Из записок Ивана Ефимова

Тема в разделе "Опыт художников и его синтез", создана пользователем Мила, 5 июн 2009.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [mod=Мила]Из "Заповедника Омелы"[/mod]

    "1936
    Я люблю писать весёлые и "ненужные" работы.
    В Крыму в Баты-Лимане подходит рыбак: "Ты живописец? Напиши буквы на лодке "Ореанда".
    Я стал писать не только буквы, но и двух дельфинов, которые весело потом ныряли, когда лодка зарывалась в прозрачности волн.
    В этих ненужных вещах рождается особая игра ума, которую иногда удаётся сохранить и в серьёзных.
    Если другие меня и укоряют в "легкомыслии", которое видится им сквозь призму их "тяжёломыслия", то я себя за это не укоряю".

    "1950
    Смотря из трамвая на хороший ампирный дом с одним тупым чётким углом, освещённым утренним солнцем, и другим скруглённым, я подумал, что главное различие настоящей вещи от бездарной это - радовался ли творец, рождая.
    Уж очень много вещей, зачатых безрадостно. Я вспомнил талантливого сапожника в Сергиеве, который говорил: "Безрадостные башмаки". Когда писались чудотворные иконы - душа вкладывалась..."

    "1951
    Положительно, я сейчас намного моложе и жизнелюбивее, чем пятьдесят лет назад. Чтобы мне быть таким, когда я смотрел римские вечно бьющие фонтаны! Тогда, положительно, всё мне было ни к чему. И своей силы я не чувствовал, и не надеялся на жизнь, не ждал от неё хорошего потому, что и сам не давал ей. Я не знал, что значит самому делать жизнь. Она шла помимо меня и интереса не вызывала.
    Странно, надо прожить семьдесят три года, чтобы выучиться жить".

    "1958
    Вот глупо выходит: только что разработаешься, приобретаешь резвость, опыт, как и скоро помирать".
     
  2. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.874
    Симпатии:
    599
    Симпатичные афоризмы.
    А кто такой? В поисковиках не нашел такого советского живописца.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    Ну вот, пока, Яник, я писала ответ на ваш вопрос, здесь тоже уже появились изюминки. :)

    Так вот, о Ефимове.

    Иван Ефимов был в своё время известным скульптором-анималистом, но для меня он более интересен, как художник-кукольник в творческом тендеме с Симонович-Ефимовой.

    «В нашем театре сидят с открытыми от блаженства ртами; а на мою скульптуру ни на какую ртов не разевают. Может быть, потому, что мало понимают», - писал Ефимов в 1929 году.
    Мне не близки минимализм, склонность к лапидарности и ангажированность Ефимова как скульптура, но я отдаю должное его грамотности и чутью к форме и материалу. Это чутьё скульптора отлично ему помогало, когда они с женой возрождали кукольный театр в советской России. Образцов, кукольник уже другого поколения, приходивший к Ефимовым ради советов и учёбы, писал: «…я познакомился с людьми, бесконечно увлечёнными куклами, и людьми не серенькими, не заурядными, а индивидуальными и талантливыми».

    Вот они, голубчики:
    [​IMG]

    Об их Театре я могу судить только по литературным источникам – воспоминаниям, дневниковым записям, эскизам и фотоматериалам. Меня трогают творческая самоотдача и непосредственность их как мыслителей и литераторов. Симонович-Ефимова тоже написала замечательную книгу - «Записки петрушечника».
    Вот забавная запись из книги Ефимова «Об искусстве и художниках»: «Нина Яковлевна [жена Ефимова] считает, что хороших (положительных) кукол надо надевать на правую руку, а плохих – на левую».
    И ещё: «Наши жесты в Театре кукол должны быть словами для глухих, а наши слова – жестами для слепых».
    «Не всё памятники делать, отчего не сделать и свистульку?»

    [​IMG]

    Прошу прощения за плохое качество картинок - я просто сфотографировала страницы книги, сканер не работает.

    ______
    Чтобы не раздваивалась ветка, отрывки из "Записок петрушечника" отделила в новую тему.
    http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=2315
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    Яник, я сейчас сама полезла в Яндекс и нашла на первой же странице две ссылки на Ивана Ефимова:
    http://www.krugosvet.ru/enc/kultura...itelnoe_iskusstvo/EFIMOV_IVAN_SEMENOVICH.html
    http://www.god.dvoinik.ru/knugol/rec/efimov.htm
    Пробовала искать в Интернете оригинальный текст предисловия к книге Н.Я. Симонович-Ефимовой «Записки Петрушечника» (ГИЗ, 1925) Павла Флоренского, упоминаний его много, самого текста нет.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    О П.А.Флоренском:

    "Я: Сколько страдания-то [в портрете моём], оцените!
    П.А.: Я не российский интеллигент, чтобы ценить страдание. Если оно ни к чему, то за него надо ещё наказать.
    Я: Влейте ему калёным железом по обнажённым нервам? И это называется - добрый батюшка!
    П.А.: Редкая адекватность выражения.
    Я: Кажется, Павел Александрович, что вы одеты с иголочки.
    П.А.: Может быть, и правда - с иголочки - сейчас заштопывали.
    Я: Вы в коже и я в коже.
    П.А.: Но вы более честно. [Павел Александрович в кожаном пальто, а я - голый совсем]"

    Ещё повесила отрывки из записок в другом месте.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    "Фольклор.

    Соломонида Ивановна.
    Записи 1927-1929-х годов.

    "Труд кверху подымат, краса - книзу".

    "Для чего ж таку беду наделали?" (Про фейерверк).

    "Лучше долюбаете-то мужиков". (Соломонида заметила, что у нас гостят больше мужчины).

    "Стоя не выношу горевать. Пойду полежу",

    Я: На спасенье готовишься, а брагу варишь? Соломонида: "В рабах служу".

    Соломонида про Шергина: "Не прогуляется, всё пише и пише". "Всё надо новенькое! Ведь это како надо терпение - стально!"

    Нина Яковлевна спрашивает Соломониду: "Кто тебе нравится больше всего из наших гостей?"
    "Владимир Андреевич (Фаворский) - справедливый. Не качается, такой прямой, как фуганок. Сердце не дробно, рассудок хороший". - А Павел Александрович (Флоренский)? - "Я его ума не могу судить. И я не понимаю, как он говорит, он не по-русски говорит. Он не по-нашему говорит, я не могу узнать ничего. А Владимир Андреевич говорит по-нашему". - А Борис Викторович (Шергин)? - "Борис Викторович - это как моя кровь. А Владимир Андреевич это как ваша. Ну и жена его - уж это я и не знаю! Что на душе, ничего не скроет, как хороша!"

    Пелагея Григорьевна (тётя Поля).
    Записи 1930-1950 годов.

    "У меня родни только ноги одни".

    "Мга пошла. Паршит снежок. Дожжычек мокросит".

    "Теперь малость кто с одной женой живёт. На татарскую ногу перешли".

    Сожрал целую сковороду. Поля: "Работать - мальчик, а есть - мужичок".

    Я: Ты ведь скромная? Поля: "Да, скоромная".

    "У меня романтизм" (ревматизм).

    Полино доказательство бытия Божьего. Стоит у открытого окна: "Ишь вот дожжычек... а говорят - Бога нет!"


    Соломонида Ивановна и Пелагея Григорьевна - крестьянки, жившие в разное время в семье Ефимовых.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    О В.А.Серове:

    Как сталь пробуют алмазом, так правду можно было испытывать мнением Серова.

    Серов не переносил "красивости" и скорее склонен был недоговорить и аскетически обеднить изображение...
    Портрет, сказал Серов, тогда хорош, когда в нём есть волшебная ошибка.

    О М.А.Врубеле:

    Меня всегда немножко беспокоили павлиньи перья в "Демоне" Врубеля. Теперь я понял, почему я против них настроен: кроме и помимо лёгкого запаха модерна эти перья (хвостовые) слишком мягки, на них не полетишь, тем более стремительным полётом Демона. Они у него изображены в состоянии расслабленности, но они и не могут быть в состоянии бодрого напряжения...

    О В.А.Фаворском:

    Мне досталось от судьбы великое счастье жить рядом с Фаворским. Всегда можно было услышать исчерпывающий всепонимающий ответ. Жажда работать сопутствует ему всю жизнь. Пахать до глубины плодоносную почву. Ему не приходится ждать вдохновения, оно всегда наполняет его до краёв...

    [​IMG]
    В.Серов. Портрет графини В.В Мусиной-Пушкиной

    [​IMG]
    В.Серов. Портрет Маргариты Морозовой

    [​IMG]
    М.Врубель. Демон поверженный

    [​IMG]
    М.Врубель. Фрагмент картины "Демон поверженный"

    А вот он, кстати, и летящий:
    [​IMG]

    [​IMG]
    В.Фаворский. Отдых стада

    [​IMG]
    В.Фаворский. Дон Гуан

    Образы, владеющие художником, неминуемо уплотняются и одеваются - в перья, драпировки, металл... Как бы ни расцвечивалась судьба художника, он несчастен тем несчастьем, которое не развеять на земле. Либо мы говорим что-то на земном языке, либо остаёмся безъязыкими.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    «1930
    На реке Вало из деревни Пазял-Усикья (Вотская область) - водяная мельница. Поверх шлюзов хлещет мощный, светло-жёлтого зелёного стекла поток, между брёвнами - часть падения водопада белого хрусталя. Дальше под мостом пенится по мокрым доскам с дрожащими мокрыми чёрными ветками. Натурально - куда купаться. Кажется это недоступным. Но я знаю, что вода обращается со мной ласковее, чем грозится. Частью цепляясь, частью упираясь наискось в переводы изнанки моста, благо всё как раз в моём масштабе, слезаю. Бьёт, почти сшибает, борешься с его повелительным напором. Поднырнул под него - сижу в водной светлой беседке, только сквозь доски, до поры до времени сдерживающие напор реки, пробзикивают энергичные горизонтальные струи и переборки. Вспомнил - сегодня день Ивана Купалы.

    Уважаемая профессура (т. е. я сам) только что слезла с высоченной берёзы сажень на 8, на опушке священной рощи. Ещё пульсы приятно дрожат от напряжения. Ветер. Хорошо он сопрягается с упругостью дерева: дополняют друг друга. А то и упругости скучно без силы, и напору ветра не гибкое сопротивление не интересно. Порадовались на меня должно быть только духи удмуртских предков... В роще родовой храм: огороженное колотыми досками "святое святых" - круг, куда входит только старейшина. К кругу примкнут храм - огороженный жердями загон. Недавно присутствовали на домашнем языческом молении. (Район Можги, Вотская автономная область.)

    ...1937
    Ум мутится, плывёт как во сне от снегового блаженства, снеговой тишины...

    Весь в росе куст жасмина цветущего и куст пионов в росе и никого кругом. Водил лицом по мокрым ветвям. Причём, если застигнут меня, что я стою на коленях и упершись рукой во взрытую землю, качаю покрытый росою лист, не удивятся - привыкли.

    ...1940
    Лес. Ландыши. Сплошь растут, крупные. Рвал, и лошадь, киргиз, их тоже рвала. Огромный букет нарвал, сел верхом, пустил киргиза в карьер, уткнувши лицо в ландыши, совершенно неожиданно для себя, от восторга залаял. Атавизм?

    ...1947
    В Дзинтари у нас души (душ) были могучие; окно открыто, рябина смотрит, лучи солнца пронизывают огневые струи воды. Захотелось петь от восторга. Запелось: "Во Иордани крещающуся Тебе Господи, Троичное явися поклонениеи дух в виде Голубини извествова Словесе утверждение".

    ...1952
    Спал у рыбаков под звёздами, под большим кипарисом. Он плотно-бугристый переливается под напором ветра, тёмный. Освещённые восходящим солнцем облака потом потухли. Охристо-серые с прорывами синего неба, и на тёмных облаках летают освещённые золотистым серебром чайки. Потом купался, и на тёмных тучах сверкали алмазы брызг, сильно взбиваемых правой ногой; а плаваю я теперь часто вперёд ногами, как привыкли покойники, и двигаюсь загребая по направлению к голове ударами с воздуха, каковой пузырями многими и булькает у моих ушей, а крупные шары воды взбиваемой падают мне тяжело на лицо».
     
    La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    ...1937
    Что жизнь трагична в своём существе, утверждать нельзя. Даже тот же я, крупный "специалист по тоске", это отрицаю, своим сейчасошним, слава Аполлону, существованием; всё зависит от того, какая инерция, светлая или тёмная работает в человеке сейчас.

    ...1938
    Я всегда говорю: до чего же люди плохо понимают друг друга, когда даже я сам себя другого периода, мрачного, вспоминаю без особого понимания, сочувствия, и уж во всяком случае без всякой симпатии...

    ...1952
    Надо всегда восхищаться мирозданием.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    Цеховые чувства

    «...рисунком по принципу артиллерийской вилки: перелёт, недолёт, попадание; больше - меньше - верный масштаб. Конечно, мои историки признают, что мои вольные рисунки - основа моего композиционного дара и опыта. Я совершенно безудержно орнаментирую и компоную. Ведь не на сельскохозяйственных заказах же я учусь.

    Разгон руки - великое дело.

    Мне кажется, трудно найти в мировом искусстве пример такой лёгкости и разнообразия творчества, как мои вольные рисунки. Рубенс, Буше? Но у них больше похожи друг на друга композиции, чем мои, менее индивидуально и заново выдумалась каждая вещь. Вот Микеланджело неисчерпаем беспредельно, и вазовые эллинские живописцы...

    Для графики надо, чтобы рисунок был расправлен, как в гербарии, чтобы рисунок сразу читался, как иероглиф.

    Эллины бы одобрили моих "Кентавров"...»

    Из записей 1937-1938 годов

    Вот так, не больше, но и не меньше. Из-за впечатления от упоминаний имён художников вспоминается другие записи Ивана Семёновича:

    «Гравюра Рембрандта (старик поднял с женщины одеяло) – коленкоровый манекен, вместо тугой линии бедра и вообще тела – мелкий чирк-чирк, всё изгрызано. На рисунках и гравюрах Рембрандта женщины отвратительны (как женщины, и тем самым как рисунок), мешки, проломанные рёбра, сгнившие…»
    «У Рембрандта и Тициана «Даная» - падают золотые монеты, да ещё какая-то сводня собирает в подол (для рынка) и поднимает портьеру для «господинчика», идущего по тротуару, а отнюдь не свергшемуся с небес богу Зевсу. Глупейшая композиция – были струи золота, а не империалы. Неужели они не поняли, что впечатление это производит смешное. Если человек не знает заранее, какое произведёт впечатление, значит плохой композитор…»


    И другое вспоминается:
    «…мне он не слишком понравился. Как человек он, должно быть, неглупый, наблюдательный, большой насмешник и даже остроумный. Но как художник — он мало художник. Большею частью гравюры его представляют композиции, состоящие из светотени, штрихов у него почти не бывает, исключая его портреты выдающихся современных людей, где манера его несколько другая. В композициях, гравюрах он берет цвет и тень широкими общими пятнами, не обращая внимания на то, где тень падающая и собственная, не обращая внимания на формы: иногда надо много догадки и остроумия, чтобы понять, что в таком­-то черном пятне слито в общее тень руки, драпировка, сюртук, галстук и все лицо…Нет! Не гравер. Он точно так же мог бы рисовать пером. Да он и в самом деле пишет картины, которые не уступают его гравюрам и в которых он также остроумный человек, но мало художник…»
    А.Остроумова-Лебедева о Феликсе Валлотоне

    Вот ведь ревнивица.
    Мастерство часто бывает ревнивым. Это и полезно для работы, и вредно для здоровья)
    А ведь есть иная ревность, которая говорит вот как:

    «...есть много вещей, в которые надо верить и которые надо любить: в Шекспире есть нечто от Рембрандта, в Мишле — от Корреджо, в Викторе Гюго — от Делакруа, а в Евангелии — нечто от Рембрандта или в Рембрандте от Евангелия, как тебе больше нравится, — это одно и то же при условии, что имеющий уши не пытается исказить смысл того, что слышит, и делает поправку на масштаб сравнения, которое не имеет целью принизить заслуги сравниваемых лиц. В Бэньяне есть нечто от Мариса или Милле, а в Бичер-Стоу — от Ари Шеффера.
    <...>
    ...я очень хорошо помню, что даже в то время на меня произвел особенно глубокое впечатление рисунок Домье — старик под каштаном на Елисейских полях (иллюстрация к Бальзаку), хотя рисунок этот был совсем не таким уж примечательным. Но меня поразило нечто очень сильное и мужественное, отличавшее замысел Домье, и я подумал: «А ведь, должно быть, хорошо мыслить и чувствовать так, чтобы равнодушно проходить мимо очень многого и сосредоточиваться лишь на вещах, которые дают пищу для размышлений и трогают человека как такового более непосредственно и лично, чем луга или облака».
    Именно поэтому меня неизменно притягивают английские рисовальщики и английские писатели с их подчеркнуто трезвой, как утро в понедельник, деловитостью, прозаичностью и склонностью к анализу, их образы, в которых есть что-то прочное и основательное, такое, на что можно опереться в дни, когда мы чувствуем себя слабыми».


    И ведь кто сказал - художник, любая похвала которому не может быть чрезмерно велика. Винсент Ван Гог.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    "Или вот стою мучительно перед работой, переминаюсь (хотя что-то само там делается), или лежу в тоске, досадуя, что никуда не еду, и неизвестно, когда вырвусь. Поехал в Останкино. Там на меня нагрянула сильнейшая гроза с звенящими ударами и ливнем. "До костей я весь промок", как говорил Иван-дурак. Дома выпил водки и вдруг нарыв души прорвался, гной куда-то утёк и душа посветлела. Пойду завтра делать лошадь в художественном театре. Там уже подготовили скульптуру (горельеф) по моему рисунку на доске для постановки "Пикквикского клуба". Пара. С движением. Едут на пикник. Это моё исцеление от грозы даже слишком буквально иллюстрирует памятное мне с молодости стихотворение А.К.Толстого*.
    __________
    * На траву я бросил книги
    В брызги росного огня,
    Прочь с души моей вериги.
    Книга-Жизнь вокруг меня.
    А.К.Толстой"

    "...чрезвычайно повышается острота восприятия тем, что из тюрьмы городских стен через шесть минут попадаешь в эдем. Потом, возможно, что у меня есть и психоз, навязчивая идея через всю жизнь: я считаю каждый день, прожитый не в Природе, пропавшим, и по счастью Ботанический сад - пластырь на эту старую рану".

    "Маска надутой учёности не всегда скрывает под собой настоящую науку. Я дерзаю думать, что не только искусство, но даже большая наука может быть в каком-то плане весёлой, то есть создаваться с трепетом восторга..."

    "Легкомысленный человек". Это ничего, что легкомысленный. Мы - Моцарты - всегда легко мыслим".

    И.Ефимов, из записок 33-36-го годов.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    "Байрон, если с первого же раза сюжет не давался, по его же словам, "отходил от него, как тигр ворча уходит в тростниковую чащу, если не удалось схватить добычу с первого скачка". И никогда больше к нему не возвращался".
    И.Ефимов

    В этом что-то есть, хоть это не универсально. Если не само решение, то хотя бы направление, куда придётся двигаться, при первом же "скачке" должно открыться.
    Волнующая Ефимова идея о том, что необходима мгновенная точность решения, органично вписалась в мир природы, который Ефимов пытался выразить как знаками своими скульптурами. Стремительность творческого броска и правда схожа с броском тигра.

    "Есть живые произведения, ничем, кроме живого чувства не кончающиеся, а есть произведения, которые в конце концов, будучи живыми и от жизни идущими, воплощаются, как ритмические мысли, как кристаллы, я бы сказал пластические идеи... В этом он [Иван Ефимов] подобен и древним художникам".
    В.Фаворский

    Да, это интересно. Мне всегда было слегка досадно, что Ефимов разменялся на многие напрасные вещи. Но это был вопрос выживания художника, который в итоге сделал в своей жизни много замечательного. Он сам представлял собой феномен органического человека и художника. Через его руки - вот чудо! - в двадцатый век прорвался звериный стиль, как сама древняя природа.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    "А забавно, как совершенно в корне меняешься под влиянием того или другого настроения. Когда в хорошей полосе, то артистическая, например, способность приобретает необыкновенную силу: при взгляде на какой-нибудь образ он точно отливается в сознании в чёткие формы и не чувствуешь затруднения, передавая его. Когда же наступает отлив сил, делаешься неспособен до смешного, каждый штрих стоит большого труда, почти страдания... <...>
    Страшно чувствовать, что живёшь половиной сознания. Видишь всё сквозь туман. При мозговой работе чувствуешь, что там где-то всё скользит поверхностно, точно не можешь работать всей массой мозга. Проблески полного сознания редки..."

    И.Ефимов, 1901 год

    Вот такие откровения, как кажется мне теперь, надо читать, мобилизуя целиком всю свою возможную мудрость и не воспринимая написанное буквально. "Полоумное" ("полу-умное") состояние Ефимова, его туман восприятия в сравнении с максимально-ясными моментами иных людей могли бы быть образцами для последних в своей ясности. Он прожил достаточно, чтобы всё написанное, сказанное им было утверждено его жизнью. Работал, творил, мыслил, был органичен в своём времени. В восемьдесят мог написать в записках: "Надо будет начать жить сначала. Когда стукнет девяносто. Построже бы работать".

    То есть читать жалобы художников следовало бы, помня об их бескомпромиссности в отношении своего труда. И не стоит впадать в противоположную крайность. Такие жалобы - не каприз, не ломание артистичной личности. Художник - своего рода медиум, через него приходят к людям образы, и художник, отслеживающий то, что с ним происходит, конечно, тревожится, когда ощущает какие-то помехи в воплощении образов.
    Что уж там, надо признать - отдание себя стихии вдохновения (одновременно с жалобами на недостаточность мысли) было творческим методом скульптора: "Небывалый и неповторимый пример самородящегося творчества является мгновенно и неожиданно и осуществляется" (И.Ефимов).
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    "Про зебру не знаешь, как сказать: чёрненькая она или беленькая".

    "Зло с добром не уживается. Зло уходит".

    "Человек неистощим в своих надеждах".

    "Чувство масштаба есть признак вершины культуры искусства".

    "Легче рисовать, чем не рисовать".

    "Мне труднее поверить в беспроволочный телеграф, чем в бессмертие души".

    "Кто-то сказал: гении не родятся, а умирают".

    "Старость оклеветана: самое трагическое время жизни - юность".

    "Метро. Огромная толпа. И каждый - плод любви! И каждого хоронить надо".

    "Мы слишком мало живём, чтобы терпеть плохое искусство".

    Иван Ефимов


    [​IMG]
    И.Ефимов и В.Фаворский. 1938г.
     
    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей