Исчезновение самости в шейхе

Тема в разделе "Ислам и суфизм", создана пользователем plot, 21 фев 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Сначала хотел назвать тему "Критика суфизма (со всем почтением)", но потом понял, что тут речь идёт скорее об особенностях суфийского учения, поэтому в данном случае это не критика, а лишь постановка вопроса и проблемы, если таковая есть.

    Для начала - цитата.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Так вот. Это сейчас редко акцентируется, но суфизм в его классическом виде это прежде всего отношения с наставником. Наставник должен восприниматься дервишем как манифестация Абсолюта. Дервиш должен полностью предать себя служению шейху. Совершенно растворить свои хотения и разумения в шейхе. Когда в суфизме говорят о любви к Богу, о растворении в Боге, то в первую голову имеется в виду любовь к шейху и растворение в шейхе.

    Это настолько важно, что когда нечто в поведении шейха кажется дервишу противоречащим адабу, любви к ближнему, служении ближнему, дервиш должен выбрать именно шейха из этих двух сторон. В идеале перед дервишем не должно даже стоять такой дилеммы. Степень преуспеяния суфия в тарикате определяется тем, насколько безоглядно он предан шейху.

    Конечно, это открывает широкое поле для злоупотреблений. Однако, в традиционных тарикатах этому есть система противовесов. Шейхи появляются не из пустого пространства, а духовно рождаются от других шейхов и т.д. Тем не менее, сам этот подход, на мой взгляд, порождает ряд существенных вопросов.

    Во-первых, он для духовного пути совсем не обязателен. Например, в буддизме такой особенности нет. Естественно, буддист питает к своему учителю уважение и преданность, но не обожествляет его (это с точки зрения буддизма вообще вряд ли является легитимным) и учитель в буддизме это прежде всего тот, кто реализовал Дхарму в большей степени чем ты сам и кто может ответить на все твои вопросы относительно Дхармы и поправить тебя на этом пути. В суфизме же наставник сам по себе является путём.

    Во-вторых, такое растворение в мастере само по себе не является гарантией духовного развития. Легко можно себе представить ситуацию, когда человек становится просто тенью Мастера, останавливаясь на этом. Мы даже не говорим о ситуации, когда сам шейх не является достигшим сколько-нибудь высокой стоянки (в этом случае неизбежны духовные травмы у мюридов).

    В-третьих, в ходе такого предания себя мастеру происходит неизбежное отключение критического разума, по крайней мере во всём, что касается шейха. Подобное отключение это путь к фанатизму и т.д.

    Ну и в-четвёртых: много ли из современных людей готовы полностью предать себя другому человеку, раствориться в нём? Думаю, таких будет не очень много. Более того, рискну предположить, что среди тех, кто сознательно изъявит такого намерение и реализует его, будет в наше время не малое число людей, которым неплохо было бы прибегнуть к помощи хорошего психолога или даже психиатра. Прошу не принимать эти слова лично на свой счёт.

    Подчеркну, что сам этот подход вполне имеет право на жизнь, видимо. Это такая своего рода опора на другого. Возможно, что-то подобное предлагал в своё время Иисус. В этом плане, кстати, мёртвый и идеализированный Мастер оказывается удобнее живого и не идеального.
     
  3. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.329
    Симпатии:
    7.032
    ну помнится, др. Нурбахш и говорил в начале своей практики , что западные люди неспособны идти по суфийскому пути в силу своего индивидуализма :)
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Да, в свете всего этого его слова предстают в новом свете.
    А потом, видимо, махнул рукой. Или не знаю что.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Обсуждение в фейсбуке.
    Рауха подкинул интересный тибетский текст по гуру-йоге. Ашвагхоша "50 строф почитания учителя". Там можно видеть тибетский подход:
    Далее описывается ещё куча дополнительных критериев для тантрических учителей.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Некоторые выдержки из фейсбучного диалога.

    В суфизме проблема в том, что иногда шейх считается изначально непогрешим уже самим тем фактом, что он шейх. В результате не он является воплощением тасаввуф, а тасаввуф - это всё, что он, шейх, собой представляет. В этом случае человек, приходя в тарикат, вынужден предавать себя ему, совершая насилие над природой, так сказать. И ученик в этом случае просто кушает всё, что исходит от учителя, отключая критический ум и культивируя своего рода духовную наркоманию.

    Такой подход мог иметь смысл в обществе, скажем, забитых средневековых крестьян, которые совсем не умели думать своей головой. Но во всех остальных случаях подобная практика как мне кажется ведёт к психической деградации.

    В нормальной же ситуации предание себя учителю, видимо, происходит естественным путём через признание компетентости, зарождения безграничного уважения, преданности и полного доверия.
    Однако, есть основания предполагать, что на практике всё не так печально и отличие от буддийского подхода как правило не настолько разительное.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Видимо, проблема в том, что для суфизма рациональный подход вообще не свойственен и поэтому иррациональное поклонение шейху как некоему фетишу, видимо, довольно распространено.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.329
    Симпатии:
    7.032
    ну это скорее проблема рациналов, чем проблема суфизма :)
     
    plot нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Фишка в том, что когда речь заходит о критериях, так сказать, отбора учителя в суфизме, то обычно говорится что-то типа "пяти качеств": учитель должен быть избранным слугой Бога, свободным от завес, воплотившим Божественные Атрибуты, обладающим Божественной Мудростью и Божественным Знанием.
    Поэтому на практике может оказаться так, что суфийская практика выливается в простую веру что данный конкретный человек - Б-г и соответственно в поклонение и служение ему. И полное беспрекословное принятие всего, что от него исходит.
     
  10. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.859
    Симпатии:
    1.319
    Думается, помимо рационального подхода возможен интуитивный, когда ученик не анализирует учителя как объект, а интуитивно при первом же взгляде схватывает примерно то же, что описано критериями у тибетцев - что превосходит по всем параметрам, и что подойдет ученику индивидуально. Если ни так, ни иначе выбор учеником сделан не был, а отношения гурства устанавливаются, я тоже это считаю насилием и извращением.
    Такой случай описан в книге Парамахансы Йогананды, там, где он знакомится со своим учителем.
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Это понятно, но когда в традиции прописан только иррациональный подход (да и он прописан довольно условно), то как быть бедным рационалам? ) Да и интуиты в этом случае рискуют часто ошибаться. В суфийской традиции ситуацию спасает именно то, что это традиция. Что там есть передача опыта и шейха назначает более опытный товарищ, да плюс ещё удостоверяет глава ордена.
     
  12. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.859
    Симпатии:
    1.319
    Все-таки рационально трудно понять, почему традиция, преемственность гарантирует непогрешимость и абсолютный авторитет. Здравый смысл говорит, что в любой системе может закрасться ошибка на любой стадии.
    Либо она (ошибка) может накапливаться постепенно, понемногу, и система выродится. А удостоверения преемственности будут штамповаться дальше.
    Я правильно понимаю, что речь о ситуации, когда человек по зову сердца все-таки приходит в орден, а вот шейха себе сам не выбирает?
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Обычно так и происходит. Человек приходит в орден, а шейх там как бы уже данность.
    Эта возможность компенсируется видимо значительным многообразием и обилием ответвлений, что производит своего рода естественный отбор.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    25.329
    Симпатии:
    7.032
    Полагаю, здесь сыграло свою роль влияние шиизма (и исмаилизма в частности). Поскольку именно там есть учение о передаче от пророка и Али абсолютной благодати по цепи приемников-имамов.
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Причём эта передача носит мистический характер. Непонятный простому смертному.
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Поэтому и статус шейха оказывается священным, сакрализованным. Именно поэтому получается, что какие-либо другие критерии кроме собственно передачи ему хырки наставника к нему неприменимы. И именно поэтому внутри ордена о выборе для искателя говорить довольно странно: если все шейхи несут в себе одну и ту же благодать, то между чем и чем выбирать?
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Частичный ответ на тему:
    Отсюда
     
  18. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.859
    Симпатии:
    1.319
    Если в шейхах нет других значимых компонентов кроме благодати, то, действительно, нечего выбирать. :muse-1:
     
  19. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.859
    Симпатии:
    1.319
    В терминах спиральной динамики можно, наверное, сказать так - люди мема Х, стремящиеся повысить свой мем, в обществе людей мема Х + N (N ≥ 1), настроенных помогать другим людям с повышением их мема, чувствуют себя весьма комфортно, т.к. их потребность удовлетворяется. :)
    А может, N ≥ 2, или вообще - конкретное число.
     
    Последнее редактирование: 26 фев 2014
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    Можно, видимо, и так сказать. )
    Сохбет оказывается вообще одним из основных методов обучения в суфизме. Хотя в других традициях он тоже играет важную роль.
    Это не то чтобы комфорт, а скорее a sort of attraction.
     
  21. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.859
    Симпатии:
    1.319
    Мне кажется, это вообще универсальный метод, если брать абстрактное ядро, т.е. просто регулярное взаимодействие с разумом, твердо стоящим на более высокой ступени. Обычная школа на этом тоже в значительной степени базируется, личность учителя решает очень много. Для учеников из неблагополучных семей это может быть единственная возможность проапгрейдить сознание - хорошие отношения с хорошим учителем.
    Ну да. Ощущение включенности в Поток.
    И стремление к такой влюченности / к ее достижению, если ее нет.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    В суфизме проблемы начинаются тогда, когда гуру оказывается не столько в области более высоких мемов, сколько в более совершенном состоянии данного мема (а такое состояние для окружающих тоже обладает мощной притягательной силой). А поскольку "шейховость" сакрализуется, это состояние просто принимается как некое высшее. Поэтому суфийские шейхи зачастую вели себя довольно сомнительно с точки зрения других традиций, провоцируя и продуцируя фанатизм, войны и прочее.

    В других традициях предпосылки для подобных ситуаций нейтрализованы как правило в большей степени, как мне кажется.
     
  23. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.859
    Симпатии:
    1.319
    Тогда это действительно что-то совсем другое. Я исходил из того, что повышение уровня любви протекает параллельно уровню концептуальной зрелости, формируется более широкий взгляд на вещи и т.п. Наверное, это не всегда так.
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    20.006
    Симпатии:
    1.872
    В рамках одного мема человек движется к определённому архетипу. Это, видимо, альтернативный вектор гурства и в рамках суфизма он довольно часто реализуется. Особенно в плане синего мема, как я понимаю.
     
  25. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.859
    Симпатии:
    1.319
    Не мог бы ты описать этот архетип внутри синего в признаках?
     

Поделиться этой страницей