Статус темы:
Закрыта.
  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Геннадий Калиновский

    Иногда мне тоже кажется, что визуальный образ человека стремится к освобождению от всяких конечностей, веток, усиков и пуповин - до образа яйца, колобка, шалтая-болтая. Не странно, что аниматоры, как мастера характерности, склонны к такому обтёсыванию персонажей до состояния пупса.

    [​IMG]
    Михаил Алдашин

    [​IMG]
    Андрей Хржановский

    Мы тянем корни в глубь и раскидываем свои кроны вверх и в стороны, но предпочитаем, чтобы такая связь с миром, сопряжённая с зависимостью и беззащитностью, имела начало и конец, представляла собой акции в промежутках с желанной независимостью и самодостаточностью. И философ от обывателя в этом аспекте не отстаёт.

    [​IMG]
    Иероним Босх

    Наша органичная связь со средой - это скорее декоративные вставки в бытие, чем условие жизни. И художник чутко реагирует на такие человеческие чаяния. Природа обрамляется. Либо обрамляется человек.

    [​IMG]
    Альбрехт Дюрер

    А вот среда - то, что человек отделяет от себя, визуально как раз имеет право на многочисленные связующие нити, которые человек признаёт жизненно необходимыми для неё...

    [​IMG]
    Кэ Цзюсы
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Ксения Покровская, художник-иконописец:

    "Много думала о различии и подобии А.Рублева и Ф.Грека. Такие разные и в то же время подобные. Ответ неожиданно получила из седьмого века, от Максима Исповедника – его шестой стих второй сотницы:
    "Два есть высочайших состояний чистой молитвы. Одно случается с людьми жизни деятельной, другое с людьми жизни созерцательной. Одно бывает в душе от страха Божия и благой надежды; другое от Божественной любви и крайней чистоты. Признак первой меры есть тот, когда собирают ум от всех мiрских помыслов творя молитвы без развлечения и смятения, и как бы сам Бог предстоял ему, как и предстоит действительно. Признак второй, – когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом, и совсем не чувствует ни себя, и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовью содевающего в нем таковое озарение. В сем состоянии, подвизаемый к уразумению словес о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания."
    Но через 700 лет, в 14-м веке стало понятно, что это аверс и реверс, две неразъемные составляющие молитвы, отчасти два этапа. Собирание ума требует крайнего напряжения, мы же даже Трисвятое с Отче наш не можем прочитать без того, чтобы ни одна чуждая мысль, как блоха, не проскочила. Проблема очищения сознания. Усыпить все чувства, расслабить все мышцы, собрать все энергии и направить их верном направлении – каторжное напряжение, какая уж там пассивность.
    И это духовное напряжение видно в образах Грека.
    А плодом будет сосуд чистый, который только и может вместить Благодать, Свет нетварный, Божественную энергию – речь об одном и том же.
    И это образы Рублева – образы сосуда, наполненного благодатью.
    Оба они исихасты. Оба прошли тяжелый труд собирания себя и приуготовления сосуда очищенного. И образы их равно плод и выражение исихастской тихой молитвы".

    [​IMG]
    Феофан Грек, "Преображение Господне"

    [​IMG]
    Андрей Рублёв, "Апостол Павел"

    Мне однажды один иконописец сказал, что иллюстраторы неминуемо идут в иконописцы. Скорее, конечно, так: почти все иконописцы - бывшие иллюстраторы.
    Видимо, потому, что и у тех, и у других есть свойства, нужные и в иллюстрации, и в иконописи - внимательное вчитывание и забывание себя.
     
    list, La Mecha и Нафаня нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Если год назад я писала о человеческом вдохновении, устремлённом к благодати, - посмотрите вверх, на заметку Ксении Покровской о Рублёве и Греке, - то, по какому-нибудь закону, видимо, я вернулась сюда, чтобы написать о благодати, способствующей человеческому вдохновению.

    Карл Миллес, чрезвычайно самобытный ваятель ангелов.

    [​IMG]
    [​IMG][​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Однажды на призыв отрешиться от всего человеческого ради объективного взгляда один человек возразил: простите, я человек.
    Отрешитесь от своего нечеловеческого, посмотрите на человека с человеческой позиции.
    Это тоже имеет право быть. В исполнении художника - тем более. Пусть у ангелов будут птичьи крылья, пусть мир божеств и ангелов будет похож на наш.
    Зато создания Миллеса парят и пробуждают жажду полёта.

    [​IMG]
     
    Нафаня нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Пока разглядывала японские картинки с христианской тематикой, подумалось про то, как в традиционные формы вкладываются новые смыслы. Изощрённая форма модифицируется довольно сложно (бывает, даже начинает выглядеть как самопародия), а вот наивная - гораздо проще. Так ведь в чём обаяние наивного искусства? В том же свойстве, которое теперь называется "эффект плацебо". Оно не назидательно и легко принимает в себя смыслы, которых хочет зритель. В конце концов "кот казанский" стал милым котиком, а ведь был изначально злой политической карикатурой.

    "Художники в своих работах, как в письме к близкому другу, необходимейшим условием полагают искренность и с величайшим отвращением относятся к мундиру, какого бы покроя он ни был: академического, кубистического или какого иного".
    Из вступительной статьи к каталогу второй (несостоявшейся) выставки "13-ти", автор - Николай Кузьмин.

    Впрочем, простая форма, любимая искренними художниками, податлива и правде, и мистификации.
    Не знаю ответа на такой вопрос: был бы рад или был бы разгневан художник, который когда-то изобразил царя в виде кота, узнай он, как безразлично пасквильное содержание этого образа нынешним зрителям?


    [​IMG]


    А вот другая сторона участия формы в процессе распространения идей.
    Когда-то я поражалась, рассматривая иллюстрации в детских журналах и книгах СССР первой половины 20-го века: что ж как скудно в цвете? Чёрно-белую иллюстрацию (правда в нищенском варианте вялого, бесхребетного гризайля) ещё можно простить, но где же цвет в цветной? Что за общий депрессивный колорит?
    А потом прочитала, что художники были не виноваты - в типографиях умышленно сильно снижали цветность репродукций. Потому что, видите ли, открытые цвета - это формализм.


    [​IMG]

    Работы Татьяны Мавриной
     
    Нафаня и La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Хитер Хансен - художница, рисующая самой собой, и ручками, и ножками.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Вот она, простота формы, прямо завязанная на возможностях тела.
    Конечно, ценность произведений Хансен, как всякое пластическое искусство, лучше обнаруживается в движении. По-моему, тут есть постмодернистский пафос.



    Да, это он самый, тот, который невозможно оформить в слова, но который захватывает благодарных зрителей.
    Это то, что без зрителей теряет большую часть своих достоинств.
    Но я, как художник, ценю и результат - без всяких демонстраций процесса его создания. Симпатичные формы.


    [​IMG]
     
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Наверное, пока я рассказывала о разных художниках, мои мерки, прикладываемые к ним, не оставались скрытыми. Хотя я, как могла, не впадала во вкусовщину, но вам, читающим всё это, уже понятно: я люблю отточенную форму, уважаю самобытность, признаю традиции, ценю артистичность, но осторожно примериваюсь ко всему, потому что не люблю чрезмерность.
    Поэтому простотой форм меня легче подкупить, чем предельной сделанностью, - ведь простота никогда не может быть предельной, в отличие от изощрённости, для которой у нас есть предел восприятия, после которого происходит "отравление" чувств. В этот момент кто-то скажет "Перебор!", я скажу "Пошлость!", кто-то - что-то другое. Чувства, которыми наполняют форму художники, также могут быть соразмерны и пошлы.
    Только идеям всегда хватает места. Наверное, голова человека менее стеснена, чем остальное тело, несмотря на крепость черепа...

    Впрочем, простота формы имеет варианты, которые меня не трогают. К примеру, обтёсывание формы до идеала "колобка", я писала об этом.


    [​IMG]


    Показать я собралась Петера Сиса, который, рисуя, выдерживает равновесие между простотой и сложностью, детскостью и изощрённостью. Он из немногих художников, которые обладают хорошо выверенным мерилом в своей работе.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Это - один из примеров, как недоговорённость и подробность, соединяясь, приковывают внимание зрителя и освобождают его собственную фантазию.
    Такие работы воспитывают у детей вкус к хорошей книге. Колорит и стильность графики, книжная атмосфера вдумчивости и созерцательности - то, чего часто не хватает ребёнку.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Впрочем, иногда кажется, что художник слегка заискивает перед природой - настолько вещь хороша, как знак, ей ни к чему притворяться картинкой из жизни. Но это уже мелкие и редкие детали.


    [​IMG]
    [​IMG]


    Использованы иллюстрации Петера Сиса из книг "Тибет. Тайна красной шкатулки", "Древо жизни: Чарльз Дарвин", "Три золотых ключа".
     
    Нафаня нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Ассоль Сас


    Наконец мировая высококлассная иллюстрация литературы для детей начала освобождаться от открыточного глянца в пользу "шершавой" графики и отказа от сделанности.
    Простой и близкий нам пример Геннадия Спирина объяснит, почему я рада этому освобождению. При отточенном ремесле Спирин, типичный блестящий график 30-летней давности, вязал на литературном сюжете бантики и розочки, одновременно связывая ребёнка, раскрывшего книгу. За виньетками и эстетскими отсылками то к голландцам, то к итальянцам найти выход в мир книги трудно. Одновременно я вижу теперь на его иллюстрациях с досадой то, что не видела ещё двадцать лет назад: более всех (больше, чем литературный источник, больше детей, любующихся картинками) закабалён в своём творческом порыве художник. А сколько после него осталось сбитых с толку молодых художников, уповавших, глядя на Спирина, на свою академическую школу, которая гарантированно сделает их виртуозами иллюстрации. Впрочем, в этом он уже не виноват. Есть в нашем ближнем культурном пространстве почти карикатура на Спирина (который тоже, увы, является почти карикатурой на альбомы живописи) - Владислав Ерко, которого я рассматривать не стану. Возможно, кто-нибудь, читая это, лучше поймёт меня, вспомнив о Ерко.
    Дехтерёв, Рэкхем, Крейн - классики книжной графики - почти академичные, были гораздо более "лохматы", не "прилизаны" как художники, свободны в собственной мысли и в творческом поиске. То, что пришло им на смену в конце прошлого века, превратило искусство иллюстрации в абсурд.


    [​IMG]
    Дельфина Дюран


    Петер Сис рядом с такими мастерами тонкой кисти груб и простоват. Однако есть очень тонкая материя, которая подвластна таким простакам. Принцип, который определяет смысл книжной иллюстрации - обогащать впечатления от текста и развивать детское воображение, - это принцип минимализма, а не максимализма. Есть предел для технических изысков. Картинка художника служит читателю, а не читатель служит картинке, то есть через картинку читатель должен войти в книгу, а не потерять дорогу туда. Сис выдерживает этот баланс, свободно творя и давая свободу читателю.


    [​IMG]
    [​IMG]
    Петер Сис


    Одно настораживает: художники, уходящие от традиции красивой открытки, идут подозрительно "в ногу". Хотя, возможно, я делаю тенденциозную выборку.


    [​IMG]
    [​IMG]
    Николай Попов
     
    Нафаня нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Геннадий Калиновский периода Мэри Поппинс и Алисы - чистейший образец отточенной формы, самобытности и артистичности, раскрепощающих воображение читателей книжек с его картинками.


    [​IMG]


    Выскажу наконец свои тезисы в пользу чёрно-белой иллюстрации, хотя многие тезисы других художников (а также кино- и фотохудожников) об отказе от цвета, с которыми я согласилась бы, я уже публиковала.
    Не только дети, но и взрослые (особенно те, что раскрывают книжки с картинками и с удовольствием читают сказки) нуждаются в играх фантазии. Причём большее удовольствие они получают от некоторой непредсказуемости, спонтанности, ощущения, что они не идут на привязи за автором и иллюстратором. На это работает и монохромная иллюстрация.
    Вообще, в выборе художником-иллюстратором чёрно-белого решения есть нечто от литературной сдержанности высшего порядка, когда красочные эпитеты в адрес предмета изображения ощущаются лишними, авторские эмоции - перегружающими, искажающими образ. Кроме того, одноцветная графика допускает такую изощрённость, которая в многоцветном решении могла бы сделать работу художника полным кичем и раздробила бы образ. Перо и тушь делают изощрённость изысканной, образ - цельным.
    Авторские сказки часто стилистически таковы, что требуют иллюстраций, дающих "пространство для манёвра" читателю. Да и сами они дают художнику такое "пространство для манёвра".
    Цвет и свет кроются в чёрно-белой графике, и для ребёнка это не запечатанная тайна, он видит цвет таким, как ему даёт видеть его воображение. Происходит мощная работа в сознании ребёнка, которая тормозится дурным цветовым решением посредственных работ посредственных художников (а таких - большинство).


    [​IMG]


    Всё это знал и прочувствовал Геннадий Калиновский. Среди российских книжных графиков не знаю равных ему в качествах, о которых говорю.
    До сих пор на меня действует магия его графики. Что ж, судьба такая.


    [​IMG]

    Использованы иллюстрации Г.Калиновского к "Мэри Поппинс" П.Л.Трэверс
     
    Нафаня и La Mecha нравится это.
  9. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.922
    Симпатии:
    6.497
    Могу сказать, что в детстве иллюстрации Калиновского мне активно не нравились 8-)
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    А я не помню, чтобы мне в детстве что-то сильно не нравилось. Я любила всякие картинки.
    Детям нужен материал для переосмысления, поэтому помимо реалистической живописи и графики им необходимы стилизация, декоративность, гротеск, абстракция. Вы это тоже получали - и у Калиновского, только этого не замечали.

    Тема выбора художественного языка - как все тайны природы - бездонна. Её нельзя раскрыть до конца.
    Почему мы созидаем так, а не иначе? Есть пределы, за которые невозможно выйти, не утратив достоверности. Мы видим всё по-разному, инструментом владеем по-разному, творим так, будто мы разной биологии, принадлежим разным вселенным.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647

    [​IMG]
    Марк Шагал


    "Когда Учитель возлежал на смертном одре, ученики спрашивали его о том, каким будет изящное искусство хайкай в будущем. Учитель ответил: «Искусство, которому я положил начало, подвергнется сотне изменений и сотне превращений. Однако оно не должно выходить за пределы трех правил: "искренность-правдивость" (син), "непричесанность-естественность" (со) и "соразмерность" (гё). Среди этих трех одно или два до сих пор не нашли применения»".

    "...даже в тех случаях, когда вещь изображается с предельной четкостью, ежели чувство не возникает естественно из самой вещи, то вещь и ты так и остаются в разделенности, а чувство не достигает истинности".

    "Учитель говорил: «Когда перед тобой открывается прекрасный пейзаж, то, зачарованный им, не можешь ему соответствовать. Следует, глядя на предметы, твоему представшие взору, запечатлеть в сердце избранные, и, пока они не изгладились из памяти, сделать записи, а потом, обретя покой, сложить строфу. Есть еще способ — научиться не поддаваться очарованию пейзажа. Когда же разные чувства теснят одно другое в твоем сердце, а ты не можешь им соответствовать, должно их записать. Нельзя опускать руки»".
    Собрание Кёрая

    "В намеке заключена вся тайна японского искусства".
    Дайсэцу Судзуки

    В человеческой натуре странно сочетаются неудовлетворённость, заставляющая созидать и искать, и неудовлетворённость, требующая покоя и бездумия. Формат картины легко становится всего лишь форматом картинки, когда принципы изображения ограничиваются приёмами, которые не разрушают человеческую тягу к удобному и приятному.
    Зрителю бывает невдомёк, как оттачивается художником пропорция между характерным и общим, внешним и внутренним, как происходит поиск способов создать связи между частью и всем миром (меж человеком и средой, переживанием и состоянием, деталью и целым), средств выражения и характерного, и общего, и внешнего, и внутреннего.

    Марк Шагал, конечно, остро-характерен и натуралистичен, хотя и отстранён, являясь носителем духа. Я выбрала репродукцию (как и ширму Мотонобу ниже) без особой придирчивости и тщательности, потому что любая его картина содержит душевное и духовное в характерной для Шагала пропорции. Мне нужна его картина как отправной момент перед тем, как я обращусь к тексту, ради которого высказываю тут и собственную мысль.


    [​IMG]
    Кано Мотонобу


    Восток дал больше художественных находок, расширяющий формат картинки до формата картины, чем Запад. Но, очевидно, без чувственного и плотного искусства Запада свойство Востока ловить в репродуцировать в изображении невыразимое не переживалось бы так остро теми, для кого проблема языка искусства и художественного смысла не безразлична. Я приведу цитату из книги Юрия Норштейна, которая показывает поиск художника, не желающего ограничиваться простыми задачами, ищущего средства выражения для невыразимого. Интересен поворот в поиске от "шагаловщины" пошлого, дурного пошиба к выразительности "по-восточному", проследите это сами.

    "Один неудачно поставленный кадр, в котором физиологический эффект, или эффект материальный, не развивается, а остаётся сам по себе, может дурно отразиться на дальнейшем течении фильма.
    В "Сказке сказок" светлый эпизод - почти три минуты - снят единым куском, без монтажа.
    Ему предшествует глубинный кадр (на экране светящаяся дверь, в которую входит Волчок). Дальше на экране выткался светом путник: сначала стоит, смотрит, бросил камень, пошёл... Весь кадр строится фронтально, вдоль, тени подчёркивают вещество света и пространства (на экране за столом сидят люди, едят, пьют вино, зовут прохожего, кошка на море смотрит, бычок прыгает через скакалку, путник уходит, и начинается панорама с холма на дорогу, по которой он уходит).



    [​IMG]
    Франческа Ярбусова


    Будучи отравлен кинематографом, его дурными грамматическими правилами строения монтажной фразы, я предполагал сделать эту сцену из общих, средних, крупных планов. Я рисовал на бумаге множество вариантов этого эпизода, и ни один из них меня не устраивал. Всё время возникала необходимость делать персонажи более подробно, чем нужно было по фильму, искать путника - какой он? откуда? - сочинять вывернутые на зрителя какие-то внешние атрибуты, то есть всё то, что мешало бы кинокадру. <...>
    Одно выремя у меня даже была идея путником сделать Альберта Эйнштейна, который летит над берегом и играет на скрипке.
    Думая такого рода стереотипами, я тем самым вызывал в строении кинокадра ненужную физиологию, которая перетягивала на себя тайную музыку жеста. Я не знаю, чем бы вся эта история закончилась, если бы однажды в деревне, идя за водой к колодцу, не увидел далеко в поле, метрах в семидесяти от меня стоящих под вечерним золотистым солнцем людей. Они только что убрали хлеб с поля и просто разговаривали, а золотые тени от них ложились на горячую пашню, над которой пыль обмолоченного зерна ещё не осела и воздух светился. Я не слышал разговор, видел только жесты, дымки от папирос. И вдруг мне показалось, что всё это наполнено таким глубоким содержанием, здесь столько жизненного покоя, что если бы у меня спросили, в чём смысл жизни, я бы ответил: да вот в этом покое.
    И сразу пришло решение эпизода. Длинный финал светлого эпизода снимать надо было общим планом вот так же, почти силуэтно, чтобы убрать материю изображения. Чтобы изображение становилось чувством прежде самого изображения, самой нарисованности..."


    Юрий Норштейн, "Снег на траве"


    [​IMG]
    Франческа Ярбусова
     
    Нафаня нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    Думаю, родись Рембрандт на несколько веков позже - или окажись чудом в 20 веке, - он адаптировался бы в модерне легко и быстро.
    Это умозаключение приложимо ко многим талантливым художникам, так как талантливость предполагает такую адаптацию к тому, что будет дано в руки художнику в этом мире, разве что странное клеймо на художнике ("ваятель", "живописец", "рисовальщик"...) будет указывать, куда ему прислониться.


    [​IMG]


    А что касается достижения вершин... Стихотворение Сергея Круглова, которое я привела в соседней ветке, заканчивается так -
    Это стихи священника, поэтому "Господь-Живописец", как же иначе. Но скажу по-другому и о другом, о чём думала, читая стихи: раз совершенство недостижимо, раз для человека невозможно покорение вершины, которую мы не можем даже вообразить, значит, есть безграничное пространство для манёвра, значит, человеческий предел так далёк, что его, в общем-то, и нет.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Тонино Гуэрра


    Вот работы писателя, романтика, смотрящего на белый свет, как будто только вылетев из утробы матери - или спустившись с небес. Такая живопись не обманет - её автор мог сотрудничать с Антониони, Феллини и Тарковским, и, конечно, сотрудничавший с ними писатель не мог перерабатывать свой опыт иначе.


    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]
    Тонино Гуэрра

    [​IMG]
    Мозаика Марко Бравуры по работе Тонино Гуэрры. Я видела фантастические, мастерские работы Бравуры в подлиннике. Это должно быть великолепно.

    Такие художники должны были встретиться.
     
    Нафаня нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Во-первых, Дэвид Линч - наше всё; во-вторых, люблю такие инсталляции и живопись; в-третьих, я помню его "В детстве моя мать никогда не покупала мне книжек-раскрасок и тем самым спасла меня, потому что ничто так не убивает детскую фантазию, как раскраска".
    И вот - работы человека с фантазией.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Галька, сети, рыбацкие лодки,
    Чайки в небе свободно летают.
    А над морем пронесся восточный
    Ветер, - Саффолка быстро достиг.


    Гари Бант - автор картин и стихов. "У меня всегда много планов. Не проходит и дня, чтобы я не читал о живописи. Я делаю заметки все время: у меня есть записная книжка, где уже более 50 идей для моей следующей выставки, я всегда ищу новые идеи", - говорит он, и он действительно торопится - писать, сочинять, жить.
    Бывший рок-н-ролльщик. В восьмидесятые годы, тридцатилетним, он оставил музыку и занялся всерьёз живописью, а с 2001 года, узнав, что у него рак, погрузился в живопись и поэзию целиком. Его стихи навевают мне ощущения, как от поэзии японцев - сиюминутность и вечность в них в той же пропорции. Так же всё обстоит и с его картинами. У наивного искусства есть потенциал, который растрачивается и уходит в никуда, когда нарабатывается ремесло. Это феномен.


    [​IMG]

    Любимая, я знаю, ты очень занята,
    Но если бы могла ты, минут так через две,
    Поставить снова чайник, - а жажда еще та,
    Глотну я чашку чая, а может быть и две.


    [​IMG]

    Что это ищет он там, под луной? -
    Не обсуждает он планы со мной.
    Спать я хочу, и постель меня ждет,
    Так что надеюсь, он скоро найдет.


    [​IMG]

    Ранняя птичка наловит червей,
    Загодя нами будильник включен.
    Завтра окучим мы наши цветы,
    Ну и зашьем эту дырку в носке.


    [​IMG]

    Луна плывет, прилив крадется,
    А на волнах играют блики.
    Покоя мой хозяин ищет,
    А я ищу большие палки.


    [​IMG]

    Сезон начнется завтра, - чиню велосипед.
    Сегодня я мечтаю о щуке и плотве,
    И если повезет мне, то может быть тогда
    Поймать форель удастся, а может быть и две.


    [​IMG]

    Люблю на прогулке спуститься сюда,
    Где двое нас - только собака и я.
    Люблю вечерами смотреть на закат,
    Как солнце, сверкая, по морю скользит.


    [​IMG]

    Ты стоишь на ветру под дождем,
    Почему же ни разу не слышал я
    Твоих жалоб? И может быть, нам
    Взять пример с тебя, шире глаза
    Распахнув, насладиться пейзажем?


    [​IMG]

    Наша жизнь – суета,
    То взлет, то паденье.
    А ее – так проста –
    По кругу движенье.


    [​IMG]

    Я здесь с моим хозяином у пруда,
    Он кормит хлебом рыбу, ей везет.
    Я думаю, забыл он, что четыре
    Часа уже – меня пора кормить.


    Позже размещу ещё несколько картин, поскольку Гари Бант мне всерьёз нравится.
     
    Ондатр нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    На второй день Рождества
    Ружье подстрелило ему к чаю
    Пару фазанов и голубя.


    [​IMG]

    Мой друг забросил удочку удачно
    И ждет, пока форель будет клевать.
    Стремительной подсечкой однозначно
    Он сможет черта этого поймать.


    [​IMG]

    В холодный ноябрьский вечер,
    Когда ярко светит луна.
    Не весело три раза за ночь,
    Когда тебе семьдесят лет.


    [​IMG]

    Его старые ноги допрыгались,
    А суставы совсем не правы.
    Он, меня выводя на прогулку,
    Залезает на велосипед.


    [​IMG]

    Собаки были очень рады,
    То был любимый их обед.
    Цыпленок, кролик, как награда,
    Печенье с хрустом на десерт.


    [​IMG]

    Как люблю я лежать у порога,
    Когда солнце ласкает мне спину.
    О тунце можно думать и шпротах.
    Это место вовек не покину!


    [​IMG]

    Если б знал я тогда, то, что знаю теперь,
    Интересно представить, где был бы сейчас?
    Неужели сидел бы я здесь до сих пор,
    Так же глядя на море... уже битый час?


    [​IMG]

    Автор картин и стихов - Гари Бант.
     
    Нафаня и La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Я могу похвалить Гари Банта и за чувство композиции, и за цвет и тон, и за любовь к фактурам, и за хорошие воду и воздух. Но сказать хотелось бы вот о чём.
    Любимые мной Руссо или Генералич, как и многие другие "наивные" художники, в простую, не академическую форму вкладывали замысловатые смыслы, пытаясь предметно изобразить прорывы в реальности, её метаморфозы. А Бант, продолжая традиции Ван Гога и Пиросмани, берёт простую натуру и запечатлевает её, сохраняя простые смыслы, не заменяя их ничем. Стихи, такие же незамысловатые, неплохо дополняют живопись, делая её ближе к кинематографу, чем к книге, позволяя героям говорить. В картины вместе с простой натурой проникают естественные, живые человеческие движения, и время, а с ними и тайна бытия.


    [​IMG]

    Когда на пенсию уйду я, -
    Осталась лишь одна неделя, -
    Я, ноги вверх задрав, с газетой
    Сидеть перед камином буду.


    [​IMG]

    Рыбак купил черную лодку
    И удочку новую тоже.
    В море он вышел с собакой
    Поймать немного трески.


    [​IMG]

    Очень жаль мне, что я не могу говорить,
    Пригласить на прогулку его был бы рад.
    Может, стоит немного совсем поскулить?
    И, возможно, смогу я поймать его взгляд.
    Никуда не годится, что глядя в глаза,
    Ты молчать продолжаешь, не видя меня.
    А сейчас уже время, давно уже «за»,
    Три часа - время чая, услышь же меня!


    [​IMG]

    Когда кончается прилив, хозяин мой и я
    Бредем вдоль берега, всегда он в лужу смотрит здесь.
    Но, что он ищет? Может быть, в один прекрасный день
    Он обнаружит это вдруг, возьмет его домой.
    Ну, а пока, не суетясь, я помогу ему.


    [​IMG]

    Лучшие друзья -
    Собака и человек.
    Как море и песок,
    Они вместе навек.


    [​IMG]

    Ты помнишь, как мы впервые поцеловались?
    Я должен был привести тебя домой до того, как стемнеет.
    А помнишь ли ты первый раз в высокой траве под большим дубом?
    Ничто не имело значения, только ты и я.
    Ты помнишь?


    [​IMG]

    Человек шел по снегу
    Со своим верным другом.
    Про себя он думал:
    В день, подобный этому,
    Не хотелось бы конца…


    [​IMG]


    Вот что интересно: показывая счастье простой размеренной жизни, среду, не разрушенную разумом, заражая зрителя теми же чувствами, какие испытывают герои картин, Гари Бант обращается к средствам, выходящим за пределы размеренной простой жизни - он сочиняет и пишет, и работает очень интенсивно. Причём, узнав о том, что его жизнь хрупка и, возможно, ограничена временем, Гари Бант удвоил свои усилия в творчестве, а не погрузился в простую размеренную жизнь.
    Этот подтекст в его работах тревожит не меньше красоты мира, в котором живут его любимые старик со старухой, их кот и собаки.


    [​IMG]
    Гари Бант
     
    Нафаня и La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    И напоследок.

    [​IMG]

    Ведь Рождество,
    Как плохо тут
    Щеночку одному.
    Купить его
    Могли бы мы
    И взять с собой
    Домой.


    [​IMG]

    На мой собачий взгляд
    Жестоко заставлять
    Нас бегать босиком
    По снегу и воде.
    И я ему сказал:
    Купи салазки мне,
    Пока я не послал
    Жалобу моему ветеринару.


    [​IMG]

    К Рождеству опускает он в ящик письмо
    Санте - каждой собаке известно. Я же
    Не пойму, для чего беспокоится он -
    Санта-Клаус носки ему снова свяжет.


    [​IMG]

    К Рождественскому ланчу он
    Капусту, зелень выбирает.
    Но колбаса и с ней бекон
    Мои мечты переполняют.


    [​IMG]

    Мы рано выбрались сегодня из корзины.
    Дух Рождества прогнал щенячий сон -
    Висят душистые подарочки на ёлке
    И то же, что у нас, у них число!


    [​IMG]

    Бесценные дни, рваные волны,
    Две мои собаки и я - мы есть.
    Волны рвущиеся, дни - бездонны,
    Пока мы у берега моря, здесь.

    Гари Бант
    Перевод стихов в этом сообщении - мой.
     
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647


    А ведь он не так прост, как кажется. Это тот случай, когда мастерство остаётся за кулисами, позволив художественному языку быть очень непосредственным. Гари Бант отлично видит тон, удачно работает с глубиной и воздухом, пейзажист вообще от Бога.
    Вот так и происходит формирование какой-либо будущей классики (если спустя десятилетия ещё будет кому рассуждать про неё). Художник и поэт Гари Бант, мастер наивной живописи начала 21 века...


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Лидия Шульгина. Из цикла "Голоса". Фрагмент.


    "Голоса моих предков. Я напрягаюсь, чтобы различить их в шуме повседневности, и они начинают звучать громче. Что говорят они мне из этого страшного далека? О чем предупреждают? Туман рассеивается, туман, сотканный из грез и безнадежности. Из слез и улыбок, которые они завещали нам, и пелены забвения, желания забыть. Отдерни пелену".
    Лидия Шульгина

    Это скульптура особенная.
    Она особенная потому, что создавалась во время, когда художница, вся её творческая семья не имела возможностей для работы с хорошими материалами - наступили трудные девяностые прошлого века. И вот так насущная забота соединилось с поиском художника - у Шульгиной родился библейский скульптурный цикл из старых газет и другого уличного мусора, перемешанных с клеем и белилами. "Может быть, обрезки холста и старые доски способны связать мусор нашего времени с праматериалом библейских времен. Хотелось бы, чтобы эти попытки соединить две эпохи стали способом моего мышления в живописи" (Лидия Шульгина). Художница пропустила через себя общий духовный кризис и пережила его как свой.
    А ещё скульптура особенная потому, что она была создана во время настолько трудное, что Шульгиной пришлось за него заплатить самую дорогую цену. Привезя выставку в Германию, она узнала свой окончательный диагноз и стала работать ещё интенсивнее, спеша сделать больше.


    [​IMG]
    Лидия Шульгина в Гамбурге

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    "Посмотрите на мое истерзанное страхами нутро. Мое искусство. Посмотрите на мое тело, распятое на кресте ежедневных мучений. Смерть и страдания никогда не станут банальными, потому что каждый, в чью жизнь они ворвались, страдает по-своему. Сейчас вы можете видеть, как это делаю я. Спешите. На листе газеты, которую я вытаскиваю из ведра с белой краской, уже появились полосы тени. Из света в тень переходя. Моя сегодняшняя жизнь – короткий переход от света к тени".
    Лидия Шульгина

    Из цикла "Голоса":

    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]


    В конце этой ветки идут материалы о двух художниках с драматичной судьбой. Это не какой-то особый замысел - так уж вышло.
     
    La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Книжная графика Лидии Шульгиной.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Это ещё один уникальный фантастический мир.
    Не странно, что художники, снедаемые главными вопросами жизни, идут в иллюстрацию детской литературы. Трауготы, Боратынски, Сис, Калиновский, Шульгина, Олейников, Тан и другие иллюстраторы делали и делают книжную графику многозначным, глубоким жанром. Одним тем, что они сами были или есть в искусстве, они реабилитируют картинки в книжке, как бы ни опошляла и не губила этот жанр армия бездарей. Мир зверушек и волшебников вмещает в себя не только литературные смыслы, но и то, что принесёт с собой художник.
    "Звери у вас какие-то библейские", - сказал как-то редактор Лидии Шульгиной, когда она показывала свои работы, и это - ещё до библейских циклов, ещё во времена сказок для детей. Впрочем, сами сказки - того же Козлова, к примеру, тоже подобны миражам древнего библейского мифа, в котором звери дружат и не едят друг друга.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Уход в сказочную реальность, что уж скрывать, - тоже своего рода эскапизм. Однако от настоящих страданий необходимо освобождаться, и это - не худшее средство избавления от мук.

    "Современное искусство - пестрый карнавал, участники которого силятся придерживаться установленных ими правил: каждый натягивает маску и под ней скрывает свое лицо и свою проблему.
    Каждый день, жадно приступая к работе, я тоже надеюсь сотворить себе такую маску. Натяну ее на свое лицо, и никому не удастся увидеть мои тревоги и страхи. Никому не удастся услышать заглушаемый маской крик: «Авва, Отче, пронеси чашу сию мимо меня». Пытаюсь натянуть маску.
    И тут же спохватываюсь: нет у меня времени участвовать в этом карнавале. И я срываю бездарный парик и остаюсь нагой. Даже перед зрителями. Я позволяю наблюдать за собой и не стыжусь, ибо мой зритель прекрасно знает, что для меня страдание и труд во имя нового - тема не банальная".

    Лидия Шульгина
     
    La Mecha нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    "Собака в метро"


    Из цикла Лидии Шульгиной "Стена плача":

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Анри Матисс, "Балконная дверь в Коллиуре"


    Говорят, Матисс просто закрасил то, что писал внутри, недовольный тем, как выходит. Картина выставлялась. А вы говорите - "Чёрный квадрат", "Чёрный квадрат"...
    Я знаю ещё случаи удачного закрашивания неудачных кусков.
    Иногда самая дурная эмоция бывает продуктивной. Но я ставлю акцент не на эмоции, а на продуктивности.
     
    La Mecha нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]


    Саймон Гарден
    Наивное искусство, приправленное сюрреализмом; как всегда, много жизнелюбия, хорошие чувство цвета и тон, и природа с густым воздухом, прочувствованная художником на ощупь, на запах. Неживое написано скучнее.


    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]
     
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.938
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG] [​IMG]


    Владислав Хасьор.

    Отчасти акционист, отчасти живописец, отчасти скульптор; мастер перфоманса, коллажей и инсталляций; почти сюрреалист, почти дадаист; всё вместе - и что-то совсем другое, словом, - Хасьор. Когда-то в юности я открыла для себя перфоманс именно в польском исполнении, и с тех пор он для меня заведомо имеет высокий ранг.
    Думаете, почему так популярен мотив распятия во времена, когда вера становится признаком маргинальности, карикатурой на поиск духа?
    В него вписывается и личность, и целые союзы, прибитые к реальности условностями, обстоятельствами, страданием и состраданием. Мотив этот до людей доходит мгновенно. Благорасположенный зритель склонен считать художника стоящим на христианском пути, дурно расположенный найдёт в этом осквернение святынь, а ведь это уже - азбука художественного языка, как и прочие языческие, "восточные", технократические или природные образы.


    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]


    И каковы же возможности этого образа, какое в нём богатство - в нём и жест объятий миру, миру не принимающему, миру мучителей и мучеников, и выраженная садо-мазохистская нота, и идея скованности и одновременной открытости человека. Чего тут только нет.
    Мотив распятия в сравнении с другими библейскими мотивами особо популярен. И это тоже понятно: изощрённо-жестокий способ казни воров и негодяев - и объект поклонения и приложения самых высоких чувств стольких людей. Жалкому, страдающему человеку, внутри которого - неизвестная миру вселенная, человеку, состоящему из противоречий, это очень близко.
    Художнику с распятием просто повезло. Есть, где развернуться - тут и многомерность (вознесение или сошествие в ад в сравнении с распятием одномерны и слишком, остро полярны), и богатая направленность (куда угодно), и скрытый, но хорошо читающийся универсальный сюжет.
    Поляки, говорят, и в глухие безбожные времена были набожны - нам в пример. Но это уже другая история. Работы Хасьора утверждают не литературную основу мотивов творчества художника. Это больше литературы.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей