- поэзии символизма.
     
    Последнее редактирование: 16 мар 2015
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    На этом основании можно сказать, что ни Надсон, ни Фет, ни Тютчев к серебряному веку не относятся )
    А вот Минский скорее да, в качестве предтечи ) Свой "мэонизм" он обнародовал в 1889 г. хотя фигура конечно не слишком значительная. Время симфолистких манифестов в России это 1894(сборник "Под северным небом " Бальмонта, брюсовские "Русские символисты", теоретизирования Мережковского. Т.о. это надёжная нижняя граница.
    Верхнюю границу, думаю, бессмыслено проводить по политическим вехам, вроде революции или более высокой оценки литературы 20-х (как имеющей дореволюционные корни) по сравнению с литературой 30-х . Более надёжная грань это постсимволистские манифесты. Из них акмеизм (1912-13 гг.) противопоставял себя "декаденству", но намерен был развивать достижения предшественников. Радикальный же разрыв с символизмом мы видим у футуристов, причём кубо-футуристическая (термин 1913) группа Гилея, появилась ещё в 1910 г.. манифест же и програмный сборник "Пощёчина общественному кусу" вышли в дек. 1912 г.

    Грань между ними это грань между модерном и модернизмом. Т.о. условной верхней границей может считаться 1912 г., но на самом деле различие уже не хронологическое , а стилистическое и мировоззренческое.

    Пастернак и Ахматова оставались поэтами серебряного века, хотя умерли в 1960 и 1966 г. соответствено.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Органом печати , который первым стал ориентироваться на "декадентов" был журнал "Северный Вестник". поврот в этом направлении его редакционной политики произошёл в 1891 г. с приходом к руководству Акима Волынского.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    С прозой дело обстоит значительно сложней )
    Дело в том, что в России фактически не было символистской прозы. (Нет , она конечно была, но не делала погоду).
    1888 г. выходит в свет первый биографический очерка пера Мережковского - "Флобер". !894 г. закончен роман Сологуба "Тяжёлые сны".
    Однако властители дум и в нач. 20 в. это Лев Толстой, Короленко, Чехов, Горький.
    Реалистическая линия продолжает господствовать и дельше (у Бунина , например).
    Так что здесь критерий реализм/романтизм - символизм - модернизм не работает.
    Тем не менее новизна в литературе рубежа веков всё же ощущается.
    Мережковский, Розанов, даже Алексей Толстой и Леонид Андреев стилистически от 19 в. отличаются очень сильно.
    И первое произведение которое было отмечено современниками как явно новаторское это "Степь" Чехова (1888). и если мы сейчас с большим трудом выделяем Антон Палыча из круга предшественников-реалистов, то для современников именно он, как не парадоксально, олицетворял новые веяния в литературе и театре.

    Объединяет этих авторов г.о.отказ от "нравоучительной повествовательности" 19 в. На фоне Толстого Чехов выглядел, по меньшей степени, импрессионистом )
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Столь же парадоксальным образом в театре серебряный век приходится начинать с реализма Станиславского и Немировича во МХАТе (1898 г.) )
    Дух мистерии и символизма в театр (оперный) принесли г.о. художники -декораторы (в 1899 г. в императорские театры пришёл Дягилев и с ним ряд художников: с 1899 с императорскими театрами работал Коровин, с 1900 Головин и т.д.). Предтечей может считаться Мамонтовская опера (с 1885 г.)
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    В музыке дело обстоит ещё хуже.
    В кон. 19 в. существовали две противоборствующие школы . Первая - "могучая кучка", вторая - Чайковский.
    В нач. 20 в. эти школы продолжали доминировать.
    Такое впечатление (может кто поправит?) что к серебряному веку можно отнести только Рахманинова и Скрябина (в пределах империи ещё отчасти Сибелиуса, Чюрлёниса). Стравинский конечно тоже, но он очень быстро перешёл на рельсы чистого модернизма.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Вот в философии проще ) Вся русская религиозная метафизика, софиология, космизм, экзистенциализм это явно феномены серебряного века. Так что начинать придётся прямо с Владимира Соловьёва, а это конец 70-х.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    В архитектуре, живописи, скульптуре, ДПИ начало серебряного века можно достаточно надёжно связать с "абрамцевским кружком" - причём в составе 1880-х гг.
    Там мы обнаружим все основные имена начального периода : В. Васнецов, Серов, Коровин, Врубель, Поленова, Нестеров, Левитан. Причём стилевые особенности модерна ( в той или иной степени) возникают в творчестве этих молодых художников постепенно именно в этот "абрамцевский период".
    Абрамцевский кружок (програмно связанный с моррисовским движением искусств и ремёсел) при этом несомненно часть национал-романтического направления. Но именно здесь пролегает грань между "псевдо-русским" и "нео-русским стилем" , хотя современниками она едва ли угадывалась.

    абрамцевская баня-теремок (Ропет 1877-78) ещё вполне относится к "псевдо-русскому " этапу
    [​IMG]

    абрамцевский храм Спаса Нерукотворного (1881-82 гг.Поленов, Васнецов) - первая постройка нео-русского стиля.

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    из самых первых работ (частью эскизных)

    Левитан. осенний день. Сокольники (1879)

    16.jpg

    В. Васнецов. Ахтырка. 1879.
    3369.jpg

    Врубель. Шиповник. 1884
    1342.jpg

    Серов 1886
    7064.jpg


    7067.jpg


    а вот это уже программная работа. Коровин. Северная идиллия. 1886.
    3450.jpg
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    11453.jpg
    Репин. 1883. (для него это осталось проходным моментом)
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    ещё Репин

    репин 1879г7169.jpg (1879)

    репин 87г4272.jpg (1887)

    репин 87г11459.jpg (1887)

    этюды Поленова 1882 г.

    поленов 1882г5101.jpg

    поленов 1882г5107.jpg

    поленов 1882г6013.jpg

    поленов 1882г6016.jpg

    поленов 1882г6030.jpg

    Верещагин (1885)

    верещагин 1884-85г2480.jpg


    К. Маковский (1882)

    к маковский 1882 г.6462.jpg

    художниками модерна их назвать трудно, но идеи носились в воздухе.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    верхняя граница , видимо , выставка Бубновый Валет (1910-11) - но характерные признаки модернизма , которые к модерну уже не отнесёшь, появляются в картинах Крымова, Кончаловского, Кандинского уже с года 1908.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    среди наиболее видных художников, котороые продолжали работать в эпоху "серебряного века" были представители романтизма и реализма.

    Романтиков представляли например два бессмертных старца: Лагорио и Айвазовский. Они сохраняли верность себе. и всё же некоторые из их подних работ уже явно переплёскивают традиционную грань .

    Лагорио

    лагорил 93г15952.jpg

    Айвазовский

    айвазовский 90-е1518.jpg

    романтиков второй волны представляли Куинджи и Клевер
    Куинджи к 90-м гг. с эстетикой модерна сближается несомненно
    pic_reьоьsize.jpeg

    такого нео-романтика как Рылов можно уже относить к модерну однозначно.

    Реализм представляли передвижники. Младшие передвижники с 90-х гг.(Светославский, Бакшеев, Богданов-Бельский и пр. хотя к модерну отнести их творчество нельзя , по отношению к предшественникам были большими новаторами.

    Из старых оставался реалистом, и даже всё боьлше становился таковым ориенталист Верещагин. Поленов . хотя был связан с новым движением, сам оставался традиционалистом (больше связан с модерном в архитектуре, но так иногда позволял себе).
    поленов 1900-е6001.jpg



    Репин, как мы видели иногда подходил к модерну, Левитан - неоднократно пересекал его границы. Твёрдым реалистом в старом смысле оставался Шишкин . Другим оплотом "золотого века" был Суриков. Но вот он в 20 в. бросил писать исторические картины и занялся портретом, вполне современным по стилю.

    сриков 1908г2203.jpg

    суриков2210.jpg

    суриков 1910г1961.jpg


    братья Васнецовы стоявшие у истоков русского модерна, к его концу выглядили уже большими традиционалистами.
    Русский стиль нач. 20 в. ,хотя конечно "серебряный век" . но далеко не всегда модерн. Например, продукция фирмы Фаберже.
     

    Вложения:

  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    На верхней границе есть ряд художников которые уже одной ногой были в новой эпохе: Достаточно быстро стилистику модерна оставили Кандинский, Малевич., Ларионов, Гончарова, Крымов

    где-то на грани остался Кузнецов.
    Петров-Водкин, Сарьян,Серебрякова, Бакст, уже на переходе к ар-деко.
    Кустодиев и Сомов от модерна идут к примитивизму (и Кустодиев ушёл от модерна дальше).
    Шагал и , видимо , Судейкин, хотя с модерном связаны генетически, всё же уже за его гранью.
    Про творцов советского официоза уже говорилось в ветке Соц-импрессионизм

    А вот Н.Рерих, Фешин, Колесников, при всех различих , остались верны модерну/серебряному веку.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Наконец, что касается архитектуры модерна.
    Вероятно, первой постройкой , несущей все его стилевые признаки (хотя ещё с готическим окрасом) является собственный особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896)

    [​IMG] [​IMG]
    (первые признаки нового стиля находят ещё в более раннем (1893) особняке З. Морозовой, ещ1 вполне эклектическом)
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    концом модерна в русской архитектуре считается 1910 г.
    на смену ему приходит не модернизм/конструктивизм , а нео-классицизм.
    в самом модерне было много "историцизма" - ретроспективизма. т.е. сочетание конструктивных находок нового стиля с историческим декором. было и чисто рационалистическое направление предвосхищающее отчасти конструктивизм.
    но неоклассики стремились воссоздать не только декор , но и традиционное планировочное решение. т.е. именно отойти от модерна к традиции.

    [​IMG]
    (Фомин. проект "Нового Петербурга")

    1024px-Nizhny_Novgorod_State_Medical_Academy_1st_building.jpg
    (братья Веснины. 1916 г.)
    конструктивизм появился только в 1920-х гг. (как впрочем и модернистская проза)

    Вообще, это надёжная примета - увлечение классицизмом - к мировой войне )
    (кон. 18- нач. 19 в. - перед и во время революционных и наполеоновских войн, перед первой мировой - неоклассицизм, перед второй мировой его новая волна - новый имперский стиль.)
    поэтому есть основания надеяться, что сейчас мировой войны не будет 8-)
     
  19. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.318
    Симпатии:
    441
    Как вы в связи с этим расцениваете "Москву" Белого?
    Театр Блока и Андреева? Он ли не делал погоду?
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    не делал :cry:
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Так , если перебирать, то конечно были и Белый, и Сологуб, и Мережковский, и Ремизов. Но читали то всё равно Короленко.
     
  22. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.318
    Симпатии:
    441
    А не сходили ли с ума по Балаганчику и Анатэме?
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    В узких эстетских кругах )
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    25.904
    Симпатии:
    7.792
    Андреев и Коцюбинский в какой-то мере отходили от норм лит. реализма. Вот это вот балансирование на грани, пожалуй и есть характеристика прозы серебряного века.
     
  25. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    8.318
    Симпатии:
    441
    Сойдусь на том, что культурный СПб (а частично - и Москва) и был особым узким кругом, взлетающим на весах по сравнению с образованной полнокровной (не высосанной еще насухо вурдалаками ХХ века) провинцией.
     

Поделиться этой страницей