Женский день. Мужской день.

Тема в разделе "Человеческий опыт", создана пользователем Мила, 6 мар 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    [​IMG]


    "Рост цен, падение доходов, риск потери работы — кризис бьет не только по уровню жизни, но и меняет отношение к семейным ценностям. Все больше становится многопоколенных семей и нетрадиционных домохозяйств — полигамных и квазиполигамных союзов, а также гостевых браков.
    В кризис компании режут издержки, работники стараются избежать увольнения, домохозяйства сокращают траты. Но экономить можно не только на покупках, но и на семейных отношениях. Стратегии разнообразны: можно отложить или вообще отказаться от рождения детей, вступить в брак или, наоборот, развестись (и то и другое может сократить издержки), съехаться с родственниками или знакомыми в общую квартиру либо вообще радикально пересмотреть отношение к традиционным семейным ценностям.
    Последнее, впрочем, происходило и до кризиса. "На фоне постарения брачности растет число пробных союзов, в том числе так называемых living apart together, или LAT-партнерств",— отмечается в статье социолога НИУ ВШЭ Софьи Медведевой "В какой мере реализуются намерения жить вместе?" на demoscope.ru. LAT-партнерства — это пары, которые имеют длительные интимные отношения, но живут отдельно друг от друга. Как отмечают социологи, для выделения пары сегодня не важны ни официальная регистрация брака, ни даже совместное проживание и наличие общего хозяйства. Значимы сексуальная основа союза и степень переживаемой общности жизни.
    Кроме LAT-партнерств с традиционной нуклеарной семьей (родители плюс дети или муж плюс жена) конкурируют многопоколенческие семьи (родители, их взрослые дети и маленькие дети последних), одиночные или составные домохозяйства (живущие под одной крышей студенты или трудовые мигранты) или разнообразные де-факто полигамные семьи (как правило, богатых). Несмотря на многообразие семейных укладов, точки оптимизации можно найти везде.

    Брак и кризис
    С одной стороны, брак экономически эффективен, что было доказано еще нобелевским лауреатом Гэри Беккером. Во-первых, совместная жизнь позволяет снизить бытовые издержки: банальный "один холодильник на двоих". Во-вторых, брак — форма страховки от безработицы. Если работу теряет один из супругов, но у второго она сохраняется, выжить легче. В-третьих, каждый человек теоретически способен дать своему партнеру некий объем "эмоциональной полезности" — счастья или любви.
    С другой стороны, кризис, а значит, проблемы на работе и в бизнесе могут привести к росту конфликтов между супругами. В особенности это актуально для России, где мужчины нередко начинают глушить неудачи алкоголем (часто это по факту растянутая форма суицида). Подтверждения есть: разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в России самый высокий в мире — 12 лет.
    Видимо, бракоразрушительный эффект кризиса сильнее. "Напряженность в брачных отношениях будет чувствоваться,— считает сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Алла Тындик,— особенно в семьях, которые столкнутся с проблемами на рынке труда. Но я не думаю, что это будет заметно на уровне статистики". Тем не менее в 2014-м число браков по сравнению с 2013-м снизилось на 1,2%, а разводов стало больше на 4,3%. Это могут быть лишь колебания, но тенденция присутствует.
    Если для бедных и среднего класса эффективна, возможно, стратегия откладывания или отказа от брака, то богатым кризис даст новые возможности. В тяжелые времена конкуренция за ценных партнеров (в основном традиционно более устойчивых на рынке труда мужчин) обостряется, ведь их становится меньше. Выбор тех, кто исхитрится остаться в кризис при деньгах, увеличится. Но вряд ли состоятельная часть населения будет торопиться связать себя жесткими узами брака. Тем более что безработица и падение реальных доходов (в 2015 году может составить не менее 8%) неизбежно толкнут на панель или хотя бы на квазибрачный рынок немало новичков. Можно предположить расцвет разнообразных полигамных форматов: жена плюс любовницы, жена на месяц, промискуитет и т. п. Последнее, впрочем, возможно, станет выбором и части относительно бедных. "Жена дороже",— объяснял в "Интердевочке" шведский клиент невесте-проститутке.
    Остальным придется хуже. "В кризис, в условиях роста безработицы доля экономически и психологически несостоятельных мужчин возрастает, а их шансы на брачном рынке резко сокращаются,— отмечает исполнительный директор Горбачев-фонда социолог Ольга Здравомыслова.— Это значит, что даже при отсутствии диспропорции численности мужчин и женщин на брачном рынке будет снижаться брачность, ослабевать прочность браков и способность семьи смягчать негативные последствия экономического кризиса".

    Муравейники родственников?
    Бедным и средним придется еще и уплотняться. Скорее всего, в ближайшие месяцы или годы нас ждет рост числа многопоколенных домохозяйств.
    В стабильные времена шел обратный процесс. За период между переписями населения 1959-го и 1989-го происходила нуклеаризация (уменьшение семьи до "родители плюс дети" или "муж плюс жена"). Однако между переписями 1989-го и 2002-го произошел разворот тенденции, антинуклеаризация: представители семьи съезжались, в домохозяйствах воссоединялось несколько поколений. Экономическая логика такая же, как с браком: жить вместе дешевле. Процесс антинуклеаризации семьи в тучные 2002-2010 годы приостановился.


    [​IMG]


    Возможно, новый кризис снова приведет к росту числа сложных домохозяйств (прежде всего многопоколенных, но не только). Анекдот "семья из пятерых студентов снимет двухкомнатную квартиру" в 80-е был смешным, подтверждают старшие коллеги в редакции "Денег",— более молодым он уже непонятен: "А что в этом такого?" Подобные "партнерские" домохозяйства давно стали обыденными, а в сложные времена стремление снизить издержки будет еще более выраженным. Ну а многопоколенные семьи из родственников вообще исторически традиционны для России.
    Но есть и сомнения. "Гипотеза об увеличении размера домохозяйства под влиянием кризиса существует, но у нас не подтверждается. Мы проверяли ее на периоде 2008-2009 годов на базе крупного обследования "Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе",— говорит Тындик.— Скорее можно ожидать увеличения потоков трансфертов между семьями и поколениями. Что характерно, эти потоки возрастут "вниз", то есть от старшего поколения к младшему. В относительно стабильном положении, как и в 2008 году, будут пенсионеры — пенсия индексируется по реальной инфляции, а в наиболее уязвимом — семьи с детьми, особенно с маленькими. Поэтому бабушки будут помогать еще интенсивнее". Во многих малых городах и сельской местности история, когда главный доход в семье — пенсия старших ее членов, была совершенно обычна и до кризиса.
    Одной из стратегий выживания в трудные времена, как показали 90-е, было совместное проживание с целью получения дополнительного, а иногда и единственного дохода от сдачи второго жилья в аренду. Но и с этим сейчас возможны проблемы. "Если кризис глобальный, то есть затрагивает большинство населения, уменьшается вероятность найти тех, кто снимет это жилье. Боюсь, сегодня мы можем иметь дело с такой ситуацией",— замечает сотрудник Института управления социальными процессами ВШЭ Лидия Прокофьева.

    Все лучшее — взрослым
    Зато почти наверняка будут экономить на детях. Детей в России и в период относительного благополучия 2000-х было мало, а теперь будет еще меньше. "Кризисы заметно влияют на репродуктивное поведение семей: они не отказываются от рождения ребенка, но откладывают это событие на потом,— отмечает Тындик.— Сейчас в России это может сказаться именно на первых рождениях, тогда как на вторые и последующие действует фактор материнского капитала".
    Рождение детей — риск даже в спокойные времена. "Чем больше в домохозяйстве несовершеннолетних детей, которые создают иждивенческую нагрузку, тем выше вероятность его попадания в бедность. Так, среди россиян, не имеющих в составе своих домохозяйств несовершеннолетних детей, только 6% вошли в число бедных по доходам, а для семей с одним и двумя детьми эти показатели были равны уже 9% и 14% соответственно. Семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми имели практически 50%",— отмечалось в докладе Института социологии РАН "Бедность и неравенства в современной России: 10 лет спустя".
    В кризис шанс потерять работу больше, а безработица в сочетании с маленькими детьми — прямая дорога в бедность. Впрочем, кризис для ожидаемой рождаемости в России — лишь дополнительный негативный фактор. Она и так обречена на резкое снижение из-за вступления в детородный возраст самых малочисленных когорт — детей 1990-х. Интересно, что в Москве и до кризиса женщины рожали неохотно — в столице сложилась одна из самых "старых" в России возрастных моделей рождаемости. Максимум рождаемости — в возрастной группе 25-29 лет, а второй по величине пик рождаемости не у 20-24-летних (как везде по России), а в возрастной группе 30-34 года. Подобная ситуация наблюдается еще только в Санкт-Петербурге. Кризис лишь усилит тенденцию старения рождаемости.
    Или вообще отсутствия оной. С экономической точки зрения дети — долгосрочная инвестиция, которая может оказаться успешной (особенно важной она была до появления современной пенсионной системы). Но кризис — плохое время для долгосрочных инвестиций, требующих больших начальных затрат.
    В России, по данным доцента Института демографии ВШЭ Виктории Сакевич, около 5% child-free — добровольно бездетных людей. В Москве эта цифра намного больше: среди тех, у кого нет детей, не желают их заводить 14% женщин и 21% мужчин в возрасте от 20 до 49 лет. Ухудшение экономической ситуации вполне может увеличить эти цифры. Анекдотические подтверждения уже есть: производитель презервативов Durex компания Reckitt Benckiser в четвертом квартале 2014 года отметила значительное увеличение закупок товаров в России как оптовиками, так и потребителями (отчасти сказалось ожидание повышения цен, но отчасти и подготовка к тощим временам).

    Шалаши не нужны
    Стареющее, бездетное, безбрачное общество будет не только продуктом кризиса, но и само изменит экономику. Трансформируется рынок недвижимости, особенно в крупных городах. Всплеск цен на жилье в Москве в 2000-е совпал с вступлением в брачный и детородный возраст многочисленной когорты рожденных в 1980-е, период мини-беби-бума на исходе существования СССР. Нуклеаризация семьи, рост рождаемости, доступность ипотеки и экономический рост поддерживали пузырь.
    Сейчас на сцену выходит скудное поколение 1990-х. Согласно среднему варианту прогноза Росстата, по сравнению с 2011-м численность женщин в возрасте 20-34 лет в Москве к началу 2020-го сократится на 27,4% (в 1,38 раза), к началу 2025-го — на 41,9% (в 1,72 раза), к началу 2027 года — на 44% (в 1,78 раза). Аналогичные процессы произойдут и с москвичами-мужчинами. Когорты в возрасте 20-29 лет к середине 2020-х почти уполовинятся. Кризис поставит крест на фетишизации "семейных гнезд", ведь новым семьям взяться будет особо неоткуда".

    Александр Зотин

    Источник.

    [​IMG]

    Репродукции работ Дмитрия Жилинского
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Перейдём от глобального к злободневному.
    Ксенофобия - страшное свойство, и оно заразительно, всепроникающе, вкрадчиво и часто не отслеживается его носителями внутри самих себя. Пока сочувствие к женщине и женскому движению против сексизма выражается фразой "женщина - тоже человек" (звучащей, между прочим, не только из уст мужчин; впрочем, "мужчина - тоже человек" не лучше), ничто не переменится, потому что это - хрестоматийное "пчёлы против мёда".
    А когда некие феминистки начинают отстаивать своё исключительное право на феминизм, отказывая в нём неким неправильным феминисткам, что это, как не ксенофобия? Впрочем, может быть, это постмодернизм такой, и им нравится сам процесс, а результат не имеет значения?

    "...гендерное равенство — это нормально, быть сексистом — стыдно. Политическое состоит здесь именно в нормализации такого взгляда на вещи. Без закрепления этой культурной нормы дальнейшая борьба за равенство невозможна, и она будет проиграна. Без вынесения гендерной дискуссии на площадки мейнстримных медиа, без захвата центральных городских пространств проблема гендерного неравенства останется актуальной для меньшинства. Но не станет своей для широкого, патриархального и сексистского российского общества. Деполитизация гендера... — это отказ от прямой борьбы за ценности общества. Что является вашей нормой, когда речь идет о статусе женщин? Вот вопрос политики.
    Объяснять сексисту, что он не прав, нужно из каждого утюга, каждой коммерческой рекламы и каждой университетской аудитории. Этого требует статистика семейного насилия в России, о которой известно нам всем. Самоопределение мужчин и женщин, отсутствие «женских обязанностей» должно стать общим местом. Это и есть политическая задача, от решения которой зависит, сможет ли российское общество пережить нынешнюю атаку архаики.
    Гендерное равенство — одновременно политическая цель и ключевой инструмент борьбы против тирании. Совсем недавно женщины в Польше показали, как это работает, разрушив планы консерваторов по рекриминализации абортов. Несвободные группы делают несвободными всех; защищая гендерное равенство, я защищаю свою свободу.
    Активисты фемдвижения идут впереди, и без них ничто не было бы возможным. За активистами следуют медиа и университеты, городские фестивали, широкие общественные движения и наконец — новая норма. Именно этот путь был пройден западными обществами в течение XX века, пока российская история была заперта внутри коммунистического эксперимента. <...>
    ...для сексистской власти это всего лишь женская болтовня без политических лозунгов. Мы переживаем переход: либо вопрос о гендерном равенстве закрепится в общественном сознании, либо общество будет отброшено.
    Российский авторитаризм мобилизует неопатриархальные институты, чтобы сохранить себя. Это совпадает с консервативным поворотом, зафиксированным во всем мире. Растет число людей, теряющих свои социальные статусы вместе с трансформацией экономики. Многие видят ответ в возвращении к религии и «традиционным ценностям». Широко известно, что в США бестселлером снова стал «1984» Джорджа Оруэлла... взлетели продажи «Handmaid’s Tale» Маргарет Этвуд — антиутопии, в которой религиозные фундаменталисты «вернули женщину на место». Тем, кто думает, что у нас такой сценарий невозможен, стоит присмотреться к российской Чечне и странам Ближнего Востока, где светские режимы второй половины XX века входят в «постсекулярное», а платки пришли на смену мини-юбкам.
    <...>
    Феминизм — не товар. Именно по этой причине нужно, зафиксировав наши разногласия, разворачивать фронт в сторону, где на горизонте давно висит пыль".


    Кирилл Мартынов
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    [​IMG]


    "Великий мужской социализм.

    Экономист Николай Кульбака о том, почему женщины реже ностальгируют по Советскому Союзу.

    Советский Союз развалился 25 лет назад. Это продолжительность жизни одного поколения. Через 25 лет после Октябрьской революции страна прошла через самый тяжелый год Великой Отечественной войны, а через 25 лет после победного 1945-го Советский Союз завершил одну из самых успешных пятилеток в своей истории, пустил в путешествие первый луноход и осуществил мягкую посадку на Венеру. Увы, впереди были годы застоя, Афганистан, «гонки на катафалках» и в конце концов развал страны.
    Однако чем больше времени проходит с тех пор, тем больше появляется высказываний, что мы незаметно для себя потеряли «золотой век», о котором теперь остается только мечтать. Безусловно, любые воспоминания и переживания всегда индивидуальны, их трудно распространить на всю страну. И здесь не стоит брать в расчет тех, кто родился после 1985 г., застав советскую эпоху на излете, и знает о ней только по рассказам старшего поколения.
    Но недавно, анализируя высказывания в интернете людей, заставших советское время и активно ностальгирующих по СССР, я с удивлением сделал для себя вывод, что большинство из них принадлежат к так называемому сильному полу. Конечно, статистический анализ проводить сложно, но наиболее активно высказывают свою просоветскую позицию именно мужчины. Не важно, к какой социальной группе они принадлежат, насколько обеспечены и чего в жизни добились, их объединяет убежденность в успешности и справедливости советского мироустройства, хотя и с разными вариациями.


    [​IMG]


    Попытка разобраться в этом феномене приводит к неожиданному на первый взгляд выводу. Советский Союз был исключительно мужским миром. Конечно, мир вокруг нас и сейчас не очень-то дружелюбен к женщинам, и это касается не только России. У нас существуют сугубо мужские отрасли, куда женщине входа нет, например железнодорожный транспорт, строительство или армия. Но если посмотреть на историю СССР, то выяснится, что его система практически полностью игнорировала существование женщин (которых было в стране намного больше). Нет, безусловно, по части эмансипации советские женщины были впереди планеты всей. Они работали везде: и на укладке шпал, и на уборке урожая, и в цехах, и на транспорте. Только вот история этого великого и тяжелого труда, увы, так и осталась ненаписанной.
    В 1987 г. во время службы в армии я попал на День рыбака в рыбацкое село Териберка, известное сейчас всей России по фильму «Левиафан». Это был исключительно женский праздник, мужчин в клубе практически не было. Одни из них были в море, другие уехали на заработки, кто-то ушел в армию. Весь тяжелый повседневный быт тянули на себе женщины.
    Советское искусство, при всем его реализме, этого нам не покажет. Найдите картины, посвященные тяжелому повседневному труду женщин. Художники обычно изображали радость труда, молодость и красоту. Женскому миру не очень повезло и с кинематографом. Есть несколько фильмов, ярко описавших женское сообщество в Советском Союзе: «Девчата», «Москва слезам не верит», «Одиноким предоставляется общежитие», но это, пожалуй, и все, что быстро можно вспомнить. Наверное, были и другие фильмы, но вряд ли много. Обычно производственные фильмы с героями-женщинами были комедиями или мелодрамами.


    [​IMG]


    При этом реальная жизнь советских женщин была весьма далека от совершенства и на комедию не тянула. Советский Союз неплохо делал танки и самолеты – игрушки для взрослых мальчиков – и очень плохо обеспечивал повседневный быт людей. Мужчин, особенно неженатых, это касалось меньше. Непритязательные в одежде, кое-как подстриженные, поевшие на скорую руку в заводской столовой, они каждый день были готовы к своему трудовому подвигу. Быт женщины натыкался на полное отсутствие средств личной гигиены, проблемы с качественной обувью и разнообразием одежды. Семейные хлопоты также традиционно ложились на плечи женщины, которая, как правило, не была домохозяйкой, т. е. работала полный рабочий день.
    Если вспомнить знаменитые советские очереди, то стояли в них почти исключительно женщины или дети, которых эти женщины поставили вместо себя, бегая по другим отделам. Готовка, уборка, а в перерывах – попытка заниматься воспитанием детей. Потрясающим было умение в этих условиях оставаться красивой и желанной, находить время на поиск выкроек и ткани, чтобы соорудить себе что-нибудь прелестное к празднику.


    [​IMG]


    А что мужчины? А мужчины покоряли мир, строили БАМ и Байконур, воевали в горячих точках и делали карьеру. Поразительно, но в нашей советской литературе труду женщин тоже практически нет места. Вспомним прекрасные «производственные» романы, такие как «Территория» Олега Куваева или «72 градуса ниже нуля» Владимира Санина. Там практически нет женщин. Даже у Стругацких женщины как-то сбоку, практически ни разу не становясь главными героями. Вот он, идеальный советский мир – ни женщин, ни детей, только суровые мужчины, делающие тяжелую нужную грязную работу. Пожалуй, только у Ивана Ефремова в его фантастических произведениях, описывающих будущее, женщины начинают занимать достойное место. Но это совершенно фантастический мир, в котором люди подобны древним титанам, а может, даже богам. И этот мир настолько удален от нашего, что превращается в далекую недостижимую утопию.
    В реальном, не фантастическом мире женщины не водили космолеты, а стояли у станков и кульманов, выбивали запчасти и фонды, ругались с рабочими и считали зарплату и по-настоящему тянули на себе половину, если не больше, всей советской экономики. Только вот страна, всячески используя женский труд, продолжала строить великий мужской социализм, который никак не учитывал самих женщин – ни их мнение, ни их потребности, ни их интересы.
    Видевшим это женщинам не доставляет удовольствия вспоминать тяжелый и неудобный советский мир, а тем более грезить о его возвращении. Это удел мужчин, суровых и безжалостных, думающих о величии державы, об умении постоять за себя, за род, за племя, за страну так, как они это понимали и понимают. А женщины будут и дальше делать наш реальный мир удобнее и комфортнее для себя, для детей, да и для нас, мужчин".

    Источник.


    [​IMG]

    Фотографии Владимира Соколаева
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    "Я полагаю, что для обычного сознания (вслед за философами Ренессанса обозначу его как сознание «простецов») не существует объективного восприятия "Другого", будь-то иной пол, или иной этнос, но гендерные и национальные признаки воспринимаются через набор стереотипов «чужака», т.е. «опасного Другого». Проблема гендерных взаимоотношений, как и любая проблема борьбы за коллективные права и, следовательно, основанная на групповой идентичности, предельно мифологизирована.
    Во-первых, сексуальная (гендерная) идентичность возникает в том нежном возрасте, когда восприятие мира носит необычайно выраженный "манихейский" характер: мир делится на "нас" (хороших, правильных, понятных) и "их" (дурных, неправильных, непонятных). Следовательно, другой пол подсознательно воспринимается как враждебное сообщество, которое надо либо победить (психология "львов"), либо обмануть (психология "лис").
    Во-вторых, если проанализировать стереотипы восприятия "иного" пола, то с удивлением обнаруживаешь, что они напоминают стереотипы этнического "чужака". Например, в глазах мужчин-"простецов" женщины отчетливо обнаруживают черты "торговой диаспорной нации": хитрые, трусливые, вечно твердящие о своих обидах, заключающие тайные союзы и заговоры против нас, неспособные выполнять сугубо "наши функции". Словом, "все бабы - су...".
    С другой стороны, в глазах женщин-"простецов" мужчины выглядят как варвары-кочевники - грубые, неотесанные, примитивные, суеверные (все мужики - коз...). Муссирование соответствующих тем имеет ярко выраженный психотерапевтический характер - вроде обмусоливания жидо-масонского или гомосексуального заговора в определенных средах.
    Посмотрим, какой образ женщины навязывается рекламой (и вообще, более всего присутствует в российском визуальном пространстве): либо молодая женщина, очевидно, не слишком строго поведения – полураздетая, рекламирующая бельё, требующая мехов и драгоценностей; либо моложавая мамаша, покупающая «растишку», стоящая в бессильном отчаянии у сломанной стиральной машины или кормящая супруга корейской быстрорастворимой лапшой… Пожилая женщина – это карикатурная тёща или слабоумно-радушная старушка. Образ гордой женщины, женщины – творца отсутствует. Даже на милитаристско-вербовочных плакатах молодые красотки в форме держат оружие с таким видом, как будто это навороченный фаллоимитатор… Мужчинки же торгуют на бирже, выступают в Думе, или строят небоскребы….
    Один такой контент способен сделать мыслящую женщину воинствующей феминистской. Такая подача образа женщины очень напоминает подачу образов «ручных нацменов» - они либо забавно-карикатурные, либо трогательно-беззащитные. Евреи со скрипочкой или комические дантисты (саунд-трек всегда что-то среднее между «7-40» или «Май штетеле Бельц»). Приторно вежливый и бестолковый узбеко-таджик… Хлебосольный и танцующий кавказец… Дяди Томы, дяди Томы…
    Образ гея на российском телеэкране по степени карикатурности и физиологической отвратности сравним с образом еврея в нацистской пропаганде…
    И формально закон о запрете разжигания нигде не нарушается.
    <...>
    Провал демократического проекта привел к общественно-гражданскому инфантилизму. Этот инфантилизм провоцирует мужчин на такое социальное поведение, которое воспринимается как "женское" (приспособляемость, хитрость, интриги). Поскольку такое "женское" (гендерно-диаспорное) поведение, с точки зрения фольклора, является "низшим", то психологически мужчины пытаются его компенсировать брутальностью: индивидуальной (от этого речь, как-бы помягче сказать, насыщена "агрессивной гомоэротикой") и коллективной (отсюда имперское великодержавие, вождизм).
    Дети буквально с детского сада должны узнавать о реальных психологических различиях полов, понимать, насколько ложны стереотипы восприятия окружающего мира. Уже дети (и, конечно, взрослые) должны понимать, что есть подсознательное восприятие признаков "чужака", которое очень мало соответствует действительности.
    Женщины и мужчины должны стать «немного философами» - уметь осознавать истинное различие своего мировосприятия. Например, большую конкретность восприятия мира в женской ментальности, благодаря которой, кстати, идеологические абстракции оставляются "сильному полу".
    Если хотите настоящего гендерного равноправия - проводите такую экономическую политику, которая даст женщине возможность содержать себя и хотя бы одного ребенка. Это еще больше ослабит формальный брак, но зато поможет создать "квазиклановую" структуру: несколько мужчин и детей дружат - как бывшие и настоящие партнеры и члены семей одной женщины.
    Для преодоления стереотипов гомофобии очень важен вопрос о легализации партнёрских союзов (браков): гомосексуалисты должны восприниматься как люди, знающие подлинную любовь и верность, а не как участники бесконечной охоты за случайными партнёрами".

    Евгений Ихлов

    Любопытная мысль про "главные сюжеты" ксенофобии, про "психологию львов" и "психологию лис".
    Если взглянуть на скандальную ситуацию в одном телешоу, о которой пишут в сети в последние дни (когда Познер отчитал участника конкурса танцев, инвалида с одной ногой, как хитрого манипулятора, а Литвинова, жеманясь, предложила танцору-"ампутанту" всё-таки пристегнуть ногу). Действительно, осмелевший инвалид, явившись на конкурс, и царственный взор Познера и Литвиновой оскорбил, и чувства пробудил, которых тем не надо. В глазах Познера и Литвиновой такие люди "отчетливо обнаруживают черты "торговой диаспорной нации": хитрые, трусливые, вечно твердящие о своих обидах"...
    Иногда сигара - это просто сигара. Физическую ограниченность не всегда используют, как способ надавить на сильного, она просто есть. Да, инвалиды, старухи, женщины уступают в силе и выносливости здоровым мужчинам. Их слабость и неловкость - это не всегда манипуляция, а жалость и сочувствие к ним - нормальные чувства, не обязательно вызванные хитрыми уловками.
    Гендерное (и иное физическое) превосходство, между прочим, можно демонстрировать и соблюдая нормы равенства - только в карикатурной форме, доводя до абсурда. Не придерживать перед женщиной (стариком, инвалидом) дверь, не предлагать присесть, не подавать пальто, демонстративно не замечать присутствия, материться, как в мужской компании, рассказывать унизительные для женщин (инвалидов, стариков) истории в их присутствии и так далее.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Могу свидетельствовать о продолжительности жизни мужчин-работяг, тех самых пролетариев, которые лет сорок назад формировали городскую среду и культуру. Когда я работала оформителем на большом заводе, мне несли тексты для некрологов (некрологи висели потом в цехах на досках объявлений - объясняю для тех, кто не знает заводской специфики), то есть про все смерти в огромном цехе я узнавала одна из первых. И 90% из них были смерти мужчин от сорока до шестидесяти лет. Бывало так, что пару месяцев рабочий не доживал до пенсии. И по нынешним меркам он хорошо пожил. Про мужчин после шестидесяти статистики не знаю, но сколько можно слышать таких разговоров: "На пенсию вышел, года не прошло...", "Только-только пенсионером стал!" и пр.
    Про демографическую яму девяностых. Спросила тогда медика-интерна, который сначала был участковым педиатром у нас, а потом у него была интернатура в роддоме (тогда мы и встретились): "Рожают хоть сейчас?" Он оживился: "Да, много! Каждый день по ребёночку!" И я вспомнила свои роддомы, когда палата заполнялась за день, и в неё ставили раскладушки для последних за сутки рожениц (это с антисептикой связано, долго объяснять), как однажды рожали две женщины одновременно, и акушерка металась между двумя столами. А молодой медик теперь радовался, если за день родится один ребёнок...

    "Исторические параллели — проклятие нашего времени, поскольку они мешают рациональному анализу социальных и политических процессов. Когда кто-то начинает говорить, что 2014 год — это тот же самый 1914-й или что какой-то политический режим стремится прямиком к новому нацизму, — значит пора прекращать слушать. То же самое лучше сделать, когда вам советуют почитать Достоевского, чтобы по-настоящему понять «русскую душу».
    Пора перестать принимать всерьез шутку Карла Маркса: история не повторяется дважды — ни как трагедия, ни как фарс. Поскольку исторических фактов бессчетное множество, то поразительные сходства между событиями прошлых лет и сегодняшним днем основаны либо на магии чисел — 1914/2014, — либо на акцентировании одних явлений и игнорировании других.
    Главный грех исторического параллелизма в том, что он отрицает развитие. Этот тип мышления оперирует средневековым понятием «колеса фортуны» — символа повторяемости и неизменности.
    Тот тип мышления, который отрицает течение времени, фетишизирует пространство и считает географию неизбежным предопределением судьбы.
    Люди, которых возмущает сравнение политических систем России и Венесуэлы, при этом рады сравнить современную Россию с Россией Ивана Грозного, Николая II или Сталина — эпохами, которые не имеют ничего общего с нашим временем ни экономически, ни культурно, ни социально.
    Так как же быть с нынешней столетней годовщиной революций, уничтоживших Российскую империю, и модным поиском ключей к разгадке современной России? Чтобы распутать эти исторические параллели, имеет смысл исследовать базовый состав российского общества тогда и сейчас через анализ демографических тенденций — помня при этом, что демография влияет, но не определяет политические процессы.
    Сравнивая демографические данные России 2016 года и российских территорий империи в 1917-м, мы видим два основных тренда, сформировавших XX век: старение населения и урбанизацию.



    [​IMG]
    Россия, 1897 и 2008 годы


    Средний возраст российского гражданина сегодня — 39 лет. В 1917 году средний возраст жителя Петрограда составлял 19 лет. В 1885 году в России насчитывалось 11,6 млн жителей городов, и за 30 лет — к 1914 году — эта цифра удвоилась и составила 23,2 млн. В 1940 году городское население СССР составляло уже 60,6 млн человек, а в 1956 году — 87 млн. То есть за 40 лет 54 млн человек переехали из деревни в город. К концу 1950-х городское население сравнялось с сельским.
    Урбанизация была отличительной чертой эпохи, превратившей аграрные социумы в современные индустриальные. Мрачным сопровождением этого процесса стали мировые войны невиданного доселе размаха и свойства. В них соединилось стремление к геноциду в духе Чингисхана и новинки военной индустрии, способные уничтожить миллионы жизней. Молодые люди, которые хотели подняться по социальной лестнице, переехав из деревни в город, могли играть две роли: как двигателей прогресса, так и шестеренок тоталитарных машин репрессий, как это было в России и Китае.
    В современной российской демографической пирамиде видны впадины, которые повторяются каждые 20–25 лет. Это следы того кошмара, которым был для России XX век. Это прежде всего человеческие потери Второй мировой, но также и Гражданская война, коллективизация, многочисленные волны геноцида и организованного голода. Если сравнить современные демографические пирамиды бывших советских республик, вы увидите картину, похожую на российскую пирамиду, но с немного сглаженными краями.



    [​IMG]
    Россия, 2016г.


    Согласно Росстату, российской статистической службе, сегодня 74,4% россиян живут в городах. Сельская Россия, Россия крестьянства, стала достоянием фольклора.
    Учитывая состояние транспорта и дорожной инфраструктуры, логично утверждать, что страна сегодня состоит из 15 городов и их агломераций, между которыми более или менее пустые пространства.
    Но есть два исключения: сельскохозяйственные регионы юга России и национальные республики Северного Кавказа. Любопытно, что эти регионы также отличаются особой политической культурой и электоральным поведением, отличающимся от центральной и северной России, а также Сибири.
    С точки зрения этнического состава, если мы сравним результаты переписи населения РСФСР (так Россия официально называлась в советские времена) 1991 года и последнюю перепись РФ 2010 года, то увидим постепенную консолидацию русского этноса. Нерусские иудео-христианские этнические группы численно снижаются или исчезают. Российских евреев, немцев, даже украинцев и белорусов стало гораздо меньше в 2010 году, чем в было 1991-м. Единственное исключение — армяне.
    В то же время налицо заметный прирост этнических групп, которые можно обобщенно определить как мусульманские: азербайджанцев, татар, кавказских народов. Сильно огрубляя, можно сказать, что в современной России есть две группы населения неравного размера, при этом с разной демографической динамикой: это обобщенный русский и обобщенный исламский народы.
    При этом важно помнить, что эти условные «народы» не являются ни «сообществами», ни даже «этническими группами»: между казанскими татарами и чеченцами мало общего, да и «русские» россияне чрезвычайно разнообразны.
    Разумеется, эти статистические данные — легкая пища для разного рода политического катастрофизма. Они могут быть использованы в целях националистической пропаганды типа «Давайте провозгласим мононациональное государство, пока еще не поздно» или «Русские вымирают, а вместо них будут одни кавказцы».
    На самом деле Россия никак особенно заметно не вымирает, уровень рождаемости остается умеренно низким, но сравнимым со средним уровнем других стран, схожих по экономическому развитию и социальной структуре.
    Изучая демографическую пирамиду 2016 года, мы видим не просто старое, а стареющее население с возрастающим преобладанием женщин по мере продвижения вверх по возрастной шкале. Дело в различии средней ожидаемой продолжительности жизни между полами: мужчины умирают раньше, и, начиная с 55 лет, гендерное неравенство становится все более очевидным. Последние 15 лет продолжительность жизни медленно росла. Тем не менее, согласно данным Росстата от 2016 года, средняя ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин все еще шокирующе низкая — 66,5 года. Тот же показатель для российских женщин — почти пристойные 77 лет.
    Настоящая демографическая проблема России — не низкая рождаемость, а ранняя смертность, особенно среди мужского населения.
    Она практически полностью вызвана преодолимыми социальными причинами: это алкоголизм, ДТП, насильственные преступления, обширное тюремное население, а также излечимые заболевания, прежде всего сердечно-сосудистые.
    В современной России нет и намека на явление, которое демографы называют «молодежный навес» — диспропорционально большая численность людей 15–25 лет в демографической пирамиде. Этот «молодежный навес» был очень заметен в демографической пирамиде Германии 1933 года, когда Гитлер был назначен канцлером. В России этот «бугор» был заметен, пусть и в более умеренной форме, в 1927 году.



    [​IMG]

    Германия, 1933г.


    [​IMG]

    Россия, 1927г.


    Вместо этого сегодня мы видим то, что можно назвать «молодежным провалом»: группы населения моложе страты 25–29 лет явно малочисленны, что объясняется демографической ямой начала 90-х. Последующая страта 15–19-летних еще меньше. Это следствие низкой рождаемости второй половины 90-х и начала нулевых годов.
    C 2002 года уровень рождаемости постепенно растет, и в основании нашей пирамиды мы видим два «кирпича» приличного размера — россияне 10-летнего возраста и младше. Их участие в политической жизни еще впереди.
    Что означает такая демографическая картина для политического развития страны? Помня, что демография влияет, но не определяет политические процессы, представляется возможным выявить некоторые тенденции.
    Женщины 45 лет и старше становятся преобладающей социальной группой в России, и это создает импульс для переключения политической повестки на социальные ценности — здравоохранение, образование, комфортная среда. Это заметно контрастирует с приоритетами официального бюджета, сфокусированного на безопасности, вооруженных силах и дорогостоящих внешнеполитических приключениях.
    Принимающая решения правящая бюрократия в России состоит преимущественно из мужчин в возрасте 60 лет и старше, происходящих из военных и правоохранительных структур и спецслужб. Их ценности и интересы вовсе не так, как им самим кажется, схожи с целями и интересами большинства российских граждан.
    Демография — важный фактор, влияющий на вероятность авторитарного тренда. Плохая демография — не приговор, но вместе с тем «молодежный навес» коррелируется с предрасположенностью социума к насилию.
    Когда большинству населения страны за 40, протесты с большей вероятностью будут мирными и легальными. В то же время стареющее население никак не влияет на риск военного переворота — другое проклятие полуавторитарных режимов без рабочего механизма передачи власти.
    Пока молодые люди ходят на демонстрации, люди постарше идут на выборы. Голосуя, пожилое население дает властям необходимые результаты, а также соглашается признавать эти результаты легитимными.
    Последнее важно для политической системы, существенно зависящей от фальсификаций и использования «административного ресурса» в деле увеличения явки и достижения желаемых результатов голосования. Если молодые россияне не голосуют и не интересуются предвыборной кампанией и ее результатами, это размывает легитимность выборов, делая протестную активность более привлекательным вариантом.
    Грядущая поколенческая яма, происходящая из-за сравнительно небольшого количества родившихся в 90-е и ранние нулевые, которые сейчас вступают в фертильный возраст, поддерживает необходимость замещать дефицит рабочей силы мигрантами. Это неизбежно сформирует основу для продолжающегося политического напряжения на следующие 15–20 лет.
    В долгосрочной перспективе продолжается процесс ультраурбанизации, которая приближает Россию к вышеописанной картине «15 больших городов с пустотой между ними». Эти города — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж и Волгоград. Их догоняют также Краснодар, Саратов и Тюмень.
    Города индустриальной Сибири — Тюмень, Красноярск, Томск, Новосибирск — и города юга России и Северного Кавказа — Махачкала, Краснодар, Ростов-на-Дону — показывают самый стабильный рост населения в последние годы как за счет роста рождаемости, так и миграции.
    Эти 15–18 городов и прилегающие территории, обслуживающие их, неизбежно будут бороться за то, чтобы быть и источниками, и центрами политической власти".


    Екатерина Шульман

    Источник.


    [​IMG]
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Я привычно называю заразительные и массовые чувства, охватывающие человека в группе, "заёмными". Однако это условность. Сильнее поражает не заёмность таких чувств, а их искренность Люди в самом деле их испытывают, как свои.
    И вот она, проклятая группа чувств: "социальной" полноценности (выйти замуж/жениться, родить), принадлежности к группе (приложиться к мощам/сходить на премьеру), подключения к массовым настроениям (выразить гнев/рыдать от счастья).
    Никого не насилуют, не ломают через колено. Все дружно радуются и негодуют, хотят замуж, рожать, разводиться, страдать, опять замуж. И так далее.

    "Прошло много лет... Фальшивое светское общество, переехавшее Анну Каренину своим ханжеским колесом, ушло навсегда. Ему на смену последовательно пришли: общество тоталитарное, общество потребления, а теперь культурологи объявили о закате общества потребления и приходе ему на смену общества переживания — то есть такого, в котором не важен статус, а важно то, что мы чувствуем.
    «В рамках общества переживаний распространена индивидуалистическая установка. Вы сами являетесь критерием успеха собственного действия», — сказал автор теории «общества переживания».
    Вы сами — а не ваши соседи, не ваши друзья, родители, мужья, начальники. Ну и посмотрим, что же это нам дает?
    Мы с вами живем в одном очень специфическом месте. То есть мы живем в водовороте разных культурных традиций.
    Москва не только культурный перекресток, не только географический перекресток. Но и временной. Здесь, наступая хипстерам на пятки, бродят мамонты советского периода и привидения средневековья.
    Тут сосуществуют и сталкиваются совершенно разные культурные модели. Например, наши родители совсем не разделяют нашей установки на индивидуальное переживание. Женщины старшего поколения транслируют на младшее свои модели поведения и свои критерии оценки, которые, конечно, являются принудительными (и принуждающими) для младших женщин. Например, брак необходим, потому что это легитимный статус полноценной женщины: «Я выходила замуж». «Ты хотя бы сходи и вернись»...
    Корпорация женских старших возрастов до сих пор осуществляет прессинг — и даже уже не только в провинции.
    Мы встречаемся на одной вечеринке. Я и она. Она мне говорит, что развелась спустя десять лет брака. И потому он (муж) отнял у нее десять лет ее жизни. И прощения ему нет. Только ненависть. Ей 39 лет. Красива. Стройна. Активно ищет...
    Я внимательно выслушиваю. Киваю. И ничего не понимаю.
    Как кто-то может отнять десять лет жизни? Отнять кайф и слезы? Это ж товар неотнимаемый. Как отнимешь чувства — да еще и задним числом! Да ты у Анны Карениной (этого отважного буревесника общества переживания) спроси, прям перед поездом на перроне спроси, согласилась бы она, чтобы ничего этого не было вовсе: ни отчаяния, ни презрения, ни шиканья, ни улюлюканья, но и любви, и чувств, и розового слона чтоб не было в ее жизни!..
    Стоп. И я догадываюсь. Девушка воспринимает любое свое действие не само по себе — а как что-то на пути к статусу. Ее цель — получить статус мужней жены и матери, если она хочет, чтоб ее жизнь была осмысленной... Поэтому десять лет — насмарку. Раз не привели к цели.
    Но это не я такая автономная свободная женщина, а просто мы люди разных обществ. Хоть и ходим на одни тусовки.
    Одной группе важнее то, что она чувствует. Другой — важнее статус.
    Возникновением общества переживания объясняется бум путешествий, бум фестивалей, акций, трансляций в кинотеатрах опер онлайн и всех массовых мероприятий.
    Этим объясняется, мне кажется, и бум протестных акций: я хочу получить уникальное переживание. И не важен результат — политический или общественный — важно, что я чувствую в данный момент, размахивая белыми шариками со всеми вместе. Главное — эмоция. Главное то, как хорошо мы провели время. В этом плане протестные акции ничем не отличаются от, например, фестивалей пива, от Октоберфеста. Потому что все на свете — пространство для получения эмоций.
    Я думаю, этим объясняется и феномен очередей на выставки. В очереди вместе со всеми у меня есть шанс получить уникальные незабываемые переживания. Стоя в очереди с другими, я чувствую нечто иное, чем то, что я чувствовала бы, придя на пустую выставку Серова, если б вокруг нее никакого ажиотажа не было. Однако #очередьнасерова повышает и статус выставки. Так что там, в #очерединасерова, сходятся и те, и эти.
    Поэтому же премьера нового сериала проходит ночью на станции метрополитена. Люди не хотят смотреть премьеру дома в одиночестве на компе. Переживание не то.
    Я не могу сказать, что это чувства победили фальшь. Просто так рыночная экономика продает переживания.
    Анна начинает и проигрывает. Анна опять под колесами поезда".


    Юлия Меламед

    Источник.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    Просто дух захватывающая перспектива.
    Источник.


    [​IMG]
    Владимир Соколаев
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.635
    Симпатии:
    2.603
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей