Карандаш, перо, бумага.

Тема в разделе "Опыт художников и его синтез", создана пользователем Мила, 13 авг 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]


    "Люди никогда не перестанут писать от руки.

    Приведу вам такой пример. Филолог-классик Сергей Александрович Степанцов, пользующийся интернетом и, например, современным механическим самокатом, — замечательный каллиграф. Даю голову на отсечение, что многие из его учеников и коллег, насмотревшись на его работы и шедевры, брались за перо или карандаш.
    Конечно, большинство из нас пишут, как бы это повежливее сказать, как курица лапой.
    Но главное ведь не в этом, а в том, что навык письма — это больше не переменная, а антропологическая константа. Выбор ручек, с недавних пор и в России (и для левшей), огромен. Карандаши, кисти! Производство уникального. Продаётся масса всяких штук для письма. Человек ведь любит производить единственное. Для себя или для кого-то.
    Мы прошлой осенью ездили со студентами-журналистами в Рим. Думал, что они все будут на айпады и айфоны снимать. Каково же было моё изумление, когда в руках у многих обнаружились настоящие блокноты, и хорошим, красивым почерком они записывали свои впечатления, комментировали собственные рисунки.
    Как кино не уничтожило театры, а телевидение не «прихлопнуло» киноиндустрию, так и гаджеты только дадут руке дополнительные возможности, новую, иногда, может быть, травматичную гибкость большому пальцу. Но страсть к письму останется: рука сама попросит. Потому что письмо — это работа тела с телом, и мысли с телом. Отменить этот голод невозможно — это всё равно что отменить разговор голосом.
    К тому же в этом вопросе есть два момента, о которых обязательно нужно помнить.
    Со времён Сократа дважды менялась наша человеческая парадигма соотношения письма и памяти.
    Для Сократа сама запись, текст — зло, потому что человечество, пользующееся письмом как подспорьем, растренировывает память. Теряется, в частности, считает Сократ, само умение отделить в запоминаемом нужное от пустого. И вот мы каждый день встречаем на улицах города толпы безумцев, которые считают, что главное знание — это знание, где искать нужную информацию. Через дырочку этого отношения подлинное знание попросту улетучивается.
    Платон, Ксенофонт и Аристофан могли бы возразить Сократу: смотри, твой портрет получился у нас таким достоверным и таким прекрасным, хоть и правдивым, что ни тебе, ни нам всем не помешали бы учёные люди, которые через 2 500 лет после твоей казни уточняют этот такой правдоподобный портрет.
    Далее, когда мы говорим о рукописи, о писании рукой, мы должны думать о такой вещи, как эскиз. Что такое эскиз, черновик? Это запечатленный момент мысли, даже взлёт мысли, первое приближение к образу, который ещё не вполне оформился. Он уже вроде бы есть, но его ещё как бы и нет: художник старается застать этот момент. Недосказанные мысли, недодуманное до какой-то сносной промежуточной формы знание нуждается в блокноте и карандаше. Здесь нет ни тени мистицизма. Наоборот, тренируя руку на запись, мы тренируем мозг на внятное высказывание. Это упражнение позволяет человеку увидеть переход между авторитетной устной речью (например, стихотворением какого-нибудь соловья) и поначалу совсем простым собственным высказыванием.
    Люди, имеющие навык записи собственных беглых мыслей или случайно подслушанных фраз, краткого описания места, ландшафта, сюжета разговора, не мычат и не мекают в разговоре.
    Беглая запись в блокноте — это словесный эскиз, потребность в нём очень велика.
    Посмотрите на школьников. Бетонноголовые родители заваливают их электроникой, а у самих детей — потребность в плотной бумаге, в карандашах и ручках, им нужна возможность создавать свой мир из собственных подручных материалов. Самые слабые строят картонный мир из фотографий, самые сильные ведут дневники, набело, или пишут стихи, от черновика к беловику".


    Гасан Гусейнов


    [​IMG]


    "...письмо — это работа тела с телом, и мысли с телом. Отменить этот голод невозможно — это всё равно что отменить разговор голосом". Я могу скучно напомнить про связь тонкой моторики руки с интеллектом, но лучше скажу, что те, кто любит плоскость листа и умеет её заполнять и оформлять, умеют перемещаться из реальности в реальность с помощью простого инструмента - пера или карандаша. Не умеющие и не любящие писать на бумаге, по моему наблюдению, мыслят конкретно и простыми блоками, почти не способны к абстрагированию и слабы фантазией.
    Слово соединяет абстракцию, дух и материю; написанное слово получает ещё и своё лицо, как тот, кто пишет, имеет лицо, не похожее на другие лица; а в нынешнее время рукописный текст - это своего рода гражданский протест, потому что всё вокруг мешает письму от руки. К письму обращаются, вынашивая мысль. Письмо по определению осмысленно. Оно утверждает ценность самого мышления, в противовес мировоззрению людей, о которых Гусейнов сказал: "толпы безумцев, которые считают, что главное знание — это знание, где искать нужную информацию".
    А если лист, исписанный человеком, ещё и наполнен графикой, это уже - художественный акт.

    [​IMG]

    Графика Мориса Эшера
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]


    Это не изящная стилизация под старинную рукописную книгу. Это альбом Леонтины, служанки принцессы Брогли, владелицы замка Шомон (его точная современная копия, конечно).
    Рубеж XIX-XX веков. Одарённая девушка создала уникальный документ высокого художественного достоинства.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2015
    Владимир К, Ондатр и list нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]


    Что касается дневника Леонтины (то, что выше), мне, если уж начистоту, дела нет, стилизация это под документ или настоящий дневник. Ценнее то, что рукописная книга оказалась сделанной безупречно.
    Жанр это особый, художников-графиков волнующий во все времена.
    Эскизы и наброски графиков и живописцев, как и всякие черновики и рукописи, - это хроника "взлёта мысли" в чистом виде, ведь окончательный вариант и законченная вещь выходят из потока времени.


    [​IMG][​IMG]


    Во времена кризиса, упадка мысли то, что не завершено, знаменовало рождение и развитие замысла и допустило зрителя к закулисью, пользуется особым вниманием. Все эти альбомы с автографами, книги художников, публикуемые переписки и дневники странным образом морально обновляет художественные акты и их продукты, освежает зрительские впечатления.
    У художников же в такой работе свой интерес - он трудится над такими вещами без лишних подпорок, ограничений и условий. Это дорогого стоит.

    [​IMG]
    Графика Моисея Ваксера
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]


    Из дорожного дневника Кати Гущиной.
    От Москвы до Владивостока. Транссиб



    [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]
     
    list нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]


    Откровенно вторично (и рисовальщик автор плохонький), но вполне презентабельно, поэтому годится для коллекции.
    Светлана Дорошева, "Книга, найденная в кувшинке".
    Кумиров Светланы Дорошевой даже называть не буду, они очевидны. И хорошо видно, насколько эффектна такая графика в сочетании с рукописным шрифтом.


    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Нафаня и list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Людмила Лунц
     
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]
    Графика Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

    [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]


    "Когда вы пишете, перед вашими глазами появляется ряд маленьких черных значков, называемых буквами, которые ваш мозг затем преобразовывает в некие образы. Понятно, что мозгу требуются некоторые усилия для того, чтобы превратить значки в картинки. И не все мозги с этой задачей справляются. А если справляются, то на создание образа уходит столько сил, что на создание эмоций, связанных с с этими образами, сил уже не остается. Мозгу можно немного помочь.
    Когда вы рисуете картинки, вы создаете готовый визульный образ, к которому ваше воображение может добавить что-то еще. Например, вы рисуете дерево – а ваше воображение добавляет шум листвы или запах нагретой солнцем хвои. И тогда вам гораздо легче испытать какие-то эмоции, связанные с этим деревом. А если вы сможете испытать эмоции – вы сможете передать читателю, что для вас значит это дерево.
    Теперь понятно, почему Пушкин постоянно рисовал на полях своих рукописей женские силуэты?
    При этом ваш талант рисовальщика или его отсутствие не имеют никакого значения. Детально прорисованный портрет и обычный кружочек с точками вместо глаз могут вызвать одинаковые эмоции, если вы знаете, чей портрет обозначает кружочек с точками.
    Когда вы рисуете, вы подключаете к работе воображения все тело. Ваша рука как бы сама добавит в картинку деталь, которая может направить ваши мысли в новом направлении".

    Александр Молчанов


    [​IMG][​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]

    Рукописи Александра Пушкина
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]

    Страницы писем и графика Винсента Ван Гога.

    [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Автограф Льва Толстова. Страницы из дневников.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]


    Вот эту книгу Миша Алдашин целиком перерисовал и переписал, когда учился в мореходке. Любил парусники. Очень книжка ему нравилась, а купить её он не мог. Так всю и перерисовал, сидя в библиотеке.


    [​IMG]


    Он потом ещё и корабль сделал по книге:


    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]


    И ещё одна Мишина рукописная копия книги (это из детства):

     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    "В России, как и во всём другом мире, за исключением Франции под Livre d’artiste понимают жанр, зародившийся в начале ХХ века, благодаря усилиям Амбруаза Воллара, Анри Канвейлера и их последователей. Этот жанр имеет достаточно строгие рамки. В нём листы, как правило, несброшюрованные, отпечатанные на дорогой бумаге одним из способов печатной графики собирались в специально подготовленные папки. Это в первую очередь издательский проект, ориентированный на коллекционеров. Особенностью этого жанра, было то, что издатели приглашали для работы не профессиональных иллюстраторов, а известных художников и не ставили им никаких ограничений для работы. Текст в этих изданиях, как правило, играл второстепенную роль, и на первый план выходило творчество художника. В Livre d’artiste оставили свой вклад, пожалуй, все самые известные художники ХХ века: Пикассо, Матисс, Шагал, Миро, Дали и др.
    Однако, в самой Франции термин Livre d’Artiste используется в трёх различных значениях. Помимо узкопрофильного явления, которое описано выше, под этим термином понимают хорошо иллюстрированные библиофильские книги, а также книги современных французских художников, работающих в формате artist’s book. Этот формат зародился в 1960-е и был в оппозиции к роскошным коллекционным изданиям, ставя на первый план концептуальное содержание книги. Именно к такому формату обращались русские футуристы начала ХХ века и их единодушно относят к предтечам концептуальной книги 1960-х. Сегодня современные французские букартисты, как правило, сочетают в своём творчестве и концептуальные подходы своих предшественников и высокую культуру коллекционных изданий, заложенную Амбруазом Волларом и его последователями. И именно такие книги представило для нашей выставки Марсельское объединение Atelier Vis-A-Vis. Это объединение ведёт активную работу с книгой художника: проводит выставки, издаёт многочисленные каталоги, книги и справочники, собирает коллекцию Книги художника.
    Московское Международное объединение «Книга художника» сотрудничает с Atelier Vis-A-Vis с 2010 года, когда по приглашению французских коллег мы представляли в Марселе Российскую Книгу художника в рамках крупной международной ярмарки Book Project International. После этого Российская часть коллекции Atelier Vis-A-Vis представлялась на многочисленных выставках во Франции. А в 2014 году на ярмарке Book Project International была показана Российская студенческая Книга художника.
    Сегодня мы представляем работы французских художников: Charlotte Werner, Nathalie Dumonteil, Ingrid Mourreau, Alain Gorius, Danielle Ubeda и другие книги выпущенные объединением Atelier Vis-A-Vis
    А также книги российских букартистов: Василия Власова, Виктора Гоппе, Валерия Корчагина, Виктора Лукина, Алексея Мальцева, Натальи и Павла Мартыненко, Сергея Парфёнова, Михаила Погарского, Эвелины Шац".


    [​IMG]
    Виктор Гоппе
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.980
    Симпатии:
    2.648
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Автографы Александра Пушкина
     

Поделиться этой страницей