1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.073
    Симпатии:
    482
    Конечно же, вопрос темы не столько иллюстрирует праздник, сколько лишь отталкивается от него.
    Тема больше всего об Авраама, вступившемся за нечестивых содомлян.
    И далее - о Иове, друзья которого считали его наказанным справедливо.

    Иов был потрясен и сломлен именно беспричинностью и несправедливостью кары.
    Рушился сам смысл его существования и существа:
    Либо Бог не всемогущ (и миром правит Сатана),
    либо Он не справедлив, не праведен, поступает не по правде.

    Именно это, а не поразившая его болезнь и мучения, стало причиной отчаяния и бунта человека, стойко перенесшего от Смысла его жизни - Бога - все испытания и лишения вплоть до гибели собственных детей:
    "Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно Его имя!"

    На это отвечает, дает как бы квантор, предикат всему повествованию, уже первая строчка текста "Книги Иова":
    "Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла."
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.073
    Симпатии:
    482
    Мне такой вот славный ответ прислали:
    Духовник моего отца, чьи наставления и сама часто и с благодарностью вспоминаю, о. Иоанн Крестьянкин особо предостерегал беречься от мыслей о ком-то (включая инославных и неверующих) как о лишенных спасения.
    О таковых, равно как и о тяжких грешниках он советовал молиться так:
    "Спаси их, Господи, путями, еже Ты един веси" (Вообще-то это из молитвы преп. Амвросия Оптинского).

    Он наставлял, что как только приходит помысел о чьей-то греховности или неспасенности, следует приводить себе на ум слова многих христианских подвижников от св. Антония Великого до св. Силуана Афонского:
    "Все спасутся. Только мне гореть в аду".

    Суд над людьми - дело Божие. Наше же дело - беречь свое сердце от осуждения, от закваски фарисейской гордыни и молитвы фарисея из притчи; почитания себя лучше других.

    Нежелание в сердце осуждения Богом кого бы то ни было и назвала в теме праведным "спором с Богом", который и самого Бога радует.

    Осуждение же любого человека, пусть и вполне обоснованного и на библейских текстах основанного, - никому не приносит духовной пользы.

    Так что мысль тут одна и очень простая:
    "Не судите, да не судимы будете".
     
    Последнее редактирование: 17 июн 2017
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.073
    Симпатии:
    482
    Бог понимает нас гораздо лучше, чем мы думаем; гораздо лучше нас самих.
    Бог ВСЕГДА прощает. Что не означает, что мы не должны расплачиваться.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    9.073
    Симпатии:
    482
    ... Во втором, еще более важном, эпизоде о погублении Содома Авраам не довольствуется Божиим обещанием избавить от кары праведников, но парадоксально требует от Него ради немногих праведников пощадить всех грешников.

    Это (в наших терминах) какое-то сверх-супер-христианство, да?
     
  5. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.153
    Симпатии:
    326
    Книгу Иова, как и прекрасный анализ Ф. Козырева "Искушение и победа святого Иова" читал давно, но помню привкус недоответа в этой притче. Прямое обращение Бога к Иову выводит и его, и друзей из человеческих представлений о могуществе и справедливости. Последующая компенсация потерь вроде бы с лихвой покрывает издержки эксперимента. Но страдание-то было - и с согласия Бога? Какой-то этот Бог не очень добрый выходит. Я не помню, объяснил ли Он, для чего было всё это нужно самому Иову и другим людям? И не уверен, что проигравший в споре сатана перевоспитался.

    Может, этот анализ вообще мало прибавляет к главной (имхо) цели притчи: утешить нас, страдающих, примером предельного страдания, выводящего на новые горизонты.

    А политиков-то можно осудить, хотя бы в фейсбуке? ;) Я не уверен, что Бог вообще судит. Вот бесы - да, только успей помереть - сразу же. А Бог только и делает, что спасает. К суду земному это не имеет отношения. Недаром в христианской истории самые трогательные истории про суды - когда приходит святой (например, Николай) - и нарушает процедуру.

    С кем расплачиваться? Да и можно ли расплатиться?

    Очень люблю эту историю торговли. Бог уступал, уступал, пока, наконец, просто не удалился, иначе Авраам выторговал бы всех. Но если Бог задумал погубить, а Авраам спасает, то как-то странно получается, что он добрее Бога.
     
    Соня нравится это.

Поделиться этой страницей