К периодизации западной культуры

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 25 июн 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    800px-Protestant_church_at_Brabantdam.JPG

    Chiesa_di_Sant'Anna_(Palermo)_-_Facciata.JPG bacchanal-a-faun-teased-by-children-1617(1).jpg!HD.jpg bust-of-cardinal-scipione-borghese(3).jpg

    an-apostle.jpg

    drunken-silenus.jpg

    equestrian-portrait-of-don-gaspar-de-guzmancount-duke-of-olivares-1634.jpg

    flowers-in-a-glass-vase-on-a-stone-table-1701.jpg

    prometheus-bound.jpg

    still-life-with-cherries-and-strawberries-in-china-bowls-1608.jpg

    sainte-anne-leading-the-virgin-in-the-temple-1640.jpg

    2. барокко
    . 1648/60 - 1710/1715
    По аналогии период следовало бы назвать "высоким барокко" ) но такое название не принято, хотя бы потому что самые знаменитые художники барокко работали в ранний период.
    Период практически совпадает по времени с самостоятельным правление Людовика 14, и поскольку его двор становится центром всей европейской политической и культурной жизни и образцом для подражания, то во Франции принято говорить о стиле Луи 14 как о Большом Стиле. Это было время лидерства классицизирующего барокко (но не в Италии, Испании, Польше, Южной Германии).
    На место главного из искусств нам место живописи в это время приходит музыка (самые прославленные композиторы барокко начинают свою творческую деятельность в нач. 18 в.)
    В политике это время расцвета абсолютизма - по примеру Франции к этой форме правления переходят многие (хотя и не все) страны Европы. Это была своего рода космизация хаоса - приход закона и порядка на смену смуте и частному произволу. Государь рассматривался как единственный источник власти и закона и гарант соблюдения последнего. В теории Гоббса именно согласие людей на создание государства-Левиафана завершала период борьбы всех против всех.
    Наука, искусство, философия были направлены на установление нормативности - выяснение присущей природе и культуре набора кратких и абсолютных законов.
    В области технологий в этот период наблюдался небольшой всплеск новаций (прежде всего в Англии, где происходил аграрный переворот и строились паровые машины (г.о. в шахтах).
    В целом можно считать , что новый европейский миропорядок, в центре которого стояло государство, а не Церковь или Империя, в этот период окончательно утвердился.
     
    Последнее редактирование: 9 июл 2017
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Последнее редактирование: 6 июл 2017
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Рококо и Просвещение

    Уже в искусстве второй пол. 17 в. видна усталость от всего бурного и глобального и поворот к частному и интимному. Ещё более это характерно для 18 века.
    В какой-то мере век 18 сравним с 13-м - это время когда отступили голод и эпидемии. Мир снова стал относительно предсказуемым . Настало снова время для развития культуры чувств, искушённого и умного гедонизма, детали, игры, сознательного отказа от глубины.
    Но на этом фоне развивается и новая идеология, новый критический и остроумно-язвительный взгляд , обличение уже не безумие индивидов , а неразумие институтов. Это было Просвещение и началось оно (в Англии) после 1689 г. - несколько раньше, чем появились признаки рококо на континенте (1710)
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Разница в том, что на 13 в. приходился пик потепления, а на 18 - пик похолодания. Так что для достижения довольно близких результатов требовались намного большие усилия и более совершенные технологии в сельском хозяйстве.
    В 14 в. урожайность зерновых в Европе была 1:5 - 1:8, в 17 в. - в самых аграрно-развитых странах- Англии и Голландии 1:8 - 1:-10
    Уровень технологического развития Запада тоже от 14 в. отличался не радикально (исключая судоходство и вооружение)

    Все достижения в области культуры все эти века затрагивали в лучшем случае четверть населения, образ жизни крестьян практически не менялся. И о том как выглядел быт "колхозников" в 17 в. в самой развитой стране Европы можно наглядно судить по голландской живописи

    a-tavern-interior-with-peasants-drinking-beneath-a-window.jpg!HD.jpg

    barn-interior.jpg

    cutting-pork-carcass.jpg!HD.jpg

    farmhouse-interior.jpg

    Посмотреть вложение 70279

    interior-of-a-peasant-house.jpg!HD.jpg

    village-tavern-with-four-figures.jpg
    это интерьеры жилищ

    the-hut-detail-1671.jpg
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2017
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Просвещение де факто стало первой идеологией, которая имела ввиду и этих людей.
    Средневековое христианство декларируя равенство перед Богом действительности освящало тотальное и принципиальное неравенство феодального общества. Ренессансный гуманизм под "достоинством человека" понимал совокупность исключительных личных качеств открывающих путь к восхождению независимо от сословного происхождения. Реформация ставила вопрос о прямой ответственности каждого перед Богом без посредников и "коррупции", но (особенно в кальвинистской версии) беспощадно разделял людей на спасённых и обречённых гибели. Только Просвещение, хотя бы теоретически, поставило вопрос о всех людях как имеющих права и имеющих право на свободы.
    Источником пороков Просвещение считало невежество, а худшим его видом - религиозный фанатизм. И самые первые плоду новых умонастроений - это действительно резкое сокращение межконфессиональной напряжённости. Поставлено под сомнение были запреты на распространение информации , розыскной процесс (как правило пыточный) и преследование колдовства. В 1692 было прекращено дело салемских ведьм в Америке, в 1705 под влиянием юридических работ Томазия началось ограничение ведовских процессов в Пруссии и т.д.
    В 1730-х идеи Просвещения начинают активно пропагандироваться на континенте, и с 1740-х начинается эра Просвещённого Абсолютизма.

    Основные вопросы был это свобода и порядок. Абсолютизм приносил порядок за счёт ограничения средневековых вольностей. Но именно остатки этих вольностей не давали ему переродиться в деспотию (как это произошло в России). Взоры обращались к Англии, которая демонстрировала порядок в сочетании с возрастающими после Славной революции свободами. Просвещённый абсолютизм продолжал усиливать роль государства, распространяя её во имя порядка на всё новые области, унифицирую средневековую пестроту, но тем самым делая человека всё более уязвимым перед государственной машиной. Но одновременно унифицируя системы он одновременно и гуманизировал их - пример постепенная повсеместная отмена пыток и жестоких казней, радикальное улучшение инфраструктуры и вообще "полиции" и т.д. Это удерживало определённый баланс. но рано или поздно должен был возникуть вопрос о совместимости Просвещения и абсолютизма - ведь оно говорило об общественном договоре как причине возникновения государства и общественной пользе как его цели. Просвещённый монарх это ещё было ничего, а если по законам престолонаследия приходил деспот?
    Т.е. само чрезвычайно усиление государства как машины преобразований общества на разумных началах ставило вопрос о необходимости общественного контроля над ним - это и послужило толчком к революциям Нового времени. Восстанавливая парламентаризм они в некотором роде возвращались к средневековым практикам но уже в новом внесословном ключе.
     
  7. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.062
    Симпатии:
    2.828
    Средневековое христианство освящало раз и навсегда заведенный порядок.
    В котором , в том числе, существовали разные социальные слои.
    И каждый занимал свою нишу и выполнял свою функцию.
    А вовсе не социальное неравенство само по себе.

    И "этих людей" имели в виду даже римские аристократы - потому что кто-то должен был давить вино и оливковое масло.

    Просвещение "поимело" их в своих целях - и весьма круто поимело.
    Правда, досталось всем.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    нет, с точки зрения эсксплуатации их разумеется имели в виду все и всегда )
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Если за начало периода мы приняли 1710/15 гг., то с его окончанием дело обстоит сложнее. Следующий художественный стиль (точнее три его вектора - классицизм, романтизм и сентиментализм) начал формироваться в Британии практически одновременно с рококо: 1720-е (1725) палладианская архитектура, 1730-е пейзажные парки, 1740-е сентиментально-меланхолическая "кладбищенская поэзия", 1750-е псевдоготика и "готический роман".
    На континенте новые (не рокайльные) веяния стали ощущаться с 1750-х гг. (1755), а заметно с 1760-х - новации в музыке, архитектуре, парках, литературе.
    С 1765 г. начинается (сначала не слишком активно и почти исключительно в Британии) новый период технологических новаций.
    Но имеет смысл для всего следующего периода рассматривать моменты когда новации в культуре, технологии и политике достигают кульминации - начинают доминировать, создавать новую реальность. Такой момент в искусстве наступает ок . 1780 г., в моде ок. 1790 (в Англии лет на 10 раньше), в экономике ок. 1790. В политике можно начинать отчёт новой эпохи с Американской революции (1775-83) и в большем масштабе с Французской (с 1789).
    Т.о. решающий переход на новые рельсы происходит между 1780-м и 1790 гг.
    Т.е. в 18 как и в 15 в. мы видим очень плавный переход между эпохами. Который в конце века становится вдруг экстремально бурным.
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.062
    Симпатии:
    2.828

    Алексис де Токвиль :

     
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.062
    Симпатии:
    2.828
    Алексис де Токвиль:

     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Стилицизм

    Как уже было сказано, такого термина нет ) Я сам его придумал , потому что надо было обозначить культурную эпоху конца Нового времени, имеющую общие стилевые признаки, которую можно сравнить с такими эпохальными явлениями как ренессанс или барокко, вместо того чтобы сравнивать с ними гораздо более ограниченные во времени и по значению (нео) классицизм, историзм и модерн (ар нуво).
    Общей особенностью последних трёх стилей является само ключевое для них понятие "стиль" ) Дело в том, что до сер. 18 в. о стилях никто не рассуждал, не было ни классификаций, ни названий. "Готика", "барокко", "рококо" это обзывалки постфактум, когда надо было как -то презрительно обозначить варварский вкус предыдущих поколений ("при жизни" само рококо , например, называли "живописным вкусом"). и только в сер. 18- нач. 19 вв. было разработано учение о стилях, выявлены и описаны их признаки, придуманы названия. И эти описания стали теоретической базой художественного и архитектурного образования и воспроизведения в "псевдо-" и "нео-" стилях . Именно эта ретроспективность художественного мышления и объединяет искусство от классицизма Луи 16 до нео-классицизма пер. пол. 20 в. Модерн (ар нуво) пытался выйти из замкнутого круга, но получалось у него неважно - во первых он не смог вытеснить ретроспективные направления, а во вторых немалая часть его собственных произведений несёт те или иные "исторические" черты.
    Разница между эпохами (большими стилями) Стилицизма в том, что классицизм создавался как Стиль (с большой буквы) - как аутентичная археологически достоверная Античность понимаемая как единственный и совершенный образец красоты , наконец вновь обретённый и отменивший все виды варварства и дурновкусия предшествующих полутора тысяч лет.
    Для историзма характерно понятие "стилей" и того, что назовут "стилизаторством" . Т.е. как Винкельман (1764) изучил античное искусство, так Штиглиц (1827) описал и обобщил все стили от античности до Винкельмана ) и каждый получил право на существование и воспроизведение.
    А для модерна (ар нуво) понятие "стилизация" - не через точное воспроизведение исторических форм, а через намёк, утрирование, попытка передать дух, суть эпохи или явления. осознание непреодолимой дистанции и в то же время стремление снять барьер между зрителем и тем вечным, неуловимым, что являет себя в многообразных исторических формах.

    Для эпохи, так же как для предшествующей, характерны такие векторы как классицизм, реализм, романтизм (во многом продолживший радикальное барокко).

    в философии нова я эпоха начинается с кантианского переворота (1781) и развития идеи эволюции культуры (Гердер. 1784-91)
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Переходя к политике, экономике, демографии, мы видим исключительность этого периода. Причём масштабные изменения во всех областях нельзя свести к одной единственной причине, по принципу первично-вторично. Налицо тот самый феномен взаимозависимого возникновения )

    С точки зрения климата это время стабилизации и медленного потепления в течение 19 в. с переходом к значительному потеплению в 20 в. Это несомненно способствовало росту сельскохозяйственного производства в Европе. Но само по себе было бы недостаточно для наблюдаемого фантастического демографического взрыва. За раннее средневековье население Европы выросло предположительно с с 26 до 50 млн. чел., за средневековье (1000-1500 гг.) с 50 до 170 млн. При населении ок. 100 млн. к нач. 14 в. уже наблюдалось перенаселение.
    За первые века Нового времени (до 1800 г.) население выросло до 200 млн. (плюс 26 млн. в Америке) и тоже начало ощущаться перенаселение (т.е. с 13 по 18 вв. развитие аграрных технологий позволило прокормить вдвое больше людей).
    Но с 1800 по 1940 население Европы выросло до 545 млн. чел, а Америки до 278 млн. Общий прирост населения за полтораста лет в 4 раза. Значительная часть демографического давления снималась за счёт миграции в Америку, но всё равно рост возможностей прокормления радикальный. Достигнут он был за счёт индустриализации и колониализма. А последний тоже за счёт невероятного научно-технического рывка Запада в этот период.

    Контраст ещё разительнее если учесть изменение доли занятых в сельском хозяйстве. В Европе 18 века горожане составляли ок. 20% населения.
    В сер. 20 в. процент крестьян и горожан изменился в обратной пропорции (в 1940 в США вне аграрного сектора было занято 82 %, В Европе на этот уровень вышли в нач. 1960-х).
    Переворот был осуществлён с помощью сельхоз. машин, искусственных удобрений, новых сортов и развития транспорта.
    Индустриализация стала следствием промышленного переворота и перехода к непрерывному технологическому развитию (в ритме технологических циклов и революций).
    А последнее взаимозависимо с масштабными и регулярными изменениями в обществе и культуре в процессе модернизации.

    Если мы рассматриваем как апогей культуры Нового времени эпоху барокко и Абсолютизм, то эра стилицизма несомненно кризисная - постепенно разрушающая основы абсолютистского государства в чреде политических потрясений - серий революций и войн своими масштабами и гекатомбами жертв превосходящих все предыдущие на порядок. Но как видим , кризис этот шёл на фоне непрерывного роста населения, экономик, наук и технологий, ВВП как как общего так и в душевом выражении. ( по оценке Мэдиссона по валу экономика Западной Европы выросла за средневековье (1000-1500 гг.) в 4 раза, за период 1500-1820 гг. в 3,6 раз, за период 1820-1950 в 8,7 раз.
    По ВВП на душу с 427 долларов в 1000 г, до 771 в 1500 г. до 1202 в 1820 г. и до 4578 в 1950 г. (т.е. с нач. 11 в до нач. 19 в. общий рост в 2,8 раза, а с нач. 19 до сер. 20 в. в 3,8 раза)
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2017
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Итак , какие же , помимо индустриализации и урбанизации, признаки эпохи.

    Капитализм. Здесь мы возьмём это понятие в довольно узком , но важном аспекте. Это строй при котором существует частная собственность на средства производства, но работник собственностью не является, и, поскольку власть отделена от собственности, возможности для внеэкономического принуждения работника минимальны. Т.е. для этого должна была быть разрушена феодальная форма собственности (основанная на власти и иерархическом разделении прав владения) и утвердится безусловная личная (или корпоративная) собственность. Но отличие от античности, работник свободен. Поскольку общества ещё долго были аграрными, речь в первую очередь идёт о земле и земельных отношениях. Переход к частной собственности мог свершаться разнообразными путями: в Италии ещё во времена Возрождения, в других странах процесс мог затягивается до нач. 19 в.. это могла быть покупка земли конфискованной земли дворян зажиточными крестьянами, как во Франции, сгон наследных вассалов лордами и передача земли в аренду предпринимателям, как в Англии, или высокотоварные поместья с наёмными батраками, как в Пруссии. Долго борьба велась за освобождение крестьян от полицейской или неформально-криминальной власти помещика , за отмену рабства. Но так или иначе, процесс "дефеодализации прошёл повсеместно и отношения феодал-зависимый работник сменились отношениями владелец-арендатор-наёмный работник, конфликты между которыми регулирует внеличностный закон.

    Отчуждение и вовлечение. Под воздействием освобождённых рыночных механизмов началось массовое разорение мелких и неэффективных производителей и отток излишней рабочей силы в промышленность (и отчасти в услуги). Т.е. грандиозный процесс де-аграризации общества стал возможен, без его гибели, именно благодаря ускоренному развитию промышленности. Но одновременно рушился весь вечный крестьянский и ремесленный уклад. Появлялся тот самый пролетариат (люди без собственности). Это был первый этап отчуждения, второй был связан со стремлением предпринимателей максимально эффективно эксплуатировать своих работников. Образцом эффективности для Нового времени была машина. Т.е. эффективность равно на заводе, в поместье, в государстве, в армии наращивалась методом стандартизации, унификации, алгоритмизации любого процесса. Для этого обезличенные люди должны были стать частями машины. Дальнейшее совершенствование заключалось в возможности замены людей машинами. мануфактура это производство где почти все части единой машины состоят из людей. Давление на предпринимателей со стороны законодателей, вводящих ограничения на использование труда способствовали внедрению машин и ограничению норм эксплуатации за счёт повышения эффективности механизированного труда. Но сам принцип оставался тот же (по нему устроены что конвейер, что офис ).
    Периодически обновляемое революциями или выборами государство должно было вмешиваться в происходящий глобальный процесс. Выбрасываемые из традиционного аграрного сектора массы не могли остаться без внимания государства и общественных объединений и остаться наедине с работодателем.
    Поэтому второй этап (с сер. 19 в. г.о.) связан уже с вовлечением всего населения в те или иные государственные программы - ограничения норм эксплуатации, здравоохранения, образования, личной и общественной гигиены. Распространялись они и на оставшееся (хотя и быстро сокращающееся крестьянское население). Для достижения максимального эффекта государство использовало те же методы унификации и алгоритмизации. Услуги государства одновременно становились повинностью - обязательное образование, прививки, санинспекторы, детские дома, приюты, тюрьмы, воинская повинность - все это должно было создать нового человека - дисциплинированного и готового к напряжённому и регулярному труду.
    Это и к вопросу о Марксе )
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Контроль и либерализация. Надо сказать, что процессы эти идут параллельно. Самым жестоким обычно бывает тот режим, возможности контроля которого минимальны и потому он нуждается в терроре (как в 16 веке).
    Контроль в истории постепенно нарастает, хотя и видоизменяется. В раннее средневековье основными контролёрами были родственники и соседи, потом феодал, но это годится в условиях декларируемой неизменности. Когда общество находится в процессе трансформации эти степени контроля уже недостаточны. Степень контроля начинает заметно возрастать в 13 веке - когда Церковь, уже не довольствуясь наблюдением за соблюдением некоторого набора формальных предписаний, начала пытаться контролировать, что у паствы в голове (обязательная исповедь и инквизиция).
    Реформация ( а потом отчасти и Контрреформация) сделали следующий шаг - признав ,что самая эффективная форма контроля это самоконтроль (путём индоктринации и развития самоанализа).
    Государство только начинало этот путь , вводя в 17 в. "полицию" и принцип "надзирать и наказывать". Регулярная армия, больница-стационар, школа (классная система, интернат), тюрьма (и работный дом), мануфактура - это всё методы организации и контроля. которые стали особо эффективными, когда в кон. 18 - нач. 19 в. к ним добавился патриотизм.
    Систем косвенного контроля и самоконтроля, воспитания и т.д. позволили уже в 18 в. начать отказ от террора, гуманизировать судебную, потом лечебно-пеницитарную и др. системы. Понятно, что революции делали этот процесс весьма неровным (вспыхивал революционный и контрреволюционный террор).

    По мере развития процессов отчуждения и вовлечения к нач. 20 в. возникает массовое общество - т.е. такое в котором в государственные программы и системы контроля вовлечены уже практически все. Это приводит к попытке сделать следующий шаг и рождается феномен тоталитарного государства - которому снова пришлось прибегнуть к террору. Но столкновение либеральной и тоталитарной систем все же показали конкурентные преимущества первой.
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Демократия и эмансипация. Процесс имел и другую сторону - так или иначе люди всё более вовлекались в жизнь государства и соответственно стремились к политическому участию. Эпоха, через реформы или через революции, постепенно расширяет влияние представительных органов, избирательные права, политические свободы.
    эмансипация это постепенное уравнивание в гражданских правах - сначала через отмену сословных статусов, потом через уменьшение и снятие имущественных цензов. наконец происходит последовательная эмансипация иноверцев (включая евреев), женщин , людей других рас.
    все эти процессы , естественно, развивались, нелинейно и трудно.
    Но так или иначе результатом стало модерное демократическое общество, где высокая степень зависимости от государства компенсировалась возможностью влиять на процессы.
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2017
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Эпоха Классицизма

    Начальный период распространения стиля примерно с 1755 - 60-е гг., начало технологических новаций, приведших к промышленному перевороту - с 1765 г.
    Если мы возьмём за основу решающие сдвиги, когда новая реальность начинает господствовать, то началом эпохи будет период 1780/90:
    к 1780 классицизм становится господствующим стилем, к 1789/90 получает широкое распространение первый технологический уклад и происходит Французская революция.
    Завершение же эпохи в 1830-х-40-х гг.
    (т.е. в искусстве это 1780-1840, а в экономике и политике 1789-1847)



    несмотря на то, что мейнистримным стилем был классицизм, главные новации и достижения были связаны романтической альтернативой.

    Santa_Maria_Maddalena_(Longare)-2.jpg

    orpheus-1776.jpg!HD.jpg cupid-and-psyche-1800.jpg!HD.jpg

    portrait-of-catherine-ii.jpg!HD.jpg

    henri-de-la-rochejaquelein-1772-94-leader-of-the-revolt-in-the-vendee-1817.jpg

    antonia-zárate.jpg

    bathsheba(1).jpg!HD.jpg

    morpheus-and-iris.jpg!HD.jpg

    lake-with-castle-on-a-hill.jpg

    girl-gathering-grapes-in-a-suburb-of-naples(1).jpg

    Посмотреть вложение 70300


    robert-jenkinson-2nd-earl-of-liverpool.jpg

    the-cloister-of-san-cosimato.jpg

    titania-and-bottom-1790.jpg

    bamburgh-castle-northumberland-1799.jpg!HD.jpg
     
    Последнее редактирование: 8 июл 2017
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Основное политическое содержание эпохи составляем борьба революций и реакции. Начиная с американской революции 1775-83, потом Французская с последующими революционными и наполеоновскими войнами 1789-1815, затем реакция, со вспышками революционных движений, новая волна революций 1830.

    Лицо эпохи - архитектура классицизма, пейзажные парки, музыка классицизма (от Моцарта до Бетховена), сентиментальная и романтическая литература , немецкая классическая философия (тяготеющая скорее в романтизму). В скульптуре классицизм господствует, в живописи постепенно усиливается романтизм.
    В рамках романтизма и сентиментализма зарождается ностальгия по старине, средневековью, поиски национальных истоков, самобытности, интерес к фольклору, народному быту ("народность").

    Описываемый период в политике заканчивается общеевропейской революцией 1848 г., окончательно покончившей с абсолютизмом.
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2017
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Эпоха историзма (второй технологический уклад, европейский политический стандарт - Модерн-1)

    Начало развития технологий (паровоз, пароход) 1801, начало новых веяний в искусстве 1805, возникновение стиля 1810-21. заметное влияние с 1830-х

    период доминирования историзма в искусстве 1840-1900
    широкое распространение 2 второго тех. уклада 1847-1897,
    европейская политическая система - 1848 - нормой считается конституционная монархия

    Пик стилицизма: литература реализма, музыка романтизма, в живописи романтизм и реализм (второй более новаторский. постепенно побеждает), салонная и историческая живопись, архитектура историзма (псевдо-стили, эклектика), философия позитивизма. Расцвет сциентизма. Пик колониальной экспансии - Европа центр мира. Викторианская эпоха и викторианская мораль. Государственный национализм. Период оптимизма и самодовольства буржуазии. Революции продолжавшиеся до 1873 г. затем временно прекращаются.

    Рабочие движение, трудовое законодательство, Интернационал.
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2017
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Budapest_Nyugati_Railway_Station._SE_Wing_01.jpg

    the-youth-of-bacchus-1884.jpg!HD.jpg

    branche-de-laurier-1900.jpg!HD.jpg

    markos-botsaris.jpg!HD.jpg

    the-beggar.jpg!HD.jpg

    lady-maxwell-1890.jpg!HD.jpg

    the-shepherdess-of-rolleboise-1896.jpg

    dancing-shoes-1882.jpg!HD.jpg


    a-drowned-woman-found-drowned-1867.jpg

    a-dutch-road-1880.jpg

    pas-m-che-nothing-doing-1882.jpg

    the-beet-harvest-1890.jpg

    not_detected_252986.jpg
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2017
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Эпоха модерна (третий техноуклад, политический стандарт - Модерн 2)

    Первые признаки в культуре 1855 г. , в технологии 1854-1856 (лампа накаливания, бессерменовский конвертер)
    Становление стиля 1866-80, заметным явлением становится где-то с 1886 г.

    Период господства собственно модерна (ар нуво) был короток (1900-1910), поэтому имеет смысл говорить об эпохе доминирования ан нуво, ар деко и нео-стилей в период 1900-1945/50 гг.
    Период господства третьего технологического уклада 1897-1943
    Политическая эпоха, именуемая империализмом, это примерно 1898/1900-1945 гг

    Ощущение конца целой эры - характерное мироощущение. Это фин де сикль 1900 г. - настроение "золотой осени","прекрасной эпохи" - пронзительное ощущение уходящей красоты, подведение итогов. В 1918 Шпенглер уже ставит точку "Закатом Европы (Запада)".
    И Ленин не случайно арссуждал об "империализме, как завершающей стадии капитализма".
    Но ломка - с войнами, революциями, эпидемиями и кризисами шла ещё несколько десятилетий (с 14 по 45)

    Фактически заканчивалась не только эпоха стилицизма и новое время, но даже бОльшая эпоха - начавшаяся в 10-11 вв.
     
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.062
    Симпатии:
    2.828
    А подробнее?
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    27.366
    Симпатии:
    9.956
    Характерны : в живописи импрессионизм/постимпрессионзм и символизм, в литературе символизм, в музыке импрессионизм и нео-классицизм, философия: философия жизни, эмпириокритицизм, прагматизм.

    青岛江苏路基督教堂.jpg

    p-284-s-2-g-9-1.jpg
    the-three-shades.jpg!HD.jpg

    and-the-gold-of-their-bodies-1901.jpg

    the-vagabonds-1891.jpg

    circe-and-anatol-1926.jpg

    lady-with-a-hat-1895.jpg

    leipziger-stra-e-1889.jpg

    swimmers-javea-1905.jpg

    the-striped-blouse.jpg

    wiosna.jpg

    the-poppy-field.jpg

    young-mother-sewing-1900.jpg



    последнее ретроспективное столетие - это как видение всей жизни проходящие перед глазами умирающего. и последние образы модерна были романскими )
    Шпенглер тоже, описывая Фаустовскую цивилизацию Запада (которую он хоронил) начинал с романской эпохи.
    Поворот от канонического к иконическому в западном искусстве начинается с готики, в то время как романика в некотором роде нулевая точка - завершение великой эпохи условного постантичного искусства. 20 в. снова резко поворачивает руль , уходя от мимесиса и изобразительности.
    Наконец 10-11 вв. это формирование жёстко-иерархической модели общества которая сменяется массовым обществом формально равных (подобно тому как сословной иерархии не было в варварском обществе раннего средневековья).
     
    Последнее редактирование: 9 июл 2017
    La Mecha нравится это.
  25. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.062
    Симпатии:
    2.828
    Ага, а наш Исаев ее хоронит по общепринятым канонам - с кон. 15- 16 столетия. )
     

Поделиться этой страницей