Статус темы:
Закрыта.
  1. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    … У заводи ивововой, там, где солнце в омуте зеленом купается, где золотая пряжа лучей в холодных травах запуталась, живут кувшинки белые, да стрекозы синие.
    Тихо, тихо стоят в воде зеленые былинки, не шелохнутся.
    Тиха, прозрачна вода среди кувшинок белых, холодных.
    Холодком тянет из чащи березовой…
    Как закатится солнце, погаснут лучи последние, алые, отразится в омуте речном луна, и протянутся лунные нити к каждой былинке, к каждому цветку ночному – к таволге белой да к болиголову душистому.
    Тогда из вод тихих, из омутов бездонных выйдут на берег девы – водяницы – играть в лунном сиянии, петь да сплетать венки шелковые из болотных трав.
    Будут петь они, будут играть до рассвета и плясать на росистой траве – холодные, чистые, белые.
    Оживет чаща березовая, заплещут ветвями березы, зашумит листва. Тогда и весь лес проснется, заговорит на языке забытом, запоет каждой веткою, каждым листком.
    А как побледнеет луна на небосклоне, да зарозовеет небо зорькой утренней, смолкнет лес, стихнут березы, замолчат девы-водяницы, уйдут снова на дно речное, в омуты прозрачные – чистые, холодные, белые.
    И только в полдень вдруг холодком потянет – потянет из чащи светлой, заповедной, березовой…

    Легендарный ансамбль "Березка" ​
    Как Вы думаете, где это танцуют?​
    В Галисии, в Испании (2009). Ансамбль из города Иркутска.​
    В России будущее русского народного искусства (фольклора) - песенного, танцевального, устно-поэтической традиции - совершенно неясно.​
    Долгие годы пропаганда народного искусства поддерживала существование любительских ансамблей, хоров, кружков при Домах культуры, по телевидению можно было в течение дня десятки раз смотреть танцы не только русские, но и танцы народов союзных республик.​
    Я это очень хорошо помню, поскольку могла на это все в детстве смотреть часами. И сколько же было разных передач на темы народных песен, танцев! Да что там танцы народов СССР, а танцы разных народов планеты!​
    Теперь мы можем с грустным удивлением обнаружить, что даже на таком канале, как "Культура" , народному искусству уделяются какие-то несколько часов в неделю, в лучшем случае. И чаще всего - в случае юбилейных дат ансамблей - хоровых и хореографических коллективов...​
    Итак, большинство современных людей (особенно, детей), если они не посещают хореографические ансамбли, не знает, как выглядит даже в сильно обработанном виде, танец русский, осетинский, грузинский, таджикский и пр.​
    Все, что можно увидеть в этой теме, взято из репертуара таких ансамблей - монстров, как "Березка", ансамбль И. Моисеева , "Гжель", хор им. Пятницкого, Северный народный хор (город Архангельск).​
    Это сильно облагороженные, обработанные в классической хореографической манере варианты исполнения русских танцев и танцев других народов.​
    Кроме этих коллективов, самобытное искусство практически по "всей Руси великой" остается уделом очень немногих фанатиков народного творчества.​
    Это означает постепенное угасание народной культурной традиции.​
    И ее нечем заменить. ​
    Потому что в ней заключено своеобразие народа, этноса, национальной жизни. Были, были конечно в России - энтузиасты, княгиня М.К. Тенишева, например, люди совсем-совсем иного времени - Дмитрий Покровский, Константин Кедров, Александр Стрижев... Есть Полина Рожнова.​
    Снова "Березка" - Танец "Сударушка".​
    Ансамбль И. Моисеева Калмыцкий танец​
    Ансамбль "Березка" Русский девичий хоровод "Цепочка"​
     
  2. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Ансамбль "Казачий круг"​
    Рижский театр песни "Этюд"​
    Порою я задумываюсь, почему в России национальный танец и песня остаются на большой сцене, не покидая в большинстве случаев среды профессиональных хореографов, почему как-то не очень принято - красиво! - танцевать или петь на праздниках и вечеринках, даже в семейном кругу.
    Ведь красивые же, красивые это песни, танцы красивые! Особенно хороводы.
    То ли это отсутствие телесной культуры, каковая есть у всех южных наций, то ли объелись своим (что вряд ли), а, скорее, и не знают толком, что это, откуда все эти песни да танцы, да и как их плясать.
    Хорошо, если всем миром затянут "Тонкую рябину", или "Степь, да степь кругом"...
    И то слава Богу, правда, при этом половина присутствующих (часто большая половина - увы, иногда я в этой половине), не будут знать слов песни.
    А ведь есть песни подлинно народные - всевозможные заклички, веснянки, обрядовые рождественские, колядки - ярчайшая, поразительная смесь христианской и древней языческой традиции, колыбельные.
    Есть устное творчество - былички, потешки, заговоры...
     
  3. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Снова моя любимая ....
    "Черный ворон" в исполнении чилийского парня. Внизу титры...эх...
     
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    А вот:
     
  5. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Лирическое отступление от темы - моя мама терпеть не может испанцев, всегда считала их злодеями по отношению к индейцам. Зато индейцы в ее представлении - просто невероятно прекрасны, поскольку связаны с природой, чувствуют ее, шаманят там всячески...
    И еще обладают паранормальными чудесными способностями.
    Вот - любимый народ. Когда-то к ней в руки попала книжка некоего Сат Ока. Так у ней надолго от нее перевернулось сознание, с тех пор индейцы - это да! ! !:)
     
  6. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Колядки - рождественские обрядовые песни, поются как христославие, величание Солнца Мира - Христа и Богородицы.
    Песни поют накануне Рождества, в сочельник. В колядках также упоминаются ангелы, волхвы.
    С колядками связан также Солнцеворот, поворот солнца на лето, в чем проявляется постоянство годового аграрного цикла и победа светлых сил над силами тьмы и зимнего мрака и холода, неизбежное наступление Весны.

    [​IMG]
    Снежный вертеп (г. Нефтеюганск)​
    С Днём Христова Рождества!
    Торжествуйте, веселитесь
    Люди добрые со мной,
    И с восторгом облекитесь
    В ризу радости святой.
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложенному.
    Ныне Бог явился в мире -
    Бог богов и Царь царей.
    Не в короне, не в порфире
    Сей Небесный Иерей.
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложенному.
    Он родился не в палатах
    И не в убранных домах.
    Там не видно было злата,
    Где лежал Он в пеленах.
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложенному.
    Невместимый Он вместился
    В тесных яслях, как бедняк.
    Для чего же Он родился?
    Для чего же бедно так?
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложеному.
    Для того, чтоб нас избавить
    От диавольских сетей
    Возвеличить и прославить
    Нас любовию своей
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложенному.
    Вечно будем Бога славить
    За такой день торжества!
    Разрешите Вас поздравить
    С Днём Христова Рождества!
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложеному.
    Торжествуйте, веселитесь
    Люди добрые со мной
    И с восторгом облекитесь
    В ризу радости святой
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложенному.
    Ночь тиха над Палестиной...
    Ночь тиха над Палестиной.
    Спит усталая земля.
    Горы, рощи и долины -
    Скрыла всё ночная мгла.
    Скрыла всё ночная мгла.
    В Вифлееме утомлённом
    Все погасли огоньки,
    Только в поле отдалённом
    Не дремали пастухи.
    Не дремали пастухи.
    Стадо верно сосчитали,
    Обвели ночной дозор,
    И, усевшись, завязали
    Меж собою разговор.
    Меж собою разговор.
    Вдруг раздался шелест нежный,
    Трепет пастухов объял,
    И в одежде белоснежной
    Ангел Божий им предстал.
    Ангел Божий им предстал.
    - Не пугайтесь, не смущайтесь!
    От Небесного Отца
    Я пришёл великой вестью
    Вам возрадовать сердца.
    Вам возрадовать сердца.
    Милость людям посылает
    Сам Христос, Владыка-Царь.
    Грешный мир спасти желая,
    Сам Себя Он в жертву дал.
    Сам Себя Он в жертву дал.
    Ночь тиха над Палестиной.
    Спит усталая земля.
    Горы, рощи и долины -
    Скрыла всё ночная мгла.
    Скрыла всё ночная мгла.
    Веснянки - заклички весны - песни, имеющие магическое значение. Пелись веснянки чаще всего 22 марта - на Сорок Сороков (или на Жаворонков). Старый языческий обряд - Встреча Весны - сохранился до наших дней в виде праздника - Дня
    птиц.

    В старину в этот день пекли особое печенье - Жаворонки. Птицы из теста с глазками - зернами или изюминами, были не только радостью и лакомством для детей, но и призваны были обеспечить приход весны, вступление ее в свои права и окончательный уход зимы и ее воинства.

    Печенье съедали, давали скоту - для здоровья, для увеличения плодородия, производительных сил природы.

    Иногда печенье разламывали на кусочки и разбрасывали по полю.

    Чтобы спеть заклички, взбирались на крышу дома, поднимались на высокое место.
    И пели:
    Веснянка (Украинская народная песня)
    Стало ясно солнышко припекать, припекать,
    Землю словно золотом заливать, заливать.
    Громче стали голуби ворковать, ворковать,
    Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.
    А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
    Много цвету вешнего у земли, у земли.
    Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
    Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!
    **************************
    Жаворонки прилетите,
    Студёну зиму унесите,
    Теплу весну принесите:
    Зима нам надоела,
    Весь хлеб у нас поела,
    И соломку подбрала,
    И мякинку подняла.
    Уж вы, кулички - жаворонки,
    Солетайтеся, сокликайтеся.
    ***
    Жаворонок, жаворонок!
    Возьми себе зиму,
    А нам отдай весну.
    Возьми себе сани,
    А нам отдай телегу.
    ***
    Жаворонки, жаворонки,
    Дайте нам лето,
    А мы вам зиму,
    У нас корма нету!
    ***
    Жаворонки, жаворонки,
    Прилетайте к нам,
    Приносите нам Весну-красну,
    Красну солнышку,
    Тёплу гнёздышку!
    ***
    Жаворонки, прилетите,
    Красну Весну принесите.
    Принесите Весну на своем хвосту,
    На сохе, бороне,
    На овсяном снопе.

    ***
    Летел кулик
    Из-за моря,
    Принёс кулик
    Девять замков
    - Кулик, кулик
    Замыкай зиму,
    Отпирай весну,
    Красно летечко!
    ***
    Весна, весна красная!
    Приди, весна, с радостью!
    С радостью, с радостью,
    С великою милостью!
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким!
    С хлебами обильными!
    С калиной-малиною!
    С черной смородиною,
    С грушами, со яблочками!
    С цветами лазоревыми,
    С травушкой-муравушкой!
    ***
    - Весна, весна красная!
    Приди, весна, с радостью,
    С радостью, с радостью,
    С великою милостью:
    Уроди лён высокий,
    Рожь, овёс хороший!

    Красивое видео. И народная манера пения - одинакова для всех народов.

    "А мы просо сеяли" - одна из старейших хороводных русских песен.
    Уж, наверное, и старух-то таких нет, чтобы такие песни знали и так умели хороводы водить.
    Использованы материалы сайтов: http://www.tropinka.orthodoxy.ru, http://www.ladushki.ru,
     
  7. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Хороводные песни, подблюдные гадательные (рождественские, крещенские) - в исполнении ансамбля Санкт-Петербургской консерватории - почти не осталось таких исполнителей...
    И, вслушиваешься в монотонные песни печальные, и улетает душа - высоко-высоко.
    Подблюдные гадания (илея, "закидывать кольца") - один из самых ярких видов святочных гаданий, основанный на принципе вытаскивания жребия. Наиболее распространенное название этого вида гадания связано со словом "блюдо", поскольку предмет, который оно обозначает, является неотъемлемым элементом гадательной акции. Обозначение подблюдных гаданий как "закидывать кольца" связано с соответствующими действиями, выполняемыми во время обряда.
    Подблюдные гадания производились исключительно во время Cвяток, внутри которых они, как правило, приурочивались к Васильеву вечеру, то есть к кануну Нового года, и к "страшным" вечерам. К обряду приступали после захода солнца в заранее назначенной гадальщиками избе. Участниками подблюдного гадания могли быть и одни девушки, и молодежь обоего пола, и все деревенское общество.
    Основными составляющими подблюдных гаданий были ряды: предметный (блюдо с водой или без нее; скатерть или другая ткань; хлеб и иногда соль, уголь; украшения или другие мелкие предметы по одному от каждого участника), акциональный (манипуляции с блюдом и украшениями) и вербально-музыкальный (песни хлебу и подблюдные, иногда - толкование песен).
    Перед гаданием приготавливали блюдо (иногда это мог быть другой сосуд, решето или шапка): в него гадающие складывали небольшие предметы, обычно - украшения: кольцо, перстень, сережку, брошь, запонку. У кого украшения не было, могли положить наперсток, пуговицу, а мужчина - даже мундштук.
    Блюдо покрывали тканью: скатертью, полотенцем, салфеткой, платком. На ткань сверху или под нее клали кусочки хлеба, иногда еще соль и уголь. В Сибири блюдо закрывали платком, ставили на стол, покрытый белой скатертью, а каждый участник свой кусок хлеба клал под скатерть перед собой . Когда все было готово, запевали песню хлебу:
    "Еще нынее у нас
    Страшные вечера
    Да Васильевские.
    Илею, илею!
    Мы не песню поем,
    Хлебу честь отдаем.
    Илею, илею!
    Кому эта песенка
    Достанется,
    Тому сбудется,
    Не минуется!
    Илею, илею!
    Тому жить бы богато,
    Ходить хорошо!
    Илею, илею!
    (Поэзия крестьянских праздников, 1970, № 108, с.137).
    Пение славы хлебу в начале подблюдного гадания вполне закономерно, поскольку хлеб в крестьянской жизни и в народных представлениях являлся источником и символом благополучия. Поэтому песня хлебу была своего рода благословением перед гадательной акцией и заклятием-пожеланием благополучия всем присутствовавшим. По окончании песни хлеб ломали, если он еще не был нарезан, и делили между всеми. Кусочки завертывали в рукав и приберегали, чтобы положить под подушку и увидеть вещий сон.
    После раздела хлеба приступали к гаданию: пели короткие (от одной до десяти строк) песни, каждая из которых означала ту или иную судьбу. Во время исполнения каждой песни потряхивали блюдо, и кто-нибудь один ловил попавшееся на лету под салфеткой предмет. В Сибири первое попавшееся кольцо вынимали через щелочку в платке. А если в блюде была вода, то его не встряхивали, а тот, кто держал блюдо, перемешивал кольца рукой и, не глядя, вытаскивал попавшееся. Чье было украшение, тому и предназначалась судьба, отраженная в песне. Если возникал вопрос о значении песни, то более опытные участники растолковывали его. Затем пели новую песню. Сколько было людей, для всех пели, кроме того, кто проделывал манипуляции с блюдом.
    Когда оставалось последнее украшение, песню не исполняли. В некоторых местах считали, что обладательница последнего кольца выйдет замуж, а в других - напротив - останется в девицах. В некоторых местных традициях последнему человеку пели свадебную песню, а кольцо пускали по полу, смотря, в какую сторону оно покатится: если к дверям, девушке - замужество, а мужчине - дорога.
    Особенности структуры и механизма подблюдных гаданий не все лежат на поверхности. Если символика времени этого вида гадания, как и любого другого, - рубежность - очевидна, то "пограничный" характер пространства, в котором совершается подблюдное гадание, не так четок: действо разворачивается в обычной избе. Тем не менее, а пространственной структуре подблюдных гаданий есть место и "этому", и "потустороннему" миру, и границе между ними. На символическом уровне именно блюдо (сосуд, решето, шапка) выступает в функции "потустороннего" мира, в котором формируются судьбы всех участвующих в обряде. Об этом свидетельствует то, что воду для блюда необходимо было принести из проруби или колодца, которые в народных представлениях осмыслялись как каналы с потусторонним миром. В этом плане показательно также то, что, прежде, чем положить свой предмет в блюдо, каждый касался им края сосуда крест-накрест, а затем уж опускал под салфетку. Это крестообразное движение аналогично черчению креста на перекрестке как нахождению точки, являющейся символической пространственной границей между "мирами" (см. гадания об урожае и др.)
    Роль завесы - границы между "потусторонним" (блюдо) и "этим" (изба) мирами - выполняет ткань; в традиционной культуре было широко распространенно использование тканей в самых разнообразных обрядовых ситуациях как покрова, выполняющего функцию "границы": оборачивание новорожденного в родительскую рубаху; закрывание платком (полотенцем и под.) невесты; покрывание скатертью могил на Радуницу; накидывание платка или полотенца на зеркало во время гаданий и в доме, где есть покойник, и т.д. Таким образом, в ситуации подблюдных гаданий человек сам создает символическое подобие устройства мира в пределах пространства избы.
    С идеей "пограничности" связан генеалогический статус тех, кто участвует в создании этого "мини-мира": так, воду из проруби должны были приносить "первородный" парень (первенец) или "последняя" девушка, то есть младшая в семье, - являющиеся в перспективе связующими представителями между старым и будущим составами рода и общины ("рода-племени").
    Символическое значение украшений, которые использовали в гадании в разные его моменты, было не одинаковым. На первом этапе гадания, когда каждый снимал с себя кольцо и сам опускал в блюдо, украшение являлось знаком, предметом-заместителем самого человека. Когда кольцо из блюда возвращалось к владельцу, оно символизировало его новую судьбу в следующем году, обозначенную в подблюдной песне. Показательно в этом плане, что предмет из блюда вытаскивал не тот, кому гадали, а человек, который не загадывал свою судьбу в этом гадании; он встряхивал блюдо или перемешивал в воде кольца и, не глядя, ловил предмет на лету под покровом или доставал его рукой из воды и передавал "новую судьбу" ее владельцу, - то есть выполнял функцию медиатора (посредника) между "тем" и "этим" мирами. Соответственно этой функции выбирался человек опытный, как руководитель в других видах гаданий, и постарше; аналогичны в этом плане выбирание двенадцати стариков в гадании об урожае и роль пожилой знающей женщины, руководящей девушками в "страшных" гаданиях. Посредническая роль стариков в гадании вполне закономерна, так как из всех возрастных групп общины именно они, находясь в "этом" мире, наиболее близки к "иному".
    По окончании подблюдных следовали другие гадания и игры. Одной из наиболее распространенных являлась игра "Золото хоронить". Она была заимствована из городской среды и в силу ряда причин влилась в святочную обрядность или в форме игры, или, подвергшись некоторой трансформации, превратилась в разновидность подблюдного гадания. Причины эти состоят в следующем: и в тексте "Уж я золото хороню", и в подблюдных гаданиях образ кольца играет важную роль; в тексте игры сообщается о прятанье золота, что в подблюдном гадании имело место на акциональном уровне; в песне игры речь идет об отгадывании, как гадании:
    1) "Уж я золото хороню, хороню
    Чисто серебро прихорониваю
    Я у батюшки в терему, в терему,
    Я у матушки в высоком, в высоком.
    Пал-упал перстень
    В калину, малину,
    В черную смородину,
    В алую земляночку…
    Очутился перстень
    У дородна молодца
    На правой на рученьке,
    На правом мизинчике…
    Гадай, гадай, девица,
    В коей ручке былица.
    Девушка гадала,
    Да не отгадала,
    Доброва молодчика…
    Вы подруженьки,
    Вы голубушки,
    Вы скажика-те,
    Не утайте-ка,
    Мое золото
    Мне отдайте-ка.
    Меня матушка
    Журить будет, бить
    По три утра, по четыре,
    По три прута золотые,
    По четыре прутика
    Жемчужные.
    Девицы гадали,
    Да не отгадали.
    Добры молодцы,
    Отгадайте сами".
    (Балов А.В., 1898, с.73).
    Тот или иной вариант песни исполнялся после подготовки к гаданию: девушки брали четыре блюда; та из них, что не гадала, клала в блюда по одному предмету (уголь, печинку - кусок глины от печи, щетку и кольцо) и накрывала их платками. Под пение "Уж я золото хороню" девушки по очереди вынимали из блюд, что кому достанется: уголь - муж будет негодяй и пьяница, печинка - смерть, щетка - муж будет старый, некрасивый, кольцо - муж молодой и житье счастливое.
    О более позднем присоединении игровой песни к гаданию говорит то, что и игра "Уж я золото хороню", и гадания такого типа могли существовать сами по себе. Кроме того, в отличие от подблюдных гаданий, в контаминации игры и гадания судьбу предсказывает не песня, а предмет, который вынимает из блюда та или иная девушка.
    Для игры "Золото хоронить" иногда использовали кольцо, оставшееся последним после подблюдных гаданий. Его под звуки песни тайком, из рук в руки, передавали друг другу сидящие рядом девушки и парни. Водящий искал, у кого в руках осталось кольцо, а пойманный в скрывании кольца заступал на роль водящего. Таким образом, игра "Золото хоронить" представляла собой вариант игры в "Колечко", бытующей до сих пор в детской среде.
    Песня "Липа вековая" в исполнении ансамбля Санкт-Петербургской консерватории
    Материалы по гаданиям взяты с ресурса: http://www.ethnomuseum.ru
     
  8. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Примеры других хороводов - вечное солнце всех народов мира...
    Греческий... Музыка такая прекрасная. Все движения хоровода существуют с тех пор, как танцует человечество.
    Ансамбль Игоря Моисеева. Сиртаки​
    С неподражаемым юмором... Еврейский. ​
    Молдавский. Ансамбль "Жок" ("Танец") - один из старейших!​
     
  9. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Северный народный хор (Архангельск)
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    Тогда можно ещё ей посоветовать "Говорит Чёрный Лось".
    К жанру народного искусства, кстати, можно отнести и паувау.
     
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    "Говорит Черный Лось" , Нейхардт Джон:
    "Так много людей уже прожили и еще проживут свою жизнь, и в конце концов прорастут травой на холмах.
    Мое слово будет о самой сути жизни, которая священна, и о ней славно рассказывать. Это слово - о двуногих существах, которые живут в единстве с четвероногими, пернатыми и миром растущей зелени. Ведь все они - дети одной матери и одного отца".
    Подлинная красота - в таких словах. В музыке.

    В танце.
    Не правда ли, эти танцы напоминают древние мистерии Цам? Тема "Бутан".​
     
  12. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Песни Юга России (Курская, Белгородская области)
    Символика русского народного костюма​
    Вышивка как вид искусства была известна еще с дохристианской эпохи. Именно тогда формировались художественно-стилистические способы шитья, рождались знаки, символизирующие силы природы, космогонические представления относительно устройства Вселенной, творились образы, которые потом долго были закодированы в вышивке и других видах искусства, указывая на языческие верования наших предков.
    Основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных культов: верования древних славян, поклонение Божествам, просьба о здоровье, добре, урожае, помощи в сложных жизненных ситуациях.
    Осмысливая Вселенную, человек пытался защитить себя от враждебного влияния непознанных сил. Для этого он использовал орнаменты и своеобразные заклинания.
    Защитные функции имели резные и рисованные мотивы на фасадах и в интерьере жилища, декоративные ткани, мелкая пластика, писанки и т.д.. Вышивка также была своеобразным оберегом от злых сил. И остается им и сегодня.
    [​IMG]
    Боярышня. К. Маковский​
    Берегиня - это важный символ, который встречается во многих вышивках. Народ создал его загадочным цветком, который символизирует материнскую силу.
    Она - сама Мать-природа, которая представляет собой создание и защиту мира, а также вечное обновление и гармонию жизни. Берегиня символизирует также Дерево жизни (порой оно изображалось в виде букета или вазоны), представляющей собой сочетание трех миров и символом гармонии Вселенной.
    Мировое дерево имеет значение бесконечности жизни, непрерывность рода, каждая его ветвь - это зародыш новой семьи, поэтому оно - неотъемлемая часть свадебного рушника. На средних и верхних ветках изображались птицы - представители верхнего мира, символы вечности, бессмертной души и божественного присутствия.
    [​IMG]
    К. Маковский​
    Юбка-понёва из 3-х полотен. Фон - красно-синий-клетка, поверх диагональные квадраты геометрического меандра, в центре - незавершенная свастика (солярный знак). По низу - кайма. Вставка - третье полотно - красный сатин - штамп-рисунок-желтый трехлистник.
    Третья четверть XIX века. Касимовский краеведческий музей
    [​IMG]
    Калина в вышивках является воплощением силы и красоты, но силы чрезвычайной, а красоты - бессмертной. Когда калина связывалась с рождения Вселенной и огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды, а его название происходит от старославянского названия Солнца - «Круг».
    Красные ягоды калины - символ крови и бессмертного рода, огня и солнца. Именно поэтому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки заполнены гроздьями калины.
    Можно выстроить семантическую связь: калина - кровь - рождение бессмертие. Калина - символ духовной жизни женщины: ее девство, любовь и красота, замужество, радость и горе. Через калиновый мост, эту заповедную границу, должна пройти каждая девушка, потому что на другой стороне живут три неразлучные сестры: Вера, Надежда и Любовь.
    Цветами калины украшают наряд невесты и каравай, а ее красные гроздья вплетают в венки на празднике жатвы.

    [​IMG]
    К. Маковский​
    Символика цвета в русской вышивке​
    С давних времен известно, что высоко развитая в духовном плане часть человечества (жрецы, волхвы, шаманы и др.) приносили знаки и символы в обыденную жизнь людей. В результате, с помощью этих знаков, жизненное пространство вокруг людей (их аура) или простор жилища структурировались желаемым способом, чтобы защитить себя от злых сил потустороннего мира, пригласив к сотрудничеству светлых, добрых духов. При этом каждый человек воспитывался в духе любви к природе, основных ее четырех составных - стихии огня, воздуха, воды и земли. Эти стихии создают мир видимых нам форм и имеют также символические записи. Знак огня - треугольник, воздуха - круг, воды - полумесяц, земли - квадрат. В вышивке эти все символы дополняются и изменяются.
    [​IMG]
    Большинство знаков славянских орнаментов отображают культ земледелия, плодородия. Например, космический знак плодородия можно привести очень популярное переплетение нитей в ткачестве, что являет собой решетку из мелких ромбиков. Так в давние времена орнаментировали ткачихи покрывала, скатерти, рушники и другие предметы быта. Преимущественная часть вышитых геометрических орнаментов также имеет ромбическую конструкцию, «решетку». Использование таких орнаментов имело практическое объяснение, многодетным семьям, чтобы сохранить род, выжить необходима была поддержка рождаемости. В наше время необходимости в этом нет, поскольку многодетных семей очень мало. Уже давно люди забыли, что может отображать определенный знак или орнамент, но в памяти остается информация о том, для чего или для кого была выполнена работа.
    [​IMG]
    Костромская крестьянка в праздничном наряде, Фотоархив Русского этнографического музея
    Важным символом в народной вышивке является использование цветов. С помощью черного, белого и семи цветов радуги, которые являют собой разложение белого цвета, можно выразить значительное количество информации. Белый цвет был в почете у наших предков, которые обожествляли Солнце, стихию Огонь, и знали, что этот цвет - атрибут Бога-Отца.
    Красный цвет, как самый активный после белого, очень высоко ценился в различных ритуалах, обрядах. Особенно много этого цвета было на свадебной, детской и праздничной одежде, поскольку красный цвет активно защищает от зла и притягивает энергию гармонии, творения, любви.
    [​IMG]
    З. Серебрякова, "Спящая крестьянка"
    Черный цвет, который многими воспринимается как цвет смерти, на самом деле имеет многогранную символику. Это цвет земли, достатка, богатства. Одежда старших людей была бога той на черный цвет, поскольку он поглощает энергию, информацию. А старшее поколение людей является хранителем мудрости, учителем для молодых поколений.
    Использование в узорах красного и синего цветов, красного и черного, как цветов антиподов или цветов - гармонизируют энергию (активное и пассивное, мужское и женское
    Материалы ресурсов: http://russian-сostume.blogspot.ru, http://www.krupenichka.ru,
    http://www.slavyanskaya-kultura.ru.
     
  13. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Почти фламенко... Ингушетия? Качество записи не очень, но танцоры - истинные лебеди!
    Грузинская лезгинка...
    Ансамбль Рустави​
    Еще наследие человечества (ЮНЕСКО). Грузинское многоголосие на гурийском диалекте.​
    Нет слов, так прекрасно.​


     
  14. TopicStarter Overlay
    La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    9.384
    Симпатии:
    2.436
    Еще грузинская полифония
     
  15. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    19.597
    Симпатии:
    1.909
    Изначально ведь это тоже были мистерии. Сейчас правда сместилось всё в более декоративную сторону. Но по сути это мистерии. Направленные на изменение состояния сознания.
     
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей