Цзи Чэн (1634. конец эпохи Мин). Об устроении садов. Фрагменты. 1. С тех пор слава обо мне разнеслась по всей округе. Вскоре провинциальный казначей У Ююй из Цзиньлина прослышал об этом и пригласил меня. Он получил участок на востоке города. Это был семейный надел юаньского Вэнь-сяна, размером всего лишь 15 му. Господин У сказал: эти 10 му оставь для постройки дома, на оставшихся 5 му разбей сад, подобный «Саду единственной радости» Сыма Вэнь-гуна. Я осмотрел самые высокие места, исследовал глубину источников. Деревья доставали до небес, кривые ветви мели землю. Я сказал: для того чтобы устроить здесь сад, нужно не только поднять возвышенности, но и углубить низины. Пусть склон горы проглядывает из-за высоких деревьев; камни врезаются в извивающиеся корни; павильоны и террасы как бы разбросаны по поверхности воды; парящие галереи перекинуты через каналы, извилистые, словно знаки на древних печатях, — вот картина, поражающая воображение! Когда строительство было завершено, хозяин возликовал. Он сказал: если измерить расстояние между входом и выходом — это всего лишь 400 шагов, однако на них собраны все красоты Цзяннани! Помимо прочего, в саду были отдельные глыбы камней и небольшие строения. Но и с помощью этих мелких объектов я сумел воплотить свои дерзкие замыслы. Поэтому и я остался доволен своей работой. 2. В устроении садов не придерживаются строгих правил, однако в использовании естественного ландшафта нужно следовать некоторым принципам. Важнее всего учитывать смену времен года, фэншуй не столь важен. Весна Если для строительства сада ты выбрал поросшую деревьями излучину реки, ищи бамбуковую рощу или густой лес. В шумном и суетном городе лучше укрыться в спокойном и уединенном месте. Смотришь с высокогорья вдаль — со всех сторон тебя окружают скалистые вершины. Теплый воздух струится из павильона и окутывает прохожих, весенние ручьи устремляются к воротам и наполняют пруд. Среди ослепительно ярких цветов ты встречаешь на счастье бессмертного. Веселишься со святыми и превозносишь совершенномудрых, чувствуя себя Первым Министром Гор. Поешь хвалу жизни на привольи и выращиваешь лекарственные травы. Подметая дорожки, обходишь стебли орхидей — и они оделяют ароматом твои покои. Поднимаешь занавески и приветствуешь ласточек, что свободно разрезают воздух. Кружатся лепестки осыпающихся цветов, струятся поникшие ветви ивы. Если ты все еще дрожишь от зимнего холода — повесь высокие качели: они поднимут тебя к далекому ясному небу, ты сможешь высказать свою радость холмам и долинам. Выйдя из круга мирских забот, размышляя, странствуешь по саду, словно внутри пейзажного свитка. Лето В тенистом лесу начинает кричать иволга, из-за горного склона доносится пение дровосека. Ветер родится под сенью деревьев, и ты входишь в пределы Фу-си. Отшельник слагает стихи в сосновой хижине, затворник играет на цитре в бамбуковой роще. Красный наряд лотосов свеж и омыт дождем, яшмовый бамбук легко постукивает, и ты любуешься им в излучине ручья и наблюдаешь за рыбой в реке Хао. Горы виднеются в клубах тумана, низкие облака окружают тебя, когда ты стоишь в галерее, держась за перила. Поверхность воды покрыта мелкой рябью, прохладный воздух будит тебя, приклонившего голову к подушке. У южного окна ты изливаешь горделивые мечты, у окна на северной стороне укрываешься в полуденной тени. До середины окна поднимается изумрудная тень платана и павловнии, стена обвита лазурной сетью стеблей. И ты любуешься луной, склонившись над ручьем, и пьешь родниковую воду, присев на камень. Осень Летние одежды не согревают в осенней прохладе. Лотосы в пруду свернулись в ароматные бутоны. Листья утуна осыпаются, испуганные приходом осени, цикады в траве стреко танием наполняют мрак. Бескрайний струящийся свет над озерной гладью, горы словно прекрасные яства на богатом пиру… Ты останавливаешь взгляд на веренице белых цапель что летят над полями и кленами, словно раскрасневшимися от вина. С высокой террасы смотришь вдаль, чешешь заты лок и вопрошаешь голубые небеса. Укрываешься в пустом павильоне и поднимаешь чарку луне. Небесный аромат плывет в воздухе, печально осыпаются семена османтуса. Зима Увидев у бамбуковой изгороди умирающие хризантемы, ты понимаешь, что пришла зима. Когда же на согретом солнцем горном хребте расцветут сливы — ты будешь знать, что наступила весна. А сейчас повесь связку монет на верхушку посоха и позови соседей выпить вина. Внезапно набредаешь на красавицу в освещенном луной лесу , спит в хижине под снегом достойный муж. Темнеет полотно из облаков, листья шелестят на ветру. В лучах закатного солнца обдуваемые ветром вороны сидят на деревьях. Под убывающей луной озябшие гуси жалобно кличут. Очнувшись от сна у окна в кабинете, ты читаешь стихи, похожий на одинокую тень. Парчовая занавеска льнет к нарумяненной щеке красавицы за узорной ширмой, и снежинки являют доброе знамение. Ты можешь взяться за весла, словно собираешься плыть через реку Янь, или набрать снега, чтобы растопить его в чайнике, превосходя в этом род Дан. В холодные ясные дни хорошо подхватывать рифмы, а в погожие дни соединять слова. Пейзаж все равно что цветок, который не увядает, когда ты срываешь его. Напротив, он приобретает новую жизнь. Не нужно придерживаться никаких принципов. Если пейзаж трогает душу — значит, это твой пейзаж. Самое важное в устроении сада — умело использовать красоту вокруг тебя. В разное время года ты можешь любоваться отдаленным или ближним пейзажем, облаками над головой или травой под ногами. Однако прекрасный образ — как внешний, так и внутренний, — прежде чем ты изложишь его на бумаге, должен появиться в твоем воображении. Только тогда ты сможешь полностью его воплотить.
Сад Радости в Шанхае можно рассматривать как некий "китайский сад вообще" ) время создания 1559-1986 изначальная площадь 4 га, современная 2 га. (половина усадьбы ещё в цинские времена перешла под торговые заведения, а сам сад был купеческим клубом. По этой причине сад оказался не отгорожен от городских кварталов (которые сами были раньше частью усадьбы. не считая территории храма.)
Здесь можно видеть насколько китайский сад небольшого размера "архитектурен". Это фактически часть дома. Центром любой пейзажной композиции , даже если она не окружена галереей и находится внутри двора и т.п. тоже является постройка- павильон. идея "заимствованного вида" - т.е. вида на окрестный пейзаж была подробно расписана тем же Цзи Чэном - виды на дали, на горы - но в условиях городского сада она обычно сводилась к видам на яркие покрытые лаком постройки.
Сиванму , видимо он делится на "кабинеты" - изолированные пейзажи, разделённые преградами. но переходы между ними текучи, извилисты и непредсказуемы. т.е. сад в некотором роде это лабиринт впечатлений. В Саду Радости таких "кабинетов" шесть. проходы
Но каждый "кабинет" это несколько десятков видовых точек. Путешествие продолжается стоит лишь поглядеть в сторону или сделать несколько шагов - и пейзаж уже новый. а преграды играют роль фона
Но сад ещё и перенасыщен литературными ассоциациями - памятью о множестве знаменитых мест, событий, текстов, аллюзий на стихи и живописные свитки. Названия каждого значимого объекта уводят сведущего ещё и в другой лабиринт - литературный. Это не просто павильон - а Сердце озера, или "Башня десяти тысяч цветов", камни тоже имеют свои имена и биография. Самый большой - Юйлинлун - когда то украшал заброшенный императорский парк.
сад всезонен, это сад метаморфоз, даже камни не стоят, а "растут". в нём есть уголки посвящённые временам года, но и весь сад менеят акценты в зависимости от того время ли сейчас цветения пионов, сливы или лотосов. Но свободно растущие (в смысле без клумб, но каждый на строго определённом месте или вообще в горшках) цветы как правило это отдельные яркие пятна среди довольно приглушённых тонов зелени, игры света и тени. каждое дерево и цветок сами по себе вызывали своим сочетанием игру литературных ассоциаций.
Основу пейзажа как правило составляют "горы и воды". Воды занимают нередко большую часть площади сада. Горы сооружаются из камней. В минской работе 17 в. декоративных камней описано более ста разновидностей. Но вот пустоты присутствующей на китайских картинах в садах не было, её роль играли белые стены . А так занят был каждый сантиметр. Посмотреть вложение 77521 Посмотреть вложение 77522
Между домом и садом нет непроницаемой грани, они входят друг в друга, продолжают друг друга. Вид из окна, вид через проём в стене, вид из галереи значат не меньше, чем вид из сада на постройки. цветовая гамма : коричневый, зелёный, белый, красный
Маршрут движения в саду не произволен, он задан как разворчаивающаяся цепь видов. Быть в саду это как "войти в картину", для этого требовалось воображение, чтобы увидеть превращения вещей, переливы противоположных начал. И конечно тишина. Сад мог принимать в гости учёных мужей и красавиц. Но конечно не быть открытым потоку туристов. Есть рассказы о владельцах, которые сами не посещали сад, боясь нарушить его тишину.
(Почти всё сказанное можно отнести и к европейским садам эпохи модерна , если бы вдруг потребовалась их характеристика ) )
Этот сад - само совершенное устройство бытия, как не бывает обычно на земле. Ощущение попадания в невозможные здесь миры. И, действительно, Радость. ) Надо же, и как им это удаётся - так надёжно хранить глубокое знание и проявлять его в каждой миниатюре отражений, быть настолько бережными к традициям. Кстати, хорошая идея - перенестись туда и посмотреть, как это сделано на Западе )