трафик Лица братьев

Тема в разделе "Опыт художников и его синтез", создана пользователем Мила, 7 янв 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG] Джотто ди Бондоне, Италия, ок.1267 - 1337

    [​IMG] Ян Ван Эйк, Нидерланды, ок.1390 - 1441

    [​IMG] Фра Беато Анджелико, Италия, 1400—1455

    [​IMG] Сандро Боттичелли, Италия, 1445 - 1510

    [​IMG] Питер Брейгель Старший, Фландрия, ок.1525 - 1569
     
  2. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    У меня был язвительный собеседник, которому я показала эту маленькую галерею "братьев"-художников (всех любимых мною). Он согласился, что портретное сходство есть, что даты жизни навевают разные мысли, но добавил, что я о таких вещах, как реинкарнация, не имею права думать:)
    А я всё равно думаю - если не об одной сущности, которая никак не могла покинуть Землю, так о том, как этим мастерам покровительствовал один дух, ведя их так, чтобы они меньше спотыкались. Фра Анджелико и Ван Эйк жили почти одновременно, и это только укрепляет меня в убеждении, что они были не единым существом, а братьями.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "У твоей сестры взгляд цепляющийся", - сказала однажды моей сестре её сокурсница после того, как я забежала к сестре в университет. И сколько ж потом, в течение многих лет, я наслушалась мнений о моём взгляде.
    Посмотрите в глаза этим художникам. Портреты хорошие, верить им, я думаю, можно.
    Вот они, те самые цепляющиеся взгляды. А как иначе?

    [​IMG]
    Франсиско Гойя, "Автопортрет"

    [​IMG]
    Рембрандт, "Автопортрет"

    [​IMG]
    Диего Веласкес, "Автопортрет"

    [​IMG]
    Винсент Ван Гог, "Автопортрет"

    [​IMG]
    Анри Руссо, "Автопортрет"

    [​IMG]
    Константин Коровин, "Автопортрет"

    [​IMG]
    Валентин Серов, "Автопортрет"

    [​IMG]
    Зинаида Серебрякова, "Автопортрет"

    [​IMG]
    Натан Альтман, "Автопортрет"

    Это не фотографическое воспроизведение сосредоточенного на себе взгляда (Коровин, кстати, скорее всего писал себя, глядя не в одно, а в два зеркала одновременно). Это воспроизведена правда о том, каковы художники.
    Вот, не судите нас, люди, за то, что глаза у нас не такие:) ).
     
  4. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Лица любимых.

    [​IMG]
    Альбрехт Дюрер, "Портрет венецианки"


    [​IMG]
    Питер Пауль Рубенс, "Портрет камеристки инфанты Изабеллы"


    [​IMG]
    Диего Веласкес, "Сивилла"


    Я всегда любила портрет. Скрытые автопортреты и портреты в многофигурных композициях тоже очень любопытны.


    [​IMG]
    Паоло Веронезе, "Брак в Кане Галилейской"
    В центре картины - квартет музыкантов. Это сам Веронезе с альтом, Якопо Бассано с корнетом, Тинторетто с лирой да браччо и Тициан с виолой да гамба.
    [​IMG]


    [​IMG]
    Лука Синьорелли, "Страшный суд"
    В нижнем левом углу - автопортрет и портрет Фра Беато Анджелико.
    [​IMG]


    [​IMG]
    Рафаэль Санти, "Афинская школа"
    Центральная фигура - Платон - Леонардо да Винчи. Справа внизу, склонённый - Евклид - Донато Браманте. У правой колонны - автопортрет с портретом друга Содомы.
    [​IMG]


    Много веков не было традиции писать возлюбленных без стыда и оглядки, и их привычно называли венецианками, девушками в жемчужных серёжках, незнакомками - не сами художники, а те, кто занимался потом их картинами.

    Если друг или учитель мог оказаться на полотне рядом с автопортретом художника, то любимые обычно оставались одинокими и безымянными.

    И вот Высокое Возрождение и Барокко отменили стыдливость. Возлюбленные и жёны, а за ними и дети вписались в рамы картин их любимых художников.
    Наступило время увековечивания чувств художников - помимо идей, которые они запечатлевали на заказ. Это и портреты друзей, спрятанные в античных и библейских композициях, что вы увидели выше, и портреты любимых женщин и детей, ставшие вдруг художественно значительными и интересными зрителям.


    [​IMG]
    Франсиско Гойя, "Портрет герцогини де Альба"

    [​IMG]
    Франсиско Гойя, "Восемнадцатый сон"

    [​IMG]
    Рембрандт, "Автопортрет с Саскией"

    [​IMG]
    Рембрандт, "Портрет молодой Саскии"

    [​IMG]
    Питер Пауль Рубенс, "Автопортрет с Изабеллой Брант"

    [​IMG]
    Питер Пауль Рубенс, "Портрет Елены Фоурмен с детьми"

    [​IMG]
    Питер Пауль Рубенс, "Автопортрет с Еленой Фоурмен и сыном"


    Не решусь сказать, в самом ли деле любимые художников и чувства к ним ценны наравне с сюжетами и идеями искусства, ради которых оно было живо и живёт сейчас, когда фотография и другие видеосредства освободили изобразительное искусство от многих задач. Не решусь, потому что очевидно, что эти интимные, приземлённые, часто с особой горечью сюжеты были и являются сильными средствами выражения и наработки мастерства художников. Художник особо настойчив в выражении настоящего чувства, изображая себя и своих близких. А нам действительно любопытно посмотреть на лица их любимых и друзей.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Рубеж позапрошлого и прошлого веков - на мой взгляд, время расцвета самой искренней, непосредственой лиричности в живописи и графике.


    [​IMG]
    Пьер Огюст Ренуар, "Завтрак гребцов" (слева - автопортрет, рядом с ним - его будущая жена)

    [​IMG]
    Ренуар, "Пьер" (сын художника)

    [​IMG]
    Ренуар, "Габриэль с Жаном" (Жан - сын художника)


    [​IMG]
    Берта Моризо, "Эжен Мане и его дочь Жюли в саду"

    [​IMG]
    Берта Моризо, "Жюли Мане"

    [​IMG]
    Берта Моризо, "Жюли Мане со своей собакой Лаэртом"


    [​IMG]
    Борис Кустодиев, "Портрет Ю.Е.Кустодиевой"

    [​IMG]
    Борис Кустодиев, "Утро"

    [​IMG]
    Борис Кустодиев, "Японская кукла"


    [​IMG]
    Зинаида Серебрякова, "Автопортрет с детьми"

    [​IMG]
    Зинаида Серебрякова, "Портрет Жени Серебрякова"

    [​IMG]
    Зинаида Серебрякова, "Дети"


    [​IMG]
    Валентин Серов, "Портрет Ольги Серовой"

    [​IMG]
    Валентин Серов, "Дети"

    [​IMG]
    Валентин Серов, "Юра и Саша"


    У многих из этих изысканных тонких работ есть печальная, часто - душераздирающая подоплека... Я не хочу пересказывать истории, которые стоят за многими из картин. Мне бы хотелось, чтобы вы ощутили главное - тепло любви, которое хранится в этих работах и ныне.
     
    La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Ты вот пишешь про чувство одиночества, а я вполне это понимаю, - оно у меня еще усиливается... сознанием, что я нездоров, что все, чем другие живут, для меня почти уже невозможно... В жизни, которая катится так быстро рядом и где нужно себя всего отдать, участвовать я уже не могу - нет сил. И еще больше это сознание усиливается, когда я думаю о связанных со мной жизнях - твоей и детей. И если бы я один - мне было бы легко переносить это чувство инвалидности..."
    Борис Михайлович Кустодиев - жене Юлии Евстафьевне.

    "На пароходе доехал только до Нижнего, дальше побоялся - ноги мои так себя неважно чувствовали, что не рискнул путешествовать с ними в таком виде и поехал назад... Пробыл один день в Нижнем и почти полдня просидел на берегу на бульваре... И совсем не видно было, что где-то сейчас происходит война, жестокая, ужасная, - все так же лениво плыли белые облака и так же тихая река влекла на себе лодки и баржи, так же в церквах звонили в колокола".
    Борис Кустодиев - Ф.Нотгафту.

    "Боря, очень сожалею, что расстроила тебя своим письмом, но было уж очень тяжело. За детей внесла - за Киру 75 руб., за Ирину - 60 руб. за ученье и 60 руб. за завтраки до рождества. Детям говорили речь священник и директор. Говорили о войне, о тяжелом времени, что надо подавлять в себе злобное чувство к немецкому языку..."
    Юлия Евстафьевна - Борису Михайловичу

    "Я мучительно работаю, а ты нервируешь меня", "Мои отношения к тебе остаются те же, я скучаю о тебе, и это правда... Сказать тебе прямо: сиди и жди - это было бы жестоко, хотя фактически так и есть. Это (жестокость по отношению к тебе) я остро чувствую, и это доставляет мне большую неприятность. Но переменить я ничего не могу".
    "...Как часто я был не прав, и ты прощала меня, а я этого часто не заслуживал. Из-за пустого каприза, из-за того, чтобы не дать тебе верха в споре..." "Я не могу быть долго один - я себя ненавижу... Вот почему мне так больно слышать каждый раз, когда ты называешь меня хорошим... Успокоила бы меня твоя улыбка от всех копаний в душе, от меня самого бы меня отвлекла".
    Кустодиев - жене.

    В тридцать восемь лет Борис Кустодиев лёг в клинику на третью операцию.
    ...Уже пять часов длилась операция, когда хирург обнаружил на позвоночнике опухоль. Её необходимо было удалять. И Юлии Евстафьевне задали вопрос: неминуемо пострадают нервы, отвечающие за руки или за ноги - чем жертвовать, что спасти? И для жены художника не было иного ответа, как о том, что надо спасать руки.

    "Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану чувствовать себя хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым... Отошел настолько, что рискую лишиться своей удивительной, неизменной сиделки - моей жены, которую отпускаю сегодня выспаться..."
    Борис Кустодиев - В.Лужскому.

    Всю оставшуюся жизнь Бориса, полную непреходящей боли при неподвижности ног, Юлия была верной, терпеливой и заботливой сиделкой для художника.

    [​IMG]
    Фотопортрет Б.М.Кустодиева и Ю.Е.Кустодиевой

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    "Прогулка верхом" ("Автопортрет с женой")
     
    La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    1881г.

    [​IMG]
    1885г.

    [​IMG]
    1885г.

    [​IMG]
    1887г.

    [​IMG]
    1887г.

    [​IMG]
    1901г.

    Валентин Александрович Серов, 1865 - 1911

    Замечательный был портретист, "Портрет Портретыч". Не так уж и много для такого рисовальщика автопортретов, другой натуры хватало. Автопортрет - что такое? Зуд рисовальный минус натурщик под рукой. Или настроение нахлынет, или свет подходящий...

    "...Кто-то здесь стал рассказывать про больного ребенка, я быстро вспомнил Мишу, его смерть, мне почти сделалось дурно, сердце страшно билось и заныло, я чуть не вскрикнул. Ну, довольно. Работаю понемногу — сделано очень мало. Часто по этому и другим поводам мучает совесть, иногда и хандра бывает, но вообще весел".
    Из письма Ольге Трубниковой, нач.авг.1884 г., Абрамцево
    И вспомнилось, как умер Серов - спеша по улице на сеанс к заказчику. Упал и умер от сердечного приступа.

    Надо о нём поговорить всё же.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    "Органические пороки импрессионизма больше всего сказались в свое время на портретной живописи. Человеческое лицо импрессионистами понималось не изнутри, не с точки зрения личности, а трактовалось как "nature morte": оно было предлогом для сложных цветных задач. Портреты Ван-Гога и Сезанна больше говорили о личных трагедиях художников, чем о людях, ими нарисованных. Этим удовлетвориться было нельзя, и душа тосковала по остроте характеристик Фуке, Клуэ и Гольбейна. Надо, чтобы портрет жил в себе отдельною, самостоятельною жизнью, чтобы художник, вложивший в него пафос своего понимания, исчез и не стоял бы между зрителем и лицом, живущим на полотне. Таких портретов в настоящее время нет в России. Но два художника приближаются к такому пониманию лица: Сомов и Головин".


    [​IMG]
    Валентин Серов

    [​IMG]
    Константин Сомов на сеансе


    "Портреты Серова представляют течение, обратное выраженному Сомовым. В то время как лица, изображенные Сомовым, живут в глубине самих себя, по ту сторону своего лица, собственною, сокровенною жизнью, персонажи Серова живут на поверхности своего лица и в движении своего жеста. Люди, написанные Серовым, характерны, и жесты их характерны, но они беспокойны. У Сомова жизнь неслышно горит в глубокой тишине души, а у Серова она выражается в действии. Серов ищет выразительного и трудного жеста для своего портрета: г-н Гиршман - вынимает карандаш из кармана, г-жа Гиршман - стоит перед своим туалетом, кн. Голицын держит себя за ус, С. А. Муромцев, взявшись рукой за край пюпитра, готовится начать речь, Бальмонт с цветком в петлице сюртука выгибается как геральдический ликорн: все они позируют перед зрителем. В то время как Сомов ищет тишину для своей модели, Серову необходимо дать ей беспокойную позу, в которой выявились бы черты личности. Для Сомова главное в человеке за его маской, Серов не знает различия между маской и лицом. Впрочем, последнее зависит и от того, что он пишет людей иного душевного склада, чем сомовские петербуржцы, людей с голыми лицами, психологически просто отражающими их душевный мир. Характерный жест может передать Гиршмана, кн Голицына, Стасова, - но его нельзя найти ни для Кузмина, ни для Сологуба, ни для Добужинского. В этом оправдание Серова. Но все же портреты Серова не будут иметь той исторической важности документального свидетельства, как портреты Сомова".


    [​IMG]
    К.Сомов, портрет Рахманинова

    [​IMG]
    К.Сомов, портрет Остроумовой-Лебедевой

    [​IMG]
    В.Серов, портрет Л.Андреева

    [​IMG]
    В.Серов, портрет Левитана

    [​IMG]
    А.Головин, портрет Мейерхольда

    [​IMG]
    А.Головин, портрет жены художника


    "Документальность же составляет главное достоинство портретов А. Я. Головина...<...> Головин, вечно занятый работами над оперными и балетными декорациями Мариинского театра, вынужденный постоянно творить в формах фантастических и декоративных, ищет в портретах своих отдыха от этих синтетических и отвлеченных форм искусства, ищет обновления и силы в самом наивном и четком реализме. Он требует от своих портретов ни декоративности, ни позы, а только сходства. Такого сходства, "чтобы казалось, что не один человек сидит, а два, и который из них нарисован, нельзя отличить". Когда он начинает портрет, то иногда он пишет сначала пиджак, воротничок, галстук, оставляя пустым место лица: "пиджак или воротничок труднее написать похожими, несущими в себе печать индивидуальности, чем лицо или руки". Иногда, написавши все лицо, он оставляет пустое место для глаз и заканчивает последними. Это те трудности, которые может себе позволить только виртуоз рисунка. Сознательная наивность и простота отношения к своей работе создают то, что в результате его портреты являются не менее ценными человеческими документами, чем портреты Сомова. Можно сказать так: Сомов продолжает и художественно заканчивает ту маску, которую выбрал себе человек, Головин же реалистичнее и с большей зрячестью подходит к лицу существующему; но и у того, и у другого настоящий человек смотрит из глубины. У Серова же нет этого разделения, и человек слит со своим лицом вполне, в его портретах не отмечено никаких психологических противоречий. Противоречий не отмечено и в портретах Кустодиева. Но Кустодиев стоит уже большою ступенью ниже. Его губит собственное мастерство. Он с одинаковой легкостью и внешней виртуозностью пишет кого угодно и в каких угодно манерах: человеческое лицо и вещь, ткань и цветы, пейзаж и жанр трактуются одинаково искусно и однообразно, при всем разнообразии доступных ему стилей. Это как бы роднит его с Бакстом - самым очаровательным хамелеоном русской живописи. Но Бакста можно поймать в те моменты, когда он становится сам собою и никем больше: это тогда, когда он создает балетные костюмы. Здесь он подымается до высочайших степеней индивидуальности. Кустодиев же, по-видимому, становится сам собою лишь тогда, когда пишет ситцы, кумачи, ярмарки - тканую пестроту русского мещанства. Этим отличается его хамелеонство от хамелеонства Бакста".
    Максимилиан Волошин, "Лики творчества"


    [​IMG]
    Б.Кустодиев, портрет Шаляпина

    [​IMG]
    Л.Бакст, портрет А.Бенуа


    Ставить в вину художнику жест, декоративность? Таким путём в анализ включается вкусовщина.
    "Но все же портреты Серова не будут иметь той исторической важности документального свидетельства, как портреты Сомова". Волошин промахнулся в этом анализе, и даже последним аргументом "но всё же" не смог подвести черту, оценивая труд этих художников. Серов превзошёл Сомова как портретист именно в плане насыщенности детали и в плане достаточной документальности (Головина, впрочем, наверное, не превзошёл).
    Детали же Бакста и Кустодиева (в моих глазах) если не добавляют психологизма натуре, то привносят свидетельство внимательного доброго взгляда художника.
    Даже когда работы художников "больше говорили о личных трагедиях художников, чем о людях, ими нарисованных", это не умаляло достоинств самих работ, если трагедия художника была трагедией времени.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Когда он был таким, Жаклин ещё не было на свете. Она придёт в этот мир через двадцать с лишним лет, а встретится с ним, будучи такой же молодой, как он на этом автопортрете, а ему будет уже 72 года. И проживут они вместе 20 лет, до последнего его дня.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    "Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?"
    П.Пикассо

    Сейчас у нас витают в воздухе несколько идей. Одна из них: необходим язык, который был бы больше, чем средством коммуникации. Другая: необходима идея, которая была бы достойно воплощена на этом языке.

    Загадочная абракадабра абстракционистов, сюрреалистов манит тем, что за их странными содержанием и формой мерещатся большие откровения и возможности. Если же не устраивает содержание, тогда мы, мол, мил человек, воспользуемся для своих нужд только твоим словарём...
    Однако задача эта неблагодарная - особенно когда техника сугубо авторская.

    [​IMG]

    Портрет в исполненнии Пабло Пикассо - как пондемоторное письмо, срощен с плотью и душой художника. Вряд ли попали хоть раз в точку исследователи его живописи, расшифровывая его язык (от конформисткого до самого возвышенного прочтения), не попала бы и я.

    "оседлав этот поздний вечер всей своей печенкой и потрохами припавший к озеру незабудок открытому настежь любому ветру и поддерживая руками крылья разбитые ритмом криков я прогуливался когда внезапно сигарета как безумная обвилась вокруг моего пальца и ужалила меня до крови"
    Пабло Пикассо (перевод М.Яснова)

    Художник заполнял формат стихотворения как хотел, а не как надо, поступая с ним, как и с картиной. Эта поэзия - часть словаря Пикассо.
    Возлюбленные художника, наверное, были и мельче, и одновременно крупнее своих образов, какими он их видел. Они на картинах претерпевали метаморфозы следом за всем, на что падал его взгляд, когда он держал в руках кисть.

    "картины это рыболовные сети
    с пронзенным сердцем
    это сияющие пузыри
    схваченные за горло глазами
    под ударом хлещущего хлыста
    бьющего крыльями
    вокруг квадрата своего желания"
    Пабло Пикассо (пер.М.Яснова)

    Кроме периода совместной жизни с Ольгой Хохловой, когда последняя "лепила" гения, как Елена Дьяконова потом лепила Сальвадора Дали, периодические "рецидивы" навыков академического письма и не менее стойкий, возвращающийся вкус абстрактного, которые соотносят с условиями жизни художника, мне кажутся зависящими от других, для нас не доступных причин. Иначе те же портреты Жаклин не были бы настолько богаты по форме (глубокая чувственность содержания этих картин - стабильная составляющая).​

    Мне, конечно, ближе Пикассо, когда он вспоминает про полутени и лессировку.
    Но это тоже иллюзия гармонии. Вообще, тонкие и продолжительные переходы от света к мраку, от цвета к цвету - это, скорее, признание художника в некоторой усталости глаза и души. Он покоряется форме - хотя бы на время. Так, живопись духовного содержания - это тоже покорность, послушность воле Господа. "Гармоничность формы" в живописи - это также раздел "словаря".

    ***​

    "Я начинаю с идеи, а потом она становится чем-то еще".
    П.Пикассо

    Взгляните на ранние автопортреты Пикассо.

    [​IMG]

    [​IMG]

    То ли дух смотрит глазами художника на нас, то ли землянин - на вселенную на этих автопортретах (что часто, впрочем, встречается на автопортретах молодых художников), но есть в них большее. Вся скрытая, сконцентрированная энергия, несмотря на форму, ещё вселяющую надежду на конформное, безконфликтное (с традицией и со сферой потребления искусства) развитие способностей, уже присутствует (это видно по пятнам, тектонике картин, по месту, отведённому для лица, отсутствию рук, пустоте вместо деталей). Надо быть тупым до предела, чтобы поверить в то, что этот художник сможет обойтись на своём веку красивыми видами Монмартра и аппетитными фруктами в вазах.
    И он показал это в самом скором будущем.

    Тогда, в начале прошлого века, никто не хотел быть яснее и понятнее. Все хотели предельного, самого звучного, яркого выражения. И так же искали новый язык, надеясь, что язык добавит новые смыслы.

    "если я думаю на каком-то языке
    и пишу "в лесу собака идет по следу зайца"
    и хочу перевести все это на другой
    я должен сказать
    "стол из белого дерева погружает лапы в песок
    и почти умирает от боязни понять насколько он глуп""
    П.Пикассо (перевод М.Яснова)

    Периоды возвращения к понятным формам, как я уже сказала, скорее говорят о творческом утомлении, оглядывании назад, закрытости, передышках. Остальное - это выражение смыслов, вкладываемых в предмет, вместо самого предмета, питающееся той самой вырывающейся из глубин энергией.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Периодически исчезали разноплановость, трёхмерность, зато появились остроумные мелочи, детализированная и дробная нагота, а с годами - и лаконичность знака. Действительность превращалась в набор заклинаний, шифровку, карту необитаемого острова с тайной клада. Впрочем, и это не приносило удовлетворения...

    Я думала про Жаклин, потому что она застала Пабло великолепного периода зрелости, о каком многие художники успевают только чуть помечтать. Последние двадцать лет более, чем девяностолетней жизни мастера, наполненные её любовным служением, - это действительно драгоценно. А если помнить об обрамлении этих двадцати лет - его прошлом и её будущем - они сами становятся памятником культуры.
    Разговор художника с возлюбленной на холстах имел самый лучший, спонтанный характер. Не отточенная техника, а безоглядность, непосредственность делает эти портреты живыми до сих пор.

    Поиск языка и надежда на него как на осмысленное информационное пространство уже заманивало творческих людей в глухие дебри не раз. Выручало некоторых из заблудившихся именно это - способность к естественному выражению, максимально свободному от технологичности. Не вылезет из дебрей, так хоть научится говорить на птичьем и зверином языке...

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  10. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Альбрехт Дюрер, "Праздник чёток"

    Вон он, справа, в сторонке, под деревом. Держит в руках лист, на котором написано "Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец, 1506 год". Это он, тридцатипятилетний Альбрехт.

    [​IMG]
    Альбрехт Дюрер, "Поклонение Троице"

    И ещё более "скромный" образ уже сорокалетнего художника в нижнем правом углу.
    Что ни говори, своё место в том, что творил художник, занимало художника всегда. Вряд ли зрители, которым тоже не всё равно, из-под чьей руки всё это вышло, осудили бы его за это)

    [​IMG]
     
  11. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Часто говорят, что портреты, написанные Ван Гогом, с годами становились всё более похожими на людей, которых писал художник. Обычно, повторяя этот факт, добавляют что-то о глубоком психологизме, о проницательности живописца и пр. В самом деле, почему многие фотографически точные портреты "не похожи", а нечто стилизованное, искажённое или гротескное выдаёт вдруг самые сокровенные тайны портретируемого? Не хочется съезжать к мысли о карикатуре. Авторская стилизация бывает так же далека от карикатуры, как и сугубый реализм.
    Есть ещё один феномен, который вызывает у меня иногда досаду — сходство персонажей с их автором. И снова задам тоскливый (впрочем, не всегда тоскливый) вопрос: почему при высоком мастерстве художника это происходит так часто?

    [​IMG] [​IMG] [​IMG] [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG] [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]

    Возникают две мысли.

    Личность художника напоминает мне полуфабрикат, бумажную смесь, перемешанную с жидким ещё клеем — будущее произведение, будущее отвердевшее папье-маше. Портретист — та самая версия реальности, через которую проходят его персонажи, прежде чем их увидят зрители. Герои пересекают художника, как землю, роднятся с этой землёй, а потом приходят на картины уже братьями, земляками.
    Одновременно рука портретиста, этого "полуфабриката", в лучшие свои рабочие часы мало зависит от человеческой воли. Это я вам как портретист говорю ). То есть почерк художника в лучшем своём качестве не принадлежит ремеслу. Я видела много художников в работе над одной натурой, видела результаты этой работы и знаю, в какой странной, но очень крепкой связке находятся их почерк и личности.

    Это не так уж и глупо и совсем не противоречит картине мира, той самой картине, в которой одновременно сомневаются столь многие. Вот пример её зыбкости - наши портреты.

    [​IMG]
    Винсент Ван Гог
     
  12. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    Размещая здесь и здесь разные картинки, я их пересмотрела очень много. Материал был отчасти из того, что я знаю много лет, отчасти - новым для меня. И я одновременно разглядывала автопортреты художников, написавших те картины, что я показывала в "Мифической географии", и многие из них были для меня открытием.
    Размещаю их здесь.

    Что-то художники заявляли в автопортретах декларативно, как обдуманную концепцию, что-то естественно сквозит в них, как способ познания мира.
    Рядом - их работы.
    Портреты, сделанные их друзьями, тоже буду здесь показывать, они бывали очень удачными. В этом случае автора укажу.


    [​IMG]

    Рогир Ван Дер Вейден (1399/1400 — 1464)

    [​IMG]
    [​IMG]



    [​IMG]

    Иерогнимус Босх (1440-1516)

    [​IMG]
     
  13. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Сандро Боттичелли (1445 — 1510)

    [​IMG]



    [​IMG]

    Альбрехт Дюрер (1471-1528)

    [​IMG]
     
  14. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Мартен ван Хемскерк (1498—1574)

    [​IMG]
    [​IMG]



    [​IMG]

    Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  15. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG] [​IMG]

    Питер Брейгель Старший (ок. 1525 — 1569)

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  16. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669)

    [​IMG]
    [​IMG]



    [​IMG]

    Франсиско Гойя (1746 — 1828)

    [​IMG]
     
  17. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Уильям Тёрнер (1775 – 1851)

    [​IMG]
    [​IMG]



    [​IMG]

    Джордж Фредерик Уотс (1817 - 1904)

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  18. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Ричард Дадд (1817 - 1886)

    [​IMG]



    [​IMG]

    Джон Эверетт Милле (1829 - 1896)

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  19. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Арнольд Бёклин (1827 – 1901)

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG][​IMG]



    [​IMG]

    Эдвард Берн-Джонс (1833 - 1898)

    [​IMG]
     
  20. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Анри Руссо (1844 — 1910)

    [​IMG]
    [​IMG]



    [​IMG]

    Уолтер Крейн (1845 - 1915)

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  21. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Виктор Васнецов (1848 - 1926)

    [​IMG]
    [​IMG]



    [​IMG]

    Михаил Врубель (1856 - 1910)

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  22. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Винсент Ван Гог (1853 - 1890)

    [​IMG]
    [​IMG]


    Мне уже приводилось говорить об автопортрете, как о работе над портретом, когда нет под рукой другой натуры. Есть и противоположность такой работе - парадный портрет и автопортрет, а посредине находятся полу-лирические, полу-декларативные вещи, когда образ и чувственный, и вполне "цеховой".

    Поскольку этих художников я вспомнила, когда искала хорошие иллюстрации к труду Ондатра о мифической географии, вышло так, что тут собралась компания художников-мистиков из разных веков.
    Очень любопытно наблюдать не только эволюцию мистической темы в изобразительном искусстве, но и то, как заявляли о себе мастера в автопортретах. Кроме заявления о ремесле и того, о чём говорят "так рука берёт" или "каждый пишет, как он дышит", есть у портретов свойство, которое претерпевает метаморфозы со временем.
    Вряд ли сознание и восприятие Босха и Дюрера, Боттичелли и Арчимбольдо были более прагматичными, менее изощрёнными, чем у Бёрдслея или Эшера, к примеру. Я никогда не смогу предпочесть как волшебника живописи одного из названных художников всем остальным. Но насколько разные их автопортреты...
    С каждым веком растёт потребность в атрибутах, которые говорили бы об образе автора больше, чем сам его человеческий образ. Персонажи проникают на автопортрет всё больше и чаще, театральность иногда зашкаливает. Вы это ещё увидите.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Эдвард Мунк (1863 - 1944)

    [​IMG]
    [​IMG]



    [​IMG]

    Василий Кандинский (1866—1944)

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  24. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]

    Обри Бёрдслей (1872 - 1898)

    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]



    [​IMG]

    Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 - 1911)

    [​IMG]
    [​IMG]
     
  25. TopicStarter Overlay
    Мила

    Мила Автор

    Сообщения:
    14.942
    Симпатии:
    2.647
    [​IMG]
    Портрет работы Б.Кустодиева

    Иван Билибин (1876 - 1942)

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей