1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.073
    Симпатии:
    482
    Жертвоприношения в иудаизме - культ мучительства?
    Вариации на тему "ВЗ/НЗ: точность аппроксимации импульса"
    Ну, чисто технически можно возразить, что во времена Ноя никаких евреев еще не было ;) Однако, как ни крути, храмовый культ (классического иудаизма) есть по сути культ жертвоприношений.
    Меня этот вопрос никогда не занимал. Как при чтении любой духовной литературы мое внимание невольно устремляется к "духоподъемной" части текста (весь корпус выписок тому порука),
    так и в Библии мне важно то, на что откликается моя душа, а не критический ум.

    Хоть в этой толстенной книге есть множество мест, которым можно ужасаться, возмущаться и просто посмеяться, меня как-то никогда не привлекал такой способ самоутверждения. Встать ногами на Библию ("на том стою и не могу иначе" Лютер/ :) )
    и немного на ней потоптаться.
    За давностию лет ("А судьи кто? За древностию лет ...")
    утерян не только культурный и исторический контекст, но и само мировосприятие тех древних поколений.
    Конечно, наше нынешнее постижение естественно и справедливо сближает понятие жертвы с аскезой (тапасом, жертвенным усилием)*. Как католическое созерцание распятия, человеческой жертвы, напрямую (минуя монашеское разумение) ведет к базовому переживанию неоадвайты:
    отказа от собственной воли как источника действия ("не как я, а как Ты хочешь"). /В этом за считанные минуты может убедиться каждый./

    Кстати уж: мы ведь уверены в духовном и гуманном преимуществе НЗ над ВЗ?
    Однако НЗ тоже весь основан на жертвоприношении. Только уже не животном, а человеческом!
    Так что тут тоже можно сравнить стороннее гуманистическое ужасание варварским и архаичным христианским культом (то ли принесения сына себя в жертву отцу, то ли жертвоприношения отцом сына самому себе), -
    с мистерийным переживанием сопричастника христианского культа.

    Точно так же мне кажется очевидным, что
    (при повсеместности практики жертвоприношения в тогдашем мире**)
    храмовый культ для сопричастного иудея был именно далекой от всякой жестокости мистерией.
    Тем более что весь кашерут основан на минимизации страданий животного;
    и утверждения иудеев, что это именно так
    (в сравнении с любым другим способом забоя, включая большинсто современных)
    выглядят убедительнее и доказательнее,
    чем обвинения в садизме, проникшие в бунтующий против традиционных (сиречь авраамических) религий нью-эйдж, видимо, из околонацистских изводов эзотеризма.

    Так что могу согласиться: можно рассматривать жертвоприношения в свете принципа "прогрессивного откровения". То есть гуманизация и переосмысление повсеместно существующих практик вместо революционного их отвержения.
    Так, повсеместно существовавший в Древнем мире институт рабства не отрицался, а гуманизировался Торой (и впоследствии Талмудом): рабство не только ограничивалось 7 годами, раб не только становился практически членом семьи, но о рабе следовало печься наравне с собственными детьми.

    Но все же жертвоприношение обряжено и нагружено такой сбруей смыслов, что обойтись лишь снисходительной трактовкой - значит ограничить себя узкими рамками современного гуманизма.
    Взять хотя бы ведическое понимание: жертвоприношеним Первозданного Человека был создан весь этот мир! (см. Жертвоприношение Пуруши).Мистика и мистерия жертвы имеет огромное цивилизационное значение.
    В любом случае, ограничится суждением (а тем более - осуждением) одного иудаизма тут невозможно.

    Всякие наши размышления и рассуждения на этот счет неизбежно так или иначе будут вариться в бульоне новозаветного контекста
    (почти по Ленину: "НЗ как высшая стадия развития ВЗ").
    Скажем, не избежал такого протиповоставления и Померанц (у него: иудаизм и ислам как религии божественного текста; против христианства как религии божественной личности).
    Однако же значительные религиозные культуры - это целые вселенные значений и смыслов, дополняющих, проницающих, а то и отрицающих один другой.
    И даже у огромного большинства их приверженцев понимание этих значений и смыслов почти такое же произвольное и поверхностное, как и у сторонних размыслителей.

    Так что как ВЗ, так и НЗ - тексты весьма многогранные. И то что они послужили материалом для создания религий...
    Скажем, ВЗ (при всем своем многовековом религиозном осмыслении) для религии чрезвычайно избыточен.
    А НЗ (при парадоксальности и невыполнимости его заповедей) для создания религии еще труднее пригоден. Усердием ап. Павла и прочих боголюбов, христианство стало замечательным мистерийным культом и возвышенным моральным учением.
    Но для этого евангельский (да и апостольский) текст был подвергнут виртуозной кулинарной обработке.

    Что в заключение можно сказать? ВЗ и НЗ настолько "дисстанции огромного размера", настолько как тексты отдалены от нас во временном и культурном отношении, настолько с течением времени многокрастно и многоразлично переосмыслялись, -
    что (как и большинство их апологетов) воспринимать мы их можем не более, чем мудрецы из притчи о ночном слоне: обусловленный своим культурным и духовным багажом, каждый нащупывает свое; и ему трудно поступиться этим своим интуитивным видением.

    Так что еще недавно хасиды просили своих цадиков "поведай нам твою Тору".
    Сознавая, что личное понимание духовно развитого человека куда важнее "томов премногих".
    И часто цадик на смертном ложе зключал эту "свою Тору" бкувально в одну фразу; но заряженную не только смыслом, но и произнесшей ее близкой к свету личностью.


    --
    *)
    **)
     
    Последнее редактирование: 27 апр 2018
    list нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.073
    Симпатии:
    482
    дополнено:

    Так что могу согласиться: можно рассматривать жертвоприношения в свете принципа "прогрессивного откровения". То есть гуманизация и переосмысление повсеместно существующих практик вместо революционного их отвержения.
    Так, повсеместно существовавший в Древнем мире институт рабства не отрицался, а гуманизировался Торой (и впоследствии Талмудом): рабство не только ограничивалось 7 годами, раб не только становился практически членом семьи, но о рабе следовало печься наравне с собственными детьми.

    Но все же жертвоприношение обряжено и нагружено такой сбруей смыслов, что обойтись лишь снисходительной трактовкой - значит ограничить себя узкими рамками современного гуманизма.
    Взять хотя бы ведическое понимание: жертвоприношеним Первозданного Человека был создан весь этот мир! (см. Жертвоприношение Пуруши).Мистика и мистерия жертвы имеет огромное цивилизационное значение.
    В любом случае, ограничится суждением (а тем более - осуждением) одного иудаизма тут невозможно.
     
    Последнее редактирование: 27 апр 2018

Поделиться этой страницей