Могольская эпоха (сер. 16- сер 18/сер. 19 в.в) Подведём некоторые итоги. В 16 в. (времени появления европейцев) общества Индии и ЮВА стадиально были на уровне европейских 9-12 вв. Т.е. средневековье здесь ещё шло к апогею. При том что экономически это были весьма процветающие области (слух о богатствах Индии и привлёк христиан). В предшествующий период произошло "разделение религий" т.е. сформировались регионы с преобладанием ислама, индуизма и буддизма . Хотя в Индии политически господствующие мусульмане остались меньшинством. Индуизм оказался непобедим в силу своей аморфности , многоплановости и всеохватности. он был образом жизни. Но в условиях инославного господства он в 16 в. окончательно консервируется, перестаёт включать в себя и генерировать новые идеи, социально развитие индусских обществ тоже сильно затормозилось. Система была невероятно стабильна - быт сакрализован и слит с религией, жизнь каждого человека во всех деталях уже была прописана от рождения, свобода оставалась только в выборе религии, да и та быстро исчезала. Кастовый строй охватил даже мусульман( до определённой степени) и буддистов (Цейлона и Непала). Очевидно в Индии и Малайзии именно существовавшее буддийское меньшинство и составило основу индийских мусульман из местных - индуизм мог предложить бывшим буддистам только статус неприкасаемых. В ЮВА защитным щитом буддизма стала реформированная тхеравадинская сангха - сумевшая войти в быт и образ жизни паствы и имеющая довольно жёсткую организационную структуру.
Моголы Монгольские завоеватели вышли на границы Индии ещё в 1221 г. Но дальше начались проблемы, главной из которых был климат. Тем не менее , монгольские походы в 13-14 вв. были регулярными суровыми буднями. Доходили они обычно до Дели, который взять не удавалось. В первый период завоеваний - сер. 13 в. монголам удалось на некоторое время захватить Синд и часть Пенджаба. Новый этап начался, когда в 1398 г. Тимур взял и уничтожил Дели. после этого там несколько десятилетий (1414-51) правили его вассалы. Третий связан с походом Бабура - потомка Тимура начатом в 1525 г., была завоёвана вся Северная Индия, но не надолго (до 1539). Однако в этот раз моголы вернулись быстро и в 1555 г. начинается окончательное завоевание. Завоевание Северной Индии было в основном завершено к 1591 г. Несколько десятилетий затем ушло на борьбу с раджапутами - великими воителями и обладателями многочисленных замков. В конце концов (больше лаской) их удалось сделать вассалами и ударной силой могольской армии. Были установлены брачные союзы, к перемене веры никого не принуждали. Вообще политика моголов сер. 16-сер. 17 отличалась предельной веротерпимостью. Индусы состаляли примерно треть высшей администрации и командования, князья сохраняли свои владения как заминдары. Завоевание деканских султанатов происходит в 1638-1687 гг., была покорена и часть индусского юга. Т.о. в кон. 17- нач. 18 вв. имерия достигла максимального расширения. С 1707 начался распад. С 1757 г. могольские падишахи были уже больше сакральными фигурами в Дели , чем реальными правителями. В этом статусе они просуществовали до 1859 г.
Экономически, конечно 16-17 вв. были временем прогресса. Европейцы тоже сыграли некоторую роль ( хотя в целом португальцы в этом мире играли скорее роль викингов). Стали широко сеять маис и табак, например. Для ЮВА эт было чуть ли не первое знакомство с огнестрельным оружием. Индию познакомили с его возможностями Бабур. Значительно возрастает роль товарно-денежных отношений (налоги стали собираться деньгами), соответственно возросла роль ростовщиков и купцов. Внешнюю морскую торговлю перехватили (особенно с 17 в.) европейцы, но индийские купцы вели большую караванную торговлю в Иране. Индийская фактория открылась в 1649 г. в Астрахани, там был даже храм Вишну. Раджапуты при изысканном могольском дворе пообтесались и приобрели новые вкусы. Развились понятия вассалитета и службы (до сего неразвитые). Но в целом прирост населения (за два века оно выросло вдвое), видимо, обогнал рост сельского хозяйства и уже в 18 в. стал создавать проблемы . Лучшие культурные силы были мобилизованы исламскими правителями. в индусском обществе наблюдался явный застой. Появились воинственные секты стремящиеся социальной справедливости. Активно велись поиски исламо-индуистского синтеза (со стороны ислама в этом отношении был активен сам падишах Акбар, при нём в частности на фарси переводились Рамаяна, Махабхарата, Гита-говинда, Упанишады, и даже была составлена последняя Упанишада : Алла-упанишада). Самым ярким результатом было основание сикхизма (гуру Нанак - его основатель современник Чайтаньи - пер. треть 16 в.). Из чисто индусских учений наиболее активны были именно сторонники кришнаизма. впрочем движение бхакти было адресовано и другим богам.
В 17 в.пространство индуизма ещё более съёживается и на нём лежит печать провинциализма. Остаются Непал, Раджастхан (там становятся заметны мусульманские влияния), Юг управляемый князьями- индусами сокращается наполовину. Здесь влияния были больше европейские - торговые фактории и форты христиан покрыли всё побережье. Мадура дворец раджи (17 в.) храм Минакши (в основном 16-18 в.) не могу сказать , когда фигуры стали раскрашивать, возможно это старая традиция, но при англичанах этого не делали
В 17 в. могольские веяния начинают проникать и в миниатюру. но многие ещё упорно держаться старых традиций. это сцена из рамаяны, но трактуется как "светская хроника"
здесь могольские влияния сказываются заметно: (1610) (мастер Хада, работал в 1610-20-х гг.) (ранние работы школы княжества Бунди)
тем не менее эта миниатюра вполне оригинальная по стилям. настоящий расцвет жанра наступает в 18 в. Бунди (1610)