Римский мир Несмотря на все различия латинского Запада и греческого Востока, между ними было много больше общего, чем у обоих, в сравнении с соседними народами. Так или иначе общая христианская постантичная культура наложила на них неизгладимый след. Сравнительно равновесно выглядели они демографически - примерно 15 млн. человек жило в Восточной империи (Византии), ок. 10 млн. в Западной, но к ней нужно приплюсовать ещё Францию с населением ок. 6,5 млн. человек. (цифры, естественно, условны).
Запад Западная часть Римского мира это королевства Германия и Италия, под управлением короля Саксонской династии, получавшего в Риме и титул императора. Бургундия (Арелат) - под управлением династии Вельфов, вассальное императору. И Западнофранкское королевство ( Галлия, Франция), где до 987 г. царствовали Каролинги, императорские права каких-то саксов над собой, естественно, не признающие. Настоящая политическая картина конечно была много сложней королевства делились на графства с наследно-назначаемыми правителями. Но между королями и графами в 10 в. встали князья - обычно носившие титулы герцогов и маркизов(марграфов). пик их могущества пришёлся на пер. пол. века. Князь это сеньёр, который сумел собрать , сгрести, захватить множество графств, епископств и аббатств. Число его подданных исчислялось сотнями тысяч, а полномочия почти не отличались от королевских. Во Франции это были герцоги Нейстрии (собственно Франции, земли франков), Бургундии (в Нейстрии и Бургундии правил один знатный род - Робертины), Нормандии (там знать составляли потомки норманнов), Бретани (здесь говорили на кельтском языке, а нравы считались "варварскими"), Гаскони (здесь говорили по-баскски), Аквитании (графы Пуату) и маркизы Готии (графы Тулузы) и Каталонии (графы Барселоны). В трёх последних княжествах говорили по-провансальски. Князем был и граф Фландрии. Во владении короля были прежде всего города Лан (фактическая столица) и Реймс (церковная столица), а так же ряд епископств, где епископы играли роль графов и назначались самим монархом). Сосредоточены эти земли была на северо-востоке. Но большая часть земель там принадлежала разросшемуся клану князей-графов дома Вермандуа. Во вт. пол. века позиции князей сильно пошатнулись, поскольку их полномочия были присвоены баронами - это были ил удельные отпрыски княжеских домов или губернаторы-виконты назначенные управлять графствами и превратившие их в свои наследные владения. они сами принимали титулы графов и вели себя как государи. таки дома как графы Блуа и Анжу фактически отделились от Нейстрии сами стали князьями. Окончательно после того как в 987 г. последний король-Каролинг - юный Людовик погиб на охоте и королём в Реймсе был коронован человек номер два - герцог Нейстрии Гуго Капет, которому, чтобы получить признание, пришлось проявить большую щедрость. своим соправителем Гуго почти сразу назначил сына Роберта. Но теперь власть короля за пределами владений Робертинов превратилась в фикцию. В Германии существовали герцогства Саксония, Верхняя и Нижняя Лотарингия (герцог последней Карл был Каролингом и оспорил избрание Гуго королём Франции), Швабия, Бавария и Карантания. Герцогство Франкония (земля франков) принадлежала королю, а баварский герцог был его родным дядей. кроме того существовали марграфства - Нордмарк, Остмарк, Штирийская, Лужицкая, Цейская, Мерзебургская и Мейсенская марки. Но королевская власть здесь была много прочней. Во всех герцогствах существаволи земли принадлежащие королю и управляемые из его дворцов-пфальцев. Кроме того из под юрисдикции герцогов были выведены владения архиепископов, епископов и крупных аббатств - все они также напрямую были подчинены королевской власти В Италии княжества были не так сильны и не владели всей территорией - это были маркизаты Тоскана, Монферрат, Иврея (это где Турин), герцогство Сполето. (маркизом Вероны был герцог Карантании) Заметной частью страны на правах графов управляли епископы, избираемые жителями. Первым из них был папа Римский. королевство Бургундия само было, по сути, разросшимся княжеством, и дробилось сразу на владения суверенных баронов.
Земля и люди Климат в конце 1о века напоминал нынешний - очень тёплый и нервный. Периодически случались какие-то катаклизмы - до засуха, то потоп. Огромные площади занимали леса. по-сути это возделанные земли были островами в лесу. Водились медведи, волки, олени, кабаны. пушного зверя правда было мало - в основном куницы, белки, да бобры. Волки порой забредали в города. Но всё же население не воспринималось как редкое (в Англии - 9 чел. на кв. км). Северная галлия, италия считались очень даже населёнными. Вообще в конце 10 в. был демографический бум. Говорили на местных диалектах - в основном "вульгарных" романских или германских языках. Языком Церкви и культуры была латынь. (хотя на местных наречиях порой для забавы что-то писали тоже) . Но вообще образованный человек это человек пишущий и читающий на латыни. Почти все они принадлежали к духовному сословию. Дороги были очень плохими. Скорее тропами, кроме старых римских уже заметно пришедших в негодность. также разваливались и римские мосты. А поскольку все местные феодалы взимали пошлины (если не грабили путников), то понятно , что пользовались ими не часто. Международной торговлей занимались только евреи (о работорговле речь шла выше), передвигавшиеся с хорошо вооружёнными караванами. Из местных товаров на относительно далёкие расстояния перевозились металлы, соль и вино. Последние обычно сплавляли в бочках по Рейну в северный страны - перевалочным пунктом был Кёльн. Право чеканить деньги было у князей, часто баронов и монастырей, но вообще денежное обращение было очень слабым. роль международной валюты играли дирхемы.
"очень большие города" о которых выше шла речь у ибн Якуба, имели скорее всего по несколько тысяч жителей. Тот же Майнц - главный пункт на пути "из славян к маврам", место где можно было купить даже восточные пряности, занимал только часть римской крепости, остальная была занята полями. Возможно самыми большими городами были Париж и Кёльн , имевшие тысяч по 20 жителей. В Париже была островная римская крепость - Ситэ - с дворцом короля и епископа, неукреплённые кварталы по берегам Сены с нескольким аббатствами, мост. Два каменные башни по берегам. возможно им мало уступали Майнц, Регенсбург, Лион. самыми монументальными каменными постройками в городах были по-прежнему римские. основная застройка же была деревянной. В городах Возводились каменные башни-донжоны, соборы,городские монастыри и дворцы-пфальцы. последних было не мало, только от каролингов осталось не меньше сотни. Во дворцах жили епископы, князья, а у королей их было множество - во всех городах, где они имели привычку останавливаться, перемещаясь по стране. Самым внушительным городом Запада оставался Рим, его 35-тысячное примерно население, громадное для Запада, терялось среди монументальных руин. (вроде Валирии в Игре престолов ) Города эти не имели самоуправления, жители их были такими же владельческими людьми как крестьяне. ремесленники обслуживали г.о. дворы живущих там владетелей (чаще духовных) и их свиты. Чтобы продукция производилась на вывоз это было редкостью. Текстиль из Милана и Фризии, стекло и керамика с Рейна, мечи из Франкии.
императорские пфальцы план комплекса во Франкфурте В Ингельхайме дворецы в Падеборне епископская резиденция с собором - нач. 11 в.
графы и епископы Епископов чаще всего мы видим в окружении короля, в роли его советников, и канцлеров. теоретически существовала строго иерархическая Церковь во главе с папой, которому подчинены митрополии во главе с архиепископами, тем епископы, а епископам аббаты и священники. Фактически эта система не работала и королевская и императорская власть была главной опорой Церкви. Архипископ Реймса Адальберон (фактический примас Франции) вообще ориентировался на императора. После его смерти в 991 Гуго Капет назначил своего кандидата - Герберта. папа выбрал другого - Герберт повиновался и уехал к императору. но папского кандидата Гуго просто посадил в тюрьму. Во Франции многие епархии находились в распоряжении князей и даже баронов. Например в 1019 г. когда умер архиепископ Нарбонна, виконт этого города продал своё право назначить следующего архиепископа графу Сердани и тот поставил на кафедру своего малолетнего сына.
Даже римский престол не миновал общей участи. В 10 в. его в значительной степени контролировало знатное семейство Теофилактов, носивших титулы сенаторов Рима. с 904 по 935 папами ставили своих любовников и незаконных детей Феодора Старшая и Марозия (этот период известен как "порнократия") в 936.г., засадив мать за решётку, Римом и папами стал править Альберих герцог Сполето, после его смерти в 955 г. папой стал его сын - 20-летний Иоанн 12., сатанист. в 963 мёртвый папа был найден в доме любовницы. Контроль над Римом попытались установить саксонские императоры. Иоанн 13 - 965-72- (тоже из Теофилактов) был проводником императорской политики. А его брат - сенатор Кресцентий - возглавил оппозицию. в 972 был избран Бенедикт 6, но в 974 г. Кресцентий низложил его и поставил Бонифация 7. На Рим двинулись императорские войска. Бонифаций, захватив казну, бежал в Византию, а Крксцентий постригся в монахи . Имперцы поставили папой Бенедикта 7 - графа Тусколо (родича Теофилактов). Он умер своей смертью в 983 г. Новым папой стал Иоанн 14 - канцлер Италии. Но здесь внезапно умер император Оттон 2., оставив несовершеннолетнего сына (сразу взбунтовались славяне, напали венгры и даны) и вот тут-то и вернулся Бонифаций. Иоанн был схвачен и умер в тюрьме после 4 месяцев истязаний. Бонифаций вскоре последовал за ним - однажды утром его изуродованный труп нашли на одной из площадей. Кресцентий Младший поставил папой Иоанна 15. и стал править с титулом сенатор и патриций Рима. Резиденций этого некоронованного рода правителей Рима был мавзолей Адриана , превращённый в замок.
Думаю, уже не вызовет удивления, то что в эту эпоху в частной феодальной собственности находилась и большая часть аббатств и церквей Западной Европы. Их владельцы назывались "светские аббаты" и забирали себе заметную часть доходов бенефеция, как владелец храма - церковной десятины. Но они должны были оставить достаточно чтобы в церкви велась служба , а монастыре жили, не голодая монахи. Понятно что епископы и аббаты получившие эти места как младшие сыновья зачастую вели вполне светский образ жизни. Даже обычные монахи богатых аббатств содержали наложниц, носили обтягивающие одеяния и не утруждали себя уставом. Уровень святости -духовности , судя по числу канонизированных святых, вообще был в это время на историческом минимуме. Но конечно были люди и совсем другого типа.
Важнейшее духовное движение 10 века - клюнийское . Аббатство Клюни в герцогстве Бургундия стала центром реформы, которую уже точно можно воспринимать как переход к средневековому христианству. Клюнийцы восстанавливали устав св. Бенедикта во всей строгости. Кроме того было значительно увеличено число богослужений - до трёх месс в день, и введены длительные и торжественные заупокойные службы. Клюни получило право прямого подчинения папе и создания конгрегации - т.е. первого централизованного монашеского ордена, с правом включать в него реформированные монастыри. Эти монастыри выводились из под власти епископов (и естественно исключалась власть светских феодалов). Всего в 10 в. было реформировано и вошло в орден 37 монастырей. Суровые клюнийские монахи, составляющие вооружённую свиту аббата, пребывающие для обличения греха и наведения порядка производили сильное впечатление (примерно как "воробьи" в Игре престолов ) Клюнийские монастыри стали исключительно популярны у мирян. туда начались паломничества и потекли вклады. Новый хра м освящённый в 981 г. стал предтечей романской архитектуры.(венец капелл в восточной части храма, возможно, свод. интерьер 11 в. по образцу собора Клюни (Альписбарх)
Организованная и дисциплинированная структура фактически стала тем рычагом, которое перевернуло Европу ) Сам клюнийский устав был не столь уж суров. Главное он жёстко обязателен к исполнению. А вообще монашеская жизнь в тогдашней Европе была самой размеренной, безопасной, безбедной и гарантированной. Только многочисленные богослужения (в т.ч. два ночных) занимали почти всё время. Физический труд на уровне работы на огороде, освную его тяжесть несли монастырские слуги-трудники. Правило молчания в монастыре (кроме определённых мест и часов) не мешало монахам общаться на языке глухонемых. Единственно правила строжайше запрещали монахам и ученикам оставаться вдвоём. Всё должно было происходить у всех на виду. Спальня была общая, но в туалете кабинки отдельные. И паёк монахи получали один на двоих. Питались два раза в день (в пост раз в сутки). В меню была разнообразная рыба, два вида хлеба, сыры, яйца, вино (по 150 грамм), овощи - капуста, чечевица, горох, фасоль, лук-латук, зелень (которую обдавали кипятком), в бобовые добавляли сало. В обще по этому рациону можно судить и об обычной пище людей того времени (правда там были ещё зерновые похлёбки, а знать питалась дичью). По сезоны были разные плоды: яблоки, груши, вишня, айва, персики, ирга, клубника, грецкие орехи, лешина, смоква, сливы, каштаны и виноград (в распоряжении крестьян в основном были дикие лесные плоды). Коллективное бритьё устраивали 14 раз в году, ноги и обувь мыли раз в неделю, купались в горячей воде два раза в год. монахи (в отличие от мирян) спали в рубашках. малейшие нарушения устава карались поркой, публичным покаянием, а значительные - заточением в ошейнике в подземной тюрьме
Но даже роль нереформированных монастырей (а их были сотни и тысячи) в обществе была громадна. Практически именно сосредоточилась грамотная часть населения и тем более малочисленная образованная. Именно монахи учили деревенских детей молитвам (на приходского священника надежда была слабой, его назначал сеньор - владелец церкви, на скудное содержание, обычно из крестьян же. и к тому же он часто был обременён семейством - целибата ещё не было). Способных мальчиков могли взять во внутримонастырскую школу , где учили латинской грамоте. Монахи были хранителями времени - кроме звона к службам и петухов других ориентиров не было. монахи устаривали первые театрализованные представления. Они же были секретарями у князей и баронов. Монастыри служили почти единственными пристанищами для путников. И там же брали на содержание нищих. Монастыри были ювелирными и живописными мастерскими. Единственным местом где переписывали книги . Среди них были светские античные. Отношение к ним было двояким, с одной стороны только по ним можно было овладеть латынью, с другой ревнители нравов их не держали, а порой какие-нибудь увлекающиеся монахи, начитавшись впадали в язычество. Но так или иначе античность существовала именно в этих книгохранилищах. Монаху которые хотел овладеть свободными искусствами, медициной или правом (каноническим) приходилось ездить из монастыря в монастырь, чтобы прочитать нужную книгу. только самые влиятельные могли себе заказать копию или взять почитать. наукам этим обучали в епископальных школах (их было десятка полтора), но далеко не всем в каждой. новых знаний кажется вообще не создавалось, но встречались учёные знатоки их имеющегося объёма и комментаторы - как хронист Рихер , и конечно его учитель - несравненный Герберт из Ориньяка - учитель богословия в Реймсе. он учился в Испании, знал математику и астрономию и изготовлял разные приборы: счётный абак, небесные сферы, астролябию, часы (водяные со звоном, надо полагать), орган, использовал арабские цифра и имел стойкую репутацию колдуна и чернокнижника.
Церковь должна были блюсти нравы (особенно в своих владениях) - были разработаны кодексы с наказаниями-покаяниями по всем грехам. Покаяния предусматривались длительные и суровые. Любопытно что покаянием считалось и соблюдение 40-дневного (великого) поста самым большим грехом (вечное покаяние) было убийство супруга или хозяина или любодеяние с сестрой жены. Дальше шло убийство близкого родственника - срок на усмотрение епископа, но не менее двух лет. любодеяние с матерью - 15 лет, с сестрой - 10 лет с крестной дочерью - 7 лет. Мужеложество - 10 лет, в случае рецедива - 12. Контрацепция - 3 года. Сексуальная магия - от 2 до 7 лет (в том числе такие экзотические способы, как введение себе в вагину живой рыбы, с последующим её приготовлением и скармливанием жертве). Празднование нового года 1 января - 2 года. Приношения у источников и т.п. местах - три года, протыкание покойника осиновым колом - два года. Полёты на шабаш - от 2 до 7 лет. Вера в дурной глаз или сильфов - год. Большинство народных колдовских операций и верований искупалось постами от 10 до 40 дней. огромные усилия прилагались чтобы отучить людей работать по праздникам - особенно в дни почитания святых. Сохранился обширный свод чудес св. Бенедикта - в основном об ужасных случаях с людьми которые его не почитали.
Как редкость были знатоки латыни и среди светских людей. Среди учеников Герберта был сын-соправитель Гуго - Роберт. После неудачной попытки занять реймскую кафедру, Герберт отправляется к императорскому двору, чтобы стать наставником юного государя Оттона 3 . Этот двор был ещё одним важным центром культуры. Руководила им вдова Оттона 2 и мать третьего - императрица Феофано - византийская принцесса . После смерти мужа, ей не без труд удалось взять власть, забрав сына у его дяди Людовика Сварливого (точнее Склочного), получившего взамен Баварию. Феофано управляла Германией - с помощью эрцканцлера - архиепископа майнцкого, Управление Италией взяла на себя бабушка императора - Адельгейда (у неё был свой эрцканцлер). Двор был центром новых веяний в архитектуре и миниатюре, известных как оттоновское возрождение - это было скорее продолжение каролингского возрождения, чем рождение средневековой культуры.
это Франция (здесь явно ощущается влияние островного стиля. м.б. даже рисовал ирландец) появление романского стиля. бамбергский апокалипсис. ок. 1000
В глазах современников, все миряне делились на два больших сословия - нобили и сервы. К числу первых относились князья, бароны и кавалеры (образующие иерархическую лестницу вассалитета). Ко вторым все остальные независимо отстепени личной зависимости. Виллан живущий на земле синьора и отбывающий барщину не слишком отличался от крепостного-серва. Нобили этой эпохи это почти исключительно военное сословие - тяжело вооружённые всадники в кольчугах, касках и со щитами. Граф - вассал князя или короля - это почти независимый государь, владеющий городским замком (если в графстве не было города, то таковым становился сам замок с посадами). Римские укрепления не везде были или были в относительно хорошем состоянии. Главным укреплением была каменная башня, окружённая рвом и палисадом. вокруг могло быть несколько деревянных строений. Можно представить себе башню высотй метров в 17 с двухметровой толшиной стенами и входом сразу на второй этаж по наружной деревянной лестнице. Первый этаж засыпан землёй, второй без окон - это убежище , только на третьем покои графа с очагом. (это сер. 11 .) рядовый феодалы-кавалеры (если они не жили при синьоре) владели собственными замками. Это была деревянная башня высотой метров 12, в 2 -4 этажа. с подвалом где был колодец, на естественном или насыпном холме, окружённом рвом и палисадом. Иногда рядом была отдельная ограда для служб. там в частности могла находиться банальная печь и водяная мельница - и тем и другим крестьяне были обязаны пользоваться принудительно и за плату. И кухня (поскольку огонь в башне не разводили во избежание пожара). на башне всегда дежурил дозорный. В распоряжении кавалера был небольшой отряд набранный им самим - с конными сержантами- оруженосцами и пехотинцами из крестьян . в замке жили и воспитанники - сыновья других синьоров (как и у кельтов и германцев, мальчиков с малу отдавали на воспитание в другие семьи). если кавалер не воевал, то он охотился. или был вызван своим синьором для совета или пира. Были ли уже посвящения в рыцарство? - весьма сомнительно. Хотя было личное звание милит, которое имели немногие.
Тотальная милитаризация власти - знамение эпохи. Но войн на уровне королевств было очень мало. Можно вспомнить поход Оттона 2 в Южную Италию, завершившийся сокрушительным поражением от сарацинов при Таренто (981). После чего отряды газиев дошли при ответном набеге до Альп. Значительной войной была схватка за французскую корону между избранным королём Гуго Капетом и герцогом нижней Лотарнгии Карлом - последним Каролингом. в 987 Карл тайно подобрался к Лану и с помощью изменников внезапно захватил город. После чего начал его укреплять (в частности велел заделать дыры в городской стене, которые были понаделаны позади домов). в 988 Гуго при был с войском и стал осаждать Лан. Он приказал сделать машину-таран но поднять на холм к стене её не удалось. Ночью осаждённые сожгли склад продовольствия осаждающих. Гуго отступил. Архиеписком Реймса сдал город Карлу. Гуго в отместку полностью разорил его окрестности. Карл вышел навстречу, но обе армии так и не решили начать сражение (у Гуго было 6000 солдат, у Карла 4000). (война закончилась в 91 г предательским пленением Карла, который так и умер в заточении)
в основном же войны шли на местном уровне и это было обыденностью. та самая война всех против всех, в которой участвовали синьоры всех уровней. в основном она сводилась к опустошению чужих владений, реже в попыткам захватить замок, нередко в виде многолетней вендетты. Запрет участия в войне был одним из самых тяжёлых покаяний. Собственно эта бесконечная малая война в виде "наездов" и породила феодализм. Чтобы тебя не грабили, не насиловали, не брали в заложники за выкуп, не сгоняли на строительство замка, нужны было найти "крышу" - это и было установление феодальных отношений. отныне крестьянин становился вилланом какого конкретного феодала, работал только на него и платил в один карман. За это при набеге он мог укрыться с семьёй во дворе замка. И вообще был под защитой, как чья-то собственность. Старая земельная собственность в северной половине Европы вообще прекратила существование - единственным владетелем был владелец замка, у которого был свой отряд. Но соответственно и эти владельцы владельцы нуждались в покровительстве , вручая себя защите баронов. параллельно феодализм строился сверху - когда князья вручали своим баронам земли в лен, а бароны часть их перераспределяли между своими вассалами, выставлявшими вооружённые отряды. так формировалась феодальная иерархия.
Наблюдая жизнь большей части населения Запада мы увидим, что это мир почти натурального хозяйства. В деревне производится почти всё что здесь (и в замке) и потребляется. Каждый крестьянин на все руки мастер. Одежда целиком изготовляется крестьянками - начиная от выращивания льна и конопли и заканчивая окраской готовой одежды. Женщины живущие в замках (жёны и дочери феодалов) это по сути профессиональные мастерицы. Сами феодалы это профессиональные охотники, добывающие для себя большую часть еды самостоятельно. Для крестьян лесное собирательство тоже важнейшая статья (наряду с охотой на мелкую дичь). Лес это дерево - основной материал (железо было страшным дефицитом), мох и сухие листья для подстилок, масло из буковых орешков, каштаны, жёлуди, дикий хмель, яблоки, груши , каштаны, сливы, боярышник, грибы и ягоды. В лесу г.о. выпасали скот. Там жили лесные люди - для которых лесной промысел был источником дохода - выжигание древесного угля, золы и дегтя, кора для дубильных веществ, верёвки из лиан. Жили там и бортники и лесные отшельники. Да и самого синьора, как уже говорилось, чаще можно было встретить в лесу. Лошадей использовали в основном для пахоты или войны. За отсутствием хороших дорог транспорт был неразвит. Настоящей революцией стало распространение хомута, благодаря которому лошадь стало основным тяглым животным на пашне. Профессиональным деревенским ремесленником был кузнец . Но кузня, водяная мельница, замок и церковь были далеко не в каждой деревне. Мельница и большая печь для выпечки хлеба принадлежали синьору - пользование ими было платным и принудительным (сами же крестьяне при возможности мололи зерно вручную и варили из него похлёбку). Одежду носили из шерсти и конопли , иногда из меха. Льняная - это же для обитателей замка, Шёлковая - исключительно привозная - это предмет роскоши, простым феодалам недоступный. Чаще в замке можно было встретить несколько золотых и серебряных предметов - наследство, добыча или дар вышестоящего синьора. Посмотреть вложение 99471 Посмотреть вложение 99472 Камины были только во дворцах. Вообще же преобладали открытые очаги, в домах топили по-чёрному. В крестьянских в доме же зимой держали скот (для обогрева тоже). что касается изящных развлечений то, видимо, в это время уже существовали бродячие жонглёры, исполняющие Песнь о Роланде и дающие ещё какие-то представления. Статус их был радикально ниже скандинавских и кельтских скальдов и бардов.
Север и юг Граница между двумя культурными регионами Запада проходила примерно по Луаре и Альпам На севере: языки были разнообразны. Дома строили из дерева (досок), в городах это были 2-3 этажные фахверковые постройки. в деревне крыши из дёрна. господствовало трехполье и общинное землепользование с длинными полосами выделенных семьям земель и выпасом деревенского стада на полях после уборки урожая. мужчины носили бороды и рубахи до середины бедра. господствовало феодальное землевладение. (на самом севере в Саксонии, Фрисландии строй скорее напоминал соседние славянские страны с королевскими дружинными замками и крестьянским землевладением). На юге: говорили почти исключительно на романских языках, дома строили из камня, земельные участки были закреплены за конкретными семьями и огораживались. преобладала двупольная система. Господствовала крупная и средняя частная собственность с зависимыми арендаторами, и римско-готское право. феодализм был только "наверху" - на уровне князья-бароны. Крепостного права не было. У мужчин было принято бриться и носить короткие облегающие одежды. В моде были туфли с очень длинными и загнутыми носками.