1. TopicStarter Overlay
    Артём Айрапетов

    Артём Айрапетов Гость

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    8
    Приветствую форумчан. Насколько мне известно, я лично знаком с очень немногими из вас, например, с Александром. Несмотря на это, о существовании "Аримойи" я осведомлён довольно давно, почти столько же, сколько о существовании Аримойи.​

    В последнее время я просматривал некоторые ветви. И вот недавно Володя прислал мне ссылку на историю христианки Елены Владимировны Вержбловской "Дух сильнее плоти", а история эта оказалась историей подвига и чуда. Я решил поделиться своими впечатления от этого текста. Впервые он был опубликован, если верить Якову Кротову, в альманахе "Христианос" (выпуск II) в Риге в 1993 году.
    Matushka Dosifeia (Helena Verzhblovskaia).jpg
    Итак, эта краткая автобиография Вержбловской оказала на меня сильное воздействие, я пережил катарсис.

    Рассказ про избиение заставляет мысленно взвесить собственную волю. "Значит всё, к чему мы с мужем стремились — наш путь, наши искания истины и света, наша твёрдая уверенность, что дух сильнее тела — всё это выдумки, ложь? Всё это исчезает перед грубой физической силой?" - обжигающие слова.

    Случай с "самокрещением" - вообще одна из самых прекрасных вещей, которые я когда-либо читал.

    Из других моментов, которые привлекли внимание - например, этот: "Я вижу каким-то внутренним зрением, как около сердца светится огонёк, он делается всё ярче и ярче и похож на голубую звезду". Индийский мистик XX века Ауробиндо Гхош (ссылаясь ещё на Упанишады; вообще во многих, даже светских, культурах неявно присутствует это знание) учил, что душа, скажем так, "расположена" по центру грудной клетки, правее сердца.

    Обратило на себя моё внимание ещё то, что девочка Лена поверила в Бога, потому что не могла примириться с переходом личности петуха в небытие. Так же и моя мама, например, поверила в Бога, потому что не могла примириться со смертью своей бабушки. Это натолкнуло на такие размышления: ведь в первом приближении, с чисто логической точки зрения, идея о вечной жизни и идея о Боге, во всяком случае, о Боге-Творце, не связаны друг с другом. Из того, что у мира и души есть Творец, никак не следует, что душа вечна. Равно и Его отсутствие не отрицает её вечности. Т.е. зачем верить в Бога, чтобы верить в бессмертие души? У меня есть свой ответ на этот вопрос, но опубликую его чуть-чуть позже, чтобы не уходить в сторону.

    Продолжая эту же тему в ином ключе, скажу, что к сочувствию, которое вызывает та тоска, с которой люди переживают разлуку с умершими, у меня всегда примешивается радостное недоумение. Если Бог подарил мне твёрдую веру хоть во что-то, то это вера в то, что наступит день, когда все души - все до одной - встретятся, поймут всё друг о друге и о том, что между ними было, простят ещё не прощённое и соединятся в любви. Это и будет рай, и я знаю, что он будет. Мне никогда не приходит в голову мысль, что расставание с кем бы то ни было из тех, кого я знал, с кем был связан - навсегда. И я временами смотрю на всех вокруг - на прохожих, на тех, кто сидит на лавочках, и т.д. - как на впавших в смешную забывчивость: они знают в душе, но не помнят, что с каждым из них мы будем однажды держать друг друга в горячих объятиях, будем роднее самых родных, будем ближе самых близких. И там соединятся все, все.

    Далее, то, что говорил литовский священник, очень интересно. В частности, решительность и простота, с которой он произнёс "Сейчас мы будем заниматься медитацией" просто потрясающи. Для меня очень большую проблему представляет заимствование тех или иных элементов из неродной традиции или культуры для своей духовной жизни. Я очень болезненно отношусь к люблым намёкам на синкретизм. Мне приходится постоянно себе напоминать, что meditatio - это латинское, а не индийское слово, что и в христианстве есть созерцательные практики.

    Наконец, меня привели в крайнее волнение слова матери "Я… пять лет буду за тебя отбывать". Они очень загадочны и тревожны. Что значит "отбывать"? Где отбывать? Каким образом возможен такой обмен? С кем эта сделка?
     
    Последнее редактирование модератором: 17 июн 2020
    La Mecha, Владимир и plot нравится это.
  2. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    Я только благодаря твоей реплике задумался об этом. До этого просто сопереживал, хотя, конечно, таких экстремальных случаев в моей жизни не было. Елена Владимировна выдержала - и "получила такой бесценный дар, который я не променяла бы ни за что на свете, который — я чувствовала это — будет служить мне непоколебимой опорой во всех трудных обстоятельствах моей жизни". Сегодня прочитал историю с другим исходом:

    Если сотворённая душа не вечна, то её творение - издевательство: страшно небытие для сознательного существа. Такой Творец не может быть Благим, и вся вера рушится.


    уди, буди!" Однако расставание всё равно мучительно. Уж на что Клайв Льюис имел крепкую веру, а всё же после утраты жены вот что он чувствовал (прошу извинить за длинную цитату из "Боли утраты", но она заслуживает внимания):
    И так он долго страдает и думает, пока однажды
    Возможно, у Льюиса контакт произошёл на уровне разума прежде всего вследствие его интеллектуального склада.

    Почему такое происходило у верующего человека, а боль при разлуке испытывает каждый? Думается, потому, что
    1) мало достоверных сведений о том, что "там" и как - не вообще, а именно сейчас;
    2) интервал между разлукой и новой, окончательной встречей может быть неопределённо долгим, особенно если есть основания сомневаться в восходящем посмертии - но у остающихся почти нет возможностей помочь любимому.

    Это о. Станислав Добровольский. Из его слов по ссылке:
    Синкретизм как винегрет из фрагментов разных традиций - это, мне думается, промежуточная фаза на пути к синтезу. Застрять на ней просто, как и в любом неофитстве, потому что для синтеза нужно очень многое познать, притом что любого традиционного пути хватит на целую жизнь. Однако такой вызов - выйти за границы известного - был поставлен Иисусом давно: "Говорю вам: если вы не будете исполнять волю Бога лучше, чем фарисеи и учителя Закона, не войдете в Царство Небес." (Розу мира :) ).
     
    Последнее редактирование: 16 июл 2014
    La Mecha нравится это.
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Артём, а вы не считаете, что Ауробиндо в своей практике пытался сделать именно, то что сделал Иисус?
     
    Артём Айрапетов нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Артём Айрапетов

    Артём Айрапетов Гость

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    8
    Аллилуйя, слава Небесам! Я встретил четвёртого человека, который думает об этом! Говоря коротко, нет, я считаю, это были разные миссии. Ауробиндо Гхош в своей практике пытался создать возможность участия воплощённого в Энрофе человечества в смене эонов - и сделал это. Между христианством и интегральной йогой есть глубочайшая связь, но понять её можно только через "Розу". Отвечаю так сжато, потому что посвятил этому вопросу статью, которая называется "Роза и Лотос"; она разделена на пять частей, их которых пока опубликованы три (1, 2, 3), но в третьей самое главное, что я хотел донести, уже высказано. При желании можете ознакомиться. :)
     
    Последнее редактирование модератором: 16 дек 2015
  5. TopicStarter Overlay
    Артём Айрапетов

    Артём Айрапетов Гость

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    8
    Володя, эта цитата из книги Новодворской побудила меня ознакомиться с её биографией, которая привела меня в восхищение. Жаль, что я узнал обо всём так поздно.

    Что касается вопроса о бессмертии и Боге, я думаю, что вера в них приходит одновременно из-за того, что вызвано одной и той же причиной, а именно контактом с душой. Т.е. люди не выводят одно из другого, а получают личное откровение сразу об обоих из одного источника. В других случаях это объясняется попросту тем, что культурой связь этих вещей преподносится как сама собой разумеющаяся, и её минует критический анализ.

    Слова о. Станислава Добровольского мне отчасти близки, отчасти нет. С одной стороны, разница в менталитете действительно очень велика, а с другой - он ведь рассуждает как светский человек. "Мы думаем о кино, об эстраде, мы хотим разбогатеть, зачем нам вся эта... нирвана?" - это очень забавно.

    Культу Кришны присуща интроверсия? С одной стороны, интроверсия присуща любому духовному пути, потому что если человек будет больше интересоваться кино, эстрадой и деньгами, нежели тем, что происходит у него внутри, он далеко не уйдёт. Но это не означает самопоглощенности и замкнутости в себе. Кришнаиты танцуют на улицах и поют гимны., они обращены к объекту своего поклонения. Это жизнерадостная религия правой руки (по моему мнению, Вишну, воплощением которого был Кришна, - одна из богорождённым монад Шаданакара) с ярко выраженным персонализмом. Она знает примеры такого самозабвенного экстаза, такого опьянения любовью к Богу, которые были разве что в христианстве.
     

Поделиться этой страницей