Статус темы:
Закрыта.
  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [mod=Мила]Из "Заповедника Омелы"[/mod]
    Ссылку дал Рауха. И побрела я по ней, но, естественно, забрела туда, куда мне надо. Писать там, где Раухина ссылка, не могу (я ж оголтелая оффтопоненавистница и флудофобка), поэтому пишу здесь. Настоятельно рекомендую резко повысить свой культурный уровень по моей ссылке. Лично я насладилась, пустила слезу и подумала, что не тому нас учили в своё время, не тому...
     
  2. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.833
    Симпатии:
    571
    Отличная классификация. Главное веселая.
    Но я вполне ею владел с детства.
    Совсем дремучие, кому живопись по барабану, и этого не освоят.
    Проблема, чтобы Ватто от Буше отличить. А этого нет.
    Для реального использования надо 10-20 художников проанализировать.
    Но читать приятно.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Ну, это как раз просто. Если у героев наблюдается нездоровая синюшная одутловатость - это Буше, а если это нормальные щекастые пупсы - это Ватто.

    На картине слева окно, на стене обычно географическая карта, коврик любимый обязательно в кадре, иногда это всё вместе: Вермеер.
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Есть ещё много, но не буду больше мучить.

    "Сфумато" ("смог" по-ренессансному), приёмчик Леонардо да Винчи, которым он злоупотреблял и в хвост, и в гриву, от которого хочется протереть глаза или очки. Герои обычно сбиты в такие плотные группы, что иногда просто сидят друг на друге, но при этом отрешённо улыбаются (и что к бедной Джоконде пристали? Эта улыбка почти всюду на картинах да Винчи).
    [​IMG]

    Вообще, если возникают сложности с атрибуцией мощной, грамотной, духовно наполненной живописи, то помогут простые приметы:
    Если фигурки и пейзаж мелковаты - это Джорджоне.
    Если фигуры крупноваты, народу, колонн и арок многовато - это Веронезе.
    Откровенный маскарад в библейских сюжетах - это Веккьо или Тинторетто (последний ещё мучился невозможностью передачи спецэффектов с помощью средств живописи).
    Темно! Хорошо, если хоть свечка не одна горит. Если люди живые, обветренные и морщинистые - Рембрандт, если они гладки и застылы, как манекены - Латур. Пейзажа ни фиг... простите, пренебрегали авторы пейзажем.
    Если герои насуплены и озабочены - это Дюрер.
    Если герои беспомощно и трогательно таращатся - это Ботичелли.
    Если герои увлечены примитивной пантомимой - это Рафаэль.
    Если героям вообще начхать, что думают о них зрители - это Пуссен. А пейзажу завались, могло бы быть и поменьше.
    И т.д.

    Предлагаю создать список исключений (и тоже учить, чтобы не опозориться перед ещё более культурными собеседниками). К сожалению, из-за дефицита времени список только открыт. Предлагаю его культурно пополнять (потом тоже что-нибудь подкину, если картинка меня рассмешит).

    Вот. Это, несмотра на раблезианскую атмосферу, не Рубенс и не Иорданс:
    [​IMG]
    Это тот самый духовный и поэтичный Рембрандт, как ни странно.

    Пока всё.
     
    Соня нравится это.
  4. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.833
    Симпатии:
    571
    Давай, Омела, раскрутим ветку. Из юмора в Изобразительное искусство переведем. Распишем всю классику от Джотто до Пикассо.
    Если ветка получится достойной, нас м.б. возьмут в Кольцо сайтов во главе с Воздушным Замком. И будет нам счастье.
    Мне только надо научиться картинки вставлять. Изредка я это делал. Иногда получалось, иногда нет. :sad:

    Выскажу свое авторитетное мнение, напр., про это
    Никогда не мог поверить в его духовность и поэтичность. Эти сморщенные коричневые физиономии - где в них дух и поэзия? И Данаю облитую кислотой - мне не жалко, хотя она не такая коричневая. Но морщинистая рожа там все равно есть :bomb:

    В материале по ссылке органична ненормативная лексика. Здесь, боюсь, микада не позволит :sad:
     
  5. Владимир

    Владимир Администратор

    Сообщения:
    1.142
    Симпатии:
    310
    Микада уже 2-й день с приподнятым от этого искюйства настроением. Вспоминается анекдот:
    К сожалению, в таком стиле нельзя начинать знакомство, потому что из всего запомнятся именно анекдоты. А вот взрослым можно :) .

    Из сей энциклопии следует, что художник-классик - заложник одного стиля, выработает шаблон - и не стремится его сменить?

    Просьба для полноты пройтись по отечественным мастерам ;).
     
  6. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.833
    Симпатии:
    571
    Даже шутейно это не следует. Просто отмечаются особенности стиля.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Яник, всё гораздо более запущено, чем ты думаешь. Ещё как следует. Но поговорить об этом пока недосуг - да и тема не юмористическая. Сыщи художника, который перешагивает через самого себя и свои приёмы. Пересчитать таких - одной руки хватит...
     
  8. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.833
    Симпатии:
    571
    Эта твоя мысль мне не очень понятна. Имхо никому не надо "перешагивать через самого себя и свои приёмы". Особенно в зрелости и позже. Если какие-то приемы у тебя коронные, то при любых обстоятельствах их следует применять. При любых, в том смысле, что их применить возможно. А если в каких-то обстоятельствах твой коронный прием не работает, то придется применять тот, к-рым ты владеешь плохо. Плохо и получится.
    И т.д.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Яник, коронные приёмы хуже западни. Видно, это трудно передать словами.

    Счастливый художник - открывающий нечто для самого себя. А самое отточенное ремесло, когда он знает этому цену, умножает печаль. :sad:

    Зря я подняла эту тему.
     
  10. Яник

    Яник Автор

    Сообщения:
    3.833
    Симпатии:
    571
    Начинается... :bomb:
    Теперь мне и переспросить нельзя .. :sad:

    Ты скорее говоришь не о стиле и отточенном ремесле, а о застое в творчестве.
    Имхо путаешь курицу с яйцом (и наоборот :) )
    Застой не от коронных приемов, а сам по се6е. Просто при наличии застоя коронные приемы теряют силу, надоедают и т.д.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Оптимист ты всё-таки, Яник.
     
  12. Владимир

    Владимир Администратор

    Сообщения:
    1.142
    Симпатии:
    310
    Сокровище, от которого трудно отрекаться ради (весьма вероятного) неуспеха?
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Нет, скорее проблемы из-за хорошей дрессировки. То, о чём говорят "старую цирковую лошадь новым трюкам не научишь". Ей бы вдаль куда-нибудь, а она по кругу.
    Можно вообразить себе, каково художнику, когда
    нет, а
    силы не теряют и не дают развернуться? :slap:
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Вчера смотрела на картинку из сети - на "Ангела" Миши Алдашина, и думала о вещах, которые, будучи уже упомянутыми здесь несколько месяцев назад, сделали эту юмористическую ветку совсем не смешной - о способности меняться и потребности освобождаться от приёмов.

    [​IMG]

    А ведь начинал Миша не так.
    Я помню его студентом в матросском бушлате, чуть не с палубы, прямо с навигации шагнувшим на порог ВГИКа. Наши преподаватели, переполненные академическим пафосом, и нас им заряжали, как могли. Мне после училища (у нас в Нижнем довлел признанный даже московскими художниками академизм) было легче, а Мише было и труднее, и интереснее. К зиме первого курса он освоился в Москве и, в отличие от нас, маминых и папиных сынков и дочек, презиравших мазил, которые торговали на улице и в салонах, стал писать картинки на продажу. Это был Айвазовский почти карманного формата, людям нравилось, картинку он писал за один вечер и продавал за 50 рублей (справка: это была половина зарплаты моей мамы, пенсия моей бабушки, моя стипендия; буханка хлеба стоила 14 копеек, хорошая книга пару рублей... ну, понятно, вероятно).

    [​IMG]

    Когда я увидела его нынешнюю живопись после той, академической школы, то была озадачена. Я предполагала, что работа в анимации влияет на художественные концепции мастера в целом, но - не настолько. Скорее художнические заморочки должны бы придавать работе в кино особую самобытность. Но тенденция в нашей анимации к стилизации в сторону этакой пупсовости (не попсовости, это не описка, именно пУпсовости, от слова пупс) нивелирует карандаш и кисть очень своеобычных художников. Я помню, как писал и рисовал Валя Ольшванг, и вижу то, что он делает сейчас.

    [​IMG]
    В.Ольшванг, "Со вечора дождик"

    А тоже был хороший рисовальщик, только более близкий к сюрреализму (близость к сюру отчётливо читается и теперь).
    Случился такой крен в нынешней качественной российской анимации: в форму детского наива вкладывается недетское глубокое содержание. С тем, что сам контраст формы и идеи может работать на идею, спорить не буду: зритель, иногла даже не ведая того, испытывает потрясение от этой двойственности (либо открывается для восприятия этим ключиком "из детства") и оказывается готовым к тому, чтобы принять идеи автора фильма.
    Это так, к слову.

    Я говорю об авторском почерке.
    Как когда-то певцы строительства развитого социализма отказывались от собственного лица, так теперь художники с собственными лицами становятся певцами популярной духовности формата картинки-раскраски. "Мила, делай что угодно, но только не ходи в анимацию", сказанное Валентином Ольшвангом несколько лет назад, меня уже тогда не удивило, а теперь я эту мысль принимаю, как собственную.

    ...Хотя, разумеется, по уровню и богатству (если это не осознанный маскарад) форма не должна превосходить то, что в ней заключается.

    [​IMG]
    В.Ольшванг, "Про раков"
     
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Много лет назад, когда ещё, чтобы снимать кино, надо было сначала отмыкаться 6 лет в идеологическом вузе, я, Валя Ольшванг и Армен Карапетян жили маленькой коммуной на улице Бориса Галушкина, на нашем двенадцатом этаже, уже цеплявшем московский смог не хуже шестнадцатого...
    Я недолгое время была почти уверена в том, что я - их Муза. Иначе почему я переписывала рукописи Армена, писала под его диктовку при его вечно смещённой точке сборки, исполняла бэк-вокал, если ему хотелось поимпровизировать, позировала Вале и читала им вслух то Лагерквиста, то Брезана...

    Валя ужасал меня кислотностью своей палитры, огорчал мизантропическим взглядом на натуру. Армен радовал потрясающими хеппенингами над огромными холстами, когда на моих глазах картина жила, пульсировала, преображалась несчётное количество раз под кистью, мастихином, пальцами этого мальчишки, без сожаления записывавшего, сдиравшего слои краски ради новой стадии жизни холста. Не было тогда компьютерной графики. Была Живопись - часто вот такая, которая теперь существует только в моей памяти.
    В моей комнатке был краешек вьетнамского мирка, с Хоа было легко находить общий язык, несмотря на её трудности с языком русским, но жила я там формально - забегала переночевать.
    Миша Алдашин жил тогда в комнате с Крючковым, истинным мизантропом (в отличие от печального, но доброго Вали), и тоже иногда забегал отдохнуть душой к нам с Валей и Арменом.
    И это недолгое время я видела, как они становились художниками.

    Мы все были ранены реальностью. Только мы трое почти истекали кровью, а Миша бодро зализывал раны и бежал дальше.
    Учитель смеялся надо мной, когда я, приезжая в Нижний, заходила к нему, чтобы поделиться свежей порцией мировой тоски, и заклинал плюнуть на эти "московские" настроения и работать, работать и работать. Но мы скорбели.
    Валя перевёлся на втором курсе с игрового кино на анимацию, Миша доучился у Мясникова, но тоже ушёл в анимацию. Теперь их имена знаю не только я. Армен, кажется, сейчас в Англии. Наши раны, которые заставляли нас держаться друг за друга в юности, как-то зарубцевались, и мы давным-давно не нуждаемся друг в друге.
    Но наша печаль стала пищей для нынешних зрителей, и удивительным образом наша внутренняя эмиграция, превратившая нас в последние годы власти коммунистов в замкнутых недоверчивых философов-одиночек, воплощающаяся в почти детские картинки с совсем недетским содержанием, интересна людям, выросшим среди ларьков с турецкой жвачкой, около лежащих на рельсах в ожидании президента шахтёров, с мылом, полученным за макулатуру и с макулатурой в книжных лавках. Что сие значит, не возьмусь нынче рассуждать...

    Добавлено спустя 10 часов 27 минут 10 секунд:

    Да, вспомнилось вот: "У нас [в России] живопись - больше, чем живопись, а именно способ жизни и тайное укрытие". (Игорь Шевелев, из зарисовки о Ромадине-старшем)
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Художник-иллюстратор имперсонален...

    ...Важно лицо книги, а не лицо художника".
    Интересная всё же эта тема. То, что процитировано выше, сказал художник с чрезвычайно своеобразным лицом, потрясающая персона в мире иллюстрации - Геннадий Калиновский, художник, чья заботливая рука украсила мне и многим из участников этого форума детство.

    [​IMG]
    Л.Кэрролл, "Приключения Алисы в Стране чудес", Г.Калиновский

    Авторское откровение, оформленное рукой талантливого художника. Последовательное удовлетворение всех капризов писателя или изысканный экспромт художника по поводу кучки чужих слов (временами это казалось творческим принципом у Трауготов)... И всё это может обладать художественной ценностью.
    "Я знал, что некоторые художники порой иронически относятся к слову. Думаю, что в этом есть доля кокетства. Но есть и доля беспомощности перед словом, как у лисы перед виноградом..." (Г.Калиновский)

    [​IMG]
    П. Треверс, "Мэри Поппинс", Г.Калиновский

    [​IMG]
    М.Метерлинк, "Синяя птица", Г.А.В.Траугот

    Эта тема требует анализа в ближайшем будущем. Пока - только несколько картинок из детства.

    [​IMG]
    Ф.Рабле, "Гаргантюа и Пантагрюэль", Г.Доре

    [​IMG]
    Л.Кэрролл, "Приключения Алисы в Стране чудес", Г.Калиновский
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Художник-иллюстратор имперсонален..."

    Как бы не так. Заявитель сего сам же собственной рукой и перечеркнул - зарисовал - это своё заявление.

    [​IMG] февраль 2005 года

    [​IMG]

    [​IMG] Автопортрет в книге "Пять похищенных монахов", Ю.Коваль

    В том, что должно бы служить литературному замыслу, а не капризу художника, Геннадий Калиновский оставил свои следы - в самых лучших ренессансных традициях. Это замечательная тема - автопортреты. А автопортреты иллюстраторов (как и портреты их близких и родных) в книгах, случается, оказываются недостающим элементом повествования.
    Конечно, я могу предположить, что художник начинает смотреться в зеркало, когда ему становится скучно. А собственная физиономия вызывает у художника прилив чувства юмора, он и считает включение в рисованное повествование своей персоны шуткой иллюстратора. Поэтому в Алисе я не нашла Калиновского в натуральной форме - материал сам по себе был очень увлекательный. А вот скрытых автопортретов там много.
    Случается, что вот так "рука берёт" - и персонажи роднятся с художником.

    [​IMG]Автопортрет, 70-е годы

    А теперь про лицо художника в масштабе его творческого метода.

    Калиновский для меня - один из первых проводников в мир литературы и зримых образов. Его самобытность уже просвечивала сквозь совместные с Диодоровым иллюстрации "Винни Пуха" - несмотря на трудность выражения характеров из-за внешней ограниченности игрушечных персонажей. "Алиса", которую я прочитала в семь лет, была с другими иллюстрациями, но иконография Калиновского затмила потом те образы, которые было утвердились сначала в моей детской голове. Половина очарования "Мэри Поппинс" заключается для меня в картинках той, теперь уже вконец истрёпанной книги, которая не давала мне покоя до самой юности. Впрочем, вру. Эти книги до сих пор имеют надо мной волшебную власть - и усилиями Калиновского также.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Надо признать: волшебство - это стихия Калиновского. Всё - от тумана, в котором скрывался Слонопотам, Западного ветра, клеток поля Зазеркалья до бумажной, смятой, как рукопись, Москвы Булгакова - стихии и угодья мира самого художника, как бы он не уверял зрителя в своей "имперсональности". Гротеск художника так непринуждён и не натужен, что временами прямо зависть берёт.

    Г.Калиновский о работе над "Алисой":
    "Я могу работать только при полной консервации от натиска жизни. Более того. Я полностью закрыл свою мастерскую от света, закупорив все окна и почти прекратив любое общение, и лежал в полусне-полуяви долгие дни и недели, просматривая одну за одной разнообразные картины, поднимающиеся из некоего резервуара, как я понимаю, принятого называться подсознанием. Мои друзья до сих пор потешаются над моей консервной банкой, как они называли мою мастерскую. Я знаю одного уважаемого художника, который часто с утра отправляется в магазин или на рынок, чтобы там разозлить себя, поругаться, чем и приводит себя в хорошее рабочее состояние. У каждого свой метод.
    Иллюстрировал книгу я года полтора, но, правда, из них примерно год не брал в руки карандаш: все время «проигрывал» рисунки мысленно.
    «Приобретая сноровку, мы теряем чутье»,— говорил Киплинг. Он был прав — работать только благодаря профессиональной сноровке не очень серьезно по отношению к искусству, ибо профессиональный уровень графиков сейчас высок. Это и много, и уже очень мало".


    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Г.Калиновский о работе над "Сказками дядюшки Римуса":
    "Кто-то из редакторов мне посоветовал: „Сходи в зоопарк, порисуй кроликов”. Нет, это не анималистические персонажи. Про кролика-то как говорится, что он сунул руки в карманы. Функции его человеческие. Этот пройдоха вечно настороже, ушки на макушке, я их такими и нарисовал. У настоящего кролика уши — вниз и длиннее в восемь раз.
    Придумывал я все это несколько месяцев, а рисовал несколько недель..."


    [​IMG]

    [​IMG]

    О "Гулливере":
    "Собственно, это книга о человеке. Ничтожен ли он, велик ли, имеет ли смысл его существование? Можно ли дать однозначное определение жизни, исчерпывающее?
    И я думаю, что и Свифта трудно определить однозначно.
    Я и стал делать рисунки, от одного к другому находя решения, подходящие именно для данного рисунка,— не руководствуясь единой схемой, целевой (а с самого начала была у меня такая схема: Гулливер — норма, а все остальное аномалии. Мы от нее отказались, как от недалекого решения), полностью исключив просто развлекательность рисунка — каждый должен был иметь смысловой стержень.
    После всех этих обсуждений я прибил к стенке над столом бумажку и написал:

    не слишком гротескно,
    не слишком серьезно,
    не слишком экстравагантно,
    не слишком исторично.

    Это и была моя установка".


    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Сатиричность в "Гулливере" Калиновского почти отсутствует, но книга вышла холодноватой...
    Иллюстратор, конечно, может обнаруживать "долю беспомощности перед словом, как у лисы перед виноградом", однако признаем, что он - из тех самых благодарных читателей, из тех вечных детей, которые рады любой книге "с картинками". А если "картинок" нет - этот вечный ребёнок, зачарованный словом, их создаст.

    И вот - уже "стильный", поздний Калиновский.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    У этой книги ещё нет художника.
    Калиновский долго шёл к ней по своему особому маршруту, который закономерно привёл его к "Мастеру и Маргарите".
    Воздержусь от комментариев, потому что, во-первых, книги такой в руках не держала (и не могла), а во-вторых, роман Булгакова как материал для иллюстратора и сейчас ещё балансирует между неугаданной условностью и предметной образностью времени его создания. Смесь эта ещё не живая (хотя мастерство художника вызывает уважение). Не может пока быть хороших иллюстраций у этого романа.

    Калиновский старался быть разным. Однако эта "разность" настолько изысканна и прошита знакомыми мелкими стежками, что авторство не надо особо уточнять.
    Рисованный мир Геннадия Калиновского населён помимо чудищ-юдищ и зверушек героями-человеками - исключительно долихоцефалами и брахицефалами, и одно это уже вызывает улыбку и узнавание автора. Природа прорастает в картинках Калиновского сказочным гобеленом - и это тоже выдаёт руку мастера. Где уж там "имперсональность"...

    [​IMG] "Приключения Таро в стране гор", Миёко Мацутани

    "...Как он дышит - так и пишет, не стараясь угодить..."
    Это актуальная тема, поскольку соавторство при изучении его в таком ракурсе обнаруживает особенности, противоречащие друг другу. Замысел имеет право на то, чтобы ему приносились дары. Но настоящее мастерство не нивелируешь, не отдашь в пользование. Склоняюсь к тому, что "самопожертвование" художника в виде отказа от собственной индивидуальности в совместном проекте (в данном случае - в иллюстрациях) можно считать его "ритуальным заклинанием" перед началом работы. Но мы не будем ловить мастера на слове. Лучше ему не мешать, пока он работает. И потом тоже не мешать.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Тогда всех мальчиков и девочек аристократического круга учили так рисовать. И они рисовали – в меру лёгкости пера, не ведая, что спустя пару сотен лет это будет называться "пушкинским стилем". Изящество линий и их перекличка с каллиграфией, непринуждённость и избегание натуры, сопротивляющейся своему воспроизведению (вплоть до явного предпочтения левых профилей прочим ракурсам) – обязательные качества такой графики.
    Пушкин перерос рисование как изыск самовыражения, и альбомный стиль стал служить ему подспорьем в литературной работе – на страницах черновиков.

    [​IMG]

    Акценты и важные детали стихов предметно изображались им на полях и среди строф, наброски, навеянные воспоминаниями и размышлениями, сосуществовали на листах бумаги с текстами, которые они не иллюстрировали, но обогащали.
    Встречаются и старательные иллюстрации, но они проигрывают беглым рисункам - портретам, автопортретам, декоративным элементам…
    Интересно, что Александр Пушкин, лишив альбомную графику самоценности, одновременно превратил её в художественный предмет.

    Сатиру и гротеск пушкинской графики впитал Николай Кузьмин, задушевность и утончённость – Надя Рушева, а цельную художественную концепцию из пушкинской графики сделали братья Трауготы.

    [​IMG] Н.Кузьмин

    [​IMG] Н.Кузьмин

    [​IMG] Н.Рушева

    [​IMG] Н.Рушева

    И последним надо отдать должное: если Кузьмину было тесно в границах «пушкинской» графики, а Надя вне её обычно оказывалась беспомощна, как график, то Трауготы сумели и расширить тематически рамки метода, и всегда оставаться виртуозами.

    [​IMG]

    То, что изобразительный язык, который служил Пушкину для подстёгивания вдохновения и изощрился до предельного символизма, стал для Александра и Валерия Трауготов прикладным средством, не огорчает. Так всегда и бывает в искусстве: откровения постепенно становятся штудиями.
    Можно утешиться тем, что материал, который предпочитали Трауготы для иллюстрирования, достоин Пушкина, что графика эта не была профанирована благодаря вкусу художников. Можно даже признать, что дух Пушина витает над этими картинками.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    И снова знакомый маршрут: Андерсен, Перро, Гофман, Метерлинк, Гомер, Льюис, Булгаков…
    И снова совместный труд. И снова любопытный пример синтеза: художники соединили свои руки над одними иллюстрациями, художники воплотили замыслы с помощью "пушкинского" языка, художники приложили "пушкинский" язык к новым литературным источникам. Сколько нитей сплелось! Это замечательно.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Всё-таки я отыскала (а было непросто) несколько работ Траугота-старшего, того самого "Г" из подписи "Г.А.В Траугот", того самого мастера, которого более всего ценили сыновья - Александр и Валерий, и чей инициал они сохранили в своей подписи и после смерти отца.

    [​IMG] Георгий Траугот, "Гулярная улица"

    [​IMG] Георгий Траугот, из якутских работ

    Первая работа имеет историю.
    "В феврале 1942 года мамина сестра, работавшая воен.врачом, прислала семье солдата, чтобы тот помог найти дров для отопления помещения.
    Александр вместе с солдатом шли по Гулярной улице, около одного из дворов стоял покосившийся, поломанный забор. Солдат хотел отломать от него несколько досок, но рядом стояла совершенно изможденная молодая женщина лет 25-и, которая крикнула: "Что Вы делаете? Не ломайте забор!" и попыталась повиснуть на руке у солдата, тот лишь убрал руку, и девушка рухнула, самостоятельно она встать уже не могла. Она умирала от голода, но забор ей был важен". Александр Траугот
    На этюде Г. Н. Траугота 1942 года в левом углу - тот самый забор ...

    И ещё.

    [​IMG]

    "Георгий Николаевич, Вера Павловна и Валерий, только что вернувшийся из эвакуации", 1945-1946 гг.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Эль Греко, "Снятие пятой печати"

    Воздух, камень, ткань и плоть - одной плотности. Это одно варево, уже замешанное и проваренное. Техника живописи сознательно нарушена и индифферентна в отношении материала изображаемого и его освещённости.

    Эль Греко в наше время традиционно в духовности художественного выражения признаётся одним из первых среди своих современников. Меня спрашивают: зачем Рубенс, Тициан, Веласкес сознательно заземляли сюжеты и идеи, которые воплощали? Я говорю, что время такое было. Тинторетто, Эль Греко, Пантормо, Пармиджанино оказываются почти за пределами общего развития изобразительного искусства. Что интересно.

    Ну что ж, может, об этом стоит поговорить.
     
  21. Рауха

    Рауха Участник

    Сообщения:
    3.729
    Симпатии:
    18
    А каким ты видишь это общее развитие?
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Что делают художники? Они вглядываются в мир (в Землю, в Небо, в людей, в себя), а потом пересказывают то, что увидели, с помощью тех средств, которыми владеют. Так же, как и прочие люди искусства - зодчие, писатели, музыканты, артисты, кинематографисты... Иногда они творят с сознанием принадлежности к своей особой артели, иногда убеждены в собственном одиноком пути, а иногда вообще об этом не думают, творя, как дыша.
    Это потом, имея возможность обозреть большое количество произведений искусства, знатоки назовут направления развития искусства в разные эпохи и скажут, кто к какому направлению принадлежал. А в момент творения не каждый художник догадывается, что будут выражать его картины через десятки лет. О веках он думает вряд ли.
    Но что интересно: тенденции в искусстве - не плод воображения искусствоведов, они есть, и художник, слушая собственное сердце, доверяя собственному глазу и владея собственной рукой, и при наличии таланта, и обладая уникальностью своего метода, и даже будучи самым закоренелым одиночкой, выражает своим творчеством какую-то особую потребность общества.

    Одни направления оказываются перспективны и жизнеспособны, другие - нет. Бывает так, что достижения художников какого-либо направления оказываются потом невостребованными в течение долгого времени. Известный пример - античность, открытая заново человечеством после многовекового забвения и питавшая собой Ренессанс.
    Одни направления признаются искусствоведением перспективными, другие - тупиковыми. И это можно определить только на достаточной временной дистанции. Но даже тупиковые направления могут, как засохшие, казалось, навсегда ветви, дать вдруг свежие побеги.

    В этом аспекте интересно взглянуть на Барокко и Маньеризм, имевшие общие корни в Возрождении, но решавшие разные задачи и по-разному наследившие в истории искусства.
    Я не могу посвятить сейчас много времени для анализа этих направлений. Каждый может порыться в литературе и в сети, чтобы найти ответы на интересующие его вопросы. Скажу о том, что любопытно мне по причине, о которой напишу в конце.
    Приливы и отливы в искусстве, то поражающие жизнелюбивым полноводьем, то обнажающие самое дно жизни, души, происходят объективно. Человечеству свойствено сосредотачиваться на разных сферах надолго и всерьёз. Поздние периоды разных эпох в искусстве всегда имеют "вИлки", большие и маленькие, которые и знаменуют смену направлений. Таким вымпелом для Ренессанса был Маньеризм. Он пошёл "не в ногу" с искусством, становящимся всё более пышным и изощрённым внешне и малоинтересным внутренне. Но Барокко предназначено будет хранить традиции и участвовать в эстафете направлений искусства, а Маньеризм, всколыхнув, как тенденция в человеческих устремлениях, часть художников начала XVII века, станет засохшей ветвью на века.
    Западной цивилизации было в те времена угодно обратить внимание на земные достоинства - возвышенность Возрождения утратила небесные черты и переродилась в земную жизнерадостность. Но не все вписались в этот вираж, и Эль Греко, Франческо Пармиджанино, Якопо Тинторетто, Якопо Понтормо, Анджело Бронзино, Ханс ван Аахен, Джузеппе Арчимбольдо (и др.) продолжали углубляться в мистику, вглядываться в души людей и - не поражайтесь - в подсознательное. Но, поскольку искусство двигалось уже иначе, хватило Маньеризма только на десятилетия. Вместе со своими немногими представителями он умер.

    Искусство, испив барочного вина, поцветя рокайльными цветами, наевшись классицизма, подошло к концу XIX века с нуждой в новых средствах выражения. Импрессионизм отринул ближайшее прошлое и стал питаться – чем бы вы думали? – да, плодами Барокко. Экспрессионизм же проклюнулся из той самой забытой и не признаваемой перспективной ветви – из Маньеризма.
    И вот наконец несколько картинок.

    Маньеризм. Его представители, имевшие хорошую школу, то вдруг "разучивались" рисовать, то превращали рисование в выхолощенную технологию. Законы композиции, техника живописи, владение пропорциями отодвигались в сторону. Духовные изломы, скрытые желания, промежуточные моменты сюжетов становились самоценными предметами изображения.

    [​IMG]
    Эль Греко, "Поклонение пастухов"

    [​IMG]
    Эль Греко

    [​IMG]
    Якопо Тинторетто, "Рождение Иоанна Крестителя"

    [​IMG]
    Франческо Пармиджанино, "Мадонна с розой"

    [​IMG]
    Ханс ван Аахен, "Торжество Истины и Справедливости"

    [​IMG]
    Джузеппе Арчимбольдо

    Экспрессионизм - наследник Маньеризма. Задачи и средства выражения, собственно, те же самые, поскольку состояние кризиса опять острейшее (композиционно, впрочем, экспрессионизм гораздо сильнее). Только материальная культура иная вместе со свежим опытом европейской цивилизации в целом. И Маньеризм, и Экспрессионизм склонны углубляться, но оставаться узкими направлениями, находясь в плену частностей, маргинальных состояний и полутонов.

    [​IMG]
    Густав Климт, "Риа Мунк"

    [​IMG]
    Амадео Модильяни

    [​IMG]
    Эдвард Мунк, "Крик"

    И вот короткий пробег по Барокко и по Импрессионизму. Обратите внимание на ту же преемственность задач и техники, как и первом случае, в реалиях культур с разницей в два с лишним века. Впечатление художника, задачи запечатления изменчивой, непредсказуемой натуры, самоценность окружающего мира в глазах художника определяют темы и глубину их исследования, технику графики и живописи.

    [​IMG]
    Питер Пауль Рубенс, "Портрет камеристки инфанты Изабеллы"

    [​IMG]
    Рембранд Харменс ван Рейн, "Молодая женщина, примеряющая серьги".

    [​IMG]
    Франц Хальс, "Цыганка"

    [​IMG]
    Диего Веласкес, "Портрет придворного шута Хуана де Калабасаса"

    На свой вкус отмечу, что достижением Барокко был портретный жанр, а его пейзажная живопись ныне не может восприниматься без маленькой доли иронии. Импрессионизм этот перекос в пейзаже исправил. А в портрете слегка отступил.

    [​IMG]
    Огюст Ренуар, "Сёстры на террасе"

    [​IMG]
    Клод Моне, "Ирисы"

    Характерно то, что с каждым повторением пройденного в искусстве нарастают ироничность, элементы игры. Импрессионизм и Экспрессионизм унаследовали у Барокко и Маньеризма общее качество: "прикладную" духовность, которая стала ещё более "декоративной", превратившись в Импрессионизме в душевность, а с Экспрессионизме - в проявления бессознательного.

    Как я уже сказала, художник в момент творения вряд ли озабочен выражением какой-либо тенденции. Однако потом обнаруживается, что он среди собственных переживаний её всё-таки выразил. Почему? Как я понимаю, искусство, служащее подспорьем человечеству в осознании своего соединения с реальностью (и разъединения с ней), питается не только энергией своих тружеников - главная энергия сходит свыше (или снизу). Оттого одни направления его развития могут процветать, а другие чахнуть. Художники - это общий человеческий глаз, как писатели - общий язык, а музыканты - общее ухо. Зачем-то рождаются люди с такими специфическими Божьими дарами. Я не касаюсь тенденций искусства в целом, рассматривая только графику и живопись. А ведь они есть - объединяющие изобразительное искусство с другими искусствами.
    И художники дышут в такт с дыханием всего человечества.
     
  23. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    В своё время меня поразила острота и ожесточённость спора между сторонниками классицизма и романтизма во Франции 1820-30-х гг.Для человека испорченного модернизмом разница между произведениями тех и других представляется не слишком существенной ). Между тем для современников это было сродни вступлению варваров в Рим. Битва между Шекспиром и Гомером. Новые гунны под развивающимися знамёнами барокко штурмуют Акрополь.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Когда происходят такие битвы, сама живопись (как и литература) становится орудием борьбы, вместо того, чтобы обогащать свои инструменты. Наверное, потому и трудно вычленять нюансы, которые для тех, кто в борьбе, очевидны. А нынешним зрителям и подавно трудно различить, где там высокие идеалы, а где уникальность героя. И благородно-эстетически выраженная высокая этика как-то смешивается с высоко-этично выраженной благородной эстетикой.
    Хотя между Шекспиром и Гомером можно найти десять различий)
     
  25. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    Иногда складывается впечатление, что 16 в. уже определил основные пути европейского искусства:
    караваджизм
    болонский академизм
    маньеризм
    барокко
     
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей