1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [mod=Мила]Из "Заповедника Омелы"[/mod]

    Это не я сказала - это героиня другой ветки моего Заповедника написала (см. последнюю цитату) много десятилетий назад. А ещё об этом почти двести лет назад говорил Гёте...

    А в ветке о Ромадиных снова отчётливо прозвучала тема преемственности в творчестве. Надо попробовать поговорить о приветах Босха и Брейгеля Старшего, Боттичелли и Дюрера, Россетти и Климта, Мунка и Дали, которые долетают до художников и сейчас... А заодно - и о литературных приветах, если запала хватит.
    Ну вот они, "Охотники на снегу" Питера Брейгеля Старшего, вдохновляющие пейзажистов, иллюстраторов, художников кино.

    [​IMG]

    Вот они, включённые в фантастические реалии:

    [​IMG]

    А вот, раз уж о привете Брейгеля говорим, зимний пейзаж из "Зеркала":

    [​IMG]

    Тарковский: кладезь цитат. Аллюзии, намёки - его конёк. Но мне не хотелось бы собирать их ради количества. Скорее надо бы смотреть в более поздних творениях, насколько мы имеем дело с набившими оскомину компиляциями, на которые уже и внимания своего жалко, и насколько отсылки к сотворённому прежде творчески оправданы. Цитата может превосходить по глубине нечто создаваемое позже, которое иллюстрируют с её помощью. Может быть и наоборот; а может быть и так, что цитата с замыслом приводящего её формально совсем не совпадает...

    [​IMG]

    Рублёвская Троица сопутствовала Андрею Тарковскому всю жизнь. Есть ещё история о рисунке Тонино Гуэрры, которую режиссёр просто так приткнул к стене в одном из эпизодов "Сталкера", жаль, потом этот эпизод сократили и картинка пропала...

    [​IMG]

    Вот откуда началось парение Криса и Хари. Кадра из фильма с моментом парения героев у меня нет. Зато есть другой, трагический, но тоже несущий в себе эхо Шагала:

    [​IMG]

    Воссоединение Криса с отцом:

    [​IMG]

    Репродукцию картины Рембрандта надо здесь приводить или нет? Думаю, уже понятно, что я имею в виду. Часто говорят о том, что Тарковский осмысливал в этом фильме притчу о блудном сыне, последнюю его часть - особенно. Видимо, да. Интересно вот что. Вряд ли необходимость такого повествования на основе романа Станислава Лема для режиссёра заключалась в проповеди зрителям об истинных ценностях в этом мире. Тарковский скорее лирик, он предельно интимен духовно, его поздние фильмы чрезвычайно заглублены - в самое нутро автора. Предельная ответственность человека-творца - это был крест Тарковского, который он нёс всю жизнь. А во время создания "Соляриса" в нём уже зрела в зародыше идея эмиграции (как и жертвоприношения, и ностальгии), поскольку внутренняя эмиграция уже была налицо. И "блудный сын" для Тарковского - более он сам, самообвинённый и уже заранее терзающийся и кающийся, чем только художественный образ для проработки темы.

    Ну что же, ради такого глубокого откровения цитаты, переполняющие фильм, оправданы.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Привет от ван Акена

    Ещё один мастер зашифрованных смыслов, иносказаний и многослойности – Иероним Босх, творивший на рубеже XV-XVI веков. Реальность, воплощённая в его рисунках, картинах и алтарных росписях, захватывала его современников, но прошло время, и его тоже забыли – на несколько веков. Зато теперь только самый ленивый не вспомнит хоть что-то из этой тончайшей фантастической живописи. Я тоже выросла с Босхом перед глазами – в слепеньких советских репродукциях, но с пронзительными образами. И, как я понимаю, Андрей Тарковский тоже вырос с включённым в собственное культурное пространство Босхом, со впаянными туда босховскими смыслами и загадками. Не буду настаивать на том, что Тарковского обуревали именно те образы, которые вспоминаются мне, когда я смотрю его фильмы, но в том, что образность эта попутно наслаивалась на его художественные решения, не сомневаюсь.

    [​IMG]
    "Искушение св.Антония", фрагмент

    В соответствии с нынешними понятиями художников о роли колорита в создании образа весёленькая цветовая гамма Босха под задачу создания атмосферы тёмного мира не подходит. Но образ-то всё равно читается...

    [​IMG]
    "Сталкер"

    Образ горящего дома запал в сердце Андрея с раннего детства - однажды он был свидетелем пожара. И этот сюжет он повторил не раз в своих фильмах, всегда укрепляя с его помощью ощущение катастрофической потери и одновременно предчувствие глобального переворота.

    [​IMG]
    "Зеркало"

    [​IMG]
    "Жертвоприношение"

    А из глубин памяти выходит другой образ пожара:

    [​IMG]
    "Искушение св.Антония", фрагмент

    Если кто-то ищет и находит в фильмах Андрея Тарковского правду жизни с безоговорочно оптимистическими смыслами, этот зритель может сразу закидать меня камнями. Потому что тот извилистый путь, который я прослеживаю у его мысли и переживания по ходу движения сюжетов его фильмов, не ведёт к облегчению души, когда доходит до последних фраз и заключительных титров. И образность фильмов Андрея Тарковского, питающаяся от истоков многовековой давности, тоже делает работу мысли и чувств, пока смотришь это кино, сложнее и труднее. И никак не проще и легче.

    [​IMG]
    "Искушение св.Антония", фрагмент

    [​IMG]
    "Сталкер"

    [​IMG]
    "Сталкер", Писатель на краю колодца

    Последняя картинка потрясающая - Писатель после Мясорубки в изнеможении приседает перевести дух на краешек пропасти - Чувство почти сдаётся после встречи с Неизвестностью и оказывается у самой Бездны. Оно, Чувство, шло впереди, Разум и Душа шли за ним, след в след, предоставив Чувству право на риск разрушения...
    Мир Зоны - мир Искушения. Его карта не менее замысловата, чем карта мира, по которому носило св.Антония. Босховские образы в Зоне Сталкера и Тарковского - дома.

    Пока всё.
     
  3. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.716
    Симпатии:
    1.247
    Квинтэссенция стиля, представленного в Солярисе - вот этот видеоряд, сочетающий левитацию в библиотеке, Брейгеля, воспоминаний и океанских завихрений с прелюдией фа минор Баха. По-моему фильм не о жизни, и даже не об инопланетной станции, а о меж-жизненном пространстве, когда новые кармические семена не закладываются, и существа пытаются распутать уже намотанные клубки. То же можно сказать о значительной части Сталкера, в т.ч. приведенная сцена из бара, где трое за столиком. Люди сознательно окунаются в это бардо, чтобы уяснить себе что-то такое, чего не могут понять, оставаясь в сансарном круговороте. Бардо оперирует "реальными" образами, но взаимосвязь не вполне реальная (все эти пыльные дюны и вороны, раздающиеся внезапно голоса и т.п.). Особо акцентируется растяжимость, вялотекучесть времени (и в других его фильмах). Т.е. путешествие в пространстве у Тарковского - это метафора путешествия в другие "зоны" сознания.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Как говорится, не то слово, Василий. Отсутствие времени - то ли целая судьба в состоянии коллапса, то ли миг, растёкшийся в бесконечности. Это безвременье (к примеру, хорошо прописанное в "Сталкере" с помощью двух сцен в забегаловке в начале и в конце фильма) периодически вводит в заблуждение зрителей, которые пытаются оправдать это странное свойство сюжетов фильмов Тарковского простыми смыслами. То предполагают, что Крис Кельвин вообще никуда с Земли не отправлялся, а было сие сновидением, то жертвоприношение Александра объясняют его острым психозом, а то всерьёз рассуждают о космическом полёте или ядерной войне.
    Я представляю фильмы Андрея Тарковского не кушетками в кабинете психотерапевта на потребу зрителя, но и не добросовестной экранизацией НПФ. Во мне засело убеждение в исповедальности кино Андрея. А в потоке сознания и творения времени нет.
    Кроме изобразительной "подкладки", мне мерещится ещё одно литературное влияние на форму. Не мог такой тонкий стилист, каким был Тарковский, увлекшись образами-намёками, отсылками к иным источникам, не поддаться обаянию "Улисса", образца такого метода. Мне даже монолог жены Сталкера слышится как эхо монолога Молли, когда настроение подходящее случится...

    Пересмотрела эпизод с парением Криса и Хари, и так остро хотелось страницы книги, пролетающей на первом плане, прочитать - как будто и там скрыто ещё одно, до сих пор не прочитанное послание от Тарковского... Ведь не просто так эта книга открылась нам, как чистое сердце...

    Добавлено спустя 4 часа 4 минуты 21 секунду:

    Нидерландское Возрождение - не все специи, присутствующие в фильмах Андрея Тарковского. Взять "Зеркало": детство героя, война и современность – малосовпадающие по эстетике друг с другом эпизоды, и художественные решения разнообразны (надо, кстати, будет потом поговорить и о вкусе художника... о безвкусице и вкусовщине... но это потом).
    Зыбкое благополучие, скорее робкая надежда на защиту, чем уверенность и радость - ранние воспоминания главного героя.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    А.Лактионов, «Письмо с фронта»

    Тут можно было бы сослаться на советскую живопись 30-50-х годов с её обещанием счастья, если бы не мистические пробои в восприятии героя, периодически превращающие светлые детские воспоминания в морок.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Андрей был мастер с образованием, Бергмана искренне почитал… И Бергман читается…
    А 60-70-е годы прошлого века эстетически огрубели и стали лаконичнее.

    [​IMG]

    [​IMG]
    В.Попков, «Двое»

    Вот она, простота, которой художники так надеялись превозмочь сложность мироздания… И это стёсывание ответвлений смыслов и тонких деталей присутствует в «Зеркале», когда заканчиваются воспоминания главного героя, присутствующего за кадром, и начинается «настоящее». Только глаза маленького Игната, его сына, сдирают эту натянутую на реальность пелену.
    Это – некоторые из ассоциаций, возникающих, когда я рассматриваю видеоряд фильма. Это, конечно – не вся правда, это вообще не правда о фильме.
    Весь набор знаков и вех, которые расставлял режиссёр в своих фильмах, адресовался очень внимательным зрителям с собственными коллекциями из воспоминаний и предметов творения, Тарковский уверенно слагал свою историю, не заботясь о том, как сложится история у его зрителя.

    Мысль, которая вдохновила меня на открытие этой ветки, не сложна и не нова. Она такая. Дурен тот образец человеческого творения, который сам окостеневает и толкает к окостенению художника, который к этому образцу обратился. И наоборот: благодатны те плоды труда художников, которые добавляют сил, дают второе дыхание, способствуют созданию другими художниками новых творений с новыми смыслами. И это - не навечно прилепленные ярлыки. В разное время разное вдохновляет, разное душит и губит вдохновение.

    Тарковский о «самоцитировании»: «Да, есть в этом некоторое такое пошлое гусарство».
    И ещё одна цитатка об этих "изюминках" кино. «Зрители вообще ни хрена не заметят, но мы не для них делаем картину». (А.Тарковский)
    Обидно? По-моему - нисколько. На нашем ресурсе много и охотно говорят о "сотворчестве". Далее эту мысль развивать не буду.

    [​IMG]
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Me fecit... и чуть-чуть мартиролога

    [​IMG]

    Одно из самых занимательных занятий, когда работа сделана - спрятать как-нибудь позамысловатей подпись. А у зрителей тоже будет интересное занятие - эту подпись найти. Иногда она блистает, написанная контрастной краской или вычерченная на табличке, как бывало у Дюрера.

    [​IMG]

    Или так:

    [​IMG]

    [​IMG]

    Думаете, у Тарковского этого нет? Разумеется, есть.
    Начало "Сталкера", путь к Зоне. Патруль на мотоцикле помните? Вот, пожалуйста.

    [​IMG]

    Есть в таких пустяках весёлость настоящего творца.
    Разумеется, на образном ряде и "Сталкера", и "Жертвоприношения" теперь наросло много чего нового (и не особо весёлого) - просто с течением истории дальше, после того, как фильмы стали жить своей жизнью. И шведского премьер-министра убили, когда он возвращался из кинотеатра, точно на том месте, которое Андрей Тарковский снимал в "Жертвоприношении" в сцене людской паники, и произошло это в 1986 году, сразу после выхода на экраны фильма, и образ Зоны коряво и страшно воплотился в реальности...

    [​IMG]

    А про этот кадр из "Сталкера" я могу сказать теперь: "Всего лишь на день ошибся..." Но это уже так, чрезмерно увлекшись игрой в поиски затаённых смыслов.

    Живые они, живые.

    [​IMG]
     
  6. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.716
    Симпатии:
    1.247
    На самом деле, Тарковскому совершенно необязательно было себя этим утруждать. Достаточно посмотреть пару кадров, и сразу понятно, что это он. :)
    Насколько знаю, он вообще фантастику не любил. С романом Лема он еще по-божески обошелся, а от "Пикника" ведь в фильме мало что осталось. Я читал как-то давно книжку с промежуточными вариантами сценария. Он заставлял Стругацких переписывать много-много раз, и, в результате, автором сценария я лично в большей степени склонен считать его, а не братьев-фантастов. Редерик Шухарт очень отдаленно похож на героя Кайдановского.
    Кино-медитация на тему "Жизнь: какая она и зачем?" ;)
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Я вот тоже фантастику не люблю. Как можно любить суррогат, если задаваться вопросом
    Да и самое ценное в книгах тех авторов, к которым обратился Тарковский, заключается не в их фантастичности.
    Вот интересно: и Лем, и Стругацкие очень прохладно отнеслись к тем операциям, которые совершил Андрей Тарковский с плодами их труда. Они так и не сумели приподняться над самими собой, над своим авторским самолюбием, чтобы порадоваться тому, что из возделанной ими почвы выросли новые, иные растения, что произошло не умножение формы, а обогащение смыслов.
    Я об этом.
    Я ведь и эту картинку поместила в конце того сообщения, подразумевая соседство с Андреем не Солоницина, а Рублёва. Подразумевая сотворчество сквозь столетия.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Когда судьба по следу шла за нами, Как сумасшедший с бритвою в руке"

    Представьте себе, у меня в фильмотеке нет ничего из того, о чём я вам сейчас рассказываю. Единственный фонд, к которому я обращаюсь, когда говорю о фильмах и картинах - моя память. Поэтому я прошу прощения за картинки, которые использую как иллюстрации в своих ветках - мне приходится побираться в сети чем-то, хоть слегка близким к тому, о чём я хочу рассказать.
    Вот я и подошла к фильму Андрея Тарковского, который особенно люблю.

    "Жертвоприношение".

    [​IMG]

    Тусклый, рассеянный свет натурных эпизодов и картинка с естественным камерным светом в интерьерах отсылают к живописи рубежа XIX-XX веков с её экспериментами в передаче особой естественности и убедительности изображаемого, а стилистика всех эпизодов, в которых участвуют персонажи помимо главного героя, свидетельствует о прорастании и укоренении таланта Тарковского на новой западной почве и о сознательном обращении к культуре Европы в виде Сецессии.

    [​IMG]
    В.Серов

    [​IMG]
    Г.Климт

    [​IMG]
    Г.Климт

    Она лезет изо всех щелей (и фильма, и дома Александра) - все эти изломы и выверты отношений, "разряженный" интерьер и "костюмированность" персонажей сами говорят за то, что принимать их за чистую монету нельзя.
    Кстати, о бегстве главного героя из безвоздушной чуждой реальности и творении реальности собственной. Помимо успешного вживления предпочтённой режиссёром образности в костяк своего замысла, это бегство и это творение снова оказываются авторским признанием.
    Но это верхний пласт.

    [​IMG]

    Изобразительный ряд, который выстроил Тарковский, для того, чтобы поведать историю о спасающемся от мира, повисшего над пропастью, израненном и теряющем надежду человеке, который спасался-спасался, а дойдя до края и увидев мир уже рухнувшим в пропасть, взял да и предал ради мира сожжению свой мир, - декор своего рода. Проплывает в фильме подсказка, которая помогла бы прочитать историю с помощью другого шифра, и этот ключ - вот.

    [​IMG]
    Леонардо да Винчи, "Поклонение волхвов"

    Как не рассказывала я сюжетов фильмов, о которых говорю, так и не буду рассказывать, надеясь на то, что написанное мной интересно читать людям, которые знают, о чём я пишу. И, возможно, знают это лучше, чем знаю я.
    Добрую половину фильма Александр пятится, не способный отвести взгляд от постылой реальности. Но его встреча с ведьмой - не разрешение трагедии. Это скорее точка, в которой герой перестал отступать, но его стремительный бросок вперёд ещё впереди.
    Библейские цитаты и странное "Поклонение волхвов" однозначно возвращают к краеугольному вопросу о способности к самопожертвованию и самым крайним смыслам бытия. Льнущие к сидящим под открытым небом Богоматери с младенцем Иисусом фигуры - скорее аллегория надежды, чем веры. Это бушующий мир, бури которого, как осколки и труха, залетели на картон, заполнив собой всё пространство картины, готов к вере, но ещё не склонился, глядя исподлобья и уже возлагая на Иисуса будущую миссию. Мир уже готов распять его ради собственного хаоса, что вращается вокруг Марии с Иисусом. А сам мир готов к жертвам?

    "Сползающийся", уплотняющийся мир вокруг Богоматери с Иисусом страшноват и голоден и одновременно более зыбок и нереален, чем пара в центре. И картон больше тревожит и вызывает напряжение, чем поднимает ввысь чувство.
    А вокруг Александра с сыном пусто. Но сгущение тревоги и ощущение беззащитности главных героев, подобные тем, что присутствуют, когда смотришь на "Поклонение...", есть, едва ли менее острое, чем у да Винчи.
    И сухое дерево, нуждающееся в человеке и его ежедневных послушаниях, - ещё один росток надежды. Этот росток сух в этой реальности. Зазеленеет ли, не знаю. Но нет конца у этой истории, финал её открыт, никогда ещё не наступило.

    [​IMG]

    И вот Александр совершил свой бросок. Он дал испить умершему миру мёртвой воды, соединившись с ведьмой, и распавшиеся части мира соединились. Наступило утро, и он дал испить миру живой воды - уничтожил свой мирок, как морок, оставшись наконец без щитов и скорлуп, открытым и беззащитным. Вот что я назвала настоящим шагом Александра вперёд.
    Превратилась ли в пепел жертва Александра вместе с его домом или уцелела?
    Всё ли он отдал, что мог отдать, и отринул ли он от себя то, что сделал? Похоже, да. Он уничтожил всякую патетику своего маленького подвига по спасению мира, став простым маленьким умалишённым.

    [​IMG]

    А мир не станет перед ним склоняться...

    [​IMG]

    Иногда мне кажется, что эволюция авторского языка Андрея Тарковского оказывается хорошей иллюстрацией к чисто натуралистическому принципу (с налётом культурной антропологии) повторения человеком пути человечества. Это действительно естественный процесс, когда происходит углубление внимания художника и развитие его средств выражения. Культура в целом и мастер в отдельности преодолевают одни и те же рубежи, подчиняются одним и тем же законам. Тут и осознание своей автономности, и поиск опоры, и выстраивание первичных связей, и первый вектор внимания с первым акцентом на личности, и второй вектор с акцентом на мире, и накопление со сжатием, и экспансия художника и его труда (как любой личности) в мир, и радость от новизны с первичными смыслами, и подведение итогов с открытием вторичности сущего...
    То, что следует за модернизмом, которым завершилась цепь творений Андрея, став способом выражения, было бы распадом художественной концепции Тарковского. Интимность откровений его, как мастера, не вынесла бы этого полного разворота к тому, что сделали с миром иные, отдельные от художника силы. Творческий поиск Тарковского имел финал. Этот финал мы не увидели, потому что он был отрезан монтажом свыше - безжалостным к лишним деталям, как бывают безжалостны монтажные ножницы у хорошего, ответственного режиссёра.

    [​IMG]

    "Вечерний, сизокрылый,
    Благословенный свет!
    Я словно из могилы
    Смотрю тебе вослед.

    Благодарю за каждый
    Глоток воды живой,
    В часы последней жажды,
    Подаренный тобой.

    ...За то, что ты надежды
    Уводишь, уходя,
    И ткань твоей одежды
    Из ветра и дождя".
    Арсений Тарковский

    Добавлено спустя 3 часа 2 минуты 49 секунд:

    P.S. А "Ностальгию" я не трогала совсем. Потому что она, во-первых, мне совершенно субъективно не нравится. Во-вторых - этот фильм промежуточный, эклектичный до ужаса, несмотря на требовательность и обычный качественный труд режиссёра и новый набор красивых аллюзий и деталей. В-третьих - метод Тарковского тоже оказался в кризисе, и красивые находки рассыпались в хаотическую груду. А в-четвёртых, финал фильма просто чудовищно безвкусен, и мне неловко каждый раз, когда приходится касаться "Ностальгии", за эти кадры и за Тарковского. Эту картину можно признать корью художника. Переболел и приобрёл иммунитет, будем считать так. И хватит об этом.

    То, о чём я буду писать в этой ветке ещё, будет иллюстрировать другую сторону качественных заимствований в творчестве. Я не собираюсь впускать сюда ворующую бездарность, речь пойдёт о талантливых последователях. Но драма творчества, лишаясь возвышенного пафоса, который питается возвышенностью задач художника, превращается в трагикомедию. Если всё сложится хорошо, я напишу об этом. Это тоже любопытно и подкрепляет мой тезис о художественной правоте заимствований, если они сеют нечто новое и живое.
     
  9. Василий

    Василий Super Moderator

    Сообщения:
    8.716
    Симпатии:
    1.247
    У меня та же проблема :sad: Дома - ни одного фильма Тарковского на диске. А память так долго не хранит в подробностях, остаются какие-то смутные образы. От той же "Ностальгии" осталось одно бесцельное блуждание по городу в памяти, "Зеркало" - смутно, отдельные сцены, "Иваново детство" - чуть получше. Сталкера и Солярис помню хорошо лишь потому, что смотрел еще ребенком и подростком миллион раз. Так что, Мила, иной раз хочется что-то сказать тут, но подводят провалы в памяти. Надо будет купить хоть пару дисков ;)
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Рыбы по полю гуляют..."

    «— Посмотри, — сказал вдруг Аркадий, — сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым.
    — О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров. — Об одном прошу тебя: не говори красиво».
    И.Тургенев, "Отцы и дети"

    Эта двоякость художественной правды тоже имеет отношение к эстафете, которую затевают художники, и о которой я рассказываю.
    Однажды мне привелось смотреть на маленькую картину с деревенским пейзажем, о которой художник, получивший её в подарок, с улыбкой рассказывал, что написана она была автором не с натуры, а чисто из восхищения другой такой же картиной другого автора - очень другу моего учителя ритм стогов в поле понравился. Простенькая задача - удовлетворения рисовального и живописного зуда художника - была выполнена с помощью простенького стимула, и ладно. Размышления Тарковского о смысле бытия требовали самых высоких стимулов - и в эту воронку были захвачены и Бах, и Рембрандт, и Леонардо, и собственный отец-стихотворец... Я готова сейчас сказать о самом великолепном и величественном заимствовании - самого Бытия, которое Андрей смог занять у Создателя для своих творений (способность на это есть один из критериев талантливости)... Но это - уже за пределами моего рассказа, да и само по себе уже бесформенно, а я копаюсь в очерченных, плотных деталях Бытия, не более. Подпитка творческого гения Тарковского достойна его замыслов – и наоборот, замыслы достойны приёмов. А вот если между средствами выражения и авторской мыслью есть зазор, случаются казусы.
    Диссонанс между идеей и формой - не обязательно просчёт художника. Само по себе это тоже может быть приёмом. Об этом я только "в скобках" упоминаю.

    А теперь вне скобок. Художник, случается, уверен в себе до такой степени, что самоирония ему отказывает. И напрасно. Постараюсь не погрязнуть в специфике своей работы, уж простите, если окажусь занудна.

    [​IMG]
    В.Шебуев, «Гадание»

    Помню, как когда-то я в сидела перед репродукцией «Гадания», не понимая, на что тут можно смотреть так долго – на нынешний взгляд в картине нет ничего значительного, ничего свежего… И меня наконец осенило: Латур! За двести лет до Шебуева этот сюжет уже проработали…

    [​IMG]
    Жорж де Латур, «Гадалка»

    Василий Шебуев утверждал, что писал автопортрет, используя автобиографический сюжет, а я вижу только парафраз Латура и не нахожу достаточно глубоких оснований для заимствования. Впрочем, может быть, я не замечаю тонкой самоиронии. Трудно, закалившись на гротеске и сарказме, воспринимать академизм.
    Иллюстраторы почитают себя не меньшими мастерами, чем монументалисты, а работу свою не ниже иной работы. И правильно, конечно… Однако нынче у приличных иллюстраторов мода не на самобытность, а на стилизации.
    Берутся проверенные образцы, подходящие для сюжета, и вот что получается.

    Всё тот же разобранный на фрагменты бедный Брейгель (кто-нибудь помнит, что именно изображено на его "милых" пейзажах?):

    [​IMG]
    В.Костылёва и Н.Гончаров

    Ещё один обильно цитируемый мастер:

    [​IMG]
    Сандро Ботичелли

    Деревья Ботичелли проросли у Спирина совершенной эклектикой.

    [​IMG]
    Г.Спирин

    [​IMG]
    Г.Спирин


    Франц Хальс

    Собственно, можно пересмотреть много групповых портретов Хальса, в них есть немало интересного. У Геннадия Спирина и этот "тристапятидесятилетий" привет из Голландии звучит.

    [​IMG]
    Г.Спирин

    А "русский дух" Спирина, увы, отдаёт уже, скорее, этакой Валерией Даувальдер...
    Повторю, что я смотрю сейчас на дело рук талантливых художников, а не ремесленников. Их труд, не тронутый мной сейчас, замечателен. Однако на их работах сильнее заметна деградация смыслов в заимствованиях, чем на посредственных поделках.
    Героика перерождается в обыденный жанр, дыхание эпохи - в маскарад, в лучшем случае - в нарочитую театральность, как у Спирина. Имитации бывают занимательны, но редко достигают высоты первоисточника.

    Добавлено спустя 5 часов 14 минут 53 секунды:

    Человек-творец, занося кисть над холстом, перо над бумагой, руку над клавишами, предполагает результат своего труда и чаще всего заранее знает, на каком языке он будет творить. Вопрос о том, зачем он будет творить и почему именно так, как бы спонтанно ни было творчество, брезжит на краю сознания. Даже игра в итоге должна стать более, чем игрой. А драматические переживания и попытки их переосмыслить и воплотить в творении и прагматичные задачи донести какие-либо смыслы до людей подразумевают ещё большую требовательность к образам выражения.

    Если образ мельчает, а задача понижается, если создана ещё одна дурная копия - дело худо. Если этого удалось избежать - уже неплохо...

    Творческих вам успехов, друзья:) )
     
  11. Владимир

    Владимир Администратор

    Сообщения:
    1.142
    Симпатии:
    310
    Разве это проблема? Зачем покупать некачественную пиратку или дорогую лицензию? Качайте торрентом с http://rutracker.org . Это же сокровищница мировой культуры! Качать просто, нужно только минут 10 поизучать. Может быть, мне пора написать краткую вводную?
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Пора:)
     
  13. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.833
    Симпатии:
    571
    Омела, а у тебя есть в этой ветке план? Шучу, конечно нет.
    Но симпатичная зарисовка складывается.
    Мне, правда, полегче бы. :oops: Но, ничего, и так схаваю.
    Не могла бы ты покороче резюмировать основную линию ветки?
    Если таковой нет вообще, то претензий не будет.

    А что-то типа "Тарковский в свете РМ" слепить бы...
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Напоследок сюр от Чуковского.

    ...Свинки замяукали:
    Мяу, мяу!
    Кошечки захрюкали:
    Хрю, хрю, хрю!
    Уточки заквакали:
    Ква, ква, ква!
    Курочки закрякали:
    Кря, кря, кря!

    [​IMG]

    ...Только заинька
    Был паинька:
    Не мяукал
    И не хрюкал -
    Под капустою лежал,
    По-заичьи лопотал
    И зверюшек неразумных
    Уговаривал:

    "Кому велено чирикать -
    Не мурлыкайте!
    Кому велено мурлыкать -
    Не чирикайте!
    Не бывать вороне
    Коровою,
    Не летать лягушатам
    Под облаком!"

    Но весёлые зверята -
    Поросята, медвежата -
    Пуще прежнего шалят,
    Зайца слушать не хотят.
    Рыбы по полю гуляют,
    Жабы по небу летают...

    [​IMG]

    Корней Иваныч раскланивается...
    Итак: свинки, мяукайте, кошечки, хрюкайте! Ну и остальные - летайте, плавайте! Только море не поджигайте! Вперёд, к новым свершениям! И друг другу помогайте, как можете - ну хоть для потомков что-нибудь оставьте, если для близких не получается...

    Добавлено спустя 2 минуты 8 секунд:

    На сей момент имеются сомнения, можно ли что-то подобное слепить...
     
  15. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    Когда Бога ещё не было

    Когда Бога ещё не было, деревья росли вверх корнями и на корнях распускались листья. Ночью было светло, а днём темно. Солнце вставало на западе и все думали, что это восток. Птицы разговаривали по-человечьи, а люди по-птичьи. У людей были перья и крылья, а у птиц руки. Птицы ходили по земле, сажали ямс и жили в хижинах.
    Всем было очень весело.
    Но потом появился Бог, и всё стало не так как раньше. Поэтому мы очень боимся Бога. Но ещё больше мы боимся, что он куда-нибудь уйдёт, и мы забудем как правильно, и опять всё будем делать не так.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    «Трать свою жизнь на то, что переживёт тебя». Б.Форбс

    [​IMG]
    И.Босх, «Сад земных наслаждений»

    Босху не нужно было слово, чтобы рассказать о мироздании – так же, как Баху не нужны были иллюстрации для того, чтобы открыть этот мир для Божественных звуков. Хорошие книги по большому счёту не нуждаются ни в шуме, ни в сплетении света и теней, так как заключают в себе всё – и видимое, и невидимое, и звучащее, и безгласное. Но жизнь, как самое масштабное из синтетических искусств, от соединения и гармоничных элементов, и многого несовместимого – согласно мере человеческого восприятия, не беднеет, не опошляется, если эти части складываются в единые образы и из них извлекаются единые смыслы, если эти образы и смыслы оказываются ступеньками вверх, а не вниз.

    Радость от этого процесса не более безоблачна, чем другие радости. По горизонтали она не масштабнее, чем людское удовольствие от обустройства на земле. Разве что она не настолько плоская, пролегая ещё и вертикально, – и вверх, и в глубины тянутся ростки.
    И печаль от земного творения вынуждает больше метаться по вертикали, чем позволяет художнику растекаться тоской по банальным поверхностям.
    Потребность сделать звучащим то, что поражает в немом образе, и видимым то, что поражает как незримый звук – личная, важная для самого художника. Чем масштабнее его творческая экспансия, чем более он нуждается в размывании границ, чем больше способов выражения ему необходимо, - тем больше образов он присваивает, творчески перерабатывает и снова отправляет в мир. Вот почему не прекращается соучастие в творении на земле, даже когда заканчивается земное существование, почему живо звучат приветы художников друг другу, сколько бы десятилетий и веков не разделяли творцов.
    Участие зрителей и слушателей совсем не обязательно. Они по очень личным мотивам присоединяются к процессу и тоже оказываются его участниками. «Отрезанные от повседневности забором, вместе со своим хором из зрителей», как выразился П.Флоренский, художники осуществляют обращение жизненных соков искусства, культуры сквозь пространства и время. Ужас перед мирозданием, радость бытия, гротеск реальности, гармония природы, гимны желаниям и стенания духа - всё, что пронизывало и пронизывает культуру, живо стараниями пишущих чудаков.
    Сама реальность, как иногда кажется, переписывается ими не раз...

    Вот она, Босховская реальность, где "забыли, как правильно". Не надейтесь на то, что она существует только на старинных досках.

    [​IMG]
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Пабло Пикассо, "Менины"

    Привет из ХХ века Диего Веласкесу.
     
    Нафаня нравится это.
  18. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    Тоже в стилистике прерафаэлитов работает...
     
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Чистая школярская стилизация. Но детей можно завлекать в сферу искусства и таким образом, конечно.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Фёдор Решетников, "Переэкзаменовка"


    Это просто замечательно. Художник сам себе передаёт приветы. Но в результате всё коллапсировало в Викторе Васнецове.
    Смотреть на стены изображённых интерьеров.


    [​IMG]
    Фёдор Решетников, "Опять двойка"

    [​IMG]
    Фёдор Решетников, "Прибыл на каникулы"

    [​IMG]
    Виктор Васнецов, "Богатыри"


    Вот я и говорю: среди художников много конъюнктурщиков, подлецов, ремесленников, но сколько хитроумных, остроумных и вообще умнейших. Даже если они, как Решетников, гробят жизнь на такие безделицы. )
     
    Последнее редактирование: 3 фев 2016
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Никола Ланкре. 1725(?)г.


    История одной собаки в течение одного века.
    Никола Ланкре - ученик Антуана Ватто. Эта собака на первом плане - дань уважения учителю и то, что теперь называют "мемом". Посмотрите на эту собаку, изображённую раньше.


    [​IMG]
    Антуан Ватто. 1718–1719гг.

    [​IMG]
    Антуан Ватто. 1720–1722гг.

    [​IMG]
    Антуан Ватто


    И это не собачка, которая крутилась у ног Ватто или была им замечена где-то на улице. Ей, когда Ватто вздумал ставить её в композицию своих картин, было уже без малого сто лет, а появилась она сначала на холсте у Рубенса.


    [​IMG]
    Питер Пауль Рубенс. 1622г.


    Далее следы этой собаки в истории теряются, хотя, возможно, она была героиней в искусстве и до того, как Рубенс стал великим живописцем.
    Поприсматриваюсь-ка я к собачкам Ренессанса...


    [​IMG]
    Антуан Ватто
     
    list нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    "Портрет от Графтона". Автор неизвестен. 1588г.


    "Современный английский исследователь Питер Акройд в книге «Шекспир. Биография» сообщает:

    «В Лондоне уже играется "Пра-Гамлет". В 1590 году Роберт Грин в памфлете «Никогда не поздно» оскорбляет актера, которого называет именем знаменитого римского лицедея — Росций: «С чего это ты, Росций, возгордился вместе с Эзоповой вороной, хотя оперенье у тебя чужое? Ведь тебе-то самому сказать нечего…» Он опять атакует два года спустя, называя своего оппонента «Потрясателем сцены» («Shake-scene»). Естественно предположить, что эта продолжительная кампания была затеяна «университетским умом», полагавшим, что он несправедливо обойден этим «неучем» и «подражателем», деревенским автором-выскочкой».

    О ком это? О том, кого годом ранее критик Нэш обвинял в несамостоятельности, соотнося «Быть или не быть» с Цицероновым «id aut esse aut non esse» (Либо есть, либо нет).
    Осенью 1592 года Роберт Грин в своем автобиографическом памфлете «На грош ума, купленного за миллион раскаяния» выносит приговор «этому потрясателю деревенских сцен» («Shake-scene in a country»), «который допускает, что способен греметь белым стихом, как лучшие из вас». Можно предположить, что Шекспир был склонен к соперничеству. Под «лучшими из вас» подразумеваются «университетские» драматурги, среди них Марло, Нэш и сам Грин. Иначе говоря, это было продолжение словесного поединка, начатого Нэшем и Грином за три года до этого".


    Андрей Чернов


    И вот так всегда.
    Соперник - всегда подражатель и вор, а не наследник и творец.
     

Поделиться этой страницей