1. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Единственная причина?

    Мне казалось, что одна из некоторых...
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    каких например?
    либералы и консерваторы составляли две группировки в царствование Александра 2, убийство царя дало одной из них (партии реакции) решающий перевес в аргументах...



    В целом можно говорить о том, что 1880-е появляются отдельные произведения несущие черты новых стилей (символизма, импрессионизма),

    1880-t.jpg

    1885 левитанj.jpg

    васнцов а 1881.jpg

    верещагин 80еh.jpg

    левитан 80-еj.jpg

    1886 лев.jpg

    1888.jpg

    1886h.jpg

    1885-96 bh.jpg

    1887.jpg


    хотя окончательно стилистика модерна определяется в 90-е

    неорусские постройки нач. 20 в.

    1901-6.jpg

    1903.jpg

    1904 130_0035812b.jpg
    1909-11.jpg 1913-21.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1890 нест.jpg 1888 yt.jpg 1890 несте.jpg

    90-tf.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Нельзя не признать, что бюрократия этой эпохи была весьма квалифицирована и эффективна. Политическая реакция не мешала продуманной экономической политике, проходила на фоне индустриализации России. В марксистской историографии это время утверждения капитализма. Но всё же капитализм этот был "капитализмом друзей". Успех практически любого крупного производства определялся государственными заказами и соответственно личными отношениями с высшими сановниками.
    Наука переживала свой блистательный период, и технические изобретения (Попов, Яблочков) совершались если не приоритетно, то ноздря в ноздрю. Но опять же ...развития не получали.

    Как я уже писал, культура в период между 1881 и 1910 вполне может быть отнесена и к золотому (до смерти Л.Толстого) и к серебряному веку.
    С первым связан продолжающийся расцвет реалистической литературы и живописи (хотя и несущий некоторые признаки новой эпохи) - Чехов, Короленко, Куприн, Андреев, Горький, Бунин, Репин... и псевдорусский стиль. Со вторым: символизм, "русский импрессионизм", нео-романтизм, нео-русский стиль.

    Обращение к сосбвенным цивилизационным истокам в это время выходит на новый уровень, и во многом была связана с развитием "народности" - т.е. обращение к народной культуре как основе цивилизационной идентичности. Происходило это на нескольких малопересекающихся направлениях.
    Первое - связанное с церковной жизнью, консерватизмом в духе Леонтьева, нео-византийским стилем, в этом направлении народность понималась как преданность самодержавию и православию характерную для простого народа (но не для европеизированной элиты), вводилась новая форма и уставы в армии, развивалось черносотенное движение.
    Второе - народничество, русский народ-природный социалист, надо только его просветить , земская деятельность, толстовство , эсеры, анархисты, ропетовщина.
    Третье - связанное с символизмом - высокоинтеллектуальное, было связано в "открытием"(часто буквальным) древнерусского искусства, утончённый фольклоризм, мистицизм и рождение русской философии всеединства - пытающийся продолжить философствование в гностическо-раннехристианском или византийском ключе. Отсюда вышли мыслители стермившиеся к ортодоксалности, но никогда не достигавшие её ) (Флоренский, С. Булгаков и т.д.)

    Западничество было представлено либеральным и марксистским (включая бернштейнианство) лагерями.
    Но были ещё эмпириокритицизм, ницшеанство, теософия, космизм, богоискаьтельство, богостроительство... И активные национальные и культурно-национальные движения (в т.ч.украинское и грузинское)
     
    La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Много сложней вопрос о верхней границе эпохи.
    Дело тут в проблеме 1917 года. Рубеж который он обозначает в истории страны очень резкий и наглядный. и настолько демонстративный, что скрывает внутреннюю логику процессов. А логика эта такова, что 17 года - значим как начавшееся искажение идущих процессов, а не появление чего творчески нового.
    Де факто и в политике и в культуре действительно значимый рубеж проходит через 1905/10 гг.
    Революция 1905 г. это и был переход России в модернизации -1 и начало значимых преобразований. Февральская революция 1917 г. была неудачной попыткой перехода к модернизации-2, а октябрьская - началом "завихрения", в результате которого страна была отброшена резко назад а модернизация-1 снова началась в весьма экзотическом варианте.
    С точки зрения истории культуры вполне можно говорить о единой эпохе 1905/10 - 1955/60 гг. Потому что вся советская культура этого периода реально создавалась как развитие процессов начавшихся в предреволюционный период и по сути теми же людьми. Фактор советской власти был только фактором внешнего искажающего давления.
    1910 - это завершение эпохи господства псевдорусского стиля, и завершение истории архитектуры модерна, сметь Льва Толстого и сборник Вехи (1909) - с переосмыслением основных интеллигентских символов веры предшествующий эпохи, появление (с группы Гилея) русского авангарда, страмительное развие нео-классического стиля , который с перерывами господствовал до 1955/60 г.. все основные культурные программы советской власти - музеи, заповедники, всеобщая грамотность, кино - начались ещё До 1917 г.
    культура модерна не заканчивается, а после 1905 как бы приобретает второе дыхание - начинает новую волну, уже не связанную напрямую с символизмом но наследующую ему и продолжающуюся до 60-х.
     
    La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    в связи со всем с этим возникает много запутанные моментов, касающихся серебряного века.
    потому что скорее правильнее было бы говорить о золото-серебряном до 1905/10 и серебряно-бронзовом после 8-) . этот второй период сочетает направление связанное с культурой модерна и направление связанное с авангардом.
    отличаются они значительно, но поскольку оба противостояли соц.-реализму и попадали под графу "формализм", то соответственно нередко оказываются у искусствоведов под одной крышкой "серебряного века"
     
    La Mecha нравится это.
  8. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.755
    Симпатии:
    833
    Т.е. хочешь сказать, что ежели немножко сослагательно поальтернативить - допустим Октябрь17 и гражданская война не состоялись бы, то в Культуре 1905/10 - 1955/60 гг было бы в принципе то же самое? Хотя бы в тенденциях?
    Сомнительно (если я правильно тебя понял)
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Я хочу сказать, что культуру бы делали те же самые люди. А вот идеологические имитации культуры были бы другими.
    Культура это Ахматова, Мандельштам, Цветаева, Есенин, А. Толстой, Пришвин, Грин, Замятин, Пастернак, Эренбург, Маяковский, Чуковский и т.д.
    Убери их , что останется от культуры советского периода?
    А тенденции - модерн, авангард, неоклассицизм, ар деко - явно были бы теми же. разве что нео-русский стиль продлился бы дольше, а историзм меньше.
     
    Последнее редактирование: 5 авг 2017
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    но поскольку 17 год оставил глубочайший шрам на теле культуры, то период в нескольку лет ему предшествующих приходится выделить в особый период, скажем, 1.3.
     
  11. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.755
    Симпатии:
    833
    Пожалуй. Бунин и Мережковский, Алданов и Набоков писали бы примерно то же самое, только дома. Гумилев был бы жив. И еще какие-нибудь неведомые гении проявились бы. А тенденция та же.
    Но к следующему периоду это уже не относится. Т.е. после 1955/60 всё было бы иное. И шестидесятники не наследники никого из перечисленных.
     
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    не спорю )
    Но не наследники только в том смысле, что им пришлось медитировать над обломками, а не учиться непосредственно и не идти дальше . Хотя существование могикан вроде Анастасии Цветаевой, Бахтина, Кручёных для передачи традиции было очень важно.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1891 г. Алексей Корин. Опять провалился.

    1891 алексей корин опять провалился.jpg
    :)
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1.3 - 2.1

    Экономика

    Бурный рост (с появлением элементов 3-го техуклада) перед войной сменился депрессивным периодом с 14 года и восстановление произошло только к кон. 20-х гг.. За это время произошла милитаризация экономики - одновременным установлением над ней государственного контроля. Но в тоже время в 1915 возникает Земгор - общественная организация по снабжению армии. В феврале 1917 де факто именно эта организация становится базой временного правительства - как попытка Общества взять в свои руки государство. как известно, она не удалась. Военный коммунизм становится прямым и предельным развитием военного управления экономикой, НЭП сохраняет её в руках государства , отменив только некоторые крайности.и став прелюдией к созданию абсолютно государственной экономики в результате коллективизации.

    Политика

    старые консервативное, либеральное, радикальное направления претерпевают определённые изменения.
    либералы радикализуются (кадеты), консерваторы делятся на правых и ультра-правых, радикалы на народников (эсеров) и марксистов, а последние на большевиков и меньшевиков. марксистское направление было западническим. февральская революция практически мгновенно парализовала и разрушила правый лагерь. гражданская война велась между кадетами, эсерами и большевиками.
    Большевизм , как я уже здесь писал был попыткой "перегнать Запад" - принудительной беспощадной модернизаторской программой,с опророй не на естественный рост, а на чрезвычайные меры - именно для того чтобы страна могла пройти по целине , направляясь к тому же конечному пункту к которому поступательно идёт Запад - т.е. к коммунизму. В результате сложился странный гибридный феномен, сочетавший черты древневосточной деспотической империи с социальными программами стадии постмодернизации. И с особой нетерпимой квазирелигией.
    Любопытно, что немало правых деятелей в конечном итоге признали правоту большевиков (евразийцы и т.д) - при этом выяснилось. что основой их религиозности изначально был именно культ государства.
    На самом деле большевистская программа менялась неоднократно, 1917 она включала отрицание государства, потом делала ставку на всемирную революцию, потом решила строить социализм в одной стране и наконец в 30-х начало строить новую российскую империю.

    Церковные дела.

    Этот период самый яркий в истории православия, по своему значению пожалуй превосходит события Раскола.
    Изменения начались уже в предшествующий период - одновременно происходило стремительное обмирщвление населения и отпад от церковной жизни и смягчение ограничений для инославных (1883-86 в основном прекратились гонения на староверов), в 1905 было объявлено о переходе к веротерпимости. роль староверов в развитии экономики и культуры "серебряного века" вообще была чуть ли не решающей. Обращение к древенеруусской культуре - реставрация храмов, увлечение иконописью, поворот к религиозной философии (Флоренский Булгаков, Карсавин, Бердяев) -это тенденции характерные для части культурной элиты. В 1917 г. Церковь приветствовала февральскую ревлюцию как освобождение от синодального рабства. Дальше был собор - восстановление патриаршества. Ряд крупнейших интеллектулов работают в области возрождения православного богословия - возвращения к византийским истоками и осовбождения от датинских примесей 17 века. Работа была завершена уже в Париже в 20-30-х гг.(Флоровский, Лосский, Свято-Сергиевский институт ). то что ныне считается ортодоксией (в жёстком противопоставлении "латинству") было оформлено именно тогда. В России же начинается эпоха обновлеченства, гонений и почти полного уничтожения церковной жизни к кон. 30-х - большевистская власть испытывала особо острое отвращение ко всеми национально-религиозно- традиционному.
     
    La Mecha нравится это.
  15. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Yes!!!! :) :)

    Что, Яник, съел? )
    Запад-то к коммунизму топает, мелкими шагами (и слава Богу - лишь бы не споткнулся по дороге), а ты что?
    Контрэволюционер!
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2017
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    фактически эпоху СССР можно назвать золотым веком бюрократии. несмотря на то, что в 17 и 37 (с рядом чисток между ними) происходила кровавая перезагрузка аппарата с масштабной сменой личного состава.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Культура

    Основным культурным трендом периода 1.3-2.1 я бы назвал аскезу 8-)
    В нач. 20 века российская культура достигла вершины сложности, богатства, утончённости, признания. (Богатств этих хватило ещё на весь раннесоветский период. Например, для науки период 1920-40 был чуть ли не самым продуктивным - за счёт выпускников царских университетов).
    И на этом фоне начинают преобладать "аскетические" настроения - устремление к традиции, народности и примитиву.
    Т.е. к тем пластам культуры которые были "репрессированы" Новым временем. От некрасовского сострадания к простому народу, к идее возвращения долгов и просвещения народа, и далее к открытию собственного народа как носителя истинной (до-петровской) традиции, упоение "народностью" - толстовское опрощенчество, абрамцевско-талашкинское возрождение промыслов, культовые этнография, фольклор, иконопись, интерес к сектам, крестьянские темы в искусстве. Флоренский на полном серьёзе строит теологическое обоснование того почему Толгская Божья матерь совсем не та же , что Казанская.
    Нестеров и Петров-Водкин пишут иконы, Ремезов, сказки А.Толстого, этнографизм Шмелёва и т.д.
    Примитив приходит в символизм. Но параллельно примитивистские искания охватывают и "левых" антитрадиционалистов - для них цель перезагрузить культуру, начать с нуля, создать искусство нового класса - рабочих. Это воспринималось как нашествие варваров. "Но не в этом ли сермяжная правда русской интеллигенции?"
     
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В то время как интеллектуалы устремились к народу как носителю традиции, народ устремился совсем в другом направлении. Он переходил с фиолетового мема на красный )
    И всю новую культуру с её народничеством и традиционалистом (или антитрадиционализмом и примитивизмом) просто отшвырнул как нечто непонятное и чуждое.
    17 год стал великим разочарованием для одних и началом уже чисто аскетического "служения народу" для других.
    Но тренд сохранился. Например в раннесоветский период высший взлёт пережила детская литература и сатира ) что в общем то продолжает примитивистскую тенденцию.
    А "познание народа" проделало большой путь пройдя от Некрасова к Зощенко и Платонову. )
     
    La Mecha нравится это.
  19. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Народ, безусловно, оказался чрезвычайно благодарен своей интеллигенции...
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1909 ytcnthjdнестеровg.jpg

    1909 нестров1j.jpg 1911 нестеровh.jpg 1911 нестероввh.jpg

    1910 нест.jpg

    1910 петров-в.jpg



    Рерих

    1912 рерих.jpg

    1912 рерих н.jpg



    1912 рерихс.jpg



    Кузнецов, Добужинский, Судейкин , Делла вос кардовская, Кустодиев
    1909-12 кузнецовg.jpg

    1907 Добужин.jpg

    1908 судейкин.jpg


    1909 делавоскордоаская.jpg

    1920 troicin-den-kustodiev+.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Сомов
    1903 cjvjdсомов.jpg

    Репин
    1908 репин.jpg


    Крымов, Серебрякова, Петров-Водкин, Куприн, Сарьян, Коровин

    1910 rhsvjd.jpg

    1909 кры.jpg

    1909 петров-в.jpg

    1909 серебрякова.jpg

    1910 серебр.jpg

    1909 сарьян.jpg

    1911-12 куприн.jpg

    1910-е коровин.jpg


    Ларионов, Гончарова, Кандинский, Малевич, Ма шков



    1912 ларионов в.jpg

    1912 ларионов.jpg

    1909 гончарова.jpg

    1909 машков.jpg

    1909 капндинск.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1911-12 vfktdbx.jpg

    Гончарова

    1pic.jpg

    2.jpg


    7dc6f97b5eb4a78673d6f1e89c505fb3.jpg

    8.jpg


    10009056-krasivoe_11_600.JPG

    goncharova_03.jpg
     
    Последнее редактирование: 30 авг 2017
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Как все хороши!
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Если выделять период после 1917, то главное его отличие это раскол русской культуры на советскую и эмигрантскую. Граница не была непроницаемой. до конца 20-х продолжались отъезды, с 1923 нередки и возвращения (30-е-40-е , даже 50-е). Но сам "выброс" интеллектуальной элиты на Запад был масштабнейшим. Получив семена вестернизированной культуры при Петре, Россия отправила назад урожай. И роль этих иммигрантов в культуре Запада 20-30-х отнюдь не мала (достаточно назвать Зворыкина) .
    В СССР признак эпохи особая роль в культуре одесситов и еврейской интеллигенции (Олеша, Бабель, Катаев, Паустовский, Кассиль, Ильф и Петров, Маршак и др).
    В архитектуре это кратковременный взлёт авангарда ( от Павильон "Махорка" Мельникова - 1923 до строительства неоклассического "Жёлтого дома" Жолтовского - 1934)
    В то время как в живописи преобладает неоклассицизм и новая вещественность. позиции модерна резко ослабли году к 25, но зато года 28 начали набирать силу "соц-реалистические" тенденции (создатели "перебежчики" из модерна - Бродский, Грабарь, Герасимов и др)


    Серебрякова, Головин, Сомов, Сорин, Богаевский, Кустодиев. Волошин, Грабарь, Щадр 1924 куст.jpg

    1924 богаевск.jpg

    1924 волошин.jpg устодиев, Волошин
    1922 серебряк.jpg 1923 головин.jpg


    1923 сомов.jpg


    1923 сорин.jpg 1926 сомов.jpg



    1927 Грабарь.jpg 1927 шадр.jpg
     

    Вложения:

  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    1920 шухаев.jpg 1920-t ионин.jpg
    1924 рянгина.jpg

    1927.jpg

    1926 радлов.jpg

    1927 пет-вод.jpg

    1928 шумихин.jpg

    1930 бри бейн.jpg

    1930 самохвалов.jpg

    1932.jpg

    1932 василий яковлев.jpg

    1933 малевич.jpg

    1933 самохвалов.jpg

    1934 никритин.jpg
     

Поделиться этой страницей