История Тибета

Тема в разделе "Кочевье", создана пользователем Ондатр, 4 дек 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    Тибет - это вот это:
    tibet_092.jpg
    но исторически это ещё и Бутан и Ладакх и высокогорные районы Непала:
    1280px-Tibetischer_Kulturraum_Karte_2.png
     
    Последнее редактирование модератором: 3 май 2016
    plot и list нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    Согласно древним тибетским преданиям, человек произошёл от обезьяны.
    Точнее от брака обезьянина и демоницы (ракшаси). Она его любила, а он её нет. Но демоница пригрозила, что если он ей откажет , она выйдет за ракшаса и нарожает таких детей, что никому мало не покажется. И вот спустя несколько лет грустный обезьянин сидел среди многочисленного (вполне обезьяньего) потомства и сетовал, что вот они - плоды необузданных страстей - кормить нечем. И Авалокитешвара просыпал в Тибет семена ячменя. Обезьяны начали питаться зерновыми и через много поколений облезли и потеряли хвосты. Т.е. стали людьми.
     
    Последнее редактирование: 4 дек 2015
    Vinni, Яник и La Mecha нравится это.
  3. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.869
    Симпатии:
    2.628
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    А ещё раньше, до этого обезьяна, в Тибете жили только демоны. а ещё раньше там было озеро.
    а после эпохи обезьян наступила эпоха 9 братьев. то ли все они были демоны, то ли большая часть, а ещё дракон и даже небесный бог (лха). Они руководили потомками обезьян не покидая своих иномирных пристанищ, пока сын лха не спустился с неба и не стал первым царём (цэнпо). Это был странный малый. Между пальцами у него были перепонки, а веки закрывали глаза снизу (вообще же все 9 братьев вылупились из яиц). По подсчётам тибетских мифографов это было в 95 г. до н.э.

    По научным же данным в ледниковый период в Тибете было конечно холодно, но было и очень тёплое межледнековье. 35 000 л.н. там был субтропический климат, росли тростники и водились буйволы, а высота над уровнем моря была метров на 800 ниже. И вероятно были люди. Но за скудостью материалов процессы времён палеолита восстановить пока нельзя.

    о современной природе Тибета
    http://ukhtoma.ru/geobotany/asia11.htm
    http://ukhtoma.ru/geobotany/asia12.htm

    tibet_091.jpg
     
    list нравится это.
  5. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.869
    Симпатии:
    2.628
    Сохранились ли какие-либо письменные источники всей этой мифологии, и какие?
    Как объясняют (если как-либо объясняют) мифографы такое интересное происхождение людей? Традиционно люди от богов происходили по всей земле, а тут - от демонов. Да ещё от обезьяна (кстати, откуда он сам-то взялся?). Да ещё по неразделённой любви (!). И царь с перепонками...
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    ну так откуда все эти данные? ) источников много, как и вариантов.
    Например есть вариант , что обезьянин это сам Авалокитешвара, и есть вариант, что это его посланец , специально прибывший с целью недемонического заселения Тибета )
     
  7. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.869
    Симпатии:
    2.628
    Ну, могло быть и из устного фольклора. Видимо именно потому, что источников много и они разновариантные, у меня и создалось ощущение, породившее этот вопрос. )
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    это ,как вы понимаете, и есть объяснения средневековых мифографов , которые записали эти предания. )
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    с точки зрения археологии - если палеолитические находки единичны, то неолитических довольно много. Тибетский неолит это 6-3 тыс. до н.э. В самых развитых центрах было мотыжное земледелие, разводили овец , держали собак, приручили яков (сер. 3 тыс.), рисовали петроглифы
    Кстати, первый небесный царь должен был оборонять народ не только от врагов и беспокойных мертвецов, но и от диких яков. Он же построил первый замок (с земляными стенами).
    Правила основанная им династия в долине Ярлунг на юго-востоке.
    В сер. 1 тыс. до н.э. начался железный век. Согласно мифологии это произошло при девятом цэнпо, при нём же появилось ирригационное пашенное земледелие , а поколением раньше были приглашены с запада чародеи бон.
    Первые из них прибыли откуда-то со стороны Средней Азии, а главный проповедник Шенраб позднее пришёл из Шаншунга , видимо, Западного Тибета. Там была своеобразная (преимущественно скотоводческая) мегалитическая культура.
    Функции бонцев в целом соответствуют функциям и положению европейских друидов.
    Правители Ярлунга были больше вождями-священными царями. отвечавшими за связи с потустронним. правили они с помощью бонского жреца и "министра". Когда сыну правителя исполнялось 13 лет, старого царя убивали (также в том случае если он заболевал). с ним в могилу отправлялось 5-ро его друзей (позднее они оставались жить на его кургане как живые мертвецы).
     
    NikoPilgrim и La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    письменные же источники соседей описывают другие области.
    в Гималаях и пригималайских районах в 1 тыс. до н.э. жили кираты (видимо , тоже тибетцы) , занимавшиеся в основном охотой. Их часто поминают в Махабхарате . у них был свои "цари", контактировавшие с индийскими.
    Киратов считали одичавшими кшатриями, которые из-за отсутствия брахманов утратили знание и перешли в разряд шудр.
    На востоке жили многочисленные племена цянов, известных из китайских источников 2 тыс. до н.э.
    Они были больше скотоводами, разводили лошадей, тоже имели "царей",активно контактировали с китайцами - видимо , родственным народом. От этих цянов произошли также бирманцы.
     
    La Mecha нравится это.
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.301
    Симпатии:
    3.025
    Вообще - то жутковатенькая история. :) :
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    современные тибетцы антропологически и генетически делятся (примерно) на две группы.
    первую - восточную - можно довольно надёжно связывать с цянами. У них та же гаплогруппа О, что и у китайцев с бирманцами. С высокой степенью вероятности можно предположить, что они говорили на тибето-бирманских языках изначально.
    а вот вторая - южная и западная - имеет гаплогруппу D, очень древнюю, вероятно связанную с первыми волнами расселения человечества . Она преобладает также у айнов. Есть (в небольшом количестве) и гаплогруппа К - представленная широко у папуасов. Ну и индоевропейские примеси - вероятно от дардов, живших в Западном Тибете.
     
    list и La Mecha нравится это.
  13. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.869
    Симпатии:
    2.628
    Теперь ясно. ) Начинаю понимать, что всё-таки древнейших письменных источников не сохранилось, если они и были, а все данные берутся из записей средневековых мифографов (а когда, кстати, в Тибете было средневековье?). Вопрос задала некорректно, а хотела спросить: имеются ли толкования этой демонической истории происхождения человека? Современных в том числе исследователей тибетской культуры. Интересно, что "на крыше мира", а не где бы то ни было ещё, ведётся такая "жутковатенькая история", как заметила La Mecha. Простите ради бога, что ещё раз возвращаюсь к этому вопросу. Всё-таки на моей памяти подобных мифов, в общем-то, на земле и нет (если ошибаюсь, поправьте, пожалуйста).
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    Давайте возьмём мифы древней Греции ) Что в данном случае здесь по вашему будет древнейшими письменными источниками? ) Древнейшими источниками здесь будет фиксация этих мифов позднеантичными мифографами и, соответственно, их определённая интерпретация. А сохранились эти работы часто в отрывках зачем-то переписанных средневековыми монахами. )
    В Тибете путь короче, потому что вся история тибетской цивилизации начинается со средневековья ) Но поскольку эта цивилизация тем не менее очень стара и очень развитая , современных "фольклорных источников" для базовых мифов в ней нет, поскольку вся картина мира уже радикально преобразилась под воздействием буддизма. Соответственно, средневековые работы по истории Тибета здесь первоисточник (как скажем Кодзики в Японии первоисточник по древней японской мифологии)
    Это также не бонская мифология. Там она другая.
    А современная наука не занимается объяснением мифологии, т.е. почему возник такой то миф и именно здесь? Она их фиксирует, выявляет наиболее архаичные варианты, ищет архетипы, сравнивает и т.д.
    в мотиве 9 братьев например просматривается их птичья природа и очевидно тотемное происхождение. в случае обезьян на эту тему можно конечно поспекулировать, но связи не столь однозначны. и обезьяна, прямо скажем, не самый характерный обитатель тибетского нагорья8-). Если не считать снежного человека )
     
  15. list

    list Модератор

    Сообщения:
    5.869
    Симпатии:
    2.628
    О! Вот спасибо. Видите, сколько интересных подробностей и как всё теперь ясно и понятно любому неучу (Вы же просили аудиторию? :) ладно, я больше не буду задавать глупых вопросов).

    Ну, собственно, я о сравнении и прочих исследованиях и спрашивала. Что с неё взять, с современной науки... хоть шерсти клок. )

    Вот это-то меня тоже заинтересовало. Видимо, когда-то всё же было иначе. Откуда-то же они взялись.
    И про бонскую, если можно, тоже расскажите.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    ну есть например индийский миф о том, что после освобождения Ситы обезьянье войско ушло на запад и от него-то и произошли западные народы )


    В бонской версии говориться о космическом яйце из которого родилось совершенное существо Эмон. У него было 4 супрруги - от четвёртой - Лу - хтонической богини (это та самая демоница- праматерь, долго почитаемая в Тибете) и родились люди. По другой (буддизированной) версии людьми стало, переродившись после смерти божество ясного света. И первые люди жили на небе.
     
    list нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    описание древнейших цянов

    " Цяны не имеют постоянных жилищ, а перекочевывают с места на место, смотря по воде и траве. У них мало родится хлеба, а питаются скотоводством. Определительных прозваний поколениям не имеют. Часто имя отца или прозвание матери служит названием поколению. По прошествии двенадцати колен дозволяется вступать с однородцами в брачное родство. По смерти отца женятся на мачихах, по смерти старшаго брата берут за себя овдовевших невесток; почему у них ни вдовцов ни вдов не бывает. Разделяются на множество поколений. Неимеют ни Государя, ни Министров, и не признают единовластия над собою. Если которое поколение умножится, то отделяет от себя новые роды. Если ослабевает, то присоединяется к другим поколениям, и не смотря на родственныя связи грабят друг друга. Уважается телесная сила. За убийство положена смертная казнь; других законов не имеют. Искусно сражаются в горных долинах, а на равнинах слабы. Не могут долго держаться, но пылки в нападении. Умереть на сражении почитают счастием; умереть от болезни несчастием . Подобно животным крайне терпеливо переносят стужу; даже женщины при родах не уклоняются от суровостей воздушных. По природе крепки и тверды, мужественны и храбры, чем обязаны металлической стихии, свойственной западу. Когда Китайские Государи правили мудро, то Цяны признавали себя зависимыми; но когда те уклонялись от добродетелей, то сии производили набеги и замешательства."
     
    Последнее редактирование: 5 дек 2015
    list нравится это.
  18. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    298
    Многие мифы пришли в Тибет из Индии.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    из Индии пришла буддийская мифология.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    но Гималаи и их южные склоны "где много диких обезьян" в древности населяли тоже тибетцы. индийская миграция там идёт только последнюю тысячу лет.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    в сер. 1 тыс. н.э. на тибетские племена усилилось давление соседей: в 3 или 4 в. индийские кланы личчхавов захватили долину Катманду - путь из и Индии в Тибет.
    в кон. 2 в. в Амдо переселились монголоязычные сяньби, которые в 284 г. основали там "царство" Тогон.

    На юго-востоке Тибета в это время продолжало существовать священное "царство" Ярлунг из пяти племён (главное и 4 подчинённых), на западе в верховьях Сатледжа было "царство" Шаншунг. Вероятно на тот момент оно было самым сильным - включало 18 племён и осуществляло гегемонию над большей часть нагорья. Оно было больше кочевым, но имело пещерные "города" и ок. сотни крепостей-замков.
    шаншун117.jpg

    r_m_d3105863007f7b84160bc82ad6fe9e94рп.png


    области Тибета
    map-of-tibet2.png

    Но будущее было за Ярлунгом - центром тибетского долинного земледелия.
     
    Последнее редактирование: 5 дек 2015
    list нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    Тибетская империя (7-9 в.)

    В нач. 7 в. Ярлунг становится очень воинственным. цэнпо Намри Сонцэн совершает походы по всему Тибету и чуть ли не в Индию . Его наследник Сонцэн Гампо (Сронцзангамбо) (627-50, с перерывом), в 645 завоёвывает Шаншунг. На этого царя приходятся кардинальные преобразования: Тибет превращается в раннее государство. Создаётся аристократическая бюрократия, царские земли с посаженными крепостными в разных частях страны, письменность (для изучения письменности в Индию-Кашмир была отправлена специальная миссия, а работе над созданием тибетского варианта участвовал сам царь), создаются писаные законы. Установлены отношения с Китаем. Одну принцессу в жены царь получает из Непала, другую (только в результате войны) из Китая. Обе дамы были буддистками и привозят тексты и реликвии. Царь испытывал к буддизму определённый интерес (м.б. даже принял) - в Тибете уже пять поколений хранилась сутра и несколько предметов буддийского инвентаря с надписями, которые никто не мог прочитать. Теперь Сонцэн Гампо это наконец удалось. Впрочем реального распространения буддизм в то время не получил - через нескольк десятилетий очередная китайская принцесса обнаружила статую Будды, привезённую непалкой, замурованной . Но на горе Кайлас поселились какие-то буддийские отшельники. Государственной религией империи был бон - каждый год совершались большие жертвоприношения животных, а раз в три года и людей.

    Описание Тибета в 7 веке

    "Туфаньския владения лежат за 8000 ли от Чан-ань на югозапад, от Шаньшань в пяти стах ли на юг. Туфань имеет несколько сот тысяч, исправнаго войска. Там часто бывают громы и молнии, ветры и град; снеги и посреди, лета падают подобно как в Китае весною. В горных ущельях лежат вечные льды. Есть холодная зараза, производящая колику; но если поспешить, то не причиняет вреда.
    Туфаньский Кяньбу живет при реках Бабу-чуань и Лосо-чуань. Туфаньцы имеют города и домы; но Кяньбу предпочитает оным полстяныя юрты, называемыя Фолу, из коих в больших помещается по нескольку сот человек. Караулы вкруг них строги и знамена очень часты. Прочие живут в малых Фолу. Многие доживают до глубокой старости и даже выше ста лет. Одеяние их по большой части делается из шерстяных тканей и выделанных кож. Пригожеством считают намазывать лице красною краскою. Женщины заплетают волосы и обвивают 90. Посуда их состоит из согнутаго дерева с кожаным дном. Иногда войлок служит вместо блюда; отвердевшее тесто вместо чашки, в которое наливают отвар или молоко и вместе с чашкою съедают. Пьют вино, или что другое, пригоршнями. В уборах чиновников цимбалы занимают первое место: во вторых вещи золотыя и серебряныя вызолоченыя; медь считается последнею. Различие между благородными и низкими состоит в вышивании передняго предплечия. Здания их вообще с плоскими кровлями, и в высоту иногда бывают в несколько десятков сажен. Из хлебов сеют пшеницу, арнаутку, ячмень, гречиху и фасоли. Из домашняго скота содержат косматых буйволов, славных лошадей, собак, овец и свиней. Шкурки нетопырей их идут на мехи. Их дромадеры (одногорбые верблюды) пробегают по тысяче ли в день 91. Из металлов имеют золото, серебро, олово и медь. Замерших похороняют в могилах и сверху обмазывают. Для судопроизводства не имеют письма; сделки замечают узлами на веревке или зарубками на дереве. За преступления даже и небольшия выкалывают глаза, или отрубают ноги, отрезывают нос, или наказывают ременными плетьми. В наказаниях следуют внушениям радости или гнева 92; положительных законов не имеют. Тюрьмы их состоят из глубоких ям, в которыя сажают узников и не ранее как по прошествии двух или трех лет освобождают. При угощении важных гостей пригоняют буйвола, и просят гостя из своих рук застрелить его, и потом принимаются угощать. Они покланяются душам или теням умерших, а после них чтут духовенство; Юань-ди почитают великим духом. Привержены к Шагя-Мониеву закону и веруют заклинаниям. Государственныя дела решают чрез Санмынь-шень 93. Многие носят при себе лук и кинжал. При пиршествах не упиваются до безчувствия. Женщин не допускают участвовать в управлении государственном. Уважают крепких, презирают слабосильных. Мать кланяется сыну, сын гордится пред отцем 94. Во время ходьбы малые идут впереди, а старые позади. Отлично уважают умерших на войне. Дом, из котораго сряду несколько колен пали на сражении, считается именитым; а трусам в поругание прицепляют на голове хвост лисий и не позволяют им входить в общества. Кланяются, протягивая руки до земли на подобие сидячей собаки, потом делают наклонение, чем и оканчивается учтивость. В трауре по отце или матери обрезывают волосы, вычеркивают лице одеваются в темное платье; с окончанием похорон прекращается и траур. Пред начатием войны золотая стрела, в семь дюймов длиною, служит вместо письменнаго объявления. Почтовыя станции отстоят одна от другой на сто ли. В войне, угрожающей опасностию, гонец прикрепляет к груди серебряную мету: при крайней опасности умножают число мет. О нашествии неприятеля дают знать сигнальными огнями. Туфаньцы занимаясь скотоводством переходят с места на место, смотря по воде и траве; постояннаго местопребывания не имеют. Шлемы и латы их чисты и светлы, и покрывают все тело, кроме глаз. Тугой лук и острая сабля не могут наносить им опасных ран. Дисциплина их строга: но войска не имеют определеннаго продовольствия в съестных припасах, а содержатся грабежем и добычами. На сражении, когда передняя колонна уже вся побита, тогда выступает задняя. Из четырех годовых времен созрение пшеницы полагают началом года. Имеют некоторыя азартныя игры. Музыкальныя орудия их состоят из раковин и бубна. У них Государь заключает дружество с вельможами. Пять или шесть человек клянутся вместе жить и умереть; по смерти же Государя сии вельможи сами себя предают смерти, чтобы вместе быть похороненными. Употребляемыя ими одежды, любимыя вещи и верховых лошадей вместе с ними зарывают в могилу. Подле могилы строют большой дом, а на вершине оной сажают деревья, что составляет жертвенное место 95. Кяньбу ежегодно полагает с своими вельможами малую клятву, при которой в жертву приносят баранов, собак и обезьян. В три года полагает одну большую клятву, при которой ночью в жертву приносят людей, лошадей, рогатой скот и ослов. Каждой скотине ломают ноги, выпарывают внутренность и все раскладывают впереди. После сего Шаман молится духам в сих словах: "да будет тоже с клятвопреступниками что и со скотами
    ".
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    Имперский период характеризуется почти непрерывными войнами - в 663 г. был завоёван Тогон и экспансия вышла за пределы тибетских гор. Тибет на равных вступает в борьбу с Китаем и Халифатом. ресурсы его были не велики, но население чрезвычайно воинственно.

    r_m_d3105863007f7b84160bc82ad6fe9e94рпh.png
    синия линия - граница Ярлунга накануне царствования Сонцэн Гампо. зелёная точка - основанная им новая столица Раса (Лхаса). Красная линия максимальное расширение границ Тибета в кон. 8- нач. 9 в.
    Бутан и Балтистан в этот период были колонизованы тибетцами.
     
    Последнее редактирование: 16 дек 2015
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    также
    "Климат сей страны очень холоден и срацинское пшено не может расти. Сеют арнаутку пшеницу, фасоли, ячмень, гречиху. Во множестве водят косматых буйволов, свиней, собак, овец и лошадей. Находятся нетопыри величиною с кошку. Шкурки их годятся для мехов. Много золота, серебра, меди и олова. Тамошние жители занимаясь скотоводством мало живут в постоянных жилищах: впрочем имеют довольно городов. Столица их называется Лосе (Хласса) 179. Домы вообще с плоскими кровлями и довольно высоки. Знатные люди живут в войлочных юртах, называемых Фолу. В комнатах нет никакой опрятности. Жители никогда не моются. При пиршествах войлок служит ему вместо блюд, кусок теста вместо чашки, в которую наливая отвар или молоко вместе съедают. Времен годовых не знают; с созрением пшеницы начинают новый год. Колчана с мечем никогда не снимают с себя; уважают возмужалых, стариков пренебрегают. Мать кланяется сыну; сын гордится пред отцем. В пути малолетные идут впереди, а старые позади. Военные законы их строги. При сражении, когда передовой корпус весь побит, тогда наступает большая армия. Умереть от болезни почитают несчастием. Если из котораго дома несколько колен пало на сражении, то на воротах вывешивают латы. Кто пред сражением обратится в бегство, тому на голову прицепляют лисий хвост, в знак лисьей трусости. При свидании обе руки протягивают до земли и лают по собачьи; потом делают двукратный поклон. При похоронах отца и матери, обвязывают волосы; вычернивают лице, одеваются в темное платье. С погребением оканчивают траур. Если Кяньбу умрет, то с ним же погребают соумерших людей. Платье, дорогия вещи, употребляемых им верьховых лошадей, стрелы и меч, все зарывают с ним, над могилою его насыпают большой курган и сажают деревья, каковое место служит для жертвоприношения им."
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.744
    Симпатии:
    10.423
    китайское посольство (822)

    "В следующее лето (822) Туфаньцы предложили Китаю утвердить границы и караулы. Лю-юань-дин с Министром Ноло прибыв в Туфань для клятвы, требовал, чтобы имена Государственных особ их также внесены были в договор. - Лю-юань-дин перешед в Чен-цзи за реку Ву-чуань приехал к Желтой реке, где в целости нашел и мосты и города, в царствование Гуан-ву 156 построенные. Земли в Лань-чжеу покрыты были сарацинским пшеном, и обширными садами с персиками, грушами, ивами и ильмами; деревни населены были одними Китайцами. Увидя парасоль и бунчук Китайскаго посланника, они стеклись по обеим сторонам дороги смотреть на него и провожали до города Лун-чжи-чен. Около тысячи человек стариков кланясь и проливая слезы, спрашивали: здравствует ли Сын Неба? Про себя сказывали, что они суть потомки Китайцев, некогда плененных на войне и здесь поселенных: но еще не могут забыть Китайскаго одеяния. Помнит ли, говорили они Двор об них, и когда придут сюда войска Китайския. Кончив речь они в голос зарыдали. По тайным распросам это были жители области Фын-чжеу. Мимо Ши-пху-чен Лю-юань-дин проезжал по отвесным утесам, вкруг которых дорога лежала изворотами. Туфаньцы называли сей городок Тьхе-дао-чен 157. Отселе на несколько десятков ли на запад, земля и камни имеют красноватый цвет. Туфаньцы называют их Чи-лин 158. Но камни поставленные с Китайской стороны Князем Ли-вэй и Полководцем Члган-шу-гуй (в 730) для означения границ, все были испровержены; только камни поставленные Туфаньцами еще существовали. Чи-лин лежит слишком за 3.000 ли от Чан-ань на запад и в древности принадлежал к Лун-ю. По сказанию Туфаньцев, река Мын-хын-лу находится от реки Лосо-чуань прямо на юг за сто ли; в нее впадает река Цзан-хэ. Земли, лежащия от Желтой реки на югозапад, уподобляются точильному камню159, состоят из прелестных и тучных равнин. По берегам рек множество ив и ракит; горы покрыты хвойными деревьями. По покатям их возвышаются могильные курганы с построенными подле них домиками, на которых написаны белые тигры по красному полю. Это могилы знаменитых Туфаньцев, отличившихся подвигами на войне. Они при жизни одевались кожами тигров; по смерти употребляют изображение сих зверей в знак мужества. Соумершие погребены подле их могил. Чрез каменныя вершины горы Сицзелы просечен проезд для телег: по сей дороге встречали Цзинь-чен Царевну; в долине Ми-гу стояло ея подворье.
    Кяньбу имеет летнее пребывание при северном течении реки Цзан-хэ. Стойбище его обнесено палисадом; на пространстве каждых десяти шагов воткнуто до ста длинных кольев. Внутри поставлены большия ставки. Ворот трои во сте шагах одни от других. Воины в латах охраняли сии вороты. Жрецы с птичьим убором на голове и тигровым поясом били в литавры. Каждаго при входе во внутренность двора объискивали, и потом впускали. Внутри ограды стояла возвышенная терасса, обнесенная дорогими перилами, на которой Кяньбу сидел в своей ставке. Пред ним стояли тигры, леопарды и другие звери вылитые из чистаго золота. Он одет был в темное камлотовое платье, при бедре висел меч резной работы из золота: Бочжифу стоял по правую сторону его, Министры внизу терассы. Как скоро прибыл Китайский посланник, то министр Сидажо подошел к нему для переговора о клятве. По правую сторону стойбища учрежден был большой пир. Подача яств и подчинение вином несколько сходствовали с учреждениями Китайскими. В музыке употребляли военныя песни династии Цинь и песни иностранныя. Различные фигляры были из Китайцев.
    Клятвенный жертвенник в поперешнике имел десять шагов, в вышину два фута. Китайский посланник стоял против десяти Туфаньских вельмож. Около ста Князей сидели у жертвенника, на котором поставлен был большой диван. Бочжифу взошел на жертвенник и начал читать клятву. Стоявший подле него чиновник переводил ее и пересказывал, находившимся внизу. Прочие все помазывали уста кровию: но Бочжифу сего не делал. По окончании клятвы снова учинили присягу по обряду Буддайскому и пили освященную воду; по окончании обряда учинили взаимныя поздравления с Китайским посланником и сошли с жертвенника. Лю-юань-дин 160 поехал в обратный путь"

    До 730-х гг. устройство Тибета напоминало степную империю - центр, два крыла. тумены, тысячи, сотни и десятки. Потом было введено четырёхчастное деление центра, и военные генерал-губернаторства по окраинам. В завоёванных землях тибетский язык получил довольно большое рапространение.
    Превращение Тибета в полиэтническую и многоконфессиональную империю вызвало новый интерес к буддизму. (впрочем, интерес проявлялся и к исламу и к конфуцианству).
    Царь Тиде Цугтэн (704-754), попытавшийся пригласить монахов в столицу был убит бонцами. Тисон Дэцэн (755-97) - на правление которого приходится пик тибетской экспансии, с бонцами находился в состоянии конфликта - он приказал уничтожить бонские книги и пригласил буддистов из разных стран.
    Дело шло не просто. едва появились монахи - начались стихийные бедствия - бонцы мобилизовали своих духов. Первы проповедниам: Ананде и Шантаракшите пришлось покинуть страну. Тогда Шантаракшита нашёл мага и тантрика Падмасамбхаву. Имнно он , прибыв в Тибет , заклял и подчинил демонов. Вот это на тибетцев призвело впечатление.
    Вообще нравы были суровые. Когда на диспуте 792/94 индийский тантрик переспорил китайского чаньца - чань был запрещён , а китайский проповедник изгнан (и есть версия, что горячие тибетские болельщики разных сторон потом убили обоих диспутантов).
    В кон. 8 - нач. 9 в. буддизм в столице активно развивался - построили монастырь Самье, начали работу над переводами, обратившиеся в буддизм получали всякие льготы, а оскорблявшим монахов пригрозили членовредительными наказаниями.
    Но царь Дарма (Ландарма) (841-42), наоборот, начал жестокие гонения на буддизм с целью его полного искоренения. Тогда буддийский монах-террорист прикончил царя.


    9 в.
    7-9dd9112e7cdf6058a4f8899ca292889647f.jpg
    (кубок в зверином стиле)

    9Bodhisattva_Vajrapani,_9th_century,_British_Museum.jpg
    и индийского типа бодхисаттва
     
    La Mecha и list нравится это.

Поделиться этой страницей