Журнал alzheimer_ru

Тема в разделе "Человеческий опыт", создана пользователем Мила, 8 янв 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Сообщество только что создано, его авторы просят поддержки и пиара их журнала.
    Это хороший замысел. Идея созрела после появления этого текста.
    "...Я не к тому это пишу, чтобы меня жалели. Жалеть меня не надо. Я взрослый и, в общем, довольно сильный дяденька сорока лет.
    Я вот к чему – если у кого такие же родители, если у кого мама проблемная или папа, если у кого сына аутист или доча с ДЦП, если кому каждый день тяжело, знайте – вы не одни.
    Я не знаю, для чего всё это. Я понятия не имею, для чего всемогущий Господь всё это придумал. Вряд ли он хотел нас помучить. Но для чего-то это нужно. Чтоб я сдох, для чего-то это нужно..."

    Автор проекта gleza: "...я поделилась своей давней идеей - создать сообщество для родных и близких с болезнью Альцгеймера. Не только для того, чтобы плакаться друг другу в жилетку. А для конкретной помощи друг другу. Самое страшное в этой болезни - это изменения личности из-за потери памяти. Когда на глазах у близких человек превращается в "растение".
    Так вот - сообщество создано".
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Сегодня журнал начал наполняться - историями, опытом и советами.
    Возможно, кому-нибудь кажется, что эта проблема его-то семью минует, а кто-то суеверно боится вдаваться в такую проблему. Но старики с самыми блестящими умственными способностями и старики, впадающие в старческое слабоумие, имеют в судьбе общее - они стареют и силы их иссякают.
    Если в семье есть пожилые люди, молодым нужно будет когда-нибудь им помогать, как бы этого ни хотелось избежать.

    "...Мне было тогда 15 лет. Я твердо решила, что в 30 я покончу с собой - чтобы не доживать до старости.
    Мой рассказ - не только о бабушке и тетке, но и обо мне. О том, как менялось мое отношение к этой непростой теме..."

    "...Чувства, которые мы испытываем к нашим заболевшим близким - жалость, злость, отчаянье, обиду - все они легитимны. Гнев, направленный как будто на больного, на самом деле выражает чувство бессилия. Ищешь панацею, думаешь, что же делать: напоминать бесконечно - это я, твоя дочь, показывать фотографии и штудировать семейные связи, даты, имена, чтоб назавтра опять вернуться к тому же нулю? Бессмысленно, как бороться с течением, только изматывает и не продвигает никуда. Так что же делать? Если продолжить сравнение - принять течение и плыть с ним. Не исправлять, не спорить, не напоминать, а принять ту действительность, в которой живет дементный человек, принять его восприятие и его чувства. Может ли это что-то изменить? Да. Это может улучшить качество жизни самого дементого человека и ухаживающего за ним..."
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Ещё одно сообщество - в Контакте.

    В помощь родственникам пациентов с болезнью Альцгеймера

    Что обсуждается:
    СЕМЬ РАННИХ ПРИЗНАКОВ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА
    Лечение
    Причины болезни
    Поведение человека с Болезнью Альцгеймера
    Забота о членах семьи и людях, осуществляющих уход
    и т.д.

    [​IMG]alzheimer_ru тоже развивается.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Из alzheimer-ru.

    "...Я расскажу об относительно новой практике общения с дементными больными, которая называется "Validation", по-русски, наверное, это можно перевести как "дача легитимации", "подтверждение". Этот текст будет основан на статье "Терапия и контакт с больными Альцгеймером", авторов Илон Каспи и Хаи Корен (2003 год), с моими комментариями.

    Validation-подход базируется на нескольких основных принципах:
    1. Принимать человека без критики и осуждения. Это, пожалуй, тем труднее, чем ближе тебе человек, скажем, мне проще было понять клиентку, которая забыла, во сколько мы договорились встретиться, и кричала на меня, чем папу, в подобной же ситуации. Ну, потому что наши с папой отношения имеют глубокие корни, в отличие от отношений с чужими. Тем не менее, помогло вот что: понять, что женщина злится не на меня, а на свою память, которая регулярно ее предает.
    Без критики и осуждения, потому что - см. следующий пункт.

    2. Не пытайтесь достичь осознания (понимания) или изменить поведение у человека, лишенного когнитивной способности к этому.

    3. Каждый человек - индивидуален.

    4. Интенсивность болезненных чувств, которые находят выражение и признание, ослабевает, в противоположность чувствам, которые игнорируются - игнорирование приводит к усилению этих чувств.

    Пример из практики. 90-летний старик, которого только вчера привезли в дом престарелых, кричал: "Меня бросили! Я бедный! Я несчастный!" Персонал пытался уговорить не кричать, доказать, что перевод в дом престарелых вызван заботой о нем, игнорировать крики, но ничто не помогало. Я попробовала показать, что понимаю его чувства, и сказала: "Ты чувствуешь себя таким бедным и брошенным", то есть, повторила за ним им же сказанное. Он согласился и стих. Его боль была признана, получила легитимацию.

    5. На каждом жизненном этапе перед человеком стоят задачи, которые ему необходимо решить, чтобы перейти к следующему этапу. Задача развития, не нашедшая решения, игнорированная, даст о себе знать на следующем жизненном этапе.

    Имеется в виду восьмой этап развития по Эриксону: конфликт между целостностью эго (принятием жизни, себя) или отчаянием. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена, и приходит к выводу, что жил не зря, он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной, чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. То же происходит и у дементных больных, воспоминания о прошедшем пути, неразрешенные конфликты всплывают на поверхность. Ранние воспоминания, прочно врезавшиеся в память, сохраняются до глубокой старости. Можно догадаться, что дементная женщина, называющая своего сына теперь "папой", находится в каком-то конфликте из прошлого, связанным с папой. Рекомендуется "принять игру", которая, конечно, не игра, и попытаться общаться в роли "отца", стать частью ситуации из прошлого и тем самым помочь человеку решить конфликт. Попозже приведу пример из статьи.

    6. Люди стремятся к равновесию (балансу). Когда кратковременная память страдает, старики стремятся достичь баланса, прибегая к давним воспоминаниям. Когда зрение слабеет, они использует воображение, когда слабеет слух, они прислушиваются к голосам прошлого.

    9. Поведение в старости связано не только с анатомическими изменениями мозга, но отражает сочетание физических, социальных и психологических изменений, которые происходят с человеком в течение всей жизни.

    10. Посмертные операции выявили, что даже несмотря на серьезно пострадавший мозг, некоторые старики сохраняли способность ориентироваться в реальности.

    11. За поведением стариков, потерявших способность ориентироваться в реальности, кроется причина.

    12. Каждый человек самоценен, вне зависимости от произошедших с ним изменений..."


    [​IMG]
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Продолжение обзора текста Илон Каспи и Хаи Корен (начало см. выше).

    "Существует несколько техник общения с дементными людьми, которые позволяют уменьшить чувство тревоги, сопровождающее ментальные изменения. Объединяет их основная цель: достижение контакта с больным человеком через проявление эмпатии всеми возможными способами.

    Словесные и несловесные техники:

    Централизация. Она подразумевает освобождение от личных чувств, для того, чтоб суметь с эмпатией прислушаться к чувствам дементного человека, он - в центре общения.
    Использовать слова и вопросы, которые не воспринимаются как угроза, а помогают достичь доверия, например, "кто?", "что?", "когда?", "как?", избегать вопроса "почему?".

    Формулирование заново (рефразинг). Эта и следующая рекомендация имеет в виду следующее: мы пытаемся перенять речь, поведение, взгляд дементого человека и скопировать их ему же, как бы перенимаем и возвращаем ему, как отражение, его поведение. Возвращаемся к ключевым словам в том же темпе и тем же тоном, которым пользуется дементный человек.

    При контакте с дементным больным апеллируйте к органам чувств, которые превалируют в его репертуаре (скажем, если человек - визуал, лучше показать, чем рассказать), на языке и словами, которыми пользуется он. Превалирующий орган чувств можно определить, попросив человека рассказать о чем-то (конечно, возможность это сделать связана с этапами болезни). Если в рассказе употребляется в основном "я увидел, посмотрел, вижу" и визуальные описания, то человек визуал, если "услышал, сказали", описание звуков и т.д., то соответственно - превалирует слух.

    Туманность. Эта техника позволяет общаться с дементным человеком, который пользуется словами или звуками, в которых - как будто - нет смысла. То есть, в "продвинутой стадии" Альцгеймера. Говорите тоном, выражающим спокойствие и любовь. Пример: ваш близкий говорит вам что-то вроде "дом", вы смотрите на него с пониманием и повторяете, как будто вы общаетесь, "дом". Это трудно представить, но это работает. То же касается жестов, часто на продвинутых стадиях болезни человек производит повторяющиеся движения, например, стучит по столу - смотрите ему в глаза, с любовью и эмпатией, касайтесь и повторяйте его движение. Вот пример из документального фильма об этой технике. Социальная работница, автор метода, общается с больной, которая уже долгое время не говорит, только отбивает рукой какой-то ритм. Она подсаживается к больной, говорит с ней, гладит ее и повторяет за ней этот ритм. Это продолжается в течение нескольких встреч, пока ритм не перерастает в песню, которую оказывается, старушка любила напевать, когда пела в церковном хоре. Это, конечно, не исцеляет мозг, но дает больному исчезнувшее переживание общения, контакта, радости. Как вырваться, хоть на время, из закрытого стационара. Здесь об этом методе, и там же фильм, который я пыталась пересказать: http://vfvalidation.org/web.php?request=index"

    Вообще, во всяком общении это важный момент - понять, в какой модели готов общаться собеседник. Самый надёжный способ избежать взаимопонимания (простите за иронию, но это волнующий меня момент) - игнорировать присущее собеседнику восприятие мира. Со страдающими, живущими собственными ощущениями и переживаниями стариками чуткость к образам, захватившим старика, важна вдвойне.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Продолжение.

    "Первая стадия. Потеря ориентации в реальности. На этом этапе большинство людей продолжают ориентироваться во времени и месте, вербальны, но повторяются, говорят вещи, не соответствующие реальности. Часто они обвиняют окружающих, перенося на них собственное разочарование, и таким образом пытаются освободиться от чувств, не нашедших выражения, по отношению к значимым лицам из прошлого.

    Изидор и Чердак.

    Изидору 80, он находится в отделении для страдающих от старческого слабоумия. Он постоянно обвиняет директора дома престарелых в том, что тот запирает его на чердаке. Персонал пытается объяснить ему, что ничего подобного не происходит, пробует игнорировать, но такое поведение персонала только усугубляет ситуацию, и в конце-концов у Изидора диагностируют паранойю. В разговоре с его сестрой выясняется, что в детстве отец наказывал его, запирая на чердаке. Этот случай доказывает важность знания прошлого дементого человека для понимания его поведения в настоящем.


    Вторая стадия. Путаница во времени. Как правило, происходит у очень пожилых людей, характеризуется ухудшением физического состояния и отсутствием ориентации в хронологии, теперь дементный человек живет в воспоминаниях, а не в настоящем времени. Их чувства выходят из-под контроля, теряются социальные навыки, перестают существовать социальные нормы. Уход в прошлое связан с невозможностью ориентироваться в настоящем и с необходимостью урегулировать собственное прошлое перед смертью. (В прошлый раз я поясняла этот момент, связанный с восьмой стадией развития по Эриксону).

    Заблудившаяся Госпожа Мориэль.

    Госпоже Мориэль 85, она страдает от деменции. Домой ее привел полицейский, он нашел Мориэль блуждающей по улицам, ищущей свою трехлетнюю дочь, которую послала купить что-то в магазине. Она переживала, что дочь вышла без свитера в дождливый день. Сын, с которым она проживает, пытался ее успокоить, объясняя, что она напрасно волнуется, что ее дочь давно не трехлетний ребенок, а взрослая замужняя женщина с детьми. Эти объяснения не только не успокоили Мориэль, но, наоборот, усилили тревогу, она начала агрессивно спорить, утверждала, что ее дочь в опасности, ее нужно найти, пока с ней ничего не случилось.

    Validation-подход предлагает принять старого человека таким, каков он есть, не пытаясь его исправить, доказать, что реальность иная, прекратить спорить и начать слушать. С помощью спокойных, неугрожающих слов, достигаем доверия. Пытаемся принять реальность дементного человека, попасть в его внутренний мир. Госпоже Мориэль задали несколько вопросов: "Во что была одета дочь?" "Куда она пошла?", "Когда она вышла?", "Что с ней случилось?" Ответы на вопросы дали ей ощущение, что ее тревогу понимают и позволили ей выразить свои чувства: "Я послала ее за три улицы от дома, и я не знаю, куда она подевалась (она говорит сквозь слезы). Я была плохой мамой, я думаю, она никогда мне не простит, и сейчас она не приходит меня навещать". Мориэль прислоняется к сыну, который ее обнимает, и постепенно успокаивается.


    Повторяющиеся движения. Человек теряет способность говорить, но все еще сохраняет обычные потребности в выражении чувств, ощущении безопасности и стремление к выживанию. В силу того, что человек на этой стадии не может общаться принятыми способами, он использует движения губ, языка, зубов, челюсти и тела для выражения своих желаний.

    Мартин, который стучал.

    День за днем, часами, сидя в инвалидном кресле, Мартин стучат по подносу, приставленному к его креслу. Стуки мешали жителям дома престарелых и персоналу. Порой Мартин стучал так сильно, что удары оставляли ранки на его коже. Персоналу не удавалось отвлечь его от этого занятия. Validation-подход рекомендует "зеркальную технику", "туманность" (о которых шла речь в прошлый раз) и непосредственный контакт. Одна из медсестер подсела к Мартину, и, глядя ему в глаза, начала повторять за ним постукивания, она делала это с эмпатией и желанием понять его внутренний мир. В один их таких "сеансов" Мартин сказал: "Папа, я сделал это как надо, оно совсем чуть-чуть кривое" (его голос дрожал). Медсестра очень удивилось, с тех пор как Мартина поселился в отделении, никто не слышал, чтоб он говорил. Она ответила ему: "Ты проделал прекрасную работу, Мартин. Это где надо." Медсестра, разумеется, не знала, о чем идет речь, потому использовала слово "это" ("туманность"). Таким образом, медсестра отреагировала на страстное желание Мартина получить одобрение от отца. Мартин улыбнулся, его глаза наполнились гордостью: "Я проделал хорошую работу, папа!" Впервые за 9 месяцев Мартин прореагировал на другого человека и заговорил. Он воспользовался воображением, когда представил отца в лице медсестры. Медсестра "проникла" во внутренний мир Мартина, и они вдвоем там "путешествовали"".

    Источник.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]

    Отзывы о занятиях в прошлый раз хорошие.
    Сейчас у школы проблема: записывается мало людей. Они просят распространения информации, так как людей, заинтересованных в подобных знаниях, определённо больше, чем записывается сейчас на занятия.

    Взгляните дополнительно вот сюда.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    17 мая в Москве состоится встреча группы взаимопомощи для родственников больных с болезнью Альцгеймера.

    Москва, ул. Покровка, д.12, с. 1, кафе "Циферблат".
    17 мая, 18ч.
    Пожалуйста, если эта беда не коснулась вашей семьи, сообщите об этой встрече своим друзьям и знакомым, у которых в семьях есть дементные больные.
    Распространите эту информацию.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    По ссылке - история одной бабушки. Стоит прочитать и комментарии под этой историей. Это не страшилки, а настоящие истории распада личностей, не чёрный юмор, а настоящие, повседневные драмы.
    Бывают ситуации, когда "дурка" и вправду оказывается здравым выходом из ситуации, а не капитуляцией родных. До этого обычно близкие дозревают долго и мучительно.
    Рассказ ценен тем, что он был рассказан. И автор обнаружила, что она - не бессердечная тварь и не чудовище, что истории, подобные рассказанному, постепенно становятся нормой, как это ни страшно. И как это ни страшно, но это тоже может немного поддержать тех, кто живёт вот так же за закрытыми дверями, в одиночестве переживая подобное, пока рядом дементные больные.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Источник.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    В сообществе alzheimer_ru вывешен вводный фильм к циклу фильмов об уходе за дементными больными. Пользователь сообщества сделала перевод и титры к нему. Вот этот фильм.



    Автор титров обещала по мере приобретения остальных фильмов продолжать делать перевод. Постараюсь держать форум в курсе.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648


    "В один прекрасный день..."
    Фильм о дементных больных. Русские субтитры.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Комментарий к фильму "В один прекрасный день" автора субтитров [​IMG]taki_tsarevna :

    "Фильм разделен на эпизоды, в которых рассказывается о трёх больных деменцией находящихся в различных стадиях болезни. Фильм немецкий, но я сделала русские субтитры (и вроде даже к месту), так что нажимайте на крайний значок внизу ролика справа, кто не знает.

    Действующие лица (перевод вкладыша к CD):
    Фридер Арленц – 56 лет, архитектор. Начальная стадия.
    Мужчина в полном расцвете сил: красавица жена Хелена, собственная архитектурная фирма, которую ведёт совместно с партнёром. Уверенный, держащий всё под контролем. Пока сознание не начало постепенно перечёркивать его такую счастливую жизнь.
    От отчаянья он тщетно пытается переиграть начавшуюся деменцию и отдаляется от людей

    Хеда Рихардс – 79, продвинутая стадия. Мать Леона и Аннетт.
    Была когда-то самостоятельной, начитанной и образованной. Доброй и заботливой. Но за последний год пережила настоящее изменение личности. Окружающий мир почти ничего ей не говорит и реагирует на неё тупо, упрямо, а иногда и агрессивно. Чем больше старушку стараются поправить или поучить, тем жестче она защищается.
    Её самостоятельность переросла в упрямство и своеволие. Добровольно она бы не оставила свой дом. То что она довела свой дом до непригодного для жизни состояния она просто не заметила.
    Но когда она начинает вспоминать прошлое, то ещё проблескивает её старая сердечность и радость жизни.

    Леон Рихардс, 42, композитор, сын Хеды.
    Леон едва переносит зрелище своей изменившейся матери. Ему оно видится разрушением, распадом. Когда он приехал из Берлина на малую родину, хотел решить всё быстро и решительно: дом матери продать, а мать пристроить в Дом пожилых.
    За его, на первый взгляд, кажущейся нетерпением, желанием держаться на расстоянии и бессердечностью на самом деле стоит простая неуверенность, растерянность, которые он скрывает болтливостью, шутками.

    Аннетта, 48, работает в бюро, дочь Хеды.
    Аннетта – способная решать множество задач одновременно, выносливая, прагматичная. Не витающая в облаках как брат.
    Но как бы она не старалась, у неё остаётся чувство, что мама больше любит брата. При том что это она, кто остался, не сбежал, кто годами заботился о матери, попутно держа на себе ещё и свою семью, работу. Мама что, не видит, что Аннетта взяла её к себе и готова ухаживать, в то время как Леон уже подыскивает ей место в Доме Пожилых?

    Якоб Фильцмайер (Бани, зайчик) – 75 лет, далеко продвинутая стадия.
    Якоб уже давно не такой как прежде. Его полная любви верность переродилась в привязчивость. Он всюду следует за своей Маргот. Общительное красноречие и умение говорить в качестве радиоведущего у него переросло в ничего не значащую болтовню, состоящую из одних и тех же фраз. Эти фразы - его способ коммуникации с внешним миром.
    Якоб добрый, спокойный. Но если бы не его неутомимая жена, он бы уже давно замолчал и ушёл в себя, достигнув последней точки болезни.
    Благодаря её жизнерадостности он иногда ныряет в старые воспоминания и вновь переживает счастливые моменты.

    Маргот Фильцмайер – 69, жена Якоба.
    Говорить, так говорить. Это всё же лучше, чем вообще не разговаривать.
    Маргот давно уже привыкла к особенностям общения с мужем. Они хорошо сыгранная команда. Вместе пережили многое, и Маргот справится и с новыми проблемами. Умеет анимировать, валидировать, что немаловажно в уходе за дементом.
    То что в связи круглосуточным уходом за мужем она растеряла все свои социальные контакты, она вначале даже не заметила.
    Она привыкла к одним и тем же отлаженным ритуалам в повседневной жизни и прячется за ними от боли. Боли одиночества и потери любимого человека.

    Мириам Бёрингер, консультант в Деменц сервис-центре. Любит свой городок, свою работу и с готовностью помогает людям, оказавшимся в тяжёлой ситуации.

    Я сначала так загорелась показать его читателям сообщества. Мне казалось он такой жизненный. Но я забыла, что живу не в России, где жизнь своя. И когда заглянула в русские форумы, то задумалась, поймут ли, потому что увидела несколько другой мир, где взгляд на больных не тот, к какому я привыкла. (хотя я сужу по работе, персоналу. Может в семьях здесь тоже всё на порядок сложнее, а я умничаю..)
    «Представляете, она начала ссаться, зассала весь запас памперсов и пелёнок до февраля»; «говорит громко сама с собой, наверно потому что я мало с ней разговаривала»; «наговаривает соседям какая я сволочь и хочу её отравить» - от этих слов веет не только вполне понятной обидой и усталостью, но и обычным незнанием особенностей этой болезни.
    Недержание мочи – это как сопли при простуде – обязательное сопутствующее деменции. Все больные этим закончат.
    Вы же не упрекаете больных насморком за то, что у них сопли... Такое даже в голову не придёт.
    Говорит громко с собой – дочка к этому никакого отношения не имеет и от неё (дочки) это не зависит. Это вообще отдельная тема. А бедная дочка заморачивается на этом моменте, переживает. Очень жалко родных, которые имеют лишний стресс из-за незнания.
    И в третьем случае – обвинения и подозрения - обычное поведение начальной стадии. В Доме по уходу за пожилыми тоже через это проходим. И дети и персонал. Но к этому относятся с пониманием, и не берут в голову. Потому что когда мозг меняется, а больной не понимает в чём дело, но видит, что что-то не так, то пытается объяснить происходящее кознями окружающих. Просто у кого-то это приобретает широкомасштабное действо, а у кого-то протекает почти незаметно.
    Но это тоже «сопли насморка».
    Я вам больше скажу – мы сами, если заболеем Альцгеймером, начнём подозревать и фантазировать. И ещё неизвестно в какой форме это у нас с вами выльется. Ибо не в человеке дело, а в болезни.
    Я понимаю, тяжело там, где нет поддержки гос-ва, которое и в уходе за больным должно помочь, и уж памперсами и лекарствами обеспечить по полной программе. В России этого к сожалению нет в той мере, как должно быть. Всё на плечах родственников. Ну и отсутствие полной информации об этой такой специфичной болезни тоже сказывается. Не делают почему-то по этой теме научно-популярных, учебных фильмов для населения.
    И начинается ад для обеих сторон... Физический и, что ещё тяжелее, моральный.
    (на немецком я знаю по меньшей мере 10 док. и учебных фильмов, хотя конечно средний обыватель, этого не касающийся, точно так же ничего не знает, кроме «ну, слабоумие». Сама такой была до учёбы.)

    Поэтому я даже не знаю, тронет ли увиденное.
    Возможно он покажется безпроблемным, ванильным. Так ведь это не триллер, а простой семейный фильм страны, где по крайней мере нет проблем с памперсами и пелёнками для больных, поэтому тема посвящена моральной, душевной стороне этой беды.

    Фильм такой «не страшный» в первую очередь потому, что взгляд на болезнь другой. Понимающий и сочувствующий. Всем".
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Зависимость формирования личности от прохождения возрастных стадий по Эрику Эриксону - теория сама по себе убедительная.
    Её увязка (конечно, в первую очередь - негативное прохождение стадий) с характером заболевания у дементных больных любопытна и, видимо, имеет основания.

    Та же автор, которую я цитировала постом выше, изложила материал из учебника, по которому она училась. Возможно, материал покажется оторванным от реальности - особенно тем, кто знает об Альцгеймере не понаслышке, но понимание может облегчить тяжесть труда.
    Да и нам, ещё не состарившимся, знать это полезно. Будьте здоровы.

    Источник.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Источник.
    Источник.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648


    Я продолжу цитировать [​IMG]taki_tsarevna
    Она щедро поделилась знаниями и опытом, которые, конечно, необходимо распространять. Низкий поклон ей за это.

    "Начальная стадия.
    Человек ещё ориентируется во времени и пространстве, то есть большинство всё-таки днём бодрствует, ночью спит. Люди в 1 стадии в значительной степени ещё умственно нормальны, но несчастливы. Они стоят в начале обратного процесса, но усиленно цепляются за настоящую реальность.
    Физические признаки проявляются в среднем повышеной напряжённости тела, иногда пронзительном взгляде.
    Потери и нарушения в организме проецируются на других, которые их «обкрадывают, хотят отравить, преследуют». Некоторые люди в этой стадии безостановочно жалуются, а также собирают вещи, символы их нарушений.
    Взгляд ясный и целенаправленный.
    Мускулы напряжены.
    Подбородок у некоторых выдвинут вперёд (как у человека, что-то упрямо доказывающего).
    Они стоят или сидят со скрещёнными на груди руками.
    Движения целенаправлены.
    Тон голоса пронзительный и (или) жалобный.
    Ещё способны вести понятный разговор.
    Их кратковременная память по больше части ещё в порядке, но иногда происходят провалы в памяти.
    Они (ещё) могут писать и читать.
    Их познавательные способности ещё в порядке, они понимают время по часам.
    Некоторые страдают недержанием мочи.
    Подсознательно используют ухаживающий персонал в качестве замещающих персон из прошлого, для обработки прошлого.
    Они не страдали психиатрическими заболеваниями.
    Вели продуктивную жизнь.
    Они не разрешили какие-то задачи в течении жизни, но достигли Стадии Обработки.
    Больные должны определённые чувства, которые они всю жизнь подавляли, высвободить.
    Они не хотят и не могут взглянуть в лоб неприятной реальности, поэтому не признают нарушений органов чувств и памяти.
    Они избегают близости и не хотят, чтобы к ним прикасались.
    Бояться потерять контроль над телом, рассудком и памятью.
    Пугаются изменений, нового, и тяжело привыкают к новой обстановке.
    Они не хотят меняться, менять своё поведение, поэтому не реагируют на указания и просьбы".

    "Вторая фаза: Дезориентация во времени.
    У человека смешаны прошлое и настоящее.
    С этой фазы начинается, собственно, обратный процесс, уход из логического, ориентированного мира. Больной больше не цепляется за реальность.
    Физически это можно опознать по расслабленной мускулатуре, скорее медленных, «ищущих» движениях; взгляд мягкий, часто расфокусированный.
    Так называемые «бродяги» принадлежат к этой фазе.
    Кстати о «бродягах». В этой стадии некоторые больные вдруг начинают ходить без остановки. Могут часами находиться на ногах. Я таких любовно называю «Агасфер» (см. Новый завет).
    Если не хотите, чтобы он выходил из квартиры, точнее не рвался идти в дверь, - закрасьте её цветом стен или обклейте теми обоями, которыми обклеена комната – дверь изчезнет для больного. А вместе с ней и призыв пройти в неё.
    Совет насчёт дверей касается, впрочем, и остальных больных (кроме первой стадии, где они ещё не настолько дезориентированы), если вы не хотите, чтобы они рвались из дома. В большинстве случаев этот простой приём помогает.
    Больные этой фазы – люди, которые часто условно видят окружающую реальность в контексте собственной истории жизни. Муж вдруг снова живой, женщина из персонала становится дочерью и т.д.
    Условно потому, что за этим стоит возвращение в, по крайней мере местами, более приятное прошлое, а с ним занятие важными прошлыми ролями и конфликтами собственной биографии.
    Физические признаки:
    Расслабленная мускулатура.
    Движения медленные и даже грациозные. Часто ходят бесцельно туда-сюда.
    Взгляд ясный, но не направленый на что-то. Создаётся впечатление, будто смотрят в пустоту, хотя, если посмотрят прямо на человека, то виден знак опознавания во взгляде. В смысле опознавание, что смотрят конкретно на человека, а не самого человека. Тут уж у каждого индивидуально. Кто-то до последнего узнаёт, а у кого-то уже разрушена область мозга, за это отвечающая.
    Дыхание медленное. Говорят медленно. Голос тихий.
    Часто используют руки, чтобы показать чувства, эмоции.
    Плечи висят слегка наперёд, что часто приводит к шаркающей походке.
    Многие из них страдабт недержанием.
    Часто уже не опознают персонал и так же могут не узнавать членов семьи.
    Забывают имена.
    Перепутывают персон настоящего с персонами из прошлого.
    Они плохо или совсем не запоминают свежие события, зато прекрасно помнят давнее прошлое.
    Они уходят в прошлое, чтобы уйти от скуки и отсутствия событий в повседневной жизни. Переживают знакомые сцены из прошлого, которые они со всей силой стараются разрешить.
    Вещи, предметы служат им в качестве заменителей людей. (Могут разговаривать с отражением в зеркале или фотографией или символические знаки – подушка или свёрнутое одеяло становится конвертом с младенцем).
    Часто ещё могут читать, но уже забыли как писать.
    Больше не могут играть в игры, имеющие строгие правила.
    Больше не в состоянии контролировать свои чувства.
    Свободно говорят о своей потребности любви и прочих чувствах. (пардон, мастурбирующие принадлежат к этой фазе)
    Не видят причин следовать желаниям ухаживающих и часто пренебрегают правилами.
    Реагируют на контакт глазами, прикасания и людскую близость.
    Ещё владеют неким интуитивным умом.
    Опознают чистосердечные чувства и опознают настоящую заботу о себе.
    Не доверяют тем из ухаживающих, которые пытаются их убедить, используя аргументы, или только внешне с ними соглашаются.

    И вот ещё скажу в этом посте. Обычно в этой стадии родные забирают больного к себе, если до этого жил один.
    Совет родственникам: возьмите не только его одежду. Мозг больных в этой стадии уже не может сохранять новую информацию, поэтому другая обстановка будет потрясением для больного родственника. Это может привести к стрессу и ещё более неадекватному поведению. Поэтому брать заботу о них конечно же надо, без вашей помощи они не выживут, но постарайтесь перевезти некоторые вещи больного. То, что близко и знакомо:
    Обязательно его подушку и одеяло. Подушка хранит знакомый запах, и ощущения. Если рядом с кроватью тикали часы – берите их тоже, она привыка к этому звуку и он будет привычным в окружающей чужой обстановке и чужом шуме. Висел коврик или картина над кроватью – возьмите, если есть возможность повесить и в новом месте. Создайте больному оазис знакомого места".
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    "ТРЕТЬЯ ФАЗА: Повторяющиеся движения.
    Ритм и движения замещают разговор.
    Крики, стучание, потирание стола, теребить, вертеть рукой, качаться телом – типичные формы выражения чувств больного в этой стадии, просто у каждого в индивидуальной комбинации.
    Здесь помогает близость к человеку, а также стимулирование органов чувств, прежде всего думать о музыке, как способе коммуникации.

    Признаки третьей фазы:
    Не могут говорить понятными предложениями.
    Повторяют звуки, которые выучили в раннем детстве, а также чмоканье, плачущие и поющие звуки.
    Используют повторяющиеся движения, чтобы выразить чувства.
    Реагируют ненадолго на человека только после того как их коснуться, заговорить и посмотреть им в глаза.

    В ролике – http://youtu.be/GId3zpauSe0 – типичная представительница третьей фазы. Заметили, как Наоми гладила её по щекам? Это универсальный знак матери и отличная стимуляция. Если погладить больную по щеке, то на уровне подсознания в ней проснутся чувства к маме, то есть что-то хорошее.
    Поэтому не стесняйтесь – хотите установить контакт, чтобы на вас обратили внимание – проведите несколько раз пальцами по щеке, в целом они все это любят и реагируют положительно. (кроме Первой стадии! те не любят, когда к ним лезут с прикосновениями)

    Или. Если вы знаете, что больной любил отца – погладьте его по голове, это тоже вызовет у больного пусть и неясные, но хорошие ассоциации. Это универсальный знак, и именно отца. Так папы гладят своих детей – по голове.
    Ещё про отца – если больной сидит наклонившись в сторону и обхватив рукой или локтем подлокотник, то это тоже знак отца, только проявлено со стороны больного. То ли в детстве очень любил папу, или папа тетешкал ребёнка или роль сыграл большую в его детстве, - тут множество вариантов, но если больной так сидит – его мысли или остатки того что можно назвать мыслью, крутятся вокруг папы, точнее неясных ассоциаций с родителем.
    Погладьте его по голове...

    А, ещё тут напишу, раз коснулась этой темы. Это, впрочем, относится и ко Второй фазе. Некоторые больные как-то странно сидят или стоят, неудобно с точки зрения здорового человека. И больного, конечно же, стараются поправить, выровнять. Причём в большинстве случаев, ручаюсь:) , безуспешно. Через короткое время он опять сидит или стоит в неудобной позе.
    Так вот. У них проблемы с вестибулярным аппаратом, блин кажется это объяснение было, или ещё какие-то разрушения в мозгу, я тот момент прослушала, отвечая на вопрос соседки, а переспросить было неловко. Надо таки зайти и спросить, а то так и буду предполагать причину. Но что расслышала и скажу – вот эта вот неестественная скособоченная или сползшая с кресла поза – это для больного нормальная осанка. То есть это его 100%, и ему кажется, что он сидит ровно и удобно. Поэтому, когда его поправляют, то по его ощущениям как-будто наоборот ставят его раком или садят на краешек стула, и больной спешит поправить себя, сесть «естественно». То есть в ту позу, в которой находился до этого.
    Поправлять, конечно, надо, всё же человек сидит в неестественной позе, да и окончательно сползти со стула может и упасть. Но знайте, почему они не могут остаться в нормальном положении, и не раздражайтесь в следующий раз на то, что он опять сполз. Он спешил «выпрямиться и сесть поудобнее».

    Ещё про универсальные знаки:
    Правда я даже не знаю, про нужность применения в данном случае, но если взять мочку уха и погладить между пальцев – это знак супруга, супруги. Стимуляция ассоциаций о любимом человеке. То есть по идее, если вы знаете, что больной любил жену, то погладьте ему мочки, чтобы, опять же, вызвать приятные эмоции.
    Но вот мне на практике это лучше не применять. К больному надо всегда подходить спереди, и стоять спереди на уровне глаза в глаза, когда с ним общаешься. А если наклониться и гладить мочки, то можно вызвать ответную реакцию в виде того, что находящийся не здесь старик может поднять руку и взять меня за грудь. Ответная реакция на мысли о любимой женщине.
    А у бабушки.. ну по-моему это всё же личная, интимная сфера – любимый человек, поэтому через мочки я больных не стимулирую.
    Так что тут осторожно. Но сказала, чтобы знали.

    Вернёмся к признакам.
    Их голос или спокойный и мелодичный или наоборот – высокий, возбуждённый и резкий.
    Они плачут, стучат, бьют по какому-нибудь предмету (подлокотнику, столу) раскачиваются или ходят туда-сюда.
    Глаза наполовину закрыты или смотрят в пустоту.
    Страдают недержанием.
    Они уже не могут читать и писать.
    Но ещё могут петь, точнее подпевать.
    Они больше не осознают состояние своего тела.
    Сохранились ещё самые первые воспоминания, но почти не осталось кратковременной памяти.
    Не помнят имена и лица.
    Только на короткое время могут быть внимательными, концентрироваться на чём-то или ком-то.

    Но. Они могут вспомнить (а значит замечают для себя) прикосновение и голос человека, который валидизировал их чувства.
    Вообще не способны контролировать свои чувства и эмоции.
    Уходят от взаимодействия с внешним миром.
    Они потеряли способность размышлять о себе и своих потребностях.

    И тут же кратко о Четвёртой фазе, благо там немного.

    ФАЗА ЧЕТВЁРТАЯ, - Тление, Растительное существование. Тотальный уход в себя.
    В последней стадии больной достигает экстремальной точки ухода в себя.
    Часто лежат свёрнутые в позу эмбриона, едва кто способен издать хотя бы звук, часто с постоянно закрытыми глазами.
    Спящая мускулатура.
    Практически не двигаются.
    Больше не могут разговаривать.
    Не проявляют никаких эмоций, и не способны по собственной инициативе что-либо сделать.
    Такое впечатление, что валидация вряд-ли чего-то достигает в этой стадии".

    Источник.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Прошу прощения у тех читателей, кто не выносит больших цитат.
    Дальше идёт разбор ошибок работающих с дементными больными и сама методика. Это практическая часть, очень ценная. Полагаю, кому-то это и пригодится не как чтение, а практически.
    И вот это очень важно:
    Источник.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    Нашла в сети. Тоже необходимые вещи, которыми часто пренебрегают.

    Кодекс ухаживающего за больными.

    1. Постарайтесь привлечь всю семью по уходу за больным. Иногда семья является лучшим помощником, иногда она приносит лишь огорчения. Важно не отвергать помощь других членов семьи, если они располагают достаточным временем, и не пытаться нести подчас нелегкое бремя ухода за больным одному. Когда члены семьи огорчают вас нежеланием помогать, или из-за недостатка знаний о деменциях критикуют вашу работу, можно создать семейный совет для обсуждения проблем ухода за больным.
    2. Не держите свои проблемы при себе. Своими впечатлениями от ухода за больным нужно делиться с другими людьми. Когда окажется, что вы не одиноки в своем горе, что ваши эмоции являются естественной реакцией в вашем положении, то вам будет легче справиться с возникшими проблемами. Не отвергайте помощи и поддержки других. Многие люди, ухаживающие за слабеющими умом больными, перестают поддерживать общественные контакты и ограничиваются лишь уходом за пациентом. Однако, чувствуя себя одиноким, очень тяжело ухаживать за больными. Чрезвычайно важно не терять друзей и общественные контакты.
    3. Оставляйте время для себя. Очень важно иметь время и для себя. Это даст вам возможность получать от жизни удовольствие. Если вам необходимо на длительный срок отлучиться от больного, постарайтесь найти человека, который смог бы в ваше отсутствие продолжать вашу работу, чтобы вы могли передохнуть.
    4. Знайте пределы собственных возможностей. Иногда уход за больным становится непосильной задачей. Если вы чувствуете, что переутомлены и что работа превыше ваших сил, обратитесь за помощью к специалисту. [Этот кодекс, скорее всего, переведён с языка страны, где эти специалисты есть]

    5. Не вините себя. Не вините ни себя, ни пациента с синдромом Альцгеймера ни в чем за трудности, с которыми вам приходится сталкиваться. Всегда помните, виновата лишь болезнь. Если вы теряете связь с родственниками или друзьями, то попытайтесь установить, что именно разъединяет вас и обсудить эту проблему вместе с ними. Не забывайте, что ваши отношения с другими людьми могут быть для вас незаменимым источником поддержки, что полезно как для вас самих, так и для больного.
    6. Не забывайте о собственной важности. Ваше благополучие чрезвычайно важно как для вас самих, так и для больного. В его жизни вы незаменимы, без вас больной не знает, как быть. Это дополнительная причина беречь себя.



    [​IMG]
    Фото А.Петросяна
     
    Последнее редактирование: 6 май 2014
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    "Почему и как становятся ваши родители вашими же детьми?

    Становятся-становятся, и не заметишь когда. Причем становятся сначала старшими детьми, потом младшими, а совсем уже потом младенцами.
    Согласно странным часам, стрелки которых вдруг, не понять почему, начинают ползти обратно. 12, 11, 10...
    Старикам уже не надо корчить из себя взрослых. Не надо ходить на службу, зарабатывать, воспитывать, строить, содержать и проч. Старики превращаются в детей, да и занятия их становятся постепенно "детскими". Ну разве кроме проблемы сохранения остатков здоровья, которой у детей естественно нет, потому что они еще дети.
    Меня сначала удивлял сам факт детских игр стариков. Ну когда, например, бывшие крупные финансисты, основатели фирм, да мало ли кто в прошлом - лепят из глины, вырезают из дерева, поют народные песни в хоре, разучивают роли в постановках и отбивают барабанные дроби под чутким руководством таких, как я. Причём не по-децки переживают за успех. Потом привык. Да я уже писал про то, что для стариков впасть в "детство-2" и есть самая благая отрада в жизни и спасение.
    Все недоигранное, недорисованное, недописанное в настоящем детстве - когда же еще доиграть и дорисовать?!
    А чьи они сейчас дети? Конечно своих детей, то есть именно ваши и есть. Вам заботиться о них и чтобы они не простудились, и чтобы во время проглотили таблетки, и чтобы не было им скучно по жизни. А они вас будут любить.
    Кстати не забывайте, что единственные люди, любящие вас "за так", ни за что - это родители. Всем остальным от вас что-то надо.
    Но чем глубже их старость и чем дальше они впадают в своё второе детство - тем эгоистичнее они по отношению к вам становятся. Ну, как дети.
    А что делать?"

    Саша Галицкий



    Про Сашу Галицкого и его стариков написано на форуме здесь, здесь, здесь и здесь.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    "Первые ласточки

    Слабоумие никогда не приходит внезапно. Слабоумие - не сумасшествие и даже не психическое отклонение, и уж тем более не болезнь. Потому и отследить его начало невероятно сложно.
    Оно прогрессирует с годами, приобретая все больше власти над человеком. То, что сейчас всего лишь предпосылки, в будущем может стать благодатной почвой для ростков слабоумия. Вот некоторые косвенные признаки, указывающие на то, что вам, может быть, стоит заняться апгрейдом мозга.
    1. Вы стали болезненно воспринимать критику, тогда как сами очень часто критикуете других.
    2. Вам не хочется учиться новому. Скорее согласитесь на ремонт старого мобильного телефона, чем будете разбираться в инструкции к новой модели.
    3. Вы часто произносите: "А вот раньше", вспоминая и ностальгируя по старым временам.
    4. Вы готовы с упоением рассказывать о чем-то, невзирая на скуку в глазах собеседника. Не важно, что он сейчас заснет, главное: то, о чем вы говорите, интересно вам.
    5. Вам трудно сосредоточиться, когда вы начинаете читать серьезную или научную литературу. Плохо понимаете и запоминаете прочитанное. Можете сегодня прочитать половину книги, а завтра уже забыть ее начало.
    6. Вы стали рассуждать о вопросах, в которых никогда не были сведущи. Например, о политике, экономике, поэзии или фигурном катании. Причем вам кажется, что вы настолько хорошо владеете вопросом, что могли бы прямо завтра начать руководить государством, стать профессиональным литературным критиком или спортивным судьей.
    7. Из двух фильмов - произведение культового режиссера и популярная киноновелла/детектив - вы выбираете второе. Зачем лишний раз напрягаться? Вы вообще не понимаете, что интересного кто-то находит в этих культовых режиссерах.
    8. Вы уверены, что другие должны подстраиваться под вас, а не наоборот.
    9. Многое в вашей жизни сопровождается ритуалами. Например, вы не можете выпить свой утренний кофе из какой-нибудь другой кружки, кроме своей любимой, не покормив предварительно кота и не пролистав утреннюю газету. Выпадение даже одного элемента выбило бы вас из колеи на целый день.
    10. Временами вы замечаете, что тираните окружающих какими-то своими поступками, причем делаете это без злого умысла, а просто потому, что считаете, что так правильнее.

    Апгрейд мозга


    Заметьте, самыми светлыми людьми, до самых преклонных лет сохраняющими разум, как правило, являются люди науки и искусства, то есть те, кому по долгу службы приходится напрягать свою память и совершать ежедневную умственную работу. Более того, им приходится все время держать руку на пульсе современной жизни, не отставать от модных тенденций и даже в чем-то опережать их. Такая "производственная необходимость" и есть гарантия счастливого разумного долголетия.
    1. Каждые 2-3 года начинайте чему-то учиться. Конечно, вам не обязательно поступать в институт и получать третье или даже четвертое образование. Но вы вполне можете пройти краткосрочный курс повышения квалификации или освоить совершенно новую профессию. Старая суфийская притча: "Ученик мудреет в глазах Бога, но молодеет в глазах людей!"
    2. Окружайте себя молодыми людьми. У них вы всегда сможете поднабраться всяких полезных вещей, которые помогут вам всегда оставаться современным.
    3. Если вы давно не узнавали ничего нового, может, вы просто не искали?
    4. Время от времени решайте интеллектуальные задачки и проходите всевозможные предметные тесты, благо того и другого сейчас более чем достаточно в Интернете.
    5. Постоянно учите иностранные языки. Даже если вы не будете на них разговаривать и не выучите язык как следует, все равно необходимость регулярно запоминать новые слова поможет тренировать память.
    6. Растите не только вверх, но и вглубь! Доставайте старые учебники и периодически вспоминайте школьную и вузовскую программу!
    7. Занимайтесь спортом! Регулярная физическая нагрузка до седых волос и после - действительно спасает от слабоумия.
    8. Почаще тренируйте память, заставляя себя вспоминать стихи, которые когда-то знали наизусть, танцевальные па, программы, которые разучивали в институте, номера телефонов старых друзей и многое другое - все, о чем сможете вспомнить.
    9. Разбивайте привычки и ритуалы! Чем более ваш следующий день будет отличаться от предыдущего, тем меньше вероятность, что вы придете к слабоумию. Ездите на работу по разным улицам, откажитесь от привычки заказывать одни и те же блюда, занимайтесь тем, чего раньше не умели.
    10. Давайте больше свободы другим и делайте как можно больше сами. Чем больше спонтанности, тем больше творчества. Чем больше творчества, тем дольше вы сохраните ум и интеллект!"

    Источник.

     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.970
    Симпатии:
    2.648
    "Диалоги в скульптурной мастерской дома престарелых с комментариями

    - Ну вот, через неделю я уезжаю на месяц в Австралию и ты наконец-то от меня сможешь отдохнуть.
    (Срочно сделать удивлённое лицо и как бы ничего не понять, но пропускать мимо ушей такое нельзя)

    - О чём ты?! Что значит - ОТДОХНЁШЬ?! Разве между нами есть какая-то проблема?
    (Конечно есть. Я и сам знаю. В ее личной жизни проблема. У нее там все поменялось в худшую сторону)

    - Ты что, разве не чувствуешь волн отрицательной энергии, которую МЫ тебе уже давно посылем?
    (Чувствую уже почти год, спасибо, и блокирую изо всех сил. Мне нравится это "МЫ". Чёрт...)

    - Объяснись, будь добра?
    (Тяну время. Я знаю, что удержать их не смогу)

    - Мне и Розе (Роза, сидящая напротив согласно кивает) разонравилось приходить к тебе на скульптуру. Я доделаю эту голую даму и больше не приду. Мне даже больше уже негде вешать эти доски, да и кому они вообще нужны?!
    (На открытую конфронтацию с ней я никогда не пойду. Чтобы уйти, она ищет еще причины. Причины Я-НЕ-ДАМ. Жалко, да и не заслужил вроде бы такого отношения после стольких лет. Но то, что происходит в ее голове мне понятно. Если сорвусь, то дам легитимный им повод не приходить. Не хочу, пусть сама ищет себе оправданий)

    - Ну конечно, поступай как знаешь! И хорошо тебе отдохнуть.
    (Чтоб тебя ...)

    - До свидания! Вернусь через месяц (Роза тоже быстро прощается и убегает вслед. А кто мне кофе по вторникам будет приносить, Розааа, ты куда?!)
    (Главное чтобы сидящий вокруг народ не почувствовал пролетевшей вроде мимо бури, а то потом долго чинить атмосферу)

    - Будьте здоровы, девушки!
    (Уф-ффф, проехали. NEXT!)

    Люди, берегите себя!

    __________________________
    Все про то, как общаться каждый день со стариками и не сойти про этом с ума - в моей книжке «Мама, не горюй».
    https://planeta.ru/campaigns/sasha_galitsky
    Предварительная продажа скоро заканчивается.
    Обнимаю,
    Саша Галицкий"


    17240066_10207214673718811_2587375967779524889_o.jpg
     

Поделиться этой страницей