Иранская миниатюра

Тема в разделе "Ислам и суфизм", создана пользователем La Mecha, 7 апр 2013.

Метки:
  1. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.739
    Симпатии:
    2.096
    Любование книжной иранской миниатюрой началось у меня со школьных лет - на день рождения соседка подарила мне замечательную книжку - Рубаи Омара Хайяма, с иллюстрациями персидского (иранского) художника 20 века Хуcсейна Бехзада.
    Книжка была издана ЦК Компартии Узбекистана :) .
    В предисловии внимание читателя акцентировалось не столько на философском содержании рубаи, сколько на социальных проблемах, существовавших в эпоху Хайяма и трудностях, преследующих этого Мастера всю жизнь.

    Однако, несмотря на такое "научное" толкование в материалистическом ключе :) , книжка оказалась мне по сердцу, и до сих пор, уже здорово зачитанная, хранится в домашней библиотеке.

    Иранские же миниатюры поразили воображение тонкостью исполнения и витиеватой нежностью восточного орнамента, в который был вписан сюжет картины, отчего создавалось впечатление цельности и, в то же время, таинственной недосказанности художественного видения автора.

    В этой ветке я, пользуясь случаем поделиться своими впечатлениями от иранской миниатюры, решилась проиллюстрировать темы, которые Олег (plot) уже давно размещает в большой ветке Суфизм.

    Поскольку сефевидская иранская миниатюра также, как и Суфийская поэзия, основывается на философских и эстетических принципах суфийского учения.
    При этом живопись современного Ирана, искусство художников 20-21 столетия также использует суфийские мотивы и символику.

    ***

    "Искусство миниатюры стран мусульманского Востока по праву можно отнести к одному из самых интересных явлений средневековой культуры. До ХVI в. миниатюра, как правило, являлась составной частью книги, а иными словами - книжной иллюстрацией, но позже все чаще встречаются и миниатюры на отдельных листах. Иллюстрации обычно делались к литературным произведениям, историческим хроникам, иногда к трудам по естествознанию и даже техническим трактатам.

    Миниатюры создавались как художниками-любителями, так и профессионалами, передающими секреты своего мастерства по наследству. Любители работали на базарах и в публичных библиотеках, профессионалы - при дворах правителей. Среди наиболее известных можно назвать арабскую, иранскую, индийскую, турецкую и среднеазиатскую школы миниатюрной живописи. Сегодня миниатюры мусульманского Востока являются гордостью самых крупных музеев мира. Таких, как музей Метрополитен в Нью-Йорке, Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже и др. Эти небольшие картинки удивительно красивы, и не случайно долгие годы они воспринимались специалистами лишь как один из элементов украшения книги, а их глубинный смысл оставался за рамками большинства исследований.
    В начале ХХ в. впервые появившаяся на выставках мусульманского искусства, прошедших в Мюнхене, Берлине, Париже и т.д., мусульманская миниатюрная живопись произвела огромное впечатление на всю художественную интеллигенцию Запада. Ею восхищались и крупнейшие искусствоведы, и такие знаменитые художники, как, например, Анри Матисс или Василий Кандинский.

    Однако восхищало в миниатюрах прежде всего их великолепное художественное качество, складывающееся из тонкого рисунка, изысканной композиции и главное - красоты колорита.

    Кроме того, можно говорить о ювелирной проработке миниатюры и отработанной веками технологии ее изготовления, благодаря которой большинство памятников дошло до нашего времени в очень хорошей сохранности, не утеряв силы и интенсивности цвета.

    Можно добавить еще и то, что в этом искусстве в красители добавляли ароматизирующие вещества, и книги имели приятный запах мускуса или амбры, сами же краски наносились с разной степенью плотности, и поверхность листа превращалась в очень тонкий цветной рельеф.

    Помимо обычных красок, художники использовали золото и серебро, а художники-орнаменталисты покрывали композицию разнообразными изящными орнаментами. Вообще в придворных мастерских над одной миниатюрой работало сразу несколько художников разных специальностей (каллиграф, орнаменталист, позолотчик, наконец, сам автор композиции), да еще и с подмастерьями, которые растирали краски, готовили кисти, прописывали отдельные фрагменты композиции и мн. др.

    Тем не менее это была столь ювелирная работа, что на создание одной миниатюры для шахского списка уходило иногда несколько месяцев напряженнейшей работы, и поэтому одну рукопись весь состав мастерской мог иллюстрировать пять, десять, а иногда и двадцать с лишним лет.

    Художники мусульманского Востока были великолепно образованы в вопросах теологии, философии, литературы, геометрии, астрологии и даже медицины. Среди них было много поэтов. Знаменитых художников уважали правители, их относили к представителям высшей духовной элиты, и за одну понравившуюся миниатюру шах мог очень щедро одарить художника, пожаловав ему, например, несколько деревень или породистых коней.
    Не так легко современному зрителю понять сложный и изысканный "язык" этих мудрецов средневековья, но даже первые попытки истолковать его открывают неожиданный и крайне интересный мир мусульманской миниатюры, долгое время закрытый пеленой ее внешней красоты.

    Изучая миниатюрную живопись, можно узнать мнение средневекового художника об иллюстрируемом литературном произведении, проследить его трактовку сюжетов и образов. Перед исследователями предстанет сложная, но стройная философско-религиозная система взглядов на мир и на место человека в нем, на сущностный смысл как божественных, так и людских деяний.

    Из миниатюры можно узнать о том, как представлял себе средневековый художник устройство космоса и связь всего созданного между собой. Мастеров интересовала проблема мировой гармонии, и миниатюры безусловно отражали их представления о гармонии цвета, числа и формы. Средневековые теоретики считали, что произведение искусства должно иметь "не менее семи уровней толкования". Миниатюрная живопись несомненно отвечала этим требованиям и, более того, эти символические уровни были сложным образом связаны между собой, что создавало особые возможности для их восприятия.

    Иначе говоря, миниатюра это не просто очень красивая картинка, а сложное искусство, демонстрирующее весь спектр философско-религиозных, социально-политических, эстетических и пр. представлений средневековых художников - величайших мыслителей не только для своего времени..."

    Далее http://persian.sufism.ru/iran_cosmos.htm

    Хуссейн Бехзад - Он с детства проявлял незаурядный талант к рисованию: «Неясное чувство тянуло меня к живописи, и взяв карандаш, я почувствовал себя, словно измученный жаждой человек, достигший прозрачного родника», - говорил художник. Когда Бехзаду было семь лет, его отец умер от холеры. Мальчик стал учеником в мастерской известного портретиста Хуссейна Пейкар-Негара и работал на него в течение 12 лет, развивая мастерство и зарабатывая на жизнь. В 18 лет он начал работать самостоятельно, копируя на заказ миниатюры сефевидской и тимуридской эпохи. Эта работа помогла ему освоить правила и стиль старых мастеров, в том числе и кумиров художника – Камаледдина Бехзада и Резы Аббаси: «Мое изучение различных стилей миниатюры было направлено на то, чтобы создать новый иранский стиль, соответствующий требованиям современного искусства. Миниатюра постепенно исчезала, и я стремился спасти ее от забвения».
    В 1953 году состоялась выставка работ Бехзада в Иранском Музее Древностей, посвященная тысячелетию Авиценны. Выставка привлекла внимание к творчеству художника, стала началом известности Бехзада во всем мире.. Турецкий миниатюрист Солхейл Анвар в Стамбульской газете «Ватан» написал: «Бехзад, этот выдающийся художник, принадлежит не только Ирану, но и всему миру». Много хвалебных отзывов было напечатано и во французских газетах. Затем последовала выставка в Парижском Музее Современного Искусства, несколько выставок в США.
    Бехзад написал более 400 картин и создал три художественных стиля, получив множество иранских и международных премий. Несмотря на это, в старости, больной, прикованный к постели, он оказался практически в шищете, забытый всеми. Жалуясь своему другу, мастер говорил: «А ведь когда я умру, вы увидите, какой поднимется шум, какие пышные похоронные шествия будут шествовать к моей могиле, чтобы почтить мою память». Он умер в 1968г. и похоронен на кладбище возле Имамзаде Абдулла в городе Рее, что неподалеку от Тегерана.


    Далее текст http://farhang.al-shia.ru/sovrem.html
    некоторые миниатюры http://gallery.sufism.ru

    Дервиш
    [​IMG]

    Авиценна
    [​IMG]

    [​IMG]
    Руми
    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 2 фев 2014
    Ондатр и plot нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.739
    Симпатии:
    2.096
    Маджид Мехреган - художник-миниатюрист, в творчестве которого преобладает декоративное начало.

    Хафиз
    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]
    Наследники Божественного царства​
    [​IMG]
    Сражение Льва и Лошади​
    Мохаммад Бакер Акамири​
    [​IMG]
    Окно​
    Бег времени​
    [​IMG]
    Руми​
    [​IMG]
    [​IMG]
    Женщина и змей​
     
    Ондатр и plot нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.739
    Симпатии:
    2.096
    Классическая миниатюра Ирана

    [​IMG]

    [​IMG]
    Плитка с росписью 17 век​
    [​IMG]
    Парламент птиц. Иллюстрация к поэме Аттара​
    [​IMG]
    Портрет португальца. Реза Аббаси​
    Камаледдин Бехзад (16 век)​
    [​IMG]
    Камаледдин Бехзад - является самым известным из мастеров персидской миниатюры, его называют «Восточным Рафаэлем», но прославился он, как создатель особого изобразительного стиля:
    геометричного, использующего для передачи смысла суфийскую мистику и символику цвета.
    [​IMG]
    Портрет старика.
    Реза Аббаси (17 век) - мастер Исфаханской школы.
    [​IMG]
    Влюбленная пара. Реза Аббаси.​
    [​IMG]
    Реза Аббаси.​
    Иллюстрации с сайтов http://www.hermitagemuseum.org
     
    plot и Ондатр нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.739
    Симпатии:
    2.096
    Искусство иранской каллиграфии.

    [​IMG]
    Иранская каллиграфия
    Статья из журнала "Персия"
    Статья подготовлена Культурным представительством при посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации.
    Среди всех направлений исламского искусства наибольшей популярностью пользуется каллиграфия. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), будет принадлежать к числу обитателей рая.
    Каллиграфию обычно рассматривают как проявление человеческого духовного начала во всем его блеске, ибо чистота и великолепие письменности является своего рода выражением непорочности внутреннего мира человека.
    Каллиграфия начала процветать с самых ранних периодов истории ислама; грубые буквы семитского алфавита превратились в декоративные. Для написания и изучения Священного Корана использовали пиктографическую форму графики, напоминающую упрощенные виды иероглифов. Каллиграфия в Иране, как направление искусства, зародилась в исламский период его истории и утвердилась путем письменнохудожественного изображения аятов (откровений) Корана и священных слов - "Аллах", "Мухаммад" и "Али" - при декорации мусульманских культовых зданий и сооружений.
    [​IMG]
    Период развития каллиграфии в Иране начался с особого "куфического" стиля. Эта форма письменности именовалась "куфи" (по имени города Куфа в Ираке), и многие ее особенности приписывались хазрату Али ибн Абуталибу (Мир ему!), который считался покровителем писарей и каллиграфов. Форма куфи пользовалась большой популярностью среди других многочисленных форм исламской письменности и вначале была лишена гласных звуков. Лишь после 686 года для их обозначения были добавлены соответствующие знаки, отличающиеся от способа написания существующих до этого букв.

    Далее текст статьи полностью
    http://farhang.al-shia.ru/kallig_p.html

    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]
     
    plot и Ондатр нравится это.
  5. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.972
    Симпатии:
    1.858
    Интересно то, что согласно исламским канонам изображение человека запрещено. Персия всегда была весьма свободомыслящей в этом плане. На момент её завоевания арабскими племенами культура Персии была просто несравнимо более древней и богатой нежели культура завоевателей. И произошло то, что происходит зачастую в таких случаях (вспомним монголов в Китае): завоеватели переняли многие элементы культуры завоёванных. Элементы персидской культуры, философии, искусства и психопрактики начали появляться сначала на территории нынешних Турции и Сирии, а затем и на Арабском Полуострове, в Северной Африке, в Испании. Суфийская традиция вообще во многом является плодом этого сочетания ислама с персидской традицией (хотя и не только).
     
  6. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.739
    Симпатии:
    2.096
    :sunny:
     
  7. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    естественно не только ), но и с греко-арамейской Ближневосточной.
     
  8. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.972
    Симпатии:
    1.858
    Да. Хотелось бы верить, что ещё что-то взято от среднеазиатского буддизма, но не понятно, насколько это вероятно. Вряд ли сильно. На северо-восточных окраинах ещё, видимо, шаманизм. На востоке индуистские традиции. Но шаманизм и индуизм в суфизме, кажется, за пределы традиционных ареалов не вышел.
     
  9. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    Новое большое восточное влияние было в 13-14 вв. (на миниатюре оно отразилось очень сильно)
     
  10. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.739
    Симпатии:
    2.096
    Это раджастханская миниатюра?
     
  11. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    речь в данном случае не о миниатюре а о суфизме )
     
  12. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.739
    Симпатии:
    2.096
    Олег упоминал об индуистских традициях.
    Вот я поинтересовалась.
     
  13. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    Индийскуй суфизм их впитал не мало.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    могольская миниатюра

    [​IMG]
    [​IMG]



    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  15. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.972
    Симпатии:
    1.858
    Тогда, насколько я понимаю, Индия (с нынешним Пакистаном) и Иран составляли единое культурное пространство.
    А это на несколько веков позже:
    [​IMG]
    Миниатюра “Хазрат Низаммудин-Аулия”. Конец XVIII в. Хайдерабад, Декан
     
  16. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
  17. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    я о китайском влиянии в монгольский период

    Искандер и отшельник
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  18. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.972
    Симпатии:
    1.858
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.739
    Симпатии:
    2.096
    Очень заметное влияние.
     
  20. plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.972
    Симпатии:
    1.858
    Интересно.
     
  21. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    Ещё могольская

    Индийские святые
    [​IMG]
     
  22. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    Акбар со змеёй
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  23. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    а вот это вообще нечто. сплошной межкультурный диалог

    Акбар со львом и телёнком (1630)

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.739
    Симпатии:
    2.096
    [​IMG]
    Казнь Мансура-аль-Халладжа
     
  25. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Автор

    Сообщения:
    8.739
    Симпатии:
    2.096
    Могольская миниатюра

    Танцующие дервиши
    [​IMG]

    Также некое смешение жанров - Джахангир, предпочитающий королям суфийского шейха.​
    [​IMG]
    [​IMG]
    Отдыхающий Лев​

    —— добавлено: 9 апр 2013 в 18:01 ——
    Ну, прямо Святой Франциск Ассизский
     

Поделиться этой страницей