Мир Ислама Война Византии с миром ислама была практически перманентна. В 975 император Иоанн Цимисхий в результате успешного похода овладел большей частью Сирии, привёл к покорности эмиров Дамаска и Алеппо, а что не взял , полностью разорил. Впрочем дойти до Иерусалима, как намечалось, ему не удалось. В 982 византийцы отбили у арабов Апулию Впрочем в 988 г. египетские войска вновь овладели Дамаском, и Византии удалось удержать в Сирии только Антиохию и вассальной Алеппо (Халеб).
В целом Мир Ислама - дар аль-ислам - по численности населения примерно соответствовал христианско-языческой Европе - ок. 45 млн. человек. Хотя по протяжённости был много больше. Считалось , чтобы пересечь его с запада на восток потребуется 10 месяцев. Пусть этот был много безопасней чем через Европу. По крайней мере любой мусульманин был уверен что здесь его не обратят в рабство и он повсюду встретит сходную инфраструктуру и культуру. А при владении арабским языком и собеседников своего культурного круга. В политическом же плане Мир Ислама был разделён на три халифата: Омейядов в Кордове, Фатимидов в Каире (от границы Марокко до Сирии) и Аббасидов в Багдаде (от Ирака и на восток).
языки помимо основного - арабского, в провинциях мира Ислама использовалось множество местных и международных языков. напримр в Андалус- Магрибе сохранялась латынь, в Египте - коптский, в Сирии-Ираке - сирийский, в основном это были языки христиан. в Иране-Средней Азии родилась новая версия персидского языка - фарси, с арабской графикой, на нём появилась и мусульманская литература (основоположник поэт Рудаки - ум. 941 г.)
религия Религиозное многообразие и уровень веротерпимости заметно отличали исламский Восток от Римского мира. теоретически все поданные были или мусульманами (людьми первого сорта) или зиммиями (сторонниками покровительствуемых религий, второго сорта). Фактически "второсортность" последних выражалась в уплате подушной подати - джизья - 1 динар в год со взрослого работоспособного мужчины и запрете свидетельствовать в шариатском суде. Иногда кто-то вспоминал, что они обязаны ещё носить особые знаки на одежде, но в целом это правило дружно игнорировалось. Мусульмане, в свою очередь, платили закят - социальный налог. Большинство мусульман делилось на суннитов и шиитов, между которыми были относительно мирное , но не слишком дружелюбное сосуществование (часто на одних территориях), изредка переходившее в погромы. Споры велись почти исключительно на исторические темы (особого шиитского богословия не было) - горячие эмоции вызывали события сер. 7 в. и выбор положительных и отрицательных героев. Причём шииты отличались большей страстностью. Шиитское население преобладало в Аравии и на берегах Персидского залива. Но отдельные шиитские города были и в других регионах. Политическая же власть находилась в руках шиитов на большей части Мира Ислама - кроме Испании-Марокко и Средней Азии-Хорасана. Среди шиитов выделялись исмаилиты - отношение к которым было менее терпимым. У исмаилитов было особое тайное учение доступное только посвящённым. Именно к исмаилитам относилась могущественная халифская династия Фатимидов. Оппозиционная им вевть исмаилитов называлась карматами и они господствовали в Бахрейне (Восточной Аравии) и Синде. Зиммии были весьма многочисленны. Предположительно в сер. 10 в. в Магрибе они ещё составляли половину населения (к 1025 г. правда уже только 20%). Это были христиане, иудеи и парсы (зороастрийцы). Христиан было больше в западной половине исламского мира, парсы, соответсвенно, обитали начиная от Ирака и далее на восток, в том же направлнеии возрастала численность иудеев - особенно много их было в Средней Азии, но также на противоположном краю - в Андалусе. В отношения с зимми тоже случались редкие эксцессы с погромами. Власти же тоносились к ним весьма лояльно. Особенно учитывая тот факт что большая часть чиновников была христианами (остальные персами), а среди финансистов преобладали иудеи. В Ифрикии (Алжир- Тунис-Ливия), среди элитарных групп населения мусульман было процентов 5. В Кордове иудей был главой внешнеполитического ведомства, в Каире и Багдаде были великие визиры - христиане, а губернатором Сирии был иудей. Зимии имели право судебной автономии по своим внутри-общинным делам. Главой всех христиан в халифате Аббасидов был несторианский патриарх Багдада ,у Фатимидов - монофизитский катоколикос . князья-начальники иудеев и парсов входили в высшую администрацию. У иудеев также было два высших сановника - один в Багдаде, другой в Каире. Отношения внутри самих общин зиммиев не отличались большим дружелюбием. Христиане делились на диафизитов ("православных"), монофизитов ("якобитов" и "армян") и несториан. Иудеи - на раввинитов и караимов. Христианские праздники часто справлялись как общенародные, с участием двора.
Фатимиды и Аббасиды были двумя полюсами исламского мира, цвет Фатимидов (знамён и одежд) был белый, Аббасидов - чёрный. Они представляли два главных аристократических клана, имевших право получать закят ,а не платить (Фатимиды - Алидов). Методами интриг они старались переманить на свою сторону колеблющихся пограничных правителей. обе державы вели широкий шпионаж друг против друга, а Фатимиды имели ещё и штат миссионеров-пропагандистов. Но до открытой конфронтации халифаты не доходили. Каждый из трёх халифатов, помимо областей центральной администрации имел самоуправляющиееся провинции во главе с наследными эмирами , у которых были свои администрации и могли быть свои наследные вассалы. В каждом была и христианская периферия со своими династами. Везде существовал бюрократический аппарат, но не столь разветвлённый, как в Византии. Число центральных ведомств равнялось примерно 11. Среди них была развитая почтовая служба, одновременно служившая осведомительным аппаратом. В каждом городе было 6 начальников: командир гарнизона, налоговый чиновник, кади - шариатский судья, начальник почты, начальник полиции и управляющий казенными имениями. Чиновная служба считалась не особенно престижной, а чиновники имели репутацию коррупционеров. Учёные мужи госслужбы обычно гнушались, составляя отдельное сословие.
великий визирь получал жалование в 500 динаров в месяц (6000 в год) (динар примерно равен византийской номисме - 4,25 г. золота против 4,4, соответствовал 20 дирхемам (номисма соответственно 21) начальник халифской канцелярии (ведомства оформления документов) - 3000 динаров в год другие высокопоставленные чиновники 30-120 динаров в месяц (порой в год оплачивались только месяцев 10)
Военная система исламских государств сочетала использование ополчения (наиболее эффективно было ополчение кочевых племён - берберских или бедуинских на верблюдах) с конной гвардией из рабов (гулямов). В западных регионах это была прежде всего славянская гвардия (сакалиба) , в восточных - тюркская. (существовала также негритянская). была и военная аристократия - владельцев замков, лошадей и тяжёлого вооружения. такие конные дружинники известны прежде всего в Магрибе и в Средней Азии, но большой роли в военном деле они не играли. Большое значение имело начало производства в Хорасане булатной стали (заимствованной в Индии) и производство сабель. В Багдаде существовала элефантерия.
Халифат Омейядов Испания- Марокко. Население ок. 9 млн. человек (в т.ч в Испании 6 млн). Бюджет в сер. 10 в. 6 245 000 динаров (без Марокко) Столица Кордова - с населением в 450-500 000 человека (как в Константинополе). В городе 200 000 домов, 600 мечетей, 900 бань. мосты через Гвадалкивир, большой водопровод, подводящий воду к фонтанам. сады и дворцы. Пятничная мечеть Кордовы - 1я в мире по величине. Население Андалуса - процентов по 10 арабов, берберов и евреев. Остальные - мосарабы - арабизированные романы, часть из которых осталась христианами. Среди последних сохранялась латынь , как язык богослужений (и отчасти местная вульгарная латынь) Армия состояла из берберского ополчения в Марокко, регулярных берберских частей в Андалусе , славянской гвардии из рабов (численностью более 13 000) и испанских наёмников из христианских королевств. Существовал сильный флот. Молодой халиф (вступивший на престол ещё в детстве) жил изолированно и предавался религиозным занятиям. Вся полнота власти была у великого визиря (здесь - хаджиба) Аль Мансура (Альмансор) (успешно подавляющего направленные против него многочисленные заговоры) Управление Марокко в 987 было передано берберскому клану Маграва (зената)
Андалус был крупным экономическим центром, захваченным арабской аграрной революцией. Повсеместно был сложные ирригационные сооружения кроме почти незаселённого центрального плато) , возделывались сахарный тростник, оливы, финиковые пальмы, виноград. и т.д. Процветало садоводство. Добывались цветные металлы и рубины. Процветала торговля и ремёсла. вывозились шерстяные и шёлковые ткани, керамика, оружие, и другие металлические изделия, кожаные изделия, шафран,фиги, вино, ценное дерево, шёлк-сырец, мрамор, рубины, сахар, кошинель , железо и др.
Высок был уровень грамотности. преподавание велось в частных школах, многие из которых содержались за счёт благотворительности. В начальных изучалась арабская грамматика и Коран. В высших (средних) грамматика и лексика на высоком уровне, сунна , философия, медицина, право и литература. Среди образованных было распространено вольномыслие. Духовенство и народ это не одобряли. В халифской библиотеке, насчитывающей более 400 000 томов, по приказы Аль Мансура была проведена духовенством чистка с сожжением крамольных сочинений. Повсеместно было увлечение поэзией и музыкой, стихи сочиняли и мужчины и женщины, в моде была импровизация.
Кроме старого халифского дворца в Кордове Альмансор возводит новый громадный комплекс в окрестностях. Он размещался натрёх террассах склона - наверху собственно дворец, посередине административный комплекс, внизу город с геометрическим планом - устроенный так чтобы не закрывать вид на дворцовые постройки
Обычные дома строились одноэтажными с окнами выходящими во внутренний двор с фонтаном и садом. города были хорошо укреплены. В пограничных замках обитали газии с полумонашеским уставом. Посмотреть вложение 99590
Христианская периферия В северной - христианской и варварской - части Испании, существовало несколько государств, в отношении которых аль мансур проводил жёсткую политику. Это было готское королевство Леон, баскские Наварра и Вигера: ранние государства управляемые "королями"- братьями, и Испанская марка - маркизат в составе Франции. Строй их заметно различался - от патриархального в Наварре до классической феодальной раздробленности в испанской марке, с её крепостными и практически независимыми графами. В Леоне графы ещё оставались королевскими сановниками, феодальная иерархия отсутствовала - и крупные и средние землевладельцы были в прямом подчинении короля. Их земли не были ленами, но крупные владения обладали иммунитетами, включая судебные. Многие города были частными, и некоторые (впервые в европе получали грамоты с вольностями). Единственным значительным центром был центр паломничества - монастырь Сан- Яго с прилегающими торгово-ремесленными кварталами. Бароны и епископы имели свои замки (деревянные), войска и вели частные войны. им подчинялись крестьяне разных статусов - сервы, вольноотпущеники, и патронируемые. В военное сословие мог войти всякий у кого были деньги на коня и вооружение. Были общины - бегетерии с правом свободно выбирать и менять сеньора. действовали старые готские законы и божий суд с ордалиями. преобладала большая семья или такая же коллективистская община из не-родных. арабское влияние было заметно в одежде и миниатюрах (стиль которых сильно отличался от западноевропейского)
В 981 Аль Мансур нанёс сокрушительное поражение объеденённым силам Леона и Наварры, после чего оба королевства признали вассальную зависимость, а король Наварры отдал дочь в гарем. Договор не признал только граф Кастилии. в 984 в Леоне власть захватил претендент Бермудо, подтвердивший вассальный договор, в 985 Аль Мансур помог ему справится с мятежниками, разместил в Леоне свои гарнизоны. В том же году он сокрушил Испанскую марку.и полностью разорил Барселону. в 986 барселонский граф (глава испанской марки) признал свою зависимость от Кордовы (параллельно фактически прекращается зависимость от Франции) в 987 г. Бермудо просил вывести гарнизоны, а получив отказ подготовил восстание и истребление оккупантов. В ответ начались карательные походы. в 988 столица Леона была уничтожена , а король укрылся в горах в 989 большинство графов Леона отказались признавать короля и присягнули Аль Мансуру, править королевством он назначил графа Гариса Гомеса. в 990 зависимость признал и граф Кастилии, ещё в 89 г ставшим независимым от Леона
Самый популярный в Испании 10 века - комментарий ливанского монаха Беатуса к Апокалипсису. Известно несколько его иллюстрированных версий.