Юг Индостана жил собственными ритмами. Так раджапутизации не происходило, там ещё только начиналась имперская фаза. До кон. 9 в. региональными гегемонами были Паллавы. в 898 г. их свергли вассалы - Чола. именно Чола поднялась до уровня мировой империи как - как великая морская держава. В пер. пол 11. она объединила весь юг, покорила Цейлон и распространила контроль на Суматру и монов Бирмы. империя эта окончательно распалась во вт. пол. 12 в. Затем возвысилась Пандья. Здесь не было кшатриев и касты земледельцев шли сразу за брахманами, к ним принадлежали и царские роды. Сельские общины объединялись в обширные "волости" - практически самоуправляющиеся республики с торговым городком в центре. Только Чолы стали назначать туда для управления своих представителей. Сами общины тоже пользовались самым широким самоуправлением. Существовали могущественные торговые корпорации (даже с собственными войсками). Купцы были исключительно богаты и влиятельны. Отдельно можно упомянуть Кералу . После недолгого подчинения Раштракутам в 9 в. она представляла собой конгломерат городов-государств, каждый из которых был важным портом мировой торговли. Здесь процветали общины христиан, мусульман, иудеев. Архитектура разительным образом отличалась от индийской и скорее напоминает Китай и Японию.
О буддийском искусстве этого времени http://forum.arimoya.info/threads/Причины-упадка-буддизма-в-Индии.2849/#post-82826 10 в. (Пала) (Манджушри. Кашмир) (12 в. Пала) Буддизм отступал но сохранялся на территории Магадхи, Бенгалии, в Гималаях, в Непале, в Кашмире (в Кашмире расцвёл и своеобразный кашмирский шиваизм, тантрический в основе) и отчасти в Гуджарате. В 11 в. индийский буддизм в своей поздней форме окончательно утверждается в Тибете (вместе с индо-буддийской культурой). Теряет позиции и джайнизм. В 8-10 вв. его опорой были деканские Раштракуты. Но в конце эпохи он сохраняется, фактически, только на территории Гуджарата. В Гуджарате поселились и переселившиеся из Ирана парсы (зороастрийцы). Новой силой становится ислам. Сила это была внешняя и экспансивная. Речь идёт о новом начавшемся завоевании Индии с запада. В нач. 8 в. мусульмане овладели Синдом, в нач. 11 в. Пенджабом, в кон. 12 в. всей Северной Индией без Центральной)
Как-то мы быстро вылетели из ведической индии. Но этот просто замечательный кусочек я таки помещу: Бывает 8 видов женидьбы: 1. Когда отец выдет дочь за жениха попросившего ее руки после тщательной оценки образования и характера жениха. Это обычай Брахманов. 2. Когда отец наряжает и украшает свою дочь и говорит жениху: Это твоя жена, исполни закон с ней. Это обычай Прагапати. 3. Когда жених получает невесту за Быка и Корову. Это обычай Риши. 4. Кода девица выдется за монаха, после того как приняты от него подарки. Это обычай Дэвов. 5. Когда союз заключается любовниками. Это обычай Гандхарва. 6. Когда жених получает невесту заплатив родителям. Это обычай Асуров. 7. Когда девица ведется под венец после ее насильственного похищения. Это обычай Ракшасов. 8. Если кто-то овладел девицей пока она спала, была пьяна, или без чувств, и после этого из страсти или страха женится на ней. Это обычай Пайшаков. Первые 4 приемлемы для Брахманов, 6 и 7 пригодны и для Кшатриев, а 5 и 8 только для Вайшья и Шудра. Бодхаяна сутра 1.11.20
хотя , можно предположить и то, что искусство в Индии с самого начала отставало в развитии от текущей социально-экономической ситуации лет на 400 ) Бедные мусульманские завоеватели! на какие компромиссы с совестью им пришлось пойти в этой стране вопиющего идолопоклонничества! Ну, все правовые трактаты в описываемое время писались так как будто на дворе всё ещё Ведическая эра ) Бедные мусульманские завоеватели! на какие компромиссы с совестью им пришлось пойти в этой стране вопиющего идолопоклонничества! (уже размещала Мила, не помню где) (11 в)
В период владычества Чола значительно усиливаются позиции индуизма на Цейлоне. В описываемую эпоху там поселилось и значительное количество тамилов. Окончатеьно складываетс кастовая система. В кон. 11 в. Цейлон вновь обретает независимость, возникает новое сингальское царство со столицей в Полоннаруве. 12 век (особенно вт. пол.) это период временного ренессанса цейлонской традиции - ведутся грандиозные ирригационный работы, цейлонский военный флот совершает удачные походы в Южную Индию и Бирму, создаётся централизованное государство, усилиями которого все секты Цейлона были сведены в единую сангху и проведена чистка от всех нерадивых монахов. Но в 13 в. наступает период смуты и развала.
ЮВА На этом этапе всё большую роль начинают играть ирригационные общества. Наряду со старыми державами (моны, Шривиджайя, Чампа) выходят вперёд государства кхмеров, яванцев, бирманцев. Моны Продолжали существовать три монских государства : Дварвати (Луво, Лопбури) - древнейшее. В нач. 11 в. было завоёвано кхмерами. его бывшая колония на севере - Харипуджайя - просуществовала до 1298 г. когда пала под ударами варваров -таев. федерация Рамандеса на юге Бирмы просуществовала до 1057 г. и было захвачено варварами мьянма (бирманцами). Здесь всё больше ощущалось не влияние Индии вообще, а конкретно Цейлона, идеологией была тхеравада. Бирма бирманские племена - мьянма продвинулись в сер. 9 в. в центральные районы Бирмы вместе с армиями Наньчжао. Постепенно они поглотили остатки народа пью. В 11. началось объединение княжеств мьянма вокруг княжества Паган. В сер. 11 в. паганский царь Анируда стал гегемоном и начал наступление на юг. От монского миссионера он принят буддизм тхеравады и потребовал у царя монов передать ему весь канон. получив отказ. он завоевал Рамандесу. 30 000 монов были угнаны на север и как государственные рабы поселены в центральных районах. вт. пол 11- нач. 12 в. это время становления бирманской культуры и государственности под руководством монских специалистов. В 12 в. влияние южан падает. Но государственной религий уже довольно прочно была тхеравада. Наравне с ней покровительством пользовалася и индуизм. А к 13 в. начинается движение аранов - лесных отшельников (м.б. тантрического окраса, поскольку они пили вино и ели мясо). Царство Паган в 12 в. объяединяло б.ч. нынешней Мьянмы и было довольно централизованным государством. В 13 в. начинаются проблемы связанные с растратой б.ч. государственного земельного фонда (в немалой степени переданного монастырям). В конце века паган был покорён монголами. Главными действующими лицами становятся новые варвары - шаны. руина Пагана
Чампа Это государство продолжает существовать, хотя с 10 в. постоянно подвергается иноземным нашествиям. В период 875-925 гг. к власти временно приходит буддийская династия. Но затем снова торжествует шиваизм. В портовых городах в 10 в. появляются и мусульманские общины. В 1206 г. Чампа была завоёвана кхмерами (и восстановлена только через 20 лет)
империя Шайледров (кон. 8- нач. 9 в) оставила нескольких наследников. В 819 г. , Шайлендры потеряли ядро своих владений- Центральную Яву и , очевидно , стали править в Палеомбанге на Суматре . Т.о. произошло возрождение Шривиджайи как таласократии - системы портов в зависимых княжествах , контролируемых с помощью сильного флота. Шривиджайя оставалась важным центром махаяны и ваджраяны. В кон. 10 в. индийский учёный Атиша прибыл сюда для обучения бодхичитте. И в частности он обнаружил широкое распространение здесь Калачакры (незадолго до того возникшей в районе Кашмира). Эти учения он принёс в Западный Тибет. Отсюда видно насколько тесны были связи внутри буддийского мира. Южный Индостан, Цейлон, страны ЮВА вооще составляли единый культурно-политический комплекс, связанный торговлей, внешнеполитическими и династическими связями, дальними походами (в 11 в. Чола временно покорила Шривиджайю, в сер. 12 в Цейлон Бирму, в 13 в. Малайские правители овладели Цейлоном) и т.д. В 13 в. Шривиджайя распадается на отдельные княжества. (9 в) Ява оказалась в 9 в. в руках местных шиваитских династий. Причём центр цивилизации сместился в Восточную Яву ,а центральные районы пришли в запустение. Государственность здесь была слабой, но экономические возможности , благодаря ирригационной системе , достаточно велики. Наряду с господствующим шиваизмом здесь сохранялся и буддизм и между ними формировался сложный синкретический комплекс. Процветала придворная литература. (вишну) (Праджняпарамита) (страж дворцовых ворот)
Третий наследник Шайлендров не прямой. В кон. 8 в. они разгромили кхмерское государство Ченлу и увезли на Яву её правителя Джаявармана. В нач. 9 в. он вернулся как вассал и , видимо, под большим впечатлением от культа девараджи - обожествлённого правителя. Джаяварман и стал основателем империи Камбуджадеша - величайшей империи ЮВА описываемого периода (9-13 в.) В период максимального расширения она охватывала всю территорию современных Камбоджи, Лаоса и б.ч. Таиланда. Здесь возникла мощная централизованная система, напоминающая древние деспотии. В основе её лежал культ бога-царя, обоснованием обычно служил шиваизм, но иногда бывали монархи вишнуиты и буддисты (махаяна). высшего могущества империя достигла при буддисте Джаявармане 7 (кон. 12- нач. 13 вв). Существовала мощная бюрократия(включающая по сути и жречество обслуживающее царский культ и управляющее гигантскими храмовыми хозяйствами). В процессе развития были созданы чуть ли не сложнейшие в мире ирригационные системы. Роль общин (в сравнении с Явой , например) резко упала. Крестьяне стали феодально-зависимыми. В начале от частных владельцев, а затем всё более от казны. В 13 в. истощение почв вызвало нарастающий кризис и перемещение экономического центра в в другие районы. кхмерская империя слабеет и теряет внешние владения. На умы всё большее влияние оказывает "дешёвый" буддизм тхеравады, монахам-тхеравадинам удаётся взять в свои руки и систему образования.