Заря Средневековья

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 26 фев 2020.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Римский мир. Восток.

    как уже было сказано, чисто демографически Запад и Восток были примерно равноценны. но отнюдь не цивилизационно.
    Западноевропейский "юг" был как бы предисловием к византийскому миру. Городом, дающим намёк на то, что встретится дальше, была, принадлежащая маркизу Тосканы, Пиза. Это уже несомненный торговый центр, с собственным флотом , морскими связями с островами и Провансом, городской знатью вовлечённой в торговлю (не исключая правящего виконта), и даже с первой в Европе водяной сукновальной мельницей (983 г).
    Дальше к югу был Рим. А потом начинался уже окраинный для Византии (Восточной Римской империи) мир княжеств и вольных городов.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Торговые и автономные города (вроде портовых городов Залива работорговцев в Игре Престолов) появились вовсе не на Западе. Жизнь кипела на территориях находящихся под юрисдикцией Византии, но достаточно удалённых от центра, чтобы пользоваться полной автономией. Это была Южная Италия, Далмация и побережье Крыма.

    На юге "сапога" говорили как на греческом , так и на латинском языках. Здесь существовали многочисленные герцогства : Беневенто, Салерно, Капуя, Гаэта, Неаполь, Амальфи. Салерно славился своей медицинской школой. Четыре последних герцогства были по сути торговыми городами-государствами. Самым богатым и знаменитым среди них был Амальфи (с населением ок. 35000 человек и кафедрой митрополита). Поскольку в восточном средиземноморье господствовали арабские флибустьеры, плавания для христиан были затруднены (кроме тех кто платил джизью и находился под покровительством какого-либо эмира). Но Амальфи удалось получить привилегию и право свободной торговли в портах Магриба.
    По численности населения вероятно Амальфи немногим уступали Неаполь и Салерно.

    На Адриатике стояли такие же города-государства, управляемые дожами (герцогами) или комитами, со смешанным латиноязычным и славянским населением (здесь работорговля особенно процветала) - Рагуза, Задар, Сплит, Трогир, Котор, и самый значительный - Венеция (с населением ок. 45 000). Пять первых были отданы императором в лен, как вассалу, королю Хорватии.
    Герцог (кнез) каждого из этих городов обычно избирался пожизненно городской знатью - нобилями. между собой города смертильно враждовали (особенно Венеция с Рагузой). Венеции приходилось платить дань славянским пиратам с островов Ластово и Корчула.
    Через Венецию на север поступали пряности, благовония (в т.с. ладан), изюм, сахар. с севера (из Чехии) металлы. Далматинские города торговали лесом и славянским рабами.
    В Венеции был патриарх, в Сплите - архиепископ.
    Королевство Хорватия имела и собственные славянские порты (один из которых - Биоград стал её столицей). Церковные службы здесь велись на латыни (но полуподпольно существовало и славянское богослужение с использованием глаголического письма).

    В Крыму таким полуавтономным городом был Херсонес - центр торговли с Русью.
     
    Последнее редактирование: 31 мар 2020
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    вассальные владения на востоке включали государства на территории Грузии:
    Абхазское, Аланское, Тао-Кларджети, Картли, Кахети
    традиционно их именую царствами, но разумеется, в византийском мире они такого статуса не имели.
    Правителям Алании и Абхазии жаловался титул эксусиаст (властитель) и магистр (примерно соответствует современному маршалу), в Тао-Кларджети было два официальных правителя из двух линий Багратиони, первый титуловался архонт , а второй - куропалат. Последний титул в византийском табеле о рангах был одним из высших, предназначенных для императорской родни .

    Абхазское государство (и Алания) относилось к константинопольской патриархии, официальным языком и языком богослужения там был греческий. Тао - к антиохийсой патриархии, а к кон. 10 в. возможно добилось автокефалии. языком там был грузинский.

    Постепенно род Багартиони утвердился сразу в трёх государствах. Лидером его был куропалат Давид, правитель Катли -его приёмный сын Баграт , был возведён знатью и на абхазский престол в Кутаиси (прежний царь Феодосий Слепой был низложен и выслан, Баграт бы сыном его сестры)

    Алания
    алания Храм_Архыз_2.jpg

    Абхазия
    абх моква unnamed.jpg абх кумурдо 964unnamed.jpg абх бедийский соб зак. 999file_673.jpg абх Bediyskaya_chasha2.jpg

    тао-Кларджети
    грузDavid_III_of_Tao.jpg
    (Давид куропопалат)
    груз800px-Oshki_(photo_by_Scott_Dexter,_June_23,_2012_)_(7993420831).jpg гру 800px-Georgia_Schemokhmedi_Quadrifolium.jpg
     
    Последнее редактирование: 20 мар 2020
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Единственным государством византийского мира, за которым , скрепя сердце, признавался статус царства, был Болгария.
    Но византийцы сделали всё чтобы его уничтожить. В 970 г. царь Болгарии Борис был взят в плен и официально развенчан. Болгария , впрочем не пала - часть её районов (г.о. западных) удержали братья-Комитопулы. Постепенно правителей в Болгарии стало меньше, два брата погибли при неясных обстоятельствах , а третий был обвинён в сношениях с византийцами и убит. остался только Самуил.
    в 977 Борис с братом Романом (которого византийцы оскопили) бежит из плена. но на границе не узнанный был убит болгарской стражей. Роман , однако, был доставлен к Самуилу и провозглашён царём. Фактическим правителем царства однако оставался Самуил.

    В Болгарии был не только царь (василевс болгар), но и автокефальная церковь во главе с патриархом. Языком богослужения и культуры был церковнославянский.

    болг 10 в иоанна в месемврии6328728.jpg

    болг ZographensisColour.jpg
     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Но основная часть населения восточно-римского мира жила собственно в Римской империи (ныне условно называемой Византией). на западе византийского императора называли царём греков, официальный титул его был - василевс ромеев.
    Если западные государства можно все без исключения признать ранними (от дружинного до феодального). То Византия это несомненно настоящее государство, воспринимавшее западные государства как несомненно варварские. Однако политическую ситуацию и здесь трудно назвать стабильной.
    В 963 г. умер , оставив малолетних детей император Роман. Два его сын - Константин и Василий были объявлены царями при регентсве матери - Феофано. Но реальная влсть находилась в руках "великого канцлера" евнуха Иосифа Вринги. Вскоре в Азии войсками был провозглашён императором полководец Никифор Фока (вероятно любовник Феофано). В Константинополе началось восстание и затем туда вошли войска узурпатора. Вринга постригся в монахи. Никифор стал императором-соправителем. В 969 произошёл дворцовый переворот при поддержке Феофано, и император был убит. Убийца - Иоанн Цимисхий - был объявлен новым императором -соправителем. Феофано вскоре сослали в дальний монастырь. Цимисхий был отравлен в 976. После этого уже реально стал править Василий - сын Романа и Феофано. Его брат-соправитель Константин предпочитал предаваться удовольствиям.
    Василию пришлось приложить немалые усилия чтобы удержать власть. Почти сразу же в Азии поднял мятеж и был объявлен императором полководец Варда Склир, через год все азиатские провинции были в его руках. На подавление восстания был отпрапвлен Варда Фока. Правитель Тао-Кларджети Давид-курополат прислал ему в помощь 16 000 воинов. Мятеж был подавлен. Склир бежал в Багдад.
    Но теперь начали наступление болгары. Самуил Болгарский (владевший Сербией, Македонией и частью нынешней Болгарии) захваитил Фессалию и Эпир. Против него удалось поднять Хорватию, но большого эффекта это не имело. в 986 сам император был наголову разгромлен болгарами в битве в окрестностях Средеца (Софии ) и едва спасся. После этого Склир снова появился с войском в пределах империи. Варда Фока (987) сам объявил себя императором, пленил Склира, присоединил его войска к своим, получил военную поддержку Давида-куропопалата и двинулся к столице. На море с помощью греческого огня его удалось остановить. Н Азия была в его руках. В этой ситуации Василий решил призвать русов. Но Владимир потребовал несуразную плату - сестру императора. В подкрепление требований он захватил Херсонес. В итоге Анну он получил (чтобы в византийской системе было делом невероятным, на требование византийской принцессы болгарам например подсунули подставное лицо). 6000 русов и варягов были посланы в Азию. Варда Фока умер во время сражения. и его армии проиграли. Варда Склир сдался на условиях помилования.(989)
     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Возможность таких происшествий была заложена в самом политическом строе империи ромеев. Условно его можно назвать "правовой деспотией" ). Дело в том, что официально власть василевса не была наследной - император выбирался народом, армией и синклитом. Хотя у "багрянородного" кандидата были преимущества. Фактически же мы видим что "выборы" просто легитимизировали власть овладевшего ей.
    Император обладал безграничной властью , был главой Церкви (единственный из мирян он мог входить в алтарь). Коронация уподобляла его Христу. Перед ним совершались земные поклоны и простирания. Но при этом свои решения он должен был обосновывать юридически и периодически собирать синклит (совет высших чиновников).
    Окружённый невероятной пышностью, в быту император мог быть достаточно аскетичен. Василий "воздерживался от всякой распущенности", не носил в быту ни драгоценностей, ни богатых одежд.
    Царь_Василий_Болгаробойца.jpg Basilios_II.jpg
    Пселл:
    "В результате всего этого царь сделался совсем другим, его не столько радовало случившееся, сколько удручало печальное положение дел. Он ко всем стал подозрителен и суров, в мыслях коварен, к провинившимся же питал гнев и злобу....Что же касается царя Василия, то он всегда проявлял небрежение к подданным и, по правде говоря, утверждал свою власть скорее страхом, чем милостью. Став же старше и набравшись опыта во всех делах, и вовсе перестал нуждаться в мудрых людях, сам принимал все решения, сам распоряжался войском, гражданскими делами, управлял не по писаным законам, а по неписаным установлениям своей необыкновенно одаренной от природы души. Поэтому-то он и не обращал никакого внимания на ученых людей, но совершенно пренебрегал этим племенем (я имею в виду ученых). Приходится лишь удивляться, что при таком презрении царя к научным занятиям в те времена появилось немало философов и риторов, и я могу найти только одно подходящее и, как говорится, правдоподобное решение этой чудесной загадки: в те времена занимались науками не с какой-то посторонней целью, но интересовались ими ради них самих. Ныне, однако, большинство людей [15] относится к образованию совсем по-иному: они признают первой причиной ученых занятий пользу и, более того, ради нее одной науками и интересуются, причем сразу же от них отворачиваются, если не достигают цели....
    всеми способами прибрав к рукам собственных подданных, он не пожелал на этом остановиться, но сокрушил силу выдающихся родов 29, уравнял их с другими и своей властью начал распоряжаться с легкостью игрока в кости. Он окружил себя людьми, благородным нравом не блещущими, родом не знатными и в науках не сведущими, которым и поручал составление царских посланий, и доверял государственные тайны. Поскольку же в те времена царские ответы на доклады и прошения не отличались изысканностью слога, а были просты и бесхитростны (царь совсем не умел складно и изощренно говорить и писать), он соединял между собой приходившие ему на ум слова и диктовал их писцам, и в речи его не было никаких прикрас и никакого искусства.

    XXXII Оградив царство от надменной и завистливой судьбы, он не только гладко вымостил дорогу власти, но перекрыл каналы, через которые утекали поступавшие деньги, никому ничего не давал, к старым сокровищам прибавляя новые, и потому приумножил богатства государства. Дворцовую казну он увеличил до двухсот тысяч талантов 30, а кто сможет достойно описать другие его приобретения! Все, чем владели ивиры и арабы, все сокровища кельтов, богатства скифской земли, а вернее — всех соседних стран — все это он собрал воедино и вложил в царскую казну 31. Туда же он отправил и там хранил деньги, взятые у тех, кто против него восставал и был разгромлен. Когда же в специально построенных хранилищах не хватило места, он велел вырыть подземные лабиринты, наподобие египетских склепов 32, и в них спрятал немалую долю собранного. Сам, однако, он своими сокровищами не пользовался, и большая часть драгоценных камней, белоснежных, называемых жемчугами, и многоцветных, не вставлялись в короны и ожерелья, а лежали сваленные на полу. Совершая выходы и принимая должностных лиц, Василий облачался в пурпурное платье не ярких оттенков, а темное, и только несколько жемчугов свидетельствовали о его царском достоинстве. Проводя большую часть времени на войне, отражая варварские набеги и обороняя наши границы, он не только ничего не потратил из накопленного, но, напротив, приумножил свои богатства.

    XXXII. Походы против варваров он совершал совсем не так, как это в обычае у большинства императоров, которые выступают в середине весны, а в конце лета уже возвращаются: время возвращения определялось для него достижением цели, ради которой он отправился. Он выносил зимнюю стужу и летний зной, томясь жаждой, не сразу бросался к источнику и был воистину тверд, [16] как кремень, и стоек ко всем телесным лишениям. Он досконально изучил военное дело — речь в данном случае идет не обо всем построении войска, не о взаимодействии отрядов, не о смыкании строя и его перестроении, а об обязанностях протостатов, гемилохитов 33 и тех, кто за ними, — и во время войны удачно пользовался своими знаниями. Поэтому он и не определял на эти должности случайных лиц, но знакомился со способностями и умелостью в бою каждого и только после этого назначал их на те посты, к которым они подходили нравом и выучкой.

    XXXIII. Знал он и самые выгодные для отрядов способы построения, причем об одних вычитал из книг, другие изобрел сам, исходя из собственного опыта. Он умел распоряжаться и составлять план, как нужно вести бой и выстроить войско, но до самого дела был не очень охоч, ибо опасался, как бы не пришлось бежать от противника. Поэтому и занят он большей частью был тем, что располагал в засаде отряды, сооружал осадные машины, издали обстреливал неприятеля и наставлял боевому искусству легковооруженных воинов. Однако, вступая в сражение, Василий сжимал ряды по правилам тактики, как бы обносил армию стеной, смыкал войско с конницей, конницу с отрядами, а отряды с гоплитами 34 и никому ни в коем случае не позволял выходить вперед из рядов и нарушать строй. Если же кто-нибудь из самых сильных и удалых воинов вопреки приказанию выезжал из боевых порядков и, вступив в схватку с противником, побеждал, то его не удостаивали по возвращении венков и наград, а, напротив, немедленно удаляли из войска и наказывали, словно преступника. Ведь нерушимый строй Василий считал главным условием победы и полагал, что только благодаря ему неодолимо ромейское войско. Когда же воины выказывали недовольство строгим надзором и в лицо оскорбляли царя, он спокойно переносил их насмешки и благодушно, вполне разумно отвечал: «Иначе нам никогда не кончить войны».

    XXXIV. Он делил себя между военными делами и заботами мирного времени и, если говорить правду, на войне проявлял больше коварства, а во время мира — царственности. Если какому-нибудь воину случалось проштрафиться в походе, царь скрывал гнев и хранил его, как огонь под золой, но по возвращении в столицу обнаруживал и вновь его раздувал, и тогда уже сурово карал провинившегося. Большей частью он оставался тверд в своих приговорах, но бывало, что и менял гнев на милость; при этом он нередко доискивался до причины преступления и тогда не наказывал за следствия. Иногда он поддавался состраданию, иногда иным соображениям и чувствовал расположение к провинившемуся. Подвигнуть его на какое-нибудь дело было нелегко, но и от решений своих отказываться он не любил. Поэтому к тем, кому благоволил, Василий без крайней нужды не менял отношения, но и нескоро прощал навлекших на себя его гнев, и были для него собственные мнения судом окончательным и божественным. [17]


    XXXV. Таков был характер царя. Внешность же Василия свидетельствовала о благородстве его природы. Очи его были светло-голубые и блестящие, брови не нависшие и не грозные, но и не вытянутые в прямую линию, как у женщин, а изогнутые, выдающие гордый нрав мужа. Его глаза, не утопленные, как у людей коварных и хитрых, но и не выпуклые, как у распущенных, сияли мужественным блеском. Все его лицо было выточено, как идеальный, проведенный из центра круг, и соединялось с плечами шеей крепкой и не чересчур длинной. Грудь вперед слишком не выдавалась, но впалой и узкой также не была, а отличалась соразмерностью. Остальные члены ей соответствовали.

    XXXVI. Роста он был ниже среднего, соразмерного величине членов и вовсе не горбился. Пешего Василия еще можно было с кем-то сопоставить, но, сидя на коне, он представлял собой ни с чем не сравнимое зрелище: его чеканная фигура возвышалась в седле, будто статуя, вылепленная искусным ваятелем. Несла ли его лошадь вверх или вниз, царь держался твердо и прямо, натягивая поводья и осаживая коня, вздымал птицей вверх и не менял своего положения ни на подъемах, ни на спусках. К старости волосы под подбородком у него поредели, а на щеках стали густыми и разрослись, спускаясь с обеих сторон и обрамляя лицо, они образовали круг, и казалось, что борода у него растет повсюду. Василий имел обыкновение теребить подбородок, особенно когда возгорался гневом, занимался делами или предавался размышлениям. Другой его привычкой было, расставив локти, упереться пальцами в бедра. Его речь не была гладкой, он не округлял фраз и не распространял периодов, запинался и делал короткие паузы, скорей как деревенщина, нежели человек образованный. Смеялся он раскатисто, сотрясаясь всем телом."
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Императорский дворец был крепостью в крепости
    constantinople_03.jpg 1_constantinople_vue_aerienne_002.jpg
    "
    Все парадные помещения, соответственно традиции римских императорских дворцов, размещались во втором этаже. Главным залам часто предшествовали или просто соседствовали с ними находившиеся в одном уровне открытые террасы, огороженные решетками (илиаки). Внизу, с одной или нескольких сторон илиаков, устраивались открытые обширные площади с фонтанами (фиалы). Фиалы предназначались для большого количества народа и имели иногда ступени для размещения участников церемоний, илиаки служили местом торжественного выхода императоров. Илиаки и фиалы соединялись открытыми лестницами, внутри же дворца для связи между этажами часто служили закрытые винтовые лестницы.
    Дворцы состояли из огромного количества помещений, среди них — термы, ипподромы, были здесь и сады с изящными павильонами; достаточно напомнить, что огромный столичный ипподром был одновременно и частью Большого дворца. Постройки могли группироваться вокруг перистильных дворов — один из них, чьи портики украшены замечательными мозаичными полами, был раскопан в наше время. Для перехода из одного комплекса зданий в другой часто устраивались одно- и двухярусные переходы.
    Размеры и масштаб построек поражали воображение путешественников. В XIV в. Стефан Новгородец записал: «Ту же есть двор нарицается: палата правоверного царя Константина; а стены его велики, выше городных стен, велику граду подобны под гипподромием стоят, при море»
    Входившие в состав комплекса храмы находились тоже во втором этаже и были соединены с окружающими их помещениями многообразными способами, специальными пристройками. "

    Помещения были украшены мозаиками. Особенно впечатлял механический трон, поднимающийся почти к потолку с рыкающими львами и поющими птицами.

    1280px-Istanbul.Hagia_Sophia075.jpg Mosaic_panel_depicting_the_emperor_Justinian_1,000_AD,_.jpg

    800px-Alexandros_mosaic_Hagia_Sophia_edit.jpg
     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Но в общем и целом император был лишь необходимым звеном разветвлённого бюрократического аппарата. Именно этот аппарат и был "Византией". 64 (кажется) центральных ведомства, 29 фем - военных генерал-губернаторств, гигантский придворный штат состоящий из евнухов. Все это чиновничество было объединено разветвлённой табелью о рангах. обладатели высших рангов (их было не менее тысячи) составляли синклит (сенат) и время от времени созывались императором на совещание. Синклиты могли и не иметь других должностей и получали жалование (ругу) за звание.
    Вообще же бесчисленные звания (находящиеся в строгой субординации относительно друг друга) делились на пять больших классов
    а. вне классов - патриарх, кесарь (т.с. цесаревич), нобелиссим (т.с. великий князь), куропалат (принц-министр двора), зоста патрикия - обергофмейстерина, синкелл - архиерей - член синклита.
    б. 1 класс - синклиты: проедр (канцлер, его имел до 985 г. внебрачный сын императора Романа евнух Василий Лакапин), магистр (маршал), анфипат (проконсул), вестиарий, патрикий (патриций), протспафарий, дисипат. 2. спафарокандидат 3. спафарий 4. ипат и т.д
    10 высших придворных постов занимали евнухи. евнухов было множество среди монахов и высшего духовенства. оскопить одного из сыновей в привилегированных классах считалось разумным, чтобы обеспечить ему специфическую карьеру. Остальные чиновники официально именовались "бородатыми".
    Обладатели званий обладали и титулами, составляя правящую не-наследную аристократию империи. Доходы от жалования, пожалований и коррупции лежали в основе их благосостояния, даже если они скупали поместья и превращались в землевладельцов.

    Кроме жалования чиновники получали продовольственный паёк , форменную одежду и ежегодную значительную премию.
    форма высших чинов была роскошна. У проэдра - «туника с розовой и золотой вышивкой, пояс, покрытый драгоценными камнями, и белый хламис (плащ), отделанный золотыми полосами и с двумя золотыми талиями [квадратными пятнами] и украшение в виде листьев плюща».

    Выслужиться в принципе можно было из низших чинов. Но можно было и всю жизнь просидеть писцом в канцелярии при при невежственном начальнике. Для карьеры требовались прежде всего догадливая преданность, неразборчивая исполнительность и пресмыкательство.

    Смена верховной власти (особенно насильственная) сопровождалась масштабной чисткой высших эшелонов.
     
    Последнее редактирование: 26 мар 2020
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Вторую категорию знати составляли динаты - провинциальные крупные землевладельцы. Как правило это были те же чиновники (начиная от правителя фемы - стратига) разбогатевшие на провинциальной службе и их потомки. но иногда в динаты выбивались и поселяне-кулаки.
    Порой динатов назначали на местные должности без служб в канцеляриях. Они имели вооружённые свиты и нередко поддерживали мятежи, надеясь войти при успехе в ряды столичной знати.
    Налоги они платили на общих основаниях, если не получали специальные льготные грамоты с теми или иными привилегиями.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Третью категорию элиты составляли священнослужители. Иерархия включала патриарха Констатинопольского (второго человека после императора), патриарха Антиохийского, митрополитов, епископов, игуменов.
    патриарх отвечал за моральный облик василевса и мог его критиковать и накладывать епитьмьи. Но василевс мог в любой момент патриарха сместить. Именно василевс назначал всех архиереев (или утверждал нескольких кандидатов для жеребьёвки).
    Жило духовенство на плату за требы. При поставлении священники платили епископу . Всё духовенство платило налоги.
    Только в самом конце 10 в. был введён налог на содержание Церкви.
    Епархий было очень много (не меньше тысячи). Поэтому епископы относились скорее к среднему классу, с уровнем жизни небогатого горожанина, а священники в быту не отличались от крестьян. Только митрополиты и патриархи принадлежали к высшей знати. но обычно от них ожидали жизни аскетичной.
    Монастырей было множество - начиная от тех где жило по три монаха. Крупные монастыри скапливали большие богаства, в т.ч. земельные , и вели рачительное хозяйство. Монахи был не равны - внесшие большой вклад и образованные были в привилегированном положении.

    0008.jpg

    0009.jpg 0012.jpg

    4.Diptih_10v._Vizantiya_26_4h13_3_sm._GE_2.jpg

    00007.jpg

    800px-Byzantine_-_Saint_Arethas_-_Walters_4820862.jpg

    Raspyatie_Hristovo._Snyatie_so_kresta..jpg Raspyatie_Hristovo._Triptih.jpg
     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Уровень потребления светской элиты был значительно выше, чем на Западе, а её образ жизни куда утончённей.
    Обычно она жила в городе в собственная домах (порой занимавших целые кварталы), с большими внутренними дворами. А летом переезжала на загородные виллы. Большая вилла включала дом с колоннадой и мраморными полами, водопроводом и канализацией, термы, собственную церковь, многочисленные службы. Мебель, упряжь украшались золотом и слоновой костью. Курились разнообразные и дорогие благовония.
    Богатые имения, созданные за счёт скупки земель, могли иметь тысячи душ зависимых арендаторов - париков, батраков - мистиев, и рабов.
    Известный богач Малеин имел 600 быков, 100 волов, 800 лошадей (не считая 80 выездных), 12000 овец.
    Но обычно стоимость драгоценной утвари и прочей движимости была выше стоимости земельных владений и инвентаря.
    Гедонизм мог внезапно переходить в самый строгий аскетизм и умерщвление плоти.
    Ощущение проулки по канату похоже этих людей не покидало. Доверяли только родным и жили очень замкнуто. И то за женщинами и слугами полагалось тщательно следить, чтобы не выкинули чего-нибудь неожиданно. Только несколько раз в году на семейные праздники приглашалось множество гостей и тратились немалые деньги.
    Донос, клевета, провокация были в широком ходу. Велись дела об оскорблении величия. В любой момент могли прийти опала, пытки, публичный позор (с выдиранием волос и поездкой на осле лицом к хвосту), конфискация имущества, ссылка, казнь. Лучшим выходом при опале считалось, не дожидаясь репрессий сразу постричься в монахи.
    Всемогущий Василий Лакапин, 40 лет руководивший правительством, после опалы и ссылки, был вынужден побираться, а поскольку ему ничего не подавали, а только издевались, умер от голода.

    00023.png

    00103.jpg

    Adam_i_Eva._Korob._Vizantiya_10v._18.7_x_27.8_x_17.9_cm_.jpg

    Clm_4453_338_mm_x_245.jpg

    Krest_zolotoj._Vizantiya_Konstantinopol._10v._Izumrud_zoloto._7.4h4.4_V_A.jpg

    Meister_der_Ikone_des_Erzengels_Michael_001_adjusted.jpg

    Intérieur_de_Limbourg.jpg
    Sv._Evdokiya._Konstantinopol_Vizantiya_10v_67h28_mramor._Arh.muzej._Stambul_1.jpg
     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Столица всегда играла в Византии гипертрофированную роль.
    В Константинополе жило до полумиллиона человек
    unnamed.jpg constantinople_02.jpg
    (Сразу бросающая в глаза постройка - это Ипподром на 40 000 мест. - две партии "болельщиков" - синие и зелёные - была важнейшими общественными организациями.)
    В городе было ок. 300 церквей и сотня монастырей. Существовала серьёзная система водоснабженя.
    Здесь была сосредочена занчительная часть торговли и масштабные государственные мастеркие - в т.ч военные , основанные на рабском труде. и шелкоткацкие (шёлковые ткани тоже были стратегическим товаром подлежащим регулированию при вывозе).
    Снабжение столицы было важнейшей государственной задачей, а градоначальник-эпарх почти всемогущим сановником.
    В город разрешалос приезжать иногородним и иноземным купцам, но оставаться разрешалось не больше чем на месяц (грузинские и сирийские могли остаться на три, а русские - имевшие режим наибольшего благоприятствования - на полгода, с проживанием за счёт казны)
     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    армия

    В основе военной системы Византии лежала система фем - которые одновременно были военными округами. Военное сословие составляли стратиоты- крестьяне освобождённые от налогов , но несущие воинскую службу со своими оружием и конем. фактически однако большая часть служила в пехоте или на флоте, денег на коня у большинства не было. всего в списке было ок. 120 000 стратиотов. фактически число призванных одновременно не превышало 30 000. Василий отбирает самых богатых стратиотов и создаёт из них тяжёлую конницу (защищённую кольчугой) - но таковых стратиотов нашлось лишь несколько сот человек. Поэтому ядром постоянной армии становится этерия - наёмная гвардия, со временем разросшаяся до 24 000 человек. Ядро её составили варяги и русы.
    Византийцы гордились своим военным искусством - стратегией и тактикой, греческим огнём сильным флотом, искусными военными инженерами и фортификаторами. Это компенсировало невысокое качество стратиотских войск.
    Дополнением служила развитая византийская дипломатия с подробным сбором информации о соседних странах и покупкой союзников.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    налоги

    Стоила вся эта система немало, поэтому особенностью Византии были высокие налоги и разветвлённый налоговый аппарат. основной единицей налогооблажения было среднее крестьянское хозяйство имевшее две пары волов. В среднем оно платило в год две номисмы (золотые монеты по 4,4 грамма). В городе налогообложение было ниже и исходило из подоходной ставки в 8,33 %, полюс разнообразные пошлины.
    Значительные доходы приносило государственное хозяйство - обширные земли сдаваемые в аренду государственным парикам, государственные мастерские и ряд внешнеторговых монополий.
    В случае необходимости казна прибегала к конфискациям и реквизициям. Поступала туда и шестая часть военной добычи.
    Вместе с режимом строгой экономии (например почти прекратилось строительство церквей и основание монастырей) это позволило Василию собрать в казне "стабилизационный фонд" ) в 14,4 млн. номисм.
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    право

    Византия была относительно правовым государством с разработанными сводами законов, состязательным процессом , адвокатурой, сбором доказательств и допросом свидетелей. Правда неимущие и неизвестные свидетели допрашивались под пыткой.
    Естественно практиковались и пытки обвиняемых по политическим делам.
    Наказания были жестоки и весьма разнообразны. в ходу была ссылка, членовредительство (ослепление, оскопление и т.д), разнообразные формы смертной казни.
    Melasippus_and_Karina_and_their_son_Antoninus_(Menologion_of_Basil_II).jpg Domninus_of_Thessaloniki_(Menologion_of_Basil_II).jpg
    1280px-Abibus_of_Edessa_(Menologion_of_Basil_II).jpg 1280px-Claudius,_Asterius,_Neon,_and_Theonilla_of_Aegae_in_Cilicia_(Menologion_of_Basil_II).jpg 1280px-Basus,_Eusebius,_Eutichius,_and_Basilides_at_Nicomedia_(Menologion_of_Basil_II).jpg
    1280px-Fausta,_and_with_her_Evilasius_and_Maximus,_at_Cyzicus_(Menologion_of_Basil_II).jpeg 1280px-Ignatius_of_Antioch.jpg 1280px-Inna,_Pinna_and_Rimma.jpg 1280px-Martha_and_Mary,_and_their_brother_Lycarion,_in_Egypt_(Menologion_of_Basil_II).jpeg Arianus_of_Antinoe_(Menologion_of_Basil_II).jpg 1280px-Capitolina_and_Eroteis_of_Cappadocia_(Menologion_of_Basil_II).jpg
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Повседневность

    Византия была страной процветающих городов (правда столица по размерам превышала любой другой десятикратно), но конечно экономику в первую очередь определяло состояние сельского хозяйства.
    Значительная часть земли ещё принадлежала крестьянам-общинникам. Община сообща владела угодьями, но пахотные земли принадлежали конкретным дворам. Их можно было продавать, но преимущественное право на покупку было внутри общины. То принимался, то отменялся закон о 40-летнем праве выкупа на проданную на сторону землю. Преобладала большая семья в три поколения, иногда даже с женатыми внуками. Нормальным наделом середняка было поля обрабатываемое парой волов. Семья владевшая одним волом считалась бедной, не имевшая волов - очень бедной, имевшая 4 волов - зажиточной. Лошади (в отличие от Запада) на пашне не использовались. Их вообще было мало и владели ими только зажиточные стратиоты. Значительно повышал достаток семьи виноградник. Экономическое значение имели также оливковые рощи и фруктовые сады. Применялась ирригация. Дома обычно строили из камня.
    Происходил постепенный, но неуклонный процесс скупки крестьянских наделов динатами. Совсем обедневшие крестьяне становились рабочими- мистиями, или зависимыми арендаторами - париками на государственных или частных землях. Парики отдавали землевладельцу от трети до половины урожая и платили казне налог за двор.
    Среднее крестьянской хозяйство (с двумя волами) оценивалось в 50 номисм - именно это был имущественный ценз для права быть свидетелем (женщины в суде свидетельствовать не могли).
    Цензом стратиота-кавалерист было имущество в 4 литры - 288 номисм.
    Ценз стратиота с кольчугой - 12 литр - 864 номисмы
    Стратио ты и динаты могли использовать в хозяйстве рабов.

    вол или корова стоили 3-4 номисмы, лошадь 12 номисм, 8 модиев (64 кг.) пшеницы - 1 номисму. псалтырь 1 номисму.
    денежные отношения были широко распространены и в городе и на селе. на селе было много ремесленников, горожане имели сады, поля и скот

    опись 11 в. имения с чистым доходом в 300 номисм

     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    предполагается что парик на своём наделе мог заработать 10 номисм в год (после уплаты податей), мистий в городе - 12 номисм (уровень выжиания). конный стратиот в качестве чистого денежного дохода имел 15-18 номисм.
    доход столичной проститутки 17 номисм.

    раб- ребёнок стоил 10 номисм, взрослый-необученный 20-30 номисм, ремесленник 40 номисм, писец 50 номисм, врач- 60 номисм.

    монаху (помимо еды) выдавалось в год содержание в 10 номисм, привилегированному монаху - 15, монастырскому администратору 20, игумену 36.

    оклад наёмника 28-30 номисм
    гвардейца 40
    протоспафария 72 номисмы (1 литр)
    стратига фемы от 10 до 40 литр (в зависимости от ранга фемы)

    годовая премия была выше содержания, у чиновников высокого ранга она была 1-7 литр, у патрикия 12 литр, у магистра 24 литр (1728 номисм)

    снять помещение под большую мастерскую стоило 200 номисм в год.
    Стоимость большого дома в центре - 2000 номисм.
     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Экономическое регулирование со стороны государства велось в интересах городского потребителя, т.е. должно было сдерживать рост цен.
    Для этого использовались зерновые интервенции с гос. складов, ограничения на вывоз (например солёной рыбы) И просто назначение цен.
    Эпарх Константинополя почти каждый день начинал со встречи с хлеботорговцами, изучения наличных запасов, и по итогам назначалась цена хлеба в этот день. Причём на прилавках цена не менялась , а менялся вес хлебобулочного изделия.
    Ремесленники был объединены в гильдии, задача которых было выполнение государственных повинностей и заказов. Цена и качество товаров, их соответствие ГОСТу регулировалась чиновниками, как и норма прибыли. Занятия ремеслом и членство в гильдии было наследственным, а негильдейские ремесленники были сильно ущемлены в правах. В целом ремесло было на высоком уровне. в производстве мог использоваться труд мистиев и рабов.
    Были богатые купцы. После долгих колебаний был узаконен кредит под невысокий процент.

    Несмотря на развитую сеть благотворительных учреждений в столице проживало огромное количество люмпенов (включая нищих калек). высок был уровень преступности. особый колорит столице придавали юродивые (нередко откровенно ассоциальные хулиганы).
     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Семья

    как уже было сказано, для Византии характерна большая семья в три поколения.
    После смерти главы, все дети имели равные права на долю наследства (определённые права были даже у незаконных детей).
    Женились в 13-14 лет (помолвка заключалась родителями за много лет до свадьбы и имела характер юридического договора, со штрафными санкциями в случае расторжения, часто молодожены впервые видели друг-друга только на свадьбе). за женой давалось приданное, которое оставалось в её личном распоряжении и не могло быть отчуждено по обязательствам мужа.
    Правоспособность в распоряжении имуществом и в финансовых сделках наступала только в 24 года.

    В богатых семьях женщины изолированно проживали в гинекее, выходя только в церковь или женскую баню. при этом обязательно надевалось покрывало. Там же находились дети лет до 6-7. В ведении супруги главы семейства находилось домашнее хозяйство.
    в бедных семьях женщинам приходилось решать все хозяйственные вопросы в отсутствие мужа. Нередки был рыночные торговки.

    Ценились скромность, благонравие, но также и красота (считалось что некрасивой женщине прямая дорога в монастырь).
    Запрещался брак при родстве до 6 колена. кумовство считалось родством. расторжение брака было крайне затруднено (было всего несколько законных причин, включая еретичество одного и супругов). Измена жены предполагала немедленное её изгнание, в случае обнаружения с любовником - убийство на месте. Рогоносец скрывающий измену подлежал уголовном наказанию. Отсутствие девственности у невесты тоже предполагало расторжение брака. Вступление в 4-й брак признавалось незаконным.

    Вообще религиозность, и страх перед осуждением очень глубоко проникали в сознание каждого византийца. Отлучение от Церкви было практически немыслимым делом.
    В монастыри не допускались мальчики, юноши и самки животных. Как бы чего...
     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Развлечения

    Коронным и самым массовым зрелищем были скачки. Спортивные состязания устраивали в Спарте.
    Богачи увлекались охотой и конным поло, играли и в шахматы.
    Повсеместно были бани, г.о. частные, с гимнастическим залами . Существовали публичные дома с рабынями и известные гетеры. Были труппы бродячих артистов разных жанров, в т.ч. мимического, ставившие спектакли. Актрисы играли в укороченных туниках с вырезом.
    "Самодеятельность" процветала во время языческих празднеств - они начинались уже на зимнее солнцестояние (букелалии) и продолалась до Рождества с эпицентром 1 января - календы (когда календовали-колядовали). Весной справляли русалии.
    Естественно, пышно и серьёзно отмечали церковные и государственные праздники, с шествиями и церемониями.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Одежда, архитектура

    1280px-Abercius_of_Hieropolis_(Menologion_of_Basil_II).jpg 1280px-Abraham_Kidunaia_(Menologion_of_Basil_II).jpg 1280px-20,000_martyrs_of_Nicomedia_(Menologion_of_Basil_II).jpg 1280px-Euphrasia_of_Nicomedia_(Menologion_of_Basil_II).jpg 1280px-Isidore_of_Pelusium_(Menologion_of_Basil_II).jpg 1280px-Menologion_of_Basil_007.jpg Alypius_the_Stylite_(Menologion_of_Basil_II).jpg
    Ambrose_of_Milan_(Menologion_of_Basil_II).jpg Amphilochius_of_Iconium_(Menologion_of_Basil_II).jpg Domnica_of_Constantinople_(Menologion_of_Basil_II).jpg John_the_Bishop_and_James_the_Presbyter_of_Persia_(Menologion_of_Basil_II).jpg John_the_Silent_of_St._Sabbas'_Monastery_(Menologion_of_Basil_II).jpg Marcian_and_Martyrius_the_notaries_of_Constantinople.jpg Adoration_of_the_Magi_(Menologion_of_Basil_II).jpg Auctus,_Taurion_and_Thessalonica_(Menologion_of_Basil_II).jpg
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    народы

    Византия в это время уже вполне осознавала себя греческим и православным царством. Латынь - почти забытый язык - использовали только юристы и окраинные города на западе.
    Но среди греков жило немало "национальных меньшинств":
    армяне - монофизиты, их переселили в на границы Болгарии на Марицу , так же как еретиков - павликиан из Малой Азии (кажется тоже в большинстве армян). В пограничье им разрешили исповедовать любую религию. Что вероятно стало очагом для появления болгарского богомильства (так же как и павликиане они признавали мир творением злого демиурга, здесь - Сатанаила - старшего сына Бога)
    евреи - жили в городах на правах неприкасаемых, что впрочем, не мешало им иметь известный достаток.
    славяне - жили не только на Марице (частью их переселили в Малую Азию), но в Греции на Пелопоннесе .
    влахи (говорившие на вульгарной латыни) занимались отгонным скотоводством в горных районах Балкан, в т.ч. в Греции. Среди них вероятно были албанцы.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Уровень грамотности на греческом был довольно высок (хотя не повсеместен). При желании можно было выучиться читать, писать, считать и петь по псалтырю. Это открывало возможность стать писцом или певчим.
    Высшее образование можно было получить в частных школах (академия при патриархе и школы монастырей готовили только свои кадры). Таких школ в столице было около десятка.
    Это образование предполагало овладение риторикой (т.е. умение правильно и красиво говорить и писать) и знакомство с философией. Это означало овладение следующими науками: богословие, астрономия, геометрия, арифметика, музыка, медицина, этика, политика, история, право, или одной из них.
    Обучение шло по античным греческим авторам : Гомеру, Платону, Плутарху, Аристотелю...

    Нового знания в это время фактически не создавалось.

    Среди авторов можно вспомнить историка современности Льва Диакона и поэта Иоанна Геометра

    Иоанн Геометр
    выдающимся мистиком был Симеон Новый Богослов

     
    Последнее редактирование: 24 мар 2020
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Нетрудно заметить, что в Византии не было ничего "средневекового". Это было классическое постантичное общество.
    Впрочем новизну можно увидеть в тех единичных церквах которые возводились в это время (с 60-х годов)

    храм св. Апостолов в Афинах
    Athens,_Agii_Apostoli_02.JPG
    св апостолоов в афинах 10 в 1280px-Ο_Ναός_Αγίων_Αποστόλων_Σολάκη_στις_17_Σεπτεμβρίου_2019.jpg

    монастырь Осиос Лукас в Фокиде
    Monastery_of_Hosios_Loukas_winter.jpg

    800px-Hosios_Loukas_BW_2017-10-08_14-24-26.jpg Hosios_Loukas_Panayia_20091116-1.JPG Hosios_Loukas_Katholikon_(Dome_and_sanctuary_vault)_01.jpg Hosios_Loukas_(narthex)_-_West_wall,_right_01_(October,_2014)_by_shakko.jpg
     
    Последнее редактирование: 1 окт 2020

Поделиться этой страницей