Женщины и Будда

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 8 дек 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    Как известно, Будда Шакьямуни долго не хотел позволять женщинам становиться монахинями. И когда его наконец уговорили, он наложил на женщин дополнительные обеты (например, даже самая опытная монахиня должна была беспрекословно подчиняться самому новоначальному монаху, монахини не должны были останавливаться на ночлег в месте, где не ночуют монахи-мужчины и т.д.) и сказал при этом, что если бы монахами были только мужчины, то период расцвета Дхармы продлился бы тысячу лет, а теперь - вдвое меньше.

    Всё это даёт основание феминистски настроенным людям обвинять Будду в женоненавистничестве и т.д. Однако, если попробовать рассмотреть ситуацию ближе, то она предстаёт в несколько новом свете.

    1. Брахманизм, бытовавший в Индии на момент появления буддизма, вообще не признавал за женщиной человеческого звания. Её роль в обществе была сугубо служебной по отношению к мужчине. Например, когда муж умирал, жена имела небогатый выбор: либо взойти на погребальный костёр вместе с мужем, либо подвергнуться общественному порицанию. Не могла она вернуться к родителям, поскольку родители практически всегда отказывались кормить "нахлебницу". Естественно в жёны их брать никто не захотел бы. А жёны очень часто становились вдовами, поскольку в обычае было зрелым мужчинам жениться на почти девочках, причём - нескольких сразу. Поэтому и совершали они самоубийство вместе с умершим мужем. Также брахманизм отрицал способность женщины к духовной практике и соответственно она не могла стать ни монахиней, ни отшельницей.

    2. Буддизм не делал различий между мужчиной и женщиной в способности достичь просветления и это было одним из революционных прорывов, которые буддизм принёс в ту эпоху. Да, определённые трудности в следовании Дхарме для женщины признавались в силу её более выраженной эмоциональности, но эти трудности в целом не трактовались как фатальные и не являлись поводом для какой бы то ни было дискриминации. Были в Абхидхарме* категории людей, намного менее способные к следованию Дхарме - например евнухи, импотенты (и фригидные женщины) и "двуполые"**. Эти люди в ряды монахов не принимались. В этом плане способность женщины к следованию Дхарме в буддизме трактовалась как абсолютно полноценная.

    3. Почему же Будда так сопротивлялся вступлению женщин в сангху (а в те начальные времена сангхой считалось только сообщество монахов)? Причина, судя по всему, была в том, что описано в п.1: Будда небезосновательно опасался, что в случае, если женщинам будет разрешено становиться монахинями, в сангху хлынет поток тех из них, кто в Дхарме как таковой не заинтересован, а заинтересован в спасении собственной жизни после смерти мужа, а также в поисках более или менее приемлемых условий жизни, если они остались без попечения какого-либо мужчины (понятно, что жизнь буддийского монаха тогда тоже была не сахар - полный добровольный отказ от собственности и жизнь на подаяние. Но это во всяком случае некий уважаемый статус, это очень мирное и вежливое общество, какая-никакая крыша над головой и пища и т.д.).

    Понятно, с одной стороны, что, принимая женщин в монахи, Будда бы спас множество их от верной смерти или какой-нибудь ещё более горькой участи. Но перед ним стояла прежде всего задача сохранения Дхармы, а для этого сангха должна была состоять из людей, действительно преданных Учению. Какое-то время он пытался предотвратить этот акт, грозящий размывом сангхи, но потом, поддавшись на настойчивые уговоры своей приёмной матери Маха Праджапати, всё же разрешил женщинам быть монахинями, но обставил это дополнительными условиями, чтобы хотя бы так отсеять наименее сговорчивых представительниц женского пола, которые могли бы внести смуту в сангху.

    Ещё одной причиной нежелания Будды принимать женщин в сангху, возможно (это моё предположение), было и то, что в будущем это могло повлечь конфликты с обиженными родственниками женщины, которые рассматривали её как свою собственность. Подобные конфликты тоже могли негативно сказаться на жизни сангхи. Поэтому женщина могла стать монахиней только если не было ни одного человека, который бы возражал против этого.

    Кроме того, монахини представляли для монахов дополнительный соблазн и вообще отвлекающий фактор. В связи с этим тоже был принят ряд мер, как то: ноль косметики, ноль украшений, ноль волос, ноль личных контактов между монахами и монахинями, а также с мирянами. Любое поведение, которое могло бы быть истолковано как соблазняющее (впрочем, не только со стороны монахини, но и со стороны монаха), влекло за собой, согласно Винае, тяжкие последствия, вплоть до исключения соблазнителя из сангхи.

    В целом, складывается довольно явственное впечатление, что Будда был не столько женоненавистником, сколько прежде всего намеревался обеспечить сохранность и чистоту Учения на как можно более длительный срок. Судя по всему, именно этот фактор он считал более благотворным для человечества в целом, чем возможность спасти жизни отдельных женщин. Из двух зол, так сказать, он выбирал меньшее, ведь если Дхарма бы утвердилась в обществе в полной мере, то и такое явление как дискриминация женщин тоже ушло бы в прошлое. Чего в Индии, как мы видим, так и не случилось поныне. Да и сам буддизм был в итоге оттуда окончательно вытеснен.

    ----------------------------------------
    * Абхидхарма это последовательное изложение буддийского учения, систематизирующее и анализирующее то, что можно найти в сутрах. Была выработана в первые века после смерти Будды, причём имеется несколько её вариантов.

    ** Кто именно имеется в виду под "двуполыми" - трансгендеры или гомосексуалы, или и те и другие, а может быть кто-то ещё - доподлинно не известно, поскольку этот термин никак не расшифровывается. Видимо в те времена это было и так всем понятно, без пояснений. Так или иначе, эти три категории людей - евнухи, импотенты и "двуполые" признавались в Абхидхарме в целом неспособными к Дхарме из-за того, что их психика постоянно разрывается под действием противоречивых импульсов, либо, как в случае с евнухами и импотентами, человеку, грубо говоря, не хватает внутреннего пороху, устремления, чтобы следовать Дхарме.. Примечательно, что по той же причине эти три категории признавались и не способными к совершению кармически особо тяжких деяний, поскольку такие деяния требуют определённой цельности и акцентированности натуры (пусть и в негативном смысле).


    P.S. Пересказываю всё это по большей части по памяти из различных источников по буддизму. На ум приходит прежде всего книга "Классический буддизм" Т.В.Ермаковой и Е.П.Островской.
     
    Последнее редактирование: 8 дек 2014
  2. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.448
    Симпатии:
    6.227
    не те и не другие. а носители конкретной физической паталогии.
    что касается евнухов, то считалось что они неспособны к контролю над эмоциями.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    В смысле - физические андрогины?
    Вернее гермафродиты.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.448
    Симпатии:
    6.227
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    То есть гомосексуальность в этом смысле не оговаривалась?

    Ещё интересный момент, раз уж зашла речь о сексуальной сфере: довольно строгая регламентация форм сексуальных отношений между супругами в пратимокше. Например, насколько я знаю, строго запрещены оральный и анальный секс. Не очень понятно, почему именно эти виды подверглись запрету?
     
  6. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.448
    Симпатии:
    6.227
    Что касается сати, то есть большие сомнения в его широкой распространённости во времена Будды. В общем-то недвусмысленные указания на этот счёт есть только в Пуранах.
    Пратимокша, вообще-то, это предписания для монахов )
    для мирян подробная расшифровка греховного поведения это уже скорее поздняя инициатива )
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    А сам ты как думаешь, чем было вызвано сопротивление Будды принятию женщин в сангху?
     
  8. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.448
    Симпатии:
    6.227
    Васубандху, разбирая вопрос о "прелюбодеянии собирает те случаи которые попадают под эту статью. Это то что не покушаясь на сексуальность как таковую, нарушает "правильный порядок". Сюда действительно входит невагинальный секс как "амарга"(т.е. непутёвый, не имеющий целей кроме удовольствия), а также секс в неположенном месте в неподходящее время. Туда же входит соитие с чужими жёнами, инцест, совращение беззащитных девушек и странствующих монахинь.
    Т.е. собственно такое сексуальное поведение , которое нарушает "общепринятый" порядок вещей.
    Будда считал, что монашеская жизнь для женщины слишком тяжела. Для установления контроля над своей сексуальной и психоэмоциональной сферой ей требуется вдвое больше усилий. Если заниматься этим всерьёз , то это означает и большее количество правил для монахини (а вовсе не послабления).
    это ещё раз показывает насколько буддизм был изначально далёк от эмоциональной религиозности )
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    Вот как раз этот пункт и вызывает сомнения. Тут много можно рассуждать, но в целом, складывается впечатление, что в некоторых вопросах идеологи буддизма вынуждены были быть "синими", иначе их бы не поняли. А может и они сами были таковы в том момент.
    А его слова насчёт сокращения "золотого века Дхармы" были связаны с тем, что в результате принятия женщин эти послабления рано или поздно бы произошли?
    В том смысле, что он верен во всех случаях.
     
  10. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.448
    Симпатии:
    6.227
    кстати и мужеложество считалось именно амарга )
    "Нормальный" секс, это тот который направлен на деторождение.
    А прелюбодейный тот который в данных условиях приводит к увеличению страдания (хотя бы из-за общественного осуждения или страданий обманутого супруга)
     
  11. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.386
    Симпатии:
    1.119
    Т.е. любой секс, в т.ч. вагинальный, не направленный на деторождение, с контрацепцией, например, - это амарга?
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    И соответственно приводит к увеличению страдания?
     
  13. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.448
    Симпатии:
    6.227
    данный вопрос в буддизме не оговаривался ). но в джайнизме , например, однозначно.
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    в исламе всё более практично и милосердно как-то. всё-таки это изначально не монашеская религия.
     
  15. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.448
    Симпатии:
    6.227
    ислам вообще минимализирует требования к верующим, но настаивает на обязательности исполнения, в то время как буддизм как раз на обязательности не настаивает ) (каждый мирянин исполняет только ту часть обетов, которая ему по силам).
     
  16. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.386
    Симпатии:
    1.119
    Тогда буддизм хорошо подходит к российскому правовому менталитету. )
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    Нельзя, но если очень хочется, то можно. )

    Просто над буддистом не стоит никто строгий и бородатый, который может по голове настучать за нарушение.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.448
    Симпатии:
    6.227
    не так )
    выполняй строго хоть что-то если не можешь всё ) Не можешь выполнять пять строго соблюдай 4,3, 2, 1, одну неполностью. Но строго )
     
  19. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.386
    Симпатии:
    1.119
    Если уж так хочется ехать на красный, хотя бы не разгоняйся сильно. )
     
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    И делай это неукоснительно.
    Правильно ли я понял, что по сути по способности следовать Дхарме женщина помещена между мужчиной и евнухом? )
     
  21. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.448
    Симпатии:
    6.227
    ну можно и так сказать )
    Ещё куча людей является асамварика (т.е. стоящие вне дисциплины) в силу профессии. Соответственно они не могут по Васубандху, принять обеты мирянина. Например, цари и царедворцы )
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    Ещё смущает: гермафродитизм всё-таки весьма редкое явление. Между тем в Индии есть целая каста транссексуалов - мужчин, играющих роль женщин, в т.ч. и в сексуальном плане.
     
  23. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.448
    Симпатии:
    6.227
    о последних сообщается следующее: "
    Несмотря на общее слово для обозначения всех членов культуры, хиджра бывают очень разные. Они считают себя женщинами — «janana» («занана»), называя при этом биологических женщин «nigaran». При этом можно выделить следующих представителей общины:

    · хиджри — женственные гермафродиты, внешне больше похожие на девушек; они часто не занимаются проституцией, но поют и танцуют,

    · аквахиджра — гермафродиты, имеющие мужской член. Они могут выполнять как религиозные обряды и танцы, так и оказывать услуги сексуального характера. Собственно, хиджра — матерые мужиковатые существа, имеющие, например, женские грудь и половые органы, но при этом также грубый низкий голос, мощные мышцы, резкие черты лица.

    Община пополняет свои ряды за счет добровольцев — геев и трансвеститов, а также новорожденных, у которых имеются половые аномалии."
    и именуются они "третьим полом"
     
    plot нравится это.
  24. La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.268
    Симпатии:
    1.915
    ***


    Жил-был на Свете питекантроп.
    Питекантроп практиковал Дхарму.

    Дхарма не поддавалась,
    Поскольку все ж это был – питекантроп.

    Но, хотел питекантроп – Дхарму,
    А она – его – ну, (беда!) - не хотела!

    И расстраивался питекантроп,
    Оттого, что не выходит у него - с Дхармой.

    Дхарма эта была – дама сложная,
    А у питекантропа характер – неосторожный.

    Рвался питекантроп к Дхарме,
    Так, что бежала Дхарма от питекантропа.

    Так что не помогало ничего - ни на дивание валяние,
    Ни медитации, ни мантры, ни прочая фигня.

    Оттого, что (на самом деле!) не любила Дхарма
    Глуповатого, простодушного питекантропа.

    Посему – мораль такова – если ты – ПИТЕКАНТРОП,
    Даже не думай практиковать Дхарму!
    (Сбежит).

    Примечание
    Питекантроп - особь мужского пола.
     
    Последнее редактирование: 9 дек 2014
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.877
    Симпатии:
    1.790
    Кстати, эмоциональная религиозность тоже требует определённого управления своей эмоциональностью. Поэтому и в эмоциональных традициях больше святых-мужчин. Женщины, как и актёры, видимо, больше склонны к состояниям, а мужчины - к стоянкам. Женщины могут испытывать высокие состояния, но не могут в них удержаться на долго. А мужчины поднимаются по стоянкам методично и последовательно. В среднем, конечно. Возможно, дело в этом.
     

Поделиться этой страницей