Мусульманская эпоха (13-16 вв.) По рубежу 13-14 вв. проходит линия разрыва- меняется эпоха, меняется эстетика. Собственно то, что мы знаем как современная культура Индии и ЮВА берёт начало отсюда. Всё что до этого -"древний мир " ) Конечно, как уже говорилось, собственно Индия и ЮВА (с Южным Индостаном) развивались асинхронно. Для Индии рубежом стало именно мусульманское завоевание - не первое иноземное завоевание, но первое, которое индуизму не удалось поглотить. Это был приход другой цивилизации. Для Юга и ЮВА этот рубеж, скорее переход к средним векам, как таковым. В 13 в., почти независимо от внешних воздействий, приходят в упадок и распадаются ирригационные государства: Цейлон, Паган (Бирма), Камбуджадеша, Шривиджайя. Снова обретают независимость моны и чамы. Варвары появляются только в конце столетия (хотя просачивались они конечно уже несколько веков) - это таи, лао и шаны, говорившие на тайских языках. (Камбоджа, 13 в.) Т.о. 13 в. сам по себе это переходный период. Время завоевания мусульманами Северной Индии и исчезновения индийского буддизма. Время появления ислама на островах Архипелага. Время появления монголов у рубежей Индии.
характерный памятник для переходной эпоху (13 в.) - искусство Хойсалов - наиболее могущественной династии Южного Индостана после падения Чолов (кон. 12) и до мусульманского завоевания Декана (нач. 14 в.). Очень изысканное , усложнённое и в тоже время отходящее от натурализма.
Начала завоевание Индии династия Гуридов из нынешнего Афганистана. Но уже в 1206 г. индийские мусульмане основали независимый Делийский султанат. Довольно быстро стало понятно, что уничтожить идолопоклонство и идолопоклонников в этой стране не удастся. Но , конечно, возможности стргоительства новых храмов были ограничены. В 14 в. были введены запреты на создание изображений. Часть земель была изъята у местных владетелей и передена в икта мусульманским эмирам, часть раджей и их вассалов приняла ислам и тоже стали иктадарами . но контролировать всю огромную территорию было сложно. в 13 в. делийские султаны регулярно ходиои в карательные и завоевательные походы. Белое пятно на карте выше - это Гондвана, область племён гондов, остававшихся до 14 в. первобытным народом вне влияния индийских властей и культуры. Только в 14 в. здесь появляются индианизированные князья. Центральная Индия (эт где на карте Чауханы и Парамары), даже после завоевательных походов нач. 14 в. сохранила своих многочисленных князей-раджапутов, контроль над которыми был призрачен. Завоёванные в это же время Декан и Юг тоже не были покорены до конца - почти сразу вспыхнули восстания и лидеры повстанцев основали многочисленные княжества (вперемежку с землями прежних раджей и мусульманских сановников). Крайний юг и малабарский берег с его портовыми городами вообще не были покорены. Т.о. в нач. 14 в. Делийский султанат достиг максимального расширения, а к кон. 14 в. уже начал распадаться на владения отдельных мусульманских эмиров. Несмотря на тяжёлые налоги это было время заметного экономического прогресса - так мусульмане принесли технологии которые увеличили производительность ткачества в 6 раз. Началась новая урбанизация , расширился рынок , на рынок стала работать и часть ремесленников. Индийская и индо-мусульманская культуры конечно контачили но взаимовлияние было не велико. Индусы с трудом терпели господ которые были непонятно кто по касте (во всяком случае не кшатрии). Мусульмане кривясь принимали на службу индсов. Тем не менее переходы из индуизма в ислам и обратно были нередки. С войсками первых завоевателей в Индию пришли исмаилиты и суфии. Случалось что в тарикаты принимали индусов ,а мусульмане участвовали в движении бхакти. Кабир (1440-1518) почитался святым и теми и другими Если среди индусов прежде был влиятельней шиваизм, то теперь вишнуизм начинает выходить на первый план. Хотя шиваизм ещё в 14 в. имел многих ярких теоретиков и предствителей - центрами его был Кашмир и тамильский Юг. Вишнуизм начал выступать всё в большей степени как кришнаизм. Начало было положено , скорее всего, знаменитым бенгальским поэтом Джаядевой (кон. 12 в.) , его Гита-говинда посвящённая Кришне и Радхе дала яркий образный ряд для кришнаитского бхакти. Во вт. пол. 13- нач. 14 в. вишнуитское бхакти получило философское обоснование в двайта-веданте Мадхвы (юг) и двайта-адвайте Нимбарки (Декан) - учения эти сильно приблизили индуизм к авраамическим идеологиям, хотя и не признали творения душ , но установили твёрдую границу между Богом, миром и душами, провозгласив любовь к Богу высшей целью, а спасением ни нирвану а Голоку - место наслаждения общения с личным богом. 14-15 в. дали целую гирлянду поэтов и теоретиков вайшнавского бхакти. вершиной которой стали Чайтанья (Бенгалия) и Валлабха (Гуджарат) жившие в кон. 15- нач. 16 в. и создавшие два направления кришнаизма (Валлабха был пантеистом, а Чайтанья считал вопрос отношения Бога , душ и мира, волновавший ведантистов, непостижимым теоретически и в общем неинтересным - главное это страстная любовь-почитание Кришны (полностью сменившего Вишну) и Радхи. Современный кришнаизм вульгаризирует именно это последнее направление. Из наук продолжали развиваться традиционные логика , математика и астрономия (известной была Керальская астрономическая школа-традиция, модель космоса которой была близка кеплеровской. индийская математика в нач. 16 в. ещё имела по ряду вопросов приоритет перед европейской. Но в целом интеллектуальный спад по сравнению с предшествующими веками был заметен. На все основный вопросы были найдены ответы, все правила сформулирована, традиция начала замыкание на самой себе.
Виджаянгар В 1311 г делийские войска вторглись на юг Индостана. В 1336 г. было основано государство Виджаянгар, к 1370-м оно подчинило своей власти весь регион (кроме портовых городов Кералы). Эта империя стала лебединой песней дравидского юга (что-то вроде империи Каролингов). Основали её пять братьев, принявшие ислам и направленные на юг волей султана. Здесь они однао вернулись в веру предков и основали собственное государство. До кон. 15 в. оно было шиваитским, потом вишнуитским (при сохранении веротерпимости). В 14 в. это раннее государство с уделами. В 15 в . уже централизованное - с провинциями и наместниками из брахманов.(местные князьки сохранились только на крайнем юге) это время обострения социальной борьбы когда южноиндийские "волости" встали на борьбу против чиновничьего произвола и роста налогов. и победили. (хотя по сравнению с предшествующим периодом огромные "республики" и распались на более скромные объединения нескольких деревень. в которых к тому же усилилась общинная знать ("мироеды" ) ). Зато широкое распространение получило деревенское ремесло , ориентированное на местные рынки. В 16 в. формируется система феодальных бенефециев, по образцу мусульманских икта. Полсе поражения 1565 г. от мусульман, взявших столицу, быстро нарастает раздробленность и в нач. 17 в. империя распадается.
по понятным причинам, индусская архитектура этого периода связано или с Раджастханом или в Виджаянгаром. Раджастхан замок раджи Альвара (частично - реконструкция) джайнская миниатюра книжная миниатюра была в Индии сравнительно новым жанром истоки манеры можно видеть , например в буддийских фресках Ладакха (11 в.) (буддийская миниатюра 12 в.) и мусульманской миниатюре Делийского султаната (не испытавшей монгольских новаций)
Если архитектура эпохи ещё верна прежним традициям (в ней даже ощущается большая симметричность, классичность и чуть ли не ордерность), то в живописи и скульптуре новые тенденции (наметившиеся ещё в искусстве Пагана) проявляются в полной мере - условность, примитивизация и фольлоризация (порой даже нарочитая и пародийная).
"Орион и Плеяды в зорю вошли,а Большая Медведица головою стояла на восток"... красиво, чистая поэзия.
ЮВА 13-15 вв. это время кризиса ирригационных обществ на фоне нового возрастания роли международной торговли. В эту эпоху значение торговых путей Южный морей достигает своего апогея. Между Египтом и Китаем расцвёл целый мир, основанный на международных коммуникациях и сетевых стратегиях. Его главными действующими лицами стали мусульманские купцы. Также это эпоха когда политическое присутствие Китая в регионе стало реальным фактором. Совершались китайские военные экспедиции, передвигались миссии, возникла значительная китайская диаспора. Причём часто китайские мигранты и мусульманские купцы это были одни и те же лица. Мусульмане по вере, носившие одновременно 2-3 имени (китайское, мусульманское и местное), женатые на индонезийских или тамильских женщинах и уважающие местные обычаи. Настоящей их родиной было море и порты. Наибольшее влияние они оказали на судьбы Индонезии. Индонезия. К нач. 13 в. здесь завершился распад таласократии Шривиджайя и начались бурные политические процессы на Яве. Ява была очень богатым островом со слаборазвитыми институтами. Доходы от экспорта позволяли царям содержать роскошный двор с придворными поэтами, шиваитские храмы и буддийскую сангху не особо вмешиваясь в дела общин. С нач. 13 в. начинаются сдвиги - сначала царь объявляет себя девараджей (живым Шивой) по камбоджийскому образцу , что вызывает конфликт с духовенством. Потом власть захватывает авантюрист из простонародья , объявивший себя воплощением Триумурти и местного синкретического бога Батара гуру. Начинается эра восстаний переворотов, интриг , тираний, попыток экспансии. В 1293 г. это вылилось в создание империи Маджапахит. Наряду с Виджаянгаром это была последняя индуистская империя. В сер. 14 в. она достигла максимального расширения. в таких границах , правда пробыла недолго. В 1323 европейский путешественник Одорико описал её так: «Неподалеку от этого царства (Самудра.) лежит большой остров, название которому Ява, и в окружности имеет он добрых три тысячи миль, Под царем этой Явы ходит семь коронованных государей, и остров густо населен, и он лучший из всех островов. Родится на этом острове кубеба, камфора, кардамон, мускатный орех, и есть там много иных пряностей и всяческой снеди, вот только вина на нем нет. У царя этого острова удивительнейший дворец. Дворец этот очень велик, и в нем есть громадная лестница, широкая и высокая, со ступенями вперемежку золотыми и серебряными. А пол в том дворце выстлан золотыми и серебряными изразцами, и стены изнутри покрыты золотыми пластинами, на которых выбиты золотые всадники, а вокруг головы у них же золотые нимбы, как у наших святых. И нимбы эти сплошь усеяны драгоценными камнями. И сверх того, крыша этого дворца тоже золотая, и, коротко говоря, нет ныне на свете дворца столь богатого и красивого. Великий хан Китая много воевал с этим царем, но последний всегда побеждал его и одерживал над ним верх» Структура империи была довольно архаична, хотя и была шагом вперёд. Впервые выделились сословные группы знати, простолюдинов и рабов (знать выделилась из состава общинников), двор с особым этикетом, аристократическая бюрократия. Центр империи на Яве управлялся правящим кланом , члены которого были удельными князьями и членами совета.Дальние острова - местными князьями, платившими дань и иногда сажаемыми на трон самими яванцами. Государственной религией был культ Шива-Будды, цари обожествлялись после смерти (строилось два заупокойных храма- шиваитский и буддийский). но обе церковные организации существовали раздельно. Когда именно исчез буддизм в Индонезии неизвестно, но в сер. 14 в. он в этой системе ещё играл свою роль, хотя буддийские миссии на завоёванные территории к западу от Явы были запрещены, а шиваитские напротив, поощрялись. Впрочем, всё это уже не имело значение, поскольку действительно успешной миссией была только исламская. Ислам утвердился на Северной Суматре уже в 13 веке, и постепенно стал религией всего портового интернационального мира. Важнейшим событием стало возникновение в нач. 15 в. Малакского княжества (с 1414 приняло ислам и стало султанатом) потомков династии Шривиджайи. Благодаря выгодному местоположению, в течении века Малакка превратилась в крупнейший мировой порт - сердце всей южной торговли. После этого влияние мусульманского купечества во всём регионе начало быстро расти. На самой Яве купцы, породнившись с местной властью или прямо захватив власть, стали хозяевами северного побережья. В 1478 г. один из них успешно бросил вызов самому махарадже . Так был основан султанат Демак. После этого развал и деградация старой системы пошли полным ходом. В 1527 войска Демака взяли разрушили столицу Маджапахита. Последний император удержал только крайний восток Явы и Бали. Весь архипелаг стал мусульманским.
Как Яник говорит, "синхрон". : Искусство сегодняшнего дня. Это, насколько я понимаю, использование "в качестве перевозочного средства?" :
ракшаса ) точнее это один постепенно ракшасизировавшийся царь-людоед по имени Калмасапада из яванской поэмы. кстати, столкнуться с реальными людоедами в Индонезии можно было отойдя на день пути от любого не-яванского города. внутренние районы почти всех островов оставались первобытными. да часто и побережья. хотя в 14 в. у ряда прибрежных народов политогенез ускорился (буги, минкагабау - на Сулавеси, Западной Суматре, на Молуккских островах (13 в),Южных Филиппинах (15 в.) )
Чампа. С нач. 14 в. сюда начинается последовательное наступление Вьетнама (с захватом земель и колонизацией). В 1471 г. Чампа (Тямпа) потерпела окончательное поражение, потеряла столицу и превратилась в небольшое вассальное княжество. Погас ещё один очаг индуизма.
Ну, собственно, это время, когда индуизм перестал быть международной религией, которой он был минимум с 5 века )
Цейлон В 13 в. цейлонская государственность переживала тяжёлый кризис. причиной (или следствием) этого была деградация ирригационной системы. Население, центр экономической жизни , а затем и центр государственности в 14 в.стали перемещаться из традиционной северной " сухой зоны" в юго-западную "влажную зону". Значение рисоводства упало и резко возросло значение выращивания экспортных культур (прежде всего корицы). Т.е. Цейлон становился из "ирригационнго" "портовым" обществом. Резко выросло значение мусульманского и тамильского купечества, ставшего в 15 в . хозяевами прибрежных городов (потом в упорной конкуренции мусульмане одержали верх). В 15 в. царская власть усилилась (в сер. 15 в. остров был даже не на долго объединён, включая индуистский тамильский север), исчезли вотчины и возобладали поместья, царь полновластно распоряжался статусом и занятиями каст, трудовая повинность вытеснила оброк. Но уже к кон. 15 в. феодальная раздробленность восторжествовала. Несмотря на не слишком впечатляющее политическое положение, Цейлон в этот период стал играть роль духовной метрополии всей ЮВА. Причиной была успешная реформа сангхи во вт. пол. 12 в. (упоминалась выше). Именно тогда тхеравада становится государственной религией Цейлона, секты были распущены, а сангха стала высокоэффективной церковной организаций. К которой соседи стали проявлять значительный интерес. Джаяварман 7, упоминавшийся великий император Камбуджадеши, сторонник махаяны, послал своего сына на обучение на Цейлон для знакомства с новыми веяниями. С этого времени в Камбодже появились тхеравадинские монахи. Хотя после смерти Джаявармана 7 , особенно при Джаявармане 8 (1243-95) шиваизм снова стал государственной религией империи тхеравадины преобрели значительную власть над умами и стали играть роль в образовании. Деспотическая империя с обожествлённым монархом на фоне стагнирующей экономики быстро теряла популярность. В 1295 в результате переворота к власти пришёл царь-тхеравадин Индраварман 3. Но в 1308 он постригся в монахи . Новые цари обрушили на буддизм гонения - закрывались монастыри, преследовались монахи. Но переломтиь ситуацию не смогли - империя распадалась, окраины захватывали (иногда на правах федератов) тайские вождества . В 1330-х кризис достиг апогея, управление было потеряно. Ок. 1336 г. династия пала и власть захватил человек из народа - Чай ("огуречный король") вся имперская система и культ девараджи были демонтированы, тхеравада стала официальной религией ( а индуизм только небольшим придворным культом), налоговый пресс ослаб. Впрочем, в западных районах (ныне Южный Таиланд) на некоторой время расцвёл "лесной индуизм" - отшельников-риши. Индокитайский полуостров меж тем переходит в руки варваров-тайцев. Их патриархальные вождества-мыанги на фоне гибнущей империи казались чудесной альтернативой. Ещё в 1228 тайцы-ахомы овладели индийской Камарупой и превратили её в царство Ассам. В 1238 на севере Таиланда появился тайский мыанг Сукотаи, который во вт. пол 13- нач. 14 в. при Рама Камхенге - стал на короткое время могучим царство, расширившись до Сингапура. Рама Камхенг был верным вассалом юаньского императора, ездил в Пекин и привёз оттуда идеи и мастеров (тогда появился тайский фарфор). Он принял буддизм. В 1257 г. в Лигор (ныне южная оконечность Таиланда) вернулась группа монахов , отправленных на обучение на Цейлон, и утвердила там новую ортодоксию. Эта была территория малайского королевства Тамбралинга (временно владевшего и севером Ланки) . Отсюда Рамакамхенг и пригласил учёных монахов. Но вообще здесь и в соседней Бирме, поделенной шанскими вождями ,преобладал "лесной буддизм" аранья . В соседнем тайском "королевстве" Чиенгмай - основанном в 1292 г. на руинах захваченной монской Харипуджайи, буддизм получил официальное признание в 1345 г.В 1430 сюда возвратилась посылаемая на обучение на Ланку группа монахов с "чистым учением". Король отказался принят миссию и попытался возродить язычество, но потерял трон и в 1445 реформированная тхеравада восторжествовала. В 1349 г. камбоджийский король Чай дал 10000-й корпус тайском принцу Фа Нгуну и послал его против мыангов тайцев- лао занявших все северные провинции. Фа Нгун завоевал многочисленные вождества лао и основал собственное королевство . Саму Камбоджу в это время едва не захватили таи и о правах сузеренитета она не вспоминала. Но к Фа Нгуну с удовольствие направили по его просьбе Типитаку, учёных монахов и Золотую статую Будды. Новое королевство Лансанг тем самым получило высшую санкцию. В 1477 в Чиенгмае было проведено сангити с целью исправления вех допущенных переписчиками ошибок в каноне. В 1523 г. исправленная версия Типитаки была по просьбе тамошнего короля отправлена и в Лансанг. Моны в условиях распада империй востановили свои государства ещё в кон. 13 в. на востоке (в Южном Таиланде) это была федерация княжеств Лопбури и Супанбури, на западе (в Южной Бирме) королевство. которое потом стали называть Пегу. Моны были буддистами издавна. Впрочем во глав этих государств сразу (на западе) или потом (на востоке) в равно встали тайские вожди. Престол Лопбури в 1350 г получил зять правителя - тайский вождь Утонг (кажется, по отцу - китаец). Его монско-тайское царство стало называться по столице Аютия (Аютхайя). Государство это решило подхватить впадающую из ослабевших ру Камбоджи императорскую корону. Был введён культ девараджи (в буддийском в основном варианте, но с придворными брахманами) и создана очень жёсткая система управления - население было разделено на военного (организованное в военные поселения) и гражданское (обязанное полугодовой трудовой повинностью) сословия, в сер. 15 в. дополненной системой рангов , которые получали все - от принцев до домашнего скота. Бирма в 14-15 вв. представляла собой набор возглавляемых тайскими (шанскими) вождями княжеств. Где-то до сер. 14 в. в Пагане ещё сидел король, утверждаемый в Пекине, потом о нём забыли. Были чисто шанские мыанги, были государства с бирманским (мьянма) населением и традициями. Среди последних выделялась Ава, на юге это было монское государство - крупный центр морской торговли. В 1475 г. отсюда была направлена на Цейлон миссия для восприятия "чистого учения", которая по возвращении провела реформу сангхи. Затем реформа был распространена и на Аву (где многочисленные лесные буддисты были объявлены еретиками) Впрочем, в 1527 г. Ава пала под ударами варваров-шанов. Ещё одно государство , образовавшееся на западном побережье после падения Пагана, - Аракан - в 1430 г. приняло ислам. (на 1440)
Гималаи Ещё одним убежищем индийской цивилизации стали Гималаи. Древний центр существовал в долине Катманду, где жил индианизированный народ невары, а с нач. 13 в. правила индуистская династия Малла. Здесь в городах-государствах индуизм продолжал процветать, сохранялся (хотя уже и не лидировал) и индийский тантрический буддизм. Помимо этого с 14 в. шла индийская миграция в горные районы, где складываются многочисленные мелкие индусские княжества кхассов. В Непале хранили верность древнему буддийскому стилю. Тара Ганеша Индра Авалокитешвара