История Руси - свежий взгляд

Тема в разделе "История и языкознание", создана пользователем Andrew, 2 ноя 2011.

  1. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    Да как-то нет особого повествования о преображении. Идолов убрал, церкви понаставил. А образ жизни не изменился, о чем Титмар и говорит, что последующим поведением крещение свое не украсил.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ещё каять - порицать или осуждать, корить и увещевать
    —— добавлено: 11 ноя 2011 в 19:37 ——
    То Титмар, а в ПВЛ стал совсем другой человек.: следуя Евангелию устраивал раздачи нищим, "Живяше же Володимер в страсе Божьи", на вопрос почему не казнит разбойников отвечает "Боюся греха". Контраст сознательный.
     
  3. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    Это сейчас, а тогда (у Фасмера):

    окая́нный
    ст.-слав. окаѩнъ ἐλεεινός, μάταιος, ταλαίπωρος - жалкий, напрасно, несчастный

    Хотя, интересно что однокоренное слово для каять - цена. Семантически "цена мести".

    Опять у Фасмера
    ка́ять
    ся, ока́ять "порицать", укр. ка́яти кого́ "упрекать", ст.-слав. каѭ сѩ, каѩти сѩ "каяться", болг. ка́я се, сербохорв. ка̏jати "(ото)мстить", словен. kájati "порицать", чеш. káti sе "каяться, раскаиваться в ч.-л.", польск. kajać się, в.-луж. kać sо, н.-луж. kajaś sе "каяться".
    Связано чередованием гласных с цена́ (см.), родственно др.-инд. са́уаtē "мстит, наказывает", авест. kāу- "оплатить, каяться", čikауаt̃ "пусть он раскается, накажет, отомстит", kaēnā "наказание, месть", kаϑа- ср. р. "воздаяние, уплата", греч. τίνω, гомер. τί̄νω (*τίνω) "плачу, каюсь", ποινή "покаяние, наказание"; см. Бернекер 1, 469; Розвадовский, RО 1, 105; Младенов 235; Гофман, Gr. Wb. 368. Едва ли более вероятно сближение с кто, т. е. первонач. "говорить: как (я мог это сделать)"; см. Вайан, RЕS 22, 189 и сл.

    А J.P.Malory добавляет:
    The making of 'restitution' is indicated by two roots: *kwoineha- (e.g. Lith kaina 'price', OCS cena 'price', Grk poine 'compensation for a crime, blood-price', Av kaena- 'vengence, hatred' from the root *kwei- 'pay, compensate' (и далее Фасмеровские примеры...)

    Т.е. окаянный - жалкий, несчастный, кто напрасно заплатил кровью, кому несправедливо отомстили

    Всего-то? После всех художеств? Это обычные проходные реверансы. В то врема как по делу в ПВЛ восхваляются его дела по борьбе с язычеством, церкви-строительству и забриванию людей в монахи - т.е. чисто деловая транзакция.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну что поделать, власяницы не носил )
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Сага: битва Ярослава с Буриславом в городе, победа Ярослава ПВЛ в Киеве "погоре церкви"; Титмар получает известие из Руси (вся запись о Владимире и его сыновьях дана под 1017 г.), ситуация 2 сына делят Русь (Ярослав и Вартилав-Брячислав), 3-й (Бурислав-Святополк?) бежит к Болеславу.
     
  6. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620
    Таким образом и ПВЛ, и Сага стараются умолчать или наличие четвертого претендента на Русь (если Брячислав пока не вмешивается в этот спор до 1021), или активную роль Брячислава.

    В первом случае все можно списать на недостаток информации о том кто это был, и ПВЛ дает огрызки событий без имен, а Сага - некий собирательный образ Бурицлава, который в каждом конкретном нападении мог быть разными личностями.

    Во втором случае, должны быть веские причины для такого умалчивания, так как и в ПВЛ, и Саге Брячеслав отдельно отслеживается, и имеет свою роль, отличную от Бурицлаво-Ярицлавских разборок.
     
  7. Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    620

Поделиться этой страницей