Кстати, средневековые европейские ордильи водой и огнем (каленым железом), распространенные в германо-скандинавском мире, но также и в славянском, явно индо-европейского (индо-иранского) происхождения. Но, что замечательно в индийских юридических трактатах, так это то что судья их должен назначать не абы как, а если документов-свидетелей нету, и подзащитному нечем защититься, то тогда он может такими ордильями доказать свою клятву о невинвности. Также замечательный пункт что лжесвидетельство это страшнейший грех, и такой человек проведет сто следующих реинкарнаций беспомощным, связанным Варуной. Но. Если обвиняемому грозит смертная казнь, то лжесвидетелство спасающее ему жизнь допустимо (но конечно его надо замаливать перед Варуной).
На юге Индостана в это время господствовала династия Паллава, основанная в 3 в. в результате движения лесных племён. В 6 в. это было уже вполне индианизированное шиваитское государство - гегемон Южной Индии и (отчасти) Цейлона. Оно просуществовало до кон. 9 в. Цейлонское царство с центром в Анурадхапуре до кон. 10 в. На Цейлоне лидировал буддизм тхеравады с центром в монастыре Махавихара. Оппозицию составляли махаянские школы. Конкуренция велась довольно жёстко. В 9 в. появляется буддийская тантра. Кроме того почитались и индуистские боги, статуи которых часто возводились прямо в буддийских храмах. (Тара) (12-метровый Будда )
ЮВА Для этого региона это не эпоха перехода к средневековью, а эра становления государственности и цивилизации. Здесь складывались общества трёх основных типов: 1.таласократии и портовые города (нагары) - мир побережий, завязанный прежде всего на дальнюю морскую торговлю, преобладает сетевая стратегия. основа хозяйства -рисоводство , но пригодных земель немного. 2. ирригационные общества плодородных внутренних районов. преобладают корпоративные стратегии 3. первобытная или полупервобытная периферия (в основном во внутренних районах малопригодных для рисоводства, но был и морской вариант. Собственно, к этой категории относилась большая часть региона. На описываемом этапе лидерство принадлежало таласократиям, имевшим доступ к новейшим технологиям. Во всех странах региона получили распространение как хинаяна с махаяной, так и вишнуизм с шиваизмом. Но в каждой стране соотношение их было различно.
Моны австроазиатский народ обитавший на побережье нынешних Бирмы и Таиланда. к 3 в. у них возникают сложные вождества во главе с кшатриями, которые в 5 в. перерастают в города государства (ок. 30). в 6 в. восточные моны освобождаются от власти Фунани, в 7 в. возникает собственная монская гегемония Дварвати. в 7-8 вв. проиходит колонизационное движение на север, где во внутренних районах создаются масштабные ирригационные системы. Там возникает государство Харипуджайя. В 9 в. Дварвати утрачивает независимость, а восточные моны объединяются в государство Рамандессу. Господствующий идеологией был буддизм сарвастивады. 6-9 вв. Посмотреть вложение 29735
моны постепенно уравновешивали торговую модель ирригационной. чисто ирригационное общество складывалось во внутренних районах Бирмы. Примерно с 4 в до н.э. там поселился тибето-бирманский народ пью. Государство пью Шрикшетра (существовало с 4 в.) имело некоторые признаки гиперобзины - столица была союзом деревенских общин, территория которых была обнесена длинной крепостной стеной и откуда осуществлялась гегемония над остальными районами. Возможно существовало несколько городов0государств с меняющейся гегемонией. Гибель столицы означала гибель государства. Что и произошло, когда в 835 г. Шрикшетра была завоёвана северным соседом - Наньчжао. Здесь была распространена и махаяна и вишнуизм, но преобладала всё же тхеравада. из танской хроники. нач. 9 в. «Когда царь пью отправляется в путешествие, он выезжает на носилках, сплетенных из золотых полос. А когда путешествует далеко, едет на слоне. У него много жен и наложниц... Стена города облицована плитками зеленой глазури (эти плитки обнаружены как в Тарекитаре, так и в Халинджи. — Авт.), и длина ее — дневной переход. Откосы рва устланы кирпичом. В городе обитает несколько тысяч семейств. Там же более ста буддийских монастырей, комнаты в них украшены золотом и серебром, полы покрыты коврами. Таков же дворец царя... В обычае пью любить все живое и воздерживаться от убийства. Их земля родит сою, рис, просо, но конопля и пшеница там не растут... По достижении семи лет мальчикам и девочкам бреют головы и отдают в монастырь, где они учатся и постигают буддийские законы. Если к двадцати годам они не хотят посвятить свою жизнь служению Будде, то снова отращивают волосы и возвращаются к мирской жизни... Одежда их из хлопка. Они оборачивают ее вокруг тела. Они не носят шелковых одежд, потому что производство шелка связано с убийством живого существа... Среди них много предсказателей и астрологов. В городе двенадцать ворот и пагоды по четырем углам. Все люди живут внутри городских стен. Они кроют крыши свинцом и оловом и употребляют в строительстве дерево... Они здороваются за руку и наклоняют голову в знак уважения. Они знакомы с астрономией и знают буддийские законы. Они носят головные уборы, украшенные золотыми цветами... В царском дворе два колокола: один серебряный, другой золотой. Когда враг [21]близко, они курят благовония и бьют в колокола... сахарный тростник растег там в ногу толщиной. Деньги их — серебряные и золотые. У них нет масла, они жгут воск с благовониями... женщины ходят с веерами, а те, ранг которых высок, выходят из дома в сопровождении пяти-шести служанок».
Фунань (Бапном?) на юге нынешней камбоджи была с 3 в. типичной таласократией, подчинившей многие монские и малайские города и княжества. с 4 в. началось создание значительных ирригационных систем и освоение северных заболоченных равнин. В 5 в. при новой династии основанной эмигрантом Каундиньей 2 "были введены индийские обычаи". До этого заметную рль играл буддизм (махаянский), теперь официальным стал вишнуизм. к северу в это время (с 4 в.) существовали "варварские" кхмерские вождества. Одно из них в сер. 6 в. возглавил (женившись на наследнице) фунаньский принц Бхаварман. Видимо после ему удалось подчинить и Фунань. так или иначе лидерство переходит к ирригационному северу. Государство стало называться Ченла . В 7 в. Фунань была окончательно инкорпорирована кхмерами.Была выстроена новая столица - Ишанапура и утверждён государственный шиваизм (буддизм был временно даже запрещён). В сер. 7 в. официальным стал синкретический и терпимый культ Хари-хари (Шивы-Вишну) В 7 в. Ченла вела широкую экспансию, но в 8 в. распалась на княжества. 5-8вв индуистские боги (Кришна)
Чампа Австронезийский народ чамов жил на территории нынешнего южного Вьетнама, примерно, со 2 в до н.э. На политогенез оказал влияние Китай - возможно первая правящая династия (кон. 2 в.) была китайской и начала править в условиях распада империи Хань. Однако затем центр в результате экспансии перемещается к югу. В 3 в. временно была в сфере влияния Фунани, в 4 в. начинается инданизация. до 5 в. именно Чампе подчинялись кхмерские княжества. Основной идеологией был шиваизм. 6-8 вв. обломки храмового декора
Индонезия Большинство государств здесь было портово-торгового типа - нагары, областью развития ирригационной цивилизации здесь была только Ява. Изначально частью региона были и малайские области континента (нынешних Малайзии и Таиланда). Древнейшие индианзированные государства появляются здесь в 4-5 в. (на Яве и Калимантане). Затем появляются и другие. В сер. 7 в. возникает малайская таласократия Шривиджайя с центром в Палеомбанге (Суматра). Уже в 7 в. она стала крупным центром буддизма махаяны (вообще, буддизм проник на острова уже во 2 в.). Фактически здесь существует один из "буддийских университетов". Значительная часть Явы в сер. 8 в. было объединено правителем Санджаей. Он был сторонником шиваизма. В кон. 8- нач. 9 в. несколько десятилетий Ява и Суматра были объединены под властью буддийской династии Шайлендра. Центр был на Яве, где разворачивается гигантское строительство. Уже со вт. пол 8 в. был известна на Яве и тантра. В дальнейшем Шривиджайя стала крупным центров ваджраяны. Значительным был синкретизм, так бодхисаттва Манджушри одновременно почитался как Шива и Вишну. Возник образ"Шива-Будды". 8-9 в Авалокитешвара (майтрейя) (Ганеша)
напомню, в самой Индии буддийскими регионами оставались Кашмир и Пала (Восточная часть Гангской долины) http://forum.arimoya.info/threads/Причины-упадка-буддизма-в-Индии.2849/#post-82807
Раджапутский период 8-13 вв. Раджапутская экспансия затронула прежде всего Западную Индию (Центральную Индию, долину Инда, запад Гангской долины. В Бенгалии и Бихаре с переменным успехом продолжала сопротивление буддийская (и низкокастовая по происхождению) династия Пала. В Декане главными силами были Чалукьи (их раджапутское родство спорно) и временно сменившие их Раштракуты (они. видимо, раджапуты). лидерами раджапутов в 8-10 в. были Пратихары. Потом существовали многочисленные династии из 36 царских кул, в том числе с десяток "великих держав" с крайне неустойчивыми границами и колебательными движениями от мелкого княжества до владык полумира и обратно. Политическое устройство отличалось простотой и иерархичностью. Глава клана распределял владения в лены-уделы между родичами. Размеры таких уделом колебались от деревни до целой страны в рамках феодальные иерархии (якобы до 9 ступеней). Окончательно эта иерархия оформилась в 11-12 вв. В 11 в. начинается некоторое оживление городской жизни. Этот "процесс феодализации" имел другие следствия чем в Европе. Напомню, что там приход варваров означал появление большого числа свободных общинников, которые на следующем этапе закабалялись и постепенно уравнивались правами с зависимыми крестьянами. В Индии наоборот. На первом этапе (8-10в) положение крестьян попавших под власть новых раджапутских сеньоров заметно ухудшилось - они были обязаны барщиной и перешли в разряд шудр (в Индии шудрой был всякий, кто работал на другого). А на втором этапе, напротив, положение общинников заметно улучшилось - потому что в результате полигамии сами раджапуты и родственные им племена чрезвычайно размножились и сами стали составлять большинство населения в пожалованных деревнях. Так что вернулась исходная ситуация с достаточно высококастовыми земледельцами-общинниками ( за которых тяжёлые и грязные работы выполняли шудры). Сами раджапуты получили статус кшатриев и возвели свои генеалогии к древних кшатрийским династиям (солнечной, лунной и огненной). В культуре не было такого разрыва традиций и упадка , как в Европе. Вектор развития искусства тоже был противоположным - к максимальному натурализму и эротизму. Образ личного Бога всё более притягивал современников уже не только на Юге. Но философско-теоретическое обоснование расцветшему в литературе бхакти дал только в 12 в. Рамануджа (вишишта-адвайта - мир и индивидуальные души реальны, Брахман это Ишвара, недвойственность достигается только при его достижении.) . Эпоха немало прозаических произведений (например Океан сказаний Сомадевы), изощрённую многозначную(и даже эквилибристическую) поэзию на санскрите, новую поэзию на пракритах, множество авторитетных комментариев на основполагающие сутры и шастры, много кратких обобщающих трудов- обзоров и бессчётные схоластические сочинения по всем видам знания с опорой на предшественников. Самым выдающимся достижением логики может считаться новая (навья) ньяя Гангеши (12 в.)