1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Е.А.Торчинов, "Введение в буддологию":
    Я, правда, встречал относительно этого вопроса и несколько иную трактовку (взгляд с другой позиции): "я" в буддизме есть, просто оно непостоянно и бессущностно, оно представляет собой поток психических явлений. Поэтому никакое "я" не перерождается, а просто этот поток непрерывен. Просветление же это по сути своей изменение состояния этого потока. Прекращение каких бы то ни было феноменов, обусловливающих "яшность" этого потока. При этом сам поток не прекращается, как показал Нагарджуна. Однако, с точки зрения "яшности" (а ничего другого человек в начале своего пути и не знает) просветление есть прекращение этого потока, увядание, т.е. буквально - нирвана.
     
    Соня нравится это.
  2. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Просветление как трансформация сознания вне зависимости от форм учений и религий и разность его трактовки в зависимости от этих форм

    Шинзен Янг. Сегодняшнее просветление - это завтрашняя ошибка
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Очень смелое утверждение. )
    Мне кажется, автор исходит из пред-убеждения, что опыт идентичен, разница лишь в трактовках. Однако как раз это-то и не очевидно. Я тоже раньше так думал.
    А это, кстати, совершенно суфийская фишка.
     
  4. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Мне тоже оно показалось смелым. ) Да, он так прямо и говорит, что разница лишь в трактовках.
    Может быть, корректней было бы сказать, не "тот же самый опыт", а "опыт, преломлённый в зеркале той или иной традиции". То есть да, это изменение самовосприятия во всех случаях, но это, возможно, единственное, что объединяет "просветление" разных школ.
    В общем-то, он и говорит:
    А как теперь? Прошу пояснить.

    Так может быть это фишка и суфизма, и иудаизма. Или автор ошибается? Его школа, кстати, - тхеравада, как указано.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Теперь всё больше убеждаюсь, что это не так.

    Конечно. Традиции же одного корня.
     
  6. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    маршруты на гору разные , но высотная поясность наблюдается везде )
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Т.е. объединяет разные традиции скорее сам факт "подъёма в гору".
     
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    "Высотная поясность" тоже объединяет их. Но открывающийся вид с разных сторон горы отличается.
    И наверно сказать что-то определённое по данному вопросу может только тот, кто не только оказался на вершине, но и прошёл (и помнит) все маршруты. Ведь увидеть другой маршрут сверху и пройти его - разные вещи.
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    т.е чтобы догадаться , что историософия отличается от историографии надо быть выдающимся специалистом в обеих областях )
     
  10. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Не, умозрительно можно, конечно. ) Но пути, о которых речь, по-моему, - вещи не умозрительного, а именно опытного плана. А дисциплины, о которых Вы говорите, вполне.
    Отсюда, вероятно, и "приблизительность" выводов.
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ась? ) вы в ВУЗе эти предметы сугубо умозрительно пробовали сдать? ) Особенно историографию? )
     
  12. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Думаю, спор ни о чём. )
    Мне показался интересным взгляд автора. Но вот сама я могу только догадываться о справедливости его утверждения (в общем, довольно аккуратного), не будучи включённой ни в одну группу ни одного маршрута. И не возьму на себя смелость что-либо защищать либо опровергать.
     

Поделиться этой страницей