Концентрация и TWIM

Тема в разделе "Буддизм Суттавады", создана пользователем plot, 21 апр 2017.

  1. Ондатр

    Ондатр Super Moderator

    Сообщения:
    24.944
    Симпатии:
    6.510
    Ну тогда можешь отделить как оффтоп.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.972
    Симпатии:
    1.858
    Да лана. )
     
  3. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.467
    Симпатии:
    1.434
    Комментируя Сатипаттхана Сутту (МН 10), Бханте Вималарамси объясняет, почему он даже вынужден отказаться от традиционного термина "сосредоточение", "сосредоточенный":
    И дальше он чётко проводит разницу в работе с отвлечениями в ОТС и TWIM:

     
    Последнее редактирование: 25 апр 2017
  4. list

    list Администратор

    Сообщения:
    4.467
    Симпатии:
    1.434
    А далее и вовсе примечательный момент:

     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.972
    Симпатии:
    1.858
    Из книги Дэвида Джонсона "Путь к Ниббане":

    Дост. Бханте Вималарамси объясняет:

    "Висуддхи Магга была написана Достопочтенным Буддагоса Ачарийя в пятом веке, через тысячу лет после смерти Будды. Учитель Буддагосы попросил его поехать в Шри Ланку и перевести комментарии, написанные на сингальском, обратно на язык пали для получения удобочитаемой версии.

    Перед Достопочтенным Буддагосой также стояла задача свести четыре разные секты буддизма вместе, так чтобы все эти разные секты перестали спорить между собой. Буддагоса очень хорошо изучил палийский язык, он был настоящим учёным, но он не изучал сутты. Он не практиковал медитацию. До того, как он стал буддистским монахом, он был санскритским учёным, который наизусть помнил все Веды, древние браминские тексты.

    К несчастью, поскольку автор не практиковал медитацию, он слишком полагался на то, что говорилось в других комментариях по поводу того, как практиковать медитацию. Он ошибочно разделил учение Будды на два отдельных типа практики: Сосредоточение или Саматха и Прозрение или Випассана. Сутты же всегда говорят о них как о чём-то, неразрывно соединённом.

    Тем не менее, "Висуддхи Магга" сегодня рассматривается как энциклопедия медитации в буддизме значительно в большей степени, чем сутты. Она стала играть роль базовых инструкций во всей системе буддизма Тхеравады. Это – "Библия" и учебник по практике."

    Один из учителей Бханте Вималарамси сказал ему, что для того, чтобы быть тхеравадинским монахом, он должен полностью принять всё, что говорится в "Висуддхи Магге". Бханте мгновение подумал и ответил: "Мне кажется, тогда я не тхеравадинский монах; я – буддистский монах." Несмотря на то, что он использовал некоторые советы "Висуддхи Магги", он не мог принять её всю, из-за многочисленных противоречий и несоответствий с суттами.

    В МН26, "Благородный поиск", Будда ясно говорит, что он пробовал практиковать сосредоточение поглощения и отказался от этого метода, поскольку он не вёл к пробуждению. Вот почему мы, те, кто следует суттам, не могут сказать, что мы в полной мере относимся к Тхераваде. Мы называем себя "Суттавада" (т.е. теми, кто следует лишь суттам), или же – просто буддистами!
     
    list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.972
    Симпатии:
    1.858
    Оттуда же:

    Джханы поглощения

    Поглощение достигается через мощное сосредоточение на одном объекте, при игнорировании или отталкивании любых возникающих отвлечений, уводящих внимание от объекта. Джхана одноточечного сосредоточения это йогическое состояние, в котором человек достигает уровня поглощённости, в котором он перестаёт воспринимать внешний мир. Вы не слышите и не чувствуете ничего, вы осознаёте лишь то, что происходит в уме. Состояния сосредоточения поглощения глубоки, и чтобы достичь их, требуются годы практики и дисциплины.

    Медитатору постоянно напоминают о необходимости возвращать ум обратно к объекту, если тот отклоняется. Иногда вы его тяните назад, иногда его приходится дёргать и оттаскивать с силой.Здесь нет отпускания, здесь есть принуждение: мы принуждаем ум вернуться и оставаться на объекте.

    Состояние, появляющееся на подходе к джханам поглощения, как объясняет "Висуддхи Магга", называется упачара, или сосредоточение доступа; вы всё ещё бодрствуете и не поглощены полностью (помните, что этот термин или эта идея не фигурирует в суттах!)

    В этом состоянии в вашем уме не возникает какое-либо препятствие. Даже если вы пытаетесь вызвать что-либо подобное гневу или вожделению, оно не будет появляться или быстро исчезнет и ваш ум будет оставаться чистым. Ваш ум не блуждает, отбрасывая любые отвлечения, уводящие его от объекта медитации. Благодаря долгой практике отталкивания отвлечений, ум в итоге приобретает автоматическую привычку возвращаться к своему объекту.

    По мере прогресса в практике, вы входите в состояние полного поглощения или сосредоточения аппара, в котором осознавание внешнего мира полностью исчезает. Таким образом вы достигаете первой джханы поглощения. Затем вы проходите через все остальные восемь джхан, используя силу глубокой концентрации чтобы подавить любые возникающие препятствия. Это действительно работает – вы действительно испытываете состояния сосредоточения, которые схожи по своим характеристикам с джханами бодрствования (TWIM). Но они, тем не менее, не те же самые, и имеют тонкие различия, которые часто упускаются из виду как нечто несущественное, хотя это не так. В одном случае остаётся небольшое страстное желание, а в другом – нет.

    Этот тип практики джхан может занять двенадцать лет в тайской традиции. Шри ланкийцы говорят, что с их помощью вы можете достичь первой джханы лишь через десять лет практики. Некоторые другие говорят о намного более коротких сроках, но при этом требуется приложить невероятные усилия.

    Бханте рассказывает историю о монахе, которого попросили войти в джхану поглощения, и он сделал это. Тогда другие монахи взяли его руку и подняли её над головой. Рука оставалась в таком положении. Позже они спросили монаха, знал ли он что они сделали, и он ответил, что нет. Медитирующий монах совершенно не воспринимал собственное тело в тот момент, осознавая лишь объект медитации.

    Когда кто-то находится в состоянии поглощения, он не слышит звуки, не чувствует тело, никакие сигналы от пяти органов чувств не достигают его сознания – все желания на физическом уровне подавлены, их нет. Вдобавок, поскольку человек настолько сильно сфокусирован на объекте медитации, желание подавлено и на психическом уровне. На четвёртой джхане поглощения и выше, говорят, медитирующий даже прекращает дышать через рот и нос и "дышит" через уши (и это НЕ происходит в джханах безмятежного бодрствования; в них мы продолжаем осознавать внешний мир и нормально дышать).
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Администратор

    Сообщения:
    19.972
    Симпатии:
    1.858
    Полезно понимать, что джхановые факторы – то есть благотворные состояния, возникающие, когда человек пребывает в той или иной джхане – очень схожи в по природе, будь то в джханах безмятежного бодрствования, или в джханах сосредоточения поглощения. Разница состоит в том, что в джханах безмятежного бодрствования препятствия мягко отпускаются, а в сосредоточении они подавляются и выталкиваются прочь. Результирующие состояния весьма схожи, но определённо не являются одним и тем же.

    Основной характеристикой первой джханы является радость; вторая джхана – это более глубокая радость и уверенность; третья джхана – счастье и довольство; четвёртая джхана – очень глубокое равновесие и внутренний покой, возвышенное состояние, которое выходит за пределы грубого чувства счастья.

    Путаницу вносит то, что и джханы сосредоточения поглощения, и джханы безмятежного бодрствования имеют эти же самые качества. Однако, в каждом из этих типов джхан они проявляются по-разному. В джханах поглощения они проходят более акцентированно и интенсивно. В джханах бодрствования они проходят в более уравновешенном режиме, с большим внутренним покоем, без крайностей.
     

Поделиться этой страницей