Заповеди Заповеди* имхо это просто маяки: ориентиры нормального** ("нормативного") состояния. Заповедь дает нам минутный толчок в нужном, верном направлении. В то нормальное состояние бытия, когда никакие заповеди не нужны: поскольку являются просто описаниями, побочными характеристиками способа жизни. --- * - (Заповеди имеются в виду в обычном, нравственном смысле; к иудаизму, скажем, такое значение слова (мицва) относится лишь частично) ** - Признаки нормального ("нормативного") состояния есть вполне сознаваемые изменения /заметные иногда окружающим, но прежде всего себе самому/, возникающие при духовном становлении и развитии. Понятие "нормально", как и другие оценочные понятия: (позитивные изменения и т п) существуют, несомненно, внутри определенной системы ценностей. Так, ощущение ясности и трезвости может не понравиться закоренелому запойце. Чувство полного, нерушимого и безграничного счастья может вызывать испуг и отталкивание у закоренелых мазохистов, которыми мы все по сути и являемся.
О "хороших и плохих религиях" и непреложности заповедей /дебатики/ Дело не в религии, а ее трактовке. И стадии ее развития. Акцент на непреложности определенного поведения - уже архаика. Развитая религиозная община должна всячески обуздывать свой зуд вмешиваться в личные отношения каждой отдельной души и Бога. Хотя в прежнее время - конечно. Либерализм грозил и грозит ассимиляцией. Так что то что в целом ислам не дорос (и в массе своей вряд ли дорастет) до уровня современного суфизма, - не значит, что у него как религии такой потенциал в принципе отсутствует. Сейчас архаика выступает под зеленым знаменем пророка. Но могла бы точно также выступать под знаменами и иудаизма, и христианства (которые, кстати, в своей критике современности постоянно и вполне с исламом солидаризируются).
Заповеди Ни единой. В привычном понимании Библии все поставлено с ног на голову. Естественный закон духовной жизни: чем ближе ты к Богу, тем чище становятся твоя душа и поступки. Когда-то весьма симпатичный мне человек (Сережа), принимая тогда иудаизм, сказал: "Я вот порядочный человек, а ты - нет. Знаешь почему?" - Почему? "Порядочный человек" тот у кого в колове порядок. Он твердо знает как он поступит в той или иной ситуации. Поэтому на него можно положиться. я тогда не нашлась как ответить, но (признавая справедливость его слов), почувствовала, насколько это все не мое. Мне бы показалось такое - засушиванием человека до состояния автомата. (В чем я не права: путь заповедей - вполне достойный и действенный путь) По мне, живая жизнь всегда спонтанна. Человек "в Боге" должен быть Его проводником, так чтоб ответ на вызов любой (большой и мелкой) ситуации был бы проводником добра и света в этом мире. . Именно это и имел в виду Иисус, советуя: "В суде не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой. ( от Марка 13:11 ) Евангелие от Марка 13:11 — Мк 13:11: