Лабиальные трубы **) С.С. Аверинцев частенько перед смертью пророчествовал: Православие либо изменится, либо погибнет". Всеобщий любимец имхо сгустил тучи: полная и окончательная? - ни смерть первая, ни смерть вторая (духовная) настоящему, 3х мерному православию (в глубинах его мистической жизни) не грозит. А вот стянутая проржавелыми обручами догмы, пораженная застарелой проказой рабствования у светской власти (цезаропапизма), внешняя, плоская поверхность церкви может вполне прийти во вполне плачевное состояние. Такой, по своему внешнему виду, она и будет отныне видеться стороннему взгляду. Что за беда? Фасад органа может прийти в полную негодность; его внешние трубы* проржаветь и выйти из строя. Но он, всем своим видом взывая о неотложном ремонте, немногими уцелевшими трубами** все еще будет способен передавать божественные гармонии. -- *) "Фасадные трубы органа могут играть и декоративную роль. Если трубы не звучат, то их называют «декоративными» или «слепыми» (англ. dummy pipes)." /Вики/ ** - на худой конец: "..64-футовые лабиальные трубы, встречающиеся в наиболее крупных органах мира, звучат на три октавы ниже записи... следовательно, издают инфразвук;" /Ibid./
Прежний блеск и нынешняя нищета* Прошу лишь учесть: с теплотой отзываясь о мистической христианской традиции, суфизме, хасидизме, - имею в виду - прежде пылавший костер, а не оставшееся от него обширное пепелище и - когда надежду, когда уверенность, а порой - просто знание: под удручающей серостью, легковесностью и хладностью,- все еще мерцают тайным жаром живые уголья. -- *) при всей сомнительности мнений автора, доля правды в приведенных в начале фактах имеется несомненно «Суфизм – опиум для народа»
Меня всегда интересовало вот это сгущение тьмы и мракобесия вокруг искр прорыва к мистическому свету. Знала это по истории давних дикостей христианского монашества и недавнего хасидизма; теперь вот (в возражение на мои восторги по поводу суфизма) прислали эту заметку.
Например: несмотря на реакционную роль нынешнего православия в целом, жива высокая монашеская традиция; а часть ее - не чурается обогащением сокровищами мирового мистицизма. В частности - малая часть поколения бейби-бумеров, в свой дохристианский период прикоснувшаяся к восточным учениям достаточно не поверхностно, чтобы впоследствии не отвергнуть их, а творчески использовать в своей практике.
Ну , может быть, вы для нас сделаете обзор этого явления? где оно существует? в монастырях, в миру? В России? на Афоне? принадлежат ли к нему черносотенные старцы? люди весьма мистические, кстати.
Ну, о том и речь. - от прискорбных эпизодов участия исихастов в истории Византии, до некритичных к самому православию обвинений Иоанна Кронштадтского (не говоря уж о погроме Александрийской библиотеки и растерзании Гипатии: там больше все же хозяйничали озверелые неофиты) - хасидские цадики, часто занимавших весьма несимпатичные позиции; в частности (как Иоанн - интеллигенцию) склонных винить кого угодно, только не себя в уходе еврейской молодежи в радикальные движения. Все это достаточно общеизвестно, и трудно сказать обо всем быстро и связно. Интересна именно общественная реакционная роль именно самых глубоких традиций. В частности, хабад: весьма возвышенное интеллектуально-мистическое каббалистическое учение ныне окружено весьма угрюмой непросвещенной массой нынешних туповатых хабадников. (я не о внешнем вполне мерзоватом официальном российскомих главе конечно говорю) То есть хотелось бы выделить низкую роль именно высоких традиций.
А вот мне и контрпример: о. Серафим (Роуз) Интересно, что к православию о. Серафим пришел из буддизма(!), а ранее был пылким почитателем известного ньюэйджного автора Алана Уотса("Путь дзэн" и др). Из рецензии о.Алексия Янга, священника в г.Денвер (Колорадо, США), на книгу «Не от мира сего» («Not of this World»), 2001 г. http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=91030&order=asc&fullview=&pg=&user_id=43510&show_all=1
ну я то как раз хотел узнать подробней вот об этом сколько таких людей вам лично встречалось и где? Потому что то, с чем сталкивался я, как раз свидетельствует, скорее, о том, что чем духовней старец, тем черносотенней )
Ну, тут как раз избегаю излишней конкретики Но мой духовник, сам не чуждый инкорпорации восточных практик в свою, не раз знакомил меня с такими людьми. В целом же, вы конечно, куда как правы. Называю это: сектантский дух православия. Вот и сравниваю: сектантскую эксклюзивность ("только у нас: все остальное - не то") и "имперскую" инклюзивность: ("все что вы ищите в иных традициях у нас тоже есть") В какой степени можно сказать, что эксклюзивность процветает в закрытых обществах, а инклюзивность - в открытых. Сравниваю для себя хасидизм условно американский (в духе понимания и терпимости) и хасидизм израильский, категоричный. ригоричный (ригористический). В Израиле: иудаизм американского и российского происхождения. Православие в США тоже несравненно терпимее. Так, в ПЦА (Православная Церковь в Америке) исповедь перед причастием факультативна (не обязательна). Никогда не слыхала публичных напоминаний о правилах подготовки к причастию. В приходах же РПЦ (там же) то и дело слышу, что говеть перед причастием надо с вечера! (нормативно, общепринято - после полуночи) Ну вот буквально после 6 pm- бедные старушки! Как бы вы пособили слабости моих обобщений и теоретизирования на сей счет? А публичный пример того, о чем вы спрашиваете - скажем, Игумен Евмений Вот вам его полная понимания беседа с адвайтистом Сумираном
Ну мы здесь уже не раз обсуждали, что мистическая одарённость и социально-личностное ценностное развитие (ц-мем) далеко не всегда идут рука об руку ) И сейчас в очень многих случаях человек уходит в мистическую традицию именно в силу конфронтации с современностью, неудовлетворённостью миром (т.е. современным миром) и дальше это ощущение только усиливается. Всё что там , в миру, есть чистое зло и деградация. А здесь в традиции (супертрадиционной) ещё остался Бог. и чем меньше компромиссов тем лучше. Т.е. следуя советам средневековых мистиков такой человек (или община) принимает полностью и всю средневековую картину мира.
Видимо, Уилбер прав, и на каждом спирально-динамическом уровне имеет место своя духовность, свой мистицизм и т.д. И "зелёный" православный гораздо ближе (т.е. они лучше друг друга понимают) к "зелёному" буддисту, нежели к "синему" православному. Синхрон. )