1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    НОВОЕ ВРЕМЯ

    Об общей периодизации.
    Культурные эпохи нового времени в России не так то легко обозначить, поскольку в условиях догоняющего развития они "наслаиваются" друг на друга.
    Исходя из социально-демографических критериев, которыми мы руководствовались и до этого, имеет смысл выделить два цикла. Стабильный - кон. 17- сер. 19 и кризисный - сер. 19- нач. 21 вв. Рубежом между ними станет отмена крепостного права в 1861 г.
    Стабильный цикл = эпоха господства передельной общины, крепостничества, самодержавия, господствующий класс - дворянство. Население стабильно растёт и к сер. 19 в. начинает ощущаться перенаселение.
    Кризисный цикл связан с перемещением населения в города и запустением и исчезновением деревень. Господствующий класс- бюрократия. Происходят революции, перевороты, мировые и гражданские войны.
    Каждый цикл может быть разделён на три такта (и даже на шесть - включая "предварительные фазы")

    для первого цикла это примерно:
    начало - 1682 отмена местничества
    (предв. - реформы Фёдора и Софьи 1678-1700). 1. с 1700 до 1761
    (предв. 1761/62 - 1775 ) 2. 1775- 1814/25
    (предв. 1814/25 - 37) 3. 1837-1861

    второй цикл, с его потрясениями, может быть разделён на: царский, послереволюциционный (советский) и постсоветский такты
    Основное содержание Нового времени - попытки Руси перейти на рельсы западной цивилизации и модернизироваться - с той или иной местной спецификой и успехом (включая всякие боковые и возвратные движения)
     
    Последнее редактирование: 30 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1.1.
    Последние 20 лет 17 в. период краткий, но выразительный. Это время когда наметились все будущие петровские реформы, но в облачении не голландском, а скорее польско-австрийском. Формулируется сама идея регулярного государства и общественного блага, происходит переход от сословной монархии к абсолютной (в российском варианте это скорее деспотизм, чем абсолютизм), приводятся к покорности казачество. и полностью оформляется раскол - весь следующий цикл основное противоречие уже не центральная власть (в московском и польсом вариантах) -казачество, а регулярная власть и церковь и староверие.
    расцветает художественный стиль, варианты которого известны как московское, строгановское, мазепинское , сибирское и т.д. барокко и иконописный стиль оружейной палаты. стиль это де факто местный вариант "северного возрождения" - т.е. переходный от средневекового к ренессансному.

    93  0_80609_27e4be8f_XL.jpg 1704 264_0128921b.jpg

    dostoprimechatelnosti_rostova_velikogo_13.jpg

    P2240637-1.jpg

    igf_5.jpg freska1681.jpg

    296портрет Люткина 97.jpg 4794_icon_images_01.jpg

    4877_icon_images_01Золотарёв патриарх Иоаким.jpg 4879_icon_images_01Золотарёв.jpg 5069_icon_images_01филатьев.jpg

    Посмотреть вложение 70751 I.A.Shepotievпосле 1698.jpg

    6897_icon_images_01Милютин 86.jpg 5077_icon_images_01филатьев.jpg
    особенность этого стиля в том, что в качестве провинциального, он благополучно просуществовал до нач. 19 в. и, видимо, наиболее соответствовал реальному (а не европеизированному столичному) состоянию дел в культуре 18 века

    stanisl_1b.jpg
    следующий период связан уже с петровскими преобразованиями, но последняя битва старого казацкого мира это 1705-11 гг., когда Россию потрясает чреда восстаний:
    1705-6 Астрахаснкое
    1707-8 Булавинское на Доны
    1708-9 мазепинско-запарожское в Малороссии
    1709-10 череда крестьянских бунтов на юге
    и весь период 1705-11 башкирско-татарское восстание в Поволжье
    Однако созданная Петром регулярная армия справилась со всем этим беспощадно и эффективно
     
    Последнее редактирование: 27 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  3. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Барочные храмы все же несколько перегружены декором...

    Скажи, пожалуйста, а был (и) ли в России-Руси период (ы), когда она могла бы пойти не путем "догоняющего" развития? Вообще?
    Или это уже вечный диагноз?
    Возможно, были какие-то условия, которые позволили бы пойти иным путем - не догоняющим?
    Что же все -таки больше всего мешало?
    Только ли дело в менталитете? :)
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    их "барочность" это просто речевой оборот. к европейскому барокко они отношения не имеют.


    конечно. она могла отказаться догонять ещё в сер. 17 в.,как Турция )

    Ну то что Пётр пошёл догонять, дало России огромную фору перед всеми восточными и даже всеми восточно-христианскими народами.

    А так отставание в нач. 18 в. было где-то в 200 лет (притом что во времена Владимира Святого - на 500 - по сравнению с Францией, скажем)




    1.2.

    о символической дате для начала периода позаботился сам Пётр , перейдя на новое летоисчисление и пышно отпраздновав 1700 год.
    практически тогда же появляются и новые культурные веяния - в кон. 90-х были заложены а нач 1700-х освещены несколько храмов т.н. голицынского барокко - это была тупиковая ветвь в русской архитектуре (последний храм - в Подмоклово), но несомненно именно она открыла историю европейских стилей в России

    hram-1.jpg F.I.Veriginпосле 1698.jpg

    это была эпоха авторитарной "премодернизации", когда Россия строила "регулярное государство" (одновременно вестернизированное по формам и деспотическое по сути), спешно осваивала пропущенные технологии, одновременно "проходя" ренессанс и барокко, накладывающиеся на украинскую церковность и на храмы типа "восьмерик на четверике", с одновременным учреждением инквизиции и академии наук (в полном составе вывезенной из Германии). начинается она с создания первых духовных академий, а заканчивается открытием первого университета .
    В это время работал первый русский учёный - Ломоносов, Тредиаковский первым переходит от силлабического к рифмованному стиху, Кантемир вводит литературный классицизм, пишутся первые истории нового типа. меняется быт элиты, меняется язык и т.д.
     
    Последнее редактирование: 27 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  5. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Белый храм наверху - в Подмоклово, да?
    Вот , значит, его мы увидим в августе? :)

    Конечно, как Петр Лексеич это догоняние устроил, хммм...

    А насчет термина "барокко" - честно сказать, я была уверена , что это разновидность большого международного стиля - только с национальной спецификой. )
    Например, мое любимое "нарышкинское".
    Конфетно-пряничное такое, безешное. :)
    А "восьмерик на четверике" - какое происхождение?
    Ярославские храмы 17 века - как раз пример такого провинциального барокко?
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    нет ) это храм в Перово
    Подмоклово вот
    8126-2d18f-34729031-.jpg


    первое русское барокко , которое действительно барокко - это голицынское

    а вот это нарышкинское. оно вполне себе старорусское, но здесь уже есть ордерные элементы :




    да видимо все новации приходили из деревянного зодчества


    ярославские это г.о. стиль "узорочья"17 в. без особых европейских влияний.

    Собственно барокко в России после голицынского это петровское . оно в целом было ориентировано на классицизирующее барокко Северной Европы, и практически все архитекторы были иностранцы

    троеукрово.jpg

    Menshikov_tower_(1).jpg

    1707 марфино0_6d483_77bc6126_XXL.jpg
    (Марфино)

    800px-N_Basmannaya_10,11,12_May_2010_07.jpg

    1280px-Kadrioru_loss_by_HolgerVaga.jpg

    1714 никиитин.jpg 1725 вишняков.jpg

    На самом деле среди построек петровского времени (не считая Петербурга) построек в этом стиле считанные единицы.

    С 1730-х начинается эпоха аннинско-елизаветинского барокко (иначе расстрелиевского). Оно ориентировано уже на "радикальное" барокко с элементами рококо (в живописи эти элементы с 50-х гг. прослеживаются ещё более чётко)


    ekaterinskiy-dvorec-carskoe-selo-1.jpg 21672.jpg
    Cathédrale_Smolny.JPG

    1740-t левицк.jpg 1750 аргуов.jpg

    1758 лосенко.jpg

    1754.jpg
     
    Последнее редактирование: 27 июл 2017
  7. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Красивый храм в Подмоклово. )
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    2.1 1762-1775

    Второй цикл это эпоха просвещённого абсолютизма и золотой век дворянства - экспансии, относительной гармонии государства и культуры.
    Первый период начинается с реформ Петра 3 - удавшейся из которых был переход к политике веротерпимости - прекращения репрессий против староверов. Затем последовала секуляризация церковных земель. Фактически с этого времени Церковь окончательно становится частью гос. аппарата, который заботится и о подготовке квалифицированных кадров священнослужителей.
    В основном же это период между успешной дворянской революцией 1762 г. и поражением крестьянской войны 1773-75 гг.

    В культуре этот период весьма насыщен. Это время сосуществования трёх стилей:

    барокко- елизаветинское барокко на самом деле это стиль примерно 15% построек (г.о. столичных). в основном же строили в упрощённых формах северного ренессанса. И только после 1760 упрощённые барочные формы становятся основным стилем массового строительства (хотя, как я уже говорил, формы северного ренессанса не исчезали до нач. 19 в.). в живописи именно в период 1762-75/77 барокко достигает зрелости (хотя и не богатства).
    Литературный классицизм (Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин) - фактически это литературный стиль именно классицизирующего барокко.

    65.jpg


    65-68.jpg

    70.jpg

    74.jpg

    77.jpg

    04882_20160404_055240.jpg

    316_0138851b (1).jpg


    рококо
    это период максимального распространения стиля

    73.jpg

    72.jpg

    8251.jpg

    шубин.jpg

    szAH3MdYVMY.jpg

    68-87 Tyumen-elmarreich02.jpg

    и время появления признаков (нео)классицизма

    12_kuskovo.jpg 70 лос.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2017
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    К началу екатерининского правления Россия сократила разрыв с Францией где-то до полутораста лет, а к 1775 до ста - исторический рекорд, потому что дальше Запад снова рванул и в совершенно новые области.
    Речь естественно идёт об общем уровне. Элитарная культура - художественная, интеллектуальная мода - в столицах отставала от Франции в это время максимум на одно-два десятилетия
     
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    В какие области "рванул"?
    В какие такие области, "луной мучительной томимы"?

    А признаки отставания в культуре?
    В чем проявлялись, скажем, в литературе, архитектуре, живописи?
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    в модернизацию (политическую и технологическую, социальную). Поэтому того Запада, который догоняет Россия, периодически не становится. я уже писал, что это всё равно как выбрать ориентиром уходящий поезд - ты доехал до намеченной платформы , а его там уже нет.


    Ну, России пришлось бегом осваивать западные достижения столетий. Например в живописи сначала освоили портрет (Никитин ещё при Петре), натёрморт при Анне (почти исключительно в виде обманки) , академический сюжет при Елизавете, пейзаж только при Екатерине - к кон. 70-х гг. кажется. И понятно, что это были очень вторичные вещи (кроме м.б. портрета). В литературе классицизм, который во Франции достиг рассцвета во вт. пол. 17 в. в России начал осваиваться только с 1729 г.(Кантемир), поэзия со времён царя Алексей пошла по ложному (силлибическому) пути и только Тредиаковский в 1730-х начал теоретически разделять стихи и прозу и ввел силлабо-тонический стих (хотя стихи самого Тредиаковского уже в 19 в. никто не мог читать).
    Но для всемирной литературы русские авторы 18 века интереса не представляют, только для историков отечественной.
    архитектура тоже "заглатывалась" - барокко которое стали осваивать в нач. 18 в. существовало уже больше века и шло к закату. вот классицизм был вовремя подхваченной модой, но если в России это была абсолютная новация, то для Франции это нео-классицизм, для Англии - нео-палладианство . ну и т.д.
    Русская опера появляется в 1779 г.
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2017
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    в технике - первый фрегат спущен на воду в 1669 г. бомбардиры появились при Петре.
    немецкая слобода вт. пол. 17 в. завораживала Петра всякими штучками - карманными часами, оптикой, глобусами и .д., которые делали только "немцы"
    А на Западе всё это появилось в 15- 16 в.в.
    картофель стали выращивать при Петре (но внедрялся широко принудительно с 1763 г.), кукурузу при Екатерине
    Но вот фарфор в Европе начали изготовлять в 1713 а в России уже в 1746 г.
    первое российское сочинение по многополью написал Болотов в 1771
    Т.е. при Екатерине основные технические тайны Запада были известны. Но тут начался промышленный переворот в Англии. А его, даже зная (не сильно секретные) технологии, воспроизвести было трудно.
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2017
  13. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Так, может, не выбирать уходящий поезд ориентиром, а выбрать, скажем, телепорт?
    )
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    большевики так и подумали. они предположили, что им известна станция назначения и решили двинуть прямо туда.
     
    Яник нравится это.
  15. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Но, согласись, таращиться на чужое прошлое совершенно непродуктивно.
    Надо б что-то среднее (иное), да где ж его взять?... (с)
    Неужто дао электричек срабатывает только в исключительных случаях?
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Нет ну можно ещё таращиться на своё ) Но только Запад задал слишком жёсткую гонку и слишком скверные условия для аутсайдеров.


    ну так о нём только особые тайные люди знают )
     
  17. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А я и забыла про вавилонскую гонку... вот, незадача... (
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    2.2. 1775-1814/25

    Пик эпохи просвещённого абсолютизма и максимальных военных и политических свершений.
    Петровский проект преобразования России в регулярное европейское государство вступает в решающую фазу.
    административные реформы, жалованные грамоты городам и дворянству - завершение становления сословного общества и унификация имперской администрации, создание системы начального образования, грандиозный проект пересоздания почти всех российских городов по новым регялярным планам (пробным шаром была Тверь, с сер. 70 по кон. века комиссия Бецкого создала новые планы для 416 городов из 497 и впервую четверть 19 в. эти планы были осуществлены. Новые города, новые усадьбы выстроенные освобождёнными от службы помещиками - всё это преобразило внешне Россию до неузнаваемости. Плюс новые модели поведения - дворянская честь, дворянское образование, аристократическая культура. Великие плавания, великие победы.
    Новым элитарным мейнстримом становится классицизм. Но старые стили всё ещё длили существование (особенно в провинции) . Перелом наступает в 1810-х гг. именно тогда классицизм становится единственным и всеобъемлющим стилем от центра до окраин, а новая академическая иконопись вытесняет прежнее "древнее" и "фряжское письмо" глубоко на периферию в область народных промыслов.
    Но именно отрезок 1815-25 демонстрирует и черты кризиса - программа просвещённого абсолютизма осталась незавершённой не увеначавшись отменой крепостного права. наблюдается очень сильно феномен разрыва поколений. Молодые дворяне-европейцы и старые екатрининцы взирали друг на друга с удивлением. И то что реформы притормозили после вызывало у молодых негодование , а у старых облегчение. Кончилось это декабрьским кризисом 1825 года (который может впрочем рассматриваться и как последняя попытка дворцового переворота. )
     
    La Mecha нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    старые стили
    даже в 1810-х в отдалённых сёлах все ещё возводили храмы такого вида

    1808-16 Temple_of_Veil_of_the_Most_Holy_Mother_of_God.JPG

    1816.jpg 1816 b.jpg 1818.jpg

    в иконописи был разные стили - от максимально консервативного староверческого, до "италианского" письма
    после 1810-х они продолжали бытовать в Палехе

    19 d палех.jpg палех.jpg ikona_bogomater_skorbjashchaja_19_vek_palekh_bez_restavracii.jpg палех 19 в.jpg


    барокко долго было частью академической манеры
    1806.jpg
    1806



    рококо сохранялось до 1810-х и как часть элитарной культуры - Рокотов, Аргунов, Левицкий вплоне рокайльныые художники, как заметные следы рококо и в сентиментализме Боровикоского. Поэзии рококо вообще проявляется отчасти и поздно не только у Нелединского-Мелецкого (с 1790-х), но и у Батюшкова и даже у раннего Пушкина.

    Uspenskiy_sobor_(Eniseysk) зав 1818.jpg
    (успенский собор в Енисейске, закончен в 1818 г.)
    Аргунов 1786
    86 аргунов.jpg

    portrait-of-fedor-orlov-1785.jpg!HD.jpg


    Боровиковский 1801
    1801 бор.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Главный стиль эпохи - классицизм до 1810-х в масштабах России оставался представительски-элитарным (процентов 10 церковных построек в 1780-х и процентов 30 в 1800-х). Массовым он становится именно в связи с программой реконструкции городов (в 1809-12 были разосланы альбомы с 224 образцовыми фасадами на все случаи жизни)



    77-84  01807_20160905_204651.jpg 77-89   336_0018128b.jpg

    80  18051.jpg 80-t.jpg

    78  12306.jpg

    1808.jpg
    (дама - Марфа-посадница)

    180-t.jpg

    jesus.jpg!HD.jpg


    1810-t.jpg 1813.jpg


    но с самого начала рядом с классицизмом идёт романтическая линия

    сначала это была псевдоготика
    82-89 360_0031034b.jpg 1805.jpg

    с 1790- х литературный сентиментализм (начиная с Карамзина)


    примерно с 1807 можно говорить об элементах собственно романтизма (в литературе отсчёт традиционно с "Людмилы" Жуковского (1808)

    1807.jpg 1809.jpg
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Технологии эти были заимствованы через 10-30 лет после возникновения:
    в 1801 выпущен первый паровой двигатель
    в 1808 была прядильная фабрика с паровым двигателем
    в 1815 первый пароход
    в 1824 оптический телеграф

    Уже тогда выяснилась основная проблема для продолжения модернизации - Россия могла скопировать и даже развить технологию. наладить централизовано в одном -двух местах выпуск. но дальше дело не шло. проблема была во внедрении. строй и жизненное устройство не стимулировали новации . капитализма не хватало )
     
  22. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.755
    Симпатии:
    833
    ща получишь от ЛаМечи. Зачем дразнишь?:)
     
    La Mecha нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    в одной весьма охранительной работе мне попалась любопытная таблица интеллектуальных мод в России :

    пантеизм 1740-е-1820-е
    деизм 1740-е - 1820-е
    мартинизм 1750-е-1820-е
    вольтерьянство 1760-1800-е

    те в 20-е старые заканчиваются, а новые веяния начинаются как раз в 1810-х
    так она вообще не одобряет новации )
     
    La Mecha нравится это.
  24. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Да что с вами делать-то? :)
    Все равно пропащие.

    Не все новации, не все.

    :)
    Но, вот те, которые вышестоящие - точно - нет. (Это мягко говоря).
    Тьфу!
    В Быкове -то нашем церковь как хороша!
     
    Последнее редактирование модератором: 29 июл 2017
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Дела церковные

    По сути мы видим масштабную церковную реформу сер. 17- сер. 18 вв. - начавшуюся с никоновских преобразований и законченную екатерининской секуляризацией. Вызвана она были многочисленными сетования на крайнее невежество и грубость нравов духовенства в сочетании с сугубо магическим обрядоверием паствы. Эти проблемы были решены ) Но ценой практически протестантского решения вопроса - превращения Церкви в государственное ведомство и создание системы схоластического образования (которое потомки упрекали в неправославии вообще).
    Период 1775-1812 - эпоха митрополита Платона Московского - идеального пастыря эпохи Просвещения, заботившегося об учреждении академий, изобретшего единоверие и т.д.
    Но в это же время начинается подпольная работа по новому преобразованию Церкви путём возвращения её к мистическим византийским истокам.
    Первоначально новое исихастское движение возникло на Афоне (вт. пол. 18 в.), дальше оно перекинулось в Дунайские княжества (которые как считается были в наименьшей степени затронуты греко-украинских барочным реформизмом). В 1763 в Буковину пребывает с Афона Паисий Величковский, потом он обосновался в Молдавии . Он перевёл на церковнославянский главные труды по духовному деланию (начиная с Добротолюбия) и воссоздал традицию старчества. Чуть позднее предаётся аскетическим подвигам (в скиту и затворе) Серафим Саровский (1794-1825). Но на свет это новое движение выходит уже в следующий период.
     

Поделиться этой страницей