История русской усадьбы

Тема в разделе "Ландшафт", создана пользователем takedo, 14 мар 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    300
    Симпатии:
    483
    Возрождение усадеб. Стилистическое разнообразие и свобода творчества. Краткий обзор

    Реабилитация частной собственности в России конца ХХ века способствовала появлению частных усадеб, а с ними и усадебных садов. Стилистика этих садов весьма разнообразна, и уже не может быть сведена к привычным английскому, французскому, голландскому или японскому стилю в чистом виде, хотя интерес к этим стилям, безусловно, сохраняется. Разнообразие стилей допускает смешение их в одном саду, эклектику, в высших своих проявлениях превращающуюся из ругательного слова в самостоятельный стиль. Ситуация усугубляется волюнтаристскими пожеланиями заказчика и авторскими экспериментами ландшафтного дизайнера, если сад создаётся с помощью какой-либо дизайнерской фирмы.
    В поисках новых решений современные дизайнеры обратились к модернистским исканиям конца начала ХХ века, и немалую роль в этом сыграла живопись, в частности, кубизм, прекрасным примером чему служит сад виллы Ноэль во Франции. Сад, выполненный в духе картин Пита Мондриана, состоял из клумб-ящиков, шедших уступами один над другим по мере приближения к вершине треугольника-сада.

    353.Сад виллы Ноэль,общий вид.jpg
    Сад виллы Ноэль. Общий вид

    354.Сад виллы Ноэль,вид из сада.jpg
    Сад виллы Ноэль. Вид из сада

    355.Сад виллы фрагмент.jpg
    Сад виллы Ноэль. Фрагмент

    Этот «кубистский сад» был создан в 1927 году архитектором и ландшафтным дизайнером Габриэлем Гуэврикианом, завоевавшим гран-при на Международной Выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже 1925 года за небольшой «Сад воды и света». Этот сад представлял собой четырёхугольную конструкцию, в которой треугольные клумбы гераней и агератума соседствовали с треугольниками зеркального стекла и воды с маленькими фонтанчиками.

    356.Сад воды и света.jpg

    357.Сад воды и света, цветной оттиск.jpg

    Основной принцип таких работ – отказ от подражания природе. Как заметил немецкий архитектор и скульптор Готфрид Бём, говоря об основах абстрактного искусства после 1945 года, «Путь, по которому пошла история искусства, — это путь от подражания к изобретению действительности, от воспроизведения к творчеству» (Boehm G. Im Kreis der Wirklichkeit. Zu den Grundlagen abstracter Kunst nach 1945. — 1988. — S.41).

    Не миновало сады и кинетическое искусство, зародившееся также в 20-х годах ХХ века. Свидетельство тому – сад «Колеблющиеся волокна» японского архитектора Ватанабэ Макото в культурном центре «Макото Террас», построенном в 1995 году в провинции Гифу. Это удивительный образец воплощения эстетического восприятия природы, издревле свойственного японцам, с помощью современных материалов и технологий. В горной долине, продуваемой ветрами, на фоне вторящих изгибам гор искусственных холмов, из земли вырастают 150 тонких четырёхметровых прутиков из углеродистого волокна. Колеблемые ветром, они колышутся подобно стеблям травы и шелестят, задевая друг друга. Ночью же светодиоды на концах прутиков начинают светиться, создавая фантастический образ летающих светлячков.

    358.Колеблющиеся волокна.jpg

    359.Колеблющиеся волокна, ночь.jpg

    Кинетические сады принадлежат особой группе «арт-ландшафтов», к которой относятся также сады-артефакты, сады-инсталляции, сады с искусственными элементами.
    Не удивительно, что с ростом городов ландшафтным проектированием прилегающих к домам участков всё чаще стали заниматься сами архитекторы. Ещё одним стилем, пришедшим в сады из архитектуры, стал хай-тек, стиль модернизма 1970-х годов, предпочитавший минимализм, простоту форм и неординарность решений как в выборе материалов, так и в способах их применения, и уже с 1980-х годов здания в стиле хай-тек считались весьма престижными. Одним из первых значительных построек стиля хай-тек стал Центр Помпиду в Париже, возведённый в 1977 году.

    360.Центр Помпиду.jpg
    Центр Помпиду

    Сад в стиле хай-тек – светлый, но не кричаще яркий, построенный на контрастах и неожиданностях, вплоть до эпатажных. В нём приветствуется использование новейших материалов, стекла, металла, пластика, хорошо обработанного дерева и т. п. При всём этом как цветовое, так и композиционное решение сада должно быть лаконичным, а садовая мебель и аксессуары подчёркнуто геометричны. Растения могут быть как самыми обычными, так и экзотами, а также их сочетание и создание топиарных геометрических форм. Если всё это удастся гармонично сочетать на одном участке, не входя в противоречие с архитектурой жилых и хозяйственных построек – получится интересный, впечатляющий сад.

    361.Сад в стиле хай-тек.jpg
    Сад в стиле хай-тек

    Однако отдавая должное модернистским исканиям начала прошлого века и техническому прогрессу, мастера садов не забыли и о природе, причём о природе в её естественном виде, в том виде, в каком она существует в месте создания сада. В 2003 году ведущей темой международного садового фестиваля в замке Шомон-сюр-Луар стали «Сорняки», а на фестивале в Челси в том же году золотую медаль получил «Сад Лоран-Перье», проникнутый духом естественности. Там же был представлен «Сад в естественном стиле», название которого говорит само за себя. С этих пор номинация «природные сады» присутствует на всех выставках Челси.

    362.Сорные травы.jpg
    Сорные травы

    363.Сад в естественном стиле.jpg
    Сад в естественном стиле

    Такие сады в естественном стиле отличаются стремлением к использованию диких растений местной флоры, за что ратовал выдающийся теоретик и практик садового искусства Уильям Робинсон (1818 – 1935), оказавший огромное влияние на развитие садоводства. Свои сады он называл «дикими», Wild Garden, о чём упоминалось в главе «Эпоха модерна». Природный сад может представлять собой либо облагороженный участок естественного ландшафта, либо искусственно созданный сад в природном стиле, где воссоздан уголок «дикой природы». Для последних появился даже новый садовый термин – неодикость (neowilderness). В них нет газонов, только лужайки, а уход сведён к минимуму и запрещает использование химических средств защиты от вредителей и болезней, а также химических удобрений. В ассортимент используемых растений всё чаще входят злаковые, бобовые, зонтичные, а также папоротники, прекрасно растущие в тенистых местах. В то же время, используемые в таких экологических садах растения должны идеально соответствовать местным климатическим условиям и характеру почв, и размещаются эти растения с учётом законов ландшафтного искусства
    Природные сады наиболее близки к традиционным английским паркам, но несравненно меньше по размеру, поэтому акцент в них делается не на пейзажные виды, предназначенные для разглядывания издалека, а на красоту отдельных растений и их сочетаний. На русской же почве эти сады вызывают ностальгические ассоциации с ушедшим миром дворянских усадеб.
    Что же из всего этого разнообразия пришлось по душе российским дизайнерам и их заказчикам? Есть интересные решения и у них, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что материалы о работах наших преуспевающих ландшафтных дизайнеров со всех сторон обложены авторскими правами, и дать их связное, более-менее полное описание мне не представляется возможным.
     
    La Mecha нравится это.
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.527
    Симпатии:
    3.194
    Вероятно, светодиодные конструкции.
    Например, в парке Зарядье. )
     

Поделиться этой страницей