Халифат Фатимидов Столица - Каир. Население не менее 22 млн. человек: Ифрикия (Алжир, Тунис, Ливия) - 8 млн. Сицилия - 1.9 млн Египет - 8 млн. Сирия - 3.9 млн. бюджет Египта - 4 млн. динаров армия состояла из берберского ополчения и гвардии гулямов - невольников- славян. Правящий халиф Аль Азиз создал также части тюркских и чёрных гулямов. существовал сильный флот (как в Ифрикии, так и в Египте )
автономные провинции: Ифрикия, под управлением Зиридов. Весьма процветающая провинция с урбанизаций на уровне 40 % населения. Мусульмане несколько больше половины жителей. арабы - процентов 7. Во внутренних районах жили берберы, в прибрежных румы и афарики (языки которых происходили от латыни и финикийского соответственно). Сохранялась письменная латынь. Много было евреев. Землевладение мелкотоварное. Существовала прослойка тяжеловооруженных рыцарей-дружинников. Сицилия, под управлением Кальбидов . По характеристикам сильно напоминала Ифрикию, с той разницей, что местным языком была не латынь, а греческий. В столице - Палермо - жило ок. 75 000 человек. Местные газии-флибустьеры контролировали Корсику и Сардинию. Хиджаз - под управлением Алидов, столица - Мекка. Процветал в основном за счёт паломничества в священные города. Живущие в пустыне бедуины считали себя вправе собирать с караванов паломников пошлины в свою пользу. особенно за пользование колодцами.
Теократическая власть фатимидских халифов была исключительно сильна. Для исмаилитов халиф был не просто главой верующих, но и имамом - носителем высшей и исключительной харизмы. Он читал по пятницам проповедь в главной мечети. шиитское духовенство получало от него жалование и назначения. агитаторы - даи - рассылались им в другие халифаты для ведения пропаганды. в собственных его владениях они выступали как комиссары при чиновниках (обычно христианах) с целью утверждения справедливости. Центром подготовки кадров стала новая мечеть Аль -Азхар, в 989 г. там стали читать лекции 35-36 учёных, получавших государственное жалование. была учреждена библиотека в 200 000 томов , постепенно число их увеличилось до 600 000 Аль Азиз был рыцарственным правителем, богатырского сложения, смуглым, рыжеволосым и голубоглазым, весьма жёстко следившим за ситуацией в стране. уровень коррупции был сведён к минимуму.
в экономике Египта традиционно доминировал государственный сектор. практически вся земля (кроме значительных владений христианских монастырей) был казённой. Государству принадлежали крупные мастерские (с частично наёмным, частично рабским трудом) в ведущей экспортной отрасли - текстильной. Государственные земли каждые 6 лет на аукционе передавались в аренду откупщикам. Последние заключали соглашение с крестьянами субарендаторами, где чётко проговаривалось какие культуры сажать, какие площади обрабатывать и т.д. Откупщики получали и налог-харадж. В описываемое время чиновники контролировали отношения между откупщиками и субарендаторами очень жёстко. так что откупщик мог рассчитывать на ограниченную и чётко фиксированную прибыль. Так что общая сумма выплат производимых крестьянами заметно снизилась. Государство определяло цены на хлеб и соответствие ремесленной продукции ГОСТу.
Аль Азхар мечеть Аль Хаким. Египет Ифрикия. Большая мечеть Махдии внутренние помещения мечетей могли быть полихромными.
христианская периферия В самом Египте христиане-копты (монофизиты) составляли больше половины населения (г.о.сельского). Их объединяла Александрийская патриархия . Под омофором коптского патриарха находились также Нубия и Эфиопия. Нубийское царство признавало и политическую зависимость от Фатимидов . Оба региона активно посещались арабскими работорговцами, базой их был Асуан (южнее которого базировались бедуины). Центром нубийской государственности была Алва , уделом - Макурра, существовали и другие зависимые княжества. Духовенство сюда назначалось из Египта. Соответственно, постепенно распространяется и коптский язык (вместо традиционного греческого как языка культуры). Столицей был город Соба, встроенные из красного кирпича, с многочисленными церквами. Дальше к югу находились княжества Эфиопии, христианские, иудейские или мусульманские.
Халифат Аббасидов Столица Багдад. Численность населения в районе 15 млн. чел. на самом деле это политическое объединение в значительной степени было фикцией. Халиф не имел реальной власти и получал скромное фиксированное содержание на свой двор (50 000 дукатов в год, которые в немалой степени шли на пополнение библиотеки в 200 000 томов). он был чисто духовным лидером, хотя именно его имя возглашалось в молитвах по всей территории халифата. а фактический правитель падал перед ним ниц и целовал землю. Фактическая власть в Багдаде принадлежала эмиру эмиров (амир аль умара) - главнокомандующему войсками и гвардией гулямов из дома Буидов. Но и его возможности были ограничены - реальной властью он обладал в Ираке и Фарсе, но главой дома Буидов был неон, а правитель Джибала (Ирака Персидского), который носил титул шахиншах. Ещё три Буида удельно правили в Кермане, Амоле и Басре-Хузистане. Власть их распространялась также на Оман. примерная численность населения всех буидских владений - 6,5 млн. бюджет - 3,25 млн. динаров (в т.ч. полтора миллиона с Ирака Арабского) Другой половиной халифата управляли из Бухары Саманиды. В их государстве было ок. 7 млн. жителей. Бюджет - 40 млн. дирхемов (2 млн. динаров)
особенностью было значительное влияние ираноязычного населения. Буиды и их войска были ираноязычными горцами- дейлемитами. Саманиды и их знать восточными иранцами , которые в это время стали называться таджиками. Здесь в 10 веке сложился новоперсидский литературный язык фарси - пожалуй это первый признак средневековой культуры которые мы сможет обнаружить. В Во владениях Буидов по прежнему использовался среднеперсидский - язык парсов. В Азебайджане - иранский язык азери. Буиды были шиитами, Саманиды - суннитами. Но и у тех и других присутствовал "иранский патриотизм" - интерес к доисламской культуре. В халифате Аббасидов господствовало крупной частное землевладение (мульк), стремительное разраставшееся за счёт переходы крестьян под частный патронат с формальной продажей земли. Другие уходили в города, переживавшие взрывообразный рост - городов стотысяников было не менее десятка. наряду с Багдадом, крупнейших городом был Нишапур - столица хорасанского наместничества Саманидов и перекрёсток торговых путей из Индии, Китая и с Волги, здесь жило более 200 000 человек. Значительны были люмпенские слои населения. Сам Багдад после длительного упадка и смут начинает восстанавливаться и активно строиться при Буиде Адуд-ад-доула (в 78-83 гг.) Второй "средневековой" особенностью региона (на фоне нерушимой постантичности Исламскогом мира) было арспространение условного землевладения типа бенефеция - икта, прежде всего у Буидов. У Саманидов икта имели характер крупных имунных владений - княжеств, которых было около десятка. в государстве Саманидов в кон. 10 в.возникла и такая новая форма образования как медресе. Здесь появилась и конница вооружённая булатными саблями.
Но всё же главными ударными частями Аббасидских государств были тюркские гулямы. рабы активно завозились по Волге, и из Казахстанских степей - откуда собственно и доставлялись невольники-тюрки. в 980-х Саманидское государство вступает в полосу политического кризиса, когда тюркские военачальники фактически перехватывают власть у визиров и эмира и начинают притеснять народ, вспыхивают мятежи. Видимо эти события и прекратили приток арабского серебра на север (тем более что газии сами стали захватывать рабов с территории Булгара, а не покупать их). А это как мы помним, спровоцировало новый натиск викингов на Англию. так что мир был довольно таки связным уже тогда )
Частью аббасидской конфедерации были и некоторые окраинные государства. так видимо в Йемене эмир признавал Аббасидов, а шиитский имам - Фатимидов. Карматы (исмаилиты) Синда-Белуджистана провозглашали хутбу на Фатимидов, а карматы Восточной Аравии (Эль-Хасы и Бахрейна) - на Аббасидов. Карматская полития Бахрейна была примечательна своим устройством - армией служило ополчение, налогов никто не платил, власть принадлежала 5 тайным шейхам и х заместителям. Община владела 30 000 эфиопских рабов, которых сдавала в аренду своим членам, что и служило источником пополнения бюджета, наряду с военной добычей и пошлин с караванов паломников.
Периферия К периферии аббасидского халифата можно отнести многочисленные мелкие политии Кавказа и Закавказья: три княжества Гиляна, эмираты Азербайджан, Гянджа, Ширван, Тбилиси, Дербент, княжества Дагестана: Карах, Серир, Кайтаг, Гумик, из которых только Кайтаг был мусульманским, а Гумик христианским. Вольный дагестанский аул Зирихгиран (Кубачи) - знаменитый центр оружейного производства , видимо, был зороастрийским. И пять армянских царств, из которых доминириующим было царство со столицей в Ани, правитель которого носил титул шахиншах. Население этого царства возможно достигало миллиона человек. В столице жило ок. ста тысяч. Преобладала крупная частная земельная собственность (в т.ч. церковная). Армия - ополчение. Торговля и ремёсла процветали. Получила распространение ересь тондракийцев, вероятно родственная павликианству. Ани
Мир ислама. образ жизни. Аграрная революция 9-10 вв. захватила почти весь исламский мир. Главным её следствием стало внедрение вплоть до Андалуса новых культур из Индии и Китая: риса, сахарного тростника, цитрусов. Главной зерновой культурой становится пшеница. Необычайного разнообразия достигли и традиционные культуры - яблоки, груши, гранаты, бахчёвые,и особенно виноград, только в Средней Азии его насчитывалась сотня сортов. Выращивались гигантские виноградные лозы, где одна гроздь едва умещалась в корзину. Много выращивалось товарных технических культур, шафран, индиго, на востоке хлопок, в Египте лён. Сушёные и свежие фрукты из мест произарастания перевозились на большие расстояния. Также например как копчёные осетры из озера Ван или атлантический тунец. Обычным стало собирать 2 урожая в год. Производились масштабные ирригационные работы - с чрезвычайно сложными инженерными сооружениями - искусственные озёра, каналы , водоподъёмные колёса, кяризы протяжённостью десятки километров с глубиной залегания до сотни метров. Повсеместно использовались водяные мельница, а местами и ветряные. В Багдаде существовал привилегированный рынок семян, куда поощрялось привозить семена разнообразных экзотических растений, вплоть до бананов.
Города Уровень урбанизации в сравнении с христианским миром был очень высокий. Города с десятками тысяч жителей были не редкость. Управляли ими чиновники, но существовало самоуправление на уровне цехов и гильдий, а также городская милиция. ремесленное производство в основном было сосредоточено в небольших мастерских и было мелкотоварным. существовали сотни ремесленных специальностей. существовала специализация регионов. Так лучшая бумага производилась в Самарканде, но смогла полностью вытеснить из обращения египетский папирус. Процветала шёлковая промышленность, почти заменив китайские шелка. льняные ткани были высочайшего качества и очень дорогими. особенно когда льняные нити чередовались с золотыми. Металлургические приёмы заимствованные в Индии и Китае в основном были распространены на востоке. Во многих городах было централизованное водоснабжение, вообще они оценивались именно по качеству воды, самая худшая была в Басре . Инфраструктура предполагала наличие крытых базаров, бань и мечетей. Последние были открыты круглосуточно и играли универсальную роль клубов, ночлежек, и учебных заведений одновременно. Востчоные города имели цитадель , медины и базар обнесённые крепостными стенами. Города Аравии и старый Каир (Фустат) были застроены многоэтажными (7-8 этажей) домами. Новый города-резиденции строили в это время владетели, это были города-сады, центром которых был дворец. Профессия купцы была почётна, торговлей не брезговали и правители. Капиталы находящиеся в обороте были значительны, упоминаются и купеческие состояния в 2 млн. динаров. Для сравнения, весьма экономный буидский правитель Джибала Фахр ад-доула оставил после себя 2875 000 динаров и 100 860 790 дирхемов. Правда собственники не были защищены от произвола - конфискаций (правда редких), выбивания долгов казне с помощью пыток, и (часто) захват казной наследства (в этом отношении имущество христиан и иудеев было более гарантировано). чаще всего конфисковалось наследство крупных чиновников. Весьма широко распространены были прокат и кредит. При переводе денег на дальние расстояния обычно использовались чеки.
Суд и право Судебная система была построена на основе шариата, предполагающего независимость судей-кади от светских властей. поэтому многие судьи отказывались от жалования. но параллельно существовал и полицейский суд, по делам где принуждающая власть решений требовала административных мер . Здесь могли применяться избиения при следствии, в то время как шариат применение пыток строго возбраняет. Фактически процедура шариатского суда предполагала вынесение решения путём выяснения репутации. Поэтому свидетели там, это не очевидцы, а почтенные граждане, позволяющие эту репутацию установить. Правоведение было чуть ли не основной наукой. Существовало несколько (4-5) соперничающих правовых школ. Учёные правоведы пользовались высоким авторитетом, и редко соглашались занять должность кади, как правило поле долгих уговоров. высшей мерой наказания было четвертование с посажеинем на кол. его применяли только к самым ужасным злодеям-мятежникам. за воровство рубили руку, за разбой руку и ногу. прелюбодеяние наказывалось побиением камнями, но процедура установления истины была столь сложна, что де факто эти приговоры не выносились. Образование образование как и богатство причисляло людей к высшему обществу, знатность по крови учитывалась реже (знать называлась патрициями, это были потомки владетельных особ), кроме Алидов и Аббасидов. второй важнейшей наукой было хадисоведеине - с установление цепи передатчиков и их репутации, что предполагало довольно сложные историко-генеалогические изыскания. почтенна был и арабская грамматика, с весьма высокого уровня языковедческими изысканиями и составлением словарей. существовало 8 школ разной огласовки Корана. лекции читались в мечетях. встречались и лекторы - женщины. Прочие науки, включая медицину, относились к области философии (т.е. были основаны на древнегреческой премудрости)
арабский костюм включал длинную рубаху и короткие широкие штаны. сверху мог надеваться кафтан . в моде был чистый белый цвет. у женщин можно цветной но естественный, не крашеный. разноцветная крашеная одежда - для рабов. в костюме главное единая гамма и ткань. на голову мог надеваться большой тюрбан из льняной ткани, до сотни метров в длину. Женщины зарывали лицо покрывалом. дом обычно состоял из одноэтажных построек вокруг внутреннего двора. мебели кроме ларей не было. столы вносили на время трапезы. в основном же были ковры и подушки. была женская половина, где дамы могли принимать гостей (и сами они ходили в гости). но при приёме гостей мужа они не присутствовали, туда могли пригласить гетеру, или артисток (обычно певших и игравших за занавеской). Бисексуальность считалась признаком культурности. Иногда мальчиками наряжали и девушек-служанок. Рабы много чаще использовались в домашнем хозяйстве , чем на производстве. бить рабов считало совсем не комильфо. рабыни в домах мусульман (но не христиан) по совместительству был наложницами. Дети от них считались законными. Рабынями были проститутки и певицы/музыкантши. Сохранились подробные руководства по выбору рабов, качеству разных наций и об обучении рабыни (это было целое искусство). Худшими рабами считались армяне. кулинария процветала. переписывались поваренные книги, существовал этикет поведения за столом. руки мыли до и после еды. основой питания был хлеб и фрукты. Употребление вина было распространено повсеместно. Любимым местом винопития были сады христианских монастырей. признаком комфорта были вода со льдом и примитивный кондиционер - с водой струящейся по войлоку. развлечения среднего класса была в общем то те же что и в Византии: скачки, конное поло, голуби, перепелиные бои, шахматы, кости. особенностью было только всеобщее увлечение поэзией. были и мимические актёры, париями они не считались. Ценилось острословие, пышная риторика , эпистолярный жанр, каллиграфия. развлекательная литература. услуга проститутки или мальчика стоила 2 дирхема, ночь с известной гетерой 1 динар (день -2) лодочник на Тигре за день зарабатывал 3 дирхема. подённый рабочий в Египте 1 дирхем в день, средний ремесленник 2 дирхема. пшеница в Египте стоила 10 дирхемов за центнер, в Багдаде - 20.
кон. 10 в.это время создания первых обобщающих теоретических трудов по суфизму. а самым ярким памятников около-исмалитской мысли стала вышедшая в Басре Энциклопедия Братьев Чистоты в 52 томах (14 — по математике, 17 — по естествознанию, 10 — о душе и разуме и 11 трактатов о божественных законах и шариате). исламский мир этой эпохи это центр тогдашней научной мысли. В халифате Аббасидов, кроме анонимных "братьев" можно назвать по именам минимум шесть крупных астрономов-математиков, введших например такие понятия как тангенс и котангенс, Ас Суфи принадлежит каталог 1086 звёзд, заметно дополненный только в 13 веке. В Андалусе - трёх крупных учёных в области медицины - хирурга Аль Захрави, автора медицинской энциклопедии ибн аббаса и фармакологической - аль Харави. Именно здесь был эпицентр постантичной цивилизации доминировал мир ислама и в экономике. если принять вычисления Мэдсона в отношении Англии (самой изученной страны) с ВВП на д.н. в 1128 долларов (2011 г.), то Саманидскую экономику можно оценить в 1700 долларов на д.н. , государств Буидов и фатимидов в 2800, а Омейядов значительно выше. (хотя скорее всего эти данные по англии сильно завышены)