Статус темы:
Закрыта.
  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Вот интересно. Наследие Ренессанса, который принято чтить как великую эпоху в развитии культуры, сгубило видение не одного художника из тех, которые могли бы совершить прорывы в выражении Духа.
    А как, собственно, могло быть иначе? У Возрождения в искусстве было собственное наследство - Древняя Греция и Древний Рим. Сам божественный пантеон выстраивался по образцу древнегреческого. Чего стоят эти сонмы ангелов, спускавшихся наподобие греческих и римских богов на Землю, упитанных, в парче, перьях и золоте. И эту образность, которая совершенствовалась по мере развития искусства Ренессанса и становилась универсальным языком западных художников, по мере способностей усваивали все живописцы, которыые хотели выразить нечто, что люди смогут воспринять. Да мы до сих пор находимся в плену этой образности - вопреки всем другим, возможно, противоречащим ей позициям в отношении мира.
    Художники учили общий язык живописи, но как по-разному они его применяли, как по-разному они относились к собственному "словарю".

    Я снова начну с Эль Греко.

    [​IMG]
    Эль Греко, "Коронация девы Марии"

    Трудно воспринимается? Да, трудно. Сюжет сам по себе на земной язык переводимый сложно. Что такое подобное этому коронование на земле, человечество знает - "Иисус Назарянин, Царь Иудейский", прибитый гвоздями к кресту, а не на троне или на облаке, был коронован терновым венцом, а не золотой короной. Триумф Духа в виде земных почестей меркнет, сколько бы золота и света ни громоздил художник на полотне. Страдания Духа (посмотрите на нижнюю часть полотна Эль Греко или на его Иисуса Христа из моего предыдущего рассказа) также выносят не всякую ангажированность на уровне идея-художник.

    [​IMG]
    Ян Ван Эйк, "Мадонна канцлера Роллена"

    [​IMG]
    Веласкес, "Коронование Богоматери".

    Разница между первыми двумя художниками и Веласкесом в том, что последний не был удовлетворён возможностями живописи в изображении духовных сюжетов - почему их и избегал. Диего Веласкеса при жизни называли "художником Истины", и теперь считают мастером, сделавшим безобразное прекрасным и одним из первых носителей принципов реалистической живописи. Мистические и волшебные сюжеты не представляли для него самостоятельной ценности, они для него были поводами для изображения новых жанровых картин. Однако я хочу сейчас поговорить о волшебстве не обыденности - а Веласкес умел так писать, - а о двух сюжетах, которые Веласкес обыграл любопытно и достаточно волшебно.

    Знаменитая и уже поздняя картина "Пряхи".

    [​IMG]

    Мы видим прядильную мастерскую при дворе короля, которая готовила шерсть для гобеленов. Сцена на первом плане своей простой красотой способна захватить зрителя.

    [​IMG]

    Но есть ещё один план, отодвинутый вдаль.

    [​IMG]

    И мы сразу вспомним другое название картины - "Миф об Арахне".
    И, зная сюжет мифа (Афина Паллада, разгневанная тем, что Арахна признана лучшей мастерицей ковроткачества, превратила её в паука) и видя там, позади прях и дам, любующихся коврами, самих Афину и Арахну, мы погружаемся в странный мир полусна. То ли Афина с Арахной изображены на ковре, висящем на заднем плане картины, то ли они действительно - главные персонажи этой картины (настолько выпукло всё в свете, который Веласкес писать умел), а мастерская и пряхи выстпили на передний план, оставаясь окружением того, главного события. И возникает волшебное ощущение, что сейчас произойдёт превращение...

    [Этот приём - выведение на передний план второстепенных линий сюжета - может быть очень сильным. Он и теперь увлекает художников. Вот так быстро я могу вспомнить из современного искусства несколько фильмов, выстроенных только на этом приёме и выигравших от этого. Например, "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" Тома Стоппарда или "Четвёртый волхв" Майкла Родса. Простите за то, что отвлеклась.]

    Диего Веласкесу с его отличным чутьём на фальшь в изображении и убеждённостью, что искусство служит не для создания красоты, а для запечатления правды, мистика была чужой. Но хотя бы пару раз он за своё время творения с ней справился. Вот - другой, первый раз, посмотрите на его раннюю картину, ещё из "бодегонас".

    [​IMG]

    Молодая заплаканная девушка работает на кухне, её поучает пожилая женщина, на столе вполне голландский натюрморт. Жанровая сценка. Однако картина называется "Христос в доме Марии и Марфы". И в правом верхнем углу мы на самом деле видим Иисуса и сидящую у его ног Марию. И что это за картина в рамке, трудно сказать. Картин на кухне таких не вешали, вряд ли это простенок в доме. Готова сорваться с языка версия о том, что этот замысел с изображением на стене - экзистенция чистой воды. Но не писал так Веласкес.
    На зеркало (одно из так любимых Веласкесом, изображённых им на своих работах) картинка "тянет" с трудом - выпало отражение, хотя бы фрагментами, переднего плана, но, скорее всего, это и есть зеркало.

    [​IMG]

    Выходит, на первом плане - Марфа? И она видит Иисуса и Марию не в отражении, как мы, а там, за нашими спинами. И снова обыденная картинка наполняется настоящим чудом...

    Вот так художник, отвергая всё, что может заставить его не говорить в какой-то момент правды, простым приёмом, не вынуждающим его лгать (что делали и Ван Эйк, и Эль Греко, и прочие...), создавал ту самую атмосферу, которой он вообще-то избегал. Он просто и честно впустил на своё полотно Дух, который дышит, где хочет.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Керченская Мадонна

    Он всё-таки сделал это!

    [​IMG]

    "Мадонна
    December 22nd, 3:59
    В это воскресение только что законченную мною статую Мадонны освятил ксендз Керченского католического храма Успения Богородицы.
    В нише этого храма отныне она будет стоять до скончания времён".

    "Моя Мадонна в керченском католическом храме Успения Пресвятой Богородицы. Вылеплена, отлита мною за три полных месяца. В одиночку. Работа окончена к католическому Рождеству.
    Высота фигуры 2 метра.
    Материал - гипс.
    Вес - 620 кг.
    Установлена в правой нише колоннады храма 18 декабря 2010 года".

    umorin
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Андрей Рублёв, "Троица".

    Приблизительно в то же время Томазо Мазаччо создал фреску "Троица" в церкви Святой Марии во Флоренции:

    [​IMG]

    [​IMG]

    Ян ван Эйк, "Поклонение агнцу", Собор св.Бавона в Генте. Те же времена.

    Очень по-разному трактуется Святая Троица? Да. У Мазаччо - простодушная вертикальная "иерархия" - Бог-Отец, Святой Дух, Бог-Сын. У ван Эйка - соединение Бога-отца и Бога-Сына в верхней центральной фигуре, под ним Святой Дух и Агнец Божий, снова вертикаль. Композиции выверены, статичны и не предполагают развития запечатлённого. Это иконы после всех времён, когда уже всё совершено и завершено.
    У Рублёва три фигуры, символизирующие Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Святого Духа, сидят за одним столом. Монументальности западной трактовки нет, зато есть попытка изображения невидимых взаимосвязей трёх образов и недосказанность, открывающая путь для развития. Эта композиция - момент динамичной истории, у которой будет продолжение.

    Твёрдость, ограниченность, которых художники добились разными приёмамы, справа и слева внизу композиций, создающие эффект сжатия, жерла, из которого один путь к освобождению - вверх, есть во всех трёх произведениях, которые я тут показала. Но вертикали и горизонтали вмещают в себе столько, что нельзя обойтись парой индивидуальных особенностей живописцев. Здесь иное, обнаруживающее развилку на путях художников, как творцов и исполнителей.

    Добавлено спустя 11 минут 50 секунд:

    Объективности ради: европейская средневековая традиция. Мозаика "Жертвоприношение Авраама" в церкви Сан-Витале в Равенне (почти за тысячелетие до Рублёва).

    [​IMG]
     
  4. Лис

    Лис Активный участник

    Сообщения:
    1.390
    Симпатии:
    93
    Хотел Г. Трауготом восхититься: +.

    Но не удержался и...
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    So many books, so little time.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Эдвард Гори - художник-иллюстратор. Трогает меня и своим кошколюбием, и графикой. Хотя заданное направление творческой мысли меня не увлекает, а всё же хорошо - и не озлобленно-зашоренно, и мир создан органичный, живой.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    А к детям он относился прохладно и детским иллюстратором себя не считал. Можно, конечно, обмануться из-за его характерной стилизации. И детям, вполне возможно, мир Гори близок как мир влекущих их страшилок, но заложено в его картинки больше, чем возможность развлечься (на радость детям) или извлечь мораль (на радость родителям).

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Да, мрачно, мрачно, но как композиционно изысканно... И люди на его иллюстрациях - скорее нечто человекообразное, но среда и сами персонажи обнаруживают такой строгий вкус автора, что всерьёз ругать этот усердный уклон в сторону ночных кошмаров и детских страхов не хочется.

    Заложено, на мой взгляд, в иллюстрации не только предложение зрителям выстроить вместе с авторами книг какую-то логическую цепочку. Приблизительная человекообразность персонажей создаёт зазор между человеком и тем безумием, которое изображает Эдвард Гори. От этой стилизации жизнеутверждением веет больше, чем мрачностью.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Словом, был такой художник. Добрые традиции иллюстрации и дух модерна он в своих работах сохранил. Оставил после себя добротную базу, которую после него перелопатят до неузнаваемости. Я радуюсь таким художникам, только иногда немного досадуя на то, что им приходится иллюстрировать, на возможности реализации. Может, книги он выбирал не совсем те, которые дали бы ему простор и воздух? Впрочем, может, и не нужны были ему простор и воздух? Вот такой мир он сотворил - странный и плотно заселённый...


    [​IMG]
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Ты дал мне краски в руки, дал мне кисть, а как Тебя изображать — не знаю

    Про Марка Шагала писать не буду, почему - попробую как-нибудь сказать.

    Ну вот разве что про эту "Розу" и витражи напишу...

    [​IMG]

    В 1960г. остро встал вопрос о восстановлении витражей в соборе Фраумюнстер в Цюрихе. Марк Шагал, которому тогда было уже за семьдесят, согласился этим заняться.
    В 1968 году он предложил эскизы пяти витражей, которые были приняты. Шагал вместе с мастерами витража принимал участие в воплощении своего замысла.

    [​IMG]

    Этот заказ он выполнял одновременно с глубоким осмыслением Библии, новым осознанием мира, созданием большого количества работ на библейские темы и лирических стихов. "Ты дал мне краски в руки, дал мне кисть, а как Тебя изображать — не знаю" - обращался Шагал к Создателю, то ли творя в молитве, то ли молясь в творении.

    [​IMG]

    [​IMG]
    "Ангел, возвещающий приход Вечности".

    [​IMG]
    "Иеремия оплакивает гибель Иерусалима и пророчествует о Новом Завете Господа Бога".

    [​IMG]
    Центральный витраж «Распятие»

    [​IMG]

    [​IMG]
    "Пророки", "Лестница Иакова", "Распятие", "Сион", "Скрижали Завета".

    Это у Марка Захаровича был не первый опыт погружения в Библию. Он её иллюстрировал и писал картины по её мотивам и прежде. К шестидесятым годам прошлого века его образный язык и собственная реальность были в человеческом масштабе нестыдной частью Божественного мироздания.
    А до Цюрихского собора были витражи и декор соборов в Савойе, в Метце, в синагоге Университетской клиники Хадасса в Иерусалиме, а после Фраумюнстера были витражи в Реймском соборе и соборе св. Стефана в Майнце, в церкви Всех Святых Тадли в Кенте, и прочая, прочая...

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Почему я не писала и не собираюсь пока писать о Шагале?
    Всё потому же: "Ты дал мне краски в руки, дал мне кисть, а как Тебя изображать — не знаю". Я, видя доведённые до совершенства (в своём роде) технику и образность Марка Шагала, получаю эстетическое удовольствие, радуюсь его простодушно высказанной вере, сопереживаю драмам Священного Писания. Но незнание того, как писать Его, не было преодолено Шагалом. Он находился в той же ловушке, в которой находится вся братия художников. То, что мы изображаем, желая добраться до больших высот, чрезвычайно редко превосходит нас самих.
    Если Божественное начинает сквозить в рукотворном - это, конечно, не результат отточенной техники. Это более результат духовного посыла художника и сопереживания зрителей, умноженных друг на друга благодаря иной силе, не находящейся на бумаге и холсте.
    И вот я смотрю на картины Шагала и всё это привычно мысленно обкатываю. И как писать, как пережить встречу с Шагалом непосредственно и простодушно? Поэтому пока ничего о нём не расскажу.

    А витражи я вообще очень люблю.

    Пользовалась материалом отсюда.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    25 марта сего года в лондонской галерее было выставлено произведение катайского актуального искусства. Масштаб воистину национальный - Ай Вейвей был автором и инициатором проекта, к которому приложили руки 1600 его соотечественников, в том числе много виртуозных женских рук. Очень много.

    [​IMG]

    Слетающее с губ почти всех, кто посетил выставку: "Так это же семена подсолнуха!" Хм, действительно, это же семена подсолнуха.

    [​IMG]

    Зрители, после того, как поразились масштабу, китайскому креативу, хитросплетению возможных смыслов и подтекстов, воображаемой истории создания инсталляции от мимолётного видения до предметного воплощения, впав в подобие медитативного транса и почти уйдя в себя, обнаружили рядом с экспозицией транслирующийся ролик об истории создания этого проекта.
    Оказывается, рассыпано на полу 100 000 000 семечек, не простых, а керамических, расписанных мастерицами росписи фарфора. Это поле символизирует сам китайский народ, каждое семечко - это отдельный, похожий на другого, но неповторимый человек. Само поле задумано было как символ Культурной революции. Вот так-то.

    И информация для полноты картины:
    [​IMG]
    Ай Вейвей, знаменитый китайский художник, 3 апреля 2011 года был арестован у себя на родине по обвинению в совершении экономических преступлений.
    Освобожден из тюрьмы под залог 22 июня. Пекинская полиция, сообщившая об освобождении художника, утверждает, что Ай Вэйвэй признал себя виновным в уклонении от налогов.
    Китайские власти ещё до ареста художника взорвали комплекс его мастерских, а тем, кто сотрудничал с художником, угрожали преследованиями. После освобождения под залог оказалось, что документы, подтверждающие нарушение налогового законодательства Ай Вэйвэем, исчезли - то ли сгорели, то ли утонули.

    Творческих удач Ай Вейвею и больше ему воздуха свободы.

    Спасибо kilgor_trautt за материал.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Скромный рисовальщик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов остался в истории русского искусства, и было это вполне заслуженно.
    Всё его наследие - это тихое, долгое, печальное сновидение. Природа полуденно-сонна или вечерне-утомлена, героини - то ли заколдованные девы, то ли сами тянущие нить заговоров между молитвами помещицы, то ли забытые драгоценные куклы... И всё это в атмосфере, которая источает летний аромат, которой хочется дышать. Есть воздух, есть.

    А ещё Борисов-Мусатов был очень неплохим мастером фотографии.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Борисов-Мусатов - один из тех, кому не были тесны пределы своих возможностей, выбранное направление творчества, собственные художественные средства. Освоив фотографию, он и её вписал в заданные рамки, сделав своим инструментом. Она помогала ему там, где художнику надо было применять усилия - в рисунке. Как колорист и мастер композиции он не нуждался ни к каких костылях.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Конечно, надо признать: интерес к фотографии в качестве помощи в живописи таких художников, как Борисов-Мусатов или Врубель - это их лень. Но с этим нам теперь приходится примиряться. Эта лень тоже преображалась в творческий акт, поиск художника не прекращался и в моменты такого времяпровождения. Фотографии Борисова-Мусатова достойно дополнили его наследие.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Происходил он из семьи саратовских мещан, был горбуном, инвалидом детства, живописью жил, много успешно учился, имел любящую семью, друзей-единомышленников, веривших в него, но не преуспевал. Жизнь, учившая его терпению и полная скрытой боли, создала общий фон его творчества - сдержанно-печальный, увлекающий в смутные воспоминания и мечтания.
    В его живопись хочется войти и остаться там - хоть ненадолго.
    Он успел создать 77 картин, умер в 35 лет.

    [​IMG]
    Автопортрет с сестрой Е.Э.Мусатовой
     
  9. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    Можно вспомнить и его американского "коллегу" Томаса Дьюинга...
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Томас Дьюинг

    Да, бывают вот такие мастера света и воздуха. Этим меня трогает Вермеер. Был ещё такой русский художник Фешин, конструировавший картины из света и цвета, но он, к сожалению, постоянно съезжал в открыточную вкусовщину - он был живописец от Бога и ломака от чёрта...

    [​IMG]

    [​IMG]
    Николай Фешин

    Был он предприимчив и энергичен, техника у него была нервная - и не возникает при контакте с его работами умиротворения и желания пожить хоть немного в его картинах. Но живопись стильная, конечно.


    Ну что же, Томас Дьюинг.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Опять мы во сне.

    Ощущение нереальности - потому что свет на открытом воздухе камерный. Коричневые тени тоже надёжно загоняют в сновидение.
    Вы, Ондатр, предложили рассмотреть картины Дьюинга, как "коллеги" Борисова-Мусатова.
    У Дьюинга пространство скучновато. У Борисова-Мусатова всё более выстроено и интересно композиционно. Зато по ним вместе взятым теперь можно попробовать вывести первую формулу "сновидческих" поделок.
    Насыщенный цвет, живые, плотные, таящие нечто в себе тени, композиционный лаконизм, осмысленность деталей, которых немного, некоторый сомнамбулизм персонажей, неправильность композиции - сбитость в сторону или разбросанность персонажей. И ещё два совсем разных приёма, но срабатывающих одинаково: у Борисова-Мусатова глубина первого плана такова, что зритель находится почти в картине, между персонажами картин Томаса Дьюинга и зрителем, наоборот, непреодолимое расстояние. И то, и другое захватывает.
    Япония, конечно, у нас располагается в другом месте, но эти два эффекта я наблюдала и на картинах японцев. Общие планы - практически у всех, эксперименты с крупными деталями на первом плане - у Хиросигэ.
    И ещё момент: природа Дьюинга - вообще не природа, это синтетика очень странного рода. Этот зелёный туман - совсем не то, за что его выдаёт художник.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Знаете ли вы, как с помощью двух, максимум трёх цветов и небольшого набора геометрических фигур или предложенного минимума объёмных предметов можно выразить некое заданное настроение?
    Мы признаём возможность этого априори, потому что вскормлены молоком матерей, которые уже успели попробовать абстракционизм, кубизм, конструктивизм и прочие орфизмы. Но пробовали самовыражаться таким образом не все. А нас этому учили.
    Сначала, когда мы считали себя законченными художниками, то дружно получали за клаузуры двойки, но потом мозги неминуемо перестроились, и мы уже зарабатывали и пятёрки. Помню ещё институтские восхитительные упражнения, когда из одних и тех же нескольких предметов надо было сочинить разные несложные натюрморты, выражавшие разные чувства...

    Азы супрематизма нами усваивались быстро. Казалось, гениально организовать плоскость - раз плюнуть. Потом стало понятно, что наши конструктивистские эксперименты - игра в кубики против, скажем, архитектуры. Да и не захватывала нас эта раскрашенная геометрия. Мы же душу ей не продавали и не велись на лозунги наподобие "Живопись давно изжита, и сам художник - предрассудок прошлого".
    Для меня упражнения в абстракции остались упражнениями - необходимыми, как палочки-крючочки первокласснику, но уступающими место другим, более сложным упражнениям в композиции.

    [​IMG]

    [​IMG]
    Казимир Малевич

    [​IMG]
    Владимир Татлин

    Те, вековой давности художники тоже большей частью не отдавались целиком "бесчеловечным" новым жанрам и позже выбирали другие, более "антропоморфные" направления. А это уже та живопись, которую я люблю саму по себе.

    [​IMG]

    [​IMG]
    Хуан Миро

    Теперь могу сказать, что геометрические фигуры годны для информации самого общего плана. Например, для выражения хаоса/порядка, контраста/соподчинения, напряжения/покоя, конфликта/конформности, движения снизу вверх/обратного или перпендикулярного движения, мобильности/стагнации... И всё это приобретает дополнительные эмоциональные оттенки только в отклике зрителя. Какие бы душевные нюансы не старался сохранить в подобных неприродных формах автор, они без зрительского впечатления - что крик в вакууме. Не слышно. Только цвет, его фактура, насыщенность может сохранить немного авторских эмоций, опять же, впрочем, зависящих от зрительских эмоций и мыслей.
    Только когда автор вынужденно дополняет свою синтетическую поделку чем-то хоть немного натуральным или напоминающим предметы культуры, несущие в себе признанные зрителем смыслы (как тфилин, к которому ведут ассоциации, вызываемые "Чёрным квадратом"), возможно "законсервировать" чувства в геометрии.

    Но такие намёки зрителю - уже заигрывание, поддавки. Художнику обычно этого не очень хочется. Впрочем, крикливое начало XX века допускало это. И даже откровенные прописи - для тех, кто снова не понял.

    [​IMG]
    Эль-Лисицкий

    Но я не хочу анализировать результаты той культурной стихии, которая накрыла в начале прошлого века довольно большое культурное пространство.
    Меня эта стихия интересует как наглядное пособие.

    [​IMG]

    [​IMG]
    Лев Юдин

    Работы, которые сначала были протестующими и отрицающими, стали теперь почти академическими. "Бессмысленная мазня" становилась за это время то талантливым произведением, несущим в себе глубокий смысл, то снова мазнёй, то отчаянно кричала, то добродушно помалкивала, то несла в себе тотальное разрушение, то утверждала вечное созидание...

    [​IMG]
    Александр Лабас

    [​IMG]
    Марк Шагал

    [​IMG]
    Эдвард Мунк

    [​IMG]
    Павел Филонов

    [​IMG]
    Рене Магритт

    [​IMG]
    Пабло Пикассо

    [​IMG]
    Фернан Леже

    Не думаю, что зрители заметно расширили свои взгляды на искусство за последние сто лет. Не буду утверждать и то, что отзывчивые, думающие зрители вымерли. Как было и прежде, масса хочет любоваться на открытки и фантики, а ценители въедаются в скрытые смыслы. И на содержание картины через зрителей влияет среда, в которой эти зрители живут и которую они считают своей.

    [​IMG]
    Пабло Пикассо

    [​IMG]
    Павел Филонов

    [​IMG]

    [​IMG]
    Александр Яковлев

    ...Вот образы - какие это люди? Вздорные или мудрые? Злые или добрые? Они обаятельны или нет? И т.д. Единственная возможность не плутать в оценках - знать героя произведения. Остальное - переработка авторской идеи.
    И снова выходит так, что не важно, какие предметы попали на карандаш художнику (или писателю), какие смыслы они несут в себе в обыденности и каков их истинный смысл. Предмет заряжается смыслом каждый раз заново с нашей помощью, пример чему - работа художника и участие в ней зрителя.
     
  12. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    сдаётся мне, Малевич был крещён во католичестве...
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели".
    Александр Бенуа

    "Жрецы искусства разъезжают в своих автомобилях, увозя с собой свои сокровища в наглухо закрытых чемоданах. Самодовольные буржуи, ваши лица излучают радость всепонимания".
    Давид Бурлюк

    "Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях. Носите черный квадрат как знак мировой экономии. Чертите в ваших мастерских красный квадрат как знак мировой революции искусств".
    Подпись под "Чёрным квадратом" в листке УНОВИСа №1, вышедшем в Витебске 20 ноября 1920 года

    "…однажды М.О. [Михаил Осипович Гершензон], поставив меня перед двумя квадратами супрематиста Малевича (черным и красным) заклокотал, заплевал; и - серьезнейше выпалил голосом лекционным, суровым: "История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!"
    Он стоял перед квадратами, точно молясь им; и я стоял: ну да, - два квадрата; он мне объяснял тогда: глядя на эти квадраты (черный и красный), переживает он падение старого мира: "Вы помотрите-ка: рушится все".
    Это было в 1916 году, незадолго до революции; перед квадратами М.О. переживал свой будущий "большевизм"; с первых же дней революции - где Малевич, супрематисты?"

    Андрей Белый

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    "Я посетил церкви Католическую, Православную, Иудейскую. Три разных ощущения, три фактуры поверхностной формы и три осязания.
    Духовное движение в церквях напоминает: первое бархатное, на фоне солнечного луча, полного жизни, соединенной с полем и людьми; второе густое, красного деревянного цвета, солнце которого не касается, сытое. Третье хрустальное, без цвета, без всякого храма, освещающееся солнцем, ярким, маленьким, но солнцем не живым. А отраженным, которое сильно. Трепетно блестит, не греет и не цветисто освещает оно такой же мир серый, гранный. Покрытый сплошь горами, на которых не видно ни растений, ни животных, ни людей".
    "Католический храм - уходящий дух его построился в клине, который, упрямо рассекая купол, идет, скрыв в себе весь свой мир живый, обеспечив ему дорогу через клин своего орудия. Он уже не стоит на земле, находится над нею. Православный производит впечатление законченности, ему некуда идти, он под крышкою неба, которая держится земли, чтобы не опрокинул ее ветер, оседает в землю, освещаясь мрачным деревянным факелом. Иудейский стоит сбоку, но где именно нельзя сказать, постройку его нельзя назвать постройкой, скорее, его нет совсем, есть только место отражения".
    "Не знаю, как вы отнесетесь к моим решениям, но я вижу в Супрематизме, в трех квадратах и кресте, начала не только живописные, но всего вообще; и новую религию, Новый Храм, тоже вижу; разделяю Супрематизм на три действа - цветное, черное и белое; в белом вижу чистое действо Мира, цветное первое как нечто беспредметное, но в нем начинается вывод Солнечного Мира и его религий, потом переход в черное как зачатие жизни и белое как действо. Я упомянул, что народ надо вывести, я опять беру роль, которую брали не одни уже, но, может быть, его движение (народа) необходимо, чтобы выйти из одного колена в другое; и сам народ должен быть чистым, самой главной его задачей есть выход из самого себя, то есть народа, чтобы больше уже не ходить, а вечно действовать".

    Из переписки Казимира Малевича с Михаилом Осиповичем Гершензоном

    "В Витебске Малевичем был развернут образ супрематизма как проекта мировой тотальности, как «архитектура земной поверхности»...
    ...Лисицкий в абстракции «взращивает» новые формы для переноса их в конкретную реальность.".
    "Трансформация "квадрата" в "объем", а именно - в "куб", имеет своим прообразом еврейский молитвенный тфилин, расположение которого указывает на апокалипсис и начало новой эры. Иудейский слой в этой перспективе представляется совершенно необходимой завершающей фазой для витебского супрематизма, а роль Лисицкого как иудея (в отличие от не-иудея Малевича) во многом и состояла в объективации знаков иудео-христианского апокалипсиса. Отсюда, по-видимому, то восприятие синагоги, иудейского храма как чистой одухотворенности и беспредметности, которая была выделена нами … в письме К. Малевича к М.О. Гершензону. Не является ли в такой перспективе, Могилевская синагога в восприятии Лисицкого плазматическим пространством иудейских знаков и образов, в которых он стремился обнаружить контуры нового пост-апокалиптического супрематического мира?"

    Игорь Духан

    Самого главного - фотографии Казимира Малевича и Льва Юдина с тфилинами у первого на левой руке, у второго - на правой, в сети не нашла, а у меня её нет.

    [​IMG]
    К.Малевич, "Автопортрет"
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Снова Ай Вэйвэй

    Находящийся в течение двух месяцев в одной из ‘черных тюрем’ материкового Китая всемирно известный художник Ай Вэйвэй (艾未未) избран почетным членом Королевской академии художеств. В заявлении, опубликованном 1 июня, влиятельная ассоциация художников Великобритании, назвала его “одной из наиболее значимых персон культуры своего поколения в Китае и на международной арене”. 80 членов ассоциации ежегодно удостаивают титула "почетного академика" двух художникам, живущим за пределами Британии.

    Мировая пресса широко освещала экспозицию "Семена подсолнуха" в зале Turbine Hall лондонской галереи Tate Modern, где Ай Вэйвэй усыпал пол толстым слоем фарфоровых семечек ручной работы. Как пояснил Ай Вэйвэй, это мрачное напоминание о временах “культурной революции”, когда "мудрейший председатель" Мао Цэдун уподоблялся солнцу, а массы должны были стать полем “подсолнечников, поворачивающих головы вслед за своим жестоким светилом”. Но в период голодомора, наступившвго после провала "большого скачка", горсть семечек могла спасти человека от смерти.

    Отсюда.

    Официальный представитель министерства иностранных дел Хун Лэй озвучил 23 июня расплывчатую формулу, по которой Ай Вэйвэй перед освобождением подписал документ по соблюдению “в ожидании суда неких гарантийных обязательств”, которые в данном случае носят чисто политический характер. "Ай Вэйвэй по-прежнему остается в периоде следствия по подозрениям в преступлениях", - добавил пекинский спикер, хотя никакого формального уведомления о причинах задержания его родственники так и не получили. "Ему не разрешается покидать место жительства, нельзя влиять на показания других людей, нельзя фабриковать свидетельства или сотрудничать с другими с целью создания фальшивых признаний", прочел Хун Лэй набор условий, относящихся к любому уголовному делу. На вопрос о том, связан ли этот шаг с визитом Вэнь Цзябао в Европу, Хун Лэй также ответил штампованным заявлением, что никакие государства не имеют права нарушать правовой суверенитет Китая.
    Отсюда.

    На сайте Newsweek 28 августа художник опубликовал свои размышления о Пекине, снова всерьёз рискуя своей зыбкой свободой..

    Проведя 81 день в двух ‘черных тюрьмах’, где его запугивали 10-летним сроком за попытку свержения режима, художник Ай Вэйвэй (艾未未) не стал одним из молчаливых баранов, которых компартия гонит по своим загонам. Спустя два месяца после того, как 22 июня его перевели домой, где Ай Вэйвэй должен дожидаться суда на условиях, предписанных законом для уголовников, он выступил с откровенным размышлением о жизни в столице Китая, названной им "городом насилия"...

    "Пекин – это два города. Один – город власти и денег. Другой – город отчаяния. Я вижу людей в автобусах, вижу их глаза и вижу, что они потеряли надежду", пишет он...

    “Самое ужасное в Пекине – это то, что никогда нельзя доверять системе правосудия. Если нет доверия, то нельзя и ни в чем разобраться – это напоминает песчаную бурю”, пишет Ай Вэйвэй, напоминая, что познал это на собственном опыте. “Суровое испытание, которому я подвергся, заставило понять, что в этом пространстве есть множество тайных мест, куда [власти] помещают людей, лишенных персональных признаков. Нет имен, только номера. Их не волнует, кто ты есть, совершил ли какое-то преступление. Они тебя могут вообще не замечать – ты им без разницы. Есть тысячи таких мест. Только твои родные рыдают, что ты пропал без вести. Но ты не можешь получить ответ ни от уличных комитетов, ни от чиновников, ни даже с самых высоких уровней – от суда, милиции или главы государства. Моя жена каждый день писала такие петиции, каждый день звонила в отделение милиции. Где мой муж? Просто скажите мне, где он. Но никаких документов, никакой информации...”

    Пекин, где в замкнутом комплексе возле площади Тяньаньмэнь обитают правящие страной партийные бонзы, состоит “не столько из людей, зданий и улиц, сколько из строения твоей психики”, заключает Ай Вэйвэй: “Это можно ощутить, если вспомнить, что Кафка писал о своем Замке. Города и в самом деле есть психические условия. Пекин – это кошмар, непрерывный кошмар”...

    Отсюда.

    Китай демонстрирует - нет, не типично-китайскую - общекультурную практику убивания всего, что шевелится не так, как надо тем, кто хочет и может убивать.

    Добавлено спустя 1 час 34 минуты 35 секунд:

    Надеюсь, читающим понятно, о чём я пишу. А пишу я о культуре и, в частности, о художниках.
     
  15. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    Вы знаете, Мила, искусство Китая сейчас на взлёте. Синтез традиционной и европейской живописи дал замечательные плоды, даже более богатые чем в Японии начала 20 в.
    А диссидент это состояние духа.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Можно привести множество разных "да, но...", но мне не хочется. Искусство Востока - не моё, да и к "Семенам подсолнуха" я почти равнодушна.

    Но Ай Вэйвэй сильно нелюбим отчизной, и это зацепило.

    Добавлено спустя 2 минуты 26 секунд:

    Что до цветущего искусства - в советское время работали многие из моих любимых деятелей культуры. Да, но...
     
  17. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    А уж представить себе более поганую эпоху чем европейское Возрождение вообще трудно...)
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Не менее трагичной ощущается судьба художника, который не противостоит окружающей реальности, а впадает в морок разрушительности и приветствует революции, перевороты, идейно поддерживает нелюдей, а то и становится их рупором...
    Состояние "внутренней эмигации" может спасти художника, конечно.
     
  19. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.950
    Симпатии:
    6.511
    У истоков радикальных движений обязательно найдёшь какого-нибудь поэта8-) .
    д Аннуцио, Эккарт, Примо де Ривера, Маяковский, Мисима...
     
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Можно поговорить про детскую наивность художника, конечно. Обманули, затянули... Но это, скорее, детская разрушительность и детская стадность. Приятно быть членом клуба и наконец расправиться с обидчиками (или с противными идеями).

    Если бы можно было донести до тех, кто отдаёт свои умы и таланты на службу чужим идеям, что художники в серьёзных делах - расходный материал. Да-а, вряд ли они послушали бы.
    Тот же Малевич, казалось бы, как был созвучен эпохе, однако даже могилы не осталось - был эпохой выжат и выброшен.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Франческа

    [​IMG]

    "«Разве у Гоголя это есть?» – удивляюсь я. «У Гоголя много чего не было», – отвечает режиссёр".
    Наталья Костенко

    "Она меня просто уже изодрала своими фразами «Я не художник… ты меня сломал, ты меня убил… Я не художник – это всё твоё, это всё твоё…» Она решила, что я её выпотрошил, как художника, и что вообще она больше не художник. Ой, у нас с ней несколько раз это было. Она на «Сказке сказок» даже однажды заявление подала об уходе, «потому что режиссёра Норштейна не устраивают мои эскизы» и всё прочее…
    Однажды я прихожу и вижу издали шкуру распятого пони с Франиным лицом. Это она себя нарисовала (грустно смеётся). Я понял, конечно, какая я сволочь. Конечно, то, что прошла Франя, ни один человек, ни один художник бы не прошёл и не выдержал. Тут ещё надо учесть, она же одной рукой своей – это одна рука на всём фильме – она рисовала весь этот необъятный вал фильмов…"

    Юрий Норштейн

    [​IMG]


    Я всегда говорила, что одарённый человек – существо несчастное, ущербное. И не только бытийно, не только душевно, но и духовно. Как всё на земле готово исказиться до противоположного по смыслам, так и дар Божий норовит стать наказанием и испытанием Божьим. И мне можно объяснять, что Бог не испытывает и не наказывает, и я даже пойму и соглашусь, но ощущение жёсткой обусловленности – при особых «технических» возможностях – останется.
    «Наивные субъекты», нежно названные так психологами, «юные души», которые ещё не помыкались на земле, счастливее художников, успевших заработать на дар. Непосредственная радость от бытия уходит, и остаётся сознание сложнейшей работы, замешанное с печалью.

    Самый лучший вариант – такая независимость, когда замыслу не мешают ни обстоятельства, ни люди. То есть – ни Провидение, ни чужая человеческая воля. Но так бывает редко.
    Ещё труднее, если Провидение определяет для тебя место в чужом творении. Как случилось у Франчески Ярбусовой. Обратите внимание, насколько масштабна «тирания» Норштейна. Это он может править Басё и спорить с Гоголем, а его Франческа остаётся с затупленным «до ступицы» карандашом, едва не привязанным к локтю.
    В астрологии и нумерологии есть планетка такая – Прозерпина, особые положения которой говорят о служении личности. Я не буду впадать в астрологический раж, но про служение нельзя не сказать. «Свобода» - категория не конечная в перечне, начинающимся с «Рабства» и постепенно добавляющем к каждой категории долю освобождения. После полной личной свободы следует свободный выбор подчинения большой общей задаче, и так – до «Миссии».
    Встретить единомышленника и спутника на долгие годы – это, конечно, счастье, но сотрудничество добавляет этому счастью значительную долю горькой терпкости. Мне привелось соединять судьбу с братьями по цеху, один раз – на многие годы, и я знаю трудности совместной работы, которая имеет свойство заполонять жизнь целиком, и с днями, и с ночами, если дело требует. Меня не удалось поглотить вместе с моей рукой и карандашом в ней, но я, как немногие, понимаю драму жизни Ярбусовой и Норштейна.
    Вот поистине счастливое стечение - их встреча и то, что Юрий Борисович был не бездарнее и не глупее жены-художницы. И он знал, куда и как двигаться - то есть ему можно было довериться и служить общему делу. Что и происходило.


    [​IMG]


    «Мастерство — это когда единственный, необходимый путь заменяет множество ненужных возможностей. К истине придешь, когда мастерство преодолеешь».
    Ю.Норштейн

    Но драма-то не ушла. Очень болезненный процесс освобождения от обусловленностей - даже с таким спутником, как Норштейн - может внутренне гнуть так, что это становится почти невозможным вынести. Преодоление мастерства, как пути - это для художника звучит жутко. Какое внутреннее противоречие всплывает и заполняет собой всё - твоё, самое драгоценное, наработанное, талантливое не нужно...
    Оправдание этого - в том, что твоя жизненная сила неминуемо должна перетечь (иначе зачем всё это?) в персонажей и в мизансцену, но когда опять напоминают о себе людские связи, всё снова становится неразрешимым.

    "Для стороннего наблюдателя наши с ней разговоры загадочны и темны. Я говорю: здесь, в кадре, мне нужно, чтобы веяло горькой полынью, а здесь - чтобы цветы замыкали на себя ночь и растворяли ее и чтобы пахло темно-синим. Я могу сделать набросок кинокадра, но не эскиз, могу нарисовать персонаж, его игру, но не могу претворить его в материал. Для меня ценно не правильное, прилежное рисование, а лихорадка фактур. Я чувствую контраст изображения, сумрак его, развитие, точку, через которую внимание зрителя проходит в кинокадр. (В этом смысле Пауль Клее для меня - морфология в применении к мультипликации.) Для Франчески - это лучшее мгновение сохранить творческое беспамятство на протяжении работы в эскизе. Тогда психическая и духовная энергия уплотняется. Между художником и режиссером возникает силовое поле. Я лишь должен создать условия, при которых это становится возможным. И тогда ты вдруг начинаешь делать то, что не можешь осознать умом, и кажется, что все совершается помимо тебя, по чьей-то воле... Ты даже не замечаешь, в какой момент пройдена граница, за которой открывается другое пространство".

    Ю.Норштейн
    "...его воля, конечно, я его кисточка. Так что, конечно, он использует меня. Там в одном случае я буду щетинной кисточкой, в другом - для акварели... Но он всегда знал, какую когда кисть брать и использовать".
    Ф.Ярбусова
    "...искусство занимается человеческой драмой, и чтобы им заниматься, надо ее пережить".
    Ю.Норштейн

    То, что говорит Юрий Норштейн, - не проповедь, это то, что он вместе с Франческой счастливо пережил - и одновременно выстрадал.


    [​IMG]


    Недавно передали через друзей пожелание Юрия Норштейна мне - сменить технику и начать тот же путь преодоления мастерства...
    Всё, умолкаю.

    Цитаты – из фильма Олеси Фокиной «Один» («Вышел ёжик из тумана…») и из интервью Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой в разное время, использованы работы Ф.Ярбусовой.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Замечательный человек и художник - Ксения Михайловна Покровская, основательница иконописной мастерской в городе Шерон (шт. Массачусетс, США), основательница и член попечительского совета иконописного общества "Изограф" - позволила мне процитировать здесь её рассказ об одной школе.

    Чтобы глубже ощутить специфику греческого искусства и хоть немного пожить им, нам, студентам, изучавшим его, советовали прорисовывать меандр, и в этом был смысл.

    Больше приблизиться к православию через занятия иконописью - это ещё более сильная идея (соответствующая более сильной идее иконы рядом с идеей древнего орнамента).
    Одновременно это коллективное действие, направляющее и гармонизирующее, осмысленное и одухотворённое.

    "Уже одиннадцатый год, как мы – я, моя дочь Анна, и католик Марек, который учится у меня уже 14 лет, вот такая у нас бригада, ведем 2-3 раза в год недельные школы иконописи “Гексамерон”. Ученики, как правило, православные и католики. 18-20 человек. Основная цель – познакомить с основами православия через икону. Редко, по одному-два человека действительно начинают всерьёз заниматься иконописью, и с ними мы работать всерьёз. Но таких мало.
    “Долина Мегги” в Северной Каролине –совершенно сказочное место .Это район Аппалачей, одних из древнейших, а значит, выветренных гор планеты, поэтому в местных магазинчиках можно купить местные минералы, вроде азурита и малахита, и тут же растереть их в пигменты и использовать в работе, что приводит публику в восторг. Вот такое место:
    [​IMG]

    Наше рабочее здание стоит прямо над этим ручьём:
    [​IMG]

    ...наши ученики:
    православный батюшка из Атланты о. Александр:
    [​IMG]

    ...Два католика из Бразилии, профессора-психологи: Клебер
    [​IMG]

    и Гильберт, или Жильберто...
    [​IMG]

    ...Сюрприз – католический священник из Новой Зеландии, и как его занесло
    [​IMG]
    Таких дальних у нас еще не было...

    ...Сербка Иванна, моя бывшая коллега, генетик, ушла из науки точно по тем же соображениям, что и я. Встретила родную душу.
    [​IMG]

    Упрямый подросток Ерёма -Jeremiah
    [​IMG]

    И его папа Марк:
    [​IMG]

    И еще много разного народа...
    Учим всему – от подготовки доски и приготовления эмульсии до золочения и всех тонкостей разработки одежды и ликов.
    Метод обучения возник и разработался у меня постепенно ещё в Москве. Каждый должен увезти по крайней мере одну оконченную икону. Для образцов используем русские и византийские иконы 14-15 веков. Основная трудность – невозможно показать живые иконы, но все, для кого это становится важным делом в жизни, ездят в Грецию и Россию. Каждый день – 10-12 часов. Лекция-работа-лекция работа-лекция-работа...

    ...Это Дениз,специалист в церковном пении, насколько это возможно в Америке, фанат знаменного роспева и исона, я выискиваю для неё, что возможно, в русских сайтах. А голос!
    [​IMG]

    [​IMG]

    ..Приходят посмотреть на нас поварихи:
    [​IMG]

    В конце о Иоанн приезжает благословить плоды наши трудов...
    ...И финально-ритуальная фотография"

    [​IMG]
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    На заре создания этого заповедника эта ветка была юмористической, но потом как-то естественно юмор переросла. Хотя начиналась она отлично. И был там один мой клич, но, поскольку такими вещами заниматься долго и трудно, никто этот клич не поддержал, и я про него почти забыла.
    Есть в коллекцию экспонат!

    [​IMG]

    Кто не читал об этой картине, вряд ли с лёту назовёт автора. И я бы не решилась. Это Микеланджело. Ему было 12 или 13 лет, когда он написал это "Искушение св.Антония" (теперь картина будет инвентаризована как "Мученичество святого Антония") под впечатлением от "Искушение святого Антония" Мартина Шонгауэра.

    [​IMG]

    Это про сюрреализм)
    Разговор о языке как-то смялся, а жаль.
     
  25. Натаха Мостовенко

    Натаха Мостовенко Участник

    Сообщения:
    48
    Симпатии:
    7
    Какая увлекательная тема!
     
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей